1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Всемирный конгресс татар Межрегиональная общественная организация

Тюбетейка – лучший подарок

Тюбетейка – лучший подарок

Нет, пожалуй, более яркого и запоминающегося татарского сувенира, чем тюбетейка.

С историей национального головного убора и технологией его изготовления журналистов городского пресс-центра FIFA в Казани познакомила сегодня мастер Гузэль Тимербулатова. В наши дни тюбетейка является важной частью костюма мусульманина. Некоторые носят этот головной убор каждый день. Но большинство надевает тюбетейку лишь по особым случаям. Например, во время похода в мечеть, никаха или других важных семейных или религиозных событий. Этот головной убор – всегда желанный подарок верующему (впрочем, необязательно) человеку. В знак уважения к его религии, положению, возрасту…

Тюбетейки до сих пор носят как символ принадлежности к определенным национальностям и религиям, утверждает Гузэль Тимербулатова, однако для большинства городских татар тюбетейка выполняет больше декоративные функции.

У волжских татар тюбетейка издревле выполняла больше практическую функцию и служила «подшлемником» для воинов. Такой головной убор внешне больше походил на узбекскую тюбетейку, облегая голову. «В XIX веке и позднее, во времена Габдуллы Тукая, начались изменения в моде, и на территорию казанского края из Турции пришла близкая к современной, уже привычной нам, форма тюбетеек-таблеток. То есть та «низкая» тюбетейка, которую мы сегодня знаем, изначально не была татарским национальным головным убором, это европеизированный вариант», – пояснила Гузэль.

По внешнему виду тюбетейки можно было судить не только о достатке, возрасте и сословии ее владельца, но и о роде его занятий. Женская тюбетейка меньше по размерам, чем мужская, она прикрывает только макушку. Вместе с хозяйкой рос и головной убор – у молодых девушек были совсем миниатюрные тюбетейки, тогда как более взрослые дамы старались убрать под нее волосы. Вышивка на женских тюбетейках была разнообразнее и богаче, а формы орнаментов – округлее. Тюбетейки до сих пор носят как символ принадлежности к определенным национальностям и религиям, утверждает Гузэль Тимербулатова, однако для большинства городских татар тюбетейка выполняет больше декоративные функции. Все изделия Гузэли – ручная работа. Она выбрала для своих тюбетеек бархат и бисер и работает лишь с этими «благородными» материалами. Говорит, что так головные уборы выглядят более нарядными, колоритными. Разумеется, сегодня тюбетейки шьются и на фабриках, но расшить их бисером, да еще и так изящно, на производстве не получится. «Бисером в промышленном масштабе невозможно вышить. А у меня все – ручная работа», – с гордостью отметила мастерица.

По внешнему виду тюбетейки можно было судить не только о достатке, возрасте и сословии ее владельца, но и о роде его занятий.

Она предупредила, что целиком тюбетейку сделать в рамках рядового мастер-класса не получится – на пошив и оформление одной такой «шапочки» уходит около двух недель, в зависимости от сложности узора и размера. Но собравшиеся (девушки в основном, конечно) не стали унывать, так как им доверили расшить прямоугольники ткани бисером, а подбор блестящих камушков – весьма увлекательное занятие! И хотя унести домой свою собственную тюбетейку вчера никому не удалось, журналисты и волонтеры почувствовали себя настоящими татарскими кутюрье.

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»

«Каждый, надевая кәләпүш, заявляет о своей национальной принадлежности, не сказав ни единого слова…»Фото: Бем Е. Азбука. 5 вып. Париж, 1913-1914

Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак. И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор. Каляпуш — наиболее популярную ее форму — носят и люди, которые зачастую не соблюдают религиозных обрядов, но чтят национальные традиции. Подробнее о феномене татарской тюбетейки, его видах и вариантах изготовления рассказывает этнограф, наш колумнист Дина Гатина-Шафикова в своей очередной авторской колонке «Реального времени».

Народный маркер

В наше время, несмотря на то, где живет мальчик или седой старец (от Австралии до Америки), надевая тюбетейку, он заявляет о своей национальной идентичности. Так, этот головной убор стал безусловным маркером как для самих татар, так и для других окружающих народов.

Читайте так же:
С каким шарфом носить норковую шубу с английским

Невзирая на тот факт, что тюбетейка стала своеобразным брендом, необходимо учитывать, что она не является чисто татарским изобретением. Подобное присуще многим другим тюркским и среднеазиатским народам. По одной из версий, этот головной убор появился у татар в связи с необходимостью подшлемника для средневековых воинов. По другой считается, что его стали использовать из-за проникновения ислама в Поволжье, в соответствии с которым мужчинам следует покрывать голову как дома, так и в общественных местах.

Итак, что такое тюбетейка (тат. түбә — крыша, вершина) — это нижний головной убор (надевается на макушку головы), носимый в помещении, часто повторяющий по форме выходной (верхний), так как носился совместно.

Всего у волго-уральских татар насчитывается два типа тюбетеек. Первый — такыя (считается более древней формой) в виде небольшой тканевой шапочки, остов которой кроился из четырех клиньев. В ранних вариациях, до середины XIX века, с чуть заостренным верхом, позднее уже возникают полусферической формы. Шились они из разнообразных тканей — шелк, парча, бархат, хлопок и пр. Могли украшаться вышивкой, канителью, пайетками, позументом и другими декоративными деталями.

Солнцев Ф.Г. Одежды русского государства. СПб. 1869.

Распространенный тип — каляпуш

Второй тип — кәләпүш, наиболее распространенный в наш дни, в виде низкого усеченного цилиндра, с твердым околышем (обод головного убора, та часть его, которая облегает голову) и плоским верхом. Материал изготовления — бархат (наиболее часто используемые цвета — черный, зеленый, хотя вполне возможно встретить и другой окраски), простеган обычно машинной строчкой, иногда украшен вышивкой или другими декоративными элементами.

Однако в более ранний период при изготовлении тюбетеек второго типа использовали не только ворсовые ткани, но и другие — парчу, шелк и прочие, обильно украшенные различными декоративными элементами. Подобные украшенные головные уборы были описаны этнографом и географом Н.И. Воробьевым в работе «Материальная культура татар». Исследователь отмечает, что наиболее богатые тюбетейки изготавливаются из парчи, на них нашивается несколько горизонтальных рядов из серебряного или золотого галуна (тесьма, шитая золотом, серебром, цветной мишурой). Такие тюбетейки чаще всего делаются по типу такыя, но очень жесткими. Расшиваются также бисером и жемчугом. Приходилось видеть тюбетейки, сплошь расшитые бисером со сложным орнаментом, а также унизанные жемчугом, причем растительный орнамент на них создан подбором более крупных жемчужин на фоне мелких.

Встречаются головные уборы, которые полностью расшиты золотом или серебром. Такие тюбетейки, особенно жемчужные, стоят колоссальных денег и надеваются только в наиболее торжественных случаях.

«Русские народы. Наброски пером и карандашом». 1894. Автор изображения — Белянкин Л.Л.

Описанные выше головные уборы, сходны с образцами, датируемыми серединой XIX века, которые хранятся в крупнейших музеях страны: Национальном музее Республики Татарстан ( Казань), Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург) и др.

При этом сама форма усеченного цилиндра с плоским верхом, да и материал (бархатные ткани) изготовления, являются наиболее поздней вариацией, и в обиходе у татар они появились лишь в конце XIX века (сначала среди мужчин Казани и Заказанья, а со временем и у других территориальных групп). Как было отмечено казанским этнографом С.В. Сусловой, подобные головные уборы в конце XIX – начале ХХ века, обычно черного цвета, пользовались особенно большим спросом среди интеллигенции. Их часто носили в комплексе с коротким казакином и брюками европейского покроя.

Начало ХХ века. Учителя и ученики медресе при мечети «Хусаиния» в г. Оренбурге

Турецкие веяния

Но несмотря на любовь интеллигенции к лаконичным простым уборам, в быту у разных слоев татар были кәләпуш и других цветов (синие, зеленые, бордовые и пр.). Их украшали вышивкой золотыми нитями и бисером. При всем разнообразии моделей все же наблюдалась некая возрастная дифференциация — яркие и вышитые тюбетейки носила молодежь, а более скромные, часто вовсе никак не украшенные, предназначались старшему поколению.

Читайте так же:
Как украсить варежки — техника вышивки бисером

К тому же нельзя не описать такое модное явление, которое скорее всего связано с турецким влиянием, а именно нашивание кисточки на манер турецкой фески. Имело это не повсеместное распространение, а было характерно в основном для городского населения.

Касаемо самого пошива, Н.И. Воробьев достаточно подробно описал сам принцип изготовления: «Шьются они из различных материй, чаще всего бархата или манчестера (ворсовая хлопчатобумажная ткань, наподобие бархата, велюра или вельвета), реже из шелка. Подкладка из бумажной материи (хлопчатобумажная ткань). Тюбетейки делаются почти всегда полужесткими и имеют тонкую стежку, причем между каждой полоской стежки закладывается веревочка. Стегаются они мелким стежком, так что на поверхности он почти не заметен. Кроятся они так, что околыш и верх делаются отдельными и затем сшиваются».

То есть особенность татарской тюбетейки заключается еще и в том, как крепился подклад к основе. При сшиве этих двух деталей применялась стежковая техника, когда на расстоянии не более 0,5 мм рядами прошивались две ткани, между ними прокладывалась в более поздний период хлопчатобумажная крученая нить, а в более раннее время – конский волос. Все это носило не только декоративный характер, но и утилитарный (так сам головной убор лучше держал форму, к тому же между слоями ткани циркулировал воздух, соответственно, меньше потела голова).

Следовательно, несмотря на наличие подобных головных уборов и у других народов, татарская тюбетейка имеет свои особенности, которые сделали ее узнаваем о й. Хоть за ХХ столетие был практически уничтожен татарский кост юм, в народной памяти сохранились и адаптировались под современные реалии этномаркеры. И каждый, надевая кәләпүш на торжественное событие, обрядовое мероприятие или просто идя куда-то, заявляет о своей национальной принадлежности, возможно, не сказав ни единого слова.

Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологии Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

Тюбетейка – татарский мужской головной убор.. Автор работы: –Ишкуватова Гузель –Класс: 8 –Школа: Биктимировская ООШ –Руководитель: Омарова А.Ш., Арсланбаева. — презентация

Презентация на тему: » Тюбетейка – татарский мужской головной убор.. Автор работы: –Ишкуватова Гузель –Класс: 8 –Школа: Биктимировская ООШ –Руководитель: Омарова А.Ш., Арсланбаева.» — Транскрипт:

1 Тюбетейка – татарский мужской головной убор.

2 Автор работы: –Ишкуватова Гузель –Класс: 8 –Школа: Биктимировская ООШ –Руководитель: Омарова А.Ш., Арсланбаева С.Т.

3 Цель исследовательской работы: Изучить: Историю тюбетейки; Назначение тюбетейки; Виды тюбетейки; Тюбетейка сегодня.

4 Головной убор Мы обращаемся к мужскому костюму, точнее, самой важной его детали – головному убору. Самому важному – потому, что и сейчас остаётся тюбетейка обязательным атрибутом одежды каждого мусульманина на всех наиболее значительных мероприятиях.

5 Происхождение тюбетейки Свое название слово «тюбетейка» получило от тюркского «тюбе», что переводится как «верх, вершина». Тюбетейку носят народы Средней Азии, а также в Афганистане, Иране, Турции, в Поволжье татары, башкиры. Наряду с сохранением общих черт, тюбетейку всегда отличает индивидуальный почерк создавших ее мастеров.

6 История История тюбетейки уходит в далекое прошлое. Свидетельство о существовании головного убора, подобного тюбетейке, носимого в античные времена, было найдено в скульптуре, нумизматике, стенных картинах, книжных миниатюрах XV XVI столетий.

7 Орнамент тюбетейки. Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная «веревочка» — союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент — символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, — упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому — чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки — это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья

Читайте так же:
Ветровки dolce and gabbana

8 Назначение тюбетейки С древних времен тюбетейка являлась неотъемлемой частью национальной одежды. Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но подчеркивала человека как скромного, благовоспитанного, верующего. Поэтому о человеке, истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что «он родился в тюбетейке».

10 Формы тюбетейки Российские татары носят тюбетейки с плоским или заостренным верхом. Формы тюбетеек разнообразны: низкие, высокие, остроконечные и с плоской верхушкой, с кистью и без нее, в форме цилиндра. Тюбетейки шьют обычно из бархата, вышиваются разноцветными шелковыми нитками, украшаются золотой или серебряной канителью, бусами, блестками, камнями, позже – бисером, стеклярусом, жемчугом.

11 Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые — они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии.

12 Каляпуш и такия Было время, когда мужчин-татар не могли представить без тюбетейки. По мусульманским обычаям волосы сбривали наголо и одевали тюбетейку. Существуют тюбетейки двух видов — каляпуш и такия. Такия по форме схожа с вязанной шапкой, сшитой из четырёх частей. У татар тюбетейку принято называть каляпуш. Каляпуш – слово фарси: каля – голова, пушидан – покрытие, т.е. «перед намазом накрой голову».

13 Каляпуш был любимым головным убором интеллигенции и служащих. На фотографиях начала 20 века мы можем видеть мужчин в чёрных каляпушах. Портрет Габдуллы Тукая.

14 Тюбетейка сегодня Этот головной убор не потерял своей актуальности и сегодня. Именно поэтому искусство украшения тюбетеек не стоит на месте: каждый мастер имеет свой неповторимый почерк, использует современные материалы и мотивы для украшений.

Конспект занятия «Тюбетейка» в старшей группе

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Форма деятельности: совместная деятельность взрослых и детей.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, чтение.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с татарскими национальными костюмами и узорами. Учить детей на силуэте тюбетейки составлять узор из элементов татарского орнамента. Учить самостоятельно создавать узор.

Развивающие: Активизировать познавательную и речевую деятельность детей. Умение обобщать и делать выводы. Развивать умение слышать и слушать вопрос, отвечать полными ответами.

Воспитательные: Воспитывать интерес к татарскому народному орнаментальному искусству.

Словарная работа: ярмарка, тюбетейка, орнамент, узор, камзул, фартук.

Форма проведения: ситуация-упражнение

Материалы и оборудование: татарская национальная одежда, тюбетейка, камзул, фартук; образец, глина, пластилин, паетки; силуэты тюбетеек, салфетки.

Предварительная работа с детьми:

Коммуникация: беседа о праздниках.

Познание: рассматривание кукол в национальной одежде, рассматривание иллюстраций, экскурсия в мини-музей татарского народа.

Чтение художественной литературы: чтение стихов, загадок о посуде, одежде и обуви.

Социализация: национальные игры: подвижные, малоподвижные.

Труд: изготовление материалов к национальным играм.

Художественное творчество: лепка «Чашка с блюдцем», аппликация «Татарские сапожки».

Физическое развитие: физкультминутка «А теперь, ребята, встать. Руки медленно поднять…», малоподвижная игра «Тюбетейка»

Создание условий для самостоятельной деятельности: центр продуктивной деятельности, изготовление раздаточного материала, изготовление атрибутов к настольной игре «Укрась одежду».

Взаимодействие с семьей: шитье тюбетеек, обеспечение национальной одеждой.

(Дети сидят полукругом на стульях)

Ведущий. У каждого человека есть земля, на которой он живёт, мама, которая дала ему жизнь. Человеку нужны хлеб, одежда, дом. Без всего этого ему жить просто невозможно.

Но среди самого необходимого есть у человека Родина. Как называется наша Родина, ребята? (ответы)

Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию от Европы до Азии. Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.

В нашей стране живет очень много народов, и у каждого народа есть свои песни, музыка, культура, обычаи и обряды.

Читайте так же:
Армяк это архаизм или историзм или неологизм

Среди наших гостей есть тоже представители разных народов, давайте поприветствуем их (дети приветствуют гостей на трёх языках)

Ведущий: Сегодня мы с вами погрузимся в татарскую национальную культуру. Вы согласны, дети?

Исполняется татарский танец «Дружба»

Живут в России разные Народы с давних пор: Одним тайга по нраву, Другим степной простор. У каждого народа Язык свой и наряд, Один черкеску носит, Другой надел халат. Один рыбак с рожденья, Другой оленевод, Один кумыс готовит, Другой готовит мед. Одним милее осень, Другим милей весна А Родина – Россия У нас у всех одна!

Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордиться должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые мы трудности вместе осилим И только в единстве сила России. Много народов в России живет, К новым вершинам Отчизну ведет. В единстве народов сила страны. Дети России дружбой сильны!

Язык порой разный и разная вера. Мы стали для всех образцом и примером. Дети России дружны с детских лет, В этом, пожалуй, наш главный секрет.

Общие игры у нас и забавы, Общая школа и общее право. Общее солнце, земля, где живем, Учимся вместе и вместе растем!

Ведущая: Наш мир велик и разнообразен. Его населяют миллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по-разному. А вы знаете чем отличаются люди друг от друга?

Ответ детей: У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы и одеваются они все по-разному.

Ведущий: А самое главное – ведут разный образ жизни. И это – величайшее богатство мира. Ведь каждый народ делает мир таким ярким и красочным, каким мы его привыкли видеть!У каждого народа своя культура: свои национальные костюмы, свой язык и традиции, свои национальные блюда, народные сказки, игры и обычаи. Все мы разные, но все мы вместе!

(Слышится стук в дверь, заходит девушка в татарской национальной одежде, в руках коробка)

Айсылу: — Здравствуйте, ребята. Я возвращаюсь с ярмарки и купила там разной красивой одежды татарского народа. А вы хотите посмотреть на них?

(Она достает из коробки одежду и показывает детям, обращает внимание на орнамент, узоры.)

— А что это такое, ребята?

Дети: — платье, камзул, шаровары, тюбетейка.

Айсылу: — Правильно, молодцы. А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?

Дети: — Нет, только по праздникам, на концертах. И можно увидеть на выставках и музеях.

Айсылу: — Да, ребята, вы говорите правильно. А как можно узнать, что эта одежда принадлежит татарскому народу?

Дети: — По узорам, по пошиву.

Айсылу: — Правильно, молодцы. Знаете, мне сказали, что скоро будет выставка тюбетеек. А не хотите ли участвовать на этой выставке и вы?

Айсылу: — Тогда, ребята, вам нужно будет вылепить тюбетейки и отправить свои работы на выставку. А я оставлю вам тюбетейки, а самой пора попрощаться. До свидания, ребята.

Дети: — Спасибо вам, до свидания.

Воспитатель: — Ребята, Айсылу ушла и оставила нам свои тюбетейки. А давайте рассмотрим их по лучше. Посмотрите, какие они красивые и разные. А что на них нарисованы? Где находятся эти узоры?

Дети: — Цветы, листочки, волнистые линии. Они находятся по краям тюбетейки и в центре.

Воспитатель: — А вы хотите лепить такие красивые тюбетейки и участвовать на этой выставке?

Воспитатель: — Ребята, а сейчас смотрите и слушайте меня внимательно, я вам покажу и объясню как надо лепить. Тюбетейку можно слепить из целого куска или из двух кусков пластилина или глины. (идёт показ)

Читайте так же:
Как отличить свитер от джемпера а пуловер — от

После того как слепили тюбетейку нам нужно её украсить. (показ)

Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работы с пластилином и глиной.

(Дети рассказывают правила)

Воспитатель: — А сейчас давайте встанем и отдохнем.

-А теперь, ребята, встать.

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь снова за дело.

Воспитатель: — Теперь прошу вас пройти к столам и приступить к работе.

Воспитатель: — Ребята, посмотрите на эти тюбетейки. А кто хочет рассказать о своей работе?

(Выслушиваю 2-3 ребенка.)

Воспитатель: — Да, ребята, каждый из вас старался и у каждого получилась интересная работа. А как вы думаете, можно ли наши работы отправить на выставку тюбетеек?

Воспитатель: — Я с вами полностью согласна! А хотите ли вы поиграть в татарскую национальную игру «Тюбетейка».

(Татарская национальная игра «Тюбетейка.)

Татарская народная игра «Тюбетейка» Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выполняет задание.

Задания для играющих:

1. Выбрать напарника и проскакать на «лошадке» (игра «Наездники»).

2. Выбрать напарника и пронести в ложках яйца, не уронив их (кто быстрее и точнее).

Ведущий: Девочки и мальчики, вам понравилась игра?

— А кто к нам сегодня в гости приходил? А что мы с вами сегодня делали? А куда мы отправим наши тюбетейки?

— Посмотреть на наши работы к нам в детский сад заглянул артист, который ехал с ярмарки.

Входит артист. Приветствует всех.

Ведущий: Мы очень рады вас видеть у нас в гостях! Посмотрите, какие красивые тюбетейки приготовили наши дети на выставку.

Артист: Я хочу подарить песню. (Поёт) А у меня для вас детки, есть еще один сюрприз. Угощает детей. Прощается, уходит.

Ведущий: Ребята, вам понравилось наше занятие? Будем в дальнейшем знакомиться с культурой и традициями разных народов?

Спасибо за внимание!

Дидактическая игра «Тюбетейка» для детей 3–5 летДидактическая игра «Тюбетейка» для детей 3–5 лет Цель: Познакомить детей с башкирским национальным орнаментом. Обучить приемам сложения узора из отдельных частей. Развивать художественный.

Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Конспект итогового занятия по правилам дорожного движения в группе в старшей группе Цель: обобщить представления о правилах дорожного движения.

Конспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группеКонспект развивающего занятия с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются» в старшей группе Конспект развивающего занятия в старшей группе с использованием игр В. В. Воскобовича «Занятия в школе Волшебства продолжаются».Лариса Гацко.

Конспект занятия «Звук [К]» в старшей группе ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: — познакомить детей со звуком К и способом его характеристики.

Конспект занятия «Масленица» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района.

Конспект занятия «Насекомые» в старшей группеКонспект занятия «Насекомые» в старшей группе Занятие «Насекомые» Цель: Познакомить детей с миром насекомых (бабочка, кузнечик, муравей, оса, пчела, стрекоза, муха). Закрепить представление.

Конспект занятия в старшей группе «Посуда» Цель: развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода; продолжать учить классифицировать посуду;.

Конспект занятия в старшей группе «Режим дня» Конспект занятия в старшей группе «Режим дня»Подготовила: воспитатель Булгакова Н. А. Цель: — формирование представлений о режиме дня, частях.

Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства»Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства» Конспект занятия в старшей группе с использованием развивающих игр «Как начались занятия в школе Волшебства».Лариса Гацко. Блог. Цель: развивать.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector