1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Золотное шитьё

Золотное шитьё

Золотное шитьё — техника ручной вышивки металлическими позолоченными (золотными) и серебряными нитями. Ценность работы определяется тем, как на ней играет свет.

Содержание

История [ править | править код ]

Самые первые сведения о золотом шитье относятся ко II веку до н. э. — согласно преданию [ какому? ] , оно возникло в Пергамском царстве (северо-запад Малой Азии) и оттуда пришло к римлянам [1] .

Некоторые писатели приписывают фригийцам изобретение вышивания золотом. Достоверно только, что римляне познакомились с ним через Аттала, царя пергамского, умершего в 133 году до н. э.; поэтому первые вышивки золотом получили название атталинских; но так как по искусству исполнения самые лучшие вышивки вообще были фригийские, то римляне называли все вышивки «phrygionae», а вышивальщиков — «phrygio». Первый появившийся в Риме в вышитой золотом одежде, был, по словам Дениса Галикарнасского, Тарквиний Древний.

В России [ править | править код ]

Искусство русских золотошвеек занимает видное место в традиционном народном творчестве. Оно известно со времён Древней Руси по памятникам материальной культуры и письменным летописным источникам XII века [2] , а также по отзывам иностранных путешественников, начиная с XI века [1] .

Мастерская лицевого и золотного шитья — традиция русских монастырей. Женщины знатного сословия, уходившие в монастырь, имели преимущественно послушание золотошвеек. Ручная вышивка золотыми и серебряными нитями использовалась для создания хоругвей, Катапетасм (церковных завес), церковных облачений (поручей, епитрахилей, митр, саккосов, орарей, скрижалей на архиерейскую мантию), фартуков на аналои, богослужебных наборов, покровцов, плащаниц для покрова мощей, дароносиц, закладок для Евангелия и Апостола, просфорниц (мешочков для просфор), шитых пасхальных яиц.

На Русь искусство церковного шитья пришло вместе с христианством. Церковной вышивкой на Руси занимались в женских иноческих обителях, в царских и великокняжеских домах. На Руси со временем выделилось несколько основных школ лицевого и золотного шитья, существовали крупные золотошвейные мастерские («светлицы»): столичные «царицыны» мастерские, мастерская Строгановых и Старицких, других «именитых людей» — купцов или промышленников [3] .

Иоанн Грозный забирал вышивальщиц во дворец от опальных бояр. Обучение мастерицы длилось около семи лет. Царицыны светлицы в Кремле после польской интервенции смогли восстановить свою численность с 15 до 80 мастериц только за 60 лет [ источник не указан 918 дней ] .

Мастерство рукоделия русских золотошвей достигло такого совершенства, что литургические предметы шитья вывозились из России в другие страны [ источник не указан 918 дней ] .

Умение шить золотом в прежние времена ценилось дорого — во многом этот вид рукоделия граничит с искусством, кроме того, требует большого внимания, усидчивости, точности. На сегодня золотное шитьё — один из самых трудоёмких видов рукоделия. Чтобы достичь вершин мастерства, ему учатся от нескольких недель до нескольких лет на курсах, в специальных школах и в ВУЗах [ источник не указан 918 дней ] .

Техники [ править | править код ]

Техники золотного шитья разнообразны: чаще всего — это шов «вприкреп» (мягкий и счётный), наиболее характерный — литой шов и литой шов с расколом (или «в раскол»), двойной сложный шов, «бабий» шов, шов «гусем», волнистый шов, шов корзиночка, шов по шнуру (верёвочке) (гладевой валик, гладевой шнур), шов «рядки», швы «городок», «денежка», «ягодка», «разводная клетка», «черенок с ягодкой», «клопец», «пёрышки» [4] .

Читайте так же:
Не забудьте одеть варежки ошибка

При создании изделий золотошвейками используются, преимущественно, натуральные ткани, шёлковые, металлизированные золотые и серебряные нити, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, канитель, бить и т. д.

Церковная вышивка не только ремесло, но и особый род церковного искусства, требующий от специалиста хорошей искусствоведческой и богословской подготовки. Вышивальщица должна владеть не только технологическими ремесленными навыками золотного и лицевого шитья, но также понимать место вещи в храме, богослужении, исходя из его внутреннего, сакрального смысла. Недаром за образец для исправления богослужебных книг во время реформы патриарха Никона взят текст Символа веры, вышитый на саккосе [5] .

Обучение древнерусскому золотному и лицевому шитью

Обучение древнерусскому золотному и лицевому шитью ⇐ Пошив церковного облачения

  • Версия для печати
  • 1
  • Цитата

Сообщение Наталка » 02 окт 2009, 00:57

  • Цитата

Сообщение Верба » 02 окт 2009, 03:24

  • Цитата
  • Цитата

Сообщение Наталка » 02 окт 2009, 23:17

  • Цитата

Сообщение Марья » 01 ноя 2009, 18:42

Предлагаю Вам частные курсы ДРЕВНЕРУССКОГО ЗОЛОТНОГО ШИТЬЯ
орнаментальное (жемчуг,по картону,прикрепы,канитель и др.)
лицевое,техника «в раскол» (иконы,вся церковная утварь)

В месяц 1000 руб. (1 занятие в неделю, 3 часа) вторник с 11.00 — 14.00
ул.Заставская,30 (м.Московские ворота)
тел.89602705432 Дина Владимировна

Буду рада видеть Вас у себя!

  • Цитата

Сообщение Лилочка » 01 ноя 2009, 22:44

  • Цитата

Сообщение Наталка » 02 ноя 2009, 00:35

Я узнавала в Урбусе. Программу 4-летнего обучения разделили на короткие интенсивные курсы.
Несколько ступеней. В первую ступень входят все базовые навыки —
запяливание, работа с шилом, подготовка материалов, техника шитья
шнурами и жемчугом. стоимость 2900р. длительность 3 нед.
Занятия три раза в неделю по понедельникам, средам и пятницам с 10 до 14 часов. Начало занятий по мере комплектования группы (желающих заносим в список). итого 9 занятий.
Про 2-ю и последующую ступени неизвестно. сколько народу на 1-й отучится, НО я бы хотела у них поучиться.

Добавлено спустя 2 минуты 51 секунду:
Это Лилочка подсказала.
http://www.eoro.ru/index.php?mact=News, . eturnid=15
___________________________________
2.Курс практических занятий по темам:

«ОСНОВЫ ИСКУССТВА ДРЕВНЕРУССКОЙ ВЫШИВКИ»

«ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ВЫШИВКИ»

Объявляется набор на обучение преподавателей Воскресных школ.

Занятия проводятся по пятницам с 13.30 до 16.30
Запись по телефону: 710-35-73 (с 14.00)

Цель: Подготовка специалистов по церковной вышивке для преподавания предметов «Церковная вышивка» в воскресных школах.

Задачи:
— Изучить и практически освоить изобразительный и декоративно-прикладные основы древнерусской церковной вышивки (основы декоративного рисунка
и цветовой композиции).
— Изучить и практически освоить основы техники и технологии древнерусской церковной вышивки (лицевое и орнаментальное шитье).

Читайте так же:
Талита зампиролли до операции

Проводит:
Кузьмина Ирина Борисовна, секретарь секции «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство» при Межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», преподаватель СПб. ГАИЖСиА им. Репина, СПб. Гос. Академии Театрального искусства, руководитель мастерской церковного искусства «Деисис», член Союза художников России.
Егельская Наталья Михайловна, Сотрудница женского клуба по возрождению народных ремесел «Оживки» ДК г.Всеволожска.

Адрес: м. «Пл. Александра Невского», Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Митрополичий корпус, Епархиальное Управление,
Отдел религиозного образования, ком.47, (первый этаж)

Добавлено спустя 40 минут 9 секунд:
Re: Обучение древнерусскому золотному и лицевому шитью
В Урбусе возможно будут вечерние занятия, начнутся в декабре, наверно. Кто хочет, заранее звоните и записывайтесь.
Санкт-Петербург, Васильевский остров, 15-я линия, д. 2
Телефон (моб.): 8-911-7504394.

ВЫШИВКА ЗОЛОТОМ ОТ НОННЫ ИВАНОВОЙ

ЗОЛОТОШВЕЙНАЯ МАСТЕРСКАЯ НОННЫ ИВАНОВОЙ И ИСКУССТВО ЗОЛОТОШВЕЙКИ

Вышивка золотом от Нонны Ивановой - золотошвейная мастерская

Семейная золотошвейная мастерская, расположенная недалеко от Москвы в Сергиевом Посаде почти у стен Троице-Сергиевой Лавры, в составе Нонны и Алексея Ивановых сегодня успешно занимается вышивкой золотом для интерьера, а почти тридцать лет назад все начиналось с церковной вышивки, а именно с митр. Мастеров по митрам тогда было очень мало, и сначала дизайн митр был незатейливым, не содержал сложных вышитых узоров, а в качестве украшений использовались бусины и стразы. Митры тогда выполнялись в основном по заказу ризницы Троице-Сергиевой Лавры, и художественно-производственного предприятия «Софрино».

Постепенно наши мастера увлеклись ручной вышивкой золотомзолотным шитьем, позволяющим придавать церковным изделиям более богатый и представительный вид. В то далекое время на вышивку золотом не было большого спроса, потому что этим видом искусства практически никто не занимался кроме немногочисленных народных промыслов и редких монастырских золотошвейных мастерских с их традиционными узорами и приемами шитья.

Вышивка золотом стала украшать митры, скрижали, кресты на облачения, оплечья фелони, саккосы и другие богослужебные изделия, входящие в ассортимент золотошвейной мастерской, включая вышитые иконы, плащаницы, подарочные скатерти. Был разработан свой оригинальный рисунок кроя митры, который впоследствии получил широкое распространение и теперь копируется в ручном и автоматном варианте на разные лады по всей России.

Одно время в золотошвейной мастерской вышивались и иконы шелком, но основное направление – шитье по картону («по карте») – взяло верх и лики («личное») стали выполняться в технике живописи, чему очень способствовало занятие реставрацией шитья, в основном плащаниц, которые в процессе поновления открывали секреты лицевого и золотного шитья и живописи старых мастеров, утраченные в наше время.

Как и прежде золотошвейная мастерская сотрудничает с художественно-производственным предприятием «Софрино», по заказам которого неоднократно изготавливались подарочные митры и куколи, как святейшему патриарху Алексию II, так и святейшему патриарху Кириллу. Это не повседневные, а известные праздничные куколи патриархов.

Но всё же, именно плащаницы, со временем, стали занимать особое место в ассортименте золотошвейной мастерской. Разыскивались старинные образцы различных вариантов расположения фигур на плащанице, продумывалось оформление каймы, возможности комбинирования ручной вышивки с автоматной для удешевления продукции.

Читайте так же:
Романс ах воротник малиновый

Нонна Иванова на телевидении

Диплом Международного конкурса по декоративно-прикладным видам искусства RUSSIAN ART WEEK

Нонна Иванова на телевидении

Диплом II Международной выставки-конкурса портретного искусства

Плащаницы золотошвейной мастерской приобрели свой оригинальный вид, как и другие произведения их нельзя теперь спутать с аналогичными изделиями других мастеров золотного шитья.

Невозможно сосчитать количество выполненных в золотошвейной мастерской митр и плащаниц. Постоянно разрабатываются новые рисунки узоров и орнаментов, как по желанию заказчика, так и исходя из необходимости расширения ассортимента.

В начале 21 века золотошвейная мастерская помимо своей традиционной деятельности, связанной с изготовлением произведений церковного искусства, стала заниматься новым направлением — декором интерьера и одежды с использованием золотного шитья, которое в былые времена украшало костюм и интерьер не только знатных людей, но часто встречалось и в элементах народной одежды, что, безусловно, всегда свидетельствовало о состоятельности тех, кто носил такую одежду.

Технике золотошвейного шитья уже более 20 веков. В России золотошвейным промыслом занимались в основном в женских монастырях и великокняжеских светлицах, где и культивировалось золотошвейное искусство. Духовенство, а также знать не только России, но и всей средневековой Европы просто утопали в золотой вышивке, которая украшала костюмы светских красавиц, представителей дворянства, вельмож и сановников вплоть до начала 20 века. Широк и разнообразен ассортимент выпускаемых сегодня золотошвейных изделий. Золотошвейная вышивка используется для отделки одежды мужчин и женщин, скатертей и балдахинов, портьер, ширм и покрывал, декоративных подушек, постельного белья и стеновых панелей и включает золотую и серебряную вышивку, вышивку жемчугом, бисером, стразами, драгоценными и полудрагоценными камнями.

Нет никакой мистикик в том, что пребывание в таком интерьере позитивно влияет на наше настроение, при этом исчезают уныние и подавленность, окружающая нас гармония и красота дарят прилив сил и уверенность в завтрашнем дне, рождается ощущение, что «ВСЁ ХОРОШО! ВСЁ ЕСТЬ И БУДЕТ ХОРОШО!». Часто случается так, что люди, взявшие в руки ларец, отделанный вышивкой, не хотят выпускать его из рук, а проведшие пальцами по шитью скатерти, так и продолжают в задумчивости поглаживать драгоценный теплый рельеф.

В прежние времена золотошвейным ремеслом занимались преимущественно женщины-вышивальщицы, которых называли золотошвейками. Золотошвейка выполняла золотое шитье или вышивку с применением металлических сначала золотых и серебряных, а позже позолоченных и посеребрённых нитей. Впервые о ремесле золотошвеек упоминается в IX веке. Первоначально золотошвейки украшали золотым шитьем церковные облачения и храмовые тканые принадлежности, а позже одежды царских особ, бояр, князей. Сегодня золотошвейку можно застать за работами, связанными с декором интерьера и предметов современной одежды. Однако как и прежде золотошвейкам приходят заказы на изготовление куколей патриарха, митр ручной работы, скрижалей, вышитых вручную икон и окладов, изготовление и поновление плащаниц. О золотошвейках можно рассказывать много, но то как старинная техника золотошвейного мастерства продолжает жить и в наше время при создании витиеватых узоров и орнаментов, соединяя древнее искусство с современными технологиями, вызывает неподдельное удивление и восхищение.

Читайте так же:
Двое джинс или две пары джинс или джинсов

Работы золотшвейной мастерской были высоко оценены широким кругом зрителей и заказчиков. Их дарят патриархам и высокопоставленным лицам. Они вызывают теплый душевный отклик заказчиков.

Нонна и Алексей Ивановы стали победителями Международного конкурса по декоративно-прикладным видам искусства в категории «Профи», номинации «Декоративные росписи и инкрустации», проводимого в рамках 6-ой Российской недели искусств (RUSSIAN ART WEEK) сезона 2009-осень (Москва: 27 сентября — 3 октября 2009 г., Санкт-Петербург: 5-11 октября 2009 г.).

В золотошвейной мастерской Нонны Ивановой работают мастера золотного шитья

Курсы золотошвейной мастерской убрус

Статья об участии работ батайской золотошвейной мастерской «Золото Покрова» в выставке –конференции церковное шитье 9-12 октября 2019г.в г. Санкт-Петербург.

В октябре 2019г. в г. Санкт-Петербурге состоялась выставка-конференция. Организатором выступила золотошвейная мастерская «Убрус» в г. Санк –Петербурге она праздновала 20летие своей деятельности. В выставке приняли участие работы учеников мастерской «Убрус», золотошвейных мастерских со всей России, а также из Донецкой области. В выставке также принимали участие мастерская при московском Православном Гумманитарном Институте «Со-действие», мастерская при кафедре Православного Свято-Тихоновского Гумманитарного Института. Достойно показали себя работы нашей батайской золотошвейной мастерской «Золото Покрова».

Конференция шла два дня . Днем лекции шли в Михайловском замке, вечером –мастер-классы на Невском проспекте. На лекциях конференции были заслушаны доклады искусствоведов и музейных сотрудников об истории церковной вышивки на Руси. Были показаны фото музейных экспонатов церковного облачения и предметов церковного обихода (плащаницы, хоругви, палицы и надгробные пелены). Был рассказан путь трансформации от фрески или иконы нарисованной до вышитого изображения на палице, священническом облачении. И конечно, много внимания было уделено вышитым образам – иконам, исследованиям плащаниц. На третий день –рассказы руководителей мастерских по всей России о жизни мастерской, об их миссии, о трудностях и успехах… и мастер-классы. Есть мастерские, которые только обшивают и украшают свой храм, есть такие, которые совмещают свою деятельность с социальным служением – посещением домов престарелых или ведением детских кружков творчества. Золотошвейная мастерская «Св.прав. Тавифы» в г. Ростове-на-Дону, в помимо обшивания своего храма, ставит своей целью также воссоздание древнерусского шитья, а именно: копирование орнамента на пеленах 13-15в, копирования литургического комплекта 18в.. и просветительскую миссию: краткую катехизацию (изучение богослужебных цветов, значению церковной символики и т.д.) учениц при обучении на своих курсах. Руководитель золотошвейная мастерской при Свято-Николаевском женском монастыре Донецкой области с юмором поделилась своими трудностями. Сейчас в связи и политическими событиями в монастыре финансовое положение тяжелое и монахини не шьют и не вышивают , а выживают. Мастерицы , которые ранее вышивали лики святых на Богородичной и Господской плащаницах , сейчас варят мыло на продажу, шьют игрушки на ярмарку и плетут четки. Руководитель мастерской, монахиня, с улыбкой говорила: «…мы столько четок плетем… Господи, не вериться, что столько народа молиться!» Руководители мастерских при Институтах рассказывали о своих работах по реконструкции и воссозданию древних образцов шитья и их методике обучения, рекомендовали чаще ходить в музеи Эрмитажа, Кремля или смотреть собрания Кирилло-Белозерского монастыря и т.д. для того чтобы привить вкус и пропитаться духом истории учащимся. Батайская мастерская тоже рассказала о своей жизни- помимо благоукрашения храма мастерская ведет и просветительскую деятельность среди своих учащихся, читает краткий курс по церковной символике и об устройстве храма. Через все доклады о мастерских красной нитью шла мысль, что церковная вышивка это вид служения Богу.

Читайте так же:
Куртка без воротника название

Очень интересны были мастер-классы по техники шитья жемчужных окладов, шитья золотными нитями. На мастер-классах были показаны оригинальные идеи вышивки. Казалось бы с 12в. до нас доходят работы мастеров. Что же еще нового можно придумать в 21в? но страна наша богата талантами и самородками, которые продолжают создавать все новое и новое. Чем удивляют маститых преподавателей институтов и искусствоведов и восхищают и радуют мастериц!

Золотошвейная мастерская «Золото Покрова» была создана в храме Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению настоятеля храма Удовенко Владимира Георгиевича, в октябре 2018г. Наши мастерицы перенимают опыт питерской школы «Убрус». На выставке были представлены ученические работы- постовой литургический комплект темно-синего цвета и несколько закладок на Евангелие. Точность, аккуратность и качество шитья заслужили одобрение опытных мастеров. Даже допуск на подобную выставку говорит сам за себя! Приятно было видеть как фотографируют и восхищаются работами нашей батайской мастерской!

Мы живем во время возрождения церковной жизни и церковного искусства. Учимся строить храмы, писать иконы и вышивать предметы церковного облачения, святые образы. При это важно вместе с освоением практических навыков и изучением древних образцов, понимание того, что украшение храма вышивкой это не самостоятельное искусство, а одно из установлений Церкви и часть ее жизни. Это означает, что церковное творчество невозможно без духовной работы над собой, возрастания и обновления и преображения для жизни во Христе.

Фрагмент Богородичной плащаницы золотошвейная мастерская «Убрус».

Золотошвейная мастерская храма Покрова Пресвятой Богородицы

В храме Покрова Пресвятой Богородицы, по благословению настоятеля храма Удовенко Владимира Георгиевича, в 2019г. была открыта золошвейная мастерская .

Главный принцип мастерской — творчество в рамках церковного канона, ориентация на традиции древнерусского золотного шитья. Все работы выполняются вручную. Наши мастерицы перенимают опыт питерской школы «Убрус».

Период обучения с октября по май. Занятия длятся примерно по 2-3 часа. В программу обучения входит: катехизация, обучения основным техникам орнаментального шитья, построение и вышивка закладки на Евангелие, литургического комплекта. В программе обучения также мастер-класс по пасхальным яйцам и рождественским шарам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector