1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

За добро – добром платят (по сказке «Сивка – Бурка)

За добро – добром платят (по сказке «Сивка – Бурка)

Закреплять представления о различии таких качеств, как послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость.

Учить понимать и использовать пословицы и поговорки: «За добро – добром платят», «Храброму и смерть не страшна».

Учить детей работать с репродукциями картин В.М.Васнецова.

Знакомить с новыми средствами музыкальной выразительности камерной музыки.

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.

Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Развивающие задачи:

Помочь детям увидеть зависимость имён героев от их внешнего облика (Сивка-Бурка).

Развивать художественное восприятие.

Материал: текст сказки «Сивка-Бурка», иллюстрации к сказке, записи музыки П.И.Чайковского «Русская народная песня» и «Квартет», цветной пластилин, картонная основа для барельефной лепки, стека.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Сивка-Бурка». Но сначала послушайте музыку П.И. Чайковского «Русская народная песня». (Прослушивание записи). Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Кто главные герои сказки?

Дети: Иванушка, конь Сивка-Бурка.

Воспитатель: Расскажите, как случилось, что Иванушка подружился с конём?

Дети: Иванушка стерёг пшеницу, а конь прискакал её топтать. Иванушка поймал коня, а он говорит человеческим голосом: «Отпусти меня, Иван, буду тебе верно служить». Иванушка отпустил коня. Так они подружились.

Воспитатель: Какие волшебные слова сказал Иванушке конь?

Дети: «Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!».

Воспитатель: Опишите Сивку-Бурку?

Дети: Он с золотой гривой, одна шерстинка у него серебряная, другая золотая.

Воспитатель: Посмотрите дети на иллюстрацию, как бежал конь?

Дети: «Бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

Воспитатель: Скажите, как Иванушке удалось получить перстень Елены Прекрасной?

Дети: Сивка-Бурка ему помог.

Воспитатель: Как царевна нашла своего жениха?

Дети: Она угощала всех вином и увидела у Иванушки под тряпицей своё колечко.

Воспитатель: В сказке говорится: «Прибегал конь к Иванушке и замирал как вкопанный». Как вы понимаете это выражение: «как вкопанный»?

Дети: Конь стоял ровно, не двигался.

Воспитатель: Как вы понимаете это выражение: «Выйди во чисто поле, свистни, гаркни. »

Дети: Громко крикнуть.

Воспитатель: Какой в сказке Иванушка?

Дети: Послушный, смелый, милосердный.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он послушный?

Дети: Выполнил просьбу своего отца.

Воспитатель: Почему он смелый?

Дети: Не испугался коня.

Воспитатель: А почему он милосердный?

Дети: Отпустил коня на волю.

Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Квартет».

Воспитатель: Ребята, в сказке есть слова, которые можно сказать по-разному, разными словами. Вот, например: «народ валом повалил к терему». Как можно сказать по-другому «валом повалил»?

Дети: Много идёт народу.

Воспитатель: Иванушка «не кручинился».

Дети: Не грустил, не печалился.

Воспитатель: Поцеловал царевну «в уста алые».

Дети: Уста – это губы.

Воспитатель: Царевна «ахнула».

Дети: Удивилась, не ожидала такого увидеть.

Воспитатель: «Не успел оком моргнуть».

Дети: Глазом моргнуть. Око – это глаз.

(Если дети затрудняются в ответе, воспитатель объясняет значение непонятных слов, встречающихся в сказке).

Воспитатель: Есть такая мудрая пословица: «За добро добром платят». Как вы понимаете?

Дети: Если нам кто-то сделал добро, мы тоже должны отплатить добром.

Воспитатель: О ком так можно сказать в нашей сказке?

Дети: Об Иванушке, о Сивке-Бурке.

Воспитатель: Как вы понимаете пословицу: «Храброму и смерть не страшна».

Дети: Если человек храбрый, он ничего не боится, даже смерти.

Воспитатель: Дети, а если бы вам в жизни повстречался такой Сивка-Бурка, о чём бы вы его попросили?

Дети: Чтобы люди были добрыми, не ссорились, помогали друг другу, любили друг друга.

Воспитатель: А сейчас дети мы с вами поиграем в пальчиковую игру «Лошадка».

Одной рукой я травку рву,

Другой рукой я тоже рву.

Я травкой накормлю коня

Вот сколько пальцев у меня!

Воспитатель: Проходите, пожалуйста, за столы. Давайте вылепим из пластилина Сивку-Бурку.

Воспитатель объясняет и показывает процесс лепки.

Под музыку дети выполняют работу. Затем детские работы выставляются на одном планшете.

Воспитатель: Молодцы, дети! Подарите своего Сивку-Бурку родителям и скажите добрые пожелания.

Пословицы из сказок

2016-11-01_095854

Русские народные сказки являются частью фольклора, как и пословицы. В прежние времена сказки передавались из уст в уста, так они и дошли до нас. Меткие, мудрые изречения, полюбившиеся народу, из сказок переходили в разговорную речь и становились пословицами. Помимо этого, в сказках есть так называемые присказки — словесные формулы, настраивающие слушателя на занимательное повествование, часто повторяемые в сказке слова и выражения, приговариваемые без большого толку и значения. Приведем фрагмент из книги Владимира Ивановича Даля «Пословицы и поговорки русского народа»:

Читайте так же:
Финские дубленки wenshilun укороченные

В сказках таких условных приговорок много:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»;
«Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли»;
«За тридевять земель, в тридесятом государстве» и пр.

Как простые, так и сказочные пустоговорки иногда обращаются в пословицу, заключая в себе условный смысл, например:

«Я бы и тово, да, вишь, жена-то не тово; ну, уж и я растово»;
«Проскакал выше лесу стоячего, ниже облака ходячего»;
«Он тише воды, ниже травы стал» и пр.

В этой статье мы максимально подробно попробовали раскрыть взаимосвязь пословиц и сказок в народном творчестве.

Содержание статьи:

Пословицы и присказки из сборника Даля

В книге В. И. Даля «Пословицы русского народа» теме пословиц из сказок посвящены два раздела:

Жил-был царь овес, он все сказки унес.
Ни словами (Ни в сказке) сказать, ни пером написать.
Небылица в лицах.
Из сказки (Из песни) слово не выкидывается.
Не за былью и сказка гоняется.
Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
Чур мою сказку не перебивать; а кто ее перебьет, тот трех дней не проживет (тому змея в горло заползет).
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве.
Полетела птица синица за тридевять земель, за сине море-окиян, в тридесято царство, в тридевято государство.
На море, на окияне, на острове на буяне стоит бык печеный: в заду чеснок толченый, с одного боку-то режь, а с другого макай да ешь.
На море, на окияне, на острове на буяне лежит бел-горюч камень алатырь.
Берега кисельные, реки сытовые (молочные).
На поле-поляне, на высоком кургане.
В чистом поле, в широком раздолье, за темными лесами, за зелеными лугами, за быстрыми реками, за крутыми берегами.
Под светлым месяцем, под белыми облаками, под частыми звездами и пр.
Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Не сизый орел, не ясный сокол подымается…
Не лебедь белая (серая) выплывала…
Не белы снега в чистом поле забелелись…
Не черны леса дремучие чернеются… Что не пыль в поле подымается. Не туман сизый с раздолу подымается…
Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
Вправо поедешь (по раздорожью) – коня потеряешь; влево поедешь – самому живу не быть.
Доселе русского духу слыхом не слыхано, видом не видано, а ныне русский дух в очью является.
За белы руки принимали, за столы белодубовы сажали, за скатерти браные, за яства сахарные, за питья медвяные.
Чудо-юдо, мосальская губа.
Мертвой и живой воды добыть.
Мертвой водой окропить – плоть и мясо срастаются, живой водой окропить – мертвый оживает.
Свинка – золотая щетинка.
Конек-горбунок.
Сивка-бурка, вещий каурка.
Змей-горыныч.
Мальчик с пальчик.
Девочка-снегурочка.
Девчурка-снегурка.
Меч-кладенец.
Калена стрела.
Тугой лук.
Копье булатное, мурзамецкое.
Семи пяденей во лбу.
Промеж глаз калена стрела укладывается.
Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает.
Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют.
Шапка-невидимка.
Сапоги-самоходы.
Скатерть-хлебосолка.
Сума, дай пить и есть.
Коврик-самолет и пр.
Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!
Полымя из ноздрей, пар (дым) из ушей.
Огнем дышит, полымем пышет.
Хвостом след устилает, долы и горы промеж ног пускает.
С молодецкого посвисту пыль столбом.
Попрыски (след) молодецкие, ископыть (комья из-под копыт) богатырская.
Конь копытом бьет, удила грызет.
Тише воды, ниже травы. Слышно, как трава растет.
Растет не по дням, по часам, как пшеничное тесто на опаре киснет.
Во лбу светел месяц, в затылке часты звезды.
Конь лежит, земля дрожит, из ушей полымя пышет, из ноздрей дым столбом (или: полымя из ноздрей, дым из ноздрей).
Из милости копытом траву-мураву досягает.
По локоть в красном золоте, по колени ноги в чистом серебре.
Под темными лесами, под ходячими облаками, под частыми звездами, под красным солнышком.
Облачается небесами, подпоясывается зарями, застегивается звездами.
Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.
Избушка, избушка на курьих ножках, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Стань, белая береза, у меня назади, а красна девица напереди!
Стань передо мной, как лист перед травой!
Ясни, ясни на небе, мерзни, мерзни, волчий хвост!

Читайте так же:
Джинсы mom slim fit страдивариус

Я сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, в рот не попало, на душе пьяно и сытно стало.
Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.

Сказка – складка, а песня – быль.
Сказка – ложь, а песня – правда.
Сказка складом, песня ладом красна.
Песня (Сказка), вся, больше петь (сказывать) нельзя.

Пословицы со словом сказка

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка — складка, песня — быль.
Сказка — складка, послушать сладко.
Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Сказывали и мы сказки.
Быль за сказкой не угонится.
В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Красна сказка складом, а песня — ладом.
Сказка — ложь, да в ней намек.
Не жизнь – сказка!
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью.
Не красны сказки письмом, а красны смыслом.
Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка людям указка.
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Не складна сказка письмом, складна вымыслом.
Рассказывай сказки!
Если не вры, так сказки добры.
Жил был царь Тофута — и сказка вся тута.
Сказал бы и еще сказку, да дома забыл.
Сказка вся, больше сказывать нельзя.
Всякая прибаутка в сказке хороша.
Всякой сказке бывает конец.
Кашу кушай, а сказку слушай: умом-разумом смекай да на ус мотай.
Либо дело делать, либо сказки сказывать.
Сказки-не салазки: не сядешь да не поедешь.
Сказка не сказка, а присказка.
Хороша сказка, да последняя.
Это присказка, а сказка будет впереди.

Сказки, в которых встречаются пословицы

Во многих народных и авторских сказках встречаются изречения, которые так полюбились людям, что прочно вошли в разговорную речь и стали пословицами. Перечислим некоторые из них:

Сказка о рыбаке и рыбке:

Дурачина ты, простофиля!
Поделом тебе, старый невежа.
Чего тебе надобно, старче?
Что ты баба, белены объелась?

Сказка о Царе Салтане:

Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь.
Пораздумай ты путем, не раскаяться б потом.

Сказка о попе и работнике его Балде:

Ест за четверых, работает за семерых.
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Лисичка-сестричка и серый волк:

Битый небитого везет.
Мерзни, мерзни волчий хвост.

Сказка «Царевна Лягушка:

Утро вечера мудренее.

Сказка «Лиса и Журавль»:

Не обессудь, куманек! Больше потчевать нечем.
Как аукнулось, так и откликнулось.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец!

Теперь вы знаете, в каких сказках встречаются пословицы.

Пословицы, подходящие к сказкам

В школе часто дают задания:

  • подобрать пословицы, подходящие к сказкам
  • определить, какая пословица подходит к сказке

Сразу на ум такие пословицы могут и не прийти. Здесь нужно подумать, поискать информацию, почитать пословицы. Мы дадим вам некоторые подсказки, перечислив в этом разделе пословицы, которые подходят к сказкам.

Пословицы к сказке «Лисичка со скалочкой»:

Нет такой хитрости, которую нельзя было бы перехитрить.
На обмане далеко не уедешь.
За доброе жди добра, за худое — худа.
Знай, кому добро делаешь.

Пословицы к сказке «Царевна-лягушка»:

По одежке встречают, по уму провожают.
Не делай добра, не получишь зла!
Не родись красивой, а родись счастливой.
Взялся за гуж, не говори что не дюж.
Хорошо то, что хорошо кончается!

Пословицы к ненецкой сказке «Кукушка»:

Нет сына — один раз поплачешь, есть сын — десять раз поплачешь. (удмуртская пословица)
Не плюй в колодец пригодится водицы напиться.
Гулять — гуляй, но отца и мать уважай.
Не плюй в колодец — пригодится воды напиться
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Плохо ветвям без ствола.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Родную мать никем не заменишь.
Родительское сердце — в детях, а детское — в камушке.

Читайте так же:
Что лучше одеть платье или джинсы

Пословицы к сказке «Лиса и Журавль»:

Два сапога — пара.

Пословицы к сказке «Колобок»:

Чему быть, того не миновать.
Обвел вокруг пальца.

Подходящие пословицы к сказке «Болтливая птичка:

На словах-то он скор, да на деле не спор.
Большой говорун — плохой работник.
Болтовня и красна и пестра, да пуста.
Птица поет, сама себя выдает.
Слово — серебро, молчание — золото.
Лишнее говорить — только себе вредить.
У кого через край, тому еще боле подавай.
Болтливый язык с умом не в родстве.
Ешь больше, а говори меньше.
На словах густо, а в голове пусто.
Скупой платит дважды.
Мельница мелет — мука будет, язык мелет — беда будет.

Какая пословица подходит к «Сказке о Золотом петушке»:

Как аукнется, так и откликнется.
Не все то золото, что блестит.
Не рой другому яму — сам в нее попадешь.
Давши слово — держись, а не давши—крепись.
Пока жареный петух в голову не клюнет…
Доверяй, но проверяй.
За доброту добром воздается, а за зло воздается злом
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Сивка-бурка и другие исламские сюжеты русского фольклора

Сивка-бурка - персонаж известной русской сказки

На протяжение столетий русские жили бок о бок с мусульманами на территории сначала Киевской Руси, потом Золотой Орды, затем Московского княжества, Российской империи и СССР. Это длительное соседство привело к тому, что в русский язык вошло множество арабских, персидских и тюркских заимствований, некоторые традиции мусульман стали частью русской культуры, а русский фольклор обогатился за счет аятов Корана и хадисов (высказываний) Пророка Мухаммада.

Например, русская пословица «О мертвых плохо не говорят» почти точно повторяет слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не говорите плохо о мертвых, они уже получили то, что заработали» (хадис приводится в сборнике хадисов «Сахих» аль-Бухари).

Выражение «моя вторая половинка» берет начало от хадиса Мухаммада, впоследствии ставшего распространенным высказыванием на Востоке: «Женщины – это вторая половина мужчин» (хадис приводится в сборнике хадисов Ахмада со слов жены пророка Айши).

Высказывание матери правоверных Айши (исламская традиция называет всех жен пророка матерями правоверных – IN) дало жизнь ещё одной русской поговорке. Обращаясь к женщинам, она сказала: «О женщины, если бы вы знали ваши обязанности перед мужьями, то каждая из вас будучи сама в пыли, прежде всего, убирала бы пыль с лица своего мужа» (Передал ибн Абу Шейх). Лингвисты предполагают, что именно от этих слов произошло известное всем выражение «сдувать пылинки».

Пословица «молчание знак согласия» созвучна с принципом исламского права. Например, если во время никаха (бракосочетания) невеста отвечает молчанием на вопрос имама о том, согласна ли она выйти замуж, то ее молчание считается знаком ее согласия.

Пословица «больше двух говорят вслух» соответствует исламской этике в разговоре, которая запрещает двум людям перешептываться в присутствии третьего. Пророк Мухаммад сказал: «Пусть двое не ведут тайной беседы в присутствии третьего, это огорчит его». (приводят Аль-Бухари и Муслим.)

Пословица «кто рано встает, тому Бог дает» также произошла от хадиса. Имам Ахмад приводит слова пророка Мухаммада: «Сон после утренней молитвы лишает мирского достатка», то есть, чтобы увеличить свое достояние нужно рано встать на молитву и не ложиться спать после этого, а приступить к делам.

Пословица «нет худа без добра» имеет тот же смысл, что и пятый аят 94 суры Корана , который гласит: «Поистине, вместе с трудностью облегчение». Возможно, пословица произошла напрямую от аята, а возможно, народ просто подметил в ней описанный в Коране закон Аллаха, который всегда исполняется, так же как и все остальные Его законы.

С исламом, скорее всего, связано и известное выражение «на седьмом небе от счастья». В Коране Господь сообщает нам о том, что Он сотворил семь небес. Вот один из таких аятов: «Он – Тот, Кто сотворил для ваших нужд все сущее на земле. Затем Он соразмерил небеса и создал семь небес. Поистине, Он сведущ обо всем». (Сура «Корова», 2:29)

В хадисе о вознесении Мухаммада – мирадже – до нас дошла информация о том, что над седьмым небом находится трон Аллаха, и это небо наиболее приближено к нашему Господу. А разве близость к Аллаху не является высшим счастьем для человека?

Читайте так же:
Как готовить на зиму гриб дождевик?

Ислам оказал влияние не только на русские пословицы, но и на русские сказки. В том же хадисе о вознесении Пророка сообщается о том, что он был вознесен на семь небес на лошади по имени Бурак. Именно в честь нее была названа Сивка-Бурка, волшебная лошадка из русской сказки, которая подобно Бураку умела очень быстро передвигаться.

А в другой сказке о чудесной лошади – «Конек-Горбунок», записанной Ершовым, персонаж по имени Иван произносит такие слова: «Чтоб ему на том свету провалиться на мосту !»

Какой мост имеет ввиду Иван? По всей видимости, это мост, перекинутый над Адом и ведущий в Рай – Сират, о котором сообщил нам пророк Мухаммад. Для верующих праведников он будет широким, а для нечестивцев он будет тоньше лезвия и острее сабли. Переход по мосту будет согласно деяниям. Одни будут переходить его в мгновенье ока, другие – со скоростью молнии, ветра, птицы, как конь на скаку, пешком и, наконец, будут те, кто преодолеет заветный мост ползком, изодрав ноги, еле-еле, цепляясь за него руками. Неверные и грешники, которые отправлены в Ад, не смогут перейти Сират, и провалятся на нём в Огненную пропасть.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «За добро — добром платят» по сказке «Сивка-Бурка»

Закреплять представления о различии таких качеств, как послушание – непослушание, дружба – ссора, милосердие – злоба, смелость – трусость.

Учить понимать и использовать пословицы и поговорки: «За добро – добром платят», «Храброму и смерть не страшна».

Воспитательные задачи:

Воспитывать в детях послушание, милосердие, ответственность за порученные дела.

Учить детей преодолевать трудности на пользу общего дела.

Помочь детям увидеть зависимость имён героев от их внешнего облика (Сивка-Бурка).

Развивать художественное восприятие.

Материал: текст сказки «Сивка-Бурка», иллюстрации к сказке, записи музыки П. И. Чайковского «Русская народная песня», ларчик, фигурка лошадки.

Ход занятия:

— Здравствуйте дети! Я рада видеть вас с хорошим настроением, здоровыми. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день.

Для этого мы встанем в круг и поприветствуем друг друга, передавая своему соседу «мячик хорошего настроения». Нужно поздороваться и называть друг друга ласково по имени. (Здравствуй Юлечка! Привет Ромочка)

Воспитатель спрашивает у детей,как они понимают значение пословицы: «За добром добро платят»?».

— Поможет нам ответить на этот вопрос наш ларчик.

Посмотрим что сегодня для нас приготовил наш ларчик.

Весь ларец в веселых красках,

А в ларце, конечно, сказки!

Давайте узнаем с каким сказочным персонажем мы встретимся сегодня.

Воспитатель открывает ларчик там загадка.

Быстрее ветра я скачу, »Цок-цок,» – копытами стучу, Я громко »иго-го» кричу, Садись на спину – прокачу! (лошадка)

Воспитатель достает из ларчика фигурку лошадки.

-Правильно это лошадка.

А вы видели лошадей?

К каким животным относится лошадка к диким или домашним.

Как помогает лошадка человеку? Что делает?

Оказывается, лошадь в селе, в деревне первым, главным работником называют, потому что лошадь в любой работе человеку помощница. Когда пашут, кого в соху впрягают? (Здесь и далее показать картинки.) Лошадь! Кто борону по полю тащит? Опять лошадь! Когда воз сена с покоса везут, телега тоже не сама катится, ее лошадь тянет. И бревна для стройки, и зерно на мельницу, и дрова для печки – все на лошади везут.Даже в праздники лошадь работает: на Масленицу людей в расписных санях катает, к Рождеству елку из леса везет.

Много работает лошадь, и человек ей тоже рад добро сделать. За лошадью ухаживают, чистят ее, гриву расчесывают, на копыта подковы прилаживают, чтобы копыта не болели. Кормят лошадь сеном и овсом. Сено кладут в кормушку – ясли, а овес насыпают в торбочку и подвешивают вот так, чтобы овес не просыпался, чтобы все зернышки лошади достались (показывает). Очень лошади любят овес.

Даже в сказке конь человеку служит. Сегодня такая сказка к нам в гости пришла.

Сеегодня я вам прочитаю русскую народную сказку «Сивка-Бурка». Но сначала послушайте (Чтение сказки с прослушиванием музыки П. И. Чайковского «Русская народная песня»).

Читайте так же:
Как гладить гюйс военную и морскую форму и другие

Физкультминутка по усмотрению педагога.

Рассматривание иллюстраций к сказке и беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Кто главные герои сказки?

Дети: Иванушка, конь Сивка-Бурка.

Воспитатель: Расскажите, как случилось, что Иванушка подружился с конём?

Дети: Иванушка стерёг пшеницу, а конь прискакал её топтать. Иванушка поймал коня,а он говорит человеческим голосом: «Отпусти меня, Иван, буду тебе верно служить». Иванушка отпустил коня. Так они подружились.

Воспитатель: Какие волшебные слова сказал Иванушке конь?

Дети: «Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!».

Воспитатель: Опишите Сивку-Бурку?

Дети: Он с золотой гривой, одна шерстинка у него серебряная, другая золотая.

Воспитатель: Посмотрите дети на иллюстрацию, как бежал конь?

Дети: «Бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

Воспитатель: Скажите, как Иванушке удалось получить перстень Елены Прекрасной?

Дети: Сивка-Бурка ему помог.

Воспитатель: Как царевна нашла своего жениха?

Дети: Она угощала всех вином и увидела у Иванушки под тряпицей своё колечко.

Воспитатель: Какой в сказке Иванушка?

Дети: Послушный, смелый, милосердный.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он послушный?

Дети: Выполнил просьбу своего отца.

Воспитатель: Почему он смелый?

Дети: Не испугался коня.

Воспитатель: А почему он милосердный?

Дети: Отпустил коня на волю.

Воспитатель:Есть такая мудрая пословица: «За добро добром платят». Как вы понимаете?

Дети: Если нам кто-то сделал добро, мы тоже должны отплатить добром.

Воспитатель: О ком так можно сказать в нашей сказке?

Дети: Об Иванушке, о Сивке-Бурке.

Воспитатель:Как вы понимаете пословицу: «Храброму и смерть не страшна».

Дети: Если человек храбрый, он ничего не боится, даже смерти.

Воспитатель: Дети, а если бы вам в жизни повстречался такой Сивка-Бурка, о чём бы вы его попросили?

Дети: Чтобы люди были добрыми, не ссорились, помогали друг другу, любили друг друга.

А если на минутку представить, что нет у Ивана-дурака Сивки-бурки. Чем тогда закончится сказка?

Вывод: Что же получается, сказка с одной стороны говорит о том, что настоящего героя обязательно ждет награда, а с другой стороны для этого оказывается еще необходимо чудо.

— С какой сказкой знакомились на уроке?

— Чему она вас научила?

— О чём вы расскажете дома?

Занятие по духовно-нравственному воспитанию для воспитанников старшей группы «Добро и зло» Занятие по духовно-нравственному воспитанию для воспитанников старшей группы Выполнила: Шмакова Е. А. Тема: «Добро и зло». Цель: уточнить.

Интегрированное занятие по духовно-нравственному воспитанию «Образ любящей мамочки» Цель: воспитывать у детей любовь и уважение к своей маме, через образ Пресвятой Богородицы. Задачи: Воспитательные: 1. Воспитывать у детей.

Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра» Дорогою добра». Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности по духовно.

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Теремок») Конспект непосредственно-образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей среднего дошкольного возраста «В тесноте,.

Конспект по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Спешите делать добро» Воспитатель: Косян А. А. Цель: 1. Дать детям представление о различных формах вежливого общения между людьми. 2. Развитие в ребёнке желания.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Добро и зло» в подготовительной к школе группе Подготовила воспитатель Салимзянова Римма Рифкатовна. Цель: Воспитание духовно-нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.

Сценарий новогоднего праздника «Баба яга и Сивка-бурка» для старшего дошкольного возрастаСценарий новогоднего праздника «Баба яга и Сивка-бурка» для старшего дошкольного возраста «Баба яга и Сивка-бурка» Двое детей входят в зал, встают около елки. 1. Сыплет, сыплет белым снегом, наша русская зима, И летят снежинки.

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию для учащихся начальной школы на тему «Добро и зло» Цель: формирование у обучающихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло». Задачи: – воспитывать доброту и милосердие,.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию «О чем поет колокол» «О чем поет колокол» Цель: 1. Приобщение к истокам русской народной культуры. 2. Формирование чувства сопричастности к русской национальной.

Занятие по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Разоренное гнездо» Цель: Формировать способность ребенка видеть границу между хорошими и плохими поступками, делать правильный выбор. Желать другому того,.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector