1uomo.ru

Мода и Стиль
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

Сделать яркое звенящее ожерелье из монет несложно, главное — терпение, внимательность и усидчивость.

В основном в Удмуртии монисто – это атрибут национального костюма. Но в последнее время яркое украшение стало модным аксессуаром, от которого не откажется ни одна девушка. Сделать его просто. На самое простое монисто уйдет чуть больше часа.

Журналист портала Izhlife.ru вместе с Надеждой Сапожниковой, рукодельницей, делающей украшения для звезд удмуртской эстрады, сделала монисто.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

  • 2- и 5- рублевые и копеечные монеты (заранее просверленные)
  • карабин
  • декоративная цепочка
  • основа (лен+декоративная лента)
  • нитки
  • кусачки
  • крупный бисер

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

Монеты нужно просверлить самым тонким сверлом, либо в отделах по ремонту обуви.

1. Вначале составляем композицию из монет, исходя из размеров основы.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

2. Пришиваем монеты к основе, не нарушая композиции. Шьем рядами. Начинаем со среднего. Сверху отступаем от края на 5 миллиметров. Делаем три стежка, пропускаем нитку между леном и декоративной лентой, пришиваем следующую монету. Дырочки должны оказываться под предыдущей монетой.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

3. Берем цепочку и с помощью клепок симметрично прикрепляем ее к основе.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

4. Разделяем цепочку на 2 части (необязательно ровно пополам), к одной приделываем с помощью кусачек карабин. Теперь можно регулировать длину украшения.

5. Составляем композицию из бисера.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

6. Делаем пару стежков и продеваем бусины на нитку от одной кнопочки до другой. Делаем пару стежков и аккуратно пришиваем нить из бусин к основе, делая небольшие стежки.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

7. Прикрепляем цепочку к основе.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

8. Посередине на цепочку цепляем 5-копеечную монету, через каждые 8 делений крепим копеечные монеты.

Мастер-класс для ижевчан: делаем монисто

Наше монисто готово. Оно отлично подойдет к водолазкам или платьям и блузам с круглым воротом.

Национальный костюм и патриотизм идут рука об руку

Вы не замечали, что спрос на традиционную национальную одежду возвращается, когда возвращается спрос на патриотизм? Времена сами диктуют, что и когда нам носить.

На народных гуляниях, таких, как Гербер, например, или фестиваль старообрядческой культуры в Кулиге, людей в одежде, стилизованной под традиционную, нынче пруд пруди. Каждый хочет щеголять в костюме, соответствующем происходящему событию. Не обходится без национального костюма и ни одна художественная самодеятельность.
Но не только на народных гуляниях сейчас можно увидеть национальный костюм. Стало модно надевать его на свадьбы, юбилеи, другое торжество. Мне всегда было интересно, где народ обшивается? Где находит такие интересные идеи? Оказывается, ходить далеко не надо. Все ваши идеи охотно воплотят в жизнь в ПК «Бытсервис». А если идей нет у вас, они обязательно найдутся у здешних закройщиц.
Удмуртский национальный костюм, вернее, стилизация под него шьется мастерицами «Бытсервиса» из того, в чем большинство из нас не увидело бы ничего похожего на удмуртские мотивы. Есть в Ижевске один магазин, в котором продают декоративную тесьму… для белорусского национального костюма. Как оказалось, ее можно использовать и в качестве удмуртского орнамента. Все, что присуще удмуртскому орнаменту, в этой тесьме есть: и три основных цвета — красный, черный, белый, и сам узор. «Наши закройщицы Елена Дементьева и Татьяна Куртеева обратили внимание на то, что пришитая горизонтально она смотрится очень органично на удмуртском костюме. А стоит пришить ее вертикально – готов костюм белорусский!» — говорит продавец Александра Белова.
Отбором и закупкой тканей в магазинах Ижевска занимается директор предприятия Ольга Ившина. Подходящие ткани для пошива платья в этническом стиле в «Бытсервисе» есть всегда. Вот и сейчас завезли новый отрез. «Какой раппорт понравится (раппорт – повторение рисунка на ткани, составляющего ее узор), такую ткань и беру», — говорит Ольга Васильевна.
Большим спросом пользуются габардины – цвета натурального льна и цвета выбеленного льна. Габардин в клетку тоже пришелся заказчикам по вкусу. Предлагают заказчикам и бязь суровую, и «двунитку» — бюджетный вариант ткани. Стоит присмотреться к этим тканям под тем углом, под которым смотрят на них профессионалы, сразу начинаешь чувствовать себя в теме – да, из этой ткани получится женское платье, а из этой – мужская рубашка. А из чего же можно сделать поясок или перевязь?
Самым первым заказчиком костюмов в удмуртском стиле стал ДК «Леспромхоз». Тогда предприятием был сшит большой заказ. Костюм разрабатывали специалисты из столицы республики. А потом был Гербер, и в «Бытсервисе» сшили партию костюмов для флагоносцев по эскизу Вероники Трефиловой.
С тех пор интерес к национальному костюму все растет. Некоторые из заказчиков покупают готовые изделия, всегда имеющиеся в продаже в магазине предприятия. Многие несут собственные идеи, которые, конечно же, приходится дорабатывать. Закройщицы ориентируются на собственный вкус и собственные знания по костюму, используют идеи, взятые в Интернете. Ходили они и на занятия в Кезский дом ремесел, на которых узнали много нового для себя и полезного.
Не только швейный цех предприятия задействован в работе над такими заказами, но даже цех трикотажный. Не очень давно заказчица захотела гетры с национальными элементами. Их ей связали с удовольствием. Сейчас стало модно заказывать детям накидки – маленькое и недорогое решение сложного и дорогостоящего костюма.
Платья с национальными мотивами действительно не дешевы. Самый дорогой, имеющийся сейчас в продаже, стоит больше пяти тысяч. Но не забывайте, какая сложная, почти ювелирная работа их сшить! Кружева, монисты, тесьма, фрагменты подходящих орнаментов, вырезанных из ткани, самодельные кисточки из нити. Часы и часы работы.
У них делают заказы не только местные модницы. В Москву и Тюмень, Свердловскую область и Ижевск уехали изделия, сшитыми руками кезских мастериц. Представительница «Удмурт кенеша» сшила себе костюм для торжественных выходов в Кезу. А в прошлом году особый заказ поступил от библиотекаря из Свердловской области. Выходец из нашего района, она увидела удмуртский костюм на ком-то из своих знакомых. Влюбилась в него и попросила сшить подобный и ей тоже. Все общение происходило через Интернет. Мерки свои заказчица также отправила чрез Интернет. А заказ свой получила почтой.
Не только стилизованный удмуртский, но и русские старообрядческие костюмы шьют в «Бытсервисе». И делают это с большой любовью и деликатностью. Так, чтобы не только понравилось заказчику, но и было исторически достоверно. Пусть это всего лишь стилизованный костюм, но правда жизни в нем обязательно должна иметь место.

Читайте так же:
Кошка варежка своими руками

Когда у удмуртов появится свой Marimekko? Полина Кубиста об удмуртской моде и перспективах собственного бизнеса

В Удмуртии новая тенденция — удмуртские культурные инициативы выходят в более широкое публичное пространство и обзаводятся собственными территориями в городе. Из формата кружка, семейного дела или сетевой инициативы они выходят в ранг привычных явлений городской жизни (и привычных городских мест), как кинотеатр «Дружба», БВИ и Арсенал.

Этой весной свое пространство в городской фактуре обрели 3 удмуртских зрелых инициативы: лавка с книгами и аксессуарами Дарали Лели в «Сахаре», студия творческой мастерской семьи Степановых «Мугур» и шоурум дизайнера Полины Кубисты.

О выходе в свет Полины Кубисты и зарождении удмуртского дизайна мы и поговорим сегодня.

Полина Кубиста — один из финно-угорских дизайнеров, прочно зарекомендовавших себя в модной среде. Она сделала первую коллекцию в 2008 году и стала лицом удмуртского дизайна. Летом 2012 года Полина приняла участие в лагере «Селигер», осенью – на Международной неделе моды в Петербурге – Aurora Fashion Week Russia — третьей по величине Неделе моды в Восточной Европе. В 2013 стала лауреатом предпринимательской премии «Золотая сотня». Осенью 2013 Полина открыла в столице Удмуртии шоу-рум.

Стиль Кубисты (кубиста с удмуртского «капуста») – это сочетание женственности и универсальности, изящества и удобства, этнического и интернационального. Многослойность, необыкновенные стилевые решения, игра с цветом и фактурами – особенная черта ее коллекций.

« Уралистика » решила поговорить с талантливым дизайнером о ее творчестве, об удмуртском национальном стиле и о современной дизайнерской среде Удмуртии.

—Полина, чем вызвано ваше стремление к использованию в дизайне этнического компонента?

— Во-первых, наверное, тем, что я удмуртка. Национальность имеет огромное значение в мировоззрении человека. Интерес к национальным удмуртским костюмам мне привила бабушка. Далее, в университете я решила посвятить свою дипломную работу удмуртскому костюму. С темой я определилась во многом благодаря руководителю диплома и преподавателю по «национальному костюму» Молчановой Людмиле Анатольевне. Так же хочется отметить Пилина Александра Васильевича, который так же повлиял на мой выбор. Эту коллекцию, основанную на южноудмуртском костюме, я назвала «Kubista», и с 2008 года являюсь полноценным дизайнером Polina Kubista.

Читайте так же:
Relaxsan гольфы таблица размеров

Модели в платьях работы Полины Кубиста, фотограф — Григорий Степанов

— Когда вы начинали, в 2009 году, в ваших работах было больше элементов удмуртского костюма, сейчас, кажется, их стало меньше и ваши работы всё меньше оснований называть « национальными ». Это закономерная эволюция или же « удмуртское » теперь получило более тонкое и менее прямолинейное воплощение в ваших работах?

— Со временем удмуртскость в моих коллекциях улавливается все меньше и меньше. Это, наверное, объясняется тем, что национальные рамки изначально были тесны для меня. В своих работах я стремлюсь к интернациональности. Хочу, чтобы моя коллекция была одинаково интересна людям как в Удмуртии, так и в Европе. Но не все готовы принимать этноодежду и ходить в ней постоянно. Поэтому я подаю элементы национального костюма малыми порциями. К примеру, я по-прежнему использую украшения из керамики ручной работы, воротнички, выполненные в стиле национального удмуртского мониста. Эти элементы являются полноправными участниками моих коллекций.

—На кого из современных дизайнеров или художественных течений вы ориентируетесь?

— Честно скажу, что уже много лет я не просматриваю модных журналов, сайтов — при создании коллекций ориентируюсь лишь на свое чутье. Но хотя все-таки я могу выделить из мира моды несколько имен. К примеру, мне нравится творчество тандема Dolce & Gabbana, но исключительно в их подаче. Меня привлекает их умение сочетать элементы в целое, детально завершить созданный образ. Но все-таки это не мое.

оформление мебели от бренда Marimekko

Так же мне очень нравится финский дизайн. В частности, я бы выделила Marimekko. Этот известный на весь мир текстильный бренд очень мне симпатизирует благодаря своей ориентированности на индивидуальность. Кроме особого смелого и эффектного дизайна, ярких орнаментов у компании существует своеобразная философия: помогать людям быть самими собой и не скрывать свою идентичность.

дизайн бренда Marimekko

—Можно ли говорить, что в Удмуртии формируется удмуртский национальный дизайн? Чем, на ваш взгляд, было вызвано появление множества молодых дизайнеров в последние несколько лет?

— Финно-угорский и региональный, и, в частности, наш удмуртский дизайн действительно формируется. Мне кажется, что связано это с популярностью моды и тенденциями в этническом стиле. Другое дело — известны ли дизайнеры большому кругу лиц? Я, к примеру, стала известной во многом благодаря социальным сетям, и друзьям, которые рассказывали своим знакомым обо мне, демонстрировали одежду, приобретенную из моих коллекций. Наверное, только сейчас спустя 4 года я действительно стала популярна в региональном масштабе.

Я хочу сказать, что дизайнеры есть. Но многих мы не знаем в силу реальной причины – отсутствия рекламы. Денег на рекламу у дизайнера обычно нет. Вот и известны многие лишь в своем кругу. Беда наша в том, что мы не можем себя подать в плане рекламы. Мы самые настоящие художники – платить никто не может.

дизайнер Руслана Улмо, фотограф — Наталья Клабукова

дизайнер Полина Кубиста, фотография Натальи Клабуковой

— Существует ли в Удмуртии региональная дизайнерская среда?

Читайте так же:
Сшить желуди из фетра

— Мне кажется, она появилась. Весна, допустим, стала богатой в плане модных показов для Удмуртии. Так, работы многих дизайнеров были продемонстрированы на фестивале « Красное яблоко », который прошел в Ижевске буквально в конце марта. Так же национальным модельным агентством MADEMOISELLE OUDMOURTE был организован фестиваль « Эль ныл », где свои коллекции показали дизайнеры, в большинстве своем работающие в удмуртском национальном стиле.

дизайнер Яна Баймурзина, фотограф Наталья Клабукова

Символичным, наверное, является возникновение именно сейчас арт-пространства « Сахар ». Оно говорит о развитии культуры в Ижевске. « Сахар » не просто обычный магазин. Он, наверное, больше несет функцию творческой среды, придя в которую, можно погрузиться в иной мир, главным в котором является искусство в любом его проявлении. Здесь есть место и книгам, и пластинкам, и фотостудии, и дизайнерским вещам.

Его директором, кстати, является, дизайнер Ирина Загребина, бренд 312bags которой широко известен уже за пределами не только нашей республики, но и страны. В одно время мы сотрудничали с Ириной. Так, на неделе моды Aurora Fashion Week Russia я представила коллекцию, аксессуары для которой были выполнены брендом 312bags.

—Кого из современных удмуртских дизайнеров вы бы выделили?

— Наверное, без творчества Татьяной Москвиной, автора многочисленных удмуртских платьев, выполненных в традиционном удмуртском стиле, не состоялись бы многие из региональных дизайнеров, работающих в национальном ключе.

дизайнер Татьяна Москвина, фотограф Наталья Клабукова

Т. Москвина — автор костюмов «Бурановских бабушек». В платьях дизайнера нередко предстает перед публикой удмуртская певица Надежда Уткина.

Зоя Лебедева — художник, дизайнер. Живет и работает в Бураново. Мне симпатизирует ее устремленность к направлению handmade. Я согласна с ней в том, что изделия, сделанные своими руками, несут в себе особую энергию. Каждая девушка должна уметь шить себе наряды. И дело не в экономии, а в энергии человека. Например, платье, сшитое своими руками, становится подобным оберегу – защищает своего владельца от негатива, идущего из внешнего мира. Это объясняется тем, что в каждое платье мы вкладываем свои положительные эмоции.

—У удмуртов появилась своя мода, есть определённые достижения в области графики и публичного дизайна (афиши, сайты), кажется, не хватает удмуртской мебели и интерьерных решений. Нет ли у вас планов по развитию решений для интерьера, выдержанных в удмуртской стилистике?

— Есть ли у меня в планах создавать этническую мебель? Конкретного ответа пока дать не могу, хотя в будущем все может быть. Кстати, вполне вероятно, что кто-то этим уже занимается – и довольно успешно, так как этнические мотивы в интерьере сейчас весьма популярны.

— Не так давно вы вышли из онлайна в офлайн и открыли шоу-рум. Как открытие своего места повлияло на ваше отношение к работе с покупателями?

— Поменялся взгляд к деньгам. Раньше это было не важно, теперь важно. Я поняла то, что у нас в регионе не готовы покупать платья выше, чем за 2-3 тыс. В Москве, к примеру, дизайнерские вещи продаются в среднем за 30 тыс. Другой уровень — другие деньги. Если цены будут выше, люди просто начнут покупать нужное им в массмаркетах. Мне, как дизайнеру, обидно. Но я понимаю, что это реальность. То есть для того, чтобы стать популярным, нужна реклама – профессиональный менеджер, маркетинговые исследования и т.д. То есть деньги. Но, если я популярна здесь, то это не означает, что у меня есть деньги. Их зачастую не хватает даже на аренду помещения.

—Планируете ли вы расширять бизнес?

— Сейчас я, наверное, больше думаю о том, чтобы уже как-нибудь переводить все это в другое русло. Сейчас большинство моего времени уходит на выполнение заказов. То есть я не развиваюсь как художник – приходится идти на поводу у клиентов. Это, конечно, гарантирует заработок, но убивает во мне художника. В ближайшее время я хочу организовать работу так, чтобы и на творчество оставалось время. Я буду работать по заказам, но немножечко в другом ключе.

Читайте так же:
Шлица диора как сшить

—Что вдохновляет вас на творчество?

— Меня вдохновляет моя семья: двое моих маленьких мальчиков — Федор и Демид, любимый муж Григорий. Кстати, Гриша тоже занимается творчеством — он является музыкантом известной удмуртской группы Silent Woo Goore.

Что говорят о творчестве Полины Кубиста?

Надежда Рысьева

Kavtaj

Владимир, не вижу связи между советской эпохой и «солисткой»

Ortem Владимир всего лишь предлагает не путать термины, как это происходило в советскую эпоху. ВОКАЛист — это тот кто исполняет вокальные партии, а солистом может быть и балалаечник.

Maxim Ryabchikov

Ну в общем да, если во время исполнения песни выдастся соло на гитаре, то солист в этот момент — гитарист.
А вокалист. в бек-вокале тоже вокалисты, но совсем не солисты.

Бывают классические произведения, где предполагается солирование одного инструмента, например, концерт для фортепиано с оркестром. Уже из названия ясно, что соло у фортепиано.

А в общем случае в одном произведении может быть не одна сольная партия, но солирующим инструментом или голосом считается тот, кто имеет преобладающее значение для главной темы произведения.

Женщина, увешанная серебром

Еще совсем недавно в удмуртских деревнях многие пожилые женщины носили по будням национальную одежду. Сегодня народные костюмы они надевают только по семейным или национальным праздникам.

Бабушки из деревни Баграш-Бигра, например, ходят в них на занятие фольклорного ансамбля. Именно сюда обычно привозят венгров, финнов и эстонцев, желающих посмотреть на «настоящих» удмуртов, сохранивших бытовые и культурные традиции. Тогда вся деревня наряжается, чтобы порадовать гостей.

Не забывают о национальных костюмах и в столице Удмуртии. Ижевская интеллигенция любит пощеголять в домотканых платьях и фартуках с монисто на съездах ассоциации «Удмурт кенеш», на юбилеях местных писателей, финно-угорских фестивалях и республиканских торжествах.

У городских удмуртов, не утерявших национальные корни, считается хорошим тоном иметь комплект такой одежды. Если костюм не достался от предков – обзаводятся новоделом. Почти во всех 25 райцентрах, как и в Ижевске, в домах ремесел на деревянных станках работают ткачихи, которым можно заказать полотно ручной выделки. Затем его отдают мастерицам, специализирующимся на пошиве народного костюма. В ателье села Алнаши, к примеру, таких заказов так много, что швеи едва успевают справляться.

В национальных костюмах выходят на сцену артисты удмуртского государственного театра народной песни «Айкай». Этот коллектив, в свое время отделившийся от Академического государственного ансамбля песни и танца «Италмас», отказался от стилизации и показывает на сцене обряды, песни и танцы максимально приближенными к фольклорным образцам, но не аутентично. Тот же подход и к костюмам. Это подлинные народные костюмы с небольшими акцентами: чуть увеличены фигуры орнамента, чуть ярче набраны краски – чтобы было виднее со сцены. За их изготовление нынешний директор «Айкая» художник Петр Данилов получил Государственную премию Удмуртии. Искусство удмуртского костюма Петр Данилов изучал не по книгам и альбомам, а в реальной жизни. Он вырос в Балтасинском районе Татарстана, где в удмуртских деревнях сохранились древние традиции национальной одежды, обогащенные воздействием татарской культуры. Потом изучил костюмы локальных групп удмуртов и поразился их разнообразию.

Костюм балтасинских удмуртов был первым, который Данилов сшил для «Айкая». Его не спутаешь с другим. Женский головной убор напоминает большой бант. В переводе с удмуртского он называется «девочка с цветком». Женщины в этих местах носили нижний черный камзол с длинными рукавами, а поверх – белый зипун с короткими. А у мужчин – фартук с вышитым редким узором «пчелиные соты».

Читайте так же:
Джинсы для кена своими руками с выкройками

Самая большая коллекция удмуртских костюмов хранится в Национальном музее имени Кузебая Герда. Старший научный сотрудник отдела этнографии Серафима Лебедева побывала не в одной экспедиции, чтобы собрать все сохранившиеся разновидности национальной одежды. Правда, очень старых экспонатов здесь нет – самые ранние датируются серединой XIX века. Примечательно, что костюмы северных и южных удмуртов разительно отличаются друг от друга.

Надо сказать, мужская одежда рано утратила национальные черты, сведясь к рубашке-косоворотке и штанам. А вот женская – целая поэма. Одетая в полный праздничный или свадебный комплект удмуртка представляла собой завернутый кокон. Каждая деталь необычна не только по внешнему виду, но и по способу одевания, и даже по значению. Самые красивые – северные комплекты, в том числе кировские. Это холщовые туниковидные одежды, вышитые или аппликатированные красным орнаментом или нашивками. В их основе – рубашка и распашной кафтан. Белое носили летом. Зимнюю одежду шили из клетчатой, часто полушерстяной домотканины. Примечательно, что техника вышивки рукава женской рубахи «гордэн» столь сложна, что до сих пор не раскрыта. А к важным элементам одежды невесты относился нагрудник, без которого нельзя было играть свадьбу. Изображенный на нем лунный узор связан с культом плодородия. Ученые считают, что этот рисунок – восьмилучевая розетка – восходит к очень древнему культурному пласту. Очертания других узоров орнамента одежды напоминают пермский звериный стиль, на них можно встретить печально знаменитую свастику.

Отличается одежда удмуртов, проживающих в южных районах Удмуртской Республики, на территории Татарстана, Башкортостана, Пермской области и Марий Эл. В Балтасинском районе, например, к подолу пестротканого платья пришивают ситцевую фабричную оборку, в каждой деревне своего цвета, по которой можно определить место жительства женщины.

Интересны у удмуртов и головные уборы. Айшон – высокий нарядный колпак – берестяной кверху зауженный короб, обшитый холстом. Сверху рядами нашиты серебряные дореволюционные монеты достоинством 10, 15, 20 копеек. А по самому краю могли навесить копейки XVI–XVII веков. Эти монеты семья собирала в течение веков, они передавались по наследству. И потому на одном айшоне можно увидеть гривенники и пятаки разных веков. Поверх айшона накидывается вышитый платок-покрывало – сюлык, на который нашиты кисти с монетами, бисер, раковины каури, бусы. У кукмарских удмуртов сюлык прикрепляется к айшону в виде рогов. Самый высокий айшон достигал 35 см, но существовали и низкие, в 5–7 см, сделанные из луба.

Не обходились удмуртки и без украшений – бусы из раковин, бисера, монисто, чересплечное украшение, браслеты из металла и сережки. Монисто – самое распространенное украшение. У каждой группы удмуртов они разные. По номинальной стоимости монисто могли доходить до 70 руб. серебром (в старину для крестьян это были немалые деньги), а весили они до 3 кг. Монисто могло состоять из 400 монет разного достоинства, но обязательно серебряных. В них проделывали отверстия и нашивали на тканую основу. Если семья попала в беду, например сгорела усадьба, украшение могли продать, но в основном оно передавалось из поколения в поколение. Также монеты нашивались на нагрудное украшение, на то, которое крепилось на левом плече (покойнику его надевали на правое), и даже на спинное. Встречаются монеты времен Ивана Грозного, петровские, павловские, екатерининские и другие. В советские времена использовали монеты и бляшки белого металла. Монетами украшали налобные повязки, девичьи шапочки такья.

Современные ижевские модельеры взяли на вооружение этнические мотивы. Например, Людмила Молчанова постоянно демонстрирует свои коллекции, рожденные под впечатлением от удмуртского национального костюма. Детали национальной одежды используют в своих изделиях и художники ижевской трикотажной фабрики «Сактон». Национальный костюм – экспонат всех этнографических выставок. Он продолжает жить вместе с народом, который его создал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector