Мандарин» или «мандаринов», как правильно писать
«Мандарин» или «мандаринов», как правильно писать?
Правильно скажем (много) «мандаринов». Чтобы выяснить, как правильно писать «килограмм мандарин» или «мандаринов», определим грамматическую форму существительного и применим правило.
Часто в бытовой речи употребляются фразы:
- я куплю килограмм мандарин;
- у меня нет мандарин;
- несколько мандарин выпали из сумки;
- у нас на столе много мандарин;
- кто хочет мандарин?
- корзина мандарин стояла в прихожей.
Прежде чем определиться с выбором правильной словоформы, выясним часть речи, к которой принадлежит рассматриваемое слово. Оно обозначает предмет и отвечает на вопрос: что? Это неодушевленное существительное.
Так как все-таки правильно говорить и написать:
Склонение слова «мандарин»
Чтобы выяснить это, определим родовую принадлежность интересующего нас слова и просклоняем его.
Мандарин (какой?) спелый, сладкий, ароматный.
По заданному вопросу (форме вопросительного местоимения) и по сочетаемости с прилагательными стало ясно, что это существительное имеет мужской род. У него нулевое окончание в начальной форме именительного падежа:
Значит, это существительное мужского рода второго склонения. Изменим его по падежам и числам:
- и.п. что? мандарин , мандарин ы
- р.п. запах чего? мандарин а , мандарин ов
- д.п. добавлю к чему? к мандарин у , к мандарин ам
- в.п. кладу что? мандарин , мандарин ы
- т.п. наслаждаюсь чем? мандарин ом , мандарин ами
- п.п. расскажу о чём? о мандарин е , о мандарин ах .
Слово «мандарин» в сочетании со словами «много», «килограмм», «пять» и пр. неуместно в литературной речи. Эта словоформа употребляется только в форме единственного числа:
- я съем мандарин;
- дайте мне этот мандарин.
Родительный падеж множественного числа названий плодов
В форме родительного падежа множественного числа названий фруктов и овощей ряд существительных, например: много яблок, груш, слив — имеет нулевое окончание.
Отметим, что часть названий плодов в указанной форме используется в литературной речи только с окончанием -ов, например:
- пять помидор ов
- несколько кустов томат ов
- килограмм апельсин ов
- пара лимон ов
- сок грейпфрут ов
- аромат банан ов
- много гранат ов .
Также отметим, что у существительного «баклажан» образуются два равноправных варианта формы родительного падежа множественного числа:
- десять килограммов баклажан ов
- несколько баклажан .
В устной же речи сказывается стремление к «экономии языковых средств». Вот откуда появляются укороченные, ненормированные формы родительного падежа множественного числа существительных:
- много мандарин
- несколько апельсин
- кусты помидор .
В письменной речи морфологическая норма предписывает употреблять эти формы с окончанием —ов как соответствующие требованиям современного русского литературного языка.
Совместное мероприятие для детей с родителями
— содействовать сближению родителей и детей посредством включения в совместную творческую деятельность.
Форма проведения занятия: игра
Методы и приемы:
Оборудование, материалы: столы, стулья, листы бумаги, карточки со словами, новогодние атрибуты, фломастеры, карандаши, компьютер, музыкальная колонка.
Организационная часть:
Здравствуйте, ребята, здравствуйте уважаемые взрослые!
Основная часть :
Выходят помощник режиссера 1 и помощник режиссера 2
Помощник реж. 1 звонит:
-А? Что? Какой еще режиссер? Так его же не существует! Где живет? В Великом Устюге? Туда лететь? Вы же сказали, мы летим на Багамы снимать, как живут богачи. (сердится)
Звучит: Внимание, внимание, вылет самолета ТУ 48 откладывается из-за плохой видимости
Помощник реж. 2 :Ну, что сказал главный? Что случилось?
Помощник реж. 1 :Вылет отменили.
Помощник реж 2 :А куда хоть летим-то?
Помощник реж 1:Куда, куда. В Великий Устюг, к Деду Морозу.
Помощник реж 2:Так его же не существует!
Помощник реж 1: Я тоже так думала, оказывается, он есть, да еще и режиссером захотел стать с тех пор, как с президентом встретился. Актеров, говорит, наберите. Сделать, говорит, мне нужно Новогодний подарок такой! Вот где я возьму ему актеров?
Помощник реж 2: слушай идея… вон сколько ребят и взрослых тоже ждут самолет, может к ним обратимся, все ведь в кино сниматься хотят, а?
Подходят к детям и говорят с ними. Дети соглашаются.
Помощник реж 1 :Спасибо, что согласились, но сначала мы должны проверить, на что вы способны
1 Задание: «Рюкзак»
Помощник реж 1:Ну что, вставайте-ка все в круг, в порядок надо вас привести сначала, новогодний фильм будет, Деду Морозу этому угодить надо как-то
Дети встают в круг, Помощник реж 1 дает им рюкзак, из него каждый достает себе по предмету, который надевает на себя. Рюкзак идет по кругу под музыку, на ком останавливается, тот и достает из него (разные атрибуты праздника- мишура, маски и тд)
Помощник реж 1: Что-то много вас, давай разделим вас на две команды, чтобы проще было
Помощник реж 2: точно, а ну посчитайся на первый, второй.
(дети делятся на две команды, придумываю им название, назначают капитана)
2 Задание: «Стихи»
Помощник реж 2: Как угодить ДМ? Перво-наперво, Дед Мороз любит что? Правильно, когда стихи читают.
Неет, читать стихи вы не будете, это слишком просто, вот кто сочинит лучше!
Даются слова, из которых нужно составить стихотворение:
Помощник реж 1: Ну , стихи вы умеете писать, а вот умеете ли танцевать?
3 Задание: «Танцы»
Дети 1 команды встают напротив детей 2 команды, танцуют под музыку, которая меняется
Помощник реж 1: Неплохо, но вот детей нам мало. Они же с родителями пришли, вот их-то мы и задействуем
2: А ну – ка капитаны, вы должны под музыку собрать целый паровоз взрослых и привезти их сюда.
4 Задание: «Новогодний сувенир своими руками»
Помощник реж 2: Что еще любит ДМ? Дед Мороз ох как любит рукодельных! А вы умеете чего-нибудь?
Помощник реж 1: Вот вам то, из чего вы будете делать подарок для Деда Мороза. (Помощник режиссера достает из мешка шары, мишуру, веточки ели шишки, желуди, пластиковые фигурки, мешковина, пластиковые ягоды)
Нужно сделать красивую новогоднюю игрушку.
Дети вместе с родителями изготавливают игрушку на елку (Приклеивают на основу-шар кусочек мешковины, немного мишуры, веточку ели, поверх приклеивают шишку, ягоды и фигурки из пластики)
Помощник реж 1: Красота какая! Покажите всем, что у вас получилось. Ну, Дедушка Мороз будет очень доволен!
Помощник реж 2: Надо бы на ловкость проверить.
5 Задание: «Сядь на стул»
Помощник реж 2: В этом конкурсе участвуют и родители и дети.
Мы завяжем папе или маме глаза. Родители попробуют с закрытыми глазами сделать 4 шага вперед, 2 влево, 2 вправо, вернуться на стул и сесть на него. А ребята будут кричать своему папе или маме, подсказывать, куда идти.
6 Задание: «Пазл»
Помощник реж 1: А теперь задание девчонкам, вдруг это будет музыкальный фильм, задание такое, надо собрать пазл – изображение одного из участников молодежной группы BTS , кто быстрее (под музыку девочки собирают пазл).
7 Задание: «Спорт»
Помощник реж 2: А теперь проверим мальчиков, вдруг кино будет про спорт
Помощник реж 1: Кто дольше продержит мяч на голове.
Помощник реж 2: А теперь задание на координацию: возьмись правой рукой за левое ухо, а левой-за нос, хлопни в ладоши, теперь быстро возьмись левой рукой за правое ухо, а правой за нос.
Помощник реж 1 : Танцевали вы тут, танцевали, а теперь потанцуйте парами
Надо танцевать так , чтобы шарик, который будете держать лбами не упал, кто дольше всех продержится, тому приз дадим.
8 Задание: «Дружба»
А сейчас мы посмотрим, какие вы дружные, ведь чтобы играть в кино, надо еще уметь дружить, а наше задание выполнит только дружная команда. А родители будут помогать.
Помощник реж 2: Мы будем читать вам загадки, а отгадки спрятаны в нашем зале, нужно их найти и принести нам. Победит тот, кто больше принесет предметов.
(Помощник режиссера читает загадки, дети находят отгадки)
1) Чтоб не мерзнуть,
В печке вязаной
2) Не галстук он, не воротник,
А шею обжимать привык.
Но не всегда, а лишь тогда,
Когда бывают холода. (шарф)
3) Зима пришла. И снег не тает.
И праздники чредой идут.
По снегу лыжи нас катают,
А с горки саночки везут.
По льду в холодные деньки
Катают детвору … (коньки).
4) Пусть не очень он красив,
Но первом месте
Среди разной обуви,
Сделанной из шерсти.
Никогда не подведёт
В стужу он друзей,
Для него есть в городе
5)На красавице лесной
Золотится дождь волной —
С серебристого шнура
6) Их готовят, покупают
И под елочку кладут.
С Новым годом поздравляют
И всегда их сильно ждут. (подарки)
7) На голове его ведерко,
А нос — съедобная морковка,
К зиме и холоду привык.
8) В очень яркой «упаковке»,
Состоит из сочных долек
И на вкус приятный.
9) Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я — главная. (елка)
10 ) Что за звёздочка такая
На пальто и на платке —
Вся сквозная, вырезная,
А возьмёшь — вода в руке? (снежинка)
11) Скажем: «Ёлочка, зажгись!»,
И цепочкой сверху вниз
Вспышки красок побегут.
Как зовётся атрибут? (Гирлянда)
12) Кто под ёлочку положит
И планшет, и паровоз?
Кто желанья исполняет?
Добрый дедушка. (Мороз)
Помощник реж 2: А да молодцы, победила дружба! Думаю, хорошую команду мы подобрали, можно попробовать снимать фильм.
9 Задание: «Снимаем фильм»
Помощник реж1: Снимаем фильм про школу и ученика
Ученик –«А я чё? Я ничё…»,
Лень –матушка – «Ба-а-лдёж»
Директор школы – «Что здесь происходит?»,
Классный руководитель- «Они у меня хорошие»
Маманя – «Куда только школа смотрит?»,
Папаня – «Ремня получит!»,
Одноклассники- «Хорош дурака валять»
Актёры при упоминании их роли произносят свои фразы.
Жил да был Ученик… И так себе он спокойно поживал, но обуяла Ученика… Лень-матушка… Первым забеспокоился Директор школы… А Ученик ему… Всё потому, что нашептывала ему на ушко Лень-матушка… Директор школы… вызвал Классного руководителя… пошел к Ученику… Да только тому по-прежнему шепчет Лень-матушка… Тогда Классный руководитель… вызвал Маманю…Пошли Маманя… и Классный руководитель… к Директору… и Сказал Директор… Классный руководитель… а Маманя… И ответил на это Ученик… Потому что шептала ему на ушко Лень-матушка…Отправилась Маманя… за Папаней… Пришли Папаня…, Маманя…. Классный руководитель…и Директор… к Ученику… А Ученик им … А Лень-матушка ему… И рванул Папаня… за Одноклассниками…, потому как любое дело в коллективе лучше решаемо. Прибежали Одноклассники… И хотела бы сказать им Лень-матушка…, да только сначала сказал Директор… Потом добавил Классный руководитель…Выступила Маманя… Громко крикнул Папаня… После чего в спор вступили Одноклассники… На что Ученик ответил…
Помощник реж1: Дорогие мои! Пришло электронное письмо от Деда Мороза:
«Здравствуйте, дорогие мои школьники!
Поделюсь с вами секретом- я в курсе всех ваших манипуляций. И письмо вашим родителям я уже написал. Всего, конечно не выдал!
Сейчас разъясню вам:
Не просите меня подделать оценки, ил отменить тестирование. Максимум, что могу-завьюжить, приморозить, да о то это же временное все. Так что лучше учтите, что надо надеяться на себя, а не на погоду!
Не загадывайте, чтобы учительница заболела, пришлют другую – умолять будете, что ту вернули назад!
Не уговаривайте меня отключить интернет, когда учительница заполняет электронный журнал, все тайное всегда становится явным! Лучше сами с порога признайтесь, что натворили, да еще секрет раскрою- полы дома помойте, мама точно не так сильно ругать будет.
Не заказывайте дорогие подарки, у меня бюджет ограничен.
Если просите животных, узнайте сначала, как вы за ними ухаживать.
А вот стихи и песни я не отменял, хоть пять вам лет, хоть пятнадцать. А я вам за это устрою хорошую погоду-ветер, метель, …. Что, испугались?
Да не бойтесь, снег нынче дорогой, негоже им разбрасываться.
Не нойте, что, мол, каникулы короткие . Короткие-это когда вспомнить нечего, проведите их с толком, не сидите дома, будьте активнее, тогда еще месяц вспоминать будете.
И помните, скажете-не, не хочу, не получится-так и выйдет, а коли скажете-да, ок, все будет хорошо-будет по-вашему!
Хороших оценок вам, мои умницы, хороших друзей- это важно, удачи и стремления.
Всегда ваш Дед Мороз»
Помощник реж1:А мы тоже хотим присоединиться к поздравлениям Деда Мороза и от себя добавить, что вы очень классные и родители у вас замечательные! Оставайтесь такими, будьте дружными и тогда все всегда у вас получится!