1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок литературы в 11 классе по повести В. Кондратьева «Сашка»

Урок литературы в 11 классе по повести В. Кондратьева «Сашка»

3) нравственное и патриотическое воспитание учащихся на художественном материале, связанном с родным краем в годы Великом Отечественной войны.

0борудование урока: выставка литературы по теме, портрет писателя, аудиокассеты с записями военных песен, магнитофон.

У каждого писателя должна быть сверхзадача. И для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана.

Оргмомент. Приветствие классу, объявление темы и цели урока.

Звучит фонограмма песни М.Ножкина «Под Ржевом».

Вступительное слово учителя.

Шестьдесят восемь лет назад, осенью 1941 г., на ржевской земле шли тяжёлые бои. Они длились почти 15 месяцев. И каждым день, каждый час, каждый миг могла оборваться чья — то жизнь. Да не одна! Потери в Ржевской битве были самые огромные.

Каждый, кто прошёл через «ржевскую мясорубку», помнит о ней до сих пор.

Как помнил о ней бывший солдат Вячеслав Кондратьев, написавший целый цикл произведений о боях на ржевской земле. Одно из произведений — повесть «Сашка».

Несколько слов об авторе повести «Сашка» Вячеславе Кондратьеве. (Прослушать сообщение ученицы)

Вячеслав Кондратьев вошел в литературу позже других писателей фронтового поколения: Бакланова, Быкова, Астафьева, Константина Воробьёва. Они вошли в конце 50-х, в период «оттепели», а он чуть не двадцать лет спустя, в конце 70-х, когда ему было уже под шестьдесят. Вошёл активно, словно бы предугадывая, что судьбою отпущено не так уж и много, а рассказать надо то, что видел и испытал именно он и что другой за него не расскажет.

Оказывается, Кондратьев много лет писал что называется в стол, и, начиная с 1979г., когда в журнале «Дружба народов» появилась повесть «Сашка», он стал активно печататься.

Первоначально Кондратьев смотрел на своё предназначение просто: рассказать правдиво, не выдумывая, как происходили бои на ржевской земле. Рассказывал о боях под Ржевом, а получилось, что рассказал обо всей стране, обо всём воюющем народе. Повести «Сашка», «Селижаровский тракт», «Отпуск по ранению», «Встречи на Сретенке» составляют своеобразную тетралогию о путях фронтового поколения на войне и сразу после неё.

Род Кондратьевых корнями уходил в Ивановский край. Родившийся в 1920 году Вячеслав учился в Москве, кадровую службу проходил на Дальнем Востоке, воевал подо Ржевом и принадлежал к тому поколению, для которого четыре года войны навсегда остались «самыми главными» в жизни.

5. Слово учителя

Одно из интервью Вячеслава Кондратьева было озаглавлено «О войне придумывать не надо». В нём он так сказал о своем творчестве: «У каждого писателя должна быть сверхзадача, для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». Эта сверхзадача, владевшая им всю жизнь, заставила Вячеслава двадцать лет спустя после войны , летом 1961 года, пройти по местам своих ржевских боев. Работал он в то время художником-плакатистом и не помышлял, что когда-то станет известным писателем.

После возвращения из поездки Кондратьев написал поэму «Деревни русские». В этой поэме всё — правда. Не претендуя на совершенство стиха, автор точно отразил время и чувства, им владевшие.

6. Фонограмма песни «На безымянной высоте». (1 куплет)

7. Учащиеся читают в отрывках поэму «Деревни русские».

8. Слово учителя.

Мы увидели с вами ещё одну грань В.Кондратьева как человека, который всю свою жизнь посвятил тем, кто был с ним на фронте, и тем, кому не суждено было вернуться.

Повесть «Сашка» была напечатана в 1979г., а в 1981вышла первая книга В.Кондратьева под тем же названием. Автор книги приезжал в Ржев, встречался с читателями. На память Центральной библиотеке имени А.Н.Островского он подарил книгу со своим автографом.

Эпиграф книги: «Всем, воевавшим подо Ржевом, – живым и мёртвым – посвящена эта повесть».

9. Беседа с ребятами:

А вам, ребята, интересно было читать повесть «Сашка»?

Каким вы представляете себе Сашку по характеру? (Надёжным, совестливым, находчивым, смелым)

Назовите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер Сашки.

(1 — с валенками, 2 — пленение фрица, 3 — противостояние комбату, 4 — забота о раненом, 5 — встреча с Зиной в медсанбате, 6 — дорога в госпиталь по тыловым деревням, встреча со стариком, с Пашей, 7 — эпизод с тарелкой, 8 — встреча с девушками, отправляющимися на фронт)

• Кондратьев ставил задачу рассказать правду о войне. Удалось ли ему это? Подтвердите примерами.

( «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшёнки на двоих — и будь здоров. Распутица!»

«Но ещё большее удивление, если не сказать недоумение, вызвало у немца то, как Сашка, вынув кресало и трут — катюшей они это называли, — начал выбивать искру. и трут никак не разгорался».

«Ротный обмундированием от Сашки не отличался, такая же телогрейка, грязью заляпанная, ремня широкого командирского ему ещё не выдали, такое же оружие у него солдатское – автомат».

«Про своё житье-бытьё Сашка, разумеется, рассказывать бы не стал, хвалиться пока нечем. И со жратвой туго, и с боеприпасами. Но это всё временное, далеко от железном дороги оторвались, распутица».)

• Когда, в какой момент Сашка думает: «Жизнь такая — откладывать ничего нельзя»?

(эпизод с валенками)

Почему Сашка, рискуя жизнью, пополз за валенками?

(«Для себя ни за что бы не полез, пропади пропадом эти валенки! Но ротного жалко».)

На какие детали обращает наше внимание автор в этом эпизоде?

(Лицо мёртвого немца сравнивается с куклой, т.к. оранжевого цвета; Сашке неловко стало, что оказался он случайно в безопасности во время артналёта; «курнуть захотелось смертно»)

Вывод: Решившись на поступок, Сашка всё тщательно планирует. Иначе – смерть.

При каких обстоятельствах Сашка впервые встретился с немцами?

Что помогло Сашке пережить ужас от встречи с немцами?

(Заминка фрицев перед тем, как выполнить приказ: значит, они тоже боятся.)

Взаимовыручка в бою — самое важное. Как помог Сашка ротному?

(отдал свой запасной диск)

Почему даже без патронов пополз Сашка за немцем?

(«Сколько ребят из разведки положили, пока за языком лазили, Сашка знал»)

Читайте так же:
Ремонт повторителя поворотов гольф плюс

Поединок с немцем был честный. Сашка немца взял в плен (ротный помог), и вести его в штаб Сашке. Зачитайте размышления героя об этом.

(«И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться».

Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», — и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Вывод: Как легко переступить грань дозволенного нравственным сознанием, но Сашка, хоть и молодой, оказался на высоте.

• Почему у Сашки нет ненависти к пленному фрицу?

(«Вот когда поднялась они из-под взгорка — серые, страшные, нелюди какие-то, это были враги! Их-то Сашка готов бел давить и уничтожать безжалостно! Но когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…»,

Комбат отдал приказ Сашке: пленного расстрелять. Отчего мучается Сашка? Как быть? Выполнить приказ надо, но для Сашки — невозможно. И не выполнить — нельзя. Прав ли был комбат, отдав такой приказ?

Какие попытки предпринял Сашка, чтобы отменили приказ? (1 — обратился к дежурному лейтенанту, 2 — думал забежать в санчасть, чтобы военврач, тоже капитан, отменил приказ. «Что же мне теперь делать? что?» — мучается Сашка)

Почему для Сашки был мучителен вопрос, как решить судьбу пленного? Какой человек Сашка?

— Как автор показывает метания Сашки? («Тут подумал Сашка, а как бы ротный на его месте поступил? Ротного на горло не возьмешь! Он бы слова для капитана нашёл! А что Сашка — растерялся начисто, лепетал только «не могу». да что может Сашка, рядовой боец, которому каждый отделенный! — начальник? Ничего вроде бы. Но хватало же у него духу начальнику перечить, а сейчас такое умыслил, душа переворачивается — приказ не выполнить! Да кого? Самого командира части.

Впервые за всю службу в армии, за месяцы фронта столкнулись у Сашки в отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное сомнение в справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё третье есть, что сплелось с остальным: не может он беззащитного убивать. Не может, и всё!»)

Как разрешились мучительные размышления Сашки? (Комбат отменил приказ. А в жизни было по-другому.)

Почему Сашка, раненный в руку, вернулся в роту? Как это его характеризует? (Надежный товарищ)

Почему Сашка возвращается за раненым в лес, хотя только что пережил страх от обстрела? («А ведь он слово дал. Умирающему — слово! Это понимать надо»)

10. Сценка «В медсанбате»

Целую гамму чувств испытал Сашка в медсанбате. Что это были за чувства? (1 — радость от встречи с Зиной, 2- негодование по отношению к старшему лейтенанту, 3 — обида, что в штабе будет вечеринка по поводу 1 Мая)

Вывод: Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война. И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему — чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.

Почему Сашку так обидела вечеринка в штабе? («Что ни говори, пока война, пока истекает кровью его батальон, пока белеют нижним бельём незахороненные, какие могут быть праздники, какие танцы?»)

Сколько обиды, злости было у Сашки, Жоры и лейтенанта Володьки, пока брели до госпиталя. Им, фронтовикам, побираться? просить еду, как нищим?

Вспомните деда, что дал раненым дельный совет копать картошку на поле и жарить лепёхи. Снабдил и махоркой, а на прощанье подколол: «Как дальше воевать-то будете?»

(Философский ответ: «Не беспокойся, дед, провоюем и немца погоним», — сказал Сашка.)

Разбередил дед душу Володьке. А Сашка, утешая, сказал: «Война всё спишет». Согласны ли вы этими словами?

Какие мысли не дают покоя лейтенанту Володьке?

(« Вы, рядовые, вам что, вы никого на смерть не гнали. Ничего не спишется. Всю жизнь помнить буду, как глядели на меня ребята, когда я им приказ на наступление выкладывал. Всю жизнь»)

Почему Сашка взял на себя вину лейтенанта Володьки, метнувшего тарелку в офицера? (именно потому, что готов защитить Володьку: ему трибунал грозил бы худшими последствиями. А что с рядового взять? Сашку никто не просил, он сам всё видит, понимает и поступает по совести)

Лейтенант особого отдела тоже поступил по-человечески: отпустил Сашку в отпуск, чтобы он не попал под трибунал. И вот Сашка отправляется домой долечиваться. Встреча с девушками, едущими на фронт, на вокзале в Клину — небольшой штрих к портрету Сашки. Вспомните, о чем думал герой, размышляя об этой встрече?

11. Обобщение: В образе Сашки Вячеслав Кондратьев нам открывает характер человека из народа, сформированный своим временем и воплотивший черты своего поколения. Сашка-человек не только с обостренным нравственным чувством, но и с твердыми убеждениями. И прежде всего он человек размышляющий, проницательно судящий о происходящем.

Константин Симонов так сказал о герое повести Кондратьева: «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности – солдатской».

12. Домашнее задание: мини-сочинение «О чём меня заставила задуматься повесть Кондратьева «Сашка»?

Читайте так же:
Толстовка для кукол как сделать

По тексту А. Н. Толстого про Дрёмова РешуЕГЭ 11 вариант (ЕГЭ по русскому)

В обычной мирной жизни человеку не часто приходится показывать своё внутреннее «ядро», проявляя определённые качества. Однако с наступлением трудных испытаний, люди вынуждены проявлять себя, показывая, имеют ли они «изъян» в своём «ядре». Какие же качества в военное время способен проявить человек с «русским характером»? На эту тему рассуждает писатель А. Н. Толстой.

Автор считает, что советский солдат никогда не оставит в беде своего товарища, а также закроет глаза на собственные ранения и потери, чтобы идти вперёд, защищая свою родину.

Подтверждая свою точку зрения, Толстой рассказывает историю одного водителя Чувилева.

Во время Курского побоища его танк подстрелили немцы, отчего несколько членов экипажа погибли сразу. Чувилев же выжил и, рискуя собственной жизнью, вытащил из горящего танка своего товарища: «Водитель Чувилев, выскочивший через передний люк, опять взобрался на броню и успех вытащить лейтенанта: он был без сознания». Герой даже не думал о том, чтобы оставить танкиста Егора Дрёмова в беде, хотя мог позаботиться только о себе и скорее убежать в безопасное место. Что может говорить совершенный обычным солдатом Чувилевем поступок? Спасение своего товарища показывает героя храбрым и ответственным человеком. Приведённая история также демонстрирует, что русский солдат относится к своим товарищам, как к братьям. Его не будут пугать ни огонь, ни пули, если он пытается спасти раненого.

Далее Толстой повествует о героизме раненого Егора Дрёмова, который после ранения на поле получил больше количество ожогов: «. лицо его было так обуглено, что местами виднелись кости». Солдат отправился в госпиталь, где перенёс множество пластических операций, однако хирургам так и не удалось сохранить внешнюю красоту лица. Первое качество, которое проявил Егор в госпитале — это стойкость характера. Сложно описать, что испытал внутри себя герой, когда увидел своё новое лицо. Но одно можно сказать точно — он не подал виду о том, что случилось что-то страшное и спокойно, даже хладнокровно, воспринял перемены в своём теле. Вторая черта характера Егора — любовь к Родине и чувство долга перед ней. Спустя время в больнице, солдат отправился к генералу с просьбой о том, чтобы вернуться в полк: «. боеспособность восстановлю полностью». Если бы на месте Егора был слабохарактерный человек, то он предпочёл бы остаться в комфортном госпитале. Но любовь Егора к родине не могла позволить ему сделать это.

Рассказывая эти истории, Толстой формирует понятие о том, какими качествами обладает русский человек. Автор, на примере двух военных, приходит к выводу о том, что русский человек — это настоящий солдат, который сохраняет в себе патриотизм и твердость характера. Такой человек всегда готов прийти на помощь к своему товарищу.

Я согласен с мнением автора и считаю, что во время военных действий лучше всего проявляются основные черты русского характера. Отечественная литература демонстрирует большой количество примеров подобных людей.

Например, в произведении В. Л. Кондратьева «Сашка» рассказывается история простого солдата, который до последнего сражался за свою родину и старался помочь каждому товарищу. Развитие действий повести начинается с истории Сашки о том, как он пополз под пулями к убитому на поле немцу, чтобы снять с него валенки. Он хотел подарить обувь своему товарищу, который промочил свои сапоги, признаваясь, что «для себя бы ни за что бы не полез» за немецкими валенками. В последней главе повести Сашка вступается за своего товарища Володьку, который, из-за своего пылкого характера, кинул тарелку в майора, требуя улучить качество еды. Сашка совершил этот поступок, практически не задумываясь, так как он твёрдо понимал одно — если майор узнает, что это сделал Володька, его ждут неприятности. Военный истории Сашки не только показывают его героизм, но и вдохновляют на совершение подвигов.

Таким образом, автор приходит к выводу о том, что в тяжёлые минуты русский человек проявляет свои лучшие качества, такие как храбрость, патриотизм и готовность прийти на помощь в любую минуту.

Кондратьев В.Л. "Сашка"

Писатель-фронтовик Вячеслав Леонидович Кондратьев с первого курса института в 1939 г. был призван в армию, служил срочную службу на Дальнем Востоке, в декабре 1941 г. был отправлен на фронт, воевал в пехоте подо Ржевом, был ранен, потом снова на фронте, снова ранение, на этот раз тяжелое, после которого Кондратьев был комиссован по инвалидности.

Кондратьев В. Л. Отпуск по ранению.— М.: Детская литература, 2013. — 288 с.
—(Школьная библиотека). — ISBN 978-5-08-005061-9.

Работал художником-оформителем, с начала 1950-х начал писать, но первая его повесть — «Сашка» — вышла в журнале «Дружба народов» только в 1979 году, когда автору было 59 лет. На вопрос, что побудило его к литературному творчеству, однажды ответил: «Стал писателем для того, чтобы сказать то, что должен был сказать, без чего моя жизнь просто не имела бы смысла».

После выхода «Сашки» последовали публикации рассказов и повестей, в основном про войну, и, в основном, вся проза Кондратьева автобиографична. Он наделял героев своим жизненным опытом, — и военным, и послевоенным, помещал их в знакомые места и ситуации. Поэтому произведения получались реалистичными, иногда даже во вред художественности. Впрочем, к первой повести Кондратьева это не относится.

Герой повести, рядовой Сашка — фамилии которого читатель так и не узнает — в 1942 году воевал подо Ржевом, служил срочную на Дальнем Востоке, и осенью 41-го должен был демобилизоваться — как и автор, но тут война… Сашка, наравне с миллионами ровесников, считал, что надо бы поскорее попасть на фронт, на войну, чтобы та не закончилась без него, чтобы успеть совершить подвиги, получить ордена, вернуться домой со славой…

Эта тема проходит через все творчество Кондратьева (как еще несколько лейтмотивов) — не то, чтобы такой порыв, естественный для людей, воспитанных патриотами, да еще и молодых, был плох, просто очень велик контраст между представлением и реальностью. Павший на войне поэт Михаил Кульчицкий написал: «Война ж совсем не фейерверк, / А просто — трудная работа, / Когда — черна от пота — вверх / Скользит по пахоте пехота».

Читайте так же:
Что такое бушлат одежда

Вот и Сашка, оказавшись на фронте, всего за два месяца боев превращается в опытного солдата-фронтовика, полностью утратившего прежние представления о войне.

Нарастающая усталость, обыденность ужаса, происходящего вокруг, когда тут и там лежат трупы, убрать которые нет возможности из-за регулярных обстрелов, и смрад от этих трупов, невозможность не то чтобы помыться или сменить белье, а просто раздеться для сна, постоянное недоедание — вот какой оказалась война для Сашки.

Сашка устал и ждет, когда остатки их роты сменят, но ему даже в голову не приходит, что можно как-то изменить происходящее, потому что так — «правильно». Это «правильно» и определяет сашкину суть. Он — правильный человек. Это проявляется во всех его поступках, хотя Сашка, скорее всего, об этом даже не думает, просто он такой есть.

Два месяца воюет Сашка, и за все это время не видел вблизи ни одного живого немца. От немцев живьем только мины и снаряды, только пули, немцы где-то там, это черные фигурки. А вот трупов немецких на нейтралке полно, и валенки на одном из них отличные. Сашка захотел эти валенки снять и подарить ротному, у которого обувь совсем худая. Пополз за валенками — а тут немцы внезапно в разведку боем — так и совершил свой первый подвиг на войне.

Кондратьев этого немца описывает нетипично для советской литературы. Немец не то что бы не боится, наверняка боится, но не угодничает, подобострастия и страха не выказывает. Более того, ротному ничего не сказал ценного. «Гитлер капут» повторять отказался. Фронтовик Кондратьев немца такими мазками рисует, чтобы стало понятно: правильный немец, как и Сашка. По-своему, по-немецки, но правильный.

Ведет Сашка в штаб немца, и пытается с ним потолковать, вылетело ненароком слово «шиссен», совсем по-другому поводу, но немец-то не знал, и его перекорежило. Сашка понял, какая у него власть над немцем, над человеком, практически неограниченная власть. И органически Сашке такая власть не по душе. Это для Кондратьева один из ключевых моментов.

В общем, Сашка шел с радостью в «тыл», чтобы немца сдать комбату, какое-то поощрение получить — махорки, например — и обратно, к своим. А вышло так, что комбат был в горе, и когда немец снова уперся и военные тайны выдавать не стал, приказал его расстрелять. Да не кому-то. А именно Сашке. А тот ведь немцу листовку показывал, что в советском плену хорошо кормят и жизнь гарантирована. Пытался Сашка комбату доказать, что пленных убивать нельзя, не по-советски и не по-русски, что жизнь немцу обещана, слово дано…

Но у комбата — тоже неограниченная власть над пленным. И не только над ним, и над Сашкой тоже. И горе. Поэтому приказал — и как бы Сашке было невмоготу, пришлось вести фрица убивать. И пошли. Немец, естественно, все понял, но просить не стал ничего. Только шагал все медленнее.

А Сашка его не подгоняет. Идет и думает: «Обещал я жизнь немцу… сроду никого не обманывал, а тут обманул. И в чем? В самом главном, чего уже не поправишь»… «Слово я ему давал»… Далеко ведет немца, потому что не знает, что делать. Знает только одно: «Есть у него в душе заслон какой или преграда, переступить которую он не в силах». Очень сильно рискует Сашка, уже переступил некую грань, все тянет… и отпустить немца не может, и убить его не может. Немец уже от этого предсмертного ожидания чуть не мертв.

Тут вдалеке появилась фигура комбата, и так долго он шел к ним через поле, что и Сашка чуть не умер от ожидания. Отменил комбат свое приказание. Переступил через боль и горе, через месть — благодаря правильному Сашке. И этим спас две жизни, и немца, и Сашки — ведь убей тот немца, пусть и по приказу, собой быть бы перестал…

Такая вот Сашке была награда за немца. Потом другая, уже от немцев — ранило его в руку, на пару месяцев лечения. Распутица, от ран на машине не поездишь, пришлось идти пешком, и долго. Попался попутчик — лейтенант Володька (в нем Кондратьев изобразил себя), и шли они с попутчиком по прифронтовым дорогам от деревни к деревни, в которых война повымела и мужиков, и еду. Разговаривали, конечно.

Рассказал Сашка про случай с немцем.

«— Мда. случай. Дай-ка лапу, Сашка, — лейтенант протянул руку и стиснул Сашкину в крепком рукопожатии. — Я бы не смог.

— Ну да, — улыбнулся Сашка, — еще как смог бы. Непростое дело человека убить. да безоружного. И ты бы не стал. Люди же мы, не фашисты, — досказал Сашка просто, а лейтенант еще долго глядел ему в глаза с интересом, словно впервые видел, словно старался отыскать в них что-то особенное, пока Сашка не сказал: — Ну, чего на меня глаза пялишь, как на девку. Ничего во мне нету».

Повесть читается без отрыва, каждая деталь там на своем месте, плотно подогнана, и общий механизм работает именно так, как желал автор. Образ Сашки — безусловная удача Кондратьева, это «простой» русский человек, который не сломался ни от войны, ни от того, что она с собой приносит, который от войны очерствел душой, но не озверился, не потерял человеческий облик и остался правильным.

Конспект урока по литературе "«Все на свете можно исправить, кроме смерти» по повести В. Кондратьева «Сашка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формирование представления обучающихся о нравственных ценностях, о сложном пути внутреннего противоборства, о пути выбора.

-развивать критическое мышление, речевые навыки при построении устных и письменных ответов;

-учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев

через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и

-воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, чувство гуманного отношения к пленным.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе ««Все на свете можно исправить, кроме смерти» по повести В. Кондратьева «Сашка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Читайте так же:
Норковые шубы бежевые с английским воротником

«Селезневская средняя школа» Велижского района Смоленской области

Литература, 9 класс, урок внеклассного чтения

Учитель: Тиваненко С.Н..

«Все на свете можно исправить, кроме смерти»

по повести В. Кондратьева «Сашка»

Цель: формирование представления обучающихся о нравственных ценностях, о сложном пути внутреннего противоборства, о пути выбора.

-развивать критическое мышление, речевые навыки при построении устных и письменных ответов;

-учить детей размышлять над прочитанным, раскрывать характеры героев

через их слова и поступки, выражать собственное отношение к событиям и

-воспитывать чувство патриотизма, чувство ответственности, чувство гуманного отношения к пленным

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №198"

Конспект урока по литературе

Проблема внутреннего противоборства в характере героя

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, художественные текст повести В. Кондратьева «Сашка», распечатанные для работы на уроке вопросы на каждой парте.

I. Постановка проблемы

В одном из лучших произведений Вячеслава Кондратьева, повести "Сашка",

раскрываются конфликты и противоречия не только между врагами, но и сослуживцами,

а также человека с самим собой. Произведение помогает найти ключ к решению многих

Какой выбор следует сделать, могут ли ужиться в одном человеке разум и чувства,

могут ли чувства затмить разум, может ли разум охладить чувства? На эти вопросы мы

находим ответы в повести В.Кондратьева.

II. Знакомство с биографией Вячеслава Кондратьева (слово учителя, презентация,

1. Вступительное слово учителя.

Среди книг, способных волновать, вызывать глубокие переживания и размышления не

только о герое, об авторе, но и о себе, повесть В. Кондратьева "Сашка". Она вышла в 1979

году в журнале "Дружба народов". Вячеслав Кондратьев пришёл в литературу позже других

писателей — фронтовиков: Бакланова, Быкова, Бондарева. Много лет Кондратьев писал, как

тогда говорили, "в стол", и лишь в конце 70-х он стал активно печататься. Его жизнь в

литературе оказалась недолгой — меньше пятнадцати лет, а его произведения занимают

видное место в ряду лучших книг о войне. Кондратьев по профессии был художник-

оформитель, а по призванию – большой писатель. В 1939 году с первого курса вуза ушёл в

армию, служил на Дальнем Востоке. У его героя такая же судьба. В декабре 1941-го после

многочисленных рапортов он в числе 50 младших командиров отправляется на фронт. На

переломе от зимы к весне 42-го Кондратьев — подо Ржевом. В то время на ржевской земле

шли тяжёлые бои, продолжавшиеся больше года. Войны лёгкой не было, но подо Ржевом

было особенно невыносимо. На долю Кондратьева досталось ранение и медаль "За отвагу".

2. Презентация «Судьба и творчество Вячеслава Кондратьева»

III. Работа по направлению "Разум и чувства".

1. Знакомство с категорией понятий "разум", "чувства". Какие из перечисленных

значений можно связать с повестью? Обоснуйте свою точку зрения.

Разум — 1.ум, способность понимания и осмысления; 2. способность человека логически и

творчески мыслить, обобщать результаты познания; ум, интеллект (в противоположность

Чувство — 1.способность ощущать, испытывать, воспринимать внешнее воздействие;

2.эмоция, переживание; 3.состояние, в котором человек способен осознавать,

воспринимать окружающее; 4.осознанное отношение к чему-нибудь; 5. то же, что любовь.

(В повести "Сашка" с понятием "разум" можно связать первое значение: иногда Сашку захлёстывают чувства, но им нельзя подчиняться, всё нужно делать разумно, как это было с Зиной. С понятием "чувство" связаны несколько значений: первое, второе и пятое.

Не стоило рисковать, поддаваясь чувству, и ползти за валенками для ротного. Чувство, в смысле переживание, испытывает Сашка, ведя немца на расстрел. Чувство любви испытывает Сашка к Зине, Паше, Родине).

2. Работа с текстом. Выделите ключевые эпизоды, в которых раскрывается характер

1) Валенки для ротного.

2) Пленение немца.

3) Противостояние комбату.

4) Забота о раненом.

1) Валенки для ротного. Прочитайте эпизод "добычи" валенок для ротного, сделайте

вывод о разумности этого поступка.

• "Когда наступали они днями на Паново, приметил он у того взгорка мёртвого

немца, и больно хороши были на нём валенки. Валенки эти самому Сашке не

нужны, но с ротным его приключилась беда ещё на подходе, когда Волгу

перемахивали. Попал тот в полынью и начерпал сапоги доверху. Стал снимать — ни

в какую! . Голенища узкие стянулись на морозе, и кто только ротному не помогал —

ничего не вышло. А так идти — сразу ноги поморозишь. Спустились они в землянку,

и там боец один предложил ротному валенки на смену. Пришлось согласиться,

голенища порезать по шву, чтоб сапоги стащить и произвести обмен. с тех пор в

этих валенках ротный и плавает. Без останову дополз Сашка до немца,

схоронился за него, осмотрелся и взялся за валенок. В общем, лёжа снять с трупа

валенки не получалось, пришлось на колени привстать, но тоже не выходит, тянется

весь фриц за своим валенком, ну что делать? Но тут смекнул Сашка упереться

ногой в немца и попробовать так. Стал подаваться валенок, а когда стронулся с

места, уже пошёл. Значит, один есть".

(Сашка, приметив на мертвом немце неплохие валенки, сразу же вспомнил о своем ротном, что остался без теплой обуви вследствие перехода через Волгу. Несмотря на открытую, ничем не прикрываемую местность, Сашка пополз к мертвому немцу и снял с

него валенки. Голос разума говорил Сашке об опасности, но молодой боец, отдав предпочтение чувствам, пошёл на незащищенную местность. Сашка поступает неразумно, ведь его подстерегает опасность, но он отваживается на этот шаг, потому что сочувствует ротному.)

2) Пленение немца. Прочитайте размышления героя, выделите ключевые слова

вывод о внутреннем противоборстве солдата (разум) и человека с сердцем (чувства).

• "И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот

от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас

над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым,

захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно,

понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских

Читайте так же:
Дыхательная гимнастика сдуй снежинку с варежки

наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что

не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться".

• "Вспомнил Сашка, был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде.

Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: "При попытке к бегству", — и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти

неограниченной власти над другим человеком".

• "Вот когда поднялись они из-под взгорка — серые, страшные, нелюди какие-то,

это были враги! Их-то Сашка готов был давить и уничтожать безжалостно! Но

когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц,

показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только

одетым в другую форму, только одураченным и обманутым…".

Вывод: В эпизоде с немцем видна заботе о пленном. Так, разбив ему нос, Сашка хотел

Перевернуть фрица, чтобы остановить начавшееся кровотечение, но поток вражеских пуль не позволил. Также мы не видим особо грубого обращения Сашки с пленным, он, наоборот, относится к нему с жалостью, потому что тот напоминает ему дружка

Димку. Немец также ведёт себя совершенно неагрессивно, за что получает расположение Сашки. Больше всего героя беспокоит свалившаяся страшная власть над другим человеком,

пусть даже врагом.)

3) Противостояние комбату. Прокомментируйте эпизод, обратите внимание на поведение

Сашки, стремящегося к отмене приказа. Сделайте вывод: надо выполнить приказ, или это

• "У капитана ходили желваки на скулах и играли руки. Он грузно опустился на

табуретку, вытирая пот со лба и откидывая одновременно назад волосы, и тихо,

Вывод: Комбат представляется нам серым, пьяным и грустным человеком. Возможнопотеря "сестрёнки из санроты" повлияла на такое жёстокое решение, как расстрел

Фриц комбату ничего не сказал и ни в чём не признался, даже после убеждений Сашки, который всей душой не желал убивать плененного. В Сашке снова начинается борьба разума и чувств. Чувства, затмевая разум, заставляют русского солдата медлить, внутри него всё переворачивается, он бледнеет. Сашка понимает, что не сможет убить немца, ведь тот такой же молодой паренек, как и он сам. Обманутый

паренек. Но разум берет верх, и Сашка принимает приказание. В эпизоде показано противопоставление жестокого комбата и Сашки, добродушного, сочувствующего и видящего даже во враге человека.

4) Забота о раненом. Ответьте на вопрос: почему раненый Сашка возвращается с

санитарами в лес, хотя только что сам получил ранение в руку? Что им движет: разум или

• "Сашка растолковал санитарам, где найти раненого, и хотел было уходить из Чернова, но

посмотрел, как неспоро поплелись они, размахивая не в лад носилками, и чертыхнулся _

знает он этих санвзводовских, на передок арканом не затащишь. вернутся и скажут — не

нашли, дескать, или что помер уже раненый. кто их проверять будет? А потом, вдруг

замету его затоптали или мина в это самое место ненароком угодила? Тогда и будут

искать — не найдут. А ведь он слово дал. Умирающему — слово! Это понимать надо. И

Сашка крикнул: "Погодите, провожу вас! — и пошёл им вдогон".

(Проходя через Черново и попав под обстрел, Сашка слышит чей-то стон. Это раненый "из отцов", у которого из груди "толчками била кровь". Сашка, сам кривясь от боли, стал помогать старому солдату. И снова показаны чувства Сашки: его всегда давило от того, как "безжалобно помирают люди". Он привел санитаров, потратив свое время, воспользовавшись тем, что немец приутих. В этом эпизоде видно, что Сашка добр и

отзывчив, он не может бросить раненого. Человечность его не пострадала от ожесточенной войны. Сашкой движет чувство ответственности. Осознание того, что раненого могут не найти, заставляет Сашку превозмогать боль и идти на помощь истекающему кровью солдату. В этом случае разумное решение спасает жизнь

1) Можно ли объяснить немыслимое в армии событие — неподчинение

приказу старшего по званию? Почему Сашка отказался стрелять в пленного?

2) Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика с его

верой, что «наше дело телячье».

3) «Впервые за всю службу в армии за месяцы фронта столкнулись у Сашки в

отчаянном противоречии привычка подчиняться беспрекословно и страшное

сомнение о справедливости и нужности того, что ему приказали. И ещё

третье есть, что сплелось с остальным, не может он беззащитного убивать.

Третья Женевская конвенция 1949 года посвящена защите

военнопленных. Основное гуманитарное правило – военнопленный имеет

право на гуманное обращение. Соответствуют ли действия Сашки по

отношению к пленному немцу гуманистическому духу Женевской

конвенции? Как ты думаешь, чем объясняется такое его поведение?Слайд 7.

7. Сочинение – рассуждение.

«Что, на ваш взгляд, повлияло на решение комбата отменить приказ о

8. Самостоятельная работа с афоризмами.

* Смерть – зло для всех.

* Все на свете можно исправить, кроме смерти.

* Если ты ценишь свою жизнь, то помни что и другие не меньше ценят свою.

* Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы.

* Воину надлежит мощь вражескую сокрушать, а не безоружного поражать.

Подумай, какой из них мог бы стать своеобразным выводом к нашим

раздумьям над страницами повести В. Кондратьева «Сашка»

7. Итоги урока (Проблемный вопрос)

В одной из статей критика Дедкова написано, что « герои Кондратьева, особенно Сашка, привлекательны тем, что, подчинись категоричному «надо», думают и действуют сверх надобного: что-то неистребимое в них самих заставляет их это делать». Сашка, по мнению критика, делает сверх надобного.

– Как вы считаете, Сашка все делает сверх?

Выводы: Вячеслав Кондратьев изнутри раскрывает, какую тяжесть нес на своих плечах рядовой русский солдат. Именно он и его товарищи – решающая сила армии. И еще: в бесчеловечной, кровавой войне человек остается человеком. Это для писателя – главное. Об этом и написана повесть: о страшной войне и сохраненной человечности.

8. Домашнее задание. Сочинение по теме урока « В жизни всегда есть право выбора»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector