1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тюбитейка или тюбетейка женская

Тюбетейка

Тюбете́йка (түбәтәй) – универсальный головной убор жителей Поволжья, Средней Азии, Урала, Кавказа, Западной Сибири, Крыма, неотъемлемая часть татарского наряда. На сегодняшний день татарская тюбетейка является таким же национальным атрибутом, как гармонь, чак-чак, или калфак. Из элемента традиционной мусульманской одежды она довольно быстро перешла в современный головной убор. Слово «тюбетейка» происходит от тюркского слово «тюбе» и в переводе обозначает «вершина», «крыша».

История

В настоящее время выделено несколько версий происхождения тюбетейки:

1. Тюрки носили шарообразный подшлемник из войлока (тюбетейку) под боевым шлемом.

Чтобы быть всегда готовым к боевым действиям, подобные шапочки-подшлемники носились довольно часто и без шлема. Учитывая то, что тюбетейки были легкими, их ношение не было обременительным. Спустя некоторое время подшлемники видоизменились, и дошли до нас как современные тюбетейки.

2. В далекие времена тюбетейки носили так, чтобы они закрывали макушку головы и лоб до бровей. Все это делалось для того, чтобы защитить «третий глаз» и уберечь себя от отрицательной энергии, порчи, сглаза.

3. В то время у крестьян практически не было красивых вещей в быту, люди вынуждены были создавать их самостоятельно. Не составляло труда сшить себе шапочку, украсить ее узорами и освятить обычаями. Так, несмотря на скромный быт и бедное жилище, тюркским крестьянам удавалось создать довольно нарядный внешний вид.

4. Далее пришло время, когда обязательным стало ношение мусульманином головного убора в местах общего пользования. Особенно важно это было делать во время молитв в мечети, а также в дни празднования Курбан и Ураза-байрам.

Состояние

Существует два вида тюбетеек у татарского народа. Первый тип выполнен в виде небольшой шапочки из ткани, остов который шили из четырех клиньев — такыя. Позже уже были созданы тюбетейки полусферической формы, а до середины 19 века их верх был заострен. Чаще всего в шитье использовали такие ткани, как парча, бархат, шелк, хлопок и другие. В качестве украшения использовали пайетки, вышивку, канитель и прочие декоративные элементы

Второй тип был оформлен в виде низкого усеченного цилиндра, с плоской верхушкой и твердым околышем, который назвали – кәләпүш. Наиболее популярные цвета считались черный и зеленый, а бархат являлся доминирующим материалом производства. Далее стали появляться и другие варианты окрашивания. Кәләпүш обычно был простеган машинной строчкой и украшен декоративными элемента и вышивкой.

По тому, как выглядела тюбетейка владельца, можно было судить о роде деятельности, финансовом положении, возрасте, а также к какому сословию и полу принадлежал человек. А вот женская тюбетейка прикрывала только верхнюю часть головы и была меньше по размерам, чем мужская. Калфак надевали на голову, используя специальную повязку — ука-чачак. В то время взрослые женщины убирали все свои волосы под калфак, а у молодых девушек тюбетейки были небольшого размера. Конечно же, декоративных элементов на женских тюбетейках было больше, а вышивка и форма орнаментов округлее и разнообразней.

В повседневной жизни предпочтение отдавалось зеленым и черным тюбетейкам, а в праздничные и выходные дни они имели различные украшения и были расшиты золотой нитью и бисером. Их надевали на такие праздники, как Курбан-байрам и священный месяц Рамазан.

Чаще всего изготовлением и шитьем тюбетеек занимались женщины, которые всегда были в почете. Тюбетейку прошивали из нескольких слоёв ткани, которую в дальнейшем украшали шелковыми или хлопковыми нитями. И только на готовом головном уборе отшивали узоры.

Впечатления

Здесь, мы укажем факты о тюбетейке, которые будут интересны читателям портала Живое Наследие:

Татарская тюбетейка. Как сшить.

Старинные татарские тюбетейки

Существовали два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Читайте так же:
Джинсы юникло женские с завышенной

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора.

Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

К концу XIX — началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами.

Изготовление тюбетейки

Необходимые материалы: бархат черного, зеленого или другого цвета (либо шелк, парча), хлопчатобумажная основа для подклада, около 15 м шпагата (можно использовать крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков, белые и цвета выбранного вами бархата катушечные нитки, тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы, бисер или золотая, серебряная нить, канитель).

Ход работы
1. Изготовление выкройки необходимого размера.
2. Выкраивание частей из бархата.
3. Раскрой подкладки.
4. Вышивание верха и края тюбетейки.
5. Простегивание частей.
6. Сшивание частей тюбетейки.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов.

Ширина (высота тюбетейки) — 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит, для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки — 19 см (радиус — 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.

Вышивка тюбетейки

Большой популярностью пользуются и не вышитые тюбетейки. Особо нарядны уборы, вышитые золотой, серебряной канителью, жемчугом или бисером. В центре верха некоторых тюбетеек пришивали кисточку. Иногда тюбетейки шили из шелка и парчи.

Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Принцип бисерной вышивки такой же, как и при изготовлении калфаков. Бисер можно использовать как одного цвета (например, желтого, под золотое шитье), так и нескольких сочетающихся по тону цветов.

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.

До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом "вперед иголку" узор выводится на рабочую поверхность.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата.

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Читайте так же:
Своя культура бомбер женская

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова .

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки — 8-9 см — и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является ценным подарком.

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2005

Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия

Современный татар-стайл: национальная тюбетейка, казакин, мини-калфак и деревянная бижутерия

Сегодня в городах Татарстана и Башкортостана можно встретить немало мужчин в тюбетейках, расшитых татарским узором, женщин в калфаках либо в европейских костюмах, но с национальными деталями. Татарская прикладная культура словно «проснулась» и выразилась в подобных формах. Казанский этнограф Дина Гатина-Шафикова в своей новой колонке «Реального времени» рассказывает, как национальная культура и религия вновь проникают во внешний облик современных татар.

Новый тренд — этностиль

Говоря о традиционном костюме, мы представляем наряды, характерные до начала ХХ века, ну или лишь слегка затрагивающие первую треть столетия. Позднее, в связи с глобализацией и урбанизацией, национальная одежда теряет свою значимость, уступая первенство более простой по крою, впоследствии носимой как городским, так и сельским населением. Это период, когда культурные особенности стираются в водовороте событий.

Однако мода как явление не только не исчезает, но и приобретает еще большую силу, при этом самобытность отдельных народов, в частности, теряет былую значимость. С каждым новым десятилетием ХХ века все новые тренды захватывают модный мир женского платья и мужского костюма. Появляются дизайнеры и модельеры, которые практически формируют вкусы целых поколений. Временами благодаря их работам, вдохновением для которых послужила культура разных стран, почти все увлекаются азиатскими, славянскими, а потом и африканскими мотивами.

Читайте так же:
Вто классических женских брюк

Сегодня, мы с благодарностью можем отметить, что, несмотря на общемировую fashion индустрию, XXI век подарил нам разнообразие стилей, возможность их сочетать и выбирать наиболее подходящее для себя.

Так что же собой представляет в наших реалиях одежда современных татар? Осталась ли национальная черта, присущая народу и отраженная в его облике?

Прежде всего необходимо учитывать, что одежда делится на повседневный, праздничный и, чуть в стороне, но все же нельзя не учитывать столь яркий транслятор национальной культуры, как сценический или театральный костюм. К тому же, повествуя о веяниях современной татарской моды, нужно принять во внимание и следующий аспект: общемусульманские и национально-татарские тенденции в стиле, что особенно ярко проявляется в женской одежде.

Общемусульманские и национально-татарские тенденции особенно ярко проявляются в женской одежде

Современный мусульманин: тюбетейка и татарский казакин

Говоря о мужском повседневном костюме, нельзя не вспомнить слова этнографа С.В. Сусловой о том, что одежда мужчин в целом подвержена «интернационализации» и «консолидации» в единые формы. И у татар уже в середине XIX века и особенно к концу XIX—началу ХХ веков местные особенности в ней были незначительны. Различия отмечались главным образом в деталях. В наши дни основная масса мужчин практически не использует маркеры, указывающие на их национальную принадлежность, а применяют общепринятые нормы одежды в современном обществе. Лишь некоторая часть старшего поколения на постоянной основе носит нижний головной убор каляпуш/тюбетей.

Существует другая параллель — это практикующие мусульмане, те, кто принял ислам как норму жизни. Соответственно, носимая ими одежда имеет, скорее, общеисламские (зачастую арабские) корни. Обычно их костюм состоит из нижнего головного убора, рубахи свободного кроя (по колено или чуть ниже), иногда украшенной вышивкой по манжетам рукавов и горлышку, с разрезом посередине и длинными рукавами. Штаны из однотонной темной ткани, чаще всего широкие по крою, иногда чуть укороченные. При этом подобная одежда свойственна лишь небольшому количеству. Основная часть мужчин, посещающих мечеть, ограничиваются тем, что надевают лишь головной убор.

Одежда уламы (священнослужителей) более консервативна. Так, имамы и сегодня используют чапаны (халат) поверх нижней одежды и чалму (верхний головной убор). К тому же можно наблюдать и такое явление, как ношение представителями духовенства казакина (представляет собой верхнюю одежду с длинными рукавами, с небольшим стоячим воротничком, с запахом или без), вместо современного пиджака.

В целом, праздничная одежда, надеваемая в особых жизненных случаях, особо не отличается от общемировых тенденций. Исключением служит лишь нижний головной убор, который и является той доминантой в мужском костюме, которая безошибочно идентифицирует носителя как татарина. Хотя можно заметить, что интересующаяся своими корнями молодежь стала тяготеть к такой форме пиджака, которая напоминает казакин. Таким образом, на наших глазах формируются новый тренд, который, возможно, со временем войдет в повседневный обиход. Так, например, в начале ХХ века казакин из фабричной ткани в сочетании с брюками европейского кроя воспринимался как одежда татарской интеллигенции.

Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги

Разворот на Tatar style

В среде представительниц прекрасного пола одежда играет более важную роль. Как следствие, и внимания нюансам они уделяют намного больше, нежели мужчины. В наши дни можно сказать, что мода на национальные мотивы переживает своеобразный ренессанс. Все чаще в чисто светском обществе можно встретить девушек, женщин и бабушек, надевающих в качестве повседневной обуви ичиги (сапоги) или кожаные балетки/тапочки, к тому же не забывающих о такой детали, как сумочка, украшенная мозаичным узором. Вообще изделия из кожи пользуются большой популярностью. Обратив внимание на продукцию в сувенирных лавках, можно увидеть, что подобные изделия стоят на почетных местах, в центре витрин. Однако необходимо учитывать, что эти изделия, скорее, премиум-класса, так как ручная работа, цена кожи делает подобный товар уникальным и штучным, что соответственно влияет и на итоговую стоимость. Возможно, поэтому в наши дни, когда в почете mass market с более демократичными ценами, подобная продукция не станет повсеместно распространенной.

Читайте так же:
Брюки кюлоты женские выкройка бурда

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде (свитшоты, платья, юбки…). Появляются и новые рынки сбыта. Продажа ведется не только в ателье, но и через интернет. Так, молодые, креативные художники и модельеры практически пропагандируют новый «татарский стиль», учитывающий общемировые тенденции на простую и удобную одежду из качественных материалов, но при этом имеющую национальную изюминку. Своеобразным новым веянием стали и миниатюрные головные уборы наподобие «кәттәҗи» или «мөгез калфак», которые в зависимости от желания владелицы, надеваются или поверх платка в качестве завершающей детали, или как самостоятельный элемент.

Нельзя забывать и о знаменитом камзоле. Если некогда мы могли встретить эту часть костюма лишь на пожилой женщине или в сценическом образе, то сегодня многие с большим удовольствием носят его как в зимнее время, так и летом, меняя лишь материал.

Среди современных татарских дизайнеров стало довольно популярным использование узоров по национальным мотивам в качестве декоративного акцента в повседневной одежде

Проводники национальной культуры

Не менее важная деталь, завершающая облик, — это украшения. Раньше признавался лишь металл, а лучше серебро или золото, что влияло и на стоимость, соответственно, уменьшался рынок потребления. Благодаря недорогим материалам, как природным (полудрагоценные камни, дерево), так и синтетическим (полимерная глина, пластик и пр.), все больше молодых девушек носят серьги, кольца, браслеты, где в качестве доминирующей формы или узора используются традиционные татарские цветочные мотивы.

Такое явление, как использование деталей и элементов костюма распространено не только среди интересующихся своими корнями, но и в среде ценителей этнической моды. К тому же активными пользователями и своеобразными моделями, рекламирующими эту одежду, стали телеведущие региональных каналов Татарстана. Таким образом, можно сказать, что наши татарские модники становятся проводниками, представляющими адаптированную для современного потребителя татарскую культуру.

Справка

Дина Гатина-Шафикова – научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Тюбетейка

30 мая 2019

«Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, кто ты», – на Востоке этот головной убор рассказывает о своём владельце вперёд паспорта и визитной карточки. Посвящённые сразу понимают, к какому сословию принадлежит человек, какой у него достаток, радость в его доме или горе. В наши дни этот предмет одежды до сих пор распространён в странах, где население исповедует ислам.

Тюбетейка

Что такое тюбетейка?

Тюбетейка представляет собой плоскую или куполообразную шапочку. Она может быть круглой или квадратной формы. Материалы для изготовления головного убора используют разнообразные – от шёлка до бархата. Цвет и орнамент наглядно отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где проживает владелец тюбетейки. Этим головным убором гордятся узбеки, афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры.

Характерные черты

Слово «тюбетейка» произошло от тюркского «тюбе» – «вершина». Если приглядеться, то головной убор своей формой действительно напоминает свод неба, под которым рождается, живёт и умирает человек. Верх тюбетейки слегка выделяется: на Востоке макушка головы считается важной точкой соприкосновения со Вселенной. По сути это очень уязвимое место, которое необходимо закрывать, преграждая доступ козням злых духов. Это функцию выполняют три части этого традиционного головного убора. Тёпа – тот самый купол шапочки. Помимо оберега, он имеет и чисто практическое значение – благодаря нему тюбетейку легко складывать и удобно хранить. Кизак – это облегающий голову околыш. Усидчивые восточные девушки и женщины терпеливо расшивают его орнаментом. Наконец, жияк – это тесьма, которой обтягивают нижнюю часть. Как правило, он чёрный или украшен повторяющимися узорами. Примерно до XIX века тюбетейку носили только представители сильного пола. Даже существовала поговорка: «На тебе тюбетейки нет!», что означало оскорбительное клеймо «Ты не мужчина!».

Читайте так же:
Relaxed fit джинсы женские что это такое

Разнообразие головных уборов

Многообразие видов тюбетеек в Средней Азии поражает. Если форма мужского, женского и детского головного убора мало отличается, то элементы украшений различаются в зависимости от возраста и пола. Например, мужская тюбетейка выглядит достаточно скромно, зато женщины декорируют её для себя от души. Исключением является разве что тюбетейка уйгуров – этот мужской головной убор богато украшают бисером.

Представители духовенства носят кулох – вытянутую вверх шапочку. Иногда её обматывают чалмой, но так, чтобы остроконечный купол просматривался. Женщины и девушки носят небольшие круглые шапочки, декорированные жемчугом, камнями и перьями. Кстати, по перу можно было раньше определить, сосватана ли красавица: его носили только свободные девушки. Благословляя ребёнка, мулла надевал на него сакральный головной убор с кисточкой. Он был призван охранять здоровье и дарить благополучие владельцу.

Виды украшений и орнаментов

Туркменская тюбетейка называется «тахья», и её палитра ограничена несколькими цветами: красным, жёлтым, чёрным и белым. У чустского головного убора по чёрному полю идёт белый орнамент. Обычно на нём изображают стручковый перец, отпугивающий злых духов, символизирующие мужество бараньи рога и означающие жизненную силу волны. Шахрисабзская тюбетейка украшается роскошным цветочным орнаментом, подчёркивающим разнообразную красоту природы края. Если головной убор расшит золотыми и серебряными нитями, то его владелец родом из Бухары. Красавицы Востока носят ташкентские тюбетейки – на зелёном фоне расцветают павлиньи и фазаньи перья, защищающие от сглаза. А на каракалпакских шапочках красуются яркие помпоны. Также на них обязательно есть узор в виде колеса – его ещё называют «плевком царицы». По легенде венценосная особа объезжала свои владения и увидела дивной красоты работы местных мастериц. Чтобы не сглазить, она плюнула в сторону и попала на одну из шапочек. Так узор и остался защитой от дурного глаза.

Тюбетейка издавна считается одним из символов Востока. В наши дни мастерицы ревностно сохраняют традиции, соревнуясь в искусности ремесла вышивки и украшения. Аутентичный национальный головной убор, тюбетейка считается прекрасным сувениром из поездки по Средней Азии.

Этнический отель «Караван-сарай»

ЭТНОМИР, Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Караван-сарай

«Караван-сарай» — один из уникальных отелей ЭТНОМИРа, в котором вы можете отдохнуть как путешественник по Древнему Востоку. Резная деревянная мебель, декоративные «луковичные» арки, орнаменты на сводах уютных, прекрасно обустроенных номеров воссоздают антураж настоящего караван-сарая.

На втором этаже этноотеля расположено кафе «Чайхана», которое предлагает неторопливый отдых и все кулинарные изыски Центральной Азии: плов, лагман, шашлыки, кебаб. Все блюда подаются на традиционной расписной посуде, изготовленной руками восточных мастеров. Изюминка обстановки — объёмная карта Великого шёлкового пути, выполненная в виде 6-метровой полусферы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector