1uomo.ru

Мода и Стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

В Узбекистане верующих в; религиозном одеянии; не пускают в мечети

В Узбекистане верующих в «религиозном одеянии» не пускают в мечети

Мечеть «Фатх» в Ташкентской области. Иллюстративное фото.

В беседе с «Озодлик» житель Намангана Зохидхон говорит, что в минувшую пятницу пошел в мечеть «Орифхон ходжи» и стал свидетелем того, как в мечеть людей пускали по их одежде и возрасту.

– Их впускают, словно в кинотеатр, полностью проверяют одеяние, паспорт. Верующим, пришедшим в белых тюбетейках, говорят: «Сначала сними ее с головы, потом зайдешь внутрь». Некоторые приходят в мечеть в длинных белых мужских платьях (в народе называются яхтак – ред.) и белых тюбетейках. Их не пускают в мечеть. Кроме того, на пятничную молитву не пускают учащихся школ и колледжей, — говорит собеседник из Намангана.

В разговоре с «Озодлик» сотрудник наманганской милиции также подтвердил существующий запрет на впускание в мечеть верующих в «религиозном одеянии».

– Все сотрудники отправляются в пятницу к мечетям, где проходят 15-20 минутные молитвы. Несовершеннолетние и верующие в «религиозном одеянии» не впускаются в мечети, нам дали такое указание, — говорит «Озодлик» один из сотрудников УВД города Намангана.

У мусульман нет «религиозного одеяния»

В беседе с «Озодлик» попечитель мечети «Миргоиб эшон» в городе Намангане говорит, что под «религиозным одеянием» понимается одежда арабов, которая не соответствует узбекским обычаям и традициям.

– Носить белые тюбетейки, которые свойственно носить в арабских странах, абсолютно чужды обычаям и традициям Узбекистана. Их привозят наши паломники из хаджа. Многие хотят одеть их и придти на пятничную молитву. Но ведь у нас есть и свои национальные одежды, есть национальные тюбетейки, носить которые никто не запрещает. Почему мы должны носить одежду арабов, когда у нас есть своя национальная, — говорит попечитель наманганской мечети.

Однако в беседе с репортером «Озодлик» заместитель председателя Духовного управления мусульман Узбекистана шейх Абдулазиз Мансур говорит, что в шариате не существует особого религиозного одеяния. По его словам, на республиканском уровне никто не давал никаких указаний не впускать в мечети верующих в так называемом «религиозном одеянии».

Вместе с тем Абдулазиз Мансур говорит, что внесенные в законы Узбекистана такие понятия, как «религиозная одежда» и «культовая одежда» растолковывают по-разному.

– Мы объясняем им об этом с 1998 года, но они не понимают. Закон «О свободе совести и религиозных организациях», принятый в 1998 году запрещает появление граждан Узбекистана в общественных местах в «культовых одеяниях» (религиозной одежде). Тут они не понимают, что такое «религиозная одежда». У нас нет религиозной одежды, она есть у христиан. Мусульмане могут одевать любую одежду, единственное – они должны покрывать свой аврат (часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми. Для женщин авратом считается все тело, кроме овала лица и кистей рук, для мужчин – от пупка до колен включительно – ред.). Сейчас происходит недопонимание. Но никто «сверху» не давал такого указания, — говорит Абдулазиз Мансур.

Ранее «Озодлик» сообщал о том, что в апреле и мае этого года в городах Коканд и Маргилан Ферганской области на центральных рынках и общественных местах женщины в хиджабах подвергались давлению со стороны сотрудников милиции, которые требовали у них снять с головы платки. Также сообщалось, что на рынки в Коканде не пускали женщин в хиджабах и мужчин с белыми тюбетейками на голове.

Читайте так же:
Коронование терновым венцом караваджо

Покажи мне свою тюбетейку.

Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу… откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе… Тюбетейка на Востоке может рассказать о многом посвященному. Поделимся с Вами некоторыми секретами многочисленных узоров этой, на первый взгляд, обыденной и привычной детали восточного гардероба.

Тюбетейка — круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии. Само слово произошло от тюркского корня «тюбе» — вершина. И, действительно, взгляните на ее форму — это свод неба, купол мечетей, крыши старинных базаров. Мало кто задумывался, но даже сама юрта — это та же тюбетейка, увеличенная в несколько десятков раз.

В средние века правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Современному же мусульманину не обязательно ежедневно одевать тюбетейку, даже в мороз и вьюгу. Но в ряде случаев истинно верующий человек (а таковых в Средней Азии большинство) обязан быть в тюбетейке: в дни священных праздников (Курбан и Ураза-хайит), в мечети и дома во время молитвы, на похоронах и поминках, во время свадьбы (жених и его отец). Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку (детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце). И на свадьбе жених — в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

В Средней Азии существует большое многообразие фасонов тюбетеек: есть там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские. Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности. В Туркмении, например, она даже называется по-своему — тахья. Здесь ее шьют с квадратным или круглым донышком, а узор чаще всего вышивается в виде геометрического орнамента с сочетанием красного, белого, желтого и черного цветов. Если на тюбетейке туркменской девушки Вы увидите перья — знайте, что эта девушка еще свободна, если же тюбетейка без перьев — молодая невеста уже сосватана.

Тюбетейки для мужчин и женщин украшены по-разному. Если для мужчин больше характерен двух-трехцветный узор, то женские тюбетейки выделяются многоцветной яркой палитрой. Но не всегда. У уйгуров, например, более красочный вариант тюбетейки предназначен сильному полу — расшитые золотой и серебряной нитью, бисером, пейзажами — недаром в уйгурском доме на стенах висят не картины, а тюбетейки!

Читайте так же:
Можно ли носить черную джинсовую куртку с синими

Особенности узора могут многое рассказать о том, где эта тюбетейка была сделана: памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе арийскую символику; Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте; в Шахрисабзе шьют тюбетейки, отличающиеся живописной многокрасочной гаммой; в Самарканде популярна техника «пилтадузи» (шитье по фитилькам), по форме такие тюбетейки напоминают ребристый купол; родину золотошвейной тюбетейки определить можно безошибочно — это Бухара. В Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста чаще всего носят однотонную тюбетейку из бархата зеленого цвета. Традиционные узоры, чаще всего изображаемые на тюбетейках, символизируют непреходящие ценности: узор «след змеи» оберегает от сглаза, символическое изображение бараньих рогов олицетворяет силу и мужество, а рыбы — плодовитость женщины. Очень популярным узором считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Иногда в узорные композиции включаются надписи на арабском языке, например, такая: «Пусть тюбетейка останется на голове, а враги провалятся сквозь землю».

Самые распространенные в Средней Азии тюбетейки — «Чусти» (по названию местечка Чуст в Ферганской долине Узбекистана) квадратные по форме, отличаются простотой и тонкостью вышивки белым шелком на черном фоне. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали. Узор вышивки «Чусти» традиционен: в верхней части изображены четыре стручковых перца (Калампур), которые на Востоке считаются символом жизни и оберегом от сглаза. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света. Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора белыми нитями вышиты волнистые узоры, символизирующие богатство и жизнеспособность.

Правильная форма и симметричные узоры тюбетейки дают богатую пищу для фантазии исследователей: кто-то видит в миндалевидном орнаменте не что иное, как изображение трехмесячного эмбриона (считается, что именно на этом сроке у зародыша появляется душа), кто-то считает, что конусообразные тюбетейки служат для связи с космосом, а кто-то всерьез полагает, что носит на голове подобие королевской короны. Что из этого правда, пусть каждый решает для себя сам, но то, что тюбетейка до сих пор имеет огромное значение в жизни мусульманина — несомненный факт.

Фотографии:

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

Узбекским школьницам разрешили носить светлые платки и тюбетейки

В школах Узбекистана девочкам в порядке исключения разрешили носить белые или светлые платки и тюбетейки. Глава Министерства народного образования Шерзод Шерматов отметил, что решение принято на основе обращений родителей, и главная цель – дать образование всем детям, сообщает gazeta.uz

«Мы обязаны дать светское образование всем. Мы должны создать условия для этого», – подчеркнул он.

В ходе открытого диалога 4 сентября Шерзод Шерматов ответил на вопрос, будут ли изменения в требованиях к школьной форме в новом учебном году. По его словам, действующие требования остаются в силе: обязательную единую школьную форму планировалось ввести с 2019-2020 учебного года, однако потом срок был отодвинут до 2024−2025.

Читайте так же:
Джинсы с напылением что это

В то же время с нынешнего учебного года девочкам в порядке исключения разрешено посещать школу в платках и тюбетейках белого и светлых цветов, сообщил министр. Платок должен быть завязан сзади.

«Глава нашего государства поставил очень важную задачу об обязательности образования всех наших детей. От большого количества родителей поступают обращения по этому поводу», – сказал Шерзод Шерматов.

Он привёл слова президента Шавката Мирзиёева, который в поздравлении с Днём учителя и наставника в прошлом году процитировал Индиру Ганди: «Обучив одну девочку, вы обучите целую семью».

Шерматов добавил, что девочки также могут носить рубашки с удлинённым воротником. Министр подчеркнул, что это исключение, и оно не означает, что все должны ходить в школу в такой форме, и принуждать кого-либо одеваться именно так недопустимо.

«Наша цель, уважаемые родители, – дать образование нашим девочкам. Наши анализы за последние несколько лет показывают, что показатели по обучению и поступлению в вузы самые низкие в старом городе Ташкента – Шайхантахурском, Алмазарском и Учтепинском районах», – отметил министр.

В Ферганской долине самый высокий показатель по обучению в Фергане, а в Маргилане, который находится всего в 50 километрах, он самый низкий, добавил министр. Так же и в Коканде. Это касается не только девочек, но и мальчиков.

Шерзод Шерматов обратился к педагогам с просьбой не создавать препятствий для девочек, желающих посещать школу в одежде, соответствующей национальным традициям.

Он подчеркнул, что школы не должны создавать проблемы для учеников, пришедших по какой-либо причине без формы в первый учебный день – 6 сентября: «Праздник должен быть праздником». Все дети должны быть допущены в школу, если же у школы или учителей есть замечания к их внешнему виду, то их можно высказать детям отдельно, в корректной форме, а не перед всеми у входа в школу, сказал министр.

«Все процессы в образовании и воспитании основаны на диалоге, взаимном уважении, этике. Школы не должны иметь образ мест, приносящих кому-то вред или что-то плохое. Школа должна оставаться учреждением, дающим образование», – подчеркнул Шерзод Шерматов.

Он добавил: «Мы светское государство. Образование и религия отделены друг от друга. Принятое решение не должно завтра интерпретироваться каким-то другим образом. Девочка в платке не должна оказывать давление на другую девочку».

Что носят на голове восточные мужчины: Тюрбан, тюбетейка, феска и др

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Тюбетейка

Этот головной убор чрезвычайно популярен у многих народов, его издавна носили в Поволжье и на Урале, на Кавказе, в Крыму, в Средней Азии. Привычное для русского уха название закрепилось благодаря созвучию с татарским «тубэтэй», то есть «шапочка». В других же языках тюбетейка носит разные имена, у азербайджанцев это «арахчын», узбеки называют ее «дуппи», но, например, в Самарканде этот головной убор уже зовется «калпок».

Читайте так же:
Чем убрать желтизну с песцового воротника

«Насреддин в Бухаре»

Тюбетейкам отводилась не только практическая роль – защищать голову от летней жары и зимнего холода. В старину она служила своему хозяину и как оберег – считалось, что этот головной убор способен защитить от недоброго глаза.
Тюбетейки шили по-разному: в форме конуса или четырехклинными, плоскими или островерхими, из нескольких слоев шелковой, бархатной ткани, сукна или сатина, украшали орнаментом – вышивкой или бисером. Изготовление тюбетеек традиционно было женским занятием, носили же этот головной убор все – и мужчины, и женщины, и дети.

«Старик Хоттабыч»

В сороковых-пятидесятых годах прошлого века в СССР произошел настоящий бум этих головных уборов, когда тюбетейки стали носить по всей стране. Эту «моду» привезли из среднеазиатских республик те, что возвращались домой из эвакуации.
Тюбетейку могли носить как самостоятельный головной убор либо наматывая поверх нее тюрбан.

Тюрбан (чалма)

Может показаться, что тюрбан – один из атрибутов ислама, но это не так. Большой кусок ткани, обмотанный вокруг головы, а именно это представляет собой тюрбан, – очень древнее изобретение человека. Такие головные уборы носили еще в третьем тысячелетии до нашей эры, это подтверждают находки, относящиеся к культуре Древней Индии и Месопотамии.

«Волшебная лампа Аладдина»

В исламский мир тюрбаны попали от арабов домусульманского периода. Этот головной убор стал обязательным, поскольку его, согласно хадисам, носил пророк Мухаммед. Для тюрбана берут кусок ткани длиной от пяти до восьми метров, в некоторых случаях — до двадцати.

Ниханги

Этот головной убор традиционен и для Индии. Для сикхов ношение тюрбана – «дастара» — обязательно. А их воины – ниханги – носят тюрбаны, как и другую одежду, только синего цвета. В прошлом же воины могли носить в тюрбане оружие и вещи для похода, отчего головной убор становился массивным и тяжелым.

«Анжелика и султан»

Ношение чалмы или тюрбана было связано с общественным положением, например, в Индии низшим кастам иметь такой головной убор было запрещено. А о значении тюрбанов можно судить по драгоценностям, что украшали их. Например, знаменитый алмаз «Кохинур», который сейчас находится среди камней британской короны королевы Елизаветы, на протяжении нескольких веков украшал головной убор раджей из династии Малавского султаната. Легенда гласила, что если камень упадет с тюрбана, народ Малвы попадет в рабство. Так, в сущности, и произошло – когда жена раджи передала алмаз в попытке умилостивить завоевателей, государство было уничтожено и стало частью империи Великих Моголов.

Величина тюрбана многое говорила о статусе его хозяина. Тициан. «Портрет Сулеймана Великолепного»

Считается, что в мире существует больше тысячи способов завязывания тюрбана – головные уборы выходят разными по форме, количеству складок, по тому, где располагается конец ткани – сбоку или на спине. Различаются и цвета тюрбанов у разных народов и социальных групп. Для мусульманина обычным является белый, носят также черный или зеленый тюрбан. У шиитов, как и у индийцев и пакистанцев, принято носить чалму без других головных уборов – фески или тюбетейки.

Ян ван Эйк. «Портрет мужчины в тюрбане»

Традиционно этот головной убор носили лишь мужчины. Но с началом Возрождения и женщины стали сооружать тюрбаны. И восточная мода, в свою очередь, заимствовала европейские идеи – что произошло, например, в Османской империи, когда султан Махмуд II принял решение поменять внешний облик чиновников и солдат, включая и их головные уборы.

Читайте так же:
Ветровка мчс red fox

Феска

Сын, по некоторым версиям, французской наложницы османского правителя, Махмуд II всегда был сторонником вестернизации. В 1826 году он уничтожил корпус янычар, заменив его на новое военное подразделение – «Победоносную армию Мухаммеда». Воинам предписывалось носить высокую шапку-колпак с шелковой кисточкой — феску. Османы и раньше использовали этот головной убор, наматывая на него тюрбан. Вообще, история фески опять-таки уходит в глубину веков и уж точно за пределы эпохи ислама. Традиционный для фески цвет – красный.

Султан Махмуд II

Считается, что фески носили в Византии, а возможно, и раньше, в Древней Греции. Свое название головной убор получил от марокканского города Фес, где изготавливали такие шапочки, а главное – окрашивали их в красный цвет. Слово «феска» вошло в обиход османов, увидевших когда-то давно такие головные уборы в своих африканских провинциях, Тунисе и Марокко. Марокканцы и сейчас относят феску к элементам своего традиционного наряда, ее надевают и высокопоставленные должностные лица во время официальных мероприятий.

Король Марокко Мухаммед VI

С двадцатых годов прошлого века, когда реформы Ататюрка затронули и национальный костюм, ношение фески, как и тюрбана, в Турции было запрещено и наказывалось штрафом или арестом.

Османская империя на рубеже XIX и XX веков

Куфия

Самым простым из восточных головных уборов у азиатских и африканских народов стала куфия – платок, который защищал голову и лицо от солнцепека и песка, а еще – от холода, поскольку куфия использовалась в пустыне, где ночью температура сильно падает. Считается, что этот головной убор начали носить в городе Эль-Куфе – отсюда и название.

Король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз

На территории юго-запада Азии, Аравийского полуострова, севера Африки, включая Сахару, куфия стала неотъемлемым элементом мужского гардероба. Чаще всего ее носили с обручем черного цвета – икалем, который придерживал платок на голове, в Саудовской Аравии икаль не использовали, а в Омане куфию повязывали вокруг головы на манер тюрбана. В Иордании и Палестине появился особенный способ ношения этого головного убора – арафатка, по имени лидера Палестины Ясира Арафата.

Ясир Арафат

Традиционные цвета куфии – белый и красный. С приходом на восток солдат Британской империи, куфию стали носить и европейцы, ее называли «шемаг». Носили не из соображений моды – скорее, это был самый удобный способ защититься от жаркого южного солнца. А вот в мировые тренды куфия попала на рубеже тысячелетий.

Тагельмуст

Туарег

Одну из разновидностей восточных тюрбанов издавна носили туареги – один из народов Северной Африки. Тагельмуст – это головной убор из хлопковой ткани, соединенный с вуалью – он закрывает и голову, и лицо. По обычаям туарегов этот кусок ткани достигает десяти метров в длину, а сама материя должна быть синего цвета – она окрашивается вручную по собственной технологии этого народа. Тагельмуст может передаваться по наследству.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector