1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

БЮРО ПЕРЕВОДОВ

Читаем Льва Толстого со словарём

chitaem-lva-tolstogo-so-slovarjom

С самого раннего детства мы знакомимся с творчеством гениального писателя Л.Н.Толстого.

Его рассказы для детей, наверное, навсегда в памяти каждого из нас: «Лев и собачка», «Косточка», «Филипок», «Прыжок», «Пожарные собаки», «Акула», «Кавказский пленник», «Девочка и грибы» и многие, многие другие. Все они учат нас любви к ближнему, чуткости, справедливости. Посыл писателя нам ясен и остается с нами на всю жизнь.

А вот чтение «взрослой» литературы (романов, повестей, драматических произведений) у многих вызывает трудности из-за большого количества агнонимов, то есть слов, которые неизвестны, непонятны или малопонятны современному читателю.

К таким словам относятся архаизмы и историзмы. Разница между ними в том, что любому архаизму непременно соответствует синоним, по каким–то причинам ставший более удобным для употребления в речи, а у историзмов современных синонимов нет.

Произведения, написанные более 150 лет назад, естественно, отражают быт и реалии давно ушедших дней, поэтому, чтобы полностью уловить авторский замысел Толстого, читать его лучше всего со «словарем». Вот небольшой перечень архаизмов и историзмов, встречающихся в произведениях писателя:

Армяк – верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём
Архалук – кавказский плотно прилегающий к телу кафтан с высоким стоячим воротником
Бездольный – одинокий, обездоленный
Брегет – старинные карманные часы с боем, отличавшиеся большой точностью и показывавшие числа месяца
Бричка (польск. bryczka, bryka) – известная с XVII века лёгкая повозка для перевозки пассажиров с открытым или закрытым кузовом
Брульон – черновик (письма и т.п.)
Бурка – на Кавказе: род плаща из мохнатого овечьего или козьего войлока
Бюро – стол с ящиком для хранения бумаг
Венгерка – гусарская куртка с нашитыми поперечными шнурами по образцу форменной одежды венгерских гусар
Взбулгачиться – растревожиться, переполошиться, быстро собраться
Висюга – женщина, которая виснет на шее у мужчин
Вожжи – часть упряжи, состоящая из длинных ремней или веревок и служащая для того, чтобы править лошадью
Гомонить – громко разговаривать
Гумно или ток – площадка для молотьбы сжатого хлеба
Гусар – военный из частей легкой кавалерии, отличавшихся особой формой венгерского образца
Депе́ша (фр. Dépêche, от dépêcher – спешить) – первоначально так называлось письмо, посылаемое с курьером в экстренном случае. С изобретением электрического телеграфа всякое сообщение, передаваемое путём электричества, хотя бы и между частными лицами, получило название депеши
Допелькю́мель (нем. Dopperkümmel) – сорт сладкой анисовой водки
Дормез (фр. dormeuse, от dormir – спать) – дорожная карета, устроенная так, что в иск можно было лечь во весь рост в таким образом удобно спать
Дрожки – лёгкий четырёхколёсный двухместный открытый экипаж на рессорах
Ерыга – пьяница, беспутный
Жабо (фр. jabot — «птичий зоб») – отделка блузки, платья или мужской рубашки в виде оборки из ткани или кружев, спускающейся от горловины вниз по груди, также разновидность воротника
Жамкнуть – кусать, грызть
Жи́то – название «хлеба в зерне» (рожь, пшеница, ячмень), преобладающего в данном районе
Жнивьё – поле, где сжаты злаки
Замать – трогать, задевать кого-либо
Замолаживать – заволакивать тучами
Зачивреть – зачахнуть
Зыбка – колыбель, люлька
Камерге́р (нем. Kammerherr – дворянин комнаты) – придворная должность, придворный чин высокого ранга (1711—1809) и почётное придворное звание (1809—1917)
Ка́пор – женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы, обрамляющей лицо широкими жесткими полями, капор удерживался на голове мантоньерками – широкими лентами, завязывавшимися под подбородком бантом
Каптенармус – унтер-офицерский чин, воинское звание и воинская должность в ряде армий и флотов вооружённых сил государств мира, в прошлом и в настоящее время
Кауриться — упрямиться
Квартальный надзиратель или просто квартальный – с 1782 года до середины XIX века должностное лицо городской полиции в Российской империи. Надзирал за порядком в определённом квартале
Киот – ящик со стеклом или небольшой шкаф для икон
Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин
Клавикорды – фортепьяно старинного типа четырехугольной формы
Козюля – ядовитая змея
Колотовка – злая, сварливая женщина
Консисто́рия (лат. consistorium – место собрания; совет): Консистория – в Русской православной церкви учреждение при епископе по управлению епархией
Корпия – растеребленная ветошь, нащипанные из старой льняной ткани нитки, употреблявшиеся как перевязочный материал
Корпуленция – крупное телосложение, толщина
Костричиться – сердиться, упрямиться
Кушак – пояс из широкого куска ткани или шнура
Ластовики – цветные вшитые полосы на рубахе
Ливрейный лакей – то есть лакей в ливрее, форменной одежде особого покроя и определённого цвета
Ломберный стол – обтянутый зелёным сукном раскладной стол для игры в карты (от названия старинной карточной игры)
Лежень – лентяй, лежебока
Лорнет – разновидность очков, отличающаяся от пенсне тем, что пара линз удерживается с помощью рукоятки, а не посредством зажима в области носа
Лощина – низко расположенная долина
Мази́ха – любовница
Маркитантка – торговка, следующая за войском
Мочливый – дождливый
Настрыкаться – научиться, приобрести навык
Нафабренные усы – нафабривать, нафабрить усы или бакенбарды, намазывать фаброю
( нем. Farbe), красить, чернить, придавая им и лоск и жесткость
Нехалявый – неопрятный, неряха
Облучок или козлы – сиденье для кучера в передке экипажа
Облыжно – заведомо ложно, несправедливо
Обоз – вереница (цепочка) подвод, повозок, саней и тому подобное, перевозящих какие-либо грузы или людей
Обсидеться – успокоиться, прийти в себя
Ови́н – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой
Осик – часть леса, на котором расположена пасека
Оттоманка – широкий и мягкий диван с подушками, заменяющими спинку
Пандигашки – маленькие дети
Пенсне – (из фр. pince–nez от pincer — защемить и nez — нос) – очки без заушных дужек, держащиеся на носу посредством зажимающей переносицу пружины
Перекладные – экипаж с лошадьми, сменяемыми на почтовых станциях
Погребец – дорожный сундучок с напитками и съестными припасами
Подвода – повозка, телега, обычно грузовая, приводимая в движение конной тягой
Полицме́йстер, полицеймейстер (нем. Polizeimeister) – в Российской империи начальник полиции во всех губернских и других крупных городах
Посыкнуться – сделать попытку, попытаться
Приёмисто – радушно, приветливо
Раина, раины – пирамидальный тополь
Распустеха – плакса
Редингот – разновидность костюма для занятий верховой ездой, представлявшая из себя нечто среднее между пальто и длинным сюртуком с прямыми полами и шалевым воротником
Рескри́пт (лат. rescriptum) – в Российской империи, с начала XVIII века, правовой акт (личное письмо императора), в частности – данное на имя высокопоставленного лица (обычно члена Императорской фамилии, министра, митрополита и т. п.) с выражением ему благодарности, объявлением о награде или возложением на него поручения
Ридикюль – (фр. réticule ← лат. reticulum — сетка) – женская сумочка на длинном шёлковом шнуре, украшенная вышивкой; надевалась на руку
Роброн – очень широкое женское платье с округленным шлейфом
Рундук – большой ларь с поднимающейся крышкой, используемый как скамья
Салоп – верхняя женская одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами; скреплялась лентами или шнурами
Сдаточный – тот, кто отдан в рекруты
Скирда́, скирд – плотно сложенная, сужающаяся кверху масса сена, соломы или снопов, которой придана продолговатая прямоугольная двускатная форма, предназначенная для хранения под открытым небом
Скурёха или шкурёха – нерадивая, недомовитая, гулящая женщина
Субой – снежный сугроб
Сюртук – длинный, обычно до колена, однобортный или, реже, двубортный предмет мужского гардероба, обычно приталенный. Основа элегантного костюма XIX века, носился, как правило, с жилетом
Травник – настойка на какой-нибудь траве
Тютюн – табак (преимущественно низкого сорта)
Турню́р (от фр. tournure — «осанка, манера держаться») — модное в 1870—1880-х годах приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье ниже талии для придания пышности фигуре
Ухватистый – ловкий, проворный в работе
Фофан – недалекий, ограниченный человек; простофиля
Фейерверкер (от нем. Feuer и Werker — работник огня) – унтер–офицерский чин (звание и должность) в артиллерийских частях русской императорской армии
Фрак (фр. fraс) – мужской вечерний костюм особого покроя, для официальных мероприятий, состоящий из пиджака, короткого спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, и брюк с атласными лампасами
Фуражировка – заготовка продовольствия и фуража, производимая войсками
Чувяки – мягкая кожаная обувь без каблуков, распространённая на Кавказе, в Крыму и Средней Азии.
Чуйка – верхняя мужская одежда из тёмного сукна, прямого кроя, иногда воротник разукрашивался бархатом или мехом
Шабала – пустой человек, балаболка
Шваркнуть – бросить сильно со злобой, досадой
Шепталы – сушеные абрикосы или персики с косточками

Читайте так же:
Loloblues это джинсы чьи

История национального костюма. Как казаки переняли одежду черкесов?

Национальная одежда – не просто костюм. Она отражает климатические и географические особенности местности проживания народа, его эстетические вкусы и взгляды. Она отражает характер нации, взгляды на мужественность и женственность, идеалы красоты. Все это в полной степени относится к мужскому костюму адыгов (черкесов).

«История этого наряда насчитывает тысячу лет. Исходная горская одежда мало отличалась от нарядов тюркоязычных кочевников и хазар: распашной приталенный кафтан с поясом, штаны, заправляемые в сапоги, и повязка в качестве головного убора. Таким, как мы его знаем, национальный костюм стал к концу XVIII – началу XIX вв.», — рассказывает кандидат исторических наук Александр Савельев.

Для воина — идеально

Основа мужского костюма адыгов — черкеска. Это однобортный распашной приталенный кафтан длиной ниже колен. Без воротника, с широкими и короткими рукавами, с узким кожаным ремнем на талии. Ремень обычно украшали медными или серебряными бляшками, также на нем носили ружейные принадлежности и холодное оружие.

Черкеска была идеальной одеждой для конного воина, участвующего в дальнем набеге: не стесняет движений, удобна для верховой скачки, практична, согревает в ненастье. Да еще и с полезными мелочами! Прежде всего, это газырницы – особые нагрудные карманы, обычно из кожи, для деревянных или костяных пенальчиков (газырей). Хранились в них отмерянные дозы порохового заряда, и завернутые в промасленную тряпицу круглые пули для дульнозарядного ружья или винтовки. В крайних газырях обычно помещались сухие щепки для растопки костра (кресалом служила пряжка ремня). После распространения винтовок в газырях нашлось и место для капсюлей. Один из газырей заполняли запасом еды – прессованной, концентрированной смесью из пшена, мяса, сухого бульона и специй. За несколько минут из неё можно было получить вкусный и питательный мясной суп. Количество газырей колебалось от четырех до восемнадцати на каждой стороне груди.

Читайте так же:
Левайсы 511 джинсы отличить от подделки

Походные черкески шили из сукна неброских цветов – черного, серого, бурого. Праздничные — из более тонких тканей ярких расцветок — красных, синих, зеленых, золотисто-желтых, коричневых, фиолетовых. Рабочие черкески были без газырей. Для стариков шили черкески с удлиненными рукавами, согревающими кисти рук.

Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет – еще один вид кафтана или полукафтана с высоким, стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Богатые горцы шили бешметы из тонкой шерсти, шелка ярких расцветок, крестьяне – из домотканого сукна, позже из бумажной ткани. В быту бешмет часто носился без черкески. Существовали теплые варианты бешметов, стеганные на вате. Другие варианты горского кафтана — архалук (сходный с бешметом) и чекмень (среднее между халатом и кафтаном).

Штаны носили самого простого кроя. Две штанины соединялись ромбовидным клином и собирались у пояса шнурком. Обувью черкесам служили мягкие ноговицы и чувяки – без каблуков и с закрытой пяткой. Обычные горцы носили чувяки из бычьей или буйволиной кожи, князья – из тонкого сафьяна, украшенные галунами и золотой вышивкой.

От древности – до наших дней

Важным элементом была бурка — изготовленный из войлока безрукавный плащ белого, черного или бурого цветов. Существовали бурки для всадников (длинные, ворсистые, со швами, образовывавшими широкие плечевые выступы) и пеших (короткие, гладкие, без швов). Ценность бурки в походе была огромна. Всадник прикрывался ею от ветра, дождя или палящего солнца, на привале ею укрывался, в бою бурка могла защитить от стрелы или пули на излете, непрямого скользящего удара клинком.

Самые известные охотники имели специально изготовленные для них «суровые» бурки из шерсти убитых ими животных с нашитыми на изнанку когтями и клыками. Подобным буркам приписывались магические свойства притягивать врагов и зверей, а потому их категорически не рекомендовалось носить обычным путникам и пастухам. Надо отметить, что бурка, вероятно, является самым древним элементам горского костюма, которому 2300 лет. Исследователь А. Кавказов предполагает, что ранними вариантами бурок могли быть черные плащи, упоминаемые еще Геродотом, описывавшим прикавказские страны и народы.

Головными уборами к горскому костюму служили папахи и башлыки. Первые представляют собой меховые шапки (из овчины или каракуля) самых разнообразных форм и высоты, что зависело от традиций разных народов. Башлык же – это остроконечный суконный капюшон с длинными концами-лопастями для обматывания вокруг шеи. Его надевали на голову или на другой головной убор для защиты от зноя или непогоды.

Читайте так же:
Какие сумки носят с джинсами

Одежда горцев оказалась настолько удобной и практичной в суровых условиях Кавказских гор, что распространилась среди всех окрестных народов. Незначительно различались лишь детали. К концу первой четверти XIX в. ее переняли терские и линейные казаки, сначала неофициально, но уже в 60-е гг. горский костюм стал униформой Кубанского казачьего войска. А его отдельные элементы распространились куда шире и вообще оказали огромное влияние на российскую военную униформу и одежду.

Так, бешмет на вате стал прообразом знаменитого ватника, а его укороченный вариант превратился в гимнастерку. Некоторые исследователи предполагают, что башлык стал прообразом будёновки, хотя более традиционная теория видит в ее прототипе древнерусский шлем-шишак, не случайно же исходное название этого головного убора было «богатырка». С 1913 года папаха стала головным убором личного состава сухопутных войск Российской Императорской армии, а в Красной/Советской армии она служила зимней шапкой для полковников и генералов до 1992 года, вернувшись в этом же качестве в современные Российские войска с 2005 г. Полный же кавказский костюм и сейчас с гордостью носят кубанские казаки.

О его крестьянах мы почти ничего не знаем, и это не случайно.

". С полицеймейстером и прокурором Ноздрев тоже был на «ты» и обращался по-дружески. " ". Чичиков узнал Ноздрева [. ] который с ним в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он с своей стороны не подал к тому никакого повода. "

". Лицо Ноздрева, верно, уже сколько-нибудь знакомо читателю. Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут еще в детстве и в школе за хороших товарищей и при всем том бывают весьма больно поколачиваемы. В их лицах всегда видно что-то открытое, прямое, удалое. Они скоро знакомятся, и не успеешь оглянуться, как уже говорят тебе «ты». Дружбу заведут, кажется, навек: но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке. Они всегда говоруны, кутилы, лихачи, народ видный. Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами; В картишки, как мы уже видели из первой главы, играл он не совсем безгрешно и чисто, зная много разных передержек и других тонкостей, и потому игра весьма часто оканчивалась другою игрою: или поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам, так что возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних. И что всего страннее, что может только на одной Руси случиться, он чрез несколько времени уже встречался опять с теми приятелями, которые его тузили, и встречался как ни в чем не бывало, и он, как говорится, ничего, и они ничего. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории. Какая-нибудь история непременно происходила: или выведут его под руки из зала жандармы, или принуждены бывают вытолкать свои же приятели. Если же этого не случится, то все-таки что-нибудь да будет такое, чего с другим никак не будет: или нарежется в буфете таким образом, что только смеется, или проврется самым жестоким образом, так что наконец самому сделается совестно. И наврет совершенно без всякой нужды: вдруг расскажет, что у него была лошадь какой-нибудь голубой или розовой шерсти, и тому подобную чепуху, так что слушающие наконец все отходят, произнесши: «Ну, брат, ты, кажется, уж начал пули лить». Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины Такую же странную страсть имел и Ноздрев. : распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстроивал свадьбу, торговую сделку и вовсе не почитал себя вашим неприятелем; напротив, если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески В ту же минуту он предлагал вам ехать куда угодно, хоть на край света, войти в какое хотите предприятие, менять все что ни есть на все, что хотите.

Вот какой был Ноздрев! Может быть, назовут его характером избитым, станут говорить, что теперь нет уже Ноздрева. Увы! Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане

Читайте так же:
Джинсы пуш ап от глория джинс

Ноздрев был занят важным делом; целые четыре дня уже не выходил он из комнаты, не впускал никого и получал обед в окошко, – словом, даже исхудал и позеленел. Дело требовало большой внимательности: оно состояло в подбирании из нескольких десятков дюжин карт одной талии, но самой меткой, на которую можно было бы понадеяться, как на вернейшего друга. Работы оставалось еще, по крайней мере, на две недели [. ] Ноздрев был очень рассержен за то, что потревожили его уединение . " (Ноздрев готовит карты для обмана игроков)

· Обед у Ноздрева:

". Закусивши балыком, они сели за стол близ пяти часов. Обед, как видно, не составлял у Ноздрева главного в жизни; блюда не играли большой роли: кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось.

Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку: стоял ли возле него перец – он сыпал перец, капуста ли попалась – совал капусту, пичкал молоко, ветчину, горох – словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выдет.

Зато Ноздрев налег на вина: еще не подавали супа, он уже налил гостям по большому стакану портвейна и по другому госотерна [. ] Потом Ноздрев велел принести бутылку мадеры, лучше которой не пивал сам фельдмаршал. Мадера, точно, даже горела во рту . "

· портрет, описание внешности Ноздрев.

". вошел чернявый его товарищ, сбросив с головы на стол картуз свой, молодцевато взъерошив рукой свои черные густые волосы. Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его. " ". Сам хозяин [. ] ничего не имел у себя под халатом, кроме открытой груди, на которой росла какая-то борода. Держа в руке чубук и прихлебывая из чашки, он был очень хорош для живописца, не любящего страх господ прилизанных и завитых, подобно цирюльным вывескам, или выстриженных под гребенку. "

Одежда Ноздрева ". в полосатом архалуке*. " (* архалук — кавказский кафтан с высоким стоячим воротником. Шился из кашемира, атласа, сатина) ". Порфирий был одет, так же как и барин, в каком-то архалуке, стеганном на вате, но несколько позамасленней. " (слуга Порфирий одет так же, как барин)

· Усадьба и хозяйство Ноздрева

В усадьбе Ноздрева есть поля, пруд, мастерские, конюшни и т.д. Однако неизвестно, как выглядят крестьянские избы, господский дом и другие постройки в его усадьбе. У Ноздрева есть приказчик, который занимается всеми хозяйственными делами.

Сам Ноздрев не вникает в детали, а только ругает своего приказчика: ". я к тебе сейчас приду. Нужно только ругнуть подлеца приказчика. "

Когда к Ноздреву приезжает Чичиков. тот устраивает гостю экскурсию по имению. В первую очередь он показывает Чичикову главную достопримечательность имения — своих коней: ". Прежде всего пошли они обсматривать конюшню, где видели двух кобыл, одну серую в яблоках, другую каурую, потом гнедого жеребца, на вид и неказистого, но за которого Ноздрев божился, что заплатил десять тысяч. " ". Потом Ноздрев показал пустые стойла, где были прежде тоже хорошие лошади . " (Ноздрев проиграл своих коней-рысаков)

Кроме того, у Ноздрева есть еще одна гордость — волчонок, живущий на привязи: ". Потом Ноздрев повел их глядеть волчонка, бывшего на привязи. «Вот волчонок! – сказал он. –Я его нарочно кормлю сырым мясом. Мне хочется, чтобы он был совершенным зверем!». "

По словам Ноздрева, в его пруду якобы обитают огромные рыбы (что, конечно, неправда): ". Пошли смотреть пруд, в котором, по словам Ноздрева, водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку. "

Собаки являются самой большой слабостью господина Ноздрева. У него в усадьбе живет множество собак самых разных пород и мастей: ". повел их к выстроенному очень красиво маленькому домику, окруженному большим загороженным со всех сторон двором. Вошедши на двор, увидели там всяких собак, и густопсовых, и чистопсовых, всех возможных цветов и мастей…. Ноздрев был среди их совершенно как отец среди семейства; все они, тут же пустивши вверх хвосты, полетели прямо навстречу гостям и стали с ними здороваться. " В имении Ноздрева есть кузница и сломанная мельница, где недоставало порхлицы*. (*- гайка на верху мельничного жернова)

Читайте так же:
Дождевик для бега nike

показав Чичикову лошадей и собак, Ноздрев ведет гостя на свои поля. Судя по всему, это означает, что Ноздрев не считает нужным показывать гостю хозяйственные постройки (амбары с зерном или бочки с медом, если они есть). Вероятно, в этом смысле ему просто нечем похвастаться:

У Ноздрева в имении нет приличных дорог. Это также характеризует его как плохого хозяина: ". Гости воротились тою же гадкою дорогою к дому. "

· Крестьяне Ноздрева

Автор не уточняет ни их количество, ни их условия жизни. Автор не описывает то. как выглядят крестьянские избы и в каком они состоянии. Вероятно, избы крестьян находится в плохом состоянии. Иначе Ноздрев обязательно похвастался бы ими, как и своими собаками.

У Ноздрева есть много "мертвых душ" (умерших крестьян). Это значит, что у него, вероятно, много крепостных. Также это может означать, что крестьяне умирают из-за плохих условий жизни, болезней и т.д.:

В деревне Ноздрева на полях идут работы: Помещик Ноздрев возит свой товар на ярмарку. Судя по всему, крестьяне Ноздрева производят ценные товары, которые хорошо продаются: ". У меня все, что ни привезли из деревни, продали по самой выгоднейшей цене. "

Статуэтка «Пушкин на диване». ЗиК, 1949 год

Майоликовая статуэтка «Пушкин на диване», созданная на Фаянсовом заводе им. М.Калинина (ЗиК) в городе # Конаково в 1949 году — специально к 150-летию со дня рождения поэта. Высота — 17 см., размер основания — 18х35 см. «Солнце русской поэзии» в свободном халате возлежит среди подушек и книг на кушетке, склонившись с пером над рукописью со своим очередным бессмертным произведением. Причем цветная глазурь нанесена только на обстановку в комнате, сам же поэт остается нетронутым — как и положено «гению чистой красоты».

Автор этого удачного фаянсового образа, впервые воплощенного на Конаковском заводе еще в 1937 году (к 100-летию со дня смерти поэта), — мастер декоративно-прикладного искусства Исидор Фрих-Хар (1893-1978). Эта статуэтка принесла Исидору Григорьевичу золотую медаль Всемирной Парижской выставки в 1937 году, а Конаковский фаянсовый завод там же был удостоен высшей награды — «Гран При».

Исидор Фрих-Хар

Однако призовая статуэтка Фрих-Хара немного отличалась от более поздней реплики, представленной в нашей коллекции артефактов: изначально у фаянсового Александра Сергеевича из-под пледа выглядывала голая нога. За эту «вольность» скульптор в свое время выслушал немало критики. «Иногда разве скульптор возьмет да и вытянет непомерно, да к тому же еще и слегка переломает Пушкину ноги, как это, например сделал Фрих-Хар в своей статуэтке из цветного фаянса», — читаем мы в книге Михаила Беляева «Отражение юбилея Пушкина в изобразительном искусстве» (1937 год). Так что в массовое производство поэт отправился в задрапированной версии.

Версия статуэтки Пушкина с высунутой из-под пледа ногой

Судя по всему, идею изобразить Александра Сергеевича подобным полулежащим образом скульптор почерпнул из знаменитой картины шведского художника Карла Мазера. Он написал портрет Пушкина по просьбе его безутешного друга Павла Нащокина, спустя два года после гибели поэта, в 1839-ом. Причем сам Нащокин и позировал Мазеру! Швед, никогда не видевший Александра Сергеевича, очень условно изобразил его внешность, но сделал особый акцент на деталях, на которые указал Нащокин: поэт полулежит в любимом клетчатом архалуке (кавказский кафтан с высоким стоячим воротником), в руках — книги и знаменитый перстень-талисман с магической надписью, подаренный все тем же Нащокиным.

В СССР же со второй половины 1930-х годов появилось немало различных реплик диванного Пушкина, выпускавшихся и на других фаянсовых заводах: поэт со столом и без, за беседой с няней, совсем юный, на природе, на дуэли, в росписи и без.

Удивительное дело, но полулежащая поза именно этого поэта нам кажется вполне естественной. Может поэтому современный московский скульптор Александр Рукавишников изваял бронзового «Отдыхающего Пушкина» именно таким.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector