1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

6 класс алгоритм определения способа образования имен существительных

6 класс алгоритм определения способа образования имен существительных

Примечание. Чтобы правильно определить приставочно-суффиксальный способ, нужно проверить, употребляется ли слово отдельно без приставки и отдельно без суффикса.

-Определите способ образования слов:

1) подснежник, листопад, непогода, бабушка, засухоустойчивость.

2) горка, пригорок, переносица, нарукавник, собрат, сокурсник, дворник, надомник, домовой, подбородок, пальчик, снегирь, невнимательность.

-Определите, какое слово от какого образовано (поставьте стрелочку):

— Восстановите звенья в словообразовательных цепочках:

Заменить словосочетания одним словом – сложным существительным

Пить чай, помогать взаимно, любить труд, люди с одной фамилией, любить свободу, тот, кто ходит пешком, несерьезное отношение, любить жизнь, лес и степь, новая стройка, ученик старшего класса, пишущий басню, трясение земли.

*Тест Это слово сложное:

1в. а)исследователь, б)водопад, в)лесоруб, г)закрепитель, д)выключатель, е)птицелов, ж)атомоход, з)учетчик, и)летчик, к)РФ.

2в. а)кашевар, б)обозреватель, в)газопровод, г)глазомер, д)заготовитель, е)пчеловод, ж)луноход, з)путешествовать, и)газетчик, к)ТЮЗ

Выборочный диктант. Выписать все сложные слова

Представьте, что в вашем доме установлен фантастический полителеэкран. Поворот рычажка – и сразу вспыхивает много живых стереоизображений. Антенны радиотелескопов ловят сигналы дальних миров. Агрохимики выращивают фрукты-лекарства. По морям летают суда на подводных крыльях. В топках термоядерных электростанций вспыхивает «звездное вещество» — та же самая реакция, что служит Солнцу источником тепла, на Земле дает электроток. Тракторы без трактористов, повинуясь радиолучу, поднимают зябь. Над тундрой в полнеба вспыхивают искусственные солнца.

Будущее стремительно надвигается, и вас, конечно, влечет в открывающийся мир новой науки и техники. Чтобы быть в нем в числе первооткрывателей, нужно многое знать.

*Сделать словообразовательный разбор

*Согласуйте прилагательные и глаголы со сложносокращенными сущ-ми.

(Городска…)АТС (объявил….) новые тарифы на оплату услуг связи.

ГБДД (проверил…) состояние городского пассажирского транспорта.

КВН (открыл…) сезон игр 2008 года.

ООН (сообщил…) о своем намерении участвовать в миротворческой миссии,

НИИ (разработал….) образцы препаратов для использования в области медицины.

ЕГЭ (проверил…) знания и умения выпускников по русскому языку.

ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ СУЩ-Х

Десятилетие, велогонки, ванька-встанька, фотоаппарат, семиклассник, иван-чай, автомобилестроение, жук-носорог, иван-да-марья, трехтомник, мать-и-мачеха, слюноотделение, генерал-полковник.

Объяснительный диктант «Утро»

Полночь прошла. Звезды одна за другой исчезают с небосклона. В воздухе пахнет сыростью. Невольная дрожь пробирает путников. Они идут по дороге от деревни к станции.

Вот и солнце выглянуло из-за туч, блеснуло на поверхности озера и преобразило все вокруг.

Читайте так же:
Гетры с джинсовой юбкой

1.Укажите слово, которое образовано приставочным образом

2.Укажите слово, образованное суффиксальным способом

3.Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

3.Укажите слова, образованные способом сложения

1.Укажите слово, образованное приставочным способом

2.укажите слово, образованное суффиксальным способом

3.Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом

ВЫПИСАТЬ сложные существительные, указать способ их образования

Во времена парусного флота здесь случались частые кораблекрушения. Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. У правой стены комнаты стоял диван-кровать. К лежебоке у реки притащил я две руки, по руке в бока приладил и поплыл по синей глади. Тяжелый ледокол с трудом проломал для катеров и моторок дорогу в крепком ледяном поле. Детсад сдали досрочно. Лесозаготовки длятся всю зиму. Только снег сошел, земледельцы выехали на поля на тракторах.

Русский язык. 11 кл. Словообразование. Способы образования слов: 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Приставочно-суффиксальный. 4.Бессуфиксный. 5.Сложение. — презентация

Презентация на тему: » Русский язык. 11 кл. Словообразование. Способы образования слов: 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Приставочно-суффиксальный. 4.Бессуфиксный. 5.Сложение.» — Транскрипт:

1 Русский язык. 11 кл. Словообразование

2 Способы образования слов: 1.Приставочный. 2.Суффиксальный. 3.Приставочно-с уффиксальный. 4.Бесс уфиксный. 5.Сложение.

3 Определите способ образования данных слов Подстригать Бесцветный Кожаный Поклёвывать Насыпь Паровоз Теплоходный Вуз Бездонный Приставочный Суффиксальный Прист.-с уффикс. Бесс уфиксный Сложение Суффиксальный Сложение Прист.-с уффикс.

4 Это следует знать! Формообразующие с уффиксы служат для образования грамматических форм данного слова, а не новых слов: 1) с уф. –л прошедшего времени: писал, 2) с уф. причастий: подписанный, 3) с уф. деепричастий: выступив, 4) с уф. степеней сравнения наречий и прилагательных (-ее, -ей, -е, -ше, -ейш, -айш): добрее

5 Найдите слова, образованные с уффиксальным способом Плести Реченька Царапнуть Рыбина Настроившись Короче Независимость Дождливый Амнистировать Бегущий Летела Умытый Рубка Ржаной Богатейший Росистый Воспитательница Табуретка Ловкость Кодировать

6 Найдите слова, образованные пристав оныйо-с уффиксальным способом Соединять Сокурсник Опёнок Безрукавка Облесить Окраина Пододеяльник Проглотить Безграмотный Соавтор Заехать Почистить Опоздавший Приходишь Прибыл Что-нибудь

7 Найдите лишнее слово. Объясните. Развитие Отказ Разработка Изготовление Человечество Сердцевина Суффиксальный Бесс уфиксный Суффиксальный

8 Найдите в предложениях слова, образованные пристав оныйым способом «Спасибо вам, дяденька», — прошептал я. Восторженными слезами благодарил я его. Если интеллигентность сделает его белой вороной среди сослуживцев или будет мешать его сближению с другими людьми? Уверенность в том, что другие никаких прав не имеют. Урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чужими интересами.

Читайте так же:
Во время занятий Тотал Боди фитнесом

9 Слова, образованные пристав оныйым способом Про-шептал С-делает Ни-каких У-рвать

10 В каком слове есть с уффикс — лк-? Подделка Перестрелка Тарелка Грелка Сделка Сиделка Грелка Сиделка

11 В каком слове есть с уффикс — ад-? Рассада Блокада Тирада Автострада Баллада Прохлада Клоунада Преграда Блокада Клоунада

12 В каком слове есть с уффикс — чик-? Огурчик Попутчик Ситчик Мячик Пончик Кончик Чуланчик Кузнечик Ключик Диванчик Венчик Пальчик Попутчик Чуланчик Диванчик

13 Какое слово состоит из приставки, корня, одного с уффикса и окончания? Примиряющий Разобщение Сторожка Засекречивая Сочувственный Состояние Снабжение Воскликнув Указаны Указывая Домашний Доверчивый Издалека Насаженный Прослушавший Приготовлю

14 Слова, состоящие из приставки, корня, одного с уффикса и окончания Раз-общ-ени-е Со-чувств-енн-ый До-вер-чив-ый На-саж-енн-ый

15 От каких слов образованы слова и каким способом? Самокритичность Возмужать Перегрузка Разрешение Высказывать Самокритичный (с уффиксальный) Мужать (пристав оныйый) Перегрузить (с уффиксальный) Разрешить (с уффиксальный) Высказать (с уффиксальный)

16 От каких слов образованы слова и каким способом? пристав оный.глядетьразглядеть прист.-с уф.говорить разговаривать прист.-с уф.ходить походка пристав оный.читать прочитать пристав оный.одолетьпреодолеть с уффикс.преодолеть преодолевать

17 Какое слово состоит из 5 морфем? Подготовка Проверил Подготовленный Удивился Догадлив Потихоньку Сплошной Низвергающий

Контрольный тест по теме "Словообразование "в 6 классе
тест по русскому языку (6 класс) на тему

разработка содержит 2 варианта заданийпо морфемике и словообразованию для 6 класса: текст и 8 заданий по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
контрольный тест по морфемике17.22 КБ

Предварительный просмотр:

1.Что изучает словообразование?

1. способы образования слов 2.части речи 3.части слова 4.звуки речи

2.Образование нового слова с помощью суффикса:

1. приставочный способ2.суффиксальный способ3.бессуффиксный 4 .сложение основ

3.Образование нового слова с помощью приставки:

1.суффиксальный способ2.приставочно-суффиксальный способ3.приставочный способ4.бессуффиксный способ

4.Образование нового слова с помощью одновременного прибавления приставки и суффикса:

1. приставочный способ2.суффиксальный способ3.приставочно-суффиксальный способ4.бессуффиксный способ

5. Укажите слово, образованное суффиксальным способом:

6.Укажите слово, образованное приставочным способом:

7.Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом:

1. прогулять2.потрясти3.связать 4.поделка

8 .Укажите слово, образованное сложением основ:

9.Укажите способ образования слова шестиклассник:

10.Укажите способ образования слова допушкинский:

11. Укажите способ образования слова смешной:

12.Укажите способ образования слова обход:

13. Укажите способ образования слова мороженое:

1.приставочный2.Суффиксальный3.переход из одной части речи в другую4.бессуффиксный

Тема «Морфемика и словообразование» . Контрольная работа . 1 вариант

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. В…черняя з…ря дог…рает. В х…лодном воздухе разливается густой туман а трава покрывается капельками росы.Я решил вернуться домой. Быстрыми шагами прошёл я заросли кустов. И вот я на самой в…ршине холма. У ног моих тянется бесконечное поле а за спиной возвышается мрачный лес. Я осм…трелся кругом и спустился с холма.Я вышел на опушку и пошел полем. Очень трудно пробираться по узкой и извилистой тр…пинке. На поле растут осока луговые цветы и кустики мяты. Аромат разнотравья приятно бодрит. 2. Распределите слова в таблице согласно способам словообразования.

Переход одной части речи в другую

Подпол, мебельщик, паркетный, подоконник, водопровод, стёклышко, зимний, перелесок, пришкольный, подводный, атомоход, прачечная, диван-кровать, безрукавка, домик, пароход, листик, столовая, переехать, плащ-палатка, стульчик.

3. Определите род сложносокращенных слов. Завхоз, ГАБТ, ОРТ, РФ.

4. Выполните морфемный разбор слова. синеглазая, помирила, переплетчик .

5.Найди третье «лишнее» в каждой группе, выпиши это слово:

а) пришкольный, приветливый, приехавший;

б) лесничество, лесовик, лесополоса.

6..Образуй от глагола РУБИТЬ 5 слов приставочным способом, запиши их и выдели приставки.

7. Образуй от слова РУКА 5 слов суффиксальным способом, запиши их и выдели суффиксы.

8.Выполните синтаксический разбор 2-го предложения.

Тема «Морфемика и словообразование» . Контрольная работа . 2 вариант

1. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Я пр…ближался к реке. Становилось прохладно. Я к…снулся воды. Она была ледяная. От в…ды поднимался туман а трава покрылась пр…красными капельками росы. Я сел в лодку. Весло к…снулось воды. На горизонте заг…ралась зорька. Первые со…нечные лучи согрели меня. Под днищем лодки весело плескалась рыба. Вот и берег! Пора возвращаться д…мой.Я вышел на опушку и пошел через луг. Очень трудно пробираться по узкой и извилистой тр…пинке. На лугу растут ромашки васильки и полынь. Аромат трав и цветов кружит голову.

Приставочный способ образования слов. Примеры

Приставочный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние новых слов той же части речи с помо­щью при­став­ки (лететь — при лететь, вла­де­лец — со вла­де­лец). Приставочный спо­соб явля­ет­ся про­дук­тив­ным мор­фо­ло­ги­че­ским спо­со­бом обра­зо­ва­ния гла­го­лов, суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, наречий.

Морфологический спо­соб обра­зо­ва­ния слов актив­но попол­ня­ет лек­си­че­ский запас рус­ско­го язы­ка на базе непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных слов с помо­щью раз­ных мор­фем и их соче­та­ний. С точ­ки зре­ния, какая мор­фе­ма или их соче­та­ние участ­во­ва­ли в появ­ле­нии новой лек­се­мы, раз­ли­ча­ют ряд спо­со­бов словообразования:

  • при­ста­воч­ный, или префиксальный;
  • суф­фик­саль­ный;
  • приставочно-суффиксальный;
  • пост­фик­саль­ный;
  • приставочно-постфиксальный

Приставка — словообразовательная морфема

Приставочный, или пре­фик­саль­ный, спо­соб обра­зо­ва­ния слов состо­ит в том, что к исход­ной (моти­ви­ру­ю­щей) лек­се­ме при­со­еди­ня­ет­ся при­став­ка, или префикс.

Лингвистический тер­мин «пре­фикс» (лат. praefixum < prae — «впе­ре­ди» , fixus — «при­креп­лен­ный») бук­валь­но зна­чит «при­креп­лен­ный впе­ре­ди».

Например, гла­гол «выучить» обра­зо­ван от одно­ко­рен­но­го сло­ва «учить» с помо­щью приставки:

Образуя новое сло­во, при­став­ка вно­сит в него новый смысл или отте­нок зна­че­ния. Особенно это ярко про­яв­ля­ет­ся в сло­во­об­ра­зо­ва­нии глаголов.

Сравним:

  • бежать → у бежать;
  • бежать → при бежать;
  • бежать → от бежать;
  • бежать → с бежать;
  • бежать → на бежать и т. д.

Приставка изме­ня­ет лек­си­че­ское зна­че­ние исход­но­го слова.

Сравним:

  • ходить → вы ходить;
  • ходить → в ходить.

Как определить приставочный способ словообразования?

Выполняя сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ный раз­бор, неко­то­рые уча­щи­е­ся, отме­тив в мор­фем­ном соста­ве иссле­ду­е­мо­го сло­ва нали­чие при­став­ки, оши­боч­но счи­та­ют, что оно обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом:

  • лече­ние — из лече­ние;
  • строй­ка — пере строй­ка;

Но это не все­гда так. Приставка мог­ла при­со­еди­нить­ся к сло­ву рань­ше, на преды­ду­щей сту­пень­ке сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Понаблюдаем:

  • лечить → из лечить → излеч ени е;
  • стро­ить → пере стро­ить → пере­строй к а.

Как видим, при нали­чии при­став­ки в соста­ве слов мож­но лег­ко спу­тать при­ста­воч­ный и суф­фик­саль­ный спо­соб образования.

Чтобы это­го не про­изо­шло, уста­но­вим неко­то­рые зако­но­мер­но­сти при­ста­воч­но­го спо­со­ба словообразования.

  1. При сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ном ана­ли­зе сло­ва с при­став­кой ищем к нему бли­жай­шую одно­ко­рен­ную лек­се­му с при­став­кой. Если такой нет, зна­чит, про­из­вод­ное сло­во обра­зо­ва­но при­ста­воч­ным способом.
  2. Приставочный спо­соб про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии слов одной и той же части речи. Отметим, что не про­ис­хо­дит сме­ны части речи про­из­вод­но­го сло­ва, как это быва­ет при суф­фик­саль­ном и дру­гих мор­фем­ных спо­со­бах словообразования.

Приставочный способ образования слов

Рассмотрим подроб­нее, в обра­зо­ва­нии слов каких частей речи исполь­зу­ет­ся приставка.

Приставочный способ образования глаголов

В рус­ском язы­ке при­ста­воч­ный спо­соб явля­ет­ся наи­бо­лее про­дук­тив­ным в обра­зо­ва­нии гла­го­лов. От слов этой части речи с помо­щью раз­лич­ных при­ста­вок обра­зу­ет­ся мно­же­ство гла­го­лов. Приставки обо­зна­ча­ют раз­лич­ные оттен­ки дей­ствия, уточ­ня­ют харак­тер их про­те­ка­ния, обра­зу­ют от бес­при­ста­воч­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида гла­го­лы совер­шен­но­го вида.

Примеры:

  • сед­лать → о сед­лать;
  • знать → у знать;
  • ждать → подо ждать;
  • мор­гать → за мор­гать;
  • чер­тить → на чер­тить;
  • клик­нуть → вос клик­нуть;
  • чув­ство­вать → по чув­ство­вать;
  • видеть → пред видеть;
  • быть→ при быть;
  • звать → со звать.

Почти от каж­до­го гла­го­ла с уча­сти­ем раз­лич­ных при­ста­вок мож­но создать новые слова.

Приставочный способ образования существительных

С помо­щью при­став­ки обра­зу­ют­ся ряд суще­стви­тель­ных от одно­ко­рен­ных слов этой части речи.

Примеры:

  • текст → под текст;
  • обще­ство → со обще­ство;
  • дедуш­ка → пра дедуш­ка;
  • звук → при звук;
  • город → при город;
  • мрак → су мрак.

Множество суще­стви­тель­ных с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем обра­зу­ет при­став­ки не-, без-/бес-:

  • друг → не друг (враг);
  • прав­да → не прав­да (ложь);
  • сча­стье → не сча­стье (горе);
  • при­я­тель → не при­я­тель (про­тив­ник);
  • уда­ча → не уда­ча (про­вал);
  • поря­док → бес поря­док.
  • звук → уль­т­ра звук;
  • агент → контр агент;
  • ком­пен­са­ция → де ком­пен­са­ция;
  • ори­ен­та­ция → дез ори­ен­та­ция;
  • кон­ти­нент → суб кон­ти­нент.

Приставочный способ образования прилагательных

Приставка, при­со­еди­ня­ясь к име­ни при­ла­га­тель­но­му, обра­зу­ет новое сло­во этой же части речи.

Примеры:

  • гром­кий → сверх гром­кий;
  • уда­лый → раз уда­лый:
  • огром­ный → пре огром­ный.

Смысловые при­став­ки при- и пре- вно­сят в зна­че­ние про­из­вод­ных при­ла­га­тель­ных допол­ни­тель­ные оттен­ки значения:

1. нахож­де­ние побли­зо­сти, рядом с чем-нибудь:

  • поляр­ный → при поляр­ный;
  • арк­ти­че­ский → при арк­ти­че­ский;

2. уси­ле­ние при­зна­ка, повы­шен­ная сте­пень качества:

  • злой → пре злой;
  • стран­ный → пре стран­ный;
  • тол­стый → пре тол­стый.

Иноязычные при­став­ки, при­со­еди­ня­ясь к при­ла­га­тель­ным, обра­зу­ют новые слова:

  • атлан­ти­че­ский → транс атлан­ти­че­ский;
  • тро­пи­че­ский → суб тро­пи­че­ский;
  • мораль­ный → а мораль­ный;
  • обще­ствен­ный → анти обще­ствен­ный.

Префиксальный способ образования местоимений

Префиксы обра­зу­ют неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные местоимения:

  • кто → не кто;
  • что → ни что;
  • какой → ни какой;
  • чей → ни чей;
  • сколь­ко → не сколь­ко;
  • что → кое -что;
  • кто → кое -кто.

Приставочный способ и наречия

С помо­щью при­став­ки от отно­си­тель­ных наре­чий обра­зу­ют­ся неопре­де­лен­ные и отри­ца­тель­ные наречия:

  • когда → не когда;
  • где → не где;
  • как → ни как;
  • отку­да → ни отку­да:
  • куда → кое -куда;
  • когда → кое -когда.

Префиксальным спо­со­бом обра­зо­ва­ны наре­чия от слов этой же части речи:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector