1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник

Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.
Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

В листе ответов c номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:
1 — никогда,
2 — редко,
3 — иногда,
4 — часто,
5 — постоянно.

Батарея тестов Вильямса

Батарея тестов Вильямса (англ.  Creativity Assessment Packet; САР ) — батарея тестов, которая была разработана Ф. Вильямсом (Frank Williams) в 1980 году [1] для измерения креативности и адаптирована Е. Е. Туник в 1997-1999 годах на российской выборке [2] .

Батарея тестов Вильямса изначально использовалась при отборе одаренных и талантливых детей в школы, специализировавшиеся на программах развития творческих способностей детей. Однако теперь измерение творческого потенциала с ее помощью возможно для всех детей их учителями или родителями.

Содержание

Об авторе [ править | править код ]

Франк Вильямс (Frank Williams) является образовательным консультантом и автором в Государственном университете Портленда, штат Орегон, ранее был приглашенным профессором. Также он директор творческих, национальных школьных проектов, руководитель колледжа Macalester, Сент-Пол, Миннесота.

Он создал и руководил первыми тремя творческими образовательными институтами в Калифорнии (1960-1962) и был научным сотрудником с Кэлвином Тейлором (Calvin Taylor) на четырех конференциях по творчеству в Юте (1963-1965 и 1970).

Доктор Вильямс в настоящее время участвует в национальном проекте подготовки учителей для развития творчества в школьных классах. Он является автором нескольких книг и многих статей о творчестве [3] [4] .

История [ править | править код ]

Область креативности по сравнению с другими способностями характеризуется малочисленностью валидных методов оценки. Батарея тестов для оценки креативности была создана Франком Вильямсом в 1980 году для восполнения этого пробела [1] . В оригинальном варианте нормативные данные разработаны для объединенной выборки от 8 до 17 лет. Первоначальной целью креативного теста Вильямса был отбор талантливых детей в школы, специализировавшиеся на развитии творческих способностей. В настоящее время тест активно используется в американских школах для диагностики и совершенствования творческих способностей детей [5] .

Читайте так же:
Какие виды дубленок есть

Тесты адаптировались Е. Е. Туник в течение трех лет на российской выборке (2628 детей). Ретестовая надежность для адаптированных тестов была проверена на двух выборках; значение коэффициента корреляции Спирмена для них равен 0,70 и 0,75, что доказывает валидность данных тестов. Нормативные данные были сгруппированы по возрастам и представлены для детей трех возрастных групп: 5-7 лет, 8-12 лет и 13-17 лет [6] . Адаптированный вариант теста используется психологами, учителями и родителями для оценки творческих способностей ребенка.

Структура [ править | править код ]

Креативный тест Вильямса разделен на три части.

  1. Первая часть включает в себя тест дивергентного мышления. Это образный групповой тест, который измеряет когнитивный аспект креативности. В общей сложности, занимает около 20-25 минут.
  2. Вторая часть проводится для измеренияличностных свойств, связанных с креативностью. Ребенку, проходящему тестирование, предлагаются 50 тезисов, а также задания, предусматривающие множественный выбор. Е. Е. Туник рекомендует использовать эту часть при тестировании детей старше пятого класса, что связано с необходимостью самостоятельного заполнения [2] .
  3. Третья часть предназначена для заполнения учителями и родителями ребенка, так как ее смысл в экспертной оценке креативности ребенка. По окончании проведения данного этапа проводящий тестирование психолог получает оценочную шкалу, с помощью которой проводит сравнительный анализ по всем трем частям теста.

Целевая аудитория [ править | править код ]

Тесты САР рекомендуется использовать для детей 5-17 летнего возраста. Однако данная возможность ограничена необходимостью самостоятельного заполнения опросника личностных творческих характеристик. В оригинале Вильямс предлагал зачитывать детям утверждения, на которые нужно дать ответ [1] , но при адаптации Е. Е. Туник данного теста в России было предложено использование данной части тестирования начиная с 10-11 лет [5] . Таким образом, полноценный тест Вильямса доступен для проведения лишь с пятого класса школы, но частичное использование возможно уже начиная со старших групп детского сада.

Измеряемые показатели [ править | править код ]

Данные, полученные в первой части теста, диагностируют четыре фактора дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Эти факторы были выявлены Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа при создании структуры интеллекта, известной как SOI [7] .

Вторая часть теста включает в себя 50 утверждений, отображающих в дальнейшем самооценку детей по вопросам любознательности, воображения, способности разбираться в сложных идеях и склонности к риску. По окончанию теста проводящий получает общий сырой балл и четыре отдельные оценки по перечисленным выше переменным.

Третья часть тестирования — это опросник, в котором представлены по шесть характеристик для каждого из восьми факторов креативности из предыдущих тестов. Именно по ним экспертам (родителям или учителям) следует провести оценку ребенка. Кроме этого, в данную часть теста входят четыре открытых вопроса для характеристики ребенка. Результатом проведения третьей части являются баллы по каждому утверждению (от 1 до 4 баллов за утверждение), что демонстрирует уровень творческих способностей ребенка по мнению экспертов.

Шкала Вильямса [ править | править код ]

Шкала Вильямса является опросником, благодаря которому с помощью наблюдения оцениваются восемь факторов креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность, Разработанность, Любознательность, Воображение, Сложность, Склонность к риску) [2] . При заполнении опросника родителям и учителям необходимо оценить ребенка по шести характеристикам для каждого из восьми факторов, выбирая частотность того или иного типа поведения ребенка («Часто», «Иногда» и «Редко»). Также представлены четыре открытых вопроса, где родители и учителя могут самостоятельно охарактеризовать оцениваемого. Шкала Вильямса демонстрирует мнение экспертов об уровне творческих способностей ребенка. Опросники передаются родителям на дом в конвертах, учителя заполняют их в школе; время на заполнение не ограничено. Для исключения субъективности в результатах желательно заполнение шкалы Вильямса несколькими учителями; по окончании рассчитывается среднее значение из оценок [5] .

Способ применения [ править | править код ]

Тест дивергентного мышления и опросник личностных творческих характеристик проводятся психологами или учителями.

Время для первой части ограничено, с целью последующего сравнения полученных результатов с нормативами — для детей детского сада и начальных классов школы отведено 25 минут; для детей, начиная с пятого класса школы, — 20 минут [8] .

Читайте так же:
Моделирование водолазки ирина михайловна паукште

Для второй части предусмотрено 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.

Материалы для третьей части должны быть переданы для заполнения эксперту или розданы во время личных встреч.

Области применения [ править | править код ]

Тестирования позволяют отобразить совокупность познавательных и личностных качеств ребенка. Батарея тестов Вильямса предоставляет данные о творческих способностях и умениях детей.

Не так давно оценка личностных качеств ребенка заключалась лишь в оценке когнитивно-конвергентных способностей. Батарея тестов Вильямса же делает доступным оценку и когнитивных, и аффективно-личностных дивергентных качеств детей [1] .

Батарея тестов Вильямса может быть использована для:

  • отбора детей, оценка творческих способностей которых не была доступна при использовании ранее существующих методов;
  • отбора одаренных детей, рекомендуемых к обучению по программам развития творческих способностей;
  • отбора детей в специальные группы или создание особых программ обучения для детей, которые ранее считались неуспевающими. Тесты креативности предоставят возможность обнаружения других способностей ребенка, не связанных с академической успешностью.

Достоинства [ править | править код ]

В качестве достоинств теста стоит выделить возможность сравнения оценочного мнения родителей и учителей как между собой, так и с показателями теста дивергентного мышления и теста личностных свойств (первая и вторая часть батареи). Первые два теста отобразят изменение уровня творческих способностей ребенка после развивающей программы, а шкала Вильямса покажет мнение родителей о креативности ребенка как о результатах данной программы [2] . Комплексный подход моделирует обширное представление о творческих возможностях ребенка [6] .

Существенным преимуществом батареи тестов Вильямса является приспособленность теста для его проведения не только психологами, но и учителями и родителями, что существенно облегчает процесс измерения креативных способностей ребенка [5] .

Батарея тестов Вильямса позволяет как идентифицировать и диагностировать креативность ребенка, так и обеспечить родителей и учителей информацией о факторах дивергентного мышления и о личностных проявлениях, которые являются наиболее важными для креативности [5] .

Недостатки [ править | править код ]

Главным ограничением батареи тестов Вильямса является его предназначенность лишь для детей 5-17 летнего возраста. Для оценки креативности взрослых возможно использование других тестов, например, теста креативности Гилфорда, Торренса и др.

Еще одно ограничение в возрасте накладывает тест личностных свойств (вторая часть теста), проведение которого возможно лишь с 10-11 лет. Таким образом, применение батареи тестов креативности Вильямса для детей в возрасте до 10-11 лет не является полноценным.

Надежность и валидность [ править | править код ]

Ретестовая надежность оригинального теста была вычислена для смешанной по возрасту выборки (256 человек, учащиеся 3-12 классов), коэффициент корреляции Пирсона равен 0,60 и является статистически значимым. Также была выявлена высокая значимая корреляция между отдельными частями теста: коэффициент корреляции между тестом дивергентного мышления (первая часть теста) и опросником личностных свойств (вторая часть) равен 0,71 на уровне значимости 0,05; между тестом дивергентного мышления и оценкой родителей (0,59) и учителей (0,67) на уровне значимости 0,05. Общая оценка по тесту дивергентного мышления и опроснику личностных свойств коррелирует с общей оценкой родителей и учителей (0,74).

При анализе данных, полученных при адаптации теста в России, было выявлено, что все кривые распределения близки к нормальному. Тестирование проводилось на разных возрастных группах и выявило, что отсутствует прирост с возрастом по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность. Эти данные соответствуют данным теста Торренса, что повышает внутреннюю валидность батареи тестов. По остальным факторам наблюдается увеличение среднего значения с увеличением возраста, что связано с развитием креативности как увеличением сложности и асимметричности рисунков (фактор Разработанности) и с развитием речи, вербального компонента как способности с помощью слов выражать смысл рисунка (фактор Названия).

Сравнивая данные оригинального и адаптированного теста были выявлены различия между российскими и американскими детьми, а именно рисунки российских детей разнообразнее, их количество больше, а также задействовано большее количество частей предоставленного для рисунков пространства; у американских детей выше асимметричность рисунков и способность к вербальному отображению образа [2] .

Для оценки внешней валидности теста были сравнены между собой уровень сформированности креативности детей, оцененный в опытно-экспериментальной работе с использованием критериев оценивания задач открытого типа, и результаты батареи тестов Вильямса (адаптированная версия) [9] .

В качестве испытуемых были выбраны 185 учащихся 5-9-х классов школ Кировской области. Исследование проводилось с марта по апрель 2008 г.

Полученные данные подтверждают внешнюю валидность теста Вильямса: коэффициент корреляции Пирсона для индивидуальных уровней разных методов равен 0,59; он является статистически значимым и характеризует корреляцию средней силы. Использованная выборка репрезентативно представляет генеральную совокупность 57 571 учащихся в 2008-2009 уч. году с 5-го по 9-го класс в Кировской области c доверительной вероятностью 0,95 и ошибкой репрезентативности коэффициента корреляции 0,09 [10] .

Читайте так же:
Милые картинки для срисовки сквиши

Роль прикладного творчества в развитии творческих способностей подростков

В настоящее время в нашей стране создается большое количество детских и молодежных кружков, секций и студий. Большинство из них определяют одной из важнейших задач: развитие творческих способностей детей и молодежи. Для достижения высоких результатов деятельности придумывают все более оригинальные способы работы.

Подростковый возраст представляет собой период становления личности, где все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются психологические новообразования, закладываются основы сознательного и бессознательного поведения, формируются социальные установки. В силу особенностей подросткового возраста заинтересовать подростка чем-либо становиться сложнее. В тоже время подростков привлекает все новое и интересное.

Все это подтолкнуло на внедрение нового, свежего направления декоративно-прикладного творчества скрапбукинг (изготовление фотоальбомов, оформление фотографий, блокнотов, бумагопластика) в дополнительное образование.

Основные вопросы, которые мы рассмотрим:

  1. Развитие творческих способностей средствами скрапбукинга.
  2. Изучение творческих способностей подростков (методики Э.П. Торренса «Тест творческого мышления» и Е. Е. Туник «Диагностика вербальной и невербальной креативности (Дж. Гилфорд и Э.П. Торренс в модификации Е.Е. Туник»). Практическая работа.

Развитие творческих способностей подростков средствами скрапбукинга

Скрапбу́кинг — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов. Этот вид творчества, представляет собой способ хранения личной и семейной истории в виде фотографий, газетных вырезок, рисунков, записей и других памятных мелочей, используя своеобразный способ сохранения и передачи отдельных историй с помощью особых визуальных и тактильных приёмов вместо обычного рассказа. Основная идея скрапбукинга — сохранить фотографии и другие памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.

Мы будем рассматривать скрапбукинг с точки зрения технологии, как технический и творческий процесс создания чего-либо, направленный на достижение определенных результатов.

Скрапбукинг как вид декоративного творчества имеет прямое отношение к изобразительному искусству. Этот вид творчества берет свое начало далеко в прошлом, с течением времени превращаясь из обычной тетради с записями и заметками в настоящее искусство. Основная идея скрапбукинга заключается в сохранении личной и семейной истории для следующих поколений. Жизнь постоянно преподносит нам новые истории или события: день рождения, поездка на экскурсию или на отдых, встреча с друзьями или просто прогулка по парку. Делая много снимков, мы складываем их в альбомы или храним на дисках. Часто, переоценивая свою память, мы уверенны, что точно не забудем события на фотографии, историю и людей, окружающих нас, но через год не можем вспомнить даже дату этого снимка. А ведь это наша собственная жизнь и история.

Современный скрапбукинг — это летопись в фотографиях, это замечательный способ преобразить фотоальбомы в уникальные истории нашей жизни.В наши дни скрапбукинг стал невероятно популярным видом творчества в США и Европе, чего пока нельзя сказать о России, где слово «скрапбукинг» еще у многих вызывает недоумение. Но благодаря интернету этот вид творчества продолжает развиваться и завоевывать интерес к себе в разных уголках мира.

Фотоальбом в технике скрапбукинг отличается от обычного тем, что хранит не только фотографии, но и передает настроение и личное отношение к запечатленному событию при помощи особых визуальных и тактильных приемов, а также с помощью записанных историй. В нем остается частичка нашей души.

Создание страниц и альбомов – процесс довольно трудоемкий, здесь понадобятся терпение, выдержка и усидчивость. Невозможно оформить все хранящиеся у нас фотографии. Обычно выбираются только избранные снимки или определенная тема.

Скрапбукинг не ограничивается созданием только альбомов или страниц с фотографиями. Могут быть и другие вещи сделанные в этом стиле. Например, открытки, блокноты, подарочные конверты и приглашения, дневники, записные книжки, кулинарные книжки, свадебные книги пожеланий, календари, конверты для СД-дисков, шкатулки и многое другое. При этом они могут быть самых разных размеров и форм, с интригующими заголовками, дизайном и секретами.

Скрапбукинг — это творчество не имеет возрастных рамок и пола, уровня образования или прослойки общества. Им может заниматься, и ребенок и состоявшийся человек. Изготовления страниц и альбомов является доступными для большинства из нас. К тому же скрапбукингом можно заниматься не только для сохранения воспоминаний, это прекрасный способ самовыражения, арт-терапия, самореализация и самоанализ.

Читайте так же:
Ткань для туники какую использовать

Скрапбукинг предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда подростков. В процессе создания скрапобъекта у подростков развиваются сенсомоторные качества, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие композиции, пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений, цвета, ритма, движения.

Занятия скрапбукингом в студийной игровой форме сочетают в себе все важнейшие компоненты – познавательные, воспитательные, даже социально-адаптирующие, ведь это реальные навыки самостоятельной и коллективной деятельности, а главное они эффективно стимулируют творческий и интеллектуальный потенциал. Очевидно, что образы, рожденные его автором, становятся ярким проявлением его «я», его настроений, чувств и мыслей.

Таким образом, скрапбукинг как технология тесно связана с изобразительным и декоративно-прикладным искусством, непосредственно влияет на развитие творческих способностей подростков.

Изобразительное искусство – это прежде всего диалог: либо между творцом и его самостью, либо между творцом и другим человеком. Изобразительное творчество позволяет достичь состояния психического комфорта, при этом художник превращается в «зрителя». Независимо от того, занимается человек литературным творчеством, рисует или рассказывает, он осуществляет «перевод» информации с эмоционального на когнитивный уровень. Одновременно с этим изменяется его отношение к прошлому опыту и своим психическим недостаткам.

Моделируя и создавая скрапобъекты, подросток использует собственное воображение, где предоставляется полная свобода, одновременно получает и знания. Соединяя в целое и выстраивая во времени разрозненные компоненты (графику, цвет) обучающийся развивает способность к синтезу, учиться передавать чувства, выражать свои мысли ясно и в различных формах, фиксируя при этом само их развитие, учиться действовать, направлять личностную энергию на творческие и созидательные цели.

ИЗУЧЕНИЕ РАЗЛИЧИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ И ВЬЕТНАМСКИХ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: творческая способность, вьетнамские студенты, тест Е. Е. Туника.

Dinh N.T.

Postgraduate, Astrakhan State University

EXAMINE THE DIFFERENCES CREATIVE ABILITIES RUSSIAN AND VIETNAMESE STUDENTS

Abstract

This paper examines the differences characteristics of creative abilities of Russian and Vietnamese students. The study used a test Tunik E. E.

Keywords: creative abilities, Vietnamese student, test Tunik E. E.

Развитие человеческого общества и его история часто связаны с творчеством. Особенно на сегодняшнем этапе развития общества, творчество играет важную роль в развитии науки, техники и технологии. Изобретения, инновации, достижения, методы управления обществом и др. во всех аспектах социальной жизни в целом и особенно в науке, всегда помогают человеческой цивилизации достигать более высокого уровня прогресса.

Анализируя литературу, можно найти различные тенденции понимания о способностях, которые могут быть разделены на два основные общие направления.

Первый подход, так называемый функционально-генетический, к определению способностей был провозглашен Л. С. Выготским и рассмотрен также в работах В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина, Я.А. Пономарева и др. [1,2,6].

Этот второй подход, личностно – деятельностный, восходит к работам C.Л. Рубинштейна [4]. С. Л. Рубинштейн определяет способность как сложное синтетическое образование, включающее в себя особенности, без которых человек не был бы способен к какой-либо деятельности, и свойства, которые способны вырабатываться определенным образом только в процессе организованной деятельности.

Таким образом, способности в контексте рассмотренного выше подхода, выступают в качестве индивидуально-психологических свойств, необходимых для успешного выполнения деятельности (одного или нескольких ее видов). Именно этот подход и закрепился как наиболее общеупотребительный в отечественной психологии.

Дж. Гилфорд [2] выделяет ряд общих способностей в структуре креативности: оригинальность — способность продуцировать отдаленные ассоциации; семантическую гибкость — способность выделять функции объекта и предложить ему новое предназначение; образную адаптивную гибкость — способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности; семантическую спонтанную гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи, сравнительно не ограниченные ситуацией.

Эту же «когнитивную» линию продолжает Е. Торренс. Он считает ключевой составляющей креативных свойств общую способность преодоления внешне навязываемых ограничений и стандартов, способность к восприятию недостатков, пробелов в знании, недостающих элементов.

Е. Е. Туник видоизменил и создал методику «Cамооценкa творческих способностей». Этот тест позволяет определить четыре особенности творческой личности: 1) любознательность (Л); 2) воображение (В); 3) сложность (С) и 4) склонность к риску (Р) [5].

Читайте так же:
Самая сильная молитва от венца безбрачия

В данной работе для исследования различия творческих способностей российских и вьетнамских студентов использована методика «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туника.

Исследование проведено на 100 и 163 российских и вьетнамских студентов. Cтудентам предлагается ответить на 50 вопросов. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.

Результаты исследования творческих способностей Российских и Вьетнамских студентов представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Средние значения показателей творческих способностей студентов, проживающих в Поволжье (России) и в долине реки Меконг (Вьетнам) (выражающие в баллах)

СубъектыTворческие способности
Р(1)Л(2)С(3)В(4)
Российские студентыX117.11 ± 3,5616.62 ± 3,3815.94 ± 3,8014.18 ± 3,78
Вьетнамские студентыX217.29 ± 3.2615.58 ± 3.3914.57 ± 3.4011.63 ± 3.79
р0,005
t– 0.79114.41345.721910.2949

Данные в таблице 1 показывают, что: сравнивая данные российских и вьетнамских студентов по опроснику личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность (Л), Сложность (С) и Воображение (В) средние показатели российские студентов выше вьетнамских студентов ((t(2)=4,4134, t(3)=5,7219, t(4)=10,2949 (при р=0,005)), за исключением творческой способности за “Склонность к риску” (Р), где показатели российских и вьетнамских студентов одинаковы (t(1) =-0,7911 при р=0,005) (различия статистически значимы, t-критерий Стьюдента).

В результате анализа данных при повторной диагностике были отмечены изменения значений средних баллов в исследуемых показателях творчества, что отражено в таблице 2.

Таблица 2 – Уровни показателей творческих способностей Российских и Вьетнамских студентов (в баллах)

УровниОбъектПоказатели творческих способностей
Р(1)Л(2)С(3)В(4)
абс.%абс.%абс.%абс.%
НизкийРоссия0,00,011,022,0
Вьетнам10,610,010,6163,67
ПониженныйРоссия44,03377,099,0
Вьетнам63,6774,33219,624628,22
СреднийРоссия3232,01616,04141,04040,0
Вьетнам5231,95231,98753,47143,56
ПовышенныйРоссия5858,06262,04646,04141,0
Вьетнам9558,38753,44125,154024,55
ВысокийРоссия66,01919,055,088,0
Вьетнам95,521710,421,220,0

Данные в таблице 2 показывают, что:

– уровень творческой способности P (склонность к риску) российских и вьетнамских студентов сосредоточился на среднем (32% и 31,9%) и повышенном показателях (58% и 58,3%), между ними нет существенного различия.

– уровень творческой способности Л (любознательность) у российских студентов закрепился на повышенном показателе (62%) и высоком (19%), в то время как у вьетнамских студентов – на среднем (31,9%) и повышенном (53,4%).

– уровень творческой способности C (сложность) у российских студентов твёрдо укрепился на среднем значении (41%) и повышенном (46%), а у вьетнамских студентов в основном сосредоточен на пониженном значении (53,4%) и среднем (19,62%).

– уровень творческой способности B (воображение) у российских студентов имеет среднее (40%), повышенные (41%) и высокие значения (8%), а у вьетнамских студентов–пониженные (28,22%), среднее (43,56%) и повышенные значения (24,55%).

Эти различия в уровнях и особенностях творческих способностей (Л, С и В) непосредственно влияют на творческие способности студентов и представлены в табл. 3.

Таблица 3 – Уровни творческих способностей российских и вьетнамских студентов по результатам методики «Самооценка творческих способностей» Е.Е. Туника

Из таблицы 3 видно, что уровень творческих способностей студентов, проживающих в России, сосредоточен на показателе выше среднего, у 9% российских студентов находится на высшем уровне, показателей низкого значения не наблюдается. Уровень общих творческих способностей студентов, проживающих во Вьетнаме, в основном сосредоточен на среднем показателе своего значения: нет вьетнамских студентов, имеющих высоким показателей, и 1,227 % студентов находится на низком уровне. Таким образом, уровень творчества у российских студентов выше, чем у вьетнамских.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что существует различия творческих способностей российских и вьетнамских студентов данные различия чётко выражены на уровнях следующих творческих способностях: C (сложность), Л (любознательность) и B (воображение). Результаты сравнительной оценки показали, что уровни творческих способностей Л, С и В российских студентов выше уровня этих же творческих способностей у вьетнамских студентов. Эти различия в уровни и особенностях творческих способностях (Л, С и В) являются основными внутренними причинами, влияющими на уровень творческих способностей студентов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector