1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок по теме; Чтение слов с буквой Ш. Сочетание Ши. В осеннем лесу

Урок по теме "Чтение слов с буквой Ш. Сочетание Ши. В осеннем лесу"

Методы: словесные, наглядные, практические, стимулирующий.

Сегодня у нас необычный урок, а урок — путешествие.

Мы продолжим читать слова с буквой ш. Повторим сочетание ши. Прочитаем новый рассказ.

Ваша задача быть внимательными, выразительно читать, отвечать на вопросы, слушать своих одноклассников.

Путешествовать нам поможет цветик — семицветик.

Лети — лети лепесток, через запад и восток.
Через север, через юг возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли, быть по — моему вели.
Вели, чтобы мы отправились в путешествие.

2. Станция «Отгадай-ка» (1 листик).

1. Стоит высокий светлый дом,
Ребят проворных много в нём,
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)

2. Непохож на человечка,
Но имеет он сердечко,
И в работе круглый год
Он сердечко отдаёт
Пишет он, когда диктует,
Он и чертит и рисует,
А сегодня вечерком
Он раскрасит мне альбом. (Карандаш).

3. Из сучьев и веток своими руками зелёненький домик построим мы сами. (Шалаш)

— Где стоит звук Ш в слове школа ?

— Сколько букв А в слове карандаш ?

— Чем интересно слово шалаш ?

3. Станция «Интеллектуальная» (2 листик)

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Шила шапку — сшила тапку.

Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела выше.

Вывод: ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И.

Упражнение для чёткого проговаривания звука Ш.

Шлёпанье лёгкое:Кто это?-гном!

Ш-Ш-Ш! Там, за шторами возле окна,

4. Станция «Сказочная» (3листик)

— На дворе март, а у нас за окном снег.

-Ребята, а хотели бы вы побывать в гостях у осени?

-Закройте глаза и послушайте произведение П.И.Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь».

-Какие картины вы увидели, слушая музыку? (ответы детей).

-Какие деревья могли расти в осеннем лесу?

-Ветки каких деревьев и кустарников вы видите на доске?

(На доске наглядный материал с изображением веток ели, сосны, рябины)

-Соотнесите картинки и слова. Какие плоды растут на этих деревьях?

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (ели). Проводим звукобуквенный разбор слова.

-Слово, в котором звук отличается от буквы? (рябины)

5. Станция «Почитай-ка» (4 листик)

Чтение слов по слогам учащимися:

нас — ту — пи — ла

чтение текста учителем;

чтение текста уч-ся;

Работа над текстом:

— О каком времени года говорится в тексте?

— Куда пошли дети?

— Что они видели в лесу?

— Что собирали ребята?

— Назови слова со звуком Ш, с сочетанием ШИ.

— Какой заголовок можно придумать к этому тексту?

6. Станция «Оздоровительная» (5 листик)

Упражнения для туловища: выполняем в движении

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер вдруг подул сильней и листву сорвал с ветвей.
Ветер дуй сейчас потише, шелест листьев хотим слышать.

6. Станция «Поэтическая» (6 листик) слова учителя:

Очарование огненно — золотистого и багряного цвета на картине «Золотая осень», умело передал Исаак Ильич Левитан. Этот проникновенный художник с огромной любовью и теплотой писал нашу скромную, исполненную тихой прелести русскую природу.

В эту пору А.С. Пушкин сочинил большую часть своих стихотворений. Они известны и любимы русским народом. Послушаем некоторые из них.

(Подготовленные дети читают стихи А.С.Пушкина)

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
А.С.Пушкин.

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает,
Журча, ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл, сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
А.С.Пушкин.

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин.

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «СШИЛА»

См. тж. инфинитив сшить, от которого образовано слово «сшила».

  • 1-ый вариант
Читайте так же:
Татарский головной убор — как сшить своими руками

1) Транскрипция слова «сш и́ ла»: [ ш ы́ лъ].

БУКВА/
[ЗВУК]
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА
с[ ш ]согл. (долгий), тверд. (непарн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. §§ 68, 106.
ш
и[ ы́ ]гласн., ударный ; ниже см. § 7.
л[л]согл., твёрд. (парн.) , звон. (непарн.), сонорный. Звук [л] — непарный звонкий, поэтому он произносится так же, как и пишется. Перед буквами а, о, у, э, ы парные по твёрдости-мягкости слогласные всегда произносятся твёрдо.
а[ъ]гласн., безударный ; ниже см. § 48.

5 букв, 4 звука

ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1

§ 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и после [ц] обозначает звук [ы]. Ср. шил, жир, жил а́ , в ы́ шить, цинк (произносится [шыл, жыр, жыла, в ы́ шыт ❜ , цынк]).

§ 48. В заударных слогах после твердых согласных, кроме гласных [ы] и [у] (о них см. §§ 5—13), произносится гласный [ъ], который на письме обозначается буквами о и а.

Таким образом, на месте букв а и о в заударных слогах произносится гласный [ъ]: а) в ы́ дан (произносится [в ы́ дън]), выбрана (произносится [в ы́ брънъ]), вытаскал (произносится [в ы́ тъскъл]), раб о́ тал (произносится [раб о́ тъл]), по заб о́ рам (произносится [пъ- заб о́ ръм]), на заб о́ рах (произносится [нъ-заб о́ ръх]), за заборами (произносится [зъ-заб о́ ръми]), кор о́ ва (произносится [кар о́ въ]), о́ кна (произносится [ о́ кнъ]), дел а́ (произносится [д е́ лъ]), в ы́ жал (произносится [в ы́ жъл]), по л у́ жам (произносится [па-л у́ жъм]), в л у́ жах (произносится [в-л у́ жъх]), за л у́ жами (произносится [за-л у́ жъми]), л у́ жа (произносится [л у́ жъ]), в ы́ царапал (произносится [в ы́ църъпъл]), к у́ рица (произносится [к у́ рицъ]), по у́ лицам (произносится [па- у́ лицъм]); б) в ы́ нос (произносится [в ы́ нъс]), в ы́ брос (произносится [в ы́ бръс]), г о́ лову (произносится [г о́ лъву]), н а́ голову (произносится [н а́ -гълъву]), н а́ дом (произносится [н а́ -дъм], у́ зок (произносится [ у́ зак]), за д о́ мом (произносится [за-д о́ мъм]), на ст а́ ром (произносится [на-ст а́ ръм]), за кан а́ вой (произносится [зъ-кан а́ въй]), с е́ но (произносится [с е́ нъ]), д е́ ло (произносится [д е́ лъ]), мн о́ го (произносится [мн о́ гъ]), н а́ до (произносится [н а́ дъ]).

Таким образом, при безударности окончания формы им. п. и род. п. ед. ч. дело и дела или формы средн. и женск. родов прош. времени заходило и заходила (есть дело и нет дела; солнце заходило и луна заходила) произносятся одинаково — с гласным [ъ] на конце: [д е́ лъ], [зъхад и́ лъ]. Также одинаково произносятся формы тв. п. ед. ч. и дат. п. мн. ч. муж. и средн. родов: т е́ хником и т е́ хникам, заб о́ ром и заб о́ рам, д у́ лом и д у́ лам, кр е́ слом и кр е́ слам: [т е́ хникъм], [заб о́ ръм], [д у́ лъм], [кр е́ слъм].

Примечание. На конце некоторых неизменяемых слов иноязычного происхождения на месте буквы о в заударном слоге может произноситься гласный [о] без редукции, например: авиз о́ (может произноситься [зо]), в е́ то (может произноситься [то]), кр е́ до (может произноситься [до]), лег а́ то (может произноситься [то]), алл е́ гро (может произноситься [ро]). При таких словах в словаре даются произносительные пометы.

§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).

Читайте так же:
Как сшить накидку для стрижек

§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:

[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;

[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;

[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;

[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;

[шл ❜ ]: пром ы́ шленный, к а́ шлять, пришл и́ .

1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..

Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова

В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.

Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.

Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.

Обозначения, применяемые при фонетическом разборе

Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .

Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].

Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜и н ый❜], сшить [ ш ыт❜].

Порядок фонетического разбора слова

  1. Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
  2. Провести фонетическую запись слова.
  3. Охарактеризовать последовательно каждый звук:
    а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
    б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий.
  4. Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.

Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора

  1. Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
  2. Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
  3. Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
    Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
    После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости.
  4. Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.

При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:

1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].

Соловья 1 баснями не кормят

Образец устного фонетического разбора

1–2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.

Читайте так же:
Метки игрушки подушки дельфины выкройки шитье

3. Гласные звуки.

[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.

[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.

4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Образец письменного фонетического разбора

соловья́; со|ло|вья; 3 слога.

с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

о [а] — гласный, безударный;

в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;

[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;

я [а́] — гласный, ударный.

7 букв, 7 звуков.

Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.

Будет и на нашей улице праздник 1 .

Образец письменного фонетического разбора

пра́здник; пра|здник; 2 слога.

п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;

р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;

а [а́] — гласный, ударный;

з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный

н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;

и [и] — гласный, безударный;

к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.

8 букв, 7 звуков

Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.

Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:

Домашнее задание

— повторить понятия (речь, предложение, слово, слог, звук гласный и согласный; звуки А,О, Ы, У, Э — гласные, бывают ударные и безударные, делают предыдущий согласный звук твёрдым, Я, Е, И, Ё -гласные, бывают ударные и безударные, делают предыдущий согласный звук мягким, гласным Е, Я, Ё, Ю- соответствует два звука, если они стоят в начале слова или после гласной (Е -[ЙЭ], Я — [ЙА], Ё — [ЙО], Ю — [ЙУ]) , и один звук, если стоит после согласного (Е — [Э], Я — [А], Ё — [О], Ю — [У]). Звуков Е, Я, Ё, Ю не бывает. Н, М, Б, Р, Г, Л, В, Д, З — согласные звонкие, бывают твёрдыми и мягкими, К, С, Т, П — согласные глухие бывают мягкими и твёрдыми, Ч,Щ — согласный глухой, всегда мягкий), Ш — согласный, глухой, всегда твёрдый, Ж — согласный, звонки . Читать дальше »

Уроки: чтение — литературное чтение, тетрадь по чтению, русский язык — учебник и тетрадь по русскому языку, математика — учебник, П. тетрадь, физ-ра — форма для зала

— Шклярова Т. В. стр.16, 21, 27, 58, 68, 78, 108

-выучить определения из папки что такое имя существительное и имя прилагатнльгое

— учиться задавать вопросы к словам

— стр.73-74 выр. чтение,стр. 72, 69 ( проект). На листочке А4 написать придуманную загадку и нарисовать отгадку ( 1 рыд о животном, 2 ряд о растении, 3 ряд о явлении природы)

— читать ежедневно не менее 20 мин 2 раза в день

— стр. 52-53 выполнить задания из учебника

Уроки: чтение — литературное чтение, тетрадь, русский язык — учебник русского языка, тетрадь , окр. мир — учебник, тетрадь; физ-ра — форма для зала

— стр.70 — 71, выразительное чтение, одно выучить наизусть

— повторить понятия гласный, согласный звук/ Выучить характеристики звуков А, О, У, Ы — гласные, бывают ударные, бывают безударные, предыдущий согласный звук делают твёрдым, И, Е, Я, Ё, Ю — гласный, бывает ударным и безударным, делает предыдущий согласный звук мягким, Н, М, Г, З, В,Р, Л, Д — согласный, бывает твёрдым и мягким, звонкий; С, К, Т, П, Ф — согласный, бывает твёрдый и мягкий, глухой, Ч — согласный. глухой, всегда мягкий, Ь — звука не обозначает, Ш — согласный, глухой, твёрдый, Ж — согласный, звонкий, твёрдый,Й — согласный, звонкий, всегда мягкий

Читайте так же:
Как сшить платье для танца ирак

-начертить схему 3 предложения стр. 71

— начертить схемы слов: шагает, тёплые, ситцевый

Уроки: чтение — учебник по чтению, тетрадь для чтения, русский язык — тетрадь в линейку, учебник по русскому языку , математика — учебник, тетрадь, двигательная активность — форма для зала

— стр.67-68 выразительное чтение, 1 стихотворение по выбору наизусть ( к нему в тетради по чтению нарисовать картинку)

— повторить понятия гласный, согласный звук/ Выучить характеристики звуков А, О, У, Ы — гласные, бывают ударные, бывают безударные, предыдущий согласный звук делают твёрдым, И, Е, Я, Ё, Ю — гласный, бывает ударным и безударным, делает предыдущий согласный звук мягким, Н, М, Г, З, В,Р, Л, Д — согласный, бывает твёрдым и мягким, звонкий; С, К, Т, П — согласный, бывает твёрдый и мягкий, глухой, Ч — согласный. глухой, всегда мягкий, Ь — звука не обозначает, Ш — согласный, глухой, твёрдый, Ж — согласный, звонкий, твёрдый,Й — согласный, звонкий, всегда мягкий

-начертить схему 1 предложения из . Читать дальше »

Уроки:чтение — учебник, тетрадь, русский язык — учебник, тетрадь , математика — учебник, тетрадь П.,

Кк, к.2 (первые пять слов) упр.138( письмо по памяти), разбить на слоги для переноса.

— учебник II часть стр.67 № 1, 2(2)

— учебник (II часть) стр.48-49

Уроки: русский язык — учебник, тетрадь , изо — карандаши, матем — учебник, тетрадь П., математический набор, окр.мир — учебник, тетрадь, технология — цветной картон 1 лист, цветная бумага

Чтение (на среду)

— повторить понятия (речь, предложение, слово, слог, звук гласный и согласный; звуки А,О, Ы, У, Э — гласные, бывают ударные и безударные, делают предыдущий согласный звук твёрдым, Я, Е, И, Ё -гласные, бывают ударные и безударные, делают предыдущий согласный звук мягким, гласным Е, Я, Ё, Ю- соответствует два звука, если они стоят в начале слова или после гласной (Е -[ЙЭ], Я — [ЙА], Ё — [ЙО], Ю — [ЙУ]) , и один звук, если стоит после согласного (Е — [Э], Я — [А], Ё — [О], Ю — [У]). Звуков Е, Я, Ё, Ю не бывает. Н, М, Б, Р, Г, Л, В, Д, З — согласные звонкие, бывают твёрдыми и мягкими, К, С, Т, П — согласные глухие бывают мягкими и твёрдыми, Ч,Щ — согласный глухой, всегда мягкий), Ш — согласный, глухой, всегда твёр . Читать дальше »

Уроки: чтение — литературное чтение, тетрадь по чтению, русский язык — учебник и тетрадь по русскому языку, математика — учебник, П. тетрадь, физ-ра — форма для зала

— Шклярова Т. В. стр.15, 20

— стр.60-61 выр. чтение, выбрать одну скороговорку, научиться говорить быстро, стр.62 в.8

— стр. 46-47 выполнить задания из учебника

Уроки: чтение — литературное чтение, тетрадь, русский язык — учебник русского языка, тетрадь , окр. мир — учебник, тетрадь; физ-ра — форма для зала

— стр.58 — 59, выразительное чтение, ответить на вопросы устно

— повторить понятия гласный, согласный звук/ Выучить характеристики звуков А, О, У, Ы — гласные, бывают ударные, бывают безударные, предыдущий согласный звук делают твёрдым, И, Е, Я, Ё, Ю — гласный, бывает ударным и безударным, делает предыдущий согласный звук мягким, Н, М, Г, З, В,Р, Л, Д — согласный, бывает твёрдым и мягким, звонкий; С, К, Т, П, Ф — согласный, бывает твёрдый и мягкий, глухой, Ч — согласный. глухой, всегда мягкий, Ь — звука не обозначает, Ш — согласный, глухой, твёрдый, Ж — согласный, звонкий, твёрдый,Й — согласный, звонкий, всегда мягкий

-начертить схему 4 предложения стр. 59

— начертить схемы слов: хвостик, моя, олень

Уроки: чтение — учебник по чтению, тетрадь для чтения, русский язык — тетрадь в линейку, учебник по русскому языку , математика — учебник, тетрадь, двигательная активность — форма для зала

— стр.54-56 выразительное чтение, пересказ

— повторить понятия гласный, согласный звук/ Выучить характеристики звуков А, О, У, Ы — гласные, бывают ударные, бывают безударные, предыдущий согласный звук делают твёрдым, И, Е, Я, Ё, Ю — гласный, бывает ударным и безударным, делает предыдущий согласный звук мягким, Н, М, Г, З, В,Р, Л, Д — согласный, бывает твёрдым и мягким, звонкий; С, К, Т, П — согласный, бывает твёрдый и мягкий, глухой, Ч — согласный. глухой, всегда мягкий, Ь — звука не обозначает, Ш — согласный, глухой, твёрдый, Ж — согласный, звонкий, твёрдый,Й — согласный, звонкий, всегда мягкий

Читайте так же:
Сшить прямое пальто с ольгой никишичевой

Викторина для 1 класса «Грамотеи»

Викторина для 1 класса "Грамотеи"

Цель: повышение мотивации и познавательного интереса учащихся к изучению русского языка и закрепление полученных знаний.

Ход викторины

Учитель. Мы проведём сегодня. Викторину «Грамотеи» посвящённую русскому языку. Участвуют три команды.

— Начнём с представления команд:

1 команда — «Синонимы».

Синонимы — мы супер

Синонимы — мы класс

Поверьте нам соперники,

Мы в классе лучше вас!

2команда — «Словари»

Вот команда «Словари»,

Все собрались мы вместе.

Мы покажем чудеса

Храбрости и чести.

3 команда — « Алфавит»

Из букв команда состоит,

И всё нам интересно.

Названье наше – «Алфавит»,

Сражаться будем честно.

1. Конкурс «Разминка»

— Итак, начнём с разминки, каждый правильный ответ 1 балл.

1. Синонимы: Сколько букв в русском алфавите? (33)

Словари : Сколько гласных букв? (10)

Алфавит : Сколько согласных букв в русском языке? (21)

2.Синонимы: Первый звук в слове Яблоко? (й)

Словари : Первый звук в слове Щётка? (щ)

Алфавит : Последний звук в слове Щавель? (л)

3.Синонимы: Что обозначают слова, отвечающие на вопросы — Что делать? (действие предмета)

Словари : Что обозначают слова, отвечающие на вопросы — какой, какая, какие? (признак)

Алфавит : Что обозначают слова, отвечающие на вопросы – кто, что? (название предмета)

2. Конкурс «Весёлая грамматика»

У каждой команды карточка с заданием. Составьте из предложенных слогов слова. За каждое слово 1 балл

Лу мон ли но ня на ре мер ма ня мо ма
3.Конкурс « Слова потерялись» Кто больше составит слов из рассыпанных слогов слов. За слово 1балл .

Пе рья льё тья жи чьи бра ру бе крыс ту пье дру ска лья зья ко се пья хло

4.Конкурс «Найди лишнее » В каждой группе слов найти лишнее и объяснить почему. За правильный ответ с объяснением -2 балла, без объяснения- 1 балл.

1.Дождь, снег, град, луна ( луна -2 слога)

2.Земля, серая, жёлтая, зелёная (Земля-название предмета)

1. Дом, сом, глаза, кот (глаза – 2 слога)

2. Тетрадь, книга, дневник, самолёт (самолёт – 3 слога.)

1.Увидеть, покрасить, краска, добежать (краска-название предмета)

2.Волга, Москва, мама, Толстой (мама – не имя собственное)

5.Конкурс «Загадки » Загадывают загадки командам ( ответы — словарные слова), если ответ правильный, то участник записывает слово на доске, за правильно записанное слово 2 балла, за правильный ответ, но неправильно записанное слово-1 балл.

Синонимы1. Долговязый Тимошка

Бежит по узенькой дорожке.
Его следы — твои труды.
(Карандаш)

Словари. 2.Маленький мальчишка в сереньком пальтишке
По дворам шныряет, крохи подбирает,
По ночам кочует — коноплю ворует.
(Воробей)

Алфавит .3.Стройная девица,

платьице из ситца,

по весне – сережки.

(Береза).
Синонимы 4.Две болтливые соседки

Разговор вели на ветке.

Очень важные персоны

Словари 5. От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода.( Молоко)

Алфавит 6.Листы у неё белые-белые,

Они не падают с веток.

На них я ошибки делаю

Среди полосок и клеток. (Тетрадь)

6. Конкурс «Антонимы»

Командам раздаются карточки в которые , надо вписать напротив слова – слово антоним. За каждое правильное слово-1 балл.

7.Конкурс капитанов.

Из слов командам надо собрать рассыпавшуюся скороговорку и капитану прочитать её не только правильно, но и быстро.2 балла

Сшила Саша Сашке шапку,

Сашка шапкой шишку сшиб.

На дворе трава, на траве дрова

Не руби дрова на траве двора.
Алфавит.

Хитрую сороку поймать морока,

А сорок сорок – сорок морок

8. Конкурс «Чудесные звуки»

Командам раздаются карточки, на которых нужно сделать звуко-буквенный разбор слова. За каждое слово-1 балл.

9. Конкурс « Знатоки слов» Раскрыть смысл выражений. За каждое-по 1 баллу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector