1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать костюм первобытного человека своими руками

Как сделать костюм первобытного человека своими руками

Что люди знают о первобытном человеке? На самом деле — совершенно немного. Известно, что жил в пещерах, охотился на мамонтов, в качестве оружия использовал дубинку, а одевался в шкуры убитых зверей.

Имея даже такие обрывочные знания о первых людях, можно сделать отличный костюм первобытного человека своими руками. Ребенку в садик, на праздник, на представление в школе или выступление в театре — наряд подойдет к любому тематическому мероприятию.

Части костюма

Как сделать костюм первобытного человека? Прежде чем приступать к сборке наряда, необходимо определиться, из чего будет состоять костюм.

Одежда у пещерных людей была незамысловатая — рваные шкуры с неровными краями, грубо сметанные кусками кожи или жилами или подпоясанные кожаной ниткой. Они заменяли и пижаму, и «деловой наряд», и вечерний костюм. На очень холодное время года могла быть припасена еще одна шкура, которую использовали в качестве плаща или накидки.

Украшения были одинаковы для всех — кости животных, которые привязывали к волосам или нанизывали на нитку, как бусы. Косточками могли украсить пояс.

костюм первобытного человека

В качестве дополнительных аксессуаров применяли повязки на предплечья и голени.

Самый главный атрибут — дубинка. И у женщин, и у мужчин она была. Разница заключалась только в размере оружия — мужчинам, как более сильным представителям племени, полагалась дубина больше, чем женская. Следовательно, костюм первобытного человека для мальчика и для девочки делается одинаково, только дубинка будет разного размера.

Волосы — заключительная часть наряда. Мыло и шампунь еще не были известны нашим предкам, соответственно, прическа на голове была отдаленно похожа на аккуратную современную укладку. Для создания полноценного образа необходим будет парик.

Итак, костюм будет состоять из:

  • основной одежды;
  • накидки;
  • пояса и украшений;
  • дубинки;
  • парика;
  • повязок.

Основная одежда

Одевались наши предки в шкуры пойманных животных. Следовательно, расцветка должна соответствовать и быть похожей на натуральную кожу или мех. Для этой цели хорошо подойдет ткань любого качества. Цвет коричневый, леопардовый или тигровый. Не стоит делать выбор в пользу блестящих тканей, они не очень уместны для данной цели. А вот фетр, велюр, искусственная замша — самое то.

Модели могут быть разными. Наиболее простой вариант — обмотка с узлом на одном плече.

Для работы потребуется около 1,5 ткани.

костюм первобытного человека своими руками

Материал складывается пополам, получается прямоугольник. С той стороны, где сгиб, намечается середина. Делать это можно на глаз; костюм не должен быть идеальным и симметричным: первобытные люди были далеки от высокой моды. Также середина находится и по длинной стороне прямоугольника. Точки соединяются между собой, и ткань обрезается. Получается, что из большого прямоугольника вырезали треугольник.

Там, где ткань на сгибе осталась соединенной, будет плечо. Ту сторону, которая стала короткой, необходимо сшить при помощи классические нитки с иглой. А можно соригинальничать, соединив части наряда при помощи грубых стежков. Для второго варианта нужно маникюрными ножницам проделать отверстия в ткани с двух сторон, а затем ниткой для вязания подходящего цвета или тонким шнурком связать половинки между собой. Можно сделать это крест-накрест — как шнуровку у кроссовок, а можно — продевать в каждое отверстие. Какой способ выбрать — зависит только от фантазии мастера.

Простой вариант

Второй вариант — самый простой. В отрезе ткани, сложенном пополам, со стороны сгиба посередине прорезается отверстие для головы. Сшивать ничего не нужно: одежда подпоясывается — и все. Костюм первобытного человека для мальчика своими руками можно считать почти готовым!

Ну и вариант для летних пещерных людей — набедренная повязка. Кусок ткани разрезается на полоски разной ширины. Основная полоска, равная обхвату бедер, выступает в роли основы, на нее навешиваются остальные лоскуты.

Накидка

Накидка делается из той же ткани, что и основная часть. Но выбрать можно любую другую фактуру, лучше всего пойдет плотный материал.

костюм первобытного человека для мальчика

Для накидки можно проделать в верхней части ткани отверстия, продеть в них шнур и при помощи шнура завязывать ее на шее. Более легкий вариант — завязывать два конца накидки узлом и накидывать на голову.

Пояс и украшения

Костюм первобытного человека украшается природными материалами — костями и повязками.

Чтобы сделать повязки на руки и ноги, необходимо вырезать 4 полоски ткани, 2 из которых равны обхвату предплечья выше локтя, а 2 другие — обхвату ноги ниже колена.

На полоски ткани навешиваются полоски по такому же принципу, что и для набедренной повязки. Завязывается такое украшение на узел прямо на руке или ноге.

Костюм первобытного человека украшается костями. Сделать их можно легко самостоятельно из полимерной глины. Также подобная фурнитура продается в магазинах для рукоделия — бусины в виде костей, зубов легко нанизывать на нитку и удобно использовать.

Читайте так же:
Как сшить ламбрекен для детской кроватки

Из полимерной глины белого цвета, предварительно размятой в руках, делают клыки животных или косточки. После термообработки (правила работы с глиной пишут на пачках производители) в каждой заготовке проделываются отверстия, затем полученные детали нанизываются на нитку или полоску кожи. Такие украшения можно нанизать и на концы полосок, из которых сделана набедренная повязка для рук и для ног.

костюм первобытного человека для мальчика своими руками

Пещерный человек часто изображается с косточкой в волосах. Для того чтобы сделать такое украшение для мальчика, придется запастись обручем для волос и пистолетом с клеем или длинной ниткой. На обруч наносится капля клея и крепится большая кость. А ниткой данный аксессуар можно просто сильно привязать. Лучше всего будет смотреться кость, привязанная прямо к волосам, но для этого потребуется сноровка, так как у мальчишек волосы обычно короткие.

Парик

Костюм первобытного человека завершает головной убор. Парик со спутанными волосами проще всего купить в специализированном магазине. Самостоятельно сделать такой аксессуар не сложнее, чем завязать узелок на повязке.

как сделать костюм первобытного человека

Из обруча и пучка шерсти для фелтинга можно сделать отличный муляж волос. Нужно будет пряди шерсти коричневого цвета аккуратно приклеить к обручу в несколько слоев. Заготовка украшается косточкой, которую привязывают к прядям ровно по центру.

Костюмы пещерный людей

Арт. 6832 Костюм неандертальца, дикаряКостюм неандертальца, дикаря
Арт. 6838 Костюм Барни из ФлинтстоуновКостюм Барни из Флинтстоунов -10%
Арт. 6837 Костюм Вилмы ФлинтстоунКостюм Вилмы Флинтстоун -10%
Арт. 6836 Костюм Бэтти из ФлинтстоуновКостюм Бэтти из Флинтстоунов -10%
Арт. 1182 Костюм туземцаКостюм туземца
Арт. 10027 Ожерелье туземцаОжерелье туземца
Арт. 7800 Набор туземцаНабор туземца
Арт. 11079 Черный парик и бородаЧерный парик и борода
Арт. 6845 Набор пластиковых костей (10шт)Набор пластиковых костей (10шт)
Арт. 6833 Костюм пещерной женщиныКостюм пещерной женщины
Арт. 6835 Костюм первобытной женщиныКостюм первобытной женщины
Арт. 7825 Набор украшений первобытного человекаНабор украшений первобытного человека
Арт. 4975 Бусы и томагавк индейцаБусы и томагавк индейца
Арт. 6846 ДубинкаДубинка
Арт. 6843 Кость 35 смКость 35 см
Арт. 7889 Черная кудрявая бородаЧерная кудрявая борода

На каждой карнавальной вечеринке есть традиционные персонажи. Чтобы выгодно отличиться на их фоне, необходим какой-нибудь необычный наряд, например, костюм неандертальца. У нас можно приобрести также дополнительные аксессуары к нему, вроде дубинки или кости.

В стандартный костюм первобытного человека входит платье или накидка, гамаши и нарукавники. В комплекте с некоторыми моделями также предусмотрен парик. Эти костюмы прекрасно подойдут для новогодних праздников, корпоративов и Хэллоуинов.

Все товары, представленные у нас, произведены в Европе. Они соответствуют международным стандартам качества и безопасности. Если товар отсутствует на складе, то его всегда можно сшить на заказ.

Для клиентов
Будь с нами в соцсетях
Отзывы
Розничные магазины
  • Магазин Бамболо в МосквеМагазин карнавальных костюмов Bambolo в Москве г. Москва , Ильинка д. 4 , Гостиный двор, 3 этаж
    +7 (495) 640-0775 ежедневно с 12:00 до 20:00
  • Магазин Бамболо в Санкт-ПетербургеМагазин карнавальных костюмов Bambolo в Санкт-Петербурге г. Санкт-Петербург , Невский пр. 32-34 (во дворе)
    +7 (812) 640-0775 ежедневно с 12:00 до 20:00

Инструкция: как сшить детский сарафан в русском стиле

Инструкция: как сшить детский сарафан в русском стиле

Русский сарафан прочно укрепился в сознании русского человека как непременный атрибут национального костюма, который, кажется, был на Руси с самых древних времен. Тем не менее, эта деталь женского гардероба прижилась на территории России сравнительно недавно.

детский сарафан сшить своими руками выкройки

История русского сарафана для детей

По мнению историков, сарафаны пришли на Русь с Востока. Само слово sarapa или sarapai — иранского происхождения и означает «одетый с головы до ног». Первоначально так называли мужскую одежду, напоминающую внешне длинный, расклешенный кафтан. По одной из версий, женщины стали носить сарафаны во время правления Ивана IV Грозного, причем это был придворный наряд. Однако, как это часто бывает, мода для царских приближенных довольно быстро «ушла в народ». Сначала сарафаны начали носить женщины из знатных и богатых семейств, позднее — простолюдинки.

В начале XVIII века Петр I начал борьбу с сарафанами, как и с остальной традиционной одеждой. Специальным указом самодержец запретил носить эту деталь одежды представителям всех привилегированных сословий. Женам и дочерям дворян, купцов, духовенства, медиков, ученых и т.д. отныне предписывалось носить европейское платье.

Выкройки русских сарафанов для девочек

Выкройки и эскизы русских сарафанов, характерных для разных губерний (Н. Баканова «Русский народный костюм с выкройками и схемами»)

детские сарафаны сшить своими руками для начинающих

сшить детский русский народный сарафан

Нижегородский сарафан

сшить самой детский сарафан

сшить детский сарафан выкройка

выкройка сарафана для девочки

Таким образом женские русские сарафаны стали уделом лишь крестьянок и мещанок. Но даже и в их жизнь сарафан входил постепенно, вытесняя поневу, — традиционный для славянок элемент костюма.

Сегодня сарафан прочно вошел в повседневный женский гардероб. При этом благодаря удобству в использовании наибольшим спросом сарафаны пользуются в качестве детской одежды. Сшить русский сарафан для девочки довольно просто, это можно сделать и без особенно «продвинутых» навыков.

выкройки русских сарафанов для девочек

Самый элементарный сарафан можно изготовить вообще без выкройки. Для этого нужно построить прямоугольник, где короткая сторона — объем груди, длинная — длина изделия (без учета лямок). После этого нужно сшить шов сбоку, вывернуть изделие, примерить на модель и обозначить места, к которым будут пришиваться лямки. Кроме того, верх сарафана можно сделать пошире и присобрать его резинкой. Если хочется сшить обязательно широкий сарафан, то нужно выкроить расширение подола к низу. Самое главное — готовое изделие нужно украсить яркой тесьмой, вышивкой, бисером и т.д.

Читайте так же:
Как сшить детские бахилы для костюма

Конспект сюжетно-ролевой игры «Древние люди»

Обучающие:Учить детей входить в ситуацию жизни и опыта древних людей, строить жилища, учить различать животных по голосам, имитировать их походку, повадки, выражать умение максимально проявлять самостоятельность и творчество.

Развивающие: Развивать познавательный интерес.

Воспитательные: Воспитыватькоммуникативные навыки.

Чтение книги, рассказов о жизни первобытных людей, рассматривание иллюстраций, просматривание видеоматериалов. Изготовление посуды, украшения из природного материала.

Словарная работа: кроманьонцы, наскальная живопись, первобытные.

Методы и приёмы:Беседа, рассказ анализ.

Индивидуальная работа: Закреплять знания о первобытных людях с Кириллом С.

3Формы работы воспитанников: Индивидуальная.

5Структура и ход занятия.

Воспитатель: Вы знаете, ребята, что первобытные люди жили в пещерах, их называли пещерными людьми. Пещеры — это пустоты в горах, которые использовались для жилья. В лесах люда строили себе жилища из цветов и листьев. Древних людей называли кроманьонцами, они наши предки. Древние люди собирали семена, орехи, ягоды, ловили рыбу, охотились на животных.

Самым главным и опасным делом для древних людей была охота. Охота обычно была делом мужчин. Они охотились на мамонтов — гигантских слонов, покрытых шерстью. Они всё делали вместе — охотились, воспитывали детей, строили жилища, поддерживали огонь,

Жизнь древних детей во многом зависела от огня. Сначала люди наблюдали, как во время грозы загорались деревья. Они брали горящие ветки и с их помощью обогревались в пещерах. Затем люди сами научились добывать огонь. Он добывался трением или высекался, когда люди били камень о камень.

Древние люди научились шить одежду. Они шили её из шкур мамонта. Такая одежда была похожа на шубу, первобытные люди, жившие в лесах, изготавливали себе одежду из листьев, травы, деревьев.

Древние люди любили изображать на стенах пещер или камнях, деревьях людей, животных, сцены из своей жизни. Рисунки на стенах пещер дошли до наших дней. Они называются наскальной живописью.

Музыкой и танцами древние люди выражали радость после удачной охоты, показывали свою силу, ловкость, красоту движений. Движениями в танце они рассказывали, что произошло с ними на охоте. В танце изображались повадки разных животных, их движения.

Древние люди старались всё делать вместе — и охотиться и отдыхать. Один человек не мог охотиться на мамонтов,он один не мог бороться против сил природы: огня, ветра, мороза, урагана.

Вопросы к детям для беседы.

Живут ли сейчас первобытные люди?

Можем ли мы превратиться в пещерных людей?

Есть ли сходства между нами и древними людьми? А различие?

Почему пещерные люди жили вместе?

Что умели делать древние люди и о чём они не знали?

Молодцы, ребята, вы уже много знаете о древних людях. Сегодня я вам предлагаю поиграть в сюжетно — ролевую игру «Древние люди»

Дети строят шалаши, пещеры, обустраиваются в них. Дети придумывают и обговаривают сюжет. Девочки обживают пещеру, готовят еду, поддерживают огонь, изготавливают украшения.

Мальчики разыгрывают сцены охоты, приносят добычу. По условиям игры должно произойти какое нибудь событие (гроза, приход гостей из другого племени).

Подвижная игра «Охота на мамонтов»

Участвуют две команды. Представители одной одеваются в длинные одежды, имитируя мамонтов, представители другой считаются охотниками.

Поле делят на две части чертой. Сначала показывают танцами и движениями, как они будут выслеживать мамонтов, захватывать его. Затем идут на охоту. Цель охотников — затащить мамонтов на свою половину поля.

Далее предлагается детям изобразить в рисунке «Жизнь первобытныхлюдей». Если детям трудно определить сюжет. Можно предложить мальчикам изобразить сцены охоты, изобрази, что с тобой случилось на охоте. Девочкам как хранительницам домашнего очага предложить изобразить свою жизнь в пещере. Шить одежду, нянчить детей, поддерживать огонь у костра. Затем этими рисунками предлагается детям украсить своё жилище.

В завершении сюжетно — ролевой игры можно предложить детям устроить танцы по поводу, какого ни будь события, например приход гостей, наступление весны.

Дети изобретают музыкальные инструменты, придумывают или подбирают музыку. Движениями изображают сцены бытовой жизни, праздников, затем вожак достаёт из плетённой корзины ягоды, угощает гостей.

Конспект спортивной игры «Олимпиада»

(Подготовительная группа)

1 Цель игры.

Закрепить знания детей о различных видах спорта, об Олимпиаде.

Обучающие: Обогащать знания детей новыми впечатлениями. Совершенствовать навыки лепки из пластилина.

Развивающие: Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматьсяспортом.

Воспитательные: Воспитывать интерес к различным видам спорта.

Читайте так же:
Сшить детские перчатки из флиса своими руками Как сшить

Словарная работа: Олимпиада, физкультура, континент, атлет.

Беседы, чтение литературы, просмотр фото, кино и видео материалов, изготовление атрибутов, костюмов для участников, флагов стран участниц Олимпиады. Составление концертной программы, определение участников спортивной части игры.

Атрибуты к играм, костюмы участников, флаг, спорт, инвентарь, пластилин.

Методы и приёмы:Беседа,показ,объяснение,анализ,оценка,поощрение.

Индивидуальная работа: Закреплять с Лизой С, название видов спорта.

4Формы работы воспитанников:Индивидуальная.

5Структура и ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чём отличие этих двух понятий?

Воспитатель: Физкультурой может заниматься и маленький и стареиький, и большой. Спортом занимаются самые сильные, крепкие и здоровые. Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом. Что для этого необходимо делать?

Дети: Надо каждое утро делать зарядку выполнять упражнения на открытом воздухе при открытой форточке.

Воспитатель: Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят физкультуру?

Дети: Они слабые, часто болеют, грустные, многое у них в жизни не получается, плохо учатся.

Воспитатель: Покажите, какие это де

(Пантомима «Очень худой человек»)

Воспитатель: Вы не хотите стать таким ребёнком?

Воспитатель: Сейчас у нас физ. минутка.

«Игровое упражнение. Раз, два, три ну-ка повтори»

Знаете — ли вы, как называются самые главные соревнования у спортсменов?

Дети: Олимпийские игры.

Воспитатель: Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в них. Послушайте легенду о происхождении Олимпийских игр. Молва связывает возникновение Олимпийских игр в древности с именем Ифита, владыки края Олимп. Года его правления то и дело омрачались кровавыми распрями с соседями. И однажды, когда вот — вот должна была вспыхнуть очередная война со Спартой, Ирит предложил спартанцам вложить мечи с ножны и, заключив мир, устроить в честь этого события состязание атлетов. «Дабы не оружием и кровью, а силой, ловкостью величие людей утверждать». Предложение было принято. И Олимпия навсегда стала местом спортивных мирных баталий.

Прошло много времени, и вот в 1896 году над столицей Греции Афинами вспыхнул Олимпийский огонь. Отсюда началось исчисление современных Олимпийских игр.

Воспитатель: ребята, посмотрите на эмблему Олимпийских игр. (Предлагается рассмотреть эмблему) это пять Олимпийских колец. Что обозначают эти кольца?

Дети: Это пять континентов. Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов.

Воспитатель: Голубое кольцо символизирует Европу, жёлтое Азию, чёрное Африку, зелёное Австралию, красное Америку.

Воспитатель: Давайте вместе с вами найдём эти континенты на глобусе (дети работают с глобусом).

Так кто же может участвовать в Олимпийских играх.

Дети: Самые сильные и подготовленные. Спортсмены всего земного

Воспитатель: Что является символом Олимпийских игр?

Воспитатель: Где зажигают огонь?

Дети: В Греции на горе Олимп.

Воспитатель: Кто доставляет огонь на стадион, где будут проходить

Олимпийские игры?

Дети: Зажжённый факел доставляют бегуны.

Воспитатель: Какие Олимпийские игры проводятся?

Дети: Зимние и летние.

Воспитатель: Кто участвует в зимних Олимпийских играх?

Дети: Спортсмены зимних видов спорта

Воспитатель: Вспомните зимние виды спорта и изобразите их.

(дети пантомимикой изображают зимние виды спорта: хоккей, конькобежный спорт, фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина).

Воспитатель: Кто выступает на летних Олимпийских играх?

Дети: Спортсмены летних видов спорта

Воспитатель: Вспомните и назовите летние виды спорта

(дети пантомимикой изображают летние виды спорта: футбол, художественная гимнастика лёгкая атлетика, плавание, бокс, борьба и т. д.).

Далее предлагаются шуточные картинки, где дети находят и указывают ошибки, объясняют, что неправильно нарисовано и почему.

Воспитатель: А теперь представьте себе, что мы спортсмены отправляемся на Олимпиаду. Для этого мы разделяемся на команды.

Ход Олимпиады.

1.3ажжение Олимпийского огня.

В зал, где собрались зрители и болельщики ребёнок — спортсмен вносит факел и передаёт его другому спортсмену, а тот под звуки торжественной музыки зажигает Олимпийский огонь. (Имитация факела и огня из фольги).

Каждая команда предварительно оформляет свою колонну и под гимн представляет свою страну, делает круг по залу. Каждая колонна размечается на заранее отведённом месте. В руках дети несут флаги своей страны и таблички с её названием. Комментаторы ведут репортажи о происходящем. Объявляют страну, обращая внимание зрителей на особенности оформления колонн, костюмы, спортивные достижения.

Приветствие президента страны.

Ребёнок в роли президента страны — хозяйки проведения Олимпиады говорит слова приветствия, благодарит за то, что они приехали на этот спортивный праздник, и объявляет Олимпиаду открытой.

Дети исполняют танцы и песни, гимнастические упражнения под музыку.

Каждая страна представляет два выступления. Можно выступать од имени знаменитых спортсменов имитировать их действия; поднятие тяжестей, бросание копья. Ими представлять какой — нибудь вид спорта, например гимнастику. Всё зависит от воображения детей. Дети в роли комментаторов приглашают спортсменов для участия, объявляют название страны, которою они представляют спортивные выступления не должны носить соревновательного характера!

Читайте так же:
Как связать ребенку воротник вместо шарфа

Участники соревнований под звуки торжественной музыки колоннами проходят круг почёта.

Спортсмены несут флаги своих стран. После этого все участники игры под музыку исполняют прощальную Олимпийскую песню, и в это время гаснет Олимпийский огонь! Президент страны-хозяйки объявляет Олимпиаду закрытой

P.S. Организация игры имеет свою специфику. Взрослый вместе с детьми составляет и удерживает общий план игры, дети импровизируют в роли этого плана. Внутри каждой из перечисленных частей игры возможно импровизация.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Спасатели» 2 июня 2017 г. Конспект сюжетно-ролевой игры «Спасатели» Сюжетно-ролевая игра «Спасатели» Цель: Расширять и закреплять умения и знания.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» Цель: формирование умения применять в игре полученные раннее знания об окружающей жизни. Задачи: — закрепить ранее полученные знания о труде.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Цирк» Цель: развивать у детей навыки игровой деятельности. Задачи: Образовательные. 1. Закреплять у детей представления о цирке; о цирковых профессиях.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Изобретатели» Составила воспитатель старшей — подготовительной группы МБДОУ№13 : Власюк М. П. Цель: Развивать фантазию, воображение, интерес к познанию.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лаборатория» Цель: • Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. • Помочь создать игровую обстановку с учетом игры, формировать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» Конспект сюжетно–ролевой игры в средней группе «Магазин». Цель: 1. Повторить с детьми виды деятельности продавца, кассира, охранника, директора.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Цель: — Уточнить знания детей о профессии учителя, медсестры, буфетчицы. — Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей, развивать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Школа» Конспект сюжетно – ролевой игры «Школа» Связь с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие Цель: Продолжать обучать.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» Цель: Создать условия для сюжетно-ролевой игры «Зоопарк» через познавательную деятельность. Задачи проекта: Образовательные: — формировать.

Историческая кукла в картонной коробке

Кукла близка ребенку и знакома по детской.
Когда она становится методическим пособием, ребенок с ее помощью может ненавязчиво получать самые различные знания. Причем знания эмоционально окрашенные.
В середине 60-х — начале 70-х годов существовала довольно популярная у детей плоская картонная кукла по имени Наташа.
В одном варианте это была книжка-игрушка в виде девочки. Страницы книжки представляли собой сезонную одежду: пальто, плащ, дождевик, легкое платьице и т.п. Другой вариант был настольной игрой: кукла была одета в маечку и в трусики, а под маечкой прятался магнит. У Наташи был целый гардероб бумажной одежды. Платья и пальто крепились к магниту с помощью маленькой металлической скобы.

Пропорции куклы Наташи (в отличие от известной Барби) были пропорциями ребенка. В частности, у нее была большая голова и большие, широко открытые глаза. Кукла глядела на зрителя дружелюбно и располагала к общению.
Наташа с ее незатейливым гардеробом и натолкнула Ольгу Кокшайскую, известного музейного педагога, создать по такому же принципу историческую куклу, которая бы знакомила детей с народным костюмом и народными обычаями.

Ольга Николаевна внесла некоторые изменения в кукольную конструкцию. Кукла приобрела «подвижные» в суставах руки, которые скреплялись леской (леску потом слегка оплавляли), паричок из «настоящих» волос и одежду из ткани.
Благодаря подвижным рукам новая кукла, во-первых, могла принимать разные позы, во-вторых, на нее было легче надевать одежду. Волосы из ниток позволяли заплетать и расплетать кукле косу, как требовалось в соответствии с обрядами. А одежда из ткани придала кукле новый объем и создавала ощущение ее «реальности», живости.

Годы, в которые Ольга Николаевна разрабатывала свою методику, проходили под знаком дефицита. Дефицитным было все, в том числе и материалы для рукоделия. Кокшайская жила в подмосковном поселке Салтыковка, недалеко от рынка, где торговали обувью. Обувь упаковывали в картонные коробки, которые под некоторым предлогом можно было раздобыть у продавцов.

Из такого коробочного картона и была создана первая кукла Аленушка. Аленушка была одета в русский народный костюм на основе поневы (юбки-фартука) — обобщенный образ костюмов южных русских губерний. Затем у нее появились «подружки» — куклы в сарафанах, куклы в боярских одеждах. Не только куклы-девочки, но и куклы-мальчики. Так как куклы были плоскими и являлись «дочерями картонной коробки», их легко было транспортировать. Все они легко укладывались точно в такую же коробку, из которой были сделаны, и отправлялись с Ольгой Николаевной на выездной семинар. Толщина картона обеспечивала историческим куклам жизнестойкость, и Кокшайская разрешала детям брать их в руки. Тогда это еще не было принято и воспринималось как ноу-хау.

Сегодня исторические куклы составляют важнейший фонд пособий для работы с дошкольниками и младшими школьниками в кружках Государственного исторического музея. «Живут» они под покровительством и заботой педагога Надежды Мулешовой, которая творчески продолжает дело Ольги Николаевны.

«Дети приходят ко мне на занятия. Я показываю им Аленушку и достаю заветный сундучок. Спрашиваю: “Что должна была матушка надеть на Аленушку поверх рубахи?” Дети обычно отвечают: “Сарафан”. Это хорошо, что они знают про сарафан. Я их хвалю. Но объясняю: сарафаны носили не везде. Во многих областях России поверх рубахи надевали поневу. Открываю сундучок и достаю поневу. Надеваю ее на куклу. Затем достаю из сундучка пояс. Мы беседуем об этом элементе одежды. Беседуем, играем и рисуем. А потом я предлагаю детям: “Давайте, я научу вас делать такую куклу!” Конечно, они с радостью соглашаются. Куклу рисуют без всяких трафаретов — исходя из собственных представлений. Самодельные куклы обычно бывают небольшими — не больше тетрадного листа. Делаем мы их из картона, который легко режется. Сегодня такой картон можно купить в любом магазине канцелярских товаров. Самодельным куклам потом можно шить приданое — с учетом исторических знаний, полученных в кружке…»

Каждая историческая кукла обязательно имеет свое имя. Это вызывает уважение к ней. Так же, как и стиль обращения педагога с куклой — бережный и ласковый. Ведь с образа куклы начинается вход в историю.

Мальчик по имени Уголек

Первобытный мальчик — обязательный персонаж цикла занятий по первобытной культуре. Когда дети впервые встречаются с ним, Надежда Мулешова предлагает им догадаться, как могли бы звать их нового знакомого. Ведь еще какую-нибудь тысячу лет назад люди не очень задумывались над тем, как назвать своего малыша. Родился первым. Называли Первуша, второго по счету — Второк, третьего — Третьяк, четвертого — Четвертак. Могли дать имя, наблюдая за поведением ребенка. Какое, например? Дети предлагают: «Шумилка, Будилка, Беляночка…» Позже стали появляться имена-пожелания — Владимир (владей миром), Святослав (заработай себе святую славу).
Но в то время, когда жил первобытный мальчик, таких имен еще не было. Как же могли его звать — такого рыженького? Дети предлагают: может быть, Огонек? Нет, не Огонек. Он родился рано утром, когда костер уже почти прогорел. Тут дети догадываются: «Уголек!» Конечно, Уголек.
Тут Уголек приветственно машет им рукой: одна рука у него подвижная, на леске, сделана на манер игрушек-дергунчиков.
Живет мальчик, как и все его племя, в пещере. (Пещеры изготавливаются во время работы в подгруппах.)

Охотники племени охотятся на мамонтов. Поэтому в «комплект» с первобытным мальчиком входит еще и большая, волосатая мамонтиха (тоже из картона и именно мамонтиха: в слоновьем стаде предводителем бывает самка).

Ну а дальше с Угольком могут происходить самые удивительные приключения, похожие на те, что описаны в знаменитой книге Дэрвильи «Приключения доисторического мальчика». Их можно рассказывать, рисовать и инсценировать при помощи персонажей плоскостного кукольного театра.

Костюм для первобытного человека

Однажды знакомый Надежды Мулешовой нашел на помойке старый манекен. Дома места для него не нашлось, и Надежда принесла его в музей. Сначала предполагали надеть на манекен народный костюм, но он почему-то там не «прижился». Зато манекен прекрасно сыграл свою роль в занятиях о жизни первобытного человека. Оказалось, на нем можно прекрасно макетировать одежду древних охотников. В этом костюме, к примеру, присутствуют и набедренная повязка, и меховой ремень, перекинутый через левое плечо, и украшения.
Украшения вызывают у детей особый интерес, и они с энтузиазмом их придумывают и участвуют в их изготовлении. Кто-то сконструировал ожерелье из куриных косточек. Это ювелирная работа. Шейные куриные косточки вывариваются, промываются, просушиваются на батарее, потом отделяются друг от друга и нанизываются шорной иглой на нить. Некоторые дети даже раскрашивают их охрой. Другая идея — лепить из глины медвежьи клыки. Такой клык, висящий на шее, отмечает настоящего смелого охотника.
Трофеи добываются на опасной охоте. А после нее в стойбище устраиваются праздник и пир. Надежда устраивает «первобытный пир» для своих воспитанников. На пиру будут есть морковь, дикие яблочки и дикий виноград, орехи, лук и чеснок.
Вот на этот пир и надо явиться в костюме первобытного человека. Лучший костюм, занявший первое место в «первобытном конкурсе красоты», и будет потом «увековечен» на манекене.

Пещера для первобытных людей

Основа пещеры — плотная картонная коробка. Клей ПВА разводят водой до консистенции жидкой сметаны и разливают в мисочки. Чтобы придать коробкам неожиданный объем, их обкладывают свернутыми кусками газеты. Затем готовят ткань — марлю, ситец или старую простыню. Простыня предпочтительней всего. Ткань разрезают на небольшие куски и обмакивают в клей. Затем начинают обкладывать ею стенки будущей пещеры — внутри и снаружи. Когда ткань высохнет, ее раскрашивают гуашью.
В пещере можно «сложить» очаг и поселить туда первобытных людей.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector