1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морфологический разбор слова «венец»

Морфологический разбор слова «венец»

Далее давайте разберем морфологические признаки каждой из частей речи русского языка на примерах. Согласно лингвистике русского языка, выделяют три группы из 10 частей речи, по общим признакам:

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ. );
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;

    2. Служебные части речи:

    • предлоги;
    • союзы;
    • частицы;

    3. Междометия.

    Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

    • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
    • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

    Морфологический разбор существительного

    • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
    • собственное или нарицательное;
    • одушевленное или неодушевленное;
    • род (м,ж, ср.);
    • число (ед., мн.);
    • склонение;
    • падеж;
    • синтаксическая роль в предложении.

    План морфологического разбора существительного

    «Малыш пьет молоко.»

    Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

    • начальная форма – малыш;
    • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
    • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
    • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

    Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

    • начальная форма – молоко;
    • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
    • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
    • в предложении прямое дополнение.

    Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

    «Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков).»

    Дамы (кто?) — имя существительное;

    • начальная форма — дама;
    • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
    • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
    • синтаксическая роль: часть подлежащего.

    Лужину (кому?) — имя существительное;

    • начальная форма — Лужин;
    • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
    • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    Ладонью (чем?) — имя существительное;

    • начальная форма — ладонь;
    • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
    • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
    • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

    Пыль (что?) — имя существительное;

    • начальная форма — пыль;
    • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
    • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
    • синтаксическая роль: дополнение.

    (с) Пальто (С чего?) — существительное;

    • начальная форма — пальто;
    • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
    • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
    • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

    Морфологический разбор прилагательного

    Имя прилагательное — это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

    • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
    • постоянные морфологические признаки прилагательных:
      • разряд, согласно значению:
        • — качественное (теплый, молчаливый);
        • — относительное (вчерашний, читальный);
        • — притяжательное (заячий, мамин);
        • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных — сложная): красивый-красивее-самый красивый;
        • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
        • признак рода (только в единственном числе);
        • число (согласуется с существительным);
        • падеж (согласуется с существительным);

        План морфологического разбора прилагательного

        Полная луна взошла над городом.

        Полная (какая?) – имя прилагательное;

        • начальная форма – полный;
        • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
        • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
        • по синтаксическому анализу — второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

        Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

        Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

        Прекрасна (какова?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — прекрасен (в данном значении);
        • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
        • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Стройная (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — стройный;
        • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
        • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

        Тоненькая (какая?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — тоненький;
        • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
        • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: часть сказуемого.

        Голубые (какие?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — голубой;
        • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
        • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
        • синтаксическая роль: определение.

        Изумительных (каких?) — имя прилагательное;

        • начальная форма — изумительный;
        • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
        • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
        • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

        Морфологические признаки глагола

        Согласно морфологии русского языка, глагол — это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

        Морфологические формы глаголов:

        • начальная форма глагола — инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
        • спрягаемые (личные и безличные) формы;
        • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

        Морфологический разбор глагола

        • начальная форма — инфинитив;
        • постоянные морфологические признаки глагола:
          • переходность:
            • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
            • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
            • возвратные (есть -ся, -сь);
            • невозвратные (нет -ся, -сь);
            • несовершенный (что делать?);
            • совершенный (что сделать?);
            • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
            • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
            • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
            • наклонение:
              • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
              • условное: что делал бы? что сделал бы?;
              • повелительное: делай!;
              • сказуемым: Быть сегодня празднику;
              • подлежащим :Учиться всегда пригодится;
              • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
              • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
              • обстоятельством: Я вышел пройтись.

              Морфологический разбор глагола пример

              Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

              Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)

              Послал (что сделал?) — часть речи глагол;

              • начальная форма — послать;
              • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
              • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

              Какая тишина, прислушайтесь.

              Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;

              • начальная форма — прислушаться;
              • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
              • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
              • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

              План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

              Язык. Правописание. Культура речи
              Служебные части речи
              Частица — Частица как часть речи. Разряды частиц

              1) Спасай друга даже из огня. 2) Не пасть же лицом в грязь. 3) Твоими бы устами да мёд пить. 4) Иные друзья пригодны лишь чай пить. 5) Залез в богатство, забыл и братство. 6) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

              ✵ Найдите частицы, определите их разряд и роль в предложениях.

              ✵ Найдите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Почему происходит данное фонетическое явление?

              1) Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. (Цицерон) 2) Умные речи приятно и слушать. (Пословица) 3) Кто говорит — не так уж важно. Что говорит — важней гораздо. (Пословица) 4) Свободное слово да будет свободно провозглашено. Закон осуждает лишь результаты злоупотребления свободой слова. (А. Мицкевич) 5) Не выдумывай лжи на брата твоего и не делай того же против друга. (Античный афоризм)

              ✵ Укажите частицы, определите их разряд и роль в предложении.

              ✵ Проведите морфологический разбор двух частиц.

              Больше всего хранимого храни сердце своё, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят. Обдумай стезю для ноги твоей и все пути твои да будут тверды.

              (Из притчей Соломона)

              ✵ Обозначьте в тексте частицы, определите их разряд и роль в предложении.

              ✵ Возьмите в овал союзы, определите их разряд.

              ✵ Подчеркните в тексте предлоги. Какие они: производные или непроизводные? Приведите пример производного предлога, составьте и запишите с ним предложение.

              В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним своё назначение.

              ✵ Подберите к тексту заголовок, который будет отражать главную мысль текста.

              ✵ Найдите частицы, возьмите их в овал; укажите разряд частиц.

              ✵ Начертите схему предложения 1.

              1) Лишь он вошёл, она ему навстречу. 2) Ему бы лишь ничего не делать. 3) Вон холм лесистый. 4) Худую траву из сердца вон. (Пословица) 5) Трусливому зайке и пенёк волк. (Пословица) 6) Знание и ремесло человека красят. (Пословица) 7) Как рано вы завтра к нам приедете? 8) Как красив лес осенью! 9) Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки белеет облачко в выси небес. (М. Цветаева) 10) Нет счастья вне родины. Нет свободы. Каждый пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 11) Пускай толпа растопчет мой венец. (М. Лермонтов)

              ✵ Определите части речи созвучных слов, обоснуйте свою точку зрения.

              (Ответ: в 1-м предложении «лишь» — союз (= как только); во 2-м предложении «лишь» — частица (= только); в 3-м предложении «вон» — указательная частица; в 4-м предложении «вон» — наречие; в 5-м предложении «и» — усилительная частица; в 6-м «и» — союз, связывающий однородные члены; в 7-м предложении «как» — наречие; в 8-м «как» — частица; в 9-м «как» — союз; в 10-м предложении «пускай» — глагол; в 11-м «пускай» — частица.)

              ✵ Определите стилистическую принадлежность частиц, встретившихся в предложениях данного задания.

              1) Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук) 2) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3) Что же это за девица — не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка) 4) С мерцанием звёздочек этих сравнится лишь белый узор, что плетут кружевницы. (Снежинка) 5) Там морковка, там капуста, там клубника пахнет вкусно. И козла туда, друзья, ну совсем пускать нельзя. (Огород) 6) Здесь, ребята, в самом деле, не найти осин и елей, нет берёз, не сыщешь дуб, а вот сосен много тут. (Бор) 7) Пусть будет стройной, всё равно корове не пойдёт оно. (Седло) 8) Оно, как и дурная весть, оно на Солнце даже есть. (Пятно) 9) Непоседлив как малыш, что за ним не уследишь, хоть гляди во все глаза. Ох уж этот. (егоза). 10) Дым из чайника валит. Неужели чай горит? (Пар) 11) Если поле плугом вспашем, что потом о нём мы скажем? Вряд ли грядкой назовём, растут не овощи на нём. (Пашня) 12) Расскажи-ка мне скорее, что растёт на конской шее? (Грива)

              ✵ Выпишите из текстов загадок частицы. Определите их разряд.

              . Вот ведь как бывает в природе: уж и октябрь на исходе — глухая пора дождей, и совсем где-то рядом затаилась зима, — и вдруг на границе нескончаемых осенних дождей и зимней вьюги затерялся такой светлый, праздничный денёк! Будто лето, поспешно улетая, случайно обронило одну из своих светлых страничек.

              ✵ Выпишите из текста частицы. Сделайте их морфологический разбор.

              ✵ Угадайте частицу по лексическому значению и запишите её.

              1) Эта частица указывает на происходящее или находящееся в некотором отдалении (вон); 2) частица, выражающая уточнение, в значении «как раз», «действительно» (именно); 3) вопросительная частица, синонимичная частице «разве» (неужели); 4) ограничительная частица, синонимичная частице «только» (лишь); 5) частица, усиливающая значение слова, перед которым находится, синонимичная частице «даже» (и); 6) частица, выражающая восклицание, или негодование, или удивление (как) 7) частица, образующая форму условного наклонения глагола (бы).

              ✵ Подчеркните частицы, которые имеют омонимы среди других частей речи. (Ответ: вон, лишь, и, как.) Поясните своё утверждение, составив соответствующие предложения, в которых частицы перейдут в другие части речи. Какие?

              Частица как часть речи. Разряды частиц — Частица — СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ — ЯЗЫК. ПРАВОПИСАНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

              1) Спасай друга даже из огня. 2) Не пасть же лицом в грязь. 3) Твоими бы устами да мёд пить. 4) Иные друзья пригодны лишь чай пить. 5) Залез в богатство, забыл и братство. 6) Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

              • Найдите частицы, определите их разряд и роль в предложениях.

              • Найдите слова, в которых происходит оглушение звонкого согласного. Почему происходит данное фонетическое явление?

              1) Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. (Цицерон) 2) Умные речи приятно и слушать. (Пословица) 3) Кто говорит — не так уж важно. Что говорит — важней гораздо. (Пословица) 4) Свободное слово да будет свободно провозглашено. Закон осуждает лишь результаты злоупотребления свободой слова. (А. Мицкевич) 5) Не выдумывай лжи на брата твоего и не делай того же против друга. (Античный афоризм)

              • Укажите частицы, определите их разряд и роль в предложении.

              • Проведите морфологический разбор двух частиц.

              Больше всего хранимого храни сердце своё, потому что из него источники жизни. Отвергни от себя лживость уст и лукавство языка удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят. Обдумай стезю для ноги твоей и все пути твои да будут тверды.

              (Из притчей Соломона)

              • Обозначьте в тексте частицы, определите их разряд и роль в предложении.

              • Возьмите в овал союзы, определите их разряд.

              • Подчеркните в тексте предлоги. Какие они: производные или непроизводные? Приведите пример производного предлога, составьте и запишите с ним предложение.

              В нас живут труд, силы тех, кто жил до нас. Пусть же в свою очередь будущие поколения смогут жить благодаря нашему труду, благодаря силе наших рук и нашего ума. Лишь в этом случае мы достойно выполним своё назначение.

              • Подберите к тексту заголовок, который будет отражать главную мысль текста.

              • Найдите частицы, возьмите их в овал; укажите разряд частиц.

              • Начертите схему предложения 1.

              1) Лишь он вошёл, она ему навстречу. 2) Ему бы лишь ничего не делать. 3) Вон холм лесистый. 4) Худую траву из сердца вон. (Пословица) 5) Трусливому зайке и пенёк волк. (Пословица) 6) Знание и ремесло человека красят. (Пословица) 7) Как рано вы завтра к нам приедете? 8) Как красив лес осенью! 9) Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки белеет облачко в выси небес. (М. Цветаева) 10) Нет счастья вне родины. Нет свободы. Каждый пускай корни в родную землю. (И. Тургенев) 11) Пускай толпа растопчет мой венец. (М. Лермонтов)

              • Определите части речи созвучных слов, обоснуйте свою точку зрения.

              (Ключ: в 1-м предложении “лишь” — союз (= как только); во 2-м предложении “лишь” — частица (= только); в 3-м предложении “вон” — указательная частица; в 4-м предложении “вон” — наречие; в 5-м предложении “и” — усилительная частица; в 6-м “и” — союз, связывающий однородные члены; в 7-м предложении “как” — наречие; в 8-м “как” — частица; в 9-м “как” — союз; в 10-м предложении “пускай” — глагол; в 11-м “пускай” — частица.)

              • Определите стилистическую принадлежность частиц, встретившихся в предложениях данного задания.

              Выборочные диктанты

              1) Я вырос на грядке, характер мой гадкий: куда ни приду, всех до слёз доведу. (Лук) 2) Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) 3) Что же это за девица — не швея, не мастерица, ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год? (Ёлка) 4) С мерцанием звёздочек этих сравнится лишь белый узор, что плетут кружевницы. (Снежинка) 5) Там морковка, там капуста, там клубника пахнет вкусно. И козла туда, друзья, ну совсем пускать нельзя. (Огород) 6) Здесь, ребята, в самом деле, не найти осин и елей, нет берёз, не сыщешь дуб, а вот сосен много тут. (Бор) 7) Пусть будет стройной, всё равно корове не пойдёт оно. (Седло) 8) Оно, как и дурная весть, оно на Солнце даже есть. (Пятно) 9) Непоседлив как малыш, что за ним не уследишь, хоть гляди во все глаза. Ох уж этот. (егоза). 10) Дым из чайника валит. Неужели чай горит? (Пар) 11) Если поле плугом вспашем, что потом о нём мы скажем? Вряд ли грядкой назовём, растут не овощи на нём. (Пашня) 12) Расскажи-ка мне скорее, что растёт на конской шее? (Грива)

              • Выпишите из текстов загадок частицы. Определите их разряд.

              . Вот ведь как бывает в природе: уж и октябрь на исходе — глухая пора дождей, и совсем где-то рядом затаилась зима, — и вдруг на границе нескончаемых осенних дождей и зимней вьюги затерялся такой светлый, праздничный денёк! Будто лето, поспешно улетая, слу- ” чайно обронило одну из своих светлых страничек.

              • Выпишите из текста частицы. Сделайте их морфологический разбор.

              Творческий диктант

              • Угадайте частицу по лексическому значению и запишите её.

              1) Эта частица указывает на происходящее или находящееся в некотором отдалении (вон); 2) частица, выражающая уточнение, в значении “как раз”, “действительно” (именно); 3) вопросительная частица, синонимичная частице “разве” (неужели); 4) ограничительная частица, синонимичная частице “только” (лишь); 5) частица, усиливающая значение слова, перед которым находится, синонимичная частице “даже” (и); 6) частица, выражающая восклицание, или негодование, или удивление (как); 7) частица, образующая форму условного наклонения глагола (бы).

              • Подчеркните частицы, которые имеют омонимы среди других частей речи. (Ключ: вон, лишь, и, как.) Поясните своё утверждение, составив соответствующие предложения, в которых частицы перейдут в другие части речи. Какие?

              Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

              Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

              Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

              Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

              Конец — речи венец, или особенности финальной части выступления

              Пафос и накал заключительной части речи может быть на порядок выше остальных. Но чтобы его достичь, нужно знать, какие средства уместно использовать в качестве усилителя речевого эффекта. Именно слова, звучащие в заключительной части — это то, с чем слушатель уйдет из аудитории. Если неудачное вступление можно скорректировать удачной основной частью, то «запоротое» заключение уже ничто не спасет.

              Грамотно выстроенное заключение обеспечивает:

              • постепенный и мягкий выход оратора из контакта с аудиторией;

              • логическое и эмоциональное завершение всего сказанного;

              • естественное восприятие аудиторией явного или скрытого призыва проголосовать за партию.

              Вот примеры удачных вариантов финала речи, которые может выбрать оратор:

              · подвести итог, суммируя и обобщая мыс­ли, высказанные в основной части;

              · кратко повторить основные тезисы речи;

              · еще раз подчеркнуть жизненную важность для слушателей того решения, которое они примут;

              · «заглянуть в будущее», чтобы показать, как могут развиваться идеи, высказанные ора­тором, если итоги выборов позволят их вопло­тить в жизнь;

              · основываясь на высказанных суждениях, призвать слушателей поддержать партию на выборах;

              · закрепить и усилить впечатление, произведенное содержанием речи, с помощью слогана, оптимистического прогноза, высказанной уверенности.

              Неудачный финал речи — это провал всего выступления, поэтому следует запомнить, как нельзя заканчивать речь:Нельзя закончить речь и тут же вернуться к недосказанному: «Ах да, я еще хотел сказать, что. »; Ни в коем случае не рекомендуется извиняться: «Простите, я, наверное, утомил вас слишком долгими разговорами. »; Нежелательно заканчивать выступление шуткой, особенно если обсуждались важные проблемы — в этом случае у аудитории оста­нется ощущение легковесности и несерьезности происходящего; Нельзя оставлять у слушателей ощущение безысходности. Обязательно покажите, где вы­ход из создавшегося положения и обозначьте перспективу; Невозможно оставить речь без заключения вообще.

              Контакт с аудиторией во время речи

              Вы сумели привлечь внимание слушателей удачным вхождением в речь с помощью ритори­ческих домашних заготовок? Отлично! Теперь главное — это внимание удержать и не выпасть из общего энергетического поля до конца выступления, что требует максимальной психологической собранности оратора и его умения мгновенно и адекватно реагировать на изменения в коммуникативной ситуации.

              С помощью чего устанавливается первоначальный контакт со слушателями? Здесь оратор прибегает к актерским техникам, которые пол­ностью совпадают с риторическими.

              • Дождавшись тишины, держит паузу. Затем, в течение нескольких секунд, доброжелательно оглядывает слушателей. И только потом начинает говорить.

              • Дает возможность аудитории сосредоточиться, рассмотреть себя, составить о себе первое впечатление. Здесь «играют» невербальные средства: облик, поза, выражение лица, уверенные неторопливые движения, открытый заинтересованный взгляд.

              Теперь, когда контакт установлен, важно его не потерять. Для этого есть несколько вербаль­ных и невербальных приемов, поддерживающих внимание аудитории на всем протяжении речи. Вот некоторые из них:

              · Оратор излагает материал логически и стройно, заставляя слушателей прослеживать ход высказываний.

              · Он использует разнообразные средства наглядности — яркие примеры, запоминающиеся метафоры и сравнения.

              · Он поддерживает динамику и артистизм речи с помощью: интонаций, пауз, изменений громкости голоса и темпа речи, логических акцентов и ударений; невербальных средстввзгляда, мимики, жестов, движений тела, перемещений.

              · Он использует речевые средства поддержания внимания: обращение к аудитории, повторы, риторические вопросы.

              · Он четко акцентирует переход от одной структурной части к другой.

              · Его выступление построено в форме воп­росов и ответов самому себе, при этом слушатели вовлечены в мысленный диалог с говорящим.

              · Он использует краткие и быстрые отвле­чения и шутки.

              · Он лаконичен, но не в ущерб содержанию речи.

              Как формируется образ, или способы самоподачи политика

              Образ политика представляет собой определенный набор внешних «сигналов», которые он посылает окружающим всем своим обликом, каждым своим движением, жестом и словом.

              Они толкуются людьми совершенно опреде­ленно и являются мощнейшим инструментом влияния. Важно не то, какой ты, а каков твой образ. Политический образ формируется за счет словесной и несловесной составляющих речи.

              Несловесные средствасоздают облик политика в целом, обозначают его статус и поэтому являются определяющими для имиджа. Пословица «по одежке встречают, по уму провожают» имеет социологическое подтверждение: более 85% людей строят свое первое впечатление на основе внешнего облика человека. Следовательно, если мужчина, претендующий на место в парламенте, придет к избирателями не в темном костюме с классическим галстуком, а в чем-то более «свободном», он выпадет из образа. Большинство воспримет это либо как неуважение, либо как легкомыслие. Но, в любом случае, это негативно спроецируется и на личностные качества кандидата, и в итоге — на партию, которую он представляет.

              Словесные средства, которые выбирает оратор, должны соответствовать способу его «самоподачи» и демонстрировать наиболее выигрышные качества его личности. Здесь главную роль играют тактики:

              · отождествления с кем-либо или чем-либо;

              · солидаризации с адресатом;

              · создания «своего круга»;

              · дистанцирования.

              Быть «своим парнем» — в этом суть тактики отождествления (1). Человек ненавязчиво демонстрирует вам, что принадлежит к определенной социальной группе или политгруппировке, которой близки ваши проблемы. Ведь обычно мы выбираем не лучших, а себе подобных. Поэтому, если лидер для избирателя «свой», он может рассчитывать на определенную поддержку.

              В каких случаях избиратель считает кандидата « своим»?Ø Если готов голосовать за него как за личность;
              Ø Если чувствует, что ему близка его политическая позиция;
              Ø Если верит в эффективность его действий;
              Ø Если не принимает его конкурентов, выбирая «меньшее из зол».

              Отождествлять себя в глазах избирателей можно с партией, государством либо определенной социальной группой. Например, образ Владимира Путина отождествлен с государством и с такими его атрибутами, как порядок, стабильность, законность, справедливость, устойчивость.

              В речи тактика отождествления воплощается в употреблении местоимения «мы» в значении «партия», «правительство», «государство». Например: «Затем мы перейдем к планомерному выводу военных подразделений с территории Чечни». «Это началось не по нашей вине — ведь не мы проявили эту инициативу».

              Тактика солидаризации с адресатом (2) близка тактике отождествления и выражается в формуле «я с вами, я понимаю и разделяю вашу проблему». Временами эти тактики трудно раз­граничить, поскольку обе они создают впечатле­ние общности взглядов, интересов, устремлений и «психологического созвучия» говорящего и аудитории. С этой целью политики используют сближающие языковые приемы:

              · обозначают близость через личное обращение к человеку по имени либо имени-отчеству;

              · соглашаются с оценками избирателя: «Я абсолютно с вами согласен», «Действительно, вы правы»;

              · соглашаются с той оценкой, которую предположительно разделяет избиратель: «Мы с вами совпадаем».

              Применяя речевую тактику создания «своего круга» (3), политик причисляет себя и избирателей к общей социальной группе, которой по силе сообща изменить ситуацию к лучшему: «Мы с вами прекрасно это понимаем, потому что хотим одного и того же».

              Весьма эффективными оказываются тактики оппозиционирования (4),противопоставляющие политика какой-либо другой позиции или ценностям другого социального слоя. Здесь работает формула «свои — чужие». Эти тактики отражают степень отдаленности от тех или иных политических сил и платформ и в зависимости от этого делятся на тактику агрессивного противостояния и неагрессивную тактику дистанцирования.Смысл дистанцирования состоит в отдалении от оппонента, адресата и даже от объекта высказывания. Это можно обозначить паролем «я не рядом, я не такой». Подобную тактику избрал Сергей Миронов в одном из своих выступлений: «Почему у нас такое название«Партия жизни». Все партии, которые существуют и в России, и. за рубежомэто партии XIX-XX века. Они основаны на каких—то классовых принципах. Это все идеологемы ушедшие. Сейчас возникают так называемые партии новой волны во всем мире. Так вот «Партия жизни»это партия новой волны. Мы должны уйти от этих классовых оценок, мы даже показываем, что все эти партии лежат на плоскости, а «Партия жизни»вертикально вверх! Как цветок из-под асфальта».

              В выступлениях публичных политиков одна и та же тактика может иметь разное речевое воплощение. Это зависит от ситуации общения, особенностей адресата, а также от психологичес­ких характеристик и культурного уровня самого политика.

              Суть выступлений кандидата перед избирателями — взаимное признание общности целей, намерений и ценностей. Именно эта общность позволяет политику сказать всей своей речью: я и наша партия знаем ваши проблемы и знаем, что нужно сделать, чтобы их решить.

              Как отвечать на вопросы аудитории

              После выступления перед избирателями оратор ни в коем случае не должен «отпускать» аудиторию. Если речь была выстроена грамотно и держала людей в напряженном интересе, у слушателей неизбежно должны возникнуть вопросы. Отсутствие вопросов, как правило, означает, что оратор не справился со своей задачей. И в таком случае уместно подстраховаться и стимулировать диалог с помощью сидящих в зале людей из команды, у которых заготовлено несколько «острых» вопросов к автору речи. Собственно, у автора имеются на них яркие, эффектные ответы. Но чаще всего, если люди добровольно при­шли на встречу, и аудитория подобрана без помощи административного ресурса, вопросы возникнут сами собой. Как на них правильно отвечать? Прежде всего:

              · вежливо и доброжелательно, всячески демонстрируя уважение и желание как можно точнее понять суть вопроса;

              · быть конкретным;

              · быть лаконичным;

              · переформулировать вопрос, если он задан некорректно или неточно;

              · проследить в ответе выгодную тенденцию в случае, если вопрос задан «мелко»;

              · быть сдержанным, если вопрос касается конкурентов. Дать понять, что вы говорите не все, что знаете.

              голоса
              Рейтинг статьи
              Читайте так же:
              Венцы дома что это такое
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector