1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»

Конспект беседы «Головные уборы чеченцев»

Материалы: иллюстрации с изображением головных уборов чеченцев.

Ход беседы:

Воспитатель: Здравствуйте дети! Сегодня мы поговорим с вами о головных уборах чеченцев. Головной убор во все времена являлся неотъемлемым атрибутом костюма чеченских мужчин и женщин.

Мужской головной убор

В частности, папаха всегда была для мужчин чеченцев символом достоинства.Об этом свидетельствуют бытующие среди вайнахов пословицы и поговорки: «Мужчина должен беречь две вещи — папаху и имя»; «Папаху сбережет тот, у кого на плечах умная голова, а имя сбережет тот, чье сердце в груди горит огнем»; «Шапку носят не для тепла, а для чести»; «Не мужчина тот, кто не может сберечь честь своей папахи».

Хочется особо отметить, что для вайнаха не было подарка значимее, чем папаха. Согласно этнографическим материалам,вайнахи носили шапки следующих типов: кхакхан куй — меховая шапка, холхазан куй — каракулевая шапка, жа1уьнан куй — пастушья шапка.

«Материалом для изготовления папах, – служили овечьи шкуры разного качества, а иногда и шкуры коз особой породы. Теплые зимние папахи, а также пастушьи папахи делали из овчины с длинным ворсом наружу, часто подбивая их овчиной с подстриженной шерстью». Такие папахи были теплее, лучше защищали от осадков. Для пастуха лохматая папаха часто служила и подушкой.

В Чечне до сих пор весьма популярен мужской головной убор типа тюбетейки (пиэс, сшитый из ткани и украшенный кисточкой (молла, к1ужал).

Женский головной убор

С точки зрения нормативной этики платок, его наличие или отсутствия является показателем стойкости женщины, ее нравственной чистоты. Необходимо знать, что платок — это фактор нравственного равновесия общества, фактор гармонизации взаимоотношений между женщинами и мужчинами даже старшим и младшим поколениям.

Но, к большому сожалению, мы забыли, что женщина в обществе пользовалась прежде огромным уважением и почетом.

Еще в недалеком прошлом женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставлял опускать занесенные кинжалы, «опускал» ружья, направленные друг на друга в яростной схватке.

Почему же именно платок обладал столь магической силой?

В период матриархального строя у предков вайнахов возникли женские общества, которые в устном народном творчестве «дожили» до сегодняшнего дня.

Были у вайнахов три богини (три гурии) — Маьлха Аьзни (богиня красоты, Дика (богиня добра, Богиня Дари де Куока, или Маша бузу Куока (богиня мира, которая ткала «материю», т. е. мир.

Когда у богини Маша бузу Куоки обрывалась нить, то, по преданию, между народами начиналась война и продолжалась до тех пор, пока она не соединит нить. То есть, если богиня ткала, то народы жили в мире. Кусок материи (или женский платок, брошенный между людьми, народами, естественно, означал, что между ними встала богиня мира. Люди верили в волшебство женского платка, символизировавшего Богиню мира, и соответственно на него реагировали. Платок был необходимым звеном в регулировании взаимоотношений людей, это была последняя возможность потушить гнев и остановить смерть.

Этот прекрасный вайнахский обычай — использовать белый платок мира для примирения враждующих заимствовали все кавказские народы и умело его применяют.

— Дети, о чем мы с вами беседовали?

— Как называются головные уборы мужчин и что для них они значат?

— Как называется женский головной убор?

— Для чего еще используют платок?

— Вам понравилась беседа о головных уборах?

Спасибо вам дети за внимание! Надеюсь, вы узнали много нового и полезного в ходе нашей беседы.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира для детей 2,6–3 лет «Обувь и головные уборы» Цель:Познакомить с обобщающими понятиями «головные уборы»и «обувь» Задачи: Образовательные- дать понять, что одежда и обувь сделаны людьми.

Конспект логопедического занятия «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект логопедического занятия по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы». Цель: «Формировать лексико-грамматический строй речи по теме «Одежда.

Конспект НОД «Одежда и головные уборы» для детей 6–7 лет с ЗПР Тема: «Одежда и головные уборы». Цель: Расширять и уточнять знания детей об одежде и головных уборах, их видах в соответствии со временем.

Конспект НОД по познавательному развитию «Головные уборы для разных профессий» Занятие на тему «Шапки разные важны, шапки разные нужны». Цель • Развитие познавательной активности, способности детей в изучении мира.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Одежда, обувь, головные уборы» Цель: систематизация и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда, обувь, головные уборы». Задачи: — обобщить и систематизировать.

Конспект ОД по социально-коммуникативному развитию «Татарские национальные головные уборы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 28» адрес: г. Сергиев Посад, ул. Железнодорожная,.

Конспект занятия по развитию речи «Головные уборы» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 г. Выборга» Конспект занятия во второй младшей группе.

Читайте так же:
Замена венцов без домкрата

Конспект занятия «Знакомство с обобщающими понятиями «Обувь. Головные уборы» Тема: «Знакомство с обобщающими понятиями «обувь», «головные уборы». Цель. Закрепить обобщающее понятие «одежда», познакомить детей с новыми.

Конспект ОД «Национальные головные уборы» в средней группе Конспект образовательной деятельности по «Социально — коммуникотивномуразвитию» раздел «ознакомление с социальным миром». Тема: национальные.

Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы»Конспект познавательного занятия во второй младшей группе «Одежда. Обувь. Головные уборы» Итоговое интегрированное занятие во второй младшей группе по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы» при реализации индивидуального образовательного.

Проект "Тюбетейка- головной убор и символ"
творческая работа учащихся по теме

Наш лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» г. Красный Кут многонационален. Учатся у нас русские, казахи, белорусы и татары, корейцы и армяне, башкиры и украинцы, узбеки и латыши, арабы и немцы, чеченцы и молдаване. Много ребят из мусульманских семей. И нам было интересно узнать историю возникновения и создания головного убора всех мусульман-тюбетейки. Головной убор в виде шапочки-тюбетейки носили все народы Центральной и Средней Азии, что подтверждают стенописи, датируемые 8веком н.э..Также тюбетейку носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.

Цель моего проекта-воспитание уважения у подрастающего поколения к традициям разных народов, дружбы между людьми разных национальностей и вероисповеданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
proekt_tyubeteyka-golovnoy_ubor_i_simvol.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Тюбетейка – головной убор и символ.

Покажи мне свою тюбетейку, и я

скажу… откуда ты родом, каков

твой достаток, праздник в доме

Тюбетейка моя — златом вышитая,

Нет прекрасней тебя! Нет дороже тебя!

И узбек, и таджик, и кыргыз, и казах,

И туркмен, и башкир, и афганец

Надевают тебя, уважая, любя,

Уйгур, татарин, турок, иранец.

Твой орнамент пришел к нам из древних времен

Он поведать о многом нам может.

Украшали тебя златом и серебром

Руки нежные женщин Востока.

Ты- свод неба, ты — купол мечетей

Ты, как юрта, в которой собрались народы.

Ты не просто защита от палящего солнца

Ты — есть символ любви, дружбы, братства, свободы!

В 1: АССАЛАМ — АЛЕЙКУМ!

В 1:Наш лицей-интернат №5 ОАО «РЖД» г. Красный Кут многонационален. Учатся у нас русские, казахи, белорусы и татары, корейцы и армяне, башкиры и украинцы, узбеки и латыши, арабы и немцы, чеченцы и молдаване. Много ребят из мусульманских семей. И нам было интересно узнать историю возникновения и создания головного убора всех мусульман-тюбетейки. Головной убор в виде шапочки-тюбетейки носили все народы Центральной и Средней Азии, что подтверждают стенописи, датируемые 8веком н.э..Также тюбетейку носят в Афганистане, Иране, Турции, Синьцзяне, татары Поволжья, башкиры.

В.2 Эволюция тюбетейки прослеживается с древнейших времен. В книге «Тюбетейки Узбекистана 19-20веков» приводится косвенное подтверждение того, что упоминания о существовании головных уборов, напоминающих тюбетейку ,встречаются уже в глубокой древности: в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках, а в период мусульманского средневековья- в восточной миниатюре 15-16веков.Тюбетейка являлась не только головным убором тюрко-мусульманского народа, но и подчеркивала человека как скромного,благовоспитанного,религиозно-послушного,верующего,раскрывала внутреннюю сущность человека, духовный мир его. «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу … откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе…». Тюбетейка на Востоке может рассказать о многом посвящённому.

В- 3: В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину необязательно ежедневно одевать тюбетейку. Но в ряде случаев истинно верующий человек обязан быть в тюбетейке,; в дни священных праздников(Кубан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы.4части тюбетейки представляют 4периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость .Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благославляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку также надевают на голову тюбетейку. И на свадьбе жених — в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

В -1:Тюбетейка произошло от тюрского корня «тюбе» — вершина. Существует большое многообразие фасонов тюбетейки: есть круглые, квадратные, остро- верхние и плоские. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности. Изготавливают тюбетейки из тканых материалов, в том числе из бархата, велюра, украшают шелковой вышивкой, бисером, жемчугом, золотой или серебряной канителью.

В- 2:Различают мужские, женские и детские тюбетейки. У каждого народа тюбетейка называлась по-своему: 1.Каляпуш-так звучит тюбетейка по-татарски.

В-4:Каляпуш-одна из разновидностей тюбетейки .На верхушке крепится кисть. Каляпуш-слово фарси: каля-понятие головы, пуш-покрыть ,т.е. «перед намазом накрой голову» . Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появляется в середине 19века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки.

В-2.:Такыя или кепеш называют её казахи.

В-1:Интересно, что раньше казахи наголо брили головы и постоянно носили головные уборы. Тюбетейки имели среди казахов довольно широкое распространение. Они сшивались из двух основных частей -цилиндрического невысокого околыша и макушки. В 19 веке на северо-востоке Казахстана (в Павлодарском и Омском уездах) встречались тюбетейки из кожи и искусно сплетенные из конского волоса..

В-2:Дуппи заслуженно пользуется широкой известностью не только в пределах Узбекистана, но и во всём мире.

В-5:Узбекские тюбетейки заслуженно пользуются широкой известностью не только в пределах Узбекистана, но и во всем мире. Чусткие тюбетейки отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком)и высотой околыша. Они приобрели значение общенационального головного убора. Их носят в Узбекистане повсеместно. Маргиланские дуппи характерны для всей Западной и центральной части Ферганы. Их форма четырехгранная, слегка конусообразная. Маргиланские мужские тюбетейки самые неглубокие, их украшают вышивкой белого узора калампир на черном фоне.

В-6:Совершенно неожиданная версия расшифровки орнамента черно-белой тюбетейки с миндальным или стручковым орнаментом была приведена исскуствоведами Узбекистана и философом Мухаммадом Фозили. Впрочем, по версии авторов орнамент тюбетейки вовсе не изображение миндаля и уж тем более стручка перца. Смысл орнамента мужского головного убора узбеков гораздо глубже. По версии авторов, тюбетейка разделена на 4 части- ровно столько же элемента нуклеотида было использовано для построения молекул-передатчиков генетического кода. Симметрия тюбетейки не случайна- автор приводит слова Бируни «Человеческий дух очень чувствителен ко всем видам, обладающим симметрией, порядком, потому что человек, как неотъемлемая часть природы ,не может ни обмениваться информацией, ни воспринимать внешний мир , ни вообще существовать вне симметрии, вне материальных структур.»

Цвет тюбетейки — насыщенный черный оттенок зеленого изображает бездну вселенной, которая также сопоставима с черной дырой. По одной из космогонических версий Вселенная описывается теми же уровнями, что и черная дыра. Черная дыра—это область пространства со столь высокой концентрацией материи, что создаваемое гравитационное поле не выпускает наружу даже свет. Ничто, находящееся внутри черной дыры, не может воздействовать на внешний мир, хотя наружные объекты могут попадать в нее. И если на секунду представить, что черный лоскут тюбетейки- это черная дыра, в которой сжимается вся Вселенная в точку и из нее же она и рождается, то голова является носителем бесконечной информации. Идея повторения всего в мире отражается и на орнаменте. Сопоставив современную Кокандскую, Маргиланскую и их родоначальницу- Чусткую тюбетейку, авторы пришли к выводу, что орнамент не что иное как изображение 3-месячного эмбриона. По Исламской версии именно в этот период создание в чреве матери получает душу и его можно назвать живым существом . Вечное повторение всего в том,что 4 орнамента на каждой стороне не одинаковые, т.е. две арки –малые, а две-большие. Малая арка отображает бешик- колыбель новорожденного младенца, сверху над аркой вышиты точки-это колыбель с младенцем, излучающим свет. Большая арка- тоже бешик, но для человека ,покинувшего этот мир, точки внутри показывают угасающий свет умершего человека. Вселенная расширяется и сжимается ,рождается и умирает. Вселенная снова вернется в некую исходную точку. Таким образом можно предположить, что вокруг головы человека, на тюбетейке- бесконечное число рождений и смертей, которые испытываются, пока есть жизнь.

В-2: Кыргызская тюбетейка топу с коническим верхом и загнутым низом.

В-7: Династийная хроника «Тан шу» в повествовании о древних кыргызах сообщает, что их предводитель «зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком с коническим верхом и загнутым низом». Головной убор у мужчин состоял из тюбетейки-«топу»,войлочной шляпы –«калпак»,меховой шапки из отворотов- «малакай», меховых шапок — «тюбетей». У кыргызов не принято бросать головной убор, забывать где попало, обменивать, ходить с непокрытой головой. При избрании хана на его голову одевали красную шапку — «кызыл тебетей» с кисточкой из цветных ниток. У женщин тюбетейки украшали перьями птиц, а также пришивали серебро, жемчуг, коралл..

В-2: Туркменская тахья служит для защиты от палящего солнца.

В-4:На территории Туркмении многих этнических групп отличались со размеру, фасону, а главное- по орнаменту.В стародавние времена люди полагали, что тахья оберегает хозяина от всяческих неприятностей, защищает от сглаза, болезней и зла того , кто ее носит. Согласно древним обычаям, даже старую тахью нельзя было отдавать другому человеку или выбрасывать. Тахья шьется с квадратным или круглым донышком, а узор чаще всего вышивается в виде геометрического орнамента с сочетанием красного, белого, желтого и черных цветов. Если на тахье туркменской девушки вы увидите перья- знайте, что эта девушка еще свободна, если же тахья без перьев- молодая невеста уже сосватана.

В-2: Таджикское чусти представляет собой невысокий конический колпак.

В-3: Головным убором для таджиков всегда служила тюбетейка, которая представляла собой невысокий конический колпак, затейливо украшенный вышивкой, узор которой указывал на происхождение и место жительства хозяина. Равнинные таджики поверх тюбетейки носили еще и чалму. К 20 веку в моду у таджиков вошла квадратная тюбетейка, черная с белой вышивкой, которая получила название «чусти». Ее стали охотно надевать и женщины, у которых до этого головным убором был платок.

В-2: Тубэтей носят башкиры.

В-6: Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке- небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке. Ее называли тубэтей. Тубэтей пожилых были черными, молодых- цветными: из красного, зеленого, синего бархата. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называется головным убором знатных батыров. В-2:Кепеш называют тюбетейку уйгуры.

В-3: Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух или трёхцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной палитрой. Но не всегда. У уйгуров, например, более красочный вариант тюбетейки предназначен сильному полу- расшитые бисером и пейзажами -недаром в уйгурском доме на стенах висят не картины, а тюбетейки!

В-2: Но сегодня мы представляем вязаную тюбетейку. Ее все мужчины – мусульмане одевают во время молитвы. Вязать ее можно крючком №1 и на спицах под №2. Я использовала пряжу «Ирис» белого и зеленого цветов, можно еще и черного. Вязать крючком начала с макушки. Для этого связала цепочку из воздушных петель и сомкнула их в кольцо. Рисунок вязала в форме круга, используя при этом разные приемы. В конце вязки оформила каемку.

В-1: Простой по форме и наполненный таинственным смыслом восточный головной убор продолжает завоевывать мир. Тюбетейки составляют ценные коллекции в ряде музеев. Лучшие и наиболее обширные собрания хранятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Самаркандском музее-заповеднике, Историко-краеведческом музее в Бухаре. Тюбетейки имеются в некоторых музеях России (Государственный Э рмитаж и в Российском этнографическом Музее в Санкт-Петербурге, Государственный музей искусств народов Востока в Москве), в государственных и частных собраниях Западной Европы (Берлинский музей этнографии, частные коллекции), США и других странах. Тюбетейка- значит вершина. И действительно, -это свод неба, купол мечетей. И ведь юрта — это та же тюбетейка, увеличенная в размерах. И мы хотим, чтобы в такой юрте уместились люди всех национальностей, разных вероисповеданий!

Я махатмы Ганди вспомнил строки,

Что народ Земли и Бог- едины,

Я хочу, чтоб мир был на Востоке,

Чтоб дружил Израиль с Палестиной.

Где б найти мне тюбетейку,

Чтоб орнамент был арабский-

Я б ее надел и сразу

Говорить стал по-татарски.

Где б найти мне тюбетейку-

Месяц, крест, звезда, Путь Млечный,

Я б ее надел и сразу,

Понимать стал все наречья.

Не нужны нам взрывы ни в Белфасте,

Ни в горах Чечни, ни в Чили,

Лишь любви должны взрываться страсти,

Я хочу, чтоб люди мирно жили.

Я б сказал арабу и еврею,

Я б сказал абхазу и грузину,

Помиритесь, люди, поскорее,

Мир и Бог, друзья ,мы все –едины.

Тюбетейка мне такая снится.

И в ней смысл всей этой песни.

Ведь наш герб: две головы у птицы,

Русская со всеми вместе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие устной речи «Головные уборы» 2 класс

Развитие устной речи «Головные уборы» 2 класс для детей с умеренной умственной отсталостью.

Презентация к уроку ИЗО 4 класс по УМК «Планета знаний». Тема урока «Народный костюм. Ансамбль женского костюма.Головные уборы»

В презентации размещены сведения о национальном русском женском костюме(его разновидностях: севрном и южном), сарафанном комплексе, кокошнике.

Презентация на тему «Головные уборы».

В презентации рассказывается о:- истории возникновения головных уборов;-разновидности головных уборов;-кто и какие носил головные уборы.

Головные уборы

Презентация в которой представлены названия головных уборов, включая те,которые уже почти не носят.

Головные уборы

Урок технологии «Головные уборы».

Методическая разработка по изобразительному искусству на тему «Использование орнамента в украшении головного убора». УМК «Перспектива», 2 класс

Методическая разработка представляет собой презентацию, включающую понятие орнамента, его видов и использования в быту. В ходе презентации подробно рассматриваются этапы выполнения работы.

«Деревенские посиделки. Народный праздничный головной убор (вышивка кокошника)».

ЧОУ «СМОЛЕНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ»«Народное творчество»(Разработка открытого занятия- кружка «Волшебный бисер») Тема занятия:«Деревенские посиделки. Народный праздничный головной .

Пользователи сети раскритиковали чеченских силовиков за унижение нарушителей

Сотрудники ГИБДД Чечни не просто отчитали нарушителей правил дорожного движения, но и распространили видео профилактической беседы в соцсетях, унизив их, указали пользователи Instagram.

Как писал «Кавказский узел», чеченские силовики регулярно отчитывают местных жителей за различные нарушения и выкладывают видео таких бесед в интернет. Так, 11 мая в Instagram МВД Чечни появился видеоролик о том, как в полиции Урус-Мартановского района отчитали трех местных жителей за опасное вождение и отсутствие прав.

Профилактические беседы сами по себе законны, но публиковать такие видео можно только с согласия правонарушителя, указал ранее «Кавказскому узлу» адвокат Евгений Черноусов.

Чеченское управление ГИБДД заинтересовал ролик в соцсетях, запечатлевший перевозку человека на крыше «Оки». С нарушителями проведена профилактическая беседа, водитель наказан по административной статье о нарушении правил перевозки людей. Полицейские регулярно мониторят соцсети на предмет роликов о правонарушениях, со ссылкой на ведомство сообщил сегодня Instagram-паблик eldit_net.

Публикация сопровождается видеороликом, где после демонстрации кадров правонарушения сотрудник МВД Чечни поясняет, что молодой водитель катал на крыше своего брата. Оба нарушителя стоят в кабинете перед полицейскими, сложив руки в знак покорности. На одном из них майка с портретом первого президента Чечни Ахмата Кадырова. Рядом сидят двое мужчин в тюбетейках. Что именно говорят полицейские молодым людям, не слышно.

Пользователи соцсети осудили силовиков за распространение видео беседы. «Просто прикололись ребята. <. > все обязательно снимать [на видео], закидывать [в соцсети] нужно?» — выразил удивление vip.malhkish_05, комментарий которого собрал семь «лайков». «Ну сделали они это, ну все уже, забить, унизить <. >? Все правильные, все на дороге 40 км/ч едут, молодыми никто не был, глупости никто не делал, нам лишь бы обсудить кого-нибудь, затоптать», — посетовала a__kerimova__.

Читатель паблика matievmovlan удивился тому, что жители Чечни совершают правонарушения, несмотря на угрозу публичного унижения, в том числе в эфире Государственной телекомпании «Грозный». «Что движет этими людьми? Или намеренно хотят на ЧГТРК попасть?» — написал он. «Сейчас особо и не расстраиваются, что тебя там покажут», — с иронией ответил ixtamnetvoobshe.

К 21.30 мск 10 июня эта публикация собрала 36701 просмотр, 1073 «лайка» и 153 комментария. У паблика 221 тысяча подписчиков.

Отметим, что чиновники в Чечне регулярно высказывают и прямые угрозы в адрес водителей. Так, в августе 2020 года спикер парламента Чечни Магомед Даудов потребовал изымать автомобили у водителей, которые не надевают медицинские маски. В ноябре того же года Рамзан Кадыров пригрозил изымать и сжигать автомобили тех, кто непочтительно отнесется к сотрудникам полиции, а самих нарушителей отправлять на обязательные работы. В феврале вице-премьер Чечни по силовому блоку Абузайд Висмурадов пригрозил «уничтожением» водителям, которые сядут за руль в нетрезвом состоянии. Он предложил духовенству, а также госструктурам и общественным организации принять участие в борьбе с нарушителями правил дорожного движения.

Особое внимание в Чечне уделяется борьбе с тонировкой машин. Ранее Рамзан Кадыров связал аварийность на дорогах республики с ростом числа тонированных машин. Он потребовал «полностью искоренить» эту проблему, привлекая, в том числе родственников водителей. 5 мая силовики в Курчалоевском районе отчитали за тонировку машин 14 задержанных водителей, опубликовав также госномера автомобилей, зарегистрированных в Чечне, Дагестане и Краснодарском крае. О том, что именно в действиях чеченских силовиков возмущает автовладельцев и какова законная процедура снятия пленки, рассказывается в справке «Кавказского узла» «Как в Чечне борются с тонировкой машин».

Ночные похороны в Чечне. Ответит ли кто-то за смерть Мадины Умаевой?

Мадина Умаева

Внезапная смерть и ночное захоронение 23-летней жительницы Чеченской Республики, матери троих несовершеннолетних детей Мадины Умаевой вызвало огромный общественный резонанс. Выждав неделю, местные власти, наконец, дали добро на то, чтобы тело Мадины было эксгумировано. Республиканское управление Следственного комитета России заявило, что проведет судебно-медицинскую экспертизу с целью установления причин смерти. Но чеченская общественность сомневается, что правду обнародуют. Не дожидаясь экспертизы, власти бросили все силы на спасение репутации супруга погибшей, которого свидетели обвиняли в ее смерти.

Вечером 12 июня соседи несколько раз сбегались в дом Хамидовых в поселке Дружба, в городе Гудермесе. Из дома доносились страшные крики, но хозяйка дома Гумсет Хамидова выгоняла встревоженных соседей, говоря, что это личное дело. Когда соседи прибежали в очередной раз и увидели лежащую у ступенек Мадину, Хамидова заявила, что та притворяется.

Получив материнский капитал, Мадина Умаева поделилась со свекровью радостью, что на эти деньги приобрела телевизор и одежду для детей. От такой траты денег свекровь рассвирепела и накинулась на нее, на подмогу прибежал свекор. В страхе Мадина закрылась в ванной комнате. Просто так сдаваться свекровь не хотела: позвонила сыну и вызвала его с работы. С тех пор Мадину живой никто не видел.

Свекровь Гумсет Хамидова утверждает, что Мадина болела эпилепсией и упала со ступенек. Правда, никаких доказательств болезни у нее нет. Хутмат Довлетмирзаева, мать Мадины, которая не может смириться с неожиданной смертью своей дочери, говорит, что та никогда не страдала хроническими заболеваниями.

Дело получило огласку сразу – уже ночью того же дня, 12 июня, по WhatsApp среди чеченцев началась пересылка небольших видео странного ночного захоронения Мадины. Дело в том, что у мусульман не принято хоронить ночью.

Имам мечети поселка Дружба в Гудермесе Абдул-Карим Рашидов, руководитель этого ночного захоронения, в специальном сюжете ЧГТРК уверенно заявил, что принял решение в связи с вирусом и жарой. Он объяснил, что тело быстро разлагается и настоятельно просил не распространять слухи и сплетни. Собственно, это и есть официальная версия, дискутировать с которой в кадыровской Чечне – себе дороже.

Бывший личным адъютантом президента Чеченской республики Ичкерия Аслана Масхадова, проживающий в Вене Хусейн Исханов говорит, что ночные захоронения практиковались только во время двух русско-чеченских войн:

«Сегодня хоронить в 10 часов (ночи) – это (вызывает) огромные подозрения. Такое стало возможным только во время правления Владимира Путина, во время оккупационной власти, которой руководит Рамзан Кадыров и его приспешники. Люди, которые совершают преступление, если они служат в военных подразделениях, полиции, администрации, являются родственниками (чиновников), тогда (срабатывает) круговая порука. Эти люди, естественно, прикрывают друг друга и не дадут разойтись этой информации. Запугают всех – папу, маму, любого, разницы нет».

Две женщины, омывшие тело погибшей, на камеру ЧГТРК тоже заявили, что не заметили на теле Мадины Умаевой никаких следов насильственной смерти.

Супруг погибшей Висхаджи Хамидов – невысокий, щуплый мужчина в восточной тюбетейке, с бегающим взглядом, – рассказал журналистам ЧГТРК, что в момент смерти матери троих своих детей вообще не был дома и тоже просил не распространять слухи о его виновности. Журналист в сюжете добавил, что необоснованные обвинения могут плохо сказаться на здоровье вдовца, так как он инвалид I (первой) группы.

Сотрудники МВД также на камеру подтвердили факт ненасильственной смерти Мадины, но избежали вопроса о проведении процедуры установления факта смерти – на место даже не был вызван судмедэксперт.

Медработник одной из грозненских больниц объясняет, что существует медицинское освидетельствование смерти. Должен быть официальный документ, подтверждающий факт кончины человека и описывающий причины, по которым она наступила. Выдается медицинским работником после проведенного детального осмотра, изучения анамнеза и/или аутопсии. Такого освидетельствования по случаю смерти Мадины Умаевой нет. Молодая женщина была похоронена спустя несколько часов после смерти, безо всякого оформления факта ее кончины в государственных органах.

Именно этот факт сейчас в республике усиленно пытаются замять.

Соседи, распространявшие аудиосообщения о вопиющем инциденте, отмечали, что Висхаджи Хамидов является сотрудником российских силовых структур в Чеченской Республике и выражали сомнения, что его настигнет возмездие. Молодая женщина была легкой жертвой еще и потому, что у нее не было отца и брата, которые могли бы встать на ее защиту. Эта категория женщин в Чечне – самая уязвимая.

В статье «Кавказского узла», опубликованной 20 июня, мать погибшей Хутмат Довлетмирзаева рассказала, что дочь жаловалась на регулярные побои со стороны супруга и провокационный характер свекрови. Так, до 12 июня, дня своей смерти, она провела в доме матери три дня после разлада с супругом и его родственниками. Пожалев своих внуков, которые оставались в доме зятя, Хутмат отослала дочь обратно к мужу. В тот же вечер ей позвонили родственники зятя и сказали, что Мадине стало плохо и она скончалась.

Мать к телу дочери не пустили, показали только после омовения – закутанную в саван. По словам Хутмат, один из внуков ей сказал: «Если бы ты видела, сколько крови вытекло из мамы».

Хутмат Довлетмирзаева попыталась возвысить свой голос. По WhatsApp она обратилась к Рамзану Кадырову с призывом использовать свою власть и установить причину смерти дочери. Реакции со стороны Кадырова не последовало. Сама Хутмат в данное время уже не отвечает на звонки. Однако женщина все-таки добилась эксгумации тела и экспертизы.

«В ходе доследственной проверки устанавливаются все обстоятельства, приведшие к смерти молодой женщины, опрашиваются родственники и лица, участвовавшие в обрядовых мероприятиях по ее захоронению в соответствии с мусульманскими канонами», – информировало республиканское управление Следственного комитета России после эксгумации тела Мадины.

Чеченская общественность отнеслась к этому заявлению скептически. В первую очередь, о нежелании докопаться до правды свидетельствует массированная информационная кампания на чеченском телевидении. Вместо сочувствия и поддержки мать Мадины Умаевой получила массированную атаку от полиции, имама и старейшин со стороны мужа.

Не обошлись и без новой кадыровской традиции публичных покаяний. Автор первых аудиосообщений о том, что смерть молодой женщины произошла в результате избиений мужа, – Хамсат Янарсаева, одноклассница матери Мадины, жившая с ней по соседству, – уже принесла свои извинения.

О троих детях погибшей, и что с ними будет, на местном телевидении не произносится ни единого слова.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector