1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Презентация к сказке; Сивка-Бурка; презентация урока для интерактивной доски по литературе (5 класс)

Презентация к сказке "Сивка-Бурка"
презентация урока для интерактивной доски по литературе (5 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

Виктор Васнецов картина «Сивка-бурка» Картину «Сивка-Бурка» написал русский художник Виктор Васнецов в период 1919-1926 гг. Картина – иллюстрация к любимой с детства одноимённой сказке . Гениальный живописец Виктор Михайлович Васнецов был страстным поклонником русского народного творчества и постоянно использовал фольклорные мотивы для своих полотен. Виктор Михайлович Васнецов ( 1848-1926 гг.)

«На картине изображён момент сказки, когда Иванушка-дурачок, превратившийся с помощью волшебного коня в прекрасного добра молодца, исполняя волю царя, пообещавшего отдать дочь в жены тому, кто поцелует её, с третьей попытки допрыгивает на Сивке-бурке до окна высокого терема, в котором сидит царевна».

Кто он, Иванушка – дурачок? Главный герой произведения — Иванушка-дурачок. Персонаж неоднозначный и волшебный. Ведь для своих родителей и братьев он всего лишь дурак, который лежит на печи и ничего не умеет делать. Человек по меркам обычного крестьянского работяги – неумелый и для жизни негодный. Но он не так уж и прост! Внутри этого обычно парня есть то волшебство, которое недосягаемо обычным людям! Свобода, умение мыслить сказочно, буря эмоций и чувственности. И главная его сила в том, что он никому ничего не пытался доказать и разуверить в своих способностях. Ему было хорошо в своём мире, мире волшебной свободы.

СИВКА–БУРКА вещий каурка… Чудо — конь Сивка- Б урка. Интересное название для коня, даже мистическое. Так ли это? Наши предки верили в единство трёх миров: правь – божественный мир света, навь – тёмный мир духов и явь – материальный (наш) мир. Сивая масть (серый окрас) символизирует тёмный мир духов. Бурая масть (коричневые тона) – мир материальный. ВЕЩИЙ КАУРКА Каурая масть (красноватый оттенок) – мир света. «Вещий» — обладающий тайными, магическими знаниями.

Волшебное предназначение героев СИВКА – БУРКА олицетворяет сочетаемость миров, как светлых, так и тёмных. Можно ли назвать этого персонажа злым? Не думаю. Он выступает в роли вспомогательной волшебной силы, силы справедливой. Конь является воплощением ума, силы, благородства и верности. Можно поразмышлять, а где же тут несправедливость и при чём тут волшебные силы? Вспомним, что Иванушка-дурачок обычно младший, третий сын, по обычаю, с младшим сыном родители доживали свой век. Вместе с долей наследства младший сын получал все тяготы по уходу за стариками. Люди, конечно же, его часто обманывали, и жизнь Иванушки – дурака превращалась в череду невзгод и тягот. В этом то и вся несправедливость мира материального. Но молодой человек не унывал, в глубине души он знал, что его предназначение в другом. Он тихо ждал этого часа, часа того волшебного момента , когда он сможет показать, на что он действительно способен! Физическая и духовная мощь Сивки-Бурки помогает Иванушке достичь желаемого, и в очередной раз показывает нам, как велико сочетание всех трёх миров!

КАРТИНА ХУДОЖНИКА Васнецова На картине «Сивка-Бурка» главный герой будто бы парит между небом и землёй, что не может не предавать этому действию мощи и волшебства. Он как будто между мирами. Некая нейтральная сторона, далёкая от мира материального, духовного и тёмного. В этот момент Иванушка-дурачок и сам является целым миром. Свободным, сильным, целеустремлённым. Ведь его не сломили те неудачи, в попытках достичь своей цели. Цифра 3 (часто фигурирующая в сказке) тоже мистическая… «Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали». Сивка-бурка: «. свистни три раза молодецким посвистом. я тут и буду». Три дня выезжали братья и Иванушка на Сивке-бурке в город посмотреть на Елену Прекрасную. Иванушка в первой попытке на Сивке-бурке снять перстень с руки Елены Прекрасной, сидящей в тереме, не допрыгнул до царевны три бревна. С самых давних времен тройка считалась уникальной, божественной цифрой. Цифра 3 — одна из самых загадочных цифр . Считается, одной из самых удачливых и счастливых цифр. Она символизируется треугольником, который воплощает прошлое, настоящее и будущее. Цифра 3 — знак триединства. Тройка означает острый разум, развитую интуицию, талант и любовь к жизни.

Символика картины Чтобы показать полёт волшебного коня в воздухе, художник использует удачное композиционное решение: в нижней части картины распложена толпа людей , а в верхней – ясное небо с облаками. Толпа зевак на картине див и тся удалому молодцу, зрелище захватывает их разум. Возможно они хотели бы совершить такой же подвиг, но страх за собственные жизни (боязнь сломать шеи) останавливает их. Для толпы — это истинное волшебство! Сивка-Бурка как бы парит над землей. Ещё больше этот эффект усиливает тень коня, бегущая по стенам башни, от чего дух захватывает ещё больше! Здесь есть некое проявление тёмного мира. Картина красочная, цвета также имеют скрытый смысл!

Ц В Е Т А КАРТИНЫ Белый — это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Именно в таком цвете изображён конь . Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Красный — цвет жизни, огня, плодородия, здоровья. Выбор одежды красного тона характеризует тот факт, что хозяин уверен в себе, как главный герой картины (красные сапоги). Зеленый цвет соотносится с растительностью, изменчивостью, незрелостью, символ засеянного поля, молодых всходов, как Иванушка-дурачок. Синий цвет наиболее часто рассматривается как символ всего духовного. Это цвет мудрости. Бесконечность, вечность, истина, преданность, вера, чистота, целомудрие, духовная и интеллектуальная жизнь. Синий цвет неба – наиболее спокойный. Всякий цвет может быть прочтён , как слово, или истолкован, как сигнал, знак, или символ . Стоит только присмотреться!

Читайте так же:
Джинсы billionaire как отличить подделку

Сказка на картинах В. М. Васнецова

С чего начинать обучение литературному исследованию школьника? Конечно со сказки! С пятиклассниками мы изучаем особенности волшебной сказки, использование средств художественной изобразительности. Находим сказочные элементы в произведениях русских писателей. Пытаемся сами написать сказку. (Э. Шишкова «Необычная встреча в лесу. Зимняя сказка». // «Учитель Башкортостана», № 2, 2013, с.28).

В этом учебном году уже с шестиклассниками мы изучаем сказку по… картинам русских художников. Ведь приходит к нам сказка не только с рассказами мам и бабушек. Она приходит вместе с добрыми мультиками, с красиво раскрашенными детскими книжками. В большинстве случаев именно художники помогают нам прочитать, увидеть сказку. Вспомним картины И. Билибина, М. Врубеля, Н. Рериха, В. Васнецова.

Подлинно русская природа, живой фольклор, впитанные с детства, становятся, как правило, источниками творчества многих поэтов и писателей, художников и композиторов. Таким источником стала для Виктора Михайловича Васнецова Вятская губерния. Свой же главный труд художник назвал «Поэмой семи сказок». В нее вошли семь картин: « Спящая царевна » , « Баба — Яга » , « Царевна-лягушка » , « Кощей Бессмертный » , « Царевна — Несмеяна » , « Сивка Бурка » , « Ковер-самолет » . Эти картины создавались художником исключительно для души, и в настоящее время являются украшением Мемориального Дома-музея В.М.Васнецова в Москве.

Так какая же сказка у Васнецова? Начинается она с «Аленушки». Александр Прокофьев пишет об этой картине:

Пруд заглохший весь в зеленой ряске,

В ней тростник качается, шумит,

А на берегу, совсем как в сказке,

Милая Аленушка сидит.

Одна героиня в сказках исчезает, т.к. добрый молодец хотел сиюминутного счастья (как в сказке «Царевна – Лягушка», (картина «Царевна – Лягушка») , другая ( «Спящая царевна» ) оказывается усыплена колдуньей, и разбудить ее сможет только любящее сердце. Или вообще оказаться в подземном царстве (картина «Три царевны подземного царства» ).

Спасти красавицу может только достойный ее сердца герой. Он выходит в путь – дорогу ( «Богатырский скок» ) и оказывается на распутье ( «Витязь на распутье» ).

Выбрав дорожку, добрый молодец идет по ней, либо его направляет клубочек. На своем пути добрый молодец обязательно увидит избушку на курьих ножках, а в ней – Бабу – Ягу (картина «Баба-Яга» ).

Добро в работах Васнецова кажется хрупким и беззащитным, совсем как юная царевна на картине «Кощей Бессмертный» . В подземелье своего дворца Кощей уговаривает прекрасную царевну стать его женой.

Зло может предстать грозным и неодолимым. Цена победы над ним — потоки крови и страшные раны, как на полотне «Бой Ивана — царевича с трехглавым змеем» В ней художник еще раз обратился к теме изображения силы и мужества русского народа.

Разгаданы загадки старой ведьмы, побежден Змей Горыныч, убит Кощей Бессмертный. Героя ожидает награда – любовь девицы и богатство. И вот перед нами картина «Иван-Царевич на Сером Волке» . Мчится сквозь темный, страшный лес Серый Волк, спасает от погони Ивана Царевича и Елену Прекрасную. Ее золотистые волосы развеваются по ветру. Скорость, с которой волк их несет, огромна: даже тяжелый меч Ивана Царевича взвивается в воздух. Васнецов показывает в картине, как от пылкого чувства в холодном, мрачном лесу происходит настоящее чудо: на ветке яблони, неожиданной здесь, в чащобе, распускаются нежные, как любовь в сердцах сказочных героев, цветы.

А вот еще одна картина. По небу среди мягких ласковых облаков летят на ковре – самолете Иван Царевич и Елена Прекрасная. («Ковер-самолет») Иван на ковре — самолете — олицетворение непреодолимого стремления человечества летать, творить и побеждать.

В подмосковном Абрамцеве (в 1882 году) Виктор Васнецов оформлял декорации к сказке А. Островского «Снегурочка». Появилась знаменитая «Снегурочка» .

В Абрамцеве написана и самая известная картина Васнецова – «Богатыри» . Перед нами Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. У каждого свой характер. Один – уже готов к бою. Конь Добрыни Никитича будто говорит своему хозяину, что враг близко. Другой богатырь, Алеша Попович, тоже не подпустит врага – он крепко держит в руках лук со стрелами. Васнецов мечтал, что картина будет помещена в специальном зале Исторического музея, посвященном Киевской Руси, и поэтому стремился к монументальности и декоративности в ее решении.

При всем разнообразии, а порой и неравноценности картины В. Васнецова объединяет желание художника раскрыть, прежде всего, подлинную суть русской народной сказки, заключенное в ней понимание добра и зла, воссоздав ту атмосферу переплетения реального и фантастического, которая составляет главное очарование сказки. Сказка предоставила ему благодатный материал для воплощения своей давней мечты, причем дала возможность как нигде более выразить ее в цельности, объединяющей васнецовское понимание родной природы и русского человека.

Читайте так же:
Джинсы болонки что это

1. Казиева М. Сказка в русской живописи // М. изд.-во Белый город, 2008

2. Мананнова З.З. От чтения — к исследованию // Современные гуманитарные исследования. 2010. №2

Описание картины «Три богатыря» В.Васнецова

В. Васнецов «Богатыри»

Появившись на свет в семье вятского священника, В. Васнецов вырос в том краю, где всегда почитались старинные обычаи и обряды, рассказывались былины, сказки и легенды. С самого юного возраста будущий автор картин на фольклорную тематику был связан со сказочными героями и былинными персонажами.

Потом он стал учиться в Академии художеств и стал изучать не только приемы портретной живописи, а и историю Руси, которая, как известно, напрямую связана с устным народным творчеством.

Среди первых работ на тематику фольклора стоит назвать такие произведения как «Ковер-самолет» и «Витязь», которые знамениты изображенными на них богатырями, причем один летит над русской землей, а другой строит на страже ее границ. Имя В. Васнецова знают и как одного из иллюстраторов русских сказок, среди которых – «Аленушка», «Иван-царевич на Сером Волке», «Сивка-Бурка» и многие другие. Эта страсть к изображению героев сказок и былин, которую многие художники сделали лишь частью творческого наследия, Васнецов развил, что дает право считать его асом своего дела. Талантливый архитектор и иллюстратор, он не только изображал страницы отечественной легендарной истории, а и привносил в нее мощнейший идейный смысл.

Одной из таких картин принято считать знаменитых «Богатырей», которых с легкой руки самого живописца зовут не иначе как «Три богатыря». Причиной этого стала ремарка к полотну, написанная автором: «Богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде».

Здесь, как вы успели догадаться, изображены три основных героя былинного эпоса и три главных русских богатыря, образы которых эксплуатируют отечественные политики и мультипликаторы – Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Фигуры у богатырей напоминают титанов из древнегреческой мифологии, да и кони у них соответствующие – исполинские и мощные, что вызывает предположение о том, что художник изобразил эти же качества своего народа. Если говорить о размерах картины, то они так же не менее впечатляющи – 3 метра в высоту и почти 5 в ширину.

На создание данного шедевра у художника ушло около 30 лет, причем в 1871 году он создал первый карандашный набросок, а с 1881 по 1898 года работал непосредственно над картиной.

Те, кто хоть раз видели полотно в Третьяковке, непременно скажут, что оно является олицетворением силы, мудрости, молодости и удачи. Имена каждого из троицы богатырей вы знаете с самого детства и по мультикам о приключениях стражей Руси. Все образы картины символичны: Добрыня обладает знаниями, опытом и смекалкой, Илья наполнен жизненными силами, а Алеша отражает лиризм, романтику и веселье юности.

Центральную часть композиции полотна занимает фигура Ильи Муромца. Прототипом для него стал крестьянин Иван Петров, громадного роста мужчина, неизрасходованные душевные качества которого Васнецов разглядел в его глазах и изобразил их на портрете. В былинах же образ русского богатыря представлен как образ любимца всех – и старых, и молодых, и детей и взрослых. Илья Муромец – это вполне реальный исторический персонаж, а сказания о нем не что иное, как хроники событий. Позже этот богатырь стал монахом в Киево-Печерской лавре и в настоящий момент причислен к лику святых. Данные факты художник знал, и перед зрителями предстает могучий воин и открытый человек, в котором странным образом соединились недюжинная сила и широта души. Огромный черный конь требует вместо упряжки массивной металлической цепи, а его развивающаяся на ветру грива и мощные ноги дополняют величие богатыря. Илья, сложив руку козырьком, смотрит вдаль, словно выискивает супостата, которому всегда готов дать отпор.

Русские предания говорят о прекрасном образовании и мужестве Добрыни Никитича, а сам художник воплотил в нем собирательный образ рода Васнецовых – отца, дяди и самого себя. Вот причина, по которой исследователи отмечают сходство черт лица и размера глаз с внешностью художника. В былинах Добрыня всегда молод и удал, он тот молодец, который носит заговоренную броню и меч-кладенец, а художник, наоборот, изобразил его величавым и умудренным жизнью человеком. Черты лица богатыря благородны, словно подчеркивают его образованность. Но этот человек способен остановить врага не только силой слова, а и мечом, который уже готова выхватить из ножен его рука.

Алеша Попович – самый молодой из всей троицы. Этот стройный юноша нарисован со старшего сына мецената Саввы Мамонтова Андрея, умершего в юном возрасте. Говорят, что это был человек веселый и общительный, а художник перенес эти черты на картину, изобразив Алешу с гуслями, прикрепленными к седлу.

Каждый из героев вооружен, чтобы защитить Русь от нашествия неприятелей: Илья Муромец не выпускает из рук копье, Добрыня Никитич держит руку на мече, а у Алеши Поповича в руках лук. Шлемы защитников подобны церковным куполам, что является символом благословенных подвигов ради своего народа.

Пейзаж картины – целое откровение для зрителя. Былинный ковыль, зелень травы, холмы – все это собирательный образ родины, который представляет себе каждый человек. Если посмотреть на верхнюю часть полотна, то видна надвигающаяся буря. Гонимые ветром клочья облаков, шевелящиеся лесные травы, развевающиеся конские гривы – все это дает понять, что несмотря на монголо-татарское иго, на Руси есть люди, способные защищать других.

Читайте так же:
Как есть коту с воротником

Нельзя пройти мимо характеристики коней, ведь это животное – обязательный атрибут каждого богатыря, его друг и соратник, который чем-то похож на своего хозяина. Конь Ильи – упрямый верный вороной, который будет с ним до конца. У Добрыни белая лошадь, горделивая и полная достоинства, что продолжает черты характера всадника. Алеша сидит на рыжем коне-огне, который наполнен кипучей энергией, изяществом и готов сражаться до конца.

«Богатырей» считают самой яркой и сильной картиной среди всех работ Васнецова, ведь он полностью отдавал себя эпическим сюжетам так, как делали это Добрыня, Илья и Алеша для своей родины.

Октябрьская революция. Последние картины

Наступили годы великих потрясений: Октябрьская революция, Гражданская война. Революция вызвала у Васнецова временную депрессию, смятение чувств.

В 1918 году было национализировано и отобрано у художника его Новое Рябово. Там пропали многие его этюды, эскизы, некоторые картины. Для художника, находившегося в преклонном возрасте, это был очень тяжелый удар. Васнецов был душою привязан к своему имению, каждое лето проводил на природе, набираясь сил и вдохновения.

Несмотря на голод, нехватку топлива для мастерской, недостаток материалов для творчества, Васнецов продолжал жить в своем доме в Москве, упорно работать.

От страшной и тяжелой действительности Васнецова спасал его любимый мир — мир фольклора и русских сказок.

В конце жизни художник создал сюиту больших живописных полотен, которую он назвал «Поэма семи сказок». Большая часть этих картин сейчас находится в Доме-музее Васнецова в Москве. И вновь обратился Виктор Михайлович к сказочным сюжетам, чтобы рассказать зрителям о проблемах добра и зла, о смысле жизни, о любви.

Картины «Баба-Яга» (1901—1917) и «Кащей Бессмертный» (1917—1926) объединяет общая тема — тема жестокой бесчеловечности, стяжательства, накопительства. Главные персонажи этих картин — именно «злодеи» из русских народных сказок, которые сеют вражду и зло.

Баба-Яга встречается во множестве народных сказок. Уж скольких деток заманивала она к себе, поручая своей дочери изжарить их или сама им показывала, как садиться на лопату. Но дети оказывались умнее и хитрее ведьмы, расправлялись с нею, убегали от нее — и добрые силы русской природы помогали им спастись. У Васнецова в картине представлен эффектный и динамичный момент похищения мальчика. Летит сквозь мрачную чащобу над болотом в деревянной ступе страшная Баба-Яга. Одной костлявой рукою она машет помелом, другою — крепко удерживает испуганного похищенного Ивашку. Вокруг бушует стихия — мы словно слышим, как завывает ветер, вырывая с корнем деревья. От топкого болота подымается туман. Мрачно горит красный восходящий полумесяц. Стремительно улетают от ведьмы испуганные сороки, ухает встревоженная сова. Ярким красным пятном развевается по ветру юбка Бабы-Яги. Пронзительно светится белая рубашка испуганного мальчика, зовущего на помощь. Пожалуй, эта «героиня» картины — самое впечатляющее воплощение сил зла у Васнецова — чего стоит один страшный оскал ее беззубого рта! Добро в этой картине кажется слабым, беззащитным — мальчик не в силах противостоять злой колдунье.

Создать запоминающийся зловещий образ Бабы-Яги в этой картине Васнецову помогли натурные впечатления. Известно, что в 1871 году Васнецов сделал карандашные зарисовки страшной старухи, которые он назвал «Обитательница углов» и «Яга». Эти зарисовки очень пригодились ему для этой картины.

Пусть эта картина не так совершенна по живописи, как более ранние произведения Васнецова, но по накалу страстей, по умению перенести зрителя в «Тридевятое царство» — эта одна из лучших работ художника.

В картине «Кащей Бессмертный» мы видим противостояние злобного старца и прекрасной юной царевны, которую он похитил, чтобы сделать своей женой.

Васнецов «переносит» зрителя в мрачное подземелье чертогов Кащея Бессмертного, В сказках о Кащее рассказывается, что в его царстве не было ничего живого — все было сделано из металла и драгоценных камней. Так и на картине Васнецова — в интерьере будто царит холод и мрак. Тяжелые кованые двери слева ведут в кладовые. Справа — свалены награбленные сокровища, среди которых — шлем и щиты погибших от руки Кащея рыцарей, сундуки, полные бесценных сокровищ.

В центре картины, на возвышении, восседает Кащей. Сжимая в костлявых руках окровавленный меч, он склонился к прекрасной царевне, говорит ей о своей доблести, обещает ей все богатства мира, лишь бы она согласилась стать его женой. Но девушка остается непреклонной. Она отпрянула от страшного старика, но по ее твердому и уверенному взгляду можно догадаться, что она вовсе не боится Кащея и не поддастся на его уговоры. Весьма удачно найдено Васнецовым ее ярко-алое, расшитое золотой каймой платье, цвет которого словно освещает мрачное царство, становится вызовом Доброго начала в борьбе со Злом.

Картины «Спящая царевна» (1900—1926) и «Несмеяна-царевна» (1916—1926) можно объединить в одну группу, ибо героини их очень похожи.

«Несмеяна-царевна» написана в 1916 году. Царевна словно только что очнулась от сновидений. Вся ее фигура, бледное задумчивое лицо говорят о том, как она устала от непрерывного потока желающих ее рассмешить. А вокруг нее разворачивается веселье: пускаются в пляс добры молодцы, перебирают струны музыканты, в дверях терема появляются оживленные иностранные послы. Однако все их попытки рассмешить прекрасную царевну тщетны.

Читайте так же:
Комнатный цветок венец христа

Действие картины разворачивается под сводами дворца, стены которого покрыты фресками на темы древнерусской литературы: «Прение живота и смерти», «Космография», «Патерики». Васнецов хотел дополнить тему сказки философским звучанием, заставить задуматься о жизни и смерти, о добре и зле.

Васнецов рассказывал Н.А. Прахову, сыну своего друга Адриана Прахова, что в образе жениха-поляка в картине он «припомнил» художника-академика польского происхождения В.А. Котарбинского, который участвовал в росписи Владимирского собора: «Это я нашего Катара припомнил, как он важно, точно «круль польский», усы свои закручивает и сам при этом посмеивается. Так вот и этот у меня: его очередь смешить царевну еще не пришла, а он уже воображает себя победителем, как «пан Заглоба» у Сенкевича. Усы крутит — на своих соперников гордо поглядывает — совсем наш Катар, когда разойдется и о разделе Польши заговорит». Для персонажей сказочных картин художник нередко просил позировать своих детей, внуков. Также позировала ему и А.С. Мамонтова — дочь С.И. Мамонтова, друг Васнецова с детских лет. Именно она стала прообразом для последних работ художника — «Царевна-лягушка», «Спящая царевна».

Над картиной «Спящая царевна» Васнецов работал до самой своей смерти в 1926 году. Это последняя его картина и единственная, созданная на сюжет, которого нет в русском фольклоре. За основу здесь взята французская сказка «Спящая красавица» в изложении Ш. Перро, но Васнецов перенес действие на русскую землю, одев всех персонажей в русские костюмы и написав русский пейзаж.

Все в этой картине погружено в царство сна: и сама царевна, возлежащая на возвышении, и все ее спутники, которые услаждали и опекали ее при жизни: мальчик-скоморох, маленький гусляр со стариком-певцом, девушки-служанки, маленькая девочка, которая уснула у ног царевны прямо на открытой книге, которую она перед тем как уснуть, читала своей госпоже.

Удачной находкой Васнецова здесь представляется то, что он уводит взгляд зрителя с летней веранды, где происходит эта сцена, в пространство волшебного мира с прекрасным теремом и темным лесом, где обитают злые и добрые духи.

Колорит картины чуть сумрачный: преобладают приглушенные красные, серебристые, коричневые тона. Кажется, еще немного — и это заколдованное царство оживет, возродится, и все в картине вновь засияет яркими, солнечными красками.

Картины «Сивка-бурка» (1914—1926) и «Царевна-лягушка» (1918) воспевают радость взаимной любви, они пронизаны радостным, солнечным мироощущением.

Исследователи давно отмечают, что в сказочных картинах Васнецов активно использует тона и краски древнерусской живописи и лубка. Отсюда — повышенная декоративность, фронтальность композиции, когда основное событие выдвинуто на передний план и помещается в центре. Во всех картинах — много орнаментов, прекрасных архитектурных деталей старинной архитектуры, резного узорочья, которые были хорошо знакомы Васнецову еще по Абрамцевскому кружку.

На картине «Царевна-лягушка» Васнецов изобразил тот момент известной сказки, где лягушка, приехав на царский пир, сбросила свою лягушечью кожу, обернулась Василисой Прекрасной и вышла в круг плясать. Раскинув руки, плывет красавица в танце, словно лебедушка. Улыбаются ей гусляры-музыканты. А вдали, сквозь широкую арку, открывается прекрасный вид на сказочную страну, где под синим небом в пруду плавают белые лебеди и водят хороводы на зеленом лугу красны девицы.

Виктор Михайлович осознавал, что последние его картины далеки от того живописного мастерства, которое было у него в лучшие годы. Он сетовал на то, что не послушался совета Адриана Прахова — после изнурительной работы в Киеве поехать в Италию, чтобы отдохнуть и набраться новых художественных впечатлений. «С новыми силами я не так бы написал все эти сказки», — грустно добавлял художник.

В декабре 1923 года художник сообщал в письме сыну Михаилу: «Работаю все над старыми картинами. Думаешь, что совсем кончил, а когда раскроешь картину, то тут, то здесь опять поправки, и так без конца. Придется, видимо, насильственно ставить точку. Хотелось бы новую картину начать; да холста нет и красок хороших нет. А у меня и эскизы готовы, например — «Микула Селянинович» и др. А вот когда дойдут руки — не знаю. »

Сын А. Прахова, Н.А. Прахов навестил семью Васнецовых весной 1924 года: «После долгой разлуки не без волнения я шел к Васнецовым по новой Москве. Легко отыскал улицу и дом, позвонил, был встречен самим хозяином, проведен в столовую, где вся семья сидела за дневным чаем. И показалось мне, как бывает во сне — что время остановилось. Кругом все те же, и сам я еще студент. Все как прежде. Так же спокойно и хозяйственно сидела всегда ласковая Александра Владимировна, разливающая чай. Таким же розовым легким румянцем покрыты щеки Виктора Михайловича и так же безобидно подшучивает он по моему адресу и молодых московских художников: «Они ведь знают, кто я таков, а все-таки терпят. Случается, иногда ко мне приезжают и приглашают к себе на собрание или выставку — на машине везут. Ну, я смотрю на их работы, слушаю и помалкиваю, а когда сами начнут спрашивать мое мнение об их работах — туг я говорю всегда откровенно. Ругаю их за плохой рисунок, плохую живопись, а они терпеливо слушают и еще меня же благодарят.

Читайте так же:
История развития гольфа реферат

Потом домой на машине доставляют и, случается, снова к себе приглашают».

Январь 1925 года. В мастерской Васнецова темно и очень холодно — около 9 градусов. Работать можно не больше двух часов в день. Художнику назначена персональная пенсия — только благодаря этому он может хоть как-то отапливать свою мастерскую.

В эти последние месяцы жизни Васнецов не переставал интересоваться окружающей жизнью: участвовал в юбилеях, перечитывал книги Л.Н. Толстого, радовался научным успехам сына Михаила, который уехал работать в Прагу.

«Конечно, «структура спектральных линий водорода» дело для меня совершенно темное, как и для всех невежасов, но я всегда радуюсь, когда разум человеческий честно пытается проникнуть в тайны мироздания — это его право, а может быть, и долг!» — писал художник сыну Михаилу, который станет ученым.

В последние годы жизни художника его часто навещали брат Аполлинарий и художник М.В. Нестеров. Заходил попрощаться перед очередным плаванием племянник Васнецова Всеволод.

Весна 1926 года. «Как всегда, я зашел к дяде перед отъездом, — вспоминает Вс. Васнецов. — Помнится, это было днем. Дядя работал в мастерской. Если мне не изменяет память, на мольбертах стояли картины — витязь, скачущий навстречу туче стрел, и «Ковер-самолет». Над последней картиной дядя тогда и работал. Его высокая фигура бодро двигалась по мастерской, то к картине, то, пятясь, от нее. Был он оживлен, увлечен своей работой.

Таким и остался он в моей памяти».

23 июля 1926 года после вечернего чая Виктор Михайлович встал из-за стола, чтобы идти к себе наверх, сделал несколько шагов и упал. Вызванный врач констатировал смерть от паралича сердца.

Дом-музей Васнецова

Дом-музей Васнецова

В тихом переулке возле Садового кольца расположен удивительный музей — дом легендарного мастера живописи, создателя «новорусского» стиля в искусстве Виктора Васнецова (1848–1926). Это образцовый русский терем с резными наличниками-кокошниками, высокими островерхими шпилями, крышей-«бочкой», старинными воротами и деревянной калиткой. На его фасаде и печи сохранен подлинный изразцовый фриз, а в экспозициях представлена уникальная коллекция из 24 тысяч экспонатов, включая цикл работ «Поэма семи сказок».

Виктор Васнецов и история дома-музея

В творчестве Васнецова отражено единство сказочных мотивов и остросовременной тематики, которая отвечала подъему патриотических чувств в начале XX века. 281_image6_sВ течение жизни Виктор Васнецов создал целую серию картин, ставших национальными символами: «Три богатыря», «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван Царевич и серый волк», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Ковер-самолет». Большинство из них было приобретено коллекционером Павлом Третьяковым и сейчас находится в Третьяковской галерее.

Последние картины Виктор Васнецов создал при советской власти в годы Гражданской войны. В конце жизни значение творчества художника было настолько велико, что советское правительство «простило» ему монархические убеждения и следование канонам православной веры и назначило персональную пенсию.

Виктор Васнецов построил дом по собственному проекту на свои средства. Для этого ему пришлось просить разрешения у московского губернатора, так как в целях пожарной безопасности деревянное строительство в столице было ограничено. В этом доме Васнецов жил и работал 30 лет. Музей в доме Васнецова был открыт в 1953 году, а в 1986 году он стал филиалом Государственной Третьяковской галереи. Здесь собраны предметы быта и интерьера, характерные для XIX — начала XX веков. Многие из них были созданы по эскизам самого Виктора Васнецова. Посещение музея позволит не только перенестись в русский дом конца XIX столетия, но и увидеть мир глазами гениального русского художника.

Экспозиция

282_image7_s

Всего в музее хранится более 24 тысяч экспонатов: картины, предметы быта, декоративно-прикладное искусство, открытки, фотографии. Хорошо сохранились интерьеры дома: можно увидеть спальню, столовую, личные комнаты членов семьи, мастерскую, гостиную. Мебель для столовой и гостиной выполнена необычайно тщательно по рисункам Виктора Васнецова в абрамцевских и строгановских столярно-резчицких мастерских, а также в вятской мастерской Аполлинария Васнецова, брата хозяина дома.

На втором этаже Васнецов выстроил просторную и естественно освещенную бревенчатую мастерскую. В этом помещении сейчас выставлен цикл его картин «Поэма семи сказок»: «Царевна Несмеяна», «Царевна-Лягушка», «Ковер-самолет», «Баба-Яга», «Спящая царевна», «Сивка-Бурка», «Кащей Бессмертный». Также можно увидеть другие работы художника на сказочные темы «Бой Ивана-царевича с трехглавым морским змеем», «Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем». В этой же мастерской Васнецов создал свои известнейшие работы «Царь Иван Васильевич Грозный» и «Богатыри».

Мастерская

В мемориальной экспозиции музея представлены многочисленные эскизы и авторские копии полотен художника. Можно увидеть знаменитую работу «Иван-царевич и серый волк», эскизы для театральных постановок, декоративные проекты зданий, фамильные иконы, а также портретную галерею семьи художника, главное место в которой занимает портрет его жены Александры. Представлено множество подлинных предметов, которых касалась рука Васнецова: мебель, кисти, палитры и мольберты, предметы быта XIX века. Почетное место в экспозиции отведено произведениям друзей Виктора Васнецова, среди которых особой интерес вызывают работы Михаила Врубеля – гения русского модерна.

12345
всего оценок: 8, средняя оценка: 4,63 (из 5)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector