1uomo.ru

Мода и Стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ко такие ватники вышиватники

Ватник

Ватные вести.jpg

«Ватник» — термин, который представители креативного класса ввели в 2011 году для обозначения патриотов России, изначально обозначавший зимнюю верхнюю одежду с утеплителем на основе ваты, популярную в качестве рабочей спецодежды в СССР. В переводе с белоленточного языка — «патриот-фанатик». К настоящему времени термин «ватник» растерял значительную часть своего негативного оттенка и употребляется, скорее, в значении «патриотически настроенный представитель русского народа», причём зачастую используется самими патриотами для описания себя.

Содержание

Предыстория термина

В 1831 году Пушкин написал своё знаменитое патриотическое стихотворение — «Клеветникам России», [1] вполне актуальное и сейчас. В тексте Пушкин вопрошает французских депутатов, почему те ненавидят Россию, и поясняет представителям Запада, что их попытки напасть на Россию неизбежно закончатся их поражением.

По мнению (бездоказательному) польских специалистов, это стихотворение было написано Пушкиным не по велению души, а по заказу императора Николая I. По мнению же П. Я. Чаадаева , оно «особенно замечательно… В нём больше мыслей, чем было высказано и осуществлено в течение целого века в этой стране». [2]

Это стихотворение вместе с двумя другими — «Бородинской годовщиной» того же Пушкина и «Старой песней на новый лад» Жуковского — было опубликовано в брошюре «На взятие Варшавы».

Креативная, оппозиционно настроенная часть российского общества тех лет горячо возмутилась стихами. Князь Пётр Вяземский даже запустил крылатое выражение «шинельная ода»: [3]

Попроси Жуковского прислать мне поскорее какую-нибудь новую сказку свою. Охота ему было писать шинельные стихи (стихотворцы, которые в Москве ходят по домам с поздравительными одами) и не совестно ли Певцу во стане русских воинов и Певцу на Кремле сравнивать нынешнее событие с Бородиным? Там мы бились один против 10, а здесь, напротив, 10 против одного. Это дело весьма важно в государственном отношении, но тут нет ни на грош поэзии.

Позже это выражение употреблял, в частности, Иосиф Бродский в своём отзыве о поэте Тютчеве: [4]

Холуи наши, времен Иосифа Виссарионовича Сталина, по сравнению с Тютчевым — сопляки: не только талантом, но прежде всего подлинностью чувств. Тютчев имперские сапоги не просто целовал — он их лобзал. Не знаю, за что Маяковский на него серчал — по сходству ситуации, возможно. Что до меня, я без — не скажу, отвращения — изумления второй том сочинений Тютчева читать не могу. С одной стороны, казалось бы, колесница мирозданья в святилище небес катится, а с другой — эти его, пользуясь выражением Вяземского, «шинельные оды».

Появление мема «ватник»

В сентябре 2011 года в одной из либеральных групп ВКонтакте появился комикс с «Рашкой, квадратным ватником». «Ватник» представлял собой небрежно нарисованное антропоморфное существо с ватником вместо туловища и головы — это была отсылка к персонажу мультсериала «Губка Боб, квадратные штаны». Ватник был одет в валенки, на его лице наблюдались лёгкая небритость, подбитый глаз, красный нос и весьма щербатые зубы. Вся поверхность ватника была покрыта заплатками и пятнами грязи. В качестве заднего фона использовался российский флаг с небольшим значком советского символа «серп и молот» на красной полосе (аллюзия на советский флаг).

Изображение пришлось по душе сетевой части либеральной оппозиции, и «ватника» начали активно пропагандировать по разным каналам: в частности, была создана значительных размеров статья про мем «ватник» на Луркоморье. [5]

Вскоре выяснилось, что сравнение с заслуженным предметом одежды само по себе не вызывает особых эмоций. Мем дополнили двумя штрихами: в более поздних изображениях «ватник» обычно держит в руках бутылку водки «Путинка», также в сюжете комикса активнейшим образом используются нечистоты.

Приблизительно к 2013 году мем распространился настолько широко, что традиционное противостояние либеральной оппозиции и патриотов России начали называть не иначе как «борьбой креаклов с ватниками».

Пропагандистский эффект

Вопреки ожиданиям создателей и распространителей мема «ватник», термин не выполнил своей задачи. Несмотря на все старания либеральной оппозиции, слово «ватник» не стало обидным: патриоты и сами начали называть себя «ватниками», не видя в таком сравнении ничего зазорного.

Напротив, представители креативного класса восприняли ироничное сокращение «креакл» в штыки. Если в 2011—2012 годах оппозиционеры с гордостью заявляли о своей принадлежности к «креативному классу», то уже к середине 2013 года они не выдержали насмешек и начали делать вид, будто никогда так себя не называли.

Причина такой разницы в восприятии терминов заключается, надо полагать, в их сути.

Ватник ассоциируется с доблестными советскими воинами времён Второй Мировой войны, великими стройками СССР, с советским классом трудящихся и с советскими же заключёнными. Никакого негатива тут нет: быть рабочим или воином в нашей культуре почётно, а быть заключённым — само по себе как минимум не позорно (что, конечно, не отменяет резко негативного отношения к отдельным преступлениям и лицам, их совершившим, например, к педофилам или предателям Родины).

Читайте так же:
Виды игл для джинсовой ткани

В классической советской литературе ватник часто является атрибутом положительных на грани героизма персонажей, способных служить объектом для восхищения и подражания не только в рамках господствовавшей тогда идеологии, но для любого человека в любую эпоху в любой стране. Например, у Шолохова в «Судьбе человека» слово «ватник» присутствует в следующем контексте:

Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной. …этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

«Креаклы» (сокращение от выражения «креативный класс») же ассоциируются с некими бесполезными манерными фриками в вычурной одежде, не способными ни на что, кроме как на пустую болтовню, «креативную» «работу», не приносящую никому, кроме самих креаклов, никакой реальной пользы, и на нелепые «креативные» же акции протеста. Быть «креаклом» хочется мало кому, поэтому представители оппозиции вынуждены или открещиваться от этого термина или же тратить время на безуспешные попытки доказать, что на самом деле креативный класс якобы состоит из инженеров, учёных и прочих созидателей.

Также очень сильное влияние на восприятие обществом терминов оказал психологический «эффект большинства». Употребляющие термины «ватник» и «креакл» подразумевают, что Россия густо населена ватниками, количество же креаклов очень невелико. Психологически всегда гораздо комфортнее относить себя к большинству, особенно в ситуации, когда ты претендуешь на право говорить от имени всей страны.

Таким образом, противостояние «ватников» и «креаклов» воспринимается как противостояние народа и небольшой части «гнилой интеллигенции». Позиции «ватников» в этой ситуации являются гораздо более сильными.

Национализация термина «ватник»

Сразу после того, как термин «ватник» стал популярным, патриоты России начали называть себя «ватниками». Принимая суть термина — являющуюся символом русского народа стёганную куртку — патриоты игнорировали попытки либеральной оппозиции связать с «ватниками» пьянство, нечистоплотность и прочие негативные качества.

Во время Олимпийских игр 2014 года термин получил поддержку уже на государственном уровне: русская сборная вышла на поле в ватниках. Это выглядело более чем органично, так как ватник с советских времён был традиционным атрибутом разного рода патриотических военных праздников. Именно ватники носили победившие гитлеровскую гидру советские воины, именно в ватниках советские рабочие строили заводы, железные дороги и космодромы.

Примерно в это же время начали появляться первые изображения «патриотического ватника» — комиксы, в которых сильный, умный и смелый «ватник» был уже положительным героем.

Мода на ватники

Примерно в 2013—2014 годах некоторые патриотически настроенные публичные лица начали носить стилизованные ватники в качестве повседневной одежды и появляться в таком виде, например, на телепередачах.

В конце же 2014 года ватники начали входить в полноценные коллекции модных домов. Любопытно, что известные модельеры даже кондовые ватники сумели сделать весьма креативными, объединив тем самым в одном костюме две противопоставленных друг другу политические группы: ватников и креаклов.

Ватники и рептилоиды

В качестве естественного противника ватников часто в шутку указывают рептилоидов — мифических инопланетян, которые по словам сторонников теорий заговора тайно управляют Соединёнными Штатами. При этом часто используется следующая пропагандистская конструкция:

2. Рептилоидов не существует.

Логический изъян этой нехитрой схемы очевиден: хоть мифические рептилоиды и в самом деле являются плодом нездоровой фантазии конспирологов, однако геополитические интересы американцев никто не отменял — а эти интересы требуют если не уничтожения, то как минимум существенного ослабления России.

Клоны «ватника»

После набора «ватником» популярности были созданы его многочисленные клоны для других стран и территорий. Так, например, для Белоруссии символом сделали картошку, а для русских жителей Латвии — фиолетовую корочку паспорта «негражданина».

Технология создания мемов была выбрана той же: на основу — скажем, картошку — навешиваются второстепенные негативные детали в виде гнили, синяков, грязи и тому подобного. Надо полагать, дальнейшее развитие этих мемов будет от их главного ингредиента. Представляется вполне возможной ситуация, когда угнетаемые в Латвии русские и вправду сделают синий паспорт символом борьбы за свои права.

Ватник (прозвище)

Ва́тник — политически окрашенное прозвище патриотов России [1] , поддерживающих её правительство [2] . Используется в сетевом жаргоне [3] для охарактеризования оппонентов с пророссийскими [4] взглядами, чаще всего в дискуссиях на тему российско-украинских отношений [5] (ср. прозвище «укроп» для украинцев, поддерживающих Евромайдан и антироссийскую риторику в интернете [6] ). Пейоратив [7] [8] и дисфемизм [9] , часть «языка вражды» [10] . Кроме русского языка, встречается в латышском (vatņiks) [11] и украинском языках. Подобно многим дисфемизмам, употребляется и как ироничное самоназвание [9] .

Читайте так же:
Джинсы с разными штанинами по цвету с чем носить

Содержание

Происхождение [ править | править код ]

Прозвище происходит от предположения о том, что ватник является исконно русским предметом одежды [12] , и впервые появилось до Майдана 2014 года, в 2011 году [4] , в виде мема «Рашка — квадратный ватник» в одной из групп социальной сети «ВКонтакте» либеральной направленности [13] . Графическое оформление, с очевидным заимствованием из образа персонажа мультфильмов Губки Боба Квадратные Штаны [14] , приписывается Антону Чадскому: серая фигурка человека-варежки квадратной формы с синяком под глазом и красным носом, «образец политического китча» [15] .

По мнению антрополога и фольклориста М. Д. Алексеевского [16] , мем отражал «провокационный образ „квасного патриота“, ксенофоба и антисемита».

После 2014 года [ править | править код ]

В 2014 году термин набрал популярность и превратился в прозвище, используемое сторонниками Майдана для противников внутри Украины и россиян [13] . Внутри России «ватник» (теперь без «Рашки») стал использоваться в отношении консервативно настроенной части населения со стороны их противников. Одновременно словосочетание «полная вата» в интернетном жаргоне потеряло существовавшее с 2003 года эвфемистическое значение «провал», и «вата» стала синонимом «ватника» [17] .

В российско-украинском противостоянии (межнациональном конфликте) наряду с прозвищем «укроп» существует также и украинский аналог «ватника» — интернет-мем (карикатура) «сальник» («саловатник», «вышиватник», «западенець»), имеющий ряд похожих с «ватником» черт и продемонстрированных негативных признаков, образ оформлен в виде куска сала с признаками малороссийской культуры (чуб, шаровары) [18] .

В языке [ править | править код ]

М. А. Кронгауз отметил, что это «слово ненависти» имеет и социальный оттенок, так как ватники — одежда «не самых высоких слоёв общества» [3] , культурологи Д. А. Радченко и А. С. Архипова указывают на семантическую пару со словом «валенок» (пренебрежительный жаргонный термин для недалёкого, необразованного, «медленного» человека) [17] . Политическое значение слова «ватник» не закрепилось в обыденной русской речи и распространено лишь в Интернете [19] .

В русском языке «ватник» прошёл типичную для дисфемизма эволюцию [20] : атакованная группа нашла позитивное значение («ватники — традиционная одежда русских солдат») и приняла выражение в качестве ироничного самоназвания (ср. «гёзы» [21] ), появилось стихотворение «Ватник я и колорад» и песня «Я ватник, я тот самый колорад» [9] .

В 2017 году житель Саратова был осуждён по 282-й статье УК РФ на 160 часов обязательных работ [22] в связи с его призывом «устроить холокост ваты». При этом прокуратура для определения объекта ненависти оперировала термином «группы лиц, для номинации которых используется слово вата/ватник» [23] .

Примечания [ править | править код ]

  1. ↑Белов, 2016, с. 401: «Ватником называют пророссийского патриота».
  2. ↑Белов, 2016, с. 401: «поддерживающего действующий государственный режим в России».
  3. 12Белов, 2016, с. 402.
  4. 12Белов, 2016, с. 401.
  5. ↑Белов, 2016, с. 401,402.
  6. ↑Белов, 2016, с. 400.
  7. Fialkova L. L. ,
  8. Yelenevskaia M. The Crisis in Ukraine and the Split of Identity in the Russian-speaking World  (англ.)  // Folklorica, Journal of the Slavic, East European, and Eurasian Folkore Association. — University of Kansas, 2016. — Vol. 19. — ISSN1920-0242. — doi:10.17161/folklorica.v19i1.5721.
  9. Devlin A. M. Lard-eaters, gay-ropeans, sheeple and prepositions: lexical and syntactic devices employed to position the other in Russian online political forums  (англ.)  // Russian Journal of Communication     (англ.)  ( рус. . — 2016. — Vol. 9, no. 1 . — P. 53–70. — ISSN1940-9419. — doi:10.1080/19409419.2016.1219642.
  10. 123Радченко, Архипова, 2018, с. 210.
  11. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 197.
  12. Vija Beinerte. Vai ir iespējams sarunāties ar «vatņiku»?   (латыш.) . Latvijas Avīze (17 October 2014). Дата обращения: 29 августа 2017.
  13. ↑Белов, 2016, с. 401: «В основе… представление о ватнике как исконно русской одежде».
  14. 12Ляшенко, 2017.
  15. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 201.
  16. ↑Сорокин, 2015, с. 22.
  17. ↑Алексеевский, 2013, с. 16—17.
  18. 12Радченко, Архипова, 2018, с. 202.
  19. ↑ А. А. Устич, В. Г. Громакова. Агитационные материалы как средства информационной войны в условиях невооруженного политического конфликта // Издательский проект «Розмыслы», Ростовское отделение Российской инженерной академии, Ростов-на-Дону. — 2018. — С. 87, 102, 122.
  20. ↑Белов, 2016, с. 403.
  21. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 214: «Присвоение дисфемизма в украинском дискурсе оказывается … продуктивным приемом».
  22. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 211.
  23. ↑В Саратове вынесли приговор автору комментариев о «ватниках» // Русская служба Би-би-си, 27 февраля 2017.
  24. ↑Жителя Саратова будут судить за унижение человеческого достоинства «ватников» // Сноб, 14.02.17.

Литература [ править | править код ]

  • Алексеевский М. Д. Рашка — Квадратный ватник: виртуальный персонаж и коллективное творчество в Сети // Визуальное и вербальное в народной культуре. Тезисы и материалы Международной школы-конференции. Москва — Переславль-Залесский. 26 апреля — 5 мая 2013 года / cост.
  • А. С. Архипова , С. Ю. Неклюдов,
  • Д. С. Николаев . — М. : РГГУ, 2013. — С. 16—17. — 339 с.
  • Белов В. А. Некоторые лексические процессы в российском политическом дискурсе (на материале российских Интернет-газет)   (рус.)  // Zeitschrift für Slavische Philologie     (нем.)  ( рус. . — 2016. — Т. 72 , № 2 . — С. 383—411 .
  • Ляшенко И. В., Федюнина И. Э. Этнические прозвища русских в украинской и российской блогосферах // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. — 2017. — Вып. 11 , № 1 .
  • Сорокин, Александр Алексеевич. Трансформация массового сознания в условиях наступления виртуального политического пространства // Вестник БДПУ. Серия 2. — 2015. — № 1 . — С. 20—23 .
  • Радченко Д. А. ,
  • Архипова А. С. Укроп и ватник: «язык вражды» российско-украинского конфликта как нападение и защита // Ab Imperio. — 2018. — № 1 . — С. 191—220 .
  • В. Ю. Деминова, М. А. Деминова. Политическое явление «Ватничество» // Ресурсы средств массовой информации Алтайского края в формировании патриотических установок молодежи: Материалы региональной научной конференции, 27-28 октября 2017 г. , Барнаул / Под ред. И. В. Фотиевой. — Барнаул: Пять плюс, 2017.
  • Кафтан В. В. Деконструкция духовной ценности Великой Победы // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. 2015. № 2. С. 49–57.

Ссылки [ править | править код ]

  • Значения в Викисловаре
  • Цитаты в Викицитатнике

Украинские «ватники» vs «вышиватники»: общего больше чем противоречий

между двумя потоками пропаганды

Находясь под влиянием мощнейшего потока тоталитарной пропаганды жители Украины убеждены, что население страны разделено на два непримиримых лагеря – прозападный и пророссийский. Вслед за ними так думают и власти. А между тем они куда более едины, чем разделены. Ведь мировоззрение и тех и других сформировано на одних и тех же базовых мифах.

Антагонизм «ватников» (оскорбительные синонимы: сепары, агенты Кремля) и «вышиватников» (оскорбительные синонимы: кастрюлеголовые, майдауны) стал возможен лишь благодаря общим для тех и других заблуждениям. Разберём некоторые из них.

Россия – это СССР

Отношение к Российской Федерации – ключевой мировоззренческий водораздел, созданный украинской государственной пропагандой. Будучи к ней более восприимчивыми, вышиватники ненавидят Россию и обвиняют её во всех своих бедах. Ватники же относятся к России позитивно, как к части своей общей бывшей Родины. Парадокс в том, что и те и другие воспринимают современную Российскую Федерацию как Советский Союз образца 80-х годов прошлого века.

Если бы и те и другие осознали, что современная Российская Федерация сегодня – это 100% капиталистическое государство, не имеющее в своей политической и экономической основе ничего общего с канувшим в небытие коммунистическим Советским Союзом, противостояния в украинском обществе не было бы вовсе.

Путаницу тут вносит современная российская пропаганда, которая для того, чтобы ублажить российских ватников, часто мимикрирует под СССР. По этой причине в российских СМИ на слово «капитализм» наложено табу, сохраняются памятники Ленину и прочая, чисто внешняя и ни к чему не обязывающая атрибутика.

Путин – всемогущ

Из первого заблуждения логически вытекает второе. Вышиватники ненавидят российского президента, считая его виновным во всём вплоть по природных катаклизмов. Ватники же относятся к Владимиру Путину по-разному. Одни – с откровенной симпатией, видя в нем надежду решения своих проблем. Другие – с обидой на то, что он бросил их на растерзание между Сциллой тоталитарной власти и Харибдой радикалов.

Как видим, в обоих случаях Владимир Путин ассоциируется с абсолютной властью, воспринимается как царь-самодержец.

На самом деле источником власти в любом капиталистической государстве является капитал. Поэтому руководитель любого капиталистического государства (президент, премьер-министр, бундесканцлер) есть продукт компромисса ключевых финансово-промышленных групп страны. Он не самостоятелен в своих решениях и всегда ориентируется на интересы тех корпораций, которые его привели к власти.

Украина должна возродиться

Вышиватники причину ухудшения условий своей жизни видят в происках России, а надежды на улучшение связывают с Западом – Европейским Союзом и США. Ватники, наоборот: причину ухудшения видят в деятельности Запада, а надежды связывают с тем, что Россия рано или поздно вмешается и «снесёт рассадник».

Как видим: при диаметрально различном отношении к причинам и следствиям, и те, и другие убеждены в главном, а именно в неизбежности возрождения страны как такового и ключевой роли в этих процессах неких внешних сил.

Вместе с тем, деградация всех сторон жизни на Украине и вытекающее отсюда снижение уровня жизни является исторически-обусловленным. Это продолжение процесса разрушения советской цивилизации со всеми вытекающими последствиями: снижением уровня образования, науки, падением нравственности и так далее.

Отсюда следует, что причина ухудшения жизни на Украине – внутри самих её жителей. При помощи политических инструментов этот процесс можно либо затормозить (как при Леониде Кучме и Викторе Януковиче) либо ускорить (как при Викторе Ющенко и Петре Порошенко), но в принципе невозможно повернуть вспять.

И самое главное, что объединяет ватников и вышиватников – это то, что свои заблуждения они ценят более всего. Что не удивительно, ведь и те и другие – продукты пропаганды, только разной.

Вышиватник

Вышиватник, собир. вышивата, иногда шароварник — насмешливое название украинского квасного патриота, слепо поддерживающего государственный курс. Возникло как реакция на Ватника и образовано соединением слов «вышиванка» + «ватник».

Содержание

[править] Образ

[править] Лубочный

Лубочный Вышиватник также известен как «Западенец — тухлое сало» [1] . Изображается весьма похожим на канонического ватника, только в виде шмата сала с двумя прослойками вверху, запорожским чубом, усами и таким же фонарём под глазом. Вместо ватных штанов и валенок носит шаровары и сапоги.

[править] IRL

Близок к свидомиту, только менее образован. Образ жизни не отличается от такого у ватника, общается на русском и суржике, лишь немногие в западных областях — на несколько полонизированном украинском. В разговоре с кацапами и отказавшимися скакать согражданами может использовать боевой суржик. В особо торжественных случаях некоторые представители надевают вышиванки и шаровары, благодаря которым получили оба названия.

[править] Кое-что о костюме

Слово «вышиванка» (рас.-укр. вишиванка), которой и обязан сабж своим названием, считается предметом национального костюма и гордости украинцев. В представлении массы людей вышитые рубахи являются исключительно украинской экзотикой, что совершенно неверно. Верхние сорочки с красной вышивкой — визитная карточка всех восточных славян (в том числе белорусов и великорусов). Отличия украинской вышиванки от белорусской и великорусской заключаются только в типе узоров (впрочем, узоры центральной Украины иногда могут оказаться более похожими на узоры Великороссии, чем на узоры Галичины) [2] . Таким образом, для подчёркивания украинскости и большей непохожести на псевдобратьев лучше национальным костюмом объявить полевую форму УПА.

Есть мнение, что общенациональный украинский костюм был изобретен уже в советское время. Мужской, с шароварами и кушаком («пасом») копирует костюм запорожцев, в свою очередь, вобравший многие элементы турецкого, а женский использует мотивы Прикарпатья [3] . Насчёт сапог: долгое время сапоги являлись предметом роскоши, поэтому их могли позволить себе лишь паны да богатые запорожцы. Обычной обувью украинских крестьян на протяжении веков были кожаные мокасины-постолы, а у полещуков — «финно-угорские» лапти-лычаки.

Украинский историк Кирилл Галушко опровергает утверждение, что шаровары — традиционная украинская одежда. По его мнению, казаки ходили в узких европейских штанах вроде кальсон или джинсов, а в нелепые азиатские шаровары их впервые нарядил Петр Первый, решив поквитаться таким образом за измену подвиг Мазепы (сомневается историк и в реальности «боевого гопака») [4] .

[править] Вышиватники и шароварники

Слово «шароварник» иногда употребляется как синоним «вышиватника» [5] . Однако, этот термин может трактоваться и совершенно иначе. Например в Украинской Википедии есть статья «Шароварщина», из которой выплывает совсем другой образ шароварника — украинца, подчёркивающего свою украинскость с помощью примитивных атрибутов, таких как вышиванка, шаровары и прочие элементы украинского костюма. В статье шароварщина определяется как «способ представления украинской культуры и идентичности с помощью псевдонародной крестьянской и казацкой одежды, элементов быта». В создании шароварщины Украинская Википедия обвиняет руководство СССР, что «отражало доктрину о бесперспективности всех национальных языков и культур в СССР, кроме русского». Некоторые советские фильмы об Украине также обвиняются в насаждении шароварщины. Интересно, что существует версия, связывающая сам термин «шароварщина» с главным советским режиссером фестивалей и культурных программ конца 1970-х Борисом Шарварко.

Тенденция отказа от советского наследия ведёт и к гневным выпадам против шароварничества (шароварництва). Например, певица Руслана открыто призвала «снять с себя шаровары». В том же заявлении удивлённые зрители узнали о шумерских корнях украинской культуры, а также о том, что Украина может соревноваться с Египтом по культурному достоянию [6] .

Мы страна значительно глубже, значительно историчнее, гораздо интереснее, аутентичнее, гораздо экзотичнее. Наши корни говорят о древних культурах и цивилизациях. Страна, которая имела скифов, сарматов, Триполье, шумеров, и нам бы с Египтом соревноваться каждый день по достоянию. А мы пользуемся референсами, которые нам навязал в свое время СССР, и воспринимаем себя, как остаток Советской Украины. «Шаровары» — это условно, не буквально, когда мы не знаем своей аутентичной культуры и пользуемся псевдонародным творчеством, которое нам просто заменили. Заменили теми песнями, которые написали, теми движениями, которые навязали.

[править] Употребление сабжа свидомыми

Некоторые украинские патриоты называют вышиватниками «русскоязычных в вышиванке» — украинских «русскоязычных патриотов». Употребляющие термин в этом значении утверждают, что вышиватники не настоящие патриоты, а «скрытая вата».

В действительности такие люди в лучшем случае очень ленивы. Но вероятнее они или неудачно скрытые украинофобы, или имеют какие-то интересы в России — культурные, семейные, бизнес и тому подобное. А могут быть попросту московскими агентами влияния, которыми до сих пор обильно пропитаны все общественные слои нашей страны.

Не имея возможности действовать открыто, как это делалось во времена Януковича, они вынуждены рядиться в вышиванки, продвигая при этом антиукраинской программу, главным и самым первым пунктом которой — и это откровенно провозглашают такие деятели как Путин и Лавров) является дальнейшее русификация Украины и сопротивление попыткам настоящего, а не показушного, украинского национального возрождения.

Известная украинская писательница Ирена Карпа (а известна преимущественно тем, что использует в своих произведениях ненормативную лексику) сняла мультфильм «Вишиватники» [9] (на июнь 2019 г. — 225 тысяч просмотров в Youtube). Язык мультфильма — суржик с небольшими элементами сквернословия (закрыто пищалкой), в одном из эпизодов присутствовал и элемент порнофильма (закрыто чёрным прямоугольником). Сабжи в сём опусе представлены как лицемерные и стяжательные граждане, не понимающие европейских ценностей и недолюбливающие сумевших чего-то добиться в жизни («олігархів, бізнесменів і богему»). В отличие от «классических вышиватников», Карпины любят ватников, бухают вместе и вообще непонятно чем от них отличаются. Национальным лидером для таких особей назван певец Поплавский. В конце фильма авторша позволила себе подколоть Ирину Фарион.

[править] Цитаты

В той же блогосфере есть куда более мирные слова, способные объединить, а не разъединить два государства. К примеру, забавный «вышиватник»―украинская вышиванка + российский ватник. А почему бы и нет? Лишь бы взаимопонимание.

Я тут с вышиватником схлёстнулся в Интернете! Ну и тупые! Утверждает, что нет никаких русских, а есть мордва, мокша, меря и язык у нас не славянский! Хотя все знают, что нет никаких украинцев, есть ополяченные и отуреченные русские и язык придумали в австро-венгерском генштабе.

Типичный ватник – это шовинист, националист. Не то чтобы быть националистом – плохо. Это просто особый вид национализма – бездумный, иррациональный. Гомофобия, опять-таки. Вечное недовольство. Ватники и вышиватники вечно всем недовольны. Это обычный недалекий озлобленный человек. Такой же, как и русский ватник. Невежественный.

Я ждала после Майдана реальную культурную революцию. <…> Я очень счастлива, что у нас есть день вышиванки. Но не ругайте меня и тем более потом не критикуйте в соцсетях — давайте снимем с себя шаровары.

Тому я тоді якраз і зробила цю серію мультику, щоб показати, що «вишиватник» дорівнює «ватнику». Це дві рівні сутності, просто з протилежними знаками. Хоча й не з такими вже протилежними, якщо ми до них придивляємося. Основа та ж сама.

Вышиванка – это код нации. Это, собственно, украинцам очень запрещали вышиванки. Так как язык, веру. И все-таки национальная одежда для каждого региона имеет большое значение и символы в вышитых рушниках, рубахах. И это очень важно для нации, объединения.

[править] Оценки

Российское и украинское общество очень похожи между собой, поэтому неудивительно, что в обоих есть ура-патриоты, которые ведут себя довольно похоже. Такие на самом деле есть в любом обществе. Я вот, например, слышал про польских и японских. Такой тип людей – необходимый компонент политической культуры. Патриотизм в любой стране представлен в диапазоне от просвещенного и умеренного до того, который строит существование на нарушении конвенций о политическом приличии и правах других народов и групп общества. Другое дело – дают ли этому ура-патриотизму в другом государстве разгуляться другие общественные силы. У нас, например, дума была черносотенной именно потому, что другие силы были не так мощны.

Поведение таких ура-патриотов нам часто кажется нелепым, но у них есть своя логика. Они исходят из безусловного ценностного превосходства всего «нашего» по отношению к «чужому» и снимают с себя обязательства по отношению ко всем, кроме «своих». Как только они это делают, оказывается, что любой жест в адрес «чужих» допустим, любая выдумка — ненаказуема. Но то, что так себя ведут индивидуумы, — нормально. Гораздо опаснее, когда так себя начинают вести институты, в частности, институт медиа.

Вражда нагнетается и там, и здесь, и поэтому ура-патриоты России и Украины ведут себя очень похоже. Разница только в том, что для украинцев главный враг — Россия, а для россиян — Запад и США, которые якобы спонсируют «пятую колонну». Конфликт между государствами — хороший повод для властей разобраться со своими противниками не только извне, но и внутри страны. В спокойное время делать это не так удобно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector