1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему; Шьем одежду в ателье; план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: "Шьем одежду в ателье"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Никитина Ольга Владимировна

Закреплять знания детей о профессиях закройщицы, приемщицы, швеи. Активизировать в речи глаголы, обозначающие их действия; существительные, обозначающие инструменты; прилагательные, обозначающих качество одежды, ткани.

Совершенствовать грамматический строй речи, (закреплять умение подбирать однокоренные слова шить, пришивать и др.; соотносить числительные с существительными)

Учить детей создавать аппликативные образы одежды: юбки, брюк. Упражнять в вырезывании предметов из бумаги, с использованием трафаретов. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем при нанесении на детали, ножницами при вырезывании.

Скачать:

ВложениеРазмер
zanyatie_odezhda.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 59 «Умка»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему:

«Шьем одежду в ателье»

Закреплять знания детей о профессиях закройщицы, приемщицы, швеи. Активизировать в речи глаголы, обозначающие их действия; существительные, обозначающие инструменты; прилагательные, обозначающих качество одежды, ткани.

Совершенствовать грамматический строй речи, (закреплять умение подбирать однокоренные слова шить, пришивать и др.; соотносить числительные с существительными)

Учить детей создавать аппликативные образы одежды: юбки, брюк. Упражнять в вырезывании предметов из бумаги, с использованием трафаретов. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем при нанесении на детали, ножницами при вырезывании.

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, мышления, памяти, тонкой и общей моторики.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: клей, клеенка, салфетка, цветная бумага, ножницы, силуэты мальчика или девочки (для каждого ребенка), трафареты юбок и брюк, проектор, презентация по теме, куклы в одежде разного вида, трафареты одежды, картинки с изображением одежды, разрезанные на несколько частей, швейная машинка, образцы тканей, ножницы, нитки, иголки, миллиметровая бумага, линейки, сантиметровая лента, ткань, ручка, квитанция, мел, лекала, журналы мод.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседа.

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Стук в дверь. В группу заходит почтальон. Вручает письмо.

Воспитатель открывает конверт, достает письмо.

-Ребята, посмотрите какое интересное письмо мы получили. Давайте прочитаем его.

Дети с воспитателем читают письмо:

«Я рубашку сшила мишке,

Я сошью ему штанишки.

Надо к ним карман пришить

И конфетку положить»

— Ребята, где можно сшить одежду?

— Сегодня мы поговорим об ателье, о том, кто работает в ателье и что нужно для того, чтобы сшить одежду.

II.РАБОТА ПО ТЕМЕ.
Воспитатель с детьми подходят к столу с различными предметами, необходимыми для заказа и пошива одежды (модные журналы, швейная машинка, ножницы, нитки, иголки, миллиметровая бумага, линейки, сантиметровая лента, ткань, ручка, квитанция, мел, лекала ).

Ребята, скажите, кто работает в ателье?

На экране открывает слайд с изображением работников ателье.

— приемщица, закройщица, швея.

-Что делает приемщица?

Открывает слайд на котором изображены этапы шитья.

-Приемщица встречает заказчика, принимает заказ, выписывает квитанцию и вызывает закройщицу;

-Что требуется приемщице для работы?

— Приемщице требуются, ручка, квитанция.

-Что делает закройщица?

— вместе с клиентом выбирает фасон изделия, подбирает ткань, снимает мерки, делает выкройку, кроит изделие, производит примерки, подгоняет изделие по фигуре.

-Что требуется закройщице для работы?

-Закройщице требуется журналы мод, ткань, миллиметровая бумага, сантиметровая лента, ножницы, мел, лекала, булавки;

-Что делает швея?

-Швея шьет, зашивает, прошивает, перешивает, вышивает, ушивает, пришивает, примеряет;

-Что требуется швее для работы?

— Швее требуется швейная машина, раскроенное изделие, иголка, нитки, ножницы;

Мастера пустили в дело (Шагают на месте)

Иглы, ножницы, утюг. («Шьют», «режут», «гладят».)

За шитье взялись умело («Шьют).

Много быстрых, ловких рук (Перекрестные движения рука ми перед собой).

Получайте свой заказ (Предлагают заказ).

Все по мерке, в самый раз. (Движение руками от головы до ног).

-Только, чтобы заказать наряд, нужно многое знать об одежде: какая она бывает, из каких частей состоит, из какой ткани ее можно сшить.

Все подходят к столу на котором сидят куклы в разнообразной одежде.

— Ребята, какая бывает одежда?

-Одежда бывает верхняя, нижняя, детская, мужская, женская, спортивная, осенняя, летняя, весенняя, зимняя, нарядная, рабочая, карнавальная, повседневная.

Воспитатель с детьми подходят к столу, на котором лежат образцы ткани и трафареты одежды.

— Одежду шьют из разной ткани. Давайте вспомним виды ткани.

Воспитатель показывает детям образцы ткани. Дети говорят, что это за ткань.

Воспитатель предлагает детям выбрать по трафарету и подобрать к данному предмету одежды ткань. Дети подбирают ткань и составляют предложения по образцу:

-Это кожаный плащ.

-Это шерстяные брюки.

-Это шелковое платье. И т.д.

Воспитатель просит детей посчитать сколько получилось шелковых платьев, кожаных юбок, шерстяных сарафанов и т.д.

Одно шелковое платье, два шелковых платья, три шелковых платья, четыре шелковых платья, пять шелковых платьев.

Аналогично считают юбки и сарафаны.

-Молодцы, ребята, а теперь давайте вспомним из каких элементов состоит одежда.

Воспитатель с детьми подходят к столу на котором лежат карточки с изображением предметов одежды разрезанные на несколько частей. Дети собирают картинки и называют элементы одежды (воротник, рукав, манжета, карман, пояс и т.д.).

Воспитатель предлагает детям пройти за столы для выполнения аппликации.

— У каждого на столе лежат силуэты мальчика или девочки, трафареты брюк и юбок, листы цветной бумаги.

Я предлагаю вам сделать наряд для бумажных кукол. Мальчики будут делать брюки, а девочки юбки.

Возьмите карандаш и обведите по трафарету брюки или юбку. Затем ножницами нужно вырезать по контуру и наклеить. (Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь воспитателя).

Готовые работы выставляются на доску. Проводится анализ работ.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель:

— Ребята, мне очень понравилось сегодняшнее занятие. А вам? А что больше всего вам запомнилось? О чем мы сегодня разговаривали?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Космонавты»

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром. В работе использовала Слайды о космосе, палочки Кюизенера, кубики ЛЕГО.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».

В марте 2012 года мною было разработано и проведено интегрированное занятие в подготовительной к школе группе на тему: «Сказочная математическая история».Мною был использован разнообразный.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе « Мама – главное слово на свете»

Содержание музыкально-речевого занятия построено с использованием интегративных приёмов.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в волшебный лес» (с использованием техники изонити.)

Интегрированное занятие по ручному труду.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по ознакомлению с народным декоративным искусством и рисование на ткани «Красивый платок»

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с народными промыслами (производство павло-посадских платков). Упражнять в составление узора павло-посадской росписи, выполняя работу в нетрадиционно.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «По дорогам радуги спешим мы в школу»

обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности, по пройденному материалу за учебный год.

Конспект интегрированного занятия В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».

Конспект занятия. В подготовительной к школе группе : «К школе готов ».Цель: Расширять у детей представление о школе. Обеспечить познавательную активность воспитанников.

Урок 4. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках

3. Повторение морфемного и орфографического анализ слов.

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

Окончание – значимая часть слова, которая служит для образования формы слова.

Список литературы

Обязательная литература:

    Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 16 – 19; 191 с.

Дополнительная литература:

        1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 20 – 25; 159 с. Баранов М. Т., Русский язык: справ. материалы // Баранов М. Т., Костяева Т. А., Пруднкова А. В. – М.: Просвещение, 2006. – с. 222 – 229; 285 с.

      Теоретический материал для самостоятельного изучения

      Прочитаем предложение: Голосистый скворушка запел на ветке клёна. Оно рассказывает о событии, которое произошло со скворушкой. В этом предложении выражена законченная мысль. Следовательно, предложение – самостоятельная смысловая единица. Но не наименьшая, так как предложение состоит из слов.

      В предложении про скворушку шесть слов. У каждого слова своё лексическое значение. Например, скворушка – ласковое обращение к скворцу, «перелётной певчей птице отряда воробьиных, с коротким хвостом и довольно большими крыльями»; запел – «начал петь»; клён – «лиственное дерево с широкими резными листьями». Слово – значимая единица, но не самая маленькая.

      Вспомним, что наименьшая значимая часть слова – это морфема. Скворушка: Сквор- – —ушк- – —а. Суффикс -ушк- имеет уменьшительно-ласкательное значение. Его можно встретить в словах: соловушка, головушка, зимушка и других. По части -ушк- понятно, что слово будет звучать ласково.

      Голосистый – означает «обладающий сильным, звучным голосом. На это значение указывает суффикс -ист-. В других словах тоже бывает такая морфема: скалистый берег (то есть со скалами), морщинистое лицо (то есть с морщинами). Суффикс – значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования слов.

      Запел. Перед корнем морфема за-. В данном слове приставка за- имеет значение «начало действия». Можно подобрать другие слова с такой же приставкой: заблестел, заговорил, затанцевал. Приставка – значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

      Запел на ветке. В слове (на) ветке – окончание -е. по этому окончанию можно определить, что это слово первого склонения, женского рода, употреблено в предложном падеже. Окончания – значимые части слова, служат для образования формы слова. С помощью окончания мы связываем слова в предложении.

      Итак, морфемы – наименьшие значимые части слов, поэтому выделять их нужно осознанно.

      Выполним морфемный разбор слова полянка из предложения: «Дети играли на солнечной полянке».

      Определяем часть речи: (на) полянке, (что?) полянка – имя существительное.

      Находим окончание (изменяем форму слова): на полянкеполянка, нет полянки. Окончание (полянк-е).

      Основа слова (часть слова без окончания): полянк-.

      Объясняем значение слова, подбирая однокоренные слова: полянка – это небольшая поляна (поляна – лужайка среди леса). Корень —полян-.

      Суффикс —к- в этом слове означает «небольшая» (как в тетрадка, рыбка).

      Обратите внимание: в слове полянка нельзя выделить корень —пол— (как в слове поле), так как у слова поле другие лексические значения:

      1. безлесная равнина, пространство;
      2. обрабатываемая под посев земля, участок земли.

      Таким образом, в слове (на) полянке: корень —полян-; суффикс —к-; окончание —е; основа слова – полянк-.

      – окончание бывает нулевым: друг (нет друга – окончание ), пришёл (пришли – окончание );

      – у морфем бывают варианты (чередования), например, другдружокдрузья (чередование г//ж//з в корне); собиратьсоберу (чередование гласных е//и в корне); тобойтобою (чередование ой//ою в окончании); отнятьотойти (чередование от//ото в приставках); вкусный – вкусен (чередование ноль звука//е в суффиксе).

      Вы знаете, что орфограммы бывают в разных частях слова, между частями слова и между словами. Есть орфограммы – буквы (правописание гласных и согласных букв в различных частях слова, употребление твёрдого и мягкого знака и др.), есть орфограммы – дефисы (из-за, из-под, пол-яблока и др.), пробелы (в лесу, от него).

      Орфограммы в приставках можно разделить на три группы: традиционное написание приставок, приставки, оканчивающиеся на з-, с-; приставки, которые зависят от значения слова (например, пре-, при-). Каждая группа имеет свои особенности.

      Традиционное (неизменяемое) написание приставок не зависит от произношения и пишется всегда одинаково: опоздать, догадайся, вход, проезд, сбежать, перенести, отблеск.

      В приставках, оканчивающихся на з-, с- перед звонкими согласными пишется буква з, перед глухими – с.

      Разбить – приставка раз-, так как стоит перед буквой б, обозначающей звонкий согласный. Исчезать – приставка ис-, так как находится перед буквой п, обозначающей глухой согласный.

      Обратите внимание, что приставка с- неизменяемая: сделать, сгиб, сдать. Буква з пишется в корнях слов: здесь, здравствуйте, здоровье, здание, зги (не видно ни зги, то есть совсем ничего).

      Приставки пре- и при- зависят от значения. Приставка при- имеет значение приближения (приплыть); близости к чему-либо (приморский), присоединение (привинтить), неполнота действия (приоткрыть).

      Приставка пре- пишется, если близка по значению к слову очень или приставке пере-: прехитрый (очень хитрый); прервать (перервать).

      Приставки и суффиксы – морфемы, благодаря которым образуются однокоренные слова с различным лексическим значением, например:

      отойти (приставка ото в этом слове означает «удалиться»: отойти от машины) и зайти (приставка за— в значении «попутное действие»: зайти за ключами).

      Примеры заданий из Тренировочного модуля

      1. Зачёркивание элементов

      Зачеркните слова, в которых согласная буква не соответствует звуку.

      Отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.

      Разбор задания: вспомним, что перед глухим согласным происходит оглушение, а перед звонким согласным – озвончение. О[д]дать (озвончение: [д] – звонкий), по[т]пись (оглушение: [п] – глухой), о[т]пустить, [в]нести, [ф]толкнуть (оглушение: [т] – глухой) , [над]резать, [з]губить (озвончение: [г] – звонкий), [под]рос.

      Ответ: отдать, подпись, отпустить, внести, втолкнуть, надрезать, сгубить, подрос.

      1. Выбор элемента из выпадающего списка

      Выберите из предложенного списка правильный морфемный разбор слова завезут:

      Как разобрать слово по составу

      Как разобрать слово по составу

      Существует чёткое правило, которое надо выполнять, чтобы сделать разбор слова по составу без ошибок. Для этого надо строго следовать порядку разбора, не пропуская ни одного шага, и помнить об указанных ниже особых и трудных случаях.

      Алгоритм разбора слова по составу

      Алгоритм разбора слова по составу — пошаговая последовательность. Она помогает правильно выполнить работу. Используемый приём сравнения развивает логическое мышление.

      Обязательная поэтапность разбора любого слова по составу:

      1. Выделение окончания
      2. Определение основы
      3. Подбор однокоренных слов, выделение корня.
      4. В последнюю очередь выделение приставок и суффиксов

      разбор слова по составу

      Особенности определения окончания на примере разных частей речи

      Разбор по составу существительного

      Например, слово «пеналом». Образуя форму слова, изменяем падеж: «пеналу». Изменилась часть –ом. Значит, это окончание.

      Образовывать форму слова необходимо, чтобы не ошибиться в трудных случаях: сравним слова «коров» и «столов». В первом слове окончание нулевое, а –ов — часть корня («корова»), во втором — -ов окончание.

      Важно помнить о наречии «домой», где — ой — суффикс: у существительных 2 склонения («дом — 2 склонение») нет окончания –ой. Наречия не изменяются, значит, у него вообще нет окончания. Всё слово — основа.

      Имя прилагательное

      Слово «волшебными» поставим в форму женского рода единственного числа: «волшебная». Сравниваем формы слова, изменяется часть –ыми. Это окончание.

      Примеры

      Бесполезный — то, в чём нет никакой пользы

      Общая часть — корень — польз- . Приставка бес- стоит перед корнем, после него — суффикс –н.

      Парашютист — человек, спускающийся с парашютом

      Состав слова: корень, суффикс -ист и нулевое окончание.

      Глагол «повторяете» настоящего времени. Попробуем изменить лицо: «повторяют». Вывод: окончание –ете.

      «Заставили» — «заставила»: в первом глаголе окончание –и.

      Примеры разбора слов по составу

      разбор слова по составу

      Разбор слова Настенный

      1. Изменяем форму слова: настенная. Окончание –ый.
      2. Основа настенн-.
      3. Подбираем однокоренные слова: стена, пристенок. Находим корень: -стен-
      4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку на-, суффикс –н-.
      5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: на-поль-н-ый, на-столь-н-ый.

      Разбор слова Сползает

      1. Изменяем форму слова: сползают. Окончание –ет.
      2. Основа сполза-.
      3. Подбираем однокоренные слова: ползёт, заползал, ползание. Находим корень: -полз-
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку с-, суффикс –а-.
      5. Доказываем наличие этих морфем в других словах: с-бивают, с-пис-а-ть, прочит-а-ть.

      Разбор слова Запевает

      1. Изменяем форму слова: запеваю. Окончание –ет.
      2. Основа запева-.
      3. Подбираем однокоренные слова: петь, пение, запевала. Находим корень: -пе-
      4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставку за-, суффикс –ва-.

      Разбор слова Повторяла

      1. Изменяем форму слова: повторяли. Окончание –а.
      2. Основа повторя-.
      3. Подбираем однокоренные слова: вторить, второй. Находим корень: -втор-
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку по-, суффикс –я-.

      Разбор слова Преподаватель

      1. Изменяем форму слова: преподавателю. Окончание нулевое.
      2. Основа преподаватель.
      3. Подбираем однокоренные слова: преподавать, подавать, давать (знания), дать. Находим корень: -да-.
      4. Сопоставляем все родственные слова: видим приставки пре-, по-, суффикс –ва-.

      Разбор слова Вверху

      1. Это наречие. Неизменяемое слово. У неизменяемых слов вообще нет окончания.
      2. Основа всё слово вверху.
      3. Подбираем однокоренные слова: наверху, верховный, верх. Находим корень: -верх-.
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим приставку в-, суффикс –у.

      Разбор слова Разноцветный

      1. Изменяем форму слова: разноцветное. Окончание -ый.
      2. Основа разноцветн-.
      3. Подбираем однокоренные слова: разный, разница, различие, цветной, цвет. Находим два корня: разн-, -цвет-. Это сложное прилагательное.
      4. Сопоставляем все однокоренные слова: видим соединительную гласную –о-, суффикс –н-.

      Изучение состава слова играет значительную роль при формировании орфографической зоркости.
      Дети начинают понимать и запоминают: все части слова неизменны в написании и не зависят от произношения.

      Трудные случаи при разборе слова по составу

      разбор слова по составу

      Проводя анализ слов, школьники не всегда обращают внимание на лексическое значение разбираемого слова. Это часто приводит к ошибкам, особенно при выделении суффиксов.

      • слова оканчиваются на -чик-, –щик-, -ист, -ушк.

      В словах с такими суффиксами подбор однокоренных слов обязателен. (Мяч-ик — мяч, ключ-ик— ключ, рез-чик — резать, ящик, хрящ-ик — хрящ, камен-щик — камень; аист, лист; ушко, нес-ушк-а).

      Анализируя состав слова «каменщик», находим существительное, от которого оно образовано: камень; «плащик» — это небольшой плащ. Соответственно видим в словах суффиксы –щик, -ик.

      Необходимо обучить детей разграничению понятий «оканчивается на…» и «окончание». Слово «автобус» оканчивается на –бус (-ус, -с), но окончание нулевое.

      Непонимание разницы в значениях приводит к частым ошибкам при морфемном анализе глаголов в неопределённой форме.

      • элемент –ть (читать, считать)

      в учебных пособиях разных авторов рассматриваются или как суффикс, или как окончание. В любом случае предшествующий гласный в эту часть слова не входит.

      Рассмотрим –ть как окончание неопределённой формы. Слово «ускорять» оканчивается на –ять (это важно при определении спряжения глагола), здесь –я- — суффикс и окончание –ть. «Побороть» оканчивается на –оть: -о- — суффикс, окончание –ть.

      Умение разбирать последовательно слово по составу приобретается при постоянной работе по алгоритму. Нарушение последовательности или игнорирование приводит к ошибкам. Внимание к слову — основа успеха.

      Урок по теме «Чередование звуков» в 5 классе

      Урок по теме «Чередование звуков» в 5 классе является изучением нового материала. Цель данного урока: познакомить учащихся с чередованием согласных звуков, закрепить умение находить слова с чередованием.Сочетание различных видов работ (орфографическая работа, комментированное письмо, комментированное чтение, самостоятельная работа, выполнение продуктивных заданий, беседа, диалог, работа по парам, фронтальная работа, работа с учебником, работа по карточкам, исследовательская работа самоконтроль, самооценка)позволяет сохранить работоспособность детей в течение всего урока, поддерживать интерес к предмету.

      Работа по парам позволяет обсуждать результаты своей работы, а также способствует активизации познавательной деятельности обучающихся и формированию у них умений самостоятельной работы.

      Тема урока: Чередование звуков

      Продолжительность урока: 40 минут

      Тип урока: изучение нового материала

      Цель: познакомить учащихся с чередованием согласных звуков,

      1.Знать и понимать определение основного понятия «чередование звуков», историю чередования звуков.

      2. Узнать основные чередования гласных и согласных звуков в корнях слов.

      3. Уметь правильно выделять морфемы слова.

      4. Уметь находить слова с чередующимися звуками в предложениях, текстах.

      5. Развивать мотивацию к познавательной деятельности.

      6. Развивать навыки работы в парах, в группе, самостоятельно.

      7. Воспитывать любовь к родному языку.

      Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (2013 г); карточки с упражнениями; толковые словари, доска, тетради.

      1. Организационный момент. Этап эмоциональной подготовки к уроку.

      — Добрый день, дорогие друзья! День сегодня действительно добрый, потому что нам предстоит очень интересная и увлекательная работа.

      — Сейчас у нас урок русского языка. Читаем вместе установку на урок.

      Прозвенел и смолк звонок.

      Тихо девочки за парту сели.

      Тихо мальчики за парту сели

      На меня все посмотрели.

      Учитесь с улыбкой,

      И радостных глаз.

      Учитесь без скуки —

      (Дети приветствуют учителя, выполняют те движения, что просит учитель).

      — Прежде чем приступить к изучению нового материала, мне необходимо проверить вашу теоретическую и практическую подготовку по русскому языку.

      Задание: вспомните слова, состав которых соответствует схемам:

      Наиболее интересные примеры учащиеся записывают.

      (Учащиеся выполняют задание (практическую часть пройденного материала по теме «Способы образования слов») письменно, наблюдают, делают выводы).

      Какие из данных слов соответствуют третьей схеме: безошибочный, безуспешный, бездонный, безвыходный, безграничный, беззаботный, безутешный, безоблачный.

      ( Две приставки имеют слова безвыходный, безутешный). [10, 182].

      Проверить по эталону! Оценить себя!

      (Учащиеся сверяют свои выводы с эталоном и выявляют затруднения в индивидуальной деятельности, оценивают себя).

      -А сейчас, ребята, вспомним теоретический материал!

      — Какие части слова вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание).

      — Как называются части слова? (Морфемы).

      — Какая морфема идет за приставкой? (Корень).

      -Какая морфема используется для образования форм слова? (Окончание).

      — Какая морфема сохраняет главный смысл слова? (Корень).

      (Учащиеся отвечают на вопросы по теории русского языка).

      3.Постановка учебной задачи.

      — Давайте обсудим, почему возникли затруднения? Где именно? Чего мы ещё не знаем (не усвоили)?

      (Учащиеся высказываются, почему возникли затруднения, чего ещё не знают).

      — Ваша задача – определить тему урока через наблюдение.

      Задание: запишите однокоренные слова к слову ОРЕХ, ПЕКАРЬ, выделите морфемы в словах (работа в парах по карточкам).

      Орех- орешник, ореховый, подорешник; пекарь – печёт, печь (выделить корни).

      Вопросы и задания:

      1. Выделите корень, что заметили?

      (Произошла замена одних звуков другими в одной и той же части слова).

      -Правильно, в результате чередования звуков образуются варианты одной и той же значимой части слова.

      2. Какой мы можем сделать вывод?

      ( Значит, в словах пекарь- печь один и тот же корень, в котором есть чередование согласных).

      3. В какой части слова происходит чередование звуков?

      4. Выполните задание на карточках (вывод о чередовании звуков).

      (Учащиеся выполняют упражнения с карточек (работа в парах), наблюдают, отвечают на вопросы).

      Карточка 2. Подставьте пропущенные слова, чтобы получился текст.

      ПРИ ОБРАЗОВАНИИ И ИЗМЕНЕНИИ СЛОВ МОЖЕТ ПРОИСХОДИТЬ ЗАМЕНА ОДНИХ … ДРУГИМИ В ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ … СЛОВА. ЭТУ ЗАМЕНУ НАЗЫВАЮТ … ЗВУКОВ. ЧЕРЕДУЮТСЯ … С ГЛАСНЫМИ, … С СОГЛАСНЫМИ. [9, 23] .

      (Учащиеся делают вывод о чередовании звуков с помощью опорных слов).

      — Проверьте себя! Для этого откройте учебники на странице 23, прочитайте теорию § 78 .

      (Учащиеся работают с учебником (читают теорию параграфа 78 о чередовании звуков, сравнивают свою запись), оценивают себя).

      5. Как вы думаете, как называется тема нашего сегодняшнего урока?

      (Учащиеся формулируют тему урока вместе с учителем «Чередование звуков»).

      6. Какую цель ставим перед собой?

      (Учащиеся ставят перед собой цель (умение находить слова с чередованием гласных и согласных звуков в тексте.), формулируют задачи, которые нужны для достижения поставленной ими цели (составляют алгоритм чередования звуков).

      7. Какие нужно решить задачи, чтобы достичь этой цели?

      (1.Знать и понимать определение основного понятия «чередование гласных и согласных звуков».

      2. Узнать, какие чередования (позиционные) не отражаются на письме, а какие отражаются.

      3. Знать, в каких морфемах может встречаться чередование звуков.

      4. Уметь правильно выделять морфемы слова.

      5. Уметь находить слова с чередующимися звуками в предложениях, текстах.)

      — Записываем тему урока в тетради.

      (Учащиеся записывают тему урока в тетради).

      4.«Открытие» нового знания (построение проекта выхода из затруднений).

      — Ребята, вы, наверняка, все задумались над таким вопросом: когда и как появилось «чередование звуков» в русском языке?

      Чередование звуков – это закономерное различие звуков в вариантах одной и той же морфемы. Например: робок – робкие имеется чередование в корне звуков [б] и [п]. Позиционными чередованиями являются и чередование [р`] / [р]: токарь – токарный, дверь – дверной- в связи с законом ассимиляции мягких согласных по твердости), и чередование [ш] и [с]: сшить — скрутить (в связи с законом ассимиляции зубных перед передненёбными). Многие чередования остались от прежнего состояния русского языка – от древнерусского, общеславянского языков –как результат давно исчезнувших фонетических законов. Так, например, когда -то в русском языке действовал закон перехода звуковых сочетаний [кт] и [чт] в [ч], что дало слова НОЧЬ из НОКТЬ, МОЧЬ из МОГТЬ, ПЕЧЬ из ПЕКТИ. Сейчас такие сочетания не заменяются на [ч] (ср.: практика, локти, ногти), значит, закон перестал действовать. Как следствие от него остались чередования [к] — [ч] и [г] — [ч], (ср.: вытек – вытечь, сберегла- сберечь).

      Работа с учебником:

      1. Словарная работа: найдите значение слов в толковых словарях: ходоки, насыпь, разграфить (по парам).

      2. Задание: выпишите из таблицы в две группы слова с чередованием: 1) при образовании слов; 2) при изменении слов. Обозначьте корни, в которых есть чередования. Буквы, обозначающие чередующиеся звуки, подчеркните. [9, 23] .

      Оцените свою работу и работу одноклассников!

      (Учащиеся выполняют упражнение 421 (комментированное письмо, «по цепочке», фронтальная работа). Работают со словарями по парам, находят лексические значения слов. Слушают своих одноклассников, оценивают свою работу и работу одноклассников).

      — А сейчас немножечко отдохнём!

      Мы – весёлые мартышки,

      Мы играем громко слишком

      Все ногами топаем,

      Все руками хлопаем,

      Скачем на носочках.

      Дружно прыгнем к потолку,

      Пальчик поднесём к виску

      И друг другу даже язычки покажем!

      Шире рот откроем,

      Гримасы все состроим.

      Как скажу я слово три,

      Все с гримасами замри.

      (Учащиеся выполняют упражнение «Мартышки»).

      6.Самостоятельная работа (с проверкой по эталону).

      Задание: запишите предложение, поставив знак препинания (если он нужен), составьте схему; найдите слова с чередованием звуков, подберите к ним однокоренные слова и формы слов.

      ДНЁМ ПТИЦ БЫЛО МНОГО И ОНИ РЕДКО ПЕЛИ.

      Проверить по эталону!

      Слова с чередованием звуков: птиц, много, редко.

      Однокоренные слова к словам с чередованием звуков: птиц – птичий (ц//ч), много – множество (г//ж), редко – реже (д//ж).

      (Учащиеся выполняют письменное задание самостоятельно, проверяют выполненное задание по эталону, оценивают себя).

      8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

      — Посмотрите на набор упражнений в учебнике. Какого типа упражнения мы ещё сегодня на уроке не выполняли? Давайте рассмотрим эти упражнения.

      Работа с учебником:

      1. Упр. 422 (комментированное письмо, 1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетради).

      Задание: подберите и запишите слова с чередующимися согласными и гласными в корне. Составьте с глаголами 4 словосочетания. [9, 24].

      2. Упр. 423 (устно).

      Задание: участвуют две команды. Представитель первой команды называет слово, в котором возможны чередования. Представитель второй команды называет нужное слово и чередующиеся звуки, затем загадывает слово с чередованием для первой команды и т. д.

      (Учащиеся выполняют упражнения из учебника, которые содержат новый алгоритм выполнения (на выбор: упр. 422 или 423), выполняют его). [9, 24].

      1. Выделить все морфемы в слове ИЗУЧИЛИ.

      2. Указать чередование в словах:

      2) СВЕЧА – ОСВЕЩАТЬ,

      3) ХОЖУ – ХОЖДЕНИЕ,

      4) ИЗЛОЖЕНИЕ – ИЗЛАГАТЬ,

      5) У ОПУШЕК – ОПУШКА. [5, 35].

      (Учащиеся выполняют предлагаемые учителем дополнительные задания).

      9. Рефлексия (подведение итогов, выставление оценок).

      1. Какая тема была на сегодняшнем уроке?

      2. Какую цель перед собой ставили?

      3. Достигли ли цель? Каким способом?

      4. Какие получили результаты?

      5. Над чем ещё нужно поработать? Что трудно было на уроке?

      6. Где можно применить новое знание?

      7. Что на уроке у вас хорошо получилось? За что бы вы себе поставили «5»?

      (Учащиеся оценивают себя (комментируют свои оценки, отвечая на вопросы); делают вывод по уроку).

      10. Домашнее задание.

      1. Повторить материал § 78.

      (Учащиеся записывают домашнее задание в дневники, выясняют наиболее интересующие моменты по домашнему упражнению (задают вопросы ).

      голоса
      Рейтинг статьи
      Читайте так же:
      Дубленка для собак своими руками
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector