1uomo.ru

Мода и Стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Женская тюбетейка татарская как называется

Женская тюбетейка татарская как называется

Автор: Ульман Ольга Николаевна

Организация: МКДОУ «Д/с №17»

Населенный пункт: Челябинская область, Коркинский муниципальный район

Программное содержание:

Познакомить детей с особенностями национальной одежды народов Южного Урала.

Продолжать учить украшать узором головные уборы, используя элементы татарского и русского орнаментов.

Закрепить представления о русских и татарских национальных костюмах, учить различать русские и татарские головные уборы.

Развивать интерес к культуре народов своего края.

Воспитывать уважительное отношение к традициям народов Южного Урала.

Предварительная работа.

— Беседа о традиционном русском народном костюме и татарском.

— Рассматривание альбома «Народы Южного Урала»

— Рассматривание иллюстраций с разными головными уборами.

Оборудование.

Сундук, головные уборы (тюбетейки, кокошники), иллюстрации, презентация «Головные уборы», образцы кокошников и тюбетеек, украшенных узорами.

Шаблоны тюбетеек и кокошников на каждого ребенка, элементы узора на каждого ребёнка.

Ход занятия:

Входит воспитатель в русском народном костюме под русскую народную музыку.

— Здравствуйте ребята, меня зовут Девица-Красавица.

-Ребята, вам нравиться мой наряд?

Это не просто нарядный костюм. Это праздничный национальный костюм.

Давайте рассмотрим его.

-Как вы думаете, кто носит этот костюм (женщины или мужчины)?

Ребята, это женский национальный костюм.

— Как вы думаете, а какой национальности люди носят этот костюм?

Это русский национальный костюм.

Как называется верхняя часть костюма? (сарафан)

А нижняя? (рубаха)

А что у меня на ногах? (Сапоги)

А на голове? (кокошник)

— Правильно молодцы ребята, вы правильно назвали элементы костюма.

Ребята, вы любите путешествовать?

Я предлагаю вам совершить путешествие в мир национальных костюмов народов Южного Урала.

Присаживайтесь на свои места (Показ презентации).

— В какой стране мы живем? (в России)

-В каком городе? (в Коркино)

-Где находится город Коркино? (на Южном Урале) Правильно.

— Ребята знаете ли вы, какие народы проживают на Южном Урале?

(Русские, башкиры, татары, немцы, украинцы, евреи и многие другие народы.)

— Все народы имеют свои национальные костюмы. Сегодня мы с вами подробнее поговорим о татарском и русском национальном костюме.

-Ребята обратите внимание на экран, здесь вы видите людей, которые одеты в русские и татарские национальные костюмы.

— А сейчас я предлагаю вам внимательно посмотреть и ответить самим, в какие национальные костюмы одеты эти люди.

— В какой национальный костюм они одеты? (в Русский)

— Назовите части мужского и женского русского национального костюма. (мужской костюм: рубаха, штаны-порты, длинный пояс – кушак, лапти, картуз; женский костюм – рубаха, сарафан, сапоги, кокошник.)

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали части русского национального костюма.

-Ребята, посмотрите в какой костюм одеты эти люди? (В Татарский)

— Назовите части мужского и женского татарского национального костюма.

(мужской костюм: длинная рубаха, жилет — камзол, тюбетейка, сапоги; женский костюм: рубаха – платье (кульмек), жилет — камзол, тюбетейка, сапоги)

Воспитатель: Молодцы ребята, правильно назвали элементы костюма.

— В национальных костюмах самым главным элементом, являются головные уборы, о которых мы подробнее с вами сейчас поговорим.

Посмотрите на экран.

-Как называется этот головной убор? (Кокошник)

— Народы, какой национальности носят этот головной убор?

-Посмотрите, какие кокошники красивые, они бывают разного цвета, разной формы, величины.

Воспитатель: В старинные времена кокошники украшали золотыми нитями и жемчугами.

— Посмотрите, какие красивые узоры на кокошниках. Назовите элементы узоров, которые вам знакомы? (Цветы, точки, круги, завитки, волнистые линии)

Воспитатель: Давайте рассмотрим ещё один головной убор

— Как он называется? Тюбетейка.

— Народы, какой национальности носят тюбетейки? (Татары)

Тюбетейки тоже бывают разного цвета, из разных тканей, с разными узорами, в старинные времена их расшивали золотыми и серебряными нитями и украшали драгоценными камнями, а сейчас их украшают блестками, бисером, вышивают узоры.

-Давайте рассмотрим элементы узоров на тюбетейках.

Воспитатель: Назовите элементы узоров, которые вам знакомы. (Цветы, круги, лепестки, завитки, полукруги и т.д.)

— Ребята, я приготовила для вас небольшой сюрприз.

-Посмотрите, это волшебный сундучок. Но сундучок закрыт.

Если сказать волшебные слова, то сундучок откроется.

Тра-тра-тра, сундучок открыть пора.

Читайте так же:
С чем носить бежевые льняные брюки женские

— Ребята, посмотрите, сколько красивых головных уборов в сундучке.

-Что это? (Кокошник)

— Посмотрите, какой он красивый, передавайте его друг другу.

Чем украшен кокошник? (узорами из бусин и блесток)

Вы, наверное устали, я вам предлагаю отдохнуть.

Поиграть в игру «Надень головной убор»

Встань в круг, под музыку будем бегать вокруг стульчиков. Когда остановится музыка, нужно будет надеть головной убор.

Кому головного убора не хватит, тот выбывает из игры.

Игру проводится 3-4 раза.

-Как называется этот головной убор? (Тюбетейка)

— Рассмотрите его, передавайте друг другу, чем украшены тюбетейки, какие узоры вы видите.

-Вам понравились головные уборы?

Воспитатель: В старинные времена люди сами, своими руками украшали головные уборы.

Давайте расскажем про маленькую Алёнку, которая сама много чего делала своими руками.

Пальчиковая гимнастика «Алёнка-малёнка»

Алёнка- малёнка (Хлопок ладонями, удар кулачками.)

Воды наносила, (Загибаем пальцы, начиная с большого)

В охоту ей дело.

— Теперь я предлагаю вам подойти к столу и выбрать для себя кокошник или тюбетейку.

Сегодня мы будем настоящими ювелирными мастерами, будем украшать головные уборы.

— Перед тем как начать работу обратите внимание на образцы, они помогут вам украсить узорами головные уборы, не забывайте пользоваться салфеткой, чтобы убрать лишний клей.

Приступайте к работе. Включаю народную музыку.

-Помогаю затрудняющимся детям.

— Кто закончил украшать свой головной убор, несите его и кладите на стол, для того, чтобы он просох.

— Ребята давайте полюбуемся на ваши работы, какие красивые получились у вас кокошники и тюбетейки.

— Вы довольны своей работой? А какой узор получился самый интересный, на ваш взгляд? А какой самый лёгкий?

— Мне тоже очень нравиться ваши головные уборы, когда они хорошо просохнут, мы приклеим к ним ободки, и вы сможете их надеть и поиграть с ними. Хранить мы их будем в уголке «ряженья».

Список литературы:

1.Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. — Челябинск: Взгляд. 2007.

2.«Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

3.«Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005.

4.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство — Пресс, 2002.

5.Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. — М.: Просвещение, 1990.

Головные уборы

Как элемент традиционной одежды головные уборы поволжско-приуральских татар восходят к древне-тюркской культуре и костюму булгарских предков.

В процессе развития головных уборов татары испытали заметное влияние культурных традиций соседних народов Волго-Уральского региона, а также народов мусульманского Востока.

Этнохудожественная специфика татарских головных уборов, многообразие их исторических, территориальных вариантов наиболее ярко проявляются в женском костюме. Ещё в древности определились два основных вида женских уборов — покрывала и шапки.

Женские головные уборы

Покрывала — бэрканчек, тугэрэк яулык, орпек, тастар к концу XIX в. уже вышли из широкого употребления. Эти самобытные головные уборы, разнообразные по форме (квадратные, треугольные, полотенцеобразные), декоративное решению (вышивка, аппликация, узорное ткачество) и способам ношения, с 1-й половине XIX в. стали сменяться платками и шалями фабричного производства.

Нижние ситцевые платки («француз яулык») татарки носили в роспуск: пожилые женщины завязывали два конца платка под подбородком, девушки и молодые женщины — на затылке.

Ажурные шали из шёлкового трикотажа надевали при выходе из дома: пожилые состоятельные женщины— под меховую шапку— «камчат бүрек», молодые женщины и девушки набрасывали их на шапкообразный убор — калфак.

Бархатные калфаки, расшитые жемчугом, бисером, золотошвейной гладью, были самым распространённым головным у мусульманок вплоть до 1920-х гг.

Старинные формы калфаков — белый вязаный колпак, бархатный «чачак-колпак» к концу XIX в. носили лишь девушки-кряшенки. Замужние кряшенки покрывали голову многоэлементным головным убором сурэкэ, а в молькеевской группе крещёных татар — тастарным комплексом. Последний в локальных модификациях сохранялся также к началу XX в. в женском костюме касимовских татар, отдельных групп мишарей.

Читайте так же:
Джинсы трубы для полных женщин

Один из древнейших, восходящих к булгарскому периоду, вариантов тастарного комплекса головных уборов включал сплошь расшитую монетами, кораллами, бисером шапочку — кашпау, которую продолжали носить в группе лямбирских мишарей ещё и в середине XIX в.

Мужские головные уборы

Мужские головные уборы татар, в отличие от женских, не имеют существенных региональных особенностей. В них отражаются лишь разное имущественное, сословное положение носителей, их принадлежность к городской или сельской культуре, мусульманской или христианской конфессии.

До начала XX в. головные уборы, изготовленные из дорогих тканей, ценных мехов, имелись в гардеробе лишь зажиточной части населения.

Тюбетейка и чалма — своеобразные символы исламской веры — у татар-кряшен не бытовали. Характерный для татар-мусульман нижний головной убор— тюбетейка, по-видимому, восходит к сфероконической простёганной четырёхклинной шапочке, которую древние воины носили под шлемом. Казанские татары называют его «такыя», мишари — «кәпәч».

К широко бытовавшим до середины XX в. верхними мужскими головными уборами относятся валянные из овечьей шерсти летние шляпы с полями «эшләпә» и зимние шапки «бүрек».

Меховые шапки модных фасонов в форме цилиндра «мәскәү бүрек», «данадар бүрек», тюбетейки в виде усечённого конуса, известны под названием «кәләпүш», получили распространение под влиянием городского стиля одежды.

На рубеже XIX–XX вв. среди части татарской интеллигенции получила распространение турецкая фетровая феска с кистью.

Детские головные уборы

Детские головные уборы являлись уменьшенной копией взрослых уборов, но они изготавливались из ярких материалов и богаче декорировались — даже зимние шапки нередко украшали вышитыми узорами. Уже в 3–4 года мальчики начинали носить тюбетейки. Девочкам выходным головным уборам служили платки, с подросткового возраста — калфачки и каттаджи.

Процесс европеизации одежды, наметившийся ещё на рубеже XIX–XX вв., к середине XX в. практически вытеснил из быта татар традиционные головные уборы.

В конце XX в. на волне возрождения национальной культуры наметилась тенденция восстановления отдельных элементов национального костюма, содержащих этническую символику, в том числе таких головных уборов, как тюбетейка и калфак.

Литература

Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953;

Завьялова М.К. Татарский костюм. Казань, 1996;

Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала. Казань, 2000.

Для чего нужна тюбетейка?

Узбекская тюбетейка, наравне с узбекским пловом или узбекской юртой, — один из символов Узбекистана. Это не просто красивый головной убор, это еще и своего рода “паспорт” ее обладателя. Многие из этих символов служат оберегом от злых духов или от сглаза, другие — приносят богатство, удачу и благополучие.

Что символизирует узоры на тюбетейка?

Традиционные узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют непреходящие ценности: узор “след змеи” оберегает от сглаза, символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а рыбы – плодовитость женщины. Очень популярным узором считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль.

Как по другому называется тюбетейка?

Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия».

Чем мужская тюбетейка отличается от женской?

Мужские тюбетейки могут быть украшены орнаментом по всей окружности, но он должен быть более строгим. А вот женские тюбетейки вышивают только спереди, зато узор может быть более ярким, в нем больше бисера», – поделилась мнением Гузель.

Почему татары носят тюбетейку?

На татарской земле издревле тюбетейка выполняла больше практическую функцию и служила «подшлемником» для воинов. Тюбетейки до сих пор носят как символ принадлежности к определенным национальностям и религиям, подчеркнула мастер, однако для большинства городских татар тюбетейка выполняет больше декоративные функции.

Как называется головной убор у татар?

Женский головной убор — калфак, изначально был мягким тканевым или замшевым колпаком простой формы. На голове калфак закреплялся с помощью повязки «ука-чачак». Калфак был не просто элементом одежды, это было настоящее украшение — с орнаментом, выполненным бисером, бахромой, узорами из золотых и серебряных нитей.

Как выглядит татарский национальный костюм?

Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой. Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Читайте так же:
Можно ли носить брюки бананы полным женщинам

Кто носит белую тюбетейку?

Тюбетейка является национальным головным убором среднеазиатских народов, ее также носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.

Какие бывают тюбетейки?

Разделяют шесть видов узбекских тюбетеек по регионам: Бухарская, Самаркандская, Сурхандарьинская, Кашкадарьинская, Хорезмская и Ташкентская. Все виды отличаются не только формой, но и орнаментами, украшающими головной убор. Узоры оттачивались мастерами в течении многих веков, а теперь передаются от мастера к ученику.

Почему мусульмане носят шапочки?

В древности тюбетейка играла роль оберега. Считали, что головной убор способен уберечь своего хозяина от недоброго взгляда и даже действия злых сил.

Как называется узбекский головной убор?

Головные уборы Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов. Папаха — головной убор хорезмийских, бухарских узбеков. Хорезмийские и бухарские узбеки предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.

Как называется шапка у узбеков?

шапка узбека — 6 (шесть) букв Тюрбан – Головной убор восточных народов из полотнища легкой материи, обмотанного вокруг головы ТЮРБАН [фр. turban ; перс.] – головной убор в виде полотнища легкой, часто шелковой ткани, обернутого вокруг головы прямо поверх волос, иногда с украшениями (ср. чалма).

Как называется вязаная шапочка у мусульман?

Не знаю насколько точно будет звучать по русски, по татарски это называется – пахъя. Одевается при посещении мечети, кладбища, других мусульманских обрядов.

Как в старину называли женский головной убор?

Галстинка — девичий головной убор, платок, сложенный в виде повязки. Голова — женский головной убор типа кокошника, состоял из кокошника, налобника, позатыльника, платка. Головное — женский головной убор.

Как называется шапка у киргизов?

Колпа́к (от тюрк. kalpak — высокая шапка) — головной убор конусообразной, округлой или цилиндрической формы. Есть разные виды этого головного убора: Национальный колпак (у киргизов, каракалпаков, казахов)

Как называется головной убор шеф повара?

Головной убор для повара: колпак, берет или бандана. Поварской колпак — непросто головной убор, под которым прячут волосы. У него намного большее значение и история самая увлекательная из тех, что посвящены предметам одежды поварского гардероба, например, поварскому кителю.

Когда день колпака?

5 марта в Кыргызстане отмечается День Ак калпака (Ак калпак күнү) – праздник в честь национального головного убора кыргызов – белого колпака, установленный постановлением Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана от 29 июня 2016 года № 825-VI, в целях сохранения значимости национального головного убора.

Что означает форма калпака?

За многие века не поменялась форма этого головного убора, потому что символизирует окружающие горы и чистоту душевного мира народа. Ученый этнограф Лев Гумилев говорил: «Калпак своей формой напоминает горы, юрту и вместе с тем египетские пирамиды».

Что означает кисточка на Калпаке?

Четыре линии окантовки – это символ жизни; кисточки на макушке олицетворяют потомство и память предков; узор говорит о разветвлении рода, а слишком сложные узоры – о хвастовстве владельца. Появление калпака в Средней Азии ученые относят к XIII веку.

Что такое день калпака?

День Ак калпака (Ак калпак күнү) – праздник в честь национального головного убора кыргызов – белого колпака, установленный постановлением Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызстана от 29 июня 2016 года № 825-VI, в целях сохранения значимости национального головного убора.

Что означает кисточка на колпаке?

«На макушке колпака пересекаются четыре линии окантовки. Они олицетворяют солнце и жизнь. Кисточка означает потомство и память предков. А узор говорит о разветвлении рода», – говорит Аламанова.

Почему кыргызы украшают Калпак узорами?

Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай охраняет ребенка во сне от злых духов», — объяснил он.

Когда день калпака в Кыргызстане?

БИШКЕК В Кыргызстане на параде в рамках празднования Дня Ак калпак – 5 марта продемонстрировали национальные костюмы.

Читайте так же:
Модели брюк для невысоких женщин с короткими ногами

Как называлась шапка в Древней Руси?

Шапки Русского царства, венцы царские — отороченные соболем «короны»-шапки русских царей, из которых наиболее древней и известной является Шапка Мономаха. Эти регалии, входившие в Большой наряд царя, хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

Татарский национальный костюм эксклюзив

Татарский национальный костюм

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

традиционная одежда татар

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом».

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

татарская тюбетейка

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Читайте так же:
Компрессионные гольфы размеры таблица для женщин

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. «Городские» калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

татарские украшения

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения — охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector