1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

12. Диалектная лексика

12. Диалектная лексика

В русской лексической системе выделяются группы слов, сфера употребления которых ограничена той или иной территориальной закрепленностью. Такие группы называют диалектными. В своей основе — это говоры крестьянского населения, которые до сих пор сохраняют отдельные фонетические, морфологические, синтаксические и лексико-семантические особенности.

Собственно лексическими диалектизмами называются слова, которые совпадают с общелитературными по значению, но отличаются своим звуковым комплексом. Они называют те же понятия, что и тождественные им слова литературного языка, т.е. являются синонимами. Так, собственно лексическими диалектизмами являются слова: голицы, шубенки (сев.) — варежки; баской (сев.) — красивый; векша (сев.) — белка; стёжка (южн.) — дорожка; грёбовать (южн.) — брезгать, пренебрегать; балка (южн.) — овраг, гай (южн.) — лес и др.

Лексико-семантическими диалектизмами называются слова, совпадающие в написании, произношении с литературными, но отличающиеся от них своим значением. Подобные диалектизмы являются омонимами по отношению к словам литературным. Например: виски (курск., воронеж.) — волосы на всей голове и виски (лит., мн. ч. от висок) — боковая часть черепа выше линии, проходящей от уха до глаза; волосы, растущие на боковой части черепа впереди уха; бодрый (южн., рязан.) — нарядный, красиво убранный и бодрый (лит.) — полный сил, здоровый, энергичный; козюля (южн., калуж., орлов., курск.) — змея и козюля (лит.) — дикая коза; пыж (волж.) — нос судна, самый перед его; пыж (сев., вост.) — конопляная мякина и пыж (лит.) — пучок пеньки, ткани, бумаги для забивки заряда.

В своей основной массе диалектные слова не входят в общелитературный язык. Но через разговорную речь (особенно через просторечие) диалектизмы проникают в литературный язык.

Из диалектов в литературный язык пришли некоторые названия, связанные с циклом сельскохозяйственных работ, разного рода промыслов, качеств, действий, явлений и т.д. Например: борона (боронить), борозда, веретено, вилок (капусты), жмых, жуткий, закром (закрома), земляника, зыбь, копна, конопатить, корчевать, мохнатый, мямлить, стрекоза, ухаб, хилый, цапля и др.

Одним из путей проникновения диалектных слов в литературный язык является их умелое, умеренное использование в газетных публикациях, в языке художественной литературы. Злоупотребление местными речевыми средствами засоряет язык и лишает его возможности выполнять основную функцию — коммуникативную (лат. communicatio — сообщение, связь), а также снижает его воздействие на читателя (см. § 15).

Так, если в литературном языке имеются, например, слова ухват, горшок, мочалка и другие, то нет необходимости вводить равнозначные им диалектизмы рогач, махотка, вехотка (от слова вехоть — так в уральских говорах называют мочалку). (См., например, у И.С. Тургенева в рассказе «Бежин луг»: Кругом все такие буераки, а в оврагах козюли водятся, где первое южнодиалектное «сухие овраги» объяснено тут же, а второе «гадюки» становится понятным из последующего текста.)

Употребляют слова из местных говоров и русские писатели XX в. (например: А.С. Новиков-Прибой, М.А. Шолохов, П.П. Бажов, В.М. Шукшин, В. Белов, В. Астафьев, В. Распутин, М. Халфина и др.), которым они также служат средством придания речи особой выразительности, создания местного колорита. См., у В. Астафьева в рассказе «На далекой северной вершине»: Небольшая для этих мест пологая гора — верст пять в длину и с версту в поперечнике, вся заросшая лесом, шипицею [т.е. шиповником, сиб. — М. Ф.] да черничником, — со всех сторон окружена гибельными, непроходимыми осыпямиlt;. gt;

Читайте так же:
Кто такие ватники что деды воевали

В установлении норм употребления диалектизмов, а также границ их использования большую роль сыграли статьи А.М.

Для современного литературного языка диалектизмы дают все меньше образных средств даже тогда, когда изображаются люди из крестьянской среды, так как рост культуры всего населения, а также влияние средств массовой информации способствуют тому, что все более активно протекает процесс сближения местных говоров с литературным языком. Этот процесс захватывает всю систему диалекта, но наиболее проницаемой является лексическая система. При этом наблюдается сложный, многоступенчатый процесс коренной перестройки диалектной лексики: сужение сферы употребления отдельных диалектизмов до полного их исчезновения из словаря говора в связи с изменением методов ведения сельского хозяйства, угасанием отдельных ремесел, заменой или исчезновением многих социально-бытовых реалий и т.д.

История России. Все органы власти. Конференция при Высочайшем Дворе.

Конференция при Высочайшем Дворе (1756-1762) — совещание высших сановников, созданное во время Семилетней войны для координации работы различных ведомств, для обсуждения важнейших вопросов внешней политики.

Была создана по инициативе канцлера А.П. Бестужева-Рюмина.

Участники Конференций — конференц-министры при Высочайшем дворе. Это государственная должность Российской империи. Конференц-министрами именовались участники нерегулярных совещаний («конференций») при императрице по важнейшим политическим вопросам.

Формально Конференция при Высочайшем Дворе считалась совещательным органом, но в большинстве случаев действовала самостоятельно от имени императрицы.

История России. Все органы власти. Верховный тайный совет.

Все органы власти.

Верховный тайный совет.

Верховный тайный совет (1726-1730) —высшее совещательное государственное учреждение Российской империи в 1726—1730 гг. в составе 6-8 человек, фактически решавший все важнейшие государственные дела.

Учрежден Екатериной I.

Решал важнейшие государственные вопросы.

Ключевую позицию в Совете изначально занимал А.Д. Меньшиков, а после его опалы (в 1727 году) — князья Долгоруковы и Голицыны.

Первый состав Верховного тайного совета:

  • генерал-фельдмаршал светлейший князь Александр Данилович Меншиков;
  • генерал-адмирал граф Фёдор Матвеевич Апраксин;
  • государственный канцлер граф Гавриил Иванович Головкин;
  • граф Пётр Андреевич Толстой;
  • князь Дмитрий Михайлович Голицын;
  • барон Андрей Иванович Остерман;
  • зять императрицы, герцог Карл Фридрих Голштинский.

История России. Все органы власти. Консилия министров.

Все органы власти.

Консилия министров.

Консилия министров (от лат. сon­si­li­um — об­суж­де­ние, со­ве­ща­ние, со­б­ра­ние) (1708-1711) — неофициальный совет высших сановников, заменивший Боярскую думу и исполнявший роль правительства.

Ре­гу­ляр­ные за­се­да­ния ста­ли про­хо­дить с 1708 года. Чис­ло уча­ст­ни­ков от 3 до 15 человек.

Консилия министров не име­ла чёт­кой рег­ла­мен­та­ции сво­ей дея­тель­но­сти.

Она под­чи­ня­лась ца­рю Пет­ру I.

Формально она воз­глав­ля­лась боя­ри­ном кн. М.А. Чер­кас­ским и ца­ре­ви­чем Алек­се­ем Пет­ро­ви­чем.

Ре­ше­ния при­ни­ма­лись кол­ле­ги­аль­но.

История России. Тартуский договор. 1920 г.

Тартуский договор. 1920 г.

Когда подписан?

1920 г., 14 октября.

Между какими государствами?

РСФСР, Финляндия.

Где подписан?

Исторические личности.

Правители:

РСФСР – В.И. Ленин, председатель Совета народных комиссаров РСФСР.

Читайте так же:
Какие джинсы не линяют

Финляндия – президент Стольберг Каарло Юхо(1919-1925).

История России. Советско-эстонский договор. 1920 г.

Советско-эстонский договор. 1920 г.

Когда подписан?

1920 г. 2 февраля.

Между какими государствами?

РСФСР, Эстония.

Где подписан?

Город Тарту (Юрьев), Эстония.

Исторические личности.

Правители:

РСФСР – В.И. Ленин, председатель Совета народных комиссаров РСФСР.

Эстония – Аугуст Рей, председатель Учредительного соббрания (23 апреля 1919 — 20 декабря 1920)

Задания по русскому языку для проведения (подготовки) школьной олимпиады.

Задания рассчитаны на учеников 2-3 классов. Но их вполне можно использовать даже в 4-м классе для отборочной олимпиады или проведения викторин по-русскому языку.

Задания рассчитаны на учеников 2-3 классов. Но их вполне можно использовать даже в 4-м классе для отборочной олимпиады или проведения викторин по-русскому языку.

Как часть олимпиады, можно предложить ученикам подготовить небольшой доклад по пройденным правилам русского языка. (Одно на выбор). Объяснить, где взять образец титульного листа доклада и как правильно оформляются такие документы.

1. Подчеркни слова, у которых совпадает количество букв и звуков (пример: крот — 4 звука и 4 буквы):
Яма, поезд, июль, небо, мышь, солнце, рассказ, якорь, юла.

2. Поставь ударение в словах.
Баловаться, библиотека, автобус, статуя, искра, красивее, рыбак, звонит.

3. Вставь пропущенные безударные гласные?
На п..лянке л..сной
З..мляника под с..сной.
Накл..няйся, не л..нись,
З..мляничкой уг..стись.

4. Поставь существительные во множественное число.
Парта — . ,
Ребенок — . ,
Молоко — . ,
Стол — . ,
Стул — . ,
Чудо — . ,
Человек — . .

5. Вставь пропущенные парные согласные?
Бабу..ка теплые варе..ки вяжет.
Бабу..ка вечером ска..ку расскажет.
О ры..ке золотой и о домике с трубой.
О волшебном клу..ке и горячем пиро..ке.

Ответ: БабуШка, вареЖки, скаЗку, о рыБке, клуБке, пироЖке.

6. Подчеркни слова, имеющие два корня.
Самолёт, сторож, коробочка, пароход, сыроежка, корзинка, землянка, носорог.

7. Найди правильно вариант записи слова.
Аннтена, анттена, аннтенна, антенна, анттенна, аннтенна.

8. Какое из данных слов проверочное.
Тяжелый, тяжело, потяжелеть, тяжеловесный, тяжесть, тяжеленный.

9. Исправь ошибки в словах.
Снижок порхает, кружиться,
На улице било.
И привратились лужыцы
В празрачнае стикло.

10. Подчеркни слова, которые следует писать с большой буквы.
(м)ама (м)орковь (м)ариновала, а (м)аша овощи (м)ыла. (м)аленький (м)итя (м)алину кушал, а (м)едвежонок (м)иша ел (м)ёд.

11. В выделенных словах укажи части речи.
Овес РОС медленно из-за прохладных утренних РОС.

12. Сколько в словах слогов? Раздели слова для переноса. (Пример: якорь — 2 слога, не делится для переноса)
Ягоды, читаю, осень, дождь, трамвай, герои.

Уважаемые читатели!

Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.

Материалы в архиве не помечены водяными знаками!

Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.

Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.

Читайте так же:
Тренч massimo dutti синий

Сегодня на уроке (22.01)

звуко-буквенный разбор 1 слова (фонетический), разбор предложения (охарактеризовать его, подчеркнуть все члены предложения, подписать над каждым словом часть речи и у всех сущ. определить падеж), слово, выделенное курсивом в предложении разобрать как часть речи (морфологический разбор), см. в папке лист с ромашкой (им. сущ)

Литер. чтение — учебник стр.4-16, дома: задание в раб. тетр. к этому произведению.

Окр. мирдома: учебник стр. 160-163, раб. тетр. стр 74-75 (все задания)

Внимание!

На этой неделе в среду начинаются занятия по физкультуре на лыжах!

Изменения в расписании сохраняются:

ВТОРНИК:

  1. Математика
  2. Русский язык
  3. Литер. чтение
  4. Англ. язык
  5. Технология
  1. Физ-ра
  2. Физ-ра
  3. Англ.язык
  4. Русский язык
  5. Литер. чтение

Убедительная просьба проследить, чтобы у детей были шапки, шарфы, варежки, куртки, непромокаемые брюки! Одеваться по погоде. На улице дети будут проводить не меньше часа.

Обязательно иметь необходимую одежду для прогулок в ГПД: шапки, шарфы, варежки, куртки, непромокаемые брюки!

Читаем на каникулах. 4 класс.

К 22.01 написать 2 отзыва по прочитанным рассказам В.Драгунского, Б.Житкова, М.Зощенко.

Сегодня на уроке (26.12) + Информация для родителей 4 класса!

Математика — уроки 49, 50 ,дома: стр.92-93 № 5,8 (1-й пример)

Русский язык — стр.124-126, дома: стр.127 упр.239

Литер. чтение — домашнего задания нет.

Внимание!

1. Завтра (27.12) уроков физ-ры не будет (учитель болен).

Расписание на завтра (27.12):

  1. Матем.
  2. Русский язык
  3. Англ. язык
  4. Литер. чтение
  5. Подготовка к ВПР (рус. яз.)

2. Завтра (27.12) в Елизаветинском зале состоится показ Рождественского кукольного спектакля

для 1-2 классов в 12.50

для 3-4 классов в в 13.25 (продолжительность спектакля 20-30 мин.)

3. В четверг (28.12) в 16 корпусе, в 8.00 — Литургия (4 класс)

Расписание на 28.12:

1 и 2 уроки Литургия + чаепитие (желательно принести из дома что-нибудь к чаю: сладости, выпечку)

4. 29 ДЕКАБРЯ — ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ УЧЕБЫ. Начальная школа со 2.01 по 5.01 НЕ УЧИТСЯ!

6 ЯНВАРЯ поздравляем больницу! Приглашаются все желающие с выученным наизусть рождественским стихотворением !

КАНИКУЛЫ С 8 ПО 19 ЯНВАРЯ! В школу 22.01!

5. Сегодня и завтра СРОЧНО! Ищем оставленные в школе вещи детей!

Все вещи, оставленные в школе (в раздевалке или в коробках) в пятницу будут унесены в подвал, а после каникул аннулированы!

Сегодня на уроке (25.12)

Математика — урок 46 №1-3, урок 48 №1-7, дома: стр.85 №3, 4(1-й пример)

Русский язык — уч. стр.121-123, новые сл. слова вчера , сегодня, дома: стр.123 упр.232

Литер. чтение -дома: раб. тетр. стр.40-42

Окр. мир — дома: уч. стр.150-159, раб. тетр. стр.71-73 №1,2, в №3 заполнить только табл.2(стр.73), выбрав для описания любое полезное ископаемое + тетрадочка ПЗ «Пустыни»

Сегодня на уроке (20.12)

Математика — урок 62, дома: стр.111 №5 (2-ой пример)

Русский язык — уч. стр.113-114, новые сл.слова хлебороб, овца, домашнего задания нет.

Литер. чтение — дома: стр.204-214 (дочитать сказку)

Внимание!

21 декабря — Хоровой фестиваль православных школ! Он пройдет в Соборной палате ПСТГУ по адресу: Лихов переулок, д.6. Начало фестиваля в 15.00 (быть на месте в 14.00) Присутствие учащихся обязательное.

Выход из школы в 13.00

Форма одежды парадная!

В этот день 5 уроков по 35 минут (12.20 обед)

Желательно забрать ребенка по окончании Фестиваля в Лиховом переулке. Домашнего задания на пятницу задавать не буду, поэтому портфели можно оставить в школе и не возить их домой. Если ребенок должен будет вернуться в школу, то его будет сопровождать педагог начальной школы.

Сегодня на уроке (19.12)

Математика — дома: стр.108 №2

Читайте так же:
Синие джинсовки с черными джинсами

Русский язык — учеб. стр.107-108, новые сл. слова инженер, инженеры, дома: стр.109, упр.196

Сегодня на уроке (18.12)

Математика — урок 45, дома: стр.81-82 №5 (2-ой пример), 9.

Русский язык — стр.102-104, дома: стр.104 № 184.

Литер. чтение — дома: раб. тетр. стр.38-39.

Окр. мир — дома: учебник стр.139-144, раб тетр. стр.67, + тетрадь «ПЗ» — смешанные и широколиственные леса.

Внимание!

19 декабря — день памяти святого Николая Чудотворца. Приглашаем всех на Божественную Литургию!

Занятия в школе начнутся с 3-его урока (завтрак в 10.15).

Завтра 3 урока:

Сегодня на уроке (15.12)

Математика — урок 61, № 1-4, домашнего задания нет.

Русский язык — уч. стр. 100, новое сл. слово пейзаж, домашнего задания нет.

Окр. мирдома: уч. стр.126-134, раб. тетр. стр.60-63 №1-5, №7,8 (по желанию) + «Тайга»(в тетрадочке ПЗ)

Мы в социальных сетях:

Димитриевская школа Вконтакте lorem

Объявления

    15.09.2021 10.05.2021 06.04.2021 01.03.2021 03.02.2021 28.01.2021

Комментарии

  • IAleksandrova к записи Дом. задание по литературе 6 класс. 13.04. 15.04.
  • Осипова Н.А. к записи Свято-Димитриевская школа открывает заочное отделение!
  • Ирина к записи ТВ: Ломоносовский учебный лагерь
  • Отец Александр к записи ТВ: Хоровая студия в Муроме
  • Ирина к записи ТВ: Хоровая студия в Муроме

Блоги

    Юлия ПавловаПослесловие к концерту Хоровой студии "Царевич" Осипова Н.А. Осипова Н.А. Юлия ПавловаПриглашаем на концерт 27 ноября! Осипова Н.А.

Новости хоровой студии

Поддержать нашу школу

с помощью СМС сообщения с телефона:
Отправьте SMS со словом «учеба» и суммой пожертвования
на короткий номер 7715 (например, «учеба 100»)
через перевод с банковской карты или различные электронные деньги:

Варежки звуко буквенный разбор

Первый снег

Петя и Маша посмотрели в окно. Ночью выпал мягкий, пушистый снег. Рядом с домом намело маленький сугроб. Бе­рёзка и куст сирени стоят в белоснежном наряде. Ребята наде­вают шапки, шубки, сапожки, варежки и бегут во двор. Дети радуются снежку! (38 слов)

Слова для справок: сирени, радуются.

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из пятого предложения слова с парным со­гласным в корне. Докажите правильность написания, подоб­рав проверочные слова.
  2. Найдите в тексте однокоренные слова. Выделите корень.
  3. Определите количество звуков и букв в слове ночью.

Снежок

У нас живёт котёнок. Он белый, как снег. Мы назвали ко­тёнка Снежком. У него маленькая головка, смешные ушки, зоркие глазки, острые зубки и большой пушистый хвост. Снежок редко сидит на месте. Он очень любит играть с клуб­ком ниток. (38 слов)

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из четвёртого предложения слова с парным согласным в корне слова. Докажите правильность написания, подобрав проверочные слова.
  2. Разберите по составу слова: котёнок, хвост, маленькая.
Читайте так же:
«Baby Time» на канале Bridge TV Песни которые

Плот

Петя и Архип мечтают построить плот. В лесу после бури были поваленные деревья. Мальчики вместе с папой обрубили ветки и прикатили брёвна на берег реки. Ребята крепкими ве­рёвками связали брёвна. Папа прибил мачту и повесил парус. Плот готов! Вперёд! (39 слов)

Слово для справки: поваленные.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из третьего предложения слова с орфограм­мой «Парный согласный в корне слова». Докажите правиль­ность написания, подобрав проверочные слова.
  2. Укажите части речи над словами четвёртого предложения.

В деревне

У нас есть дом в деревне. За домом сад и огород. В саду рас­тёт много слив, яблонь, груш. В огороде выстроились, как на парад, грядки. На них мы выращиваем картофель, мор­ковку, капусту, салат. Рядом с домом грустит затянутый зе­ленью пруд. (40 слов)

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выпишите слова с парным согласным в корне слова из второго, третьего и четвёртого предложений. Запишите про­верочные слова.
  2. Подчеркните в словах пятого предложения буквы не­проверяемых безударных гласных в корне слова.

В лодке

Летом Глеб Дубков отдыхал в деревне у бабушки. Часто Глеб и собака Бобик ходили гулять в лес или на озеро.

Однажды они решили прокатиться в лодке. На озере была лёгкая рябь. Воздух был свеж. Дул прохладный ветерок. Хо­роша прогулка! (39 слов)

Слова для справок: часто, прокатиться.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из первых двух предложений слова, отве­чающие на вопрос кто?
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с орфограммой «Парный согласный в корне». Докажите, подобрав провероч­ные слова.
  3. Выполните звуко-буквенный разбор слова рябь.

Котёнок

Миша нашёл под дубком котёнка. Он был пушистый, ры­жий, с грустными глазками. У малыша шла из лапки кровь. Миша аккуратно взял котёнка и отнёс домой. Мальчик про­мыл ранку и покормил больного. Малыш остался жить у Ми­ши. Котёнка назвали Рыжиком. (39 слов)

Слово для справки: аккуратно.

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Выпишите из текста два имени существительных с пар­ным согласным в корне слова. Запишите проверочные слова.
  2. Выполните звуко-буквенный разбор слова глазки.

Зимой

Пушистый снег покрыл всё вокруг. У крыльца дома наме­ло большой сугроб. Словно в белых шубах стоят деревья. За­мёрз пруд. На нём крепкий лёд.

Дети надели шубки, шапки, варежки и выбежали на ули­цу. Они играют в снежки. Мороз им не страшен. (40 слов)

Слова для справок: словно, не страшен.

Постановку запятых проговаривает учитель.

Грамматические задания:

  1. Найдите в тексте пары однокоренных слов, выделите в них корень.
  2. Выпишите из текста три-четыре слова с парным соглас­ным в корне. Докажите правильность написания.
  3. Подберите к выделенным словам антонимы.

Люблю я прогулки в зимний лес. Под ногами скрипит снег. Блеск разноцветных огоньков на солнце радует глаз. Уз­кая тропка убегает вглубь леса. Берёзки стоят в пуховых косынках. Ели и сосны надели меховые шапки и тёплые вареж­ки. Не страшен им мороз! (40 слов)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector