1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Экспресс-метод Д. Джонсона

Экспресс-метод Д. Джонсона

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Гилфорда.

Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10–30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (в классе, на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).

Распределение суммарных оценок по уровням креативности

1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.

2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.

3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.

4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.

5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.

6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.

7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.

8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

Опросник креативности (лист ответов)

Дата__________________ Школа __________ Класс ________

Урок/вид деятельности ________________________________

Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету) _______________

В таблице, приведенной ниже, под номерами 1–8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 5 – постоянно, 4 – часто, 3 – иногда, 2 – редко, 1 – никогда.

Творческие характеристики

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Экспресс-диагностика эмпатии

Экспресс-диагностика эмпатии Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение уровня эмпатии.Описание: Опросник содержит б диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных

Экспресс-тест «Ценностные ориентации родителей»

Экспресс-тест «Ценностные ориентации родителей» Отметьте 7 высказываний, которые кажутся вам наиболее справедливыми: Большинство А – в качестве стратегии жизни вы выбрали финансовое благополучие.Большинство Б – в качестве стратегии жизни вы выбрали эмоциональное

ЭКСПРЕСС-ТЕРАПИЯ

ЭКСПРЕСС-ТЕРАПИЯ У вас могут успешно идти дела. В глубине души вы можете чувствовать себя баловнем судьбы. Но не стоит забывать, что качество вашей жизни во многом зависит и от того, в каком душевном состоянии пребывают в это время ваши родственники, друзья, партнеры по

Читайте так же:
Нет джинс или джинсов как правильно во

9.2. Экспресс-знакомства

9.2. Экспресс-знакомства Экспресс-знакомства, или speed dating , – набирающий все большую популярность способ познакомиться с новыми людьми и, возможно, завязать романтические отношения. Формат speed dating был придуман в 1998 году раввином Яковом Дево из Лос-Анджелеса. Первое

Экспресс-курс стервозного макияжа

Экспресс-курс стервозного макияжа – Дорогой, представляешь, я похудела на пять кило! – А ты попробуй встать на весы после того, как сделаешь макияж… Как и многое другое, макияж стервы отличается от традиционного описываемого в женских журналах. Он может быть нанесен

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕГАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ. ЭКСПРЕСС-ПОМОЩЬ

НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ НЕГАТИВНОЙ ЭНЕРГИИ. ЭКСПРЕСС-ПОМОЩЬ Это упражнение можно рекомендовать в качестве экспресс-помощи после общения с недоброжелательными людьми. Оно очищает и восстанавливает энергетическое поле человека.Встаньте прямо, колени чуть-чуть согнуты, руки

Экспресс-курс стервозного макияжа

Экспресс-курс стервозного макияжа – Дорогой, представляешь, я похудела на пять кило! – А ты попробуй встать на весы после того, как сделаешь макияж… Как и многое другое, макияж стервы отличается от традиционного, описываемого в женских журналах. Он может быть нанесен

Экспресс-курс манипуляций на работе

Экспресс-курс манипуляций на работе Врать, конечно, некрасиво, особенно когда не умеешь красиво врать (извини за каламбур, но что поделать?!). Врать нужно уметь, зачатки этого умения мы получали во времена родительских наставлений, когда сами воспитатели врали тебе на

Экспресс-курс стервозного макияжа

Экспресс-курс стервозного макияжа – Дорогой, представляешь, я похудела на пять кило! – А ты попробуй встать на весы после того, как сделаешь макияж… Анекдот Как и многое другое, макияж стервы отличается от традиционного, описываемого в женских журналах. Он может быть

Экспресс – курс манипуляций на работе

Экспресс – курс манипуляций на работе Это чертовски трудная роль, самая трудная, которую мне приходилось играть. Актриса Эйтни Данн (слова накануне смерти) Врать, конечно, некрасиво, особенно когда не умеешь красиво врать (извини за каламбур, но что поделать?!). Врать нужно

Глава двенадцатая. Мать — «Американский экспресс»

Глава двенадцатая. Мать — «Американский экспресс» попечители и домоправители — отрочество: начало расставания — последние годы отрочества и начало взрослой жизни — последствия воспитания: симптомы отношений — функциональные симптомы — эмоциональные симптомы —

Опросник креативности Д. Джонсона

Опросник креативности Д. Джонсона является экспресс-методом психодиагностики креативности. В экспериментальной практике данная методика может быть применена в качестве дополнения к известным тестам творческого мышления П. Торренса и Д. Г илфорда.

Оценка надежности опросника креативности Д. Джонсона в нашей стране проведена Е. Е. Туник (1997). Полученные ею данные свидетельствуют о «возможности применения опросника креативности Джонсона в качестве психодиагностического инструмента для оценки творческих проявлений, доступных прямому наблюдению».

Читайте так же:
Ручной массажер для лица The Body Shop

Опросник креативности состоит из восьми характеристик творческого мышления и поведения.

Заполнение опросников требует минимальной затраты времени (10-30 минут). Каждый пункт (характеристика) оценивается на основе наблюдений эксперта в конкретной ситуации (в классе, на занятиях) или на основе длительного опыта наблюдений. Данный опросник позволяет провести как самооценку (старший школьный возраст, студенты), так и экспертную оценку креативности другими лицами: учителями, родителями, одноклассниками. Каждый пункт оценивается по 5-балльной шкале: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми характеристикам (минимальная оценка — 8, максимальная — 40 баллов).

Распределение суммарных оценок по уровням креативности

Характеристики креативности

  1. Чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей, способность ощущать тонкие, неопределенные, сложные, противоречивые особенности окружающего мира.
  2. Способность выдвигать и выражать большое количество различных идей, образов, гипотез, вариантов.
  3. Использование различных стратегий решения проблемы, способность предлагать разные виды, типы, категории идей.
  4. Способность дополнять идею различными деталями, разрабатывать, усовершенствовать идею-образ.
  5. Оригинальность, нестандартность мышления и поведения, уникальность результатов деятельности, индивидуальный стиль.
  6. Способность к преобразованиям, развитию образов и идей, динамичность, изобретательность, способность структурировать.
  7. Эмоциональная заинтересованность в творческой деятельности, чувство юмора, интерес, потребность, творческая мотивация.
  8. Независимость мышления, оценок, поведения, ответственность за нестандартную позицию, стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение.

Опросник креативности (лист ответов)

Дата____ Школа________ Класс ________

Респондент (Ф. И. О.) (заполняющий анкету)

В таблице, приведенной ниже, под номерами 1-8 отмечены характеристики творческих проявлений (креативности).

Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную шкалу, в какой степени каждый ученик обладает вышеописанными творческими характеристиками.

Оценочные баллы: 5 — постоянно, 4 — часто, 3 — иногда, 2 — редко, 1 — никогда.

Опросник креативности джонсона туник

Елена Евгеньевна Туник ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА
В данной работе приводится адаптированный вариант опросника креативности Д. Джон­сонна. В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми явля­ются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления П.Торренса (10) и батарея тестов креативности Е.Е.Туник (9), созданная на базе креативных тестов Гилфорда П. Наблюдается пробел в наличии экспресс — метода, позво­ляющего быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.). Данный опросник позволяет провести как самооценку (учащимися старшего школьного возраста 9—11 классы), так и экспертную оценку креативности другими липами: воспитателями, учителями, родителями, одноклассниками и т.д. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций:

^ КОНТРОЛЬНЫЙ СПИСОК ХАРАКТЕРИСТИК КРЕАТИВНОСТИ

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувстви­тельность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (бег­лость).
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобре­тательность, разработанность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (во­ображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой по­зиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую (независимость).
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Читайте так же:
Последовательность обработки отложного воротника

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). Следующая таблица предлагает распределе­ние суммарных оценок по уровням креативности.
Таблица: соотношение креативности и суммарных оценок опросника

^ Уровни креативности

Очень высокий Высокий

Шкала общих оценок опросника

40-34 33-27 26-20 19-15 14-0

^ ЛИСТ ОТВЕТОВ (ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ)

Дата Доу Группа Возраст______________

Занятие/вид деятельности _____________________________ Респондент (ФИО)___________

В таблице, изображенной ниже, под номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творче­ского проявления (креативности), которые описаны на предыдущей странице. Пожалуйста, оцените, используя пяти бальную систему, в какой степени каждый ребенок обладает вы­шеописанными творческими характеристиками. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений экс­перта (наблюдателя) за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в данной ок­ружающей среде (в классе, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Возможные оценочные баллы:

Методика Джонсона «Опросник креативности» — описание, интерпретация и отзывы

Работа педагога имеет свою специфику, ведь детям необходимо не только передать какие-то конкретные знания, но и помочь раскрыть свои способности, например, умение мыслить нестандартно. Оно присуще всем в различной степени, поэтому, используя различные методики, следует провести диагностику, которая поможет разработать стратегию общения с такими необычными личностями. Очень эффективным способом быстрой диагностики (так называемой экспресс) является опросник креативности Д. Джонсона, с которым и предлагаем познакомиться.

Что такое креативность

Рассмотрим суть самого термина. Под креативностью принято понимать возможность человека мыслить нестандартно, принимать необычные решения для выхода из проблемных ситуаций, отходить от общепринятых норм и правил, действовать по «наитию», так, как удалось придумать с трудную минуту. В термин включаются личностные и мыслительные характеристики, лидерские качества и познавательное начало; именно от креативности во многом зависит способность конкретного человека к творчеству.

Говоря проще, под креативностью мы можем понимать умение личности действовать не по стандарту, чаще всего проявляющаяся в проблемных ситуациях. В специализированной литературе можно встретить еще один термин, несколько неблагозвучный, «творческость».

Неожиданная и нестандартная идея

Назначение опросника

Использование анкетирования или опроса в качестве метода исследования практиковалось еще с давних пор. Преимущества его очевидны:

  • Простота использования. Респондент просто отвечает на вопросы, занося свои ответы в заранее подготовленную карточку.
  • Возможность за определенный промежуток времени одновременно опросить большое количество людей.
  • Метод позволяет сохранить объективность, поскольку личность исследователя не оказывает значимого влияния на опрашиваемого.
Читайте так же:
Чем бешмет отличается от черкески

Целью опросника креативности Джонсона в модификации Е. Туник является проведение уровня выраженности творческих способностей у детей и взрослых. Проводится в форме индивидуального письменного опроса.

Описание

Продолжим рассмотрение опросника Джонсона для диагностики креативности. Он состоит из 8 вопросов, каждый из которых предполагает выбор одного из ответов, расположенный в порядке убывания:

  • 5 – постоянно.
  • 4 – часто.
  • 3 – время от времени.
  • 2 – редко.
  • 1 – никогда.

Исходя из суммы, полученных в итоге, баллов, и происходит оценка креативности, минимально возможное количество набранных баллов – 8, максимально допустимое — 40.

Каждый пункт опросника креативности Джонсона представляет собой одну из характеристик творческого мышления, поведенческой специфики. Проводиться может как исследование или самодиагностика. О том, как узнать результаты, будет сказано ниже.

Умение мыслить творчески

Предпосылки создания

Экспресс метод Д. Джонсона был создан с опорой на два теоретических положения:

  • Согласно Торренсу, творческие способности чаще всего проявляют себя при решении проблемной задачи при недостатке знаний. Человек, которому не хватает информации об определенных аспектах, начинает использовать то, что он уже знает, но под новым углом, совершенно в другом виде деятельности. Это и есть креативность.
  • В 1973 году сам Джонсон рассматривал это понятие как появление неожиданного спонтанного продукта, для создания которого исполнитель использовал только свои знания и опыт.

Эти два положения и стали теоретической базой для создания опросника. Позднее он был адаптирован Е. Туник для российских школьников и активно используется именно в такой форме.

Познакомимся с самими блоками опросника креативности Джонсона, который в специальной литературе нередко называют ОК. Данный контрольный список состоит из 8 пунктов, каждый из которых – это одна из характеристик творческого мышления, направленная на идентификацию проявления креативности.

Можно заполнить самостоятельно, то есть оценить свою собственную деятельность по заданным параметрам. Также допустимо заполнение экспертом, который предварительно наблюдает за субъектом (субъектами) изучения. Все данные вносятся в специальную форму, которая затем подвергается анализу.

У каждого свои творческие способности

Вопросы теста

Блоков 8, каждый из них имеет свою специфику:

  1. Связан с отношением к самой проблемной ситуацией.
  2. Возможность предлагать свежие идеи.
  3. Гибкость, то есть умение видоизменять свою идею в зависимости от меняющихся внешних обстоятельств.
  4. Оценка изобретательности.
  5. Возможность субъекта использовать воображение.
  6. Оригинальность.
  7. Вариативность, умение улучшить свою идею с учетом новой информации.
  8. Уверенность в себе.

Сами блоки опросника представлены на рисунке.

Опросник креативности Джонсона

Респонденты или сам исследователь оценивают каждое утверждение от 1 до 5, где 1 – никогда, 5 – постоянно. Далее проводится расчет баллов и подведение итогов.

Читайте так же:
Валенки это множественное или единственное число

Анализ результатов

Продолжим знакомство с методикой Джонсона и опросником креативности. Итак, все блоки рассмотрены, по каждому из них выставлен определенный балл. Осталось вычислить общую балльную оценку и провести интерпретацию результатов. Сделать это несложно, рассмотрим на конкретном примере.

Допустим, варианты ответа по блокам опросника были такими: 5-4-3-5-5-3-4-3. Сложив эти цифры, мы получим показатель 32 балла. Далее необходимо посмотреть на следующую таблицу и выявить уровень креативности данного субъекта.

Опросник креативности Джонсона: результаты

Получается, что у этого человека высокий уровень творческих способностей. В целом на заполнение данного опросника требуется не более 20 минут, поэтому метод и получил название «экспресс-диагностики».

Для проведения профессиональных исследований особое значение имеет надежность результатов, для достижения которой Джонсоном предлагается методика сравнения данных, полученных разными экспертами, об одних и тех же испытуемых. Например, оценку способностей к творчеству одной личности оценивают со стороны сразу несколько исследователей, а после – результаты их работы сопоставляются.

При проведении исследования в школе экспертами могут выступать несколько учителей-предметников, которые дадут оценку креативности своих учеников. Полученные данные и позволят понять, кто из них обладает высоким и очень высоким уровнем креативности.

Интерпретация

Исходя из данных таблицы, эксперт может выявить, какой уровень креативности у того или иного человека. Для интерпретации результатов используются следующие сведения:

  • Очень высокий. Личность обладает широким кругом интересов, может самостоятельно предлагать новаторские идеи и способы решения проблемы, имеет гибкое мышление, быстро принимает решение и переключается с одного вида деятельности на другой. Уверена в своих поступках.
  • Высокий. Решает творческие задачи достаточно быстро, находит нестандартные выходы из ситуаций-проблем, но круг интересов несколько уже, может присутствовать некоторая неуверенность в себе.
  • Средний, нормальный. Креативность проявляется лишь в определенных видах деятельности, в других же ситуациях личность действует стандартно.
  • Низкий. Круг интересов очень ограничен, активность и работоспособность избирательны, решение творческих задач вызывает значительные затруднения. Знания и опыт в нестандартной ситуации применяются с большим трудом.
  • Очень низкий. Навыки решения задачи-проблемы практически отсутствуют, интересов нет, любой вид деятельности, как продуктивной, так и учебной, не побуждает данную личность к активной работе.

Разные уровни креативности

Отзывы

Познакомимся с отзывами об опроснике креативности Джонсона. Исследователи отмечают его простоту, возможность проведения сразу двух типов исследования – диагностику и самодиагностику – по одним и тем же блокам вопросов, незначительные временные затраты.

Также отмечается удобство проведения сравнительно-сопоставительных исследований, например, уровень креативных способностей у студентов технических и гуманитарных вузов в сопоставительном аспекте. Это удобно и интересно. Однако выделяются и некоторые недостатки, в частности, большая роль субъективности, личной оценки, вот почему рекомендуется использовать ответы сразу нескольких исследователей, их средний показатель.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector