1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Волшебные помощники: какие кони доставались героям сказок

Волшебные помощники: какие кони доставались героям сказок

Волшебные помощники: какие кони доставались героям сказок

Настоящего героя сказки – принца или богатыря – невозможно представить без скакуна. Он не только служит ему средством передвижения, но и становится верным помощником. Например, в сказке «О молодце-удальце и молодильных яблоках» конь оживляет царевича Ивана, спрыснув его кости живой водой. Только такой волшебный помощник был далеко не у всех. Каким героям доставались диковинные лошади, выяснил «МИР 24».

«Сивка-бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой» – первое, что приходит в голову при мысли о волшебном коне. У Сивки-бурки одна шерстинка золотая, а другая – серебряная. Из его глаз пышет пламя, а из ноздрей валит дым столбом. В русском фольклоре о Сивке-бурке больше 50 сказаний и везде диковинный скакун помогает главному герою. Иван-дурак, например, пролезая сквозь уши коня, становится красавцем, или допрыгивает на нем до окна царевны.

Другой верный товарищ Иванушки в сказках – Конек-горбунок. Как и Сивка-бурка, ушастый персонаж произведения Петра Ершова помогает главному герою не только делом, но и мудрым советом. Прототипом Конька-горбунка в реальной жизни можно считать пони. Эти маленькие лошадки родом со скандинавских островов, где было мало питания и немного территории для прогулок.

«По-хорошему, они ничем не отличаются от больших лошадей. Тот же характер – достаточно упрямый, где-то жесткий, где-то наоборот – ласковый. Но у человека возникает эффект маленькой собачки. Когда мы заводим маленькую собачку, мы обычно воспринимаем ее не как собаку, а как собачку. Тот же эффект работает с маленькими лошадками. Человек считает, что это своего рода игрушка, дань детству», – говорит ведущий зоотехник московского зоопарка Ольга Ефимова.

Издревле на Руси коня почитали больше других животных. Он был связан с культом плодородия и с солнцем, которое наши предки представляли богом, летящем по небу на колеснице. Конь – неизменный спутник воинов и богатырей. Бурушка – жеребец Добрыни Никитича – помогает своему хозяину сражаться со Змеем Горынычем. Это предание очень напоминает битву Георгия Победоносца со Змеем. Обычно волшебным конем владеет сильный духом, добродетельный человек.

Читайте так же:
Гаман максим федорович биография дата рождения

Совсем чудесными кажутся кони из древнегреческих мифов. Единорог по приданиям символизирует собой целомудрие. Считалось, что укротить его могла только девственница и только золотой уздечкой. Крылатый конь Пегас, рожденный из головы Медузы Горгоны, стал покровителем искусств и любимцем муз. Пегас считается символом славы и красноречия, поэтому его так часто воспевают великие поэты.

«Считается, что он своим копытом выбил в земле отверстие, из которого забил источник Гиппокрена или Эппокрена, у нас по-разному его называли, в том числе, Пушкин в своих стихах. Это источник вдохновения поэтов. Полагали, что Пегас возносит лучших поэтов к Парнасу – обиталищу поэтов», – пояснила доцент Института образования НИУ ВШЭ Евгения Абелюк.

Многие люди до сих пор верят, что символ лошадки поможет им добиться успеха или уберечь от бед. Проверьте сами – повесьте у себя над дверью подкову. Кто знает, может, и в ваш дом поспешит удача.

Сравнение литературной и народной сказок

Итак, «Конек-Горбунок» П.П. Ершова — литературная сказ­ка. «Конек-Горбунок», «Сивка-Бурка», «Иван-царевич и Серый Волк» — русские народные сказки.

— Послушаем народную сказку «Конек-Горбунок», а затем сравним народную и литературную сказки. (Читают подготовленные ученики.)

— Чем отличается русская народная сказка от литературной? Заполним таблицу. 68

— Как вы думаете, есть ли связь между народной сказкой и ли­тературной?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми авто­ром. Текст ее расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оста­вался народный сюжет.

Народность сказки чувствуется во всей ее композиции: она состоит из трех частей (так называемый троичный принцип ле­жит, как известно, в основе большинства фольклорных текстов). Три сына, три котла, три недели.

Язык, которым написан «Конек-Горбунок», тоже ориентиро­ван на народную речь, о чем свидетельствует огромная популяр­ность сказки среди всех слоев населения России, и в значительной мере — детворы.

Но, дойдя до наших дней, многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

Читайте так же:
Как отстирать воротничок и манжеты

VII. Подведение итогов урока

— Как вы относитесь к поступку братьев?

— Какие чувства вы испытывали при чтении сказки?

— Какие сказки вы знаете, в которых действуют три брата?

Домашнее задание

Дочитать сказку до конца, подумать над характеристикой трех братьев и кратко записать ее в тетрадь, подтверждая цитатами из текста.

Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок».

Сравнение литературной и народной сказок. Характеристика героев

Цели: познакомить с жизнью и творчеством П.П. Ершова; развивать умения выразительно читать произведение передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; развивать память, речь, мышление, воображение; учить понимать поступки и характеризовать героев, сравнивать литературную и народную сказки.

Планируемые результаты: предметные: умения прогнози­ровать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, восприни­мать на слух художественное произведение; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анали­за материала учебника в совместной деятельности, пси ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ ху­дожественного текста, выделение в нем основной мыски, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целе­направленный выбор книги, К — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаи­модействия в паре и группе (распределение обязанностей, со­ставление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к (старшим, ценность человеческой жизни), проявление интереса и изучению творчества классиков.

Оборудование: портрет П.П. Ершова, книги писателя, кар­точки, аудиоприложение к учебнику.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания. Творческая работа

— Ребята, сегодня на уроке мы продолжим работу над сказ­кой «Конек-Горбунок». Дома вы должны были подготовить характеристики трех братьев. Пользуясь своими запися­ми, попробуйте составить краткую характеристику-загад­ку, прочитайте ее одноклассникам, а они должны отгадать, о ком идет речь.

(Ученики выполняют задание.)

— Как в произведении раскрывается каждый из братьев? Ге­рои поступают так из жадности, скупости, из-за желания достичь своей цели или стремления быть добрыми и чест­ными?

Читайте так же:
Разница диски варежка инволвер

— Почему старшие братья все время обманывали?

— Чем схожи характеры старших братьев и чем отличается от них Иван? Каким человеком он на самом деле оказался?

III. Работа по теме урока

— Прочитайте сказку до слов «Между тем градской отряд. » на с. 53 учебника.

— Как братья провели ночь?

— Какой обычай был в той столице, как вы поняли?

— Каким образом достигался порядок при торговле?

IV. Физкультминутка

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

12. Художественное пространство сказки п.П.Ершова «Конек-Горбунок».

Сказка Ершова аккумулировала в себе и самые «ходовые», и самые любимые народом (и детьми тоже) фольклорные сказочные сюжеты («Иван-царевич и Серый волк», «Сивка-бурка»). Всякий раз сказка преподает уроки мудрости и нравственности, заключенные в самой ее образности, архетипической подоснове, в слоге, напитанном и звучностью, и живописной сочностью устного народного искусства, народного театра с его пластичностью и символической глубиной и меткостью.

В эпиграфах угадываются темп, плотность повествования и меняющаяся роль главного героя, определяемая меткостью народной пословицы.

Каждая из частей имеет свой доминантный конфликт:

Иван и Конек-Горбунок — и смекалистые братья. (Пространство семьи — государства.)

Иван и Конек-Горбунок — и царь с прислугой. (Пространство царства, столь разительно напоминающего своей широтой российские пределы.)

Иван и Конек-Горбунок — и Царь-девица. (Пространство Мироздания.)

Идейно-художественные достоинства.

Главным ее достоинством является ярко выраженная народность. Как будто не один человек, а весь народ коллективно сочинял ее и из поколения в поколение передавал устно: она неотделима от народного творчества. Между тем это совершенно оригинальное произведение талантливого поэта, вышедшего из недр народа, не только усвоившего секреты его устно-поэтического творчества, но и сумевшего передать его дух. Сказка пленяет читателей яркими событиями, чудесными приключениями главного героя, его оптимизмом и находчивостью. Все здесь ярко, живо и занимательно. Как создание искусства сказка отличается удивительной строгостью, логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое.

Читайте так же:
Чем отстирать майонез с джинсов

Художественное пространство

Основная особенность хронотопа волшебной сказки как жанра – неопределенность: действие в сказке совершается «где-то», «когда-то». Она всегда отправляет нас в глубокое прошлое, в незапамятные времена. И в «Коньке-горбунке» в зачинах и присказках слышны отзвуки мифологического правремени: «Зачинается рассказ от Ивановых проказ, и от сивка, и от бурка, и от вещего коурка…»

Встречаются и метонимические символы вечности: «Сидит ворон на дубу, он играет во трубу…» (Ворон – древнее загадочное существо, «дуб» — мировое древо, хранители жизни и памяти человечества). Вплетение мотивов условно-конретного («профанного») времени («Зачинается рассказ от Ивановых проказ…») и исторического («Год ли, два ли пролетело…») не меняет ощущения неопределенности сказочного времени, выраженного в повторяющихся словесно-фольклорных формулах: «В долгом времениаль вскоре», «Много ль времени аль мало…».

Неопределенность хронотопа сказки беспредельно расширяет возможности проявления чудес и волшебства в обоих мирах сказочного пространства, как бы являясь их логической мотировкой. Но подлинная родина чудесного, его гнездилище – это «иной мир», «Иное царство», которое в разных сказках называется по-разному: «незнаемое царство, незнакомое государство», «нерусская земля», «невиданное царство, небывалое государство», «другое царство», «иншее царство», «нездешний мир», «земля иноверская», «иное государство» и т. д.

В «Коньке-горбунке» есть «Иное царство», но оно, как таковое, не атрибутировано и не обозначено – сказка лишь поведала о приключениях, случившихся с Иваном: «Как хитро поймал Жар-птицу, как похитил Царь-девицу, как он ездил за кольцом, как был на небе послом…»

Маска «Конек-горбунок»

Маска «Конек-горбунок»

Эта маска делается очень легко, быстро и просто.

Для еёизготовления потребуются следующие материалы и инструменты:

клей «Момент»;

портняжный «метр»;

Шаг 1.Шапочка изготавливается по шаблонам: морда лошади, уши, носолобная часть,которые соединяются сцеплером.

Читайте так же:
Как нарисовать толстовку карандашом легко

Шаг 2. Наклеивание глаз, ноздрей.

Шаг 3. Дав подсохнуть клею, приступаем к раскрашиванию, смешав гуашь с клеем ПВА

Шаг 4. Приступаем к наклеиванию гривы. креплению уздечки.

1.Чтение художественной литературы: сказка П. Ершова «Конек- Горбунок»

2.Художественое творчество: иллюстрация к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок», лепка.

3. Физическая культура.

НОД на основе гендерного подхода в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке Сивка-Бурка» План конспект Непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода в старшей группе «Путешествие по русской народной.

Сивка-Бурка, Бурушка-Косматушка, Конёк-Горбунок и другие сказочные кони. Занятие кружкаСивка-Бурка, Бурушка-Косматушка, Конёк-Горбунок и другие сказочные кони. Занятие кружка — Выйди за околицу,-говорит конь,- свистни три раза и крикни:»Сивка-Бурка,вещий каурка! Стань передо мной,как лист перед травой!»- я тут.

+13 Карма+Голосовать

В преддверии нового года все мечтают об исполнении сокровенных желаний и просят у Деда Мороза новогодних чудес. Существует даже специальный день, когда надо заказывать подарки, обращаться с просьбами и.

Гепард – самое быстрое живое существо на нашей планете. За несколько секунд он может разогнаться до скорости более 100 км/час. При он ещё и меняет направление, разворачивается, обходит препятствия! 4.

Картинки
Наглядные материалы для детей дошкольного и школьного возраста

Календарь праздников на МААМ
Детский мастер-класс по изготовлению новогодней от.+302
Интегрированная НОД с детьми разновозрастной групп.+300
Мастер-класс для детей в техники пластилинографии .+300
Мастер-класс для младших школьников «Елочная игруш.+271
Мастер-класс «Украшение из фоамирана к Новому году.+270
Ваши предложения
и пожелания

Мастер-класс для младших школьников «Елочная игрушка «Тигренок» на основе CD

Конспект занятия для детей 3–4 лет «Уроки бережливости гнома Эконома. Береги воду!»

Детский мастер-класс по изготовлению новогодней открытки «Пушистая красавица» в технике «оригами» с детьми 4–5 лет

Интегрированная НОД с детьми разновозрастной группы «Наступила зима»

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки родного села»

Мастер-класс для детей в техники пластилинографии «Ёлочный шар»

Развлечение в средней группе «В гости Айболит спешит»

Конспект квест-игры «Зимующие и перелетные птицы» в группе компенсирующей направленности

Безопасная зима: катаемся на санках

Осторожно, гололед! Консультация

Правила безопасности зимой: играем во дворе

Безопасность в зимний период: катаемся на лыжах

Всероссийское зарегистрированное СМИ «Международный образовательный портал МААМ»
Учредитель, издатель, гл. редактор: Фонов Д.В. ОГРНИП 311344431400027. Идея: Вовченко Е.А.
Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36 | admin@maam.ru | +7 (499) 499-41-52
Контакты редакции: admin@maam.ru | Сервер в РФ | Совет Федерации | Российская Газета

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-57008 от 25 февраля 2014 года, зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
6+ | ISSN 2587-9545 | Реклама на МААМ | Правообладателям
МААМ 2010 — 2021

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector