1uomo.ru

Мода и Стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

2. Методика преподавания

2. Методика преподавания

Сказка для ребенка имеет большое воспитательное и познавательное значение. Это любимый жанр многих детей. И не случайно в программу начальной школы включены различные сказки. Так в первом классе учащиеся знакомятся со сказками о животных, читают бытовые и волшебные сказки («Лиса и тетерев»; «Два мороза»; «Каша из топора»). Во втором классе ребята читают народные сказки («Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»; былины «Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), а также литературные сказки В.Ф. Одоевского («Мороз Иванович»), С.Т. Аксакова («Аленький цветочек») и другие. В третьем классе ребята читают авторские сказки В.М. Гаршина («Сказка о жабе и розе»), В.А. Жуковского («Сказка о царе Берендее»), Пушкина («Сказка о мертвой царевне») и другие. Видно, что сказка занимает большое место в чтении младших школьников.

Их воспитательное значение огромно. Они учат скромности, бескорыстию, вежливости, высмеивают пороки, что обусловило их сатирическую направленность. Работа над сказкой проводится так же, как и над рассказами, но у сказок есть свои особенности: бывают волшебные, бытовые, о животных и фантастические сказки. Существуют следующие рекомендации при чтении сказок.

1. Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок). Перед чтением сказок о животных можно напомнить о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

2. Сказку читает обычно учитель, но желательно ее рассказывать 3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.

4. Сказку можно использовать для составления характеристик и оценок, так как персонажи сказок обычно являются выразителями одной — двух характерных черт, ярко раскрывающихся в их поступках.

5. Не переводить мораль сказки в область человеческих характеров и взаимоотношений. Дидактизм сказки настолько силен, ярок, что дети сами делают выводы: «Поделом лягушке — не надо хвастаться» (сказка «Лягушка — путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика фольклорной сказки в том, что она создавалась для

рассказывания. Поэтому прозаические сказки пересказываются как можно ближе к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок во внеклассное время помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены — части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки. Учащиеся I — II классов охотно рисуют картинный план.

8. Обычно чтение сказки о животных не требует ни какой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести элементарные наблюдения над особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают сознательность восприятия сказки детьми. Уже в I — II классах дети встречаются со сказочными приемами троекратного повтора и замечают, что это помогает запомнить сказку.

При чтении сказок применяются следующие виды работ:

— Подготовка к восприятию сказки;

— обмен мнением о прочитанном;

— чтение сказки по частям и их разбор;

— подготовка к рассказыванию;

— задание детям на дом.

Методика дает общее направление работы со сказками в зависимости от их принадлежности к тем или иным внутрижанровым разновидностям, однако при этом не до конца учитывает качественную неоднородность сказочного жанра, не определяет оптимального объема умений, который нужно сформировать у младших школьников при чтении разных типов сказок. А ведь именно знания литературоведческих основ помогает учителю глубже осмыслить роль сказки, выбрать методы и приемы, соответствующие данному типу сказки и способствующий формированию необходимых умений при анализе сказок. Умения дают возможность стандартов в работе, разнообразить ее с целью создания у детей нужного эмоционального тона в восприятии, настроить их на то, что нет одинаковых сказок, что каждая сказка интересна по-своему. В практике преподавания чтения сказок не редко проходят однопланово, без учета литературоведческой специфики этого жанра, в результате чего дети усваивают не глубину содержания «сказочного мира», не его метафоричность и не скрытый в ней нравственный и социальный смысл, а лишь фабулу которую они зачастую буквально соотносят с реальной действительностью. Главное в любой сказке может быть осмысленно младшими школьниками в том случае, если учитель при руководстве чтением сказок будет опираться на их литературоведческую специфику и последовательно формировать необходимое умение, важные в плане литературного развития учеников. Что же входит в понятие «литературоведческие основы» сказки? Сказка народная, литературная создает свой особый «сказочный мир». Он объемен, содержателен и специфически оформлен. В понятие «объем» включают количество знаков и частей, в понятие «форма» — осложненную и неосложненную, связанную и несвязанную с фольклорной традицией композицию, повествовательную, стихотворную, драматургическую. Понятие «содержание» включает в себя следующие признаки: специфика фантастики; характеристика персонажей; характеристика жизненного пространства и времени этого мира, предмет сюжета. Названные признаки важны не только с точки зрения художественных особенностей, но и в психолого-педогагическом плане. Они помогают глубже понять и описать «сказочный мир». «Чудесный мир» — это предметный, фактически не ограниченный, содержательный мир, создаваемый чудесным принципом организации материала.

Читайте так же:
Куплет припев бридж кода

При чтении сказки с «чудесным миром» можно организовать самостоятельный поиск учащихся, проводимый под руководством учителя. В процессе чтения — поиска учащиеся должны обобщить и углубить практические представления о сказке как жанре, о «чудесном мире» то есть у них необходимо заложить оптимальный объем умений, таких как:

1. Умение видеть специфическое начало сказки — зачин и благополучный конец для хороших героев;

2. Умение определить сказочное место и время действия;

3. Умение при работе с текстом находить переломный момент в развитии действия дающий возможность проследить изменения героев;

4. Умение давать элементарную оценочную характеристику поведению персонажей;

5. Умение находить и называть волшебные предметы и волшебные существа, определять их место и роль в развитии сюжета функцию добра или зла по отношению к персонажам.

Для формирования данных умений чтение сказки с «чудесным миром» должно быть организованно так, чтобы дети от начала и до конца работы находились в состоянии поисковой ситуации, читали сказку по абзацам, осмысливали сказочное действие и поступки героев по «сюжетным вехам».

Перед чтением сказки нацелить учащихся на первичное ее восприятие, заинтересовать их, тогда они будут слушать с большим вниманием и интересом.

Многое при первичном восприятии зависит от учителя. Где-то надо изменить интонацию голоса, мимику, выдержать паузу.

После знакомства со сказками можно дать задание нарисовать запомнившийся эпизод, чтобы посмотреть, что же привлекло внимание детей.

Учет специфики «чудесного мира» помогает учителю сформировать необходимые умения, воздействовать на эмоциональную и нравственную сферу ребенка.

Всё начинается со школьного звонка.


Былины Новгородского цикла: «Садко»;
Русские народные и бытовые сказки: «Морской царь и Василиса премудрая», «Семь Симеонов», «Каша из топора», «Марья Моревна», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович», «Солдат и смерть»;

Классики русской литературы:
М. Лермонтов «Бородино»
А. Чехов «Каштанка»
Л. Чарская «Сибирочка», «Записки гимназистки»
А. Андреев «Петька на даче»
Саша Черный «Дневник Фокса Микки»
А.Н. Толстой « Кавказский пленник»;


А. Толстой «Детство Никиты»
С. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»
Ю. Олеша «Три толстяка»
В. Некрасов « Приключения капитана Врунгеля»
К. Булычев «Тайна третьей планеты»
Е. Велистов «Приключения Электроника»
А. Мошковский «Пятеро в звездолете»
О. Уайльд « Мальчик-звезда»
К. Льюис «Хроники Нарнии»
Х.К. Андерсен « Елка», «Волшебный фонарь», «Истинная правда»
Ш. Перро «Синяя борода»
Р. Фраерман «Дикая собака Динго»
Д. Крюс «Тим Талер и проданный смех»
В. Крапивин «Журавленок и молнии»
А. Алексин « В стране вечных каникул»
М. Метерлинк «Синяя птица»
Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика»
А. Линдгрен «Дети из Бюллербю»

Малоизвестные произведения для любознательных и увлечённых читателей


Тренажер по чтению для учащихся 1-4 классов. Мишакина Т. Л., Гладкова С. А.


Советую посмотреть! Список книг для 3 класса смотри ниже!
Аленький цветочек

Мифы Древней Греции
Прометей Золотое руно

Былины

Сивка-Бурка


Список литературы для 3 класса
Фольклор.
1. Русские народные сказки: Сивка-бурка. Никита Кожемяка. Бой на Калиновом мосту. Волшебное зеркальце. Безручка.
2. Сказки народов мира: французская сказка «Суп из-под кнута», чешская сказка «Волшебные спицы», осетинская сказка «Что дороже?», американская сказка «Отчего у ослов длинные уши?», армянская сказка «Заказчик и мастер» ТЧ, немецкая сказка «Три брата», «Маленькие человечки», индийская сказка «Золотая рыба», норвежская сказка «Как мальчик к Северному ветру за своей мукой ходил», немецкая сказка «Лиса и гуси», французская сказка «Волк, улитка и осы», африканская сказка «О том, как лиса обманула гиену».
3. Былинные сказки: Исцеление Ильи Муромца. Илья Муромец и Соловей Разбойник.
4. Вавилонская башня и другие древние легенды. Под общей редакцией К. Чуковского.
5. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. С. Аксаков. Аленький цветочек.
2. В. Гаршин. Лягушка-путешественница.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Аленушкины сказки.
4. Г. Х. Андерсен. Гадкий утенок. Оле-Лукойе.
5. Л. Чарская. Царевна Льдинка. Чародей Голод. Дочь Сказки. Подарок феи.
О природе и животных.
1. Б. Житков. Рассказы
О животных.
2. К.Г. Паустовский. Кот-ворюга. Жильцы старого дома. Мой дом. Прощание с летом. Корзина с еловыми шишками. Подарок. Теплый хлеб. Барсучий нос.
3. В. Бианки. Неслышимка.

Читайте так же:
Венец маховика passat b3

Рассказы о детях и для детей.
1. В. Драгунский. Девочка на шаре. Надо иметь чувство юмора. Кот в сапогах. Англичанин Павля. Независимый горбушка.
Русская классика для детей.
1. Л. Толстой. Акула. Прыжок. Лев и собачка. Птичка.
2. И. Тургенев. Воробей. А. Чехов. Белолобый.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. И. Крылов. Слон и Моська. Мышь и Крыса.
2. Стихи об осени. Н. Некрасов. Перед дождем. «Славная осень. «, М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана. Осень. К. Бальмонт. Осень. С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…» Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…» А. Фет. Рыбка. «Ласточки пропали…» «Зреет рожь над жаркой нивой…»
3. Стихи о зиме. А. Пушкин. Зимнее утро. Зимний вечер. Зимняя дорога. И. Никитин. Встреча зимы. Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…». С. Есенин «Разгулялась вьюга…». Б. Пастернак. Снег идет.
4. Стихи о весне. А. Плещеев. Весна. Н. Некрасов. Дед Мазай и зайцы. И. Бунин. «Бушует полая вода…». Ф. Тютчев. Весенняя гроза. А. Фет. Весенний дождь. А.К. Толстой. «Вот уж снег последний в поле тает…».
Из истории Отечества.
1. А. Ишимова. История России в рассказах для детей (отр).
Для семейного чтения:

Фольклор.
1. В. и Л. Успенские. Мифы Древней Греции. Золотое руно. Двенадцать подвигов Геракла.
Литературные сказки.
1. Братья Гримм. Принц-лягушонок, или Генрих Железное Сердце.
2. Ш. Перро. Рике с хохолком. Ослиная шкура.
3. Н. Носов. Незнайка на Луне.
4. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Огненный бог маранов.
5. Т. Крюкова. Гордяка. Губок чародея. Заклятие гномов.
6. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
7. А.С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне… Сказка о царе Салтане…
8. Э. Распэ. Приключения Мюнхгаузена(отр).
О природе и животных.
1. В. Дуров. Наша Жучка.
2. Ю. Коваль. Каритан Клюквин.
3. Д. Мамин-Сибиряк. Медведко.

Рассказы о детях и для детей.
1. Н. Носов. Приключения Толи Клюквина.
2. В. Медведев. Баранкин, будь человеком!
Русская классика для детей.
1. А. Куприн. Слон.
2. Ф. Достоевский. Анекдот из детской жизни.
3. М. Зощенко. Великие путешественники.
4. Н.Г. Гарин-Михайловский. Детство Темы.

Русская классическая поэзия. Басни.
1. М. Лермонтов. Утес. Горные вершины. Два великана.
2. И. Никитин. Утро.
3. Н. Некрасов. Перед дождем. Дед Мазай и зайцы.
4. К. Бальмонт. Шорохи. Капля. Золотая рыбка.
5. И. Бунин. Детство. Полевые цветы.
6. С. Есенин. С добрым утром!
7. А. Фет. Рыбка. «Я пришел к тебе с приветом…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
8. А.К. Толстой. «Звонче жаворонка пенье…», «Где гнутся над омутом лозы…»
Из истории Отечества.
1. В. Драгунский. Арбузный переулок (память о Великой Отечественной войне).
Расширенный круг чтения:
Литературные сказки.
1. Э. Успенский. Школа клоунов.
2. Т. Янссон. Шляпа волшебника. Мумми-Тролль и комета.
3. С. Хопп. Волшебный мелок.
4. П. Трэверс. Мери Поппинс.
5. З. Топелиус. Сказки.
6. А. Линдгрен. Пеппи Длинный Чулок.
7. К. Коллоди. Приключения Пиноккио. История деревянного человечка.
8. Ю. Олеша. Три толстяка.
9. В. Гауф. Холодное сердце.
О природе и животных.
1. В. Белов. Малька провинилась. Еще про Мальку. Верный и Малька.
2. Ю. Коринец. Ханг и Чанг.

Рассказы о детях и для детей.
1. С. Голицын. Сорок изыскателей.
2. И. Дик. В дебрях Кара-Бумбы.
3. Ю. Яковлев. Полосатая палка.

Современная поэзия.
1. Д. Самойлов. Мальчик строил лодку. «Город зимний…».
2. Г. Сапгир. Сны. Нарисованное солнце. Светлый день. Морская собака. Смеянцы. Людоед и принцесса, или все наоборот.
3. Г. Остер. Вредные советы.
4. Б. Заходер. Что красивей всего? Перемена. Вредный кот.
5. Ю. Ким. Отважный охотник.
6. В. Берестов. Прощание с другом.
7. А. Барто. Разговор с дочкой. Перед сном.

Смотрим мультфильмы по прочитанным произведениям

Составить план пересказа сказки сивка бурка

В древнегреческом мифе рассказывается о хитром и коварном коринфском царе Сизифе, который несколько раз обманывал богов, чтобы продлить свою роскошную жизнь на земле.

Разгневанный Зевс присудил ему за это вечные муки в аду: Сизиф должен был вкатывать на высокую гору громадный камень, который на вершине вдруг вырывался из рук и скатывался вниз. И все начиналось сначала…

Выражение сизифов труд стало обозначать тяжелую, изнурительную, бесполезную работу.

Читайте так же:
Чем отстирать марганцовку с джинсов

Фразеологизм “Яблоко раздора” значение
Согласно древнегреческому мифу, однажды богиню раздора Эриду не пригласили на пир. Затаив обиду, Эрида решила отомстить богам. Она взяла золотое яблоко, на котором было написано «прекраснейшей», и незаметно бросила его между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Богини заспорили, кому из них оно должно принадлежать. Каждая считала себя прекраснейшей. Сын троянского царя Парис, которого пригласили быть судьей, отдал яблоко Афродите, и она в благодарность помогла ему похитить жену спартанского царя Елену. Из-за это-го вспыхнула Троянская война.

Выражение яблоко раздора превратилось во фразеологизм, обозначинающий причину ссоры, вражды

Если человек неприятен в общении и не нравится окружающим, то часто говорят, что он обладает взглядом Медузы.

Медуза Горгона — чудище, на голове которого извивались змеи, а вместо ступней были медные копыта. Если человек смотрел на нее, то тут же превращался в камень.

Победить чудище удалось Персею. Чтобы убить Медузу герою пришлось проявить недюжинную смекалку: во время сражения он использовал блестящий щит, в котором отражалась Горгона – так Персей ни разу не посмотрел на чудовище. Потом он отрезал голову поверженной Медузы и прикрепил ее к щиту. Как оказалось, ее взгляд все еще мог превращать в камень все живое.

БОЧКА ДАНАИД
Бочка данаид — бессмысленный, бесполезный труд.

Как гласит древнегреческая легенда, давным-давно на ливийском троне восседал царь Данай, у которого было пятьдесят красавиц-дочек. А египетскому царю Египту боги даровали полсотни сыновей, которых он задумал сосватать с дочерьми Даная. Но ливийский царь воспротивился воле Египта и вместе с дочерьми пустился в бегство. В греческом городе Аргосе сыновья настигли Даная и силой принудили его дочек вступить с ними в брак. Но Данай не пожелал мириться с таким исходом и подговорил дочерей после свадебного пиршества убить супругов. Повеление отца исполнили все, кроме одной из сестер. Прекрасная Гипермнестра искренне полюбила красавца Линкея и не смогла лишить его жизни.

Преступление, совершенное Данаидами, разгневало Богов, и они жестоко покарали провинившихся. В ужасном Тартаре их ждало страшное проклятие – сестры навечно обречены наливать воду в бездонную бочку, пытаясь наполнить ее.

АТТИЧЕСКАЯ СОЛЬ
Аттическая соль — (книжн.) — изящная шутка, утонченное остроумие.

Оборот — калька с лат. sal Atticus. Выражение приписывается древнеримскому писателю и оратору Цицерону (106 — 43 гг. до н. э.). Стремясь популяризировать в Риме греческую культуру, Цицерон в своих писаниях уделил значительное место теории ораторского искусства, разработанной греками. Особенно он выделял жителей Аттики, славившихся красноречием. «Все они были. посыпаны солью остроумия. » — писал Цицерон.

Прометеев огонь — (книжн.) дух благородства, мужества, неугасимое стремление к достижению высоких целей.

Выражение пришло из древнегреческой мифологии. Один из титанов, Прометей, похитил у богов огонь и научил людей пользоваться им. Разгневанный Зевс велел Гефесту приковать титана к скале, куда каждый день прилетал орел, чтобы клевать печень Прометея. Освободил Прометея герой Геракл.

Тематическое планирование предусмотрено для домашнего обучения 3 класса Литературное чтение Школа России

Тематическое планирование предусмотрено для домашнего обучения 3 класса Литературное чтение Школа России

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура.

Работа с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.) Научится самостоятельно выбирать интересующуюся литературу,

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, находить и об обобщать необходимую информацию в книге

Р — ориентироваться в учебнике;

П — поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника

К — задавать вопросы, обращаться за помощью.

Целостное отношение к книге.

Устное народное творчество. (2 ч.)

Русские народные песни

Докучные сказки. Небылицы.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

«Иван – царевич и Серый Волк»

Деление текста на части. Составление плана.

Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции

Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений.

Интонировать предложения на основе знаков препинания.

Научатся различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры, воспроизводить наизусть текст русских народных песен

сравнивать и характеризовать героев

Р – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

П – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

К – аргументировать свою позицию

Целостное отношение к песням, сказкам,

Русская народная сказка «Сивка- Бурка». Деление текста на части. Составление плана.

Характеристика героев сказки.

Оценка достижений планируемых результатов. Обобщающий урок по разделу « Устное народное творчество».

Читайте так же:
Джинсы коттон тянется или нет

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

сравнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки

Научатся определять ,где присказка зачин, концовка сказки

Р- работать по предложенному учителем плану

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- слушать и понимать речь других

Эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

Поэтическая тетрадь 1

Русские поэты XIX — XX веков. Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза». Ф. И. Тютчев «Листья». Сочинение – миниатюра « О чем расскажут осенние листья». А. А. Фета ,,Мама! Глянь-ка из окошка…” А. А. Фет. «Зреет рожь над жаркой нивой”

Научится прогнозировать содержания раздела.

Р — высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П — ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К- -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

И.С. Никитин ,,Полно степь

И. С. Никитин «Встреча зимы .

И. З. Суриков «Детство»

Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

И. З. Суриков «Зима».

Оценка достижений планируемых результатов. Обобщающий урок по разделу: « Поэтическая тетрадь 1»

Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Научатся видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова

Р- работать по предложенному учителем плану

Пнаходить ответы на вопросы в тексте

К- Умение выражать свои мысли полно и точно

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

– умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Великие русские писатели (5 ч.)

А.С. Пушкин « За весной , красой природы…»

А.С. Пушкин « Уж небо осенью дышало».

А.С. Пушкин « Зимнее утро»

А.С. Пушкин « Зимний вечер»

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» Тема сказки.

Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка.

Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности

Р — высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П — ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К — адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

А. С. Пушкин « Сказка о царе Салтане..» События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом , их сравнение

различать лирическое и прозоическое

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- -осуществлять анализ и синтез; — сравнение, — установление аналогий;

К- оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

Подготовка сообщения о

И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове.

Мораль басни И. А. Крылова «Мартышка и очки».

Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна».

Басня «Ворона и лисица».

Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П — установление аналогий; устанавление причинно-следственных связей;

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

Появление интереса к жанру басни

М.Ю. Лермонтов « Горные вершины…», « На севере диком стоит одиноко..»

М.Ю. Лермонтов «Утес»

М.Ю. Лермонтов «Осень»

Тема и главная мысль рассказа «Акула».

Л. Н. Толстой «Прыжок».

Л. Н. Толстой «Лев и собачка».

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Выразительно читать стихотворные произведения по памяти.

Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного

Р- учиться работать по предложенному учителем плану

П- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты

К- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

Особенности прозаического лирического текста. Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание).

А. И. Куприн «Белый пудель».

Оценка достижений планируемых результатов. Обобщающий урок по разделу « Великие русские писатели».

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Научится сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения

Р- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

П- синтез; — сравнение, — построение рассуждения;- обобщение.

Читайте так же:
Валенки куома когда носить

К- умение слушать других, формировать свои мысли в слух

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции

Поэтическая тетрадь 2

Н. А. Некрасов «Славная осень!» Н. А. Некрасов

«Не ветер бушует над бором..»

Повествовательное произведение в стихах Дедушка Мазай и зайцы».

Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р — высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П — ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

К- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

Создание словесных картин в стихах К. Д. Бальмонта «Золотое слово»

И. А. Бунина «Детство». И. А. Бунин «Густой зеленый ельник у дороги». Картины природы.

Оценка достижений планируемых результатов. Обобщающий урок по разделу « Поэтическая тетрадь 2».

Научатся находить средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения, создавать словесные картины по тексту стихотворения

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

К- потребность в общении с учителем

– умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Литературные сказки

Д. Н. Мамин — Сибиряк Присказка . « Алёнушкины сказки». Д. Н. Мамин – Сибиряк « Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Научатся прогназировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки

Р — высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- делать выводы в результате совместной работы с учителем

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница». Герои сказки. Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй.

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

Выразительно читать небольшие стихотворные произведения.

Научатся наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнивать героев

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П- -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;

К- — умение выражать свои мысли полно и точно.

– умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ.

Оценка достижений планируемых результатов. Обобщающий урок по разделу

Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства.

Научатся сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки, читать сказку в лицах, наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказках

Р – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

П- -строить рассуждения; — обработка информации;

К- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

– умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

Были- небылицы (3 ч.)

М. Горький «Случай с Евсейкой». Знакомство с героями произ-ния. Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького

Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.

Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей.

Научатся прогнозировать содержание раздела, определять особенности рассказа, различать вымышленные события и реальные

Р — высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Пнаходить ответы на вопросы в тексте,

К — — ставить вопросы,- обращаться за помощью.

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей». Жанр произведения. Герои, характеристика героев.

А. И. Куприн «Слон» Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения.

Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста.

Научатся понимать поступки и состояние героев и давать характеристики персанажу

Р — высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

П- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

К -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector