1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Золотой храм сикхов

Золотой храм сикхов

На северо-западе Индии, недалеко от пакистанской границы, есть небольшой город, перенаселенный, неопрятный, шумный, как и все провинциальные индийские города. Но в то же время ни на один из них он не похож. Это — Амритсар, где находится главный храм сикхов — Золотой Храм. В эту сикхскую «мекку» съезжаются паломники со всей страны и из-за ее пределов.

Для тех, кто ничего не слышал о сикхизме, следует немного рассказать о нем. Эта религия представляет собой нечто среднее между индуизмом и исламом. Сикхи верят в одного Бога и отвергают поклонение идолам. Они верят в карму и в возможность перерождения после смерти. Они отвергают алкоголь и наркотики. Сикхизму уже почти 500 лет. Его основатель гуру Нанак, живший в период с 1469 по 1539 год, сорок лет путешествовал по Азии, побывав во многих местах — от Непала до Саудовской Аравии.

Рассказывают, что однажды, когда гуру Нанак был в Мекке, он отдыхал, лежа ногами в сторону священного камня кааба. К нему подошел мусульманин и строго сказал, что надо развернуться в обратную сторону. «Почему?» — спросил гуру Нанак. «Потому что там находится Бог!» — важно ответил мусульманин. «А скажи мне, брат, где Бога нет?» — кротко молвил гуру, и посрамленный мусульманин молча ушел прочь.

Нынешние амритсарские коммерсанты любят связывать свой бизнес с именем гуру Нанака. Тут и «парикмахерская гуру Нанака», и «запчасти гуру Нанака», и даже «женские платья гуру Нанака». Иногда смотрится довольно забавно.

Всего в создании сикхизма принимали участие десять гуру, и их учения изложены в священной книге Гуру Грант Сахиб. В ней — правила и принципы, которым должны следовать люди вообще, и сикхи, в первую очередь. Иконостас с изображениями десяти гуру часто можно встретить не только в сикхских домах, но даже у них в автомобилях.

Все сикхи присоединяют к своему имени слово «сингх» — «лев». Сикхи весьма воинственны и гордятся своей храбростью. Из сикхов получаются хорошие солдаты, пожарные, спасатели, телохранители. За свои идеалы они с легкостью могут пожертвовать жизнью, своей или чужой. Одна из легенд гласит — во время страшного боя воин-сикх продолжал сражаться даже после того, как ему отрубили голову, и лишь когда последний враг был повержен, храбрый воин сам упал замертво. Фигуру сражающегося обезглавленного воина можно увидеть на одной из фресок, украшающих Золотой Храм.

Несмотря на всю внешнюю воинственность, сикхизм — крайне демократичная и даже, можно сказать, добрая религия. Любому посетителю, вне зависимости от его вероисповедания, будут рады в сикхском храме. Его бесплатно накормят в местной столовой и предложат остаться на ночлег. Гуру Нанак провозгласил: нет ни индусов, ни мусульман. Все — просто люди, равные перед Богом. Поэтому сикхские храмы открыты для людей всех вероисповеданий.

Непременные атрибуты сикхов — браслет на руке, гребень в волосах, короткие кожаные штаны, кинжал на боку. Ортодоксальные сикхи вообще обожают оружие и носят с собой копья, дубины, мечи и прочие смертоносные игрушки. Индус в чалме — довольно привычный нам образ. А между тем сами индусы чалму не носят, чалма — это атрибут сикхов, необходимый им, чтобы скрыть под ней гребень и гриву волос. Сикхам не полагается стричься и бриться. Для удобства сикхи подвязывают особо длинные волосы специальной сеточкой. Чалму носят взрослые мужи, юноши — лишь ее упрощенное подобие, а дети — вообще маленький платочек на голове, обхватывающий гребень. Цвет чалмы также имеет значение. Сикхи в чалмах синего цвета считаются самыми воинственными. Некоторые из них носят на этом головном уборе металлическое плоское кольцо с остро заточенным внешним краем, предназначенное для метания в противника. Женщины-сикхи укрывают голову обычным платком. И у них на боку зачастую висит традиционный сикский изогнутый кинжал.

Читайте так же:
Какие джинсы полнят бедра ноги

«Золотым» храм называется потому, что покрыт самым настоящим золотом. Драгоценный металл жертвуют паломники. Со времени возведения храма его не раз грабили и даже пытались уничтожить, но каждый раз сикхи полностью восстанавливали свою святыню. Во времена Индиры Ганди, в 1984 году, произошли крайне неприятные события. Сикхи требовали дополнительных привилегий, автономии и даже независимости. Индира Ганди не могла допустить расшатывания целостности государства. За свои сепаратистские выступления сикхам пришлось заплатить огромную цену. Правительственные войска сломили сикхское сопротивление. Последние мятежники засели в Золотом Храме и держали оборону. 5 июня Ганди отдала приказ взять храм штурмом, во время которого погибли не только сепаратисты, но и сотни паломников. За это святотатство 31 октября два сикха из ее личной охраны застрелили президента.

При входе в Золотой Храм гостей просят оставить свои вещи и разуться. Для этого существуют специальные камеры хранения. Голова посетителя обязательно должна быть прикрыта чалмой или платком, а ноги омыты в специальной нише с проточной водой.

Каждого вошедшего встречает огромное пространство внутренней храмовой территории. В центре — прямоугольный священный пруд, в середине которого сверкает на солнце сам Золотой Храм. Играет приятная медитативная музыка, верующие степенно обходят пруд по часовой стрелке — так положено. Просто удивительно, какой контраст составляет тихая и величественная атмосфера храма с суетой и хаосом Амритсара.

В храмовом пруду живут карпы. Они подплывают к самой кромке берега и жадно открывают рты, надеясь на подношение. В пруду можно совершать омовение, и даже считается, что это приносит удачу и здоровье. Поэтому, горя желанием обрести счастье и исцелиться от всех болезней, здесь плавают десятки паломников. Для тех, кто не умеет плавать, есть специальные цепи, прикрепленные к берегу. Держась за них, ни за что не утонешь и можно легко вылезти из воды.

В каждом из четырех углов двора расположены места для питья. Добровольцы, работающие там, без устали наливают всем желающим чистой питьевой воды, а потом тщательно моют посуду, прежде чем использовать ее снова. В Индии, не отличающейся чистотой и санитарной безопасностью, такая забота весьма оправданна. Каменный пол храмовой территории также регулярно моют, чтобы паломники могли ходить босиком, ничего не опасаясь.

В храм тянется длинная очередь. Желающие совершить пожертвование платят деньги в кассу и получают порцию каши на большом зеленом листе. Сладкую кашу можно съесть или отдать рыбам. Лист у входящего в храм в любом случае отберет специальный служитель. В центре храма на первом этаже сидят музыканты, которые исполняют религиозные гимны. Вокруг них набросаны деньги и цветы, жертвуемые верующими. Один из служителей сгребает деньги шваброй в деревянный ящик, чтобы их не накапливалось слишком много.

Можно подняться на лестнице на второй этаж, взять себе молитвенник на хинди и посидеть на ковре, читая молитвы и медитируя. Там же находится огромный экземпляр книги гуру Грант Сахиб, который читается 24 часа в сутки. Чтец сидит молча, изредка перелистывая гигантские страницы. Если стемнеет — включается свет, если выключится электричество — чтец достанет карманный фонарик и продолжит читать. Если он устанет, другой чтец сменит его. Священную книгу читают без перерыва еще в нескольких местах храмового комплекса. В некоторых святилищах ее читают вслух и нараспев.

Если подняться еще выше, то можно выбраться на крышу храма и осмотреть территорию с высоты. Зрелище, предстающее перед глазами наблюдателя, величественно и незабываемо. А мелодичная музыка все продолжает и продолжает играть, рождая в душе особое ощущение причастности к чему-то возвышенному.

Читайте так же:
Как убрать белую полоску с джинсами

Никакие прозаические потребности не должны омрачать сознания паломников. Поэтому для них предусмотрены различные блага, например, уже упомянутая бесплатная столовая. Ежедневно через нее проходят тысячи людей. Еда простая, но сытная. Белый рис, похлебка из чечевицы, лепешка-чапати и плошка с водой. Трапезничающие рассаживаются прямо на полу на длинных полосах плотной ткани. Добровольцы из сикхской коммуны разносят еду в корзинах и кастрюлях. Брать можно столько, сколько захочется. Если не хватает, принесут еще. При раздаче хлеба надо выставить ладони перед собой, будто бы просишь подаяние. Этим ты демонстрируешь смирение и укрощаешь собственную гордыню. В знак благодарности можно чуть поклониться, сложив ладони вместе вертикально. Долго возиться с едой не следует, надо дать возможность поесть и другим.

Гостиница для паломников также бесплатна. Почетным сикхским делегациям выделяются отдельные комнаты, а все остальные могут разместиться на циновках во дворе. Для иностранцев выделено отдельное помещение, которое охраняет бдительная стража с копьями. Охрана вовсе не бесполезна. Возле входа висит щит с фотографиями воров, пойманных в гостинице. Ни у одного из изображенных воров нет чалмы и бороды, все они были здесь случайными людьми. Сикхи не воруют.

Вечером храм украшают многочисленные огни. Они сверкают и переливаются, отражаясь в водной глади и создавая волшебную атмосферу праздника, с которым не хочется расставаться.

Тюрбан у индусов кто носит

Мир вокруг

Необычные головные уборы мужчин Индии

Я уже писала о необычных головных уборах женщин Монголии, Гималайского региона, Бретани. Сегодня хочу исправить некоторую несправедливость и посвятить пост головным уборам мужчин. В частности речь пойдёт об Индии. Как вы сможете убедиться, мужчины не менее креативны по части украшения своих голов.
Одни из самых впечатляющих головных уборов на мой взгляд создают мужчины Нагалэнда. Соглавно представлениям нагов, голова — самая важная часть человеческого тела, потому что душа обитает именно там. Как известно, в Нагалэнде проживает множество этнических племён и материал, дизайн, окраска и орнаментирование головного убора сигнализируют о принадлежности мужчины к той или иной этнической группе.

Впечатляющий головной убор тангхул-нагов (на верхнем фото) украшен многочисленными семенами ядовитого растения горошина розария (оно же «глаза краба»). Дополнительно для украшения используются семена ятрышника (он же «кукушкины слёзы»), белые стеклянные бусы, человеческие волосы, окрашенные в чёрный цвет, а также хвостовые перья птицы-носорога. Всё это крепится к тростниково-тканевому каркасу убора.

Воины племени чанг-нагов носят плетёные тростниковые шлемы, украшенные опять же перьями птицы-носорога, шерстью козла или медведя и двумя клыками дикого вепря. И в былые времена только лучшие воины имели право крепить на подбородочный ремешок десять когтей с передних лап тигра. Этакий статусный показатель удачливого охотника за головами.

Ангами-наги украшают свои головы гигантскими сооружениями из бамбуковых палочек, хлопковых верёвок и перьев птицы-носорога.

Перейдём от нагов к другим этническим племенам Индии. Койя — животноводы, проживающие на границе штатов Орисса и Мадья Прадеш. Их необычные праздничные головные уборы сделаны из отполированных рогов буйвола. К ним прикрепляется «вуаль» из рядов ракушек каури, которая призвана защищать от злых сил.

А вот ещё один вариант головного убора из Ориссы с использованием ракушек каури. Вместо рогов буйвола здесь мы видим символическое изображение оленя.

В одном из постов я упоминала о древнем племени дрокпа, проживающем в Ладакхском регионе Занскар. Они считают себя потомками арийцев и являются старейшими обитателями региона. Также как и женщины, мужчины дрокпа могут быть легко узнаны по необычным цветочным головным уборам, которые они носят не только по праздникам, но и в будние дни. Обычно используются живые цветы, которые необходимо заменять свежими каждый день. Но в холодное время года, когда живых цветов днём с огнём не сыскать, искусственные цветы идут в дело. Другим элементом декорирования этого головного убора служат пришитые рядами серебряные монеты (некоторые датируются 19-ым веком).

Читайте так же:
Меховые воротники шарфы с чем носить

Во время индуистского праздника Кумбх Мела многие странствующие монахи садху одеваются в бога Шиву, сооружая при этом на голове значительные сооружения из собственных волос и священных плодов рудракши. Эти плоды известны в Индии как «слёзы Шивы» и используются многими йогами на протяжении столетий для поддержания здоровья и самоусовершенствования. Считается, что плоды рудракши освобождают от грехов, даруют знание, душевное спокойствие, стимулируют разум и повышают интеллект, приносят удачу и процветание.

Наверное, все знают как отличить сикха от другого индуса — они носят тюрбаны. Казалось бы, ничего необычного в этом головном уборе. Однако, тюрбан тюрбану рознь. Существует воинственное ответвление сикхов, которые называют себя нихангами. Слово «ниханг» — персидского происхождения и означает «мифический морской зверь». В войнах с моголами эти воины проявляли такую ярость, что их сравнивали с крокодилами. Отсюда, якобы, и название. Так вот, у нихангов — свой отличительный тюрбан, называемый думала. Отличается он, собственно, своим огромным размером. У нихангов есть даже традиция устраивать соревнования по сооружению самого большого тюрбана. И такой тюрбан накрутил в 2010 году ниханг Маджор Сингх — он использовал кусок ткани длиной 400 метров и весил его тюрбан ни много ни мало, а 35 килограмм. Неудивительно, что такое достижение было занесено в книгу рекордов Гиннесса.

11 фактов о тюрбане, которые вы хотели бы узнать, но боялись спросить

Тюрбан — это предмет одежды, который вызывает массу вопросов и рождает уйму легенд. Зачем их носят? Какой смысл они несут? Можно ли спать в тюрбане? Об этом и многом другом рассказал Рупиндер Сингх, основатель блога American Turban.

1. Зачем нужен тюрбан?

В некоторых культурах тюрбан является модным аксессуаром, в то время как для сикхов он — воплощение веры. В период становления сикхизма (15-18 век), тюрбаны носили только представители высокого класса и элита общества. Но одно из основных учений сикхизма заключается в том, что все люди равны. Нет тех, кто выше или ниже нас. Именно поэтому был выпущен указ о том, что все сикхи должны покрывать голову тюрбаном в знак своей веры, тем самым демонстрируя равенство всех людей.

Кроме того, сикхи должны покрывать голову, находясь на людях или во время молебна. Тем самым тюрбан носит еще одно функциональное значение.

Сикхам не положено стричь волосы в знак принятия воли Божьей. Это касается любых частей тела. Поэтому олосы у сикхов длинные (это касается и мужчин и женщин). Под тюрбаном скрывается аккуратный пучок из волос, который является в современном мире, как известно, настоящим трендом.

2. Женщины тоже носят тюрбаны?

У сикхов принято, что тюрбаны носят мужчины, а женщины покрывают голову длинным шарфом, который называется «чунни» или «дупатта». Но при этом некоторым женщинам больше нравится покрывать голову тюрбаном.

3. У меня есть друг-сикх, и он не носит тюрбан. Почему?

В любой группе бывают исключения. Многие последователи веры не носят тюрбаны и стригут волосы, но при этом они идентифицируют себя с верой.

4. А цвета тюрбанов имеют какое-то значение?

Цвет тюрбана не несет какое-либо религиозное значение. Человек может носить чалму любого цвета. Это может быть белый, синий, зеленый, оранжевый. А вот красный тюрбан традиционно надевают на сикхскую свадьбу.

Что касается меня, то в часть моей утренней рутины входит выбор цвета тюрбана. Я всегда стараюсь сочетать его с рубашкой, пиджаком, брюками и обувью. У меня больше 20 тюрбанов разных оттенков. Например, чалма в розовых тонах окрасит даже самый хмурый день. Я уверен, на моих коллег он тоже воздействует позитивным образом.

Читайте так же:
Как пишется водолазка по английски

5. Тюрбан одевается, как шапка?

Тюрбан не похож на шапку. Это длинный отрезок хлопковой ткани. Длина его составляет около 6 метров, а ширина – 2. Но параметры тюрбана, естественно, могут разниться.

Каждый день я завязываю тюрбан по новой. Я складываю ткань в несколько раз и начинаю аккуратно обматывать ею голову. Получается порядка 4 оборотов. Это занимает около 5 минут.

6. Сколько видов тюрбанов существует?

Существуют совершенно разные виды тюрбанов, которые носят люди. Например. «думалла» — это крупный, круглый тюрбан. Парна – небольшой тюрбан из тонкой ткани с принтом (например, в клетку).

Мне больше нравится «пагхри» или «пагх». Это тюрбан угловатой формы. Но даже в этом отдельном виде тюрбана имеются различия. Например, африканские сикхи повяжут пагхри плотно, и он будет иметь небольшие размеры. А индийские сикхи повяжут его свободно, и он, соответственно, будет выглядеть объемнее.

7. Где вы покупаете тюрбаны?

Лично я покупаю тюрбаны в магазинах тканей, в интернет-магазинах или на различных сикхских ярмарках и фестивалях. Стоимость разнится в зависимости от типа ткани или принта и составляет порядка 3-10 долларов за метр ткани. Что касается ухода за тюрбаном, многие люди стирают его вручную. Я же делаю это в стиральной машине на деликатном режиме.

8. А вы не рождаетесь с тюрбаном на голове?

Нет, но моя мама была бы счастлива.

Существует церемония, когда мы отмечаем тот день, когда ребенок повязывает свой первый тюрбан. Эта церемония называется «дастаар банди». Мне тогда было 4 года, и в те времена считалось, что я преуспел в этом деле.

9. Вы носите его, когда спите или принимаете душ?

Нет. Сикхи покрывают голову, когда находятся на людях. Поэтому я не сплю в нем и не принимаю душ. Тем более, он легко может промокнуть.

Кроме того, вода может испортить тюрбан. Поэтому мы стараемся не попадать под дождь.

Признаюсь вам, что мой тюрбан является потрясающей подушкой, когда я летаю в самолете.

10. Я могу потрогать ваш тюрбан?

Хороший вопрос. Я даже не знаю, можете ли.

Лично для меня это волнительный вопрос. В детстве в школе меня часто дразнили из-за тюрбана. Меня, как маленького мальчика, это очень обижало.

Сейчас меня часто спрашивают, можно ли потрогать тюрбан. Это религиозный предмет, выражающий мою веру. Это нечто священное, почитаемое сикхами. Поэтому нас обижает, когда кто-то пытается без разрешения дотронуться до тюрбанов. Но, конечно, если человек вежливо спросит об этом, я позволю это сделать.

11. Жарко ли в тюрбане?

Многие ошибочно считают, что в тюрбане неудобно в жаркий день. На самом деле, чалма – обычный предмет одежды в жарких странах. Он хорошо защищает от солнца и УФ-лучей. Естественно, если на улице жарко, то человеку будет жарко, не важно, в тюрбане он или нет.

Сикх из Индии носит самый большой тюрбан в мире весом 85 кг

Благочестивый сикх Автар Сингх Мауни — гордый владелец самого большого и тяжелого в мире тюрбана: он носит на голове не просто защиту от палящего зноя или пронизывающего ветра, а целую башню из ткани длиной в тринадцать олимпийских бассейнов (645 метров) и весом в 85 кг.

К своему необычному достижению, которое, как он надеется, будет занесено в Книгу рекордов Гиннесса, Автар шел целых 18 лет, постепенно наращивая размер традиционного головного убора сикхских воинов-нихангов («пагди») со стандартных 5-7 метров и полутора килограммов до нынешней феерической конструкции, поражающей воображение даже видавших виды индийцев.

Читайте так же:
Что одеть под темно серые джинсы

Прежний рекордсмен, Майжор Сингх, удостоился почетной записи в 2010 году, продемонстрировав авторитетной комиссии тюрбан весом в 35 кг, на который ушло 400 метров ткани. Значительно больший вес сооружения, на которое у Автара уходит 6-7 часов, объясняется просто — в нем использовано значительно больше металлических украшений-символов, а также внутренние металлические кольца, выполняющие роль несущих конструкций для бесчисленных мотков плотной ткани.

Смастерить такую затейливую конструкцию и горделиво продефилировать в ней однажды нелегко, но, в принципе, по силам спортсмену с хорошей физической подготовкой, однако весь смысл традиции заключается в ежедневном ношении «пагди», без которого ни один взрослый сикх просто не выйдет на улицу. Достопочтенный Автар, которому недавно стукнуло 60 лет, давно уже стал достопримечательностью родного города Патиала в штате Пенджаб на северо-западе Индии.

Он не просто дефилирует по его улицам, раздавая благословения прохожим, впечатленным стойкостью патриарха, но и преспокойно ездит на мотоцикле, привычно балансируя с тяжеленым рулоном ткани с металлическими «довесками» на голове. Более того, повседневный костюм истинного последователя сикхизма дополняется еще 40 килограммами широких стальных браслетов, ритуальным мечом и прочими атрибутами веры.

«У меня нередко спрашивают, не слишком ли тяжек такой груз для немолодого человека, — охотно рассказывает Автар. — Но у меня другое отношение к моему тюрбану — за все эти годы я настолько привык к его весу, что без него чувствую себя неполным. Это атрибут моей гордости и веры, и я намерен носить его до тех пор, пока еще есть порох в пороховницах, а сила — в членах», — добавил он.

Местная сикхская община очень гордится Сингхом и приписывает ему возрождение интереса к тюрбанам у молодого поколения. Сам Сингх, однако, признается, что немного раздражен бесчисленными просьбами парней-сикхов попозировать или сняться с ними «на память». «Я не стремлюсь удовлетворить свое тщеславие и выпятить свою набожность, — говорит он. — Нося свой пагди, я хочу продемонстрировать всем, как много может значить любая вера для ее последователей и призвать всех людей уважать все религии и относиться к представителям иных конфессий с любовью и уважением, как к братьям».

Сикхизм как религиозное течение возник в начале XVI века в Северо- Западной Индии. Его основателем был гуру Нанак, родившийся в 1469 году в городке Райбхол-ди-Тальванди (ныне Нанкана-Сахиб, округ Лахор, Пакистанский Пенджаб). Всем мальчикам при рождении там дается приставка к имени — Сингх, девочкам — Каур.

Приверженцев сикхизма насчитывается более 22 миллионов по всему миру, 14 млн живут в индийских штатах Пенджаб и Харьяна. Это девятая по численности последователей религия в мире. Основными центрами сикхской диаспоры за рубежом являются Канада, США, Великобритания, Малайзия, Восточная Африка, Австралия и Таиланд. В западном мире сикхов из-за традиционных тюрбанов часто принимают за мусульман, что приводит к конфликтным ситуациям при прохождении в зоны особого контроля, например, в аэропортах.

Традиционный военный орден сикхов Акали (Ниханг), к которому принадлежат владельцы тюрбанов-рекордсменов, сыграл важную роль в ранней военной истории сикхизма, да и сейчас пользуется среди единоверцев особым уважением. Больших размеров головные уборы использовались ими когда-то для ношения в них острозаточенных метательных дисков-чакр, а также кинжалов, ножей и железных цепей. Сейчас они превратились в предмет конкуренции между бывшими воинами, ведущими в наши дни исключительно мирную жизнь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector