1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сшить платье пушкинских времен

Как сшить платье пушкинских времен

Волгоградский музыкальный театр

Главное меню

Наш театр – зона, свободная от COVID-19

Информация

Билетная касса театра:

38-30-68

Мы в соц.сетях

Пушкинская карта
Пушкинская карта

Информация

Наши награды

Госуслуги

COVID-19 – информация для граждан

Блеск и психология опереточного костюма

Как только главный художник Волгоградского музыкального театра – Ирина Елистратова, подготовила эскизы костюмов всех действующих лиц «Летучей мыши», в пошивочном цехе театра началась горячая пора. Целый штат мастеров, владеющий секретами пошива театральных костюмов, принялся за работу.

…Вот за необъятным раскройным столом, обтянутым серым линолеумом, раскраивает ткани на смокинги, фраки и сюртуки закройщик мужской одежды Волгоградского музыкального театра Любовь Краснова.

— Это особенный стол, — объяснила, не отрываясь от работы, Любовь Сергеевна. – Такого в магазине не купишь – он сделан золотыми руками столяров нашего театра. Отличие закройного стола от обычного письменного не только в столешнице большего размера, но и в гладком и ровном покрытии. Это обязательное условие: на поверхности, по краю и углам столы не должно быть никаких зазубрин, чтобы не повредить ткань.

Рулоны черной ткани скоро превратятся во фраки. Закройщик мужской одежды Волгоградского музыкального театра Любовь Краснова за работой

Из всех мужских костюмов, которые шились для «Летучей мыши», добрая половина приходится на фрачные ансамбли. А как вы хотели – ведь классическая венская оперетта «Летучая мышь», с ее сценками из жизни богатой буржуазии, относится к разряду «фрачных спектаклей».

— Передняя часть фрака, которая чуть ниже талии и находящиеся сзади две фалды, создают «силуэт кузнечика», — рассказывает руководитель пошивочного цеха Анна Егорова. — В XIX веке фраки делались очень жесткими и были похожи на футляр. Сейчас этот стиль адаптирован к современным требованиям, и в театрах принято использовать облегченный вариант фрака. Это связано не только с высокой ценой тонкого сукна, шерсть которого выработана так, что по фактуре напоминает жесткий шелк. Наши артисты, особенно артисты балета, танцуют во фраках, и если мы пошьем для них футляры, то они вряд ли смогут двигаться. Для свободы движения рук мы вставляем специальные ластовицы.

По словам мастеров, на покрой только одного театрального фрачного костюма уходит 4 метра ткани при ширине полтора метра, не считая клеевой, подкладочной ткани, ткани на жилетки и бабочки. Фрачные комплекты не позволяют самодеятельности: каждый их элемент строго регламентирован. Так, фрачный атласный пояс, который может заменять жилет, должен быть не меньше 10-12 сантиметров и собираться в складки, лампасы на фрачных брюках не должны превышать 2-2,5 сантиметра, а классическая бабочка не больше 12 сантиметров.

Конечно, глаза мастеров устают раскраивать одну лишь черную ткань, которая идет на пошив фраков. Благо, что помимо них в спектакле есть еще охотничий и домашний костюмы Генриха Айзенштайна, ливреи лакеев, сюртуки и пиджаки помощника тюрьмы, адвоката и других.

Будущий гардероб банкира Айзенштайна на манекенах

В отличие от более сдержанного мужского костюма, женская часть актерского состава «Летучей мыши» просто «утонула» в пене тюля, органзы и тафты светло-сиреневых, серо-зеленых, лиловых, шоколадных, оливково-бронзовых, ярко-сиреневых, серебристо-голубых и других самых невообразимых сложных цветов. Здесь есть, где разыграться, потому что время действия спектакля «Летучей мыши» приходится на конец XIX – период, называемый «модерном» или «прекрасной эпохой». Это было эра относительного благополучия и затишья перед бурей, которая пришла в Европу с началом Первой мировой войны.

В «Летучей мыши» две главных героини – Розалинда и Адель, но ими не ограничиваются женские персонажи спектакля. Костюмы шьются для балета и хора, причем, это все бальные наряды, потому как самое яркое действие развивается на балу.

Кроме того, у Розалинды три смены нарядов, у Адель – две, да и играют главных героинь не один состав артисток-вокалисток, и для каждой из них шьется свой костюм. Естественно, при создании костюма соблюдается единообразие модели, в которые вносятся небольшие корректировки, детали и нюансы в соответствии с пропорциями той или иной исполнительницы.

Помимо максимальной приближенности к исторической эпохе, надо еще учитывать и настроение героини, и ее эмоциональное состояние. Поэтому главному художнику Ирине Елистратовой при создании нарядов пришлось на время стать психологом, чтобы посредством костюма тоньше раскрыть образ главных героинь.

Эскиз И. Елистратовой городского платья Розалинды. Чопорное, дорогое и глухое платье делает ее настоящей гранд-дамой

— Первый выход Розалинды – в городском платье, сшитом из ткани бордового цвета, поверх которого накладывается черное кружево, — объясняет главный художник театра Ирина Елистратова. — Такая технология дает возможность получить более сложные фактуры и оттенки, в данном случае, пурпурный. Этот цвет, известный еще со времен Древнего Рима как цвет патрициев, должен указать на высокий социальный статус героини. Помимо этого, такой цвет, а также чрезмерно сложный фасон и «закрытость» фасона платья: глухой воротник, высокие и объемные рукава, делают Розалинду немножко старше своих лет. По сути, это платье состоятельной женщины, которая полностью ушла в заботы о доме и семье.

Другая главная героиня – горничная Розалинды – Адель, также в ходе спектакля меняет наряды: ну не будет же ветреная кокетка прибираться в доме и танцевать на балу в одном и том же платье? Чтобы придать еще большую легкость ее образу, автор костюмов решила во всех нарядах веселой горничной использовать розово-сиреневую цветовую гамму.

Мы, привыкшие в нашей динамичной и стрессовой жизни к более демократичной одежде, с трудом себе представляем не только то, как можно носить столь громоздкие наряды прошлых эпох, но и то, как же их шить? Действительно, в их создании есть свои нюансы, с которыми любезно поделилась с читателями сайта руководитель пошивочного цеха Волгоградского музыкального театра Анна Егорова.

— Технологии, применяемые в пошиве костюмов к спектаклю «Летучая мышь», мы используем во всех постановках, действие которых проходит в XIX веке, — рассказывает мастер. — В лифах платьев, как корсетную основу, используем регилин. Он позволяет держать форму и в то же время, не стягивает грудную клетку. Кроме того, основу лифа дублируем суровыми тканями. Бальное платье конца позапрошлого века немыслимо без отделки, поэтому наши костюмы богато декорируются. Помимо вышивки блестками, стразами и украшением искусственными цветами, будем применять выжигание по ткани. Выжигание — это удобный способ обработки декоративных небольших элементов из легких материалов. Он хорош тем, что не требует обработки на швейной машинке, в некоторых случаях утяжеляющий материал.

По замыслу постановщика Вадима Милкова, в новом спектакле «Летучая мышь», бал проходит не так, как мы привыкли, в доме князя Орловского, а у одноименной княжеской четы. Гостей встречает не сам князь, а его супруга. Как полагается титулованной красавице и хозяйке светского мероприятия, она должна блистать в роскошном наряде. Для выполнения этой задачи, конечно, придется забыть о нежных и пастельных оттенках, поэтому для платья княгини Орловской художник выбрала бархат «статусного» бордового цвета, который обыгрывается алыми вставками.

Благодаря бархату, зритель сразу поймет, что перед ним светская дама и хозяйка бала - княгиня Орловская

Правда, как не были бы красивы розовая пена кружев нарядов Адель или бордовое платье княгини Орловской, но смысловым и художественным центром всего спектакля является костюм «летучей мыши». Кажется, что либреттист изначально помог художнику, задав ему, уже самим названием, определенный цвет костюма – черный. Но от этого задача стала не легче, а сложнее. Как сделать так, чтобы «дама в черном» не превратилась в тень среди маскарадной пестроты?

Здесь на помощь пришли тонко проработанные детали, которые как раз и создают образ искрящегося карнавального образа «летучей мыши». Это вставки из ткани-сетки, расшитой разноцветными пайетками и использование перьев для отделки верхней части декольте. Но весь этот блеск окружен, словно в раме, бархатной черной основой платья, создающее атмосферу загадочности.

Текст: Наталья Журбина
Фотографии: Рафаэль Мурадьян

Выставка МОДА ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ.

Выставочные залы "Под сводами"
Государственный музей А.С. Пушкина

ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)

Выставка
МОДА ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ

Из собраний Государственного музея А.С. Пушкина,
частной коллекции Александра Васильева
и Государственного исторического музея

Выставка МОДА ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ

С 21 февраля по 17 мая 2015 года

В Государственном музее А.С. Пушкина открывается уникальная выставка, которая в деталях расскажет о моде пушкинской эпохи. Стилизованная экспозиция представит подлинные платья, костюмы, аксессуары и предметы дворянского быта первой трети XIX века из коллекции известного историка моды Александра Васильева и музейных собраний. Большую часть артефактов мира моды зрители увидят впервые.

В связи с большим интересом публики к
выставке «Мода пушкинского времени»
по выставке будут проводиться
экскурсии для индивидуальных посетителей и организованных групп.

Для сборных групп индивидуальных посетителей (группа не более 15 человек) экскурсии будут проводиться
каждый четверг в 18.30 и каждое воскресенье в 12.00.
Стоимость экскурсии – 250 рублей с человека.

Для организованных групп посещение производится по предварительной записи
в любой день, кроме понедельника и последней пятницы месяца.
Стоимость экскурсии:
Для лиц, не имеющих льгот – 3750 (группа до 15 человек), 5000 рублей (группа до 20 человек).
Для льготных групп посетителей (до 20 человек) – 3000 рублей

Запись по телефону 8-495-637-32-56

Посещение выставки без экскурсионного обслуживания возможно
ежедневно кроме понедельника и последней пятницы месяца
и предварительной записи
НЕ ТРЕБУЕТ !

Бальное платье из шелка с ручной вышивкой с треном, 1910 г. Из коллекции А. ВасильеваВыставка расскажет о модных тенденциях в жизни российского дворянского сословия первой трети XIX века. К счастью, до наших дней дошло немало свидетельств той яркой эпохи – на них и основана открывающаяся выставка. В экспозиции выставлены более 50 подлинных костюмов и платьев эпохи, более 500 дамских и мужских аксессуаров, деталей гардероба, живописные портреты, модные картинки, предметы интерьера и быта.

Тематической выставки такого масштаба в Москве еще не бывало. Большую часть своей уникальной коллекции (относящейся к периоду пушкинской эпохи) Александр Васильев представляет публике впервые.

Выставка МОДА ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ.Понятие «мода» для пушкинской эпохи было чрезвычайно актуально. На смену монархическому веку стремительно шел буржуазный. Следуя за великими историческими событиями, волновавшими Европу и Россию, довольно значительно менялись и эстетические вкусы общества. Новые тенденции проявлялись во всех ипостасях жизни: нравственной, социальной, вещественной. Законам моды (в большей степени она приходила в Россию из Европы) следовали в явлениях общественной жизни, в светском этикете, в искусствах – в архитектуре и интерьере зданий, в живописи и литературе, в гастрономии, ну и, конечно же, в одежде и прическах.

В светском обществе XIX века существовали строгие правила, предусматривающие определенный тип одежды для разных этикетных ситуаций. Проследить эти правила и модные тенденции можно по разнообразию платьев, которые носили в российских столицах двести лет назад пушкинские современники и современницы, а также литературные герои того времени. При создании экспозиции были задействованы произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого и других, а также воспоминания современников.

Платье из шелковой тафты отделанное фигурной апликацией из основной ткани и шифона Франция 1820-е г Из коллекции А ВасильеваВ XIX веке жизнь светского человека, в большей или меньшей степени, следовала принятому в обществе этикету и распорядку, что отражало общее для дворянской культуры стремление к ритуализации быта. Именно поэтому участники и художники выставки выстроили экспозицию, как последовательный рассказ об одном из дней жизни человека света, с утра до ночи. Распорядок дня его предполагал многочисленные перемены гардероба, в соответствии со светским времяпровождением.

В первом зале экспозиции зрители познакомятся с тем, как проводила светская публика первую половину дня, в которую входил «утренний туалет», «прогулка», «утренний визит», «обед» и «послеобеденное общение в кабинете хозяина».

Утренний туалет. В нем выходили к завтраку, виделись с домочадцами и близкими друзьями. Утренний туалет для женщины заключался в платьях особого покроя. Дезабилье столичных модниц было нарочито небрежного вида.

Выставка МОДА ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ.Утренний туалет и чашка кофе сменялись утренними приемами и визитами (между завтраком и обедом). Особой заботой здесь был визитный костюм, который должен был быть нарядным, изящным, но не парадным. При утреннем визите мужчинам полагалось быть в сюртуках с жилетками, дамам – в модных туалетах, специально предназначенных для утренних посещений.

К двум-трем часам пополудни большая часть светской публики выбиралась на прогулку – пешком, верхом или в коляске. Излюбленными местами гуляний в 1810–1820-е годы в Петербурге были Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар.

Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, предпочитая обедать в ресторане. Хороших ресторанов было немного, каждый посещался определенным, устойчивым кругом лиц. И в пушкинские времена существовала мода на блюда и напитки.

После обеда наступало время вечерних визитов. Если дамы принимали гостей в гостиных и музыкальных салонах, то хозяин дома предпочитал для общения с друзьями – свой кабинет. Обычно обставленный во вкусе хозяина, кабинет должен был располагать к неспешной и доверительной мужской беседе, например, за хорошей трубкой и рюмкой отменной настойки.

Выставка МОДА ПУШКИНСКОЙ ЭПОХИ.Отдельный зал выставки посвящен театру – весьма модному и виду искусства, и времяпровождению в пушкинское время. В нем представлены наряды, в которых можно было появляться в театре. Причем, имело значение, где именно – в ложе или партере? Этикет моды предполагал между ними серьезные различия…

Третий зал посвящен «вечернему времени» и включает в себя такие темы, как «Английский клуб» и «бал».

Мужской комзол. Полихромная вышивка шелком по бархату на атласной основе. Франция, около 1820 г.Заседания в Английском клубе были привилегией мужской половины общества. Свободная форма провождения дневного досуга за обедом, чтением газет, игрой в карты или бильярд предполагала особый стиль в одежде и аксессуарах.

Вечерние туалеты, в которые наряжалась светская публика на званые вечера, рауты и балы, были очень разнообразными и различались весьма интересными деталями. Например, бальные туалеты «дебютанток», приехавших на свой первый бал обязательно отличались от нарядов светских дам. Имели значения цвет, фасон, сорт цветов, которыми украшали платье…

Разумеется, все эпизоды дня и времяпровождения в дворянском обществе щедро иллюстрированы на выставке подлинными предметами и артефактами эпохи. Тематические фрагменты экспозиции представлены в воссозданных интерьерах гостиной, кабинета, театральной ложи и т.д. У публики появится возможность совершить и «променад» по Невскому проспекту…

Сказки и легенды пушкинских мест (Чернышёв)/Василий Андреич-купечецкий сын

Жил в Москве купец Андрей. Был один сын у ево Василий, фамилия ему была Красивый, он очень красивый был. Отец помер и мать.

Он был холостой. Он задумал женитца, потому что торговлю вести жанатому лучше [1] . Вздумал он, што где себе жену надо брать. По потретам он слыхал, што есть Франция, у онново купца дочь до того красивая, ею никто не видал личности, то ходила она маскированная [2] . И вот задумал он, што во што бы ни стало ону [3] повидать.

Вот он взял товару и старшего прикашшика и поехал в Францию. Ну вот, оны сняли там дом, открыли мага́зину. Вот оны торговали хорошо. Пушшали все на несколько дешевлей. Публика ишла покупать. Ну, их хвалили хозяина, што красивый и продае дешево.

Однажды время заходила эта Настасья, этово купца дочь. И улюбила (т. е. влюбила) она хозяина, и часто она ходила и разговор вела. Потом однажды время завели оны разговор. Вот он слыхал, што эта самая барышня, которая ему и ндравилась. Вот оны оннажды времени поменялись порсигарам. Потом он задумал: говорит приказчику, что как придет эта барышня, вы скажите, что Василий больной. Вот приходит она, спрашивает: «Где же Василий?» Он сказал: «Больной, третий день». Вот она говорит: «Э, как бы повидать?» Вот она ушла.

Вот Василий пришел. Приказчик говорит: «Просила она, как бы повидать». Ну вот, он надумал так. Приказчику сказал: «Найди такого [мастера], чтобы слили стату́я личностей акурат [4] как я, как будто я помер. Потом скажите, что Василий помер». Сходили к попу и потом хоронить. Потом Василья провели и похоронили. Вот потом она слыхала, эта барышня Настасья, что Василий помер. Она пришла и спросила, и тужила, что жалко мне ево. Потом он взял обрядился девушкой и стал торговать с приказчиком. Ну, заходила эта барышня Настасья и спрашивала, што это кто такой торгует. «А это сестрица Василия, Маша, приехала на похороны, не попала по случаю торговле».

Вот она часто заходила и с Машуй вели разговор и приказывала она Маше к себе в дом поговорить и покупаться съездить [5] . Ну, Маша в оннажды время приказала ей, Настасье: «Придите к нам». Вот она заходила. Ну, пошли к Настасье в дом, там с ей разговоры вели. Стала Настасья ону звать в купальню. Маша с ей поехали. Приехали в купальню. Настасья раздевалась. Ну, говорила Маше: «Раздевайтесь, давайте купаться.» Скидывала Настасья платье и свой парик [т. е. маску] с лица. Тогда говорила Маша [а Маше нельзя было раздеваться]. Потом Маша уже созналась, что я не Маша, а самый Василий и есть, мне нельзя раздеваться. Тогда Настасья бросилась на шею Василью: «Ежели ты, Василий, так сумел сделать, то я твоя жена. Вы не отпирайтесь от меня. Меня никто не видывал моей лишности, а тебе я разделась вся наголо». Ну вот, теперь Василий стал говорить ей, што как нам исделать лучше [6] . «Я тебя отправлю с приказчиком домой, а сам останусь товар распродать».

Вот оны дождались вечера. Он отправил их с приказчиком, а сам остался торговать. Вот приехал приказчик с ей, и находились оны вдвоем. Ну и стал он к ей, да… [7] — она не соглашалась. Вот приказчик взял да облыжное письмо ему, Василию: что теперь в нашем дому молодые рабяты всегда полный дом, как бытто какой фубличный дом. Вот Василий прочитал письмо, с этуй досады стал товар продавать дешево, продавал он за третью копейку, штобы разбыть скорей. Ну, вот он разбыл товар, продал и уехал домой.

Вот когда он приехал позно вечером, зашел он в спальню. Тогда Настасья бросилась ему на шею. Но когда он расстроенный был — вдарил он ножом ее в грудь и бросил со второго этажа на панель, а сам с досады лег спать. Вот ишел доктор, нашел эту девушку, види, што она еще жива. Положил на извозчика ону и привез на квартеру. Види, што она девушка очень красивая, стал ону лечить. Лечил там недели две-три. Вот она выздоровела. Тогда он стал [ее] за себя замуж брать — [он] был холостой. Несколько время он ону сбивал замуж за себя. Она не соглашалась. Вот в однажды время он зазвал ону покататься в лодке на́ море. Вот оны сели в лодку, отъехали саженей десять-пятнадцать или може двадцать. Ну вот, говорит: «Будешь моя жена? А если не согласна, то тебя сброшу в море!» Она говорит: «Бросай меня в море, а жаной не буду». Вот неподалеко рыболовы ловили рыбу, Гришка и Васька. И вели оны неводом, и выташшили эту самую девушку. Гришка был женат, а Василий холостой. Вот Гриша говорит: «Вот, Василий, эта твоя жена будет». У ей спросили: «Будешь ли жена? [8] » Она говорит: «Буду». Вот оны сразу пошли к попу. Ону поставили коло [9] церкви. Василий говорить: «Батюшка, повенчай меня, вот тебе десять рублей». А батька спрашивае: «Игде невеста?» А Василий говорит: «Вот коло церкви». Заплатил Василий деньги десять рублей. Пока батька одевался, пришли — невесты нет. Невеста вбежала. Василий остался холостой [10] .

Вот эта́ Настасья побежала за́ город. Вот она отбежала шесть верст. Вот там нашла — пасетца мальцык, коров пасет. Она и спрашивае у нево: «Мальцык, променяй мне пеньжак и штаны, а я тебе дам платье это». Мальцик понял, што платье дороже, взял и променял. Вот она одела пеньжак и штаны, отрезала волоса и сделалась мальчиком. Ну, пошла опять в тот же город, где была.

И была чайная как раз против Василья Андреича, ейнова мужа. Вот она пришла в чайную, попросилась в хозяина: «Не возьмете ли меня в услужение». Хозяин видя — мальцык хороший, взяли. Мальцык такой услужный, старался что как бы лучше хозяину сделать. Вот хозяйка стала хозяина просить: «Хозяин, поставим мы этово мальчика в дворники. Пускай служит дворником». Вот служит неделю, служит две.

А Василий Андреич против сидит под окном. Выдет — голова повешена. И эта самая [девушка], она видит, што он сидит, подойдет спросит: «Чаво ты, Василий, задумавши. Али [11] больной?» Он ничего не скаже [12] .

Однажды время в этом царстве помер государь. Выбрать так что неково, а сродников нет, не знают, ково выбирать. Вот один старичок надумал так: поставить над воротам две свечки — и пойдут люди: над кем загорятся, тот будет царем. Поставили. Ну, потом назначили день: сиводнишнее число пошли люди со старшева чину и так и меньше, и вси перешли, ни перед ким не загорается. Вот пошли уже последние, которые дворники там, лакеи.

Вот хозяин посылае свово Василья-дворника: «Иди и ты». Но, она [т. е. он] не хотел идти, што она знала, как она женьшина: она не хотела идти. Как хозяин посылаит — должна идти, слушать хозяина. Вот она пошла: загорелѝсь свечки перед ней! Ну, крикнули, што вот наш государь. Яво во дворец на царство.

Вот она царствует неделю и две. Вот она надумала снятца в женьском виде и этый потрет повесили к столбу, поставили два часовых солдата. Приказали им, што если будет хто либаватца или какой предмет показывать, то тих людей посадить.

Ну, прошел день, прошло два — идет доктор, поднял голову и смотрит. Был он старый, приложил палец к носу и смотрит. Часовые взяли его: «Что ты разлюбовалси?» И посадили. Прошло несколько время, приходит Василий Андреич, взглянул на потрет, побежали слеза́ у яво с глаз. Часовые взяли ево. «Што это слезы побежали у тебя? Чево ты плачешь?». Взяли ево посадили.

Вот прошел день, идут Василий-рыболов с Григорьем. Говорит Василий: «О! Григорий! Вот твоя жена!», показывае на потрет. Часовые взяли и посадили их.

Ну, вот прошло несколько время, несет пастушок с материй платье в город продавать. Мальцык увидал этот потрет самый и говорит матере, что мама, вот я акурат в такой выменял платье.

Часовые взяли и их, посадили.

Теперя прошло несколько время, государь стал допрос [так! без глагола]. Ну, вызывает дохтора и спрашивает: «Ну, вы почему смотрели и палец к носу прикладали. Признавайси всей правдуй». Дохтор показывает: «Так што я ишел позно, нашел девушку, сильно ранена в грудь. Вот ону на квартеру привез и ону лечил. Вот ону вылечил и хотел ону замуж взять, а она не согласилась, я ону свез на лодке и бросил в море». Ну, хорошо. Дохтора отвели в комлату [13] , посадили.

Вот вызывают Василия. «А вы почаму смотрели и плакали? Признавайся всей правдай». — «А я вот сознаюсь правдуй. Я жанился укурат [14] вот на такой, а мне вот по письмам старший приказчик писал, что завела публичный дом. Я когда приехал, не вытерпело сердце, вдарил ону ножом в грудь и бросил со второго этажа на панель». Ево отвели, посадили в другую комнату.

Вот допрос рыбаков. «Ну, а вы ишли да кричали, что Васильева жена. Григорий говорил. Признавайтесь всей правдай». — «А вот мы ловили рыбу. Поймали акурат такую девушку. Григорий говорит: «Я женат, а Василий холост». Она согласилась за Василья замуж. Ну, сразу пошли к попу, ону оставили коло церкви, а самы пошли деньги попу отдали десять рублей. Пришли, а ей нет, убежала».

Ну, теперя вызывают бабку с мальчикум. «Ну, бабка, и ты, мальчик, што вы любовались да говорили: акурат в такой?» — «А вот мы несем платьё продавать. Вот мальцык выменял акурат у такой, и платье здесь». Ну, вот она взяла платье.

Теперя суд буде, их будут выпущать, кому што. Теперя доктора за это, што вылечил да опять топить — этому посулила виселицу — повесить [15] . А рыбакам — наградила деньгами и отправила. И бабке тоже деньгам с мальцыком [16] . А в Василья спрашивает: «А што, Василий, узнаешь ты ею, если она сечас к тебе придет?» — «Как же? Узнаю», говорит. Вот она пошла, одела это платье, которое пастушок принес, свое и вышла к ему в комлату.

Когда он ввидал ею, так со стула и упал. Она ево взяла подняла и сказала, что, Василий, тебе все прощено! Потом и остались оны царствовать. Затем и все.

Она поняла, што он по глупости сделал, поверил, а тот-то [доктор] мазурик! [Сказано через несколько времени после окончания сказки, как пояснение].

Мода пушкинской эпохи

Весной этого года в Государственном музее А.С. Пушкина проходила выставка «Мода пушкинской эпохи».

Композиция была посвящена распорядку дня светского человека, который в течение суток должен был переодеваться несколько раз. Правила хорошего тона требовали определенного типа одежды для каждой этикетной ситуации.

Ядро экспозиции составили костюмы первой трети XIX века из коллекции Александра Васильева.

Экспозиция в основном, и как обычно в подобных случаях, состоит преимущественно из женских платьев. Мужская одежда во всех музеях мира представлена гораздо скромнее. Это связано с тем, что мужчины занашивали свою одежду практически до дыр.

Моду пушкинской эпохи можно разделить на три стилистических периода. Ампир, длившийся примерно до 1815 года, характерный приверженностью к классицизму, античной эстетики Древней Греции и Древнего Рима. Дамские платья из легких прозрачных светлых тканей (муслин, линобатист, тюль, вуаль, легкий шелк), без корсета, с завышенной талией имитировали античные статуи.

Второй период 1815-1830 года — романтический историзм. На смену белому цвету, который остались только в бальных и подвенечный нарядах, в моду входит цветность и шотландка. Псевдоготические, «средневековые» мотивы, воротники-фрезы, рукава-буфы, «рыцарские» мотивы.

И период 1830-х годов — уютный домашний буржуазный стиль бидермейер: рукава «жиго», набивные «веселенькие» ситцы, «мушкетерские» воротники из батиста или шелка, вышитые в технике вышивки «белым по белому».

Мода пушкинской эпохи, фото № 1

Здесь мы видим образцы домашней одежды. Слева пудромантень — накидка, которую надевали на платье во время туалета, для защиты платья от пудры. Женский халат, нижняя юбка и канзу.

Домашней мужской одеждой был шлафор (нем), халат. Мода на мужской халат не менялась на протяжении всего 19-го века: воротник шалькой, длина по щиколотку, витой шнур, карманы. Халат мог быть стеганый, зимний, шелковый. Одевался всегда на сорочку. По правилам этикета мужчина мог в халате принимать гостей. Существовали даже ордена специально для халатов.

Женщина могла ходить в халате в загородном доме и целый день, но только если она точно знала, что посторонние её не увидят.

На фото мы видим дует или дульет — женское домашнее распашное платье с турецким или тюркским узором. Модести — «грудка», манишечка — по правилам моды платье не должно было соприкасаться с голым телом, под него зачастую надевали не сорочку, а именно модести.

В экспозициях выставки мы зачастую видим некоторые исторические неточности, так накидка-косынка на пудромантень не надевалась, но, видимо, это сделано для демонстрации различных предметов одежды и туалета. В частности на косынке демонстрируется английская вышивка «белым по белому».

Мода пушкинской эпохи, фото № 2

Спенсер из сукна с отделкой синелью (Франция, конец 1820 — начало 1830-х) — короткая куртка-корсаж с завышенной талией, модный и значимый женский аксессуар с 1820-х годов. К 30-м годам 19-го века коротенький спенсер удлиняется до талии, в женском костюме появляется корсет.

Мода пушкинской эпохи, фото № 3

Прогулочный редингот (Англия, 1823 год, шелк боше) и соломенная шляпка знаменитого фасона «Джейн Остин».

Мода пушкинской эпохи, фото № 4

Платье будушей мамы (Франция, конец 1810-х — 1820-е, шерсть).

Мода пушкинской эпохи, фото № 5

Шаль была неотъемлемым атрибутом женского гардероба с конца 18-го века, когда вытканные вручную шерстяные восточные шали привезли солдаты Наполеона из Египетского похода. Императрица Жозефина влюбилась в шали, и они прекрасно дополняли тончайшие муслиновые платья эпохи ампир. В России было открыто производство Колокольцевские шалей. Такие шали были сшивные, двусторонние, с ювелирно пришитым к основному полотну вытканным восточным узором и стоили целое состояние. Встречались шали 4 х 4 метра. К их краю пришивали грузики — полые тончайшие золотые шарики для драпировки. Существовал знаменитый танец с шалью, который танцевали перед Императором лучшие выпускницы Института благородных девиц.

На фото выше барышня держит «свадебную корзину» с цветами.

Мода пушкинской эпохи, фото № 6

Летнее платье (около 1815 года) с ручной вышивкой «белым по белому» на муслине.

Мода пушкинской эпохи, фото № 7

Мода пушкинской эпохи, фото № 8

Платье Фрация, начало 19 века, хлопчатобумажное полотно с жаккардовым рисунком. К сожалению, подобный тюдоровский воротник в это время не носили — это вольность составителей выставки.

Мода пушкинской эпохи, фото № 9

Еще фрагмент вышивки «белым по белому» на муслине, домашнее платье, Франция, начало 1810-е годы.

Мода пушкинской эпохи, фото № 10

На переднем фоне платье 1810-1820-е, Фракция, шелковый креп (поясок, к сожалению, к этому платью никакого отношения не имеет). Это повседневные платья, об этом говорит их длинные рукава. Подобный рукав буф, длинный рукав означает то, что платье не нарядное — ни на бал, ни в театр нельзя было прийти в платье с длинным рукавом.

Мода пушкинской эпохи, фото № 11

Мода пушкинской эпохи, фото № 12

Кисейная юбка, Англия, 1820-е, вышивка английским шитьем «белым по белому». Прогулочный спенсер, Англия, около 1827 года, ситец с цветочной набойкой.

Мода пушкинской эпохи, фото № 13

Мода пушкинской эпохи, фото № 14

Мода пушкинской эпохи, фото № 15

Летнее дамское платье, Англия, хлопок с набивным рисунком, 1838-1842 года. Эпоха исторического романтизма. Воротник батист, вышивка тамбурным швом, 1830-е. Брошь, Италия 1830-е.

Мода пушкинской эпохи, фото № 16

Мода пушкинской эпохи, фото № 17

Слева — вечернее платье, Испания, 1820-е, шелк. Спенсер, Испания, 1820-е, атлас с отделкой металлизированнам кружевом.

Мода пушкинской эпохи, фото № 18

Моду на тюрбаны в Россию привезла Жермена де Сталь. Тюрбаны зачастую надевали на каркасы. Колосья на тюрбане так же дань моде тех времен — колосья, скромные полевые цветы, украшающие головные уборы и прически дам символизировали их приверженность идеям Руссо, воспевающим путь «назад к природе».

Мода пушкинской эпохи, фото № 19

Вечернее платье, Россия (скорее всего), начало 1820-х. Пряжка на поясе, 1820-е, сам пояс, к сожалению, не сохранился, лента условна.

Мода пушкинской эпохи, фото № 20

Бальное платье, Франция, 1830-е, воротник тюль, отделка шелковыми бейками.

В 1826 году в Москве было 28 модных магазина, пять магазинов галантерейных и духов товаров, два магазина «Перьев и цветов неживых». Искусственные цветы были необычайно в моде, их привозили готовыми из Франции и Англии.

Традиция изготовления шелковых цветов появилась в средневековой западной Европе в монастырях, и это было необыкновенное искусство. От того, как барышня декорировала цветами свое платье, какой гирляндой его украшала, зависели даже её шансы на удачное замужество. Так Лермонтов написал однажды в одном из писем, как «NN появилась на балу в платье с гирляндой, похожей на связку засушенных грибов, Эдак она и замуж-то никогда не выйдет!».

Мода пушкинской эпохи, фото № 21

Здесь представлено повседневное платье стиля Ампир (платье с длинным рукавом в театр надевать было не принято) в декорациях театрального вечера. Черный пояс тоже вольность организаторов выставки.

Мода пушкинской эпохи, фото № 22

Палантин брюссельского игольного кружева.

Мода пушкинской эпохи, фото № 23

Бальное платье, Франция, 1830-е. Ну и много-много платочков, накидок брюссельского кружева.

Мода пушкинской эпохи, фото № 24

Очень ценное бальное платье «Наташи Ростовой», 1810-е, шелк, отделка аппликациями в виде оленьих рогов из шелкового муслина. Кашемировая шаль, Франция, 1800-1810-е. По подолу платья можно увидеть подбитый ватой валик — такие валики делались на невесомых платьях стиля Ампир как некие грузы для их «утяжеления» и придания им формы.

Мода пушкинской эпохи, фото № 25

Бальное платье с треном, 1800 год, фасонный полосатый шелк.

Мода пушкинской эпохи, фото № 26

Бальное платье, декорированное бранденбургами, Франция, конец 1810-х, шелк. На голове фантазии устроителей выставки с кружевом валансьен. Летняя шаль, 1800-е, шерстяной шифон, вышивка гладью и битью. Оттоманская работа для европейского рынка.

Мода пушкинской эпохи, фото № 27

Летнее дамское платье, Англия, конец 1830-х, хлопок с набивным рисунком.

Мода пушкинской эпохи, фото № 28

На заднем плане шляпка-кибитка.

Мода пушкинской эпохи, фото № 29

Домино, Франция, 1830-е, вощёный сатин, отделанный серебряным галуном.

Мода пушкинской эпохи, фото № 30

Дамское платье с рукавами «жиго», около 1838 года, шерсть бал орал (клетка). Вуаль кружева Шантильи.

Мода пушкинской эпохи, фото № 31

Платья эпохи исторического романтизма.

Мода пушкинской эпохи, фото № 32

Прогулочная ротонда, Франция, 1830-е, шелк, бахрома из синели.

Мода пушкинской эпохи, фото № 33

Зимний прогулочный редингот, 1838 год. Эшарп, конец 1830-х, шелковый атлас с клетчатой бархатной лентой и вышивкой швом корнели.

Мода пушкинской эпохи, фото № 34

Мода пушкинской эпохи, фото № 35

Платье с рукавами «жиго», Франция, вторая половина 1830-х, шелк. Аутентичный пояс 1830-е.

Мода пушкинской эпохи, фото № 36

Платье, вторая половина 1820-х, муар антик в полоску. Колокольцевская шаль 4х4 метра.

Мода пушкинской эпохи, фото № 37

Мода пушкинской эпохи, фото № 38

Платье, США, около 1837 год, хлопчатобумажное полотно, накидка с кружевом Лимерик.

Мода пушкинской эпохи, фото № 39

Мода пушкинской эпохи, фото № 40

Бальное платье, Франция, около 1820 года, креп-жоржет, атлас.

Мода пушкинской эпохи, фото № 41

Мода пушкинской эпохи, фото № 42

Вечернее платье, Англия, 1820-е, полосатый шелк. Шляпка из итальянской соломки. Накидка с вышивкой и кружевом валансьен.

Мода пушкинской эпохи, фото № 43

Здесь очень точно показано, что шляпка никогда не одевалась непосредственно на голову (так же как и платье не должно соприкасаться непосредственно с телом). Между шляпкой и волосами обязательно должны быть ткань, кружево, ленты, оборки, искусственные цветы.

Мода пушкинской эпохи, фото № 44

Мода пушкинской эпохи, фото № 45

Летнее прогулочные платье, 1830-е. Прекрасное брюссельское кружево.

В следующей публикации мы продолжим наше путешествие по выставке и рассмотрим другие её экспонаты: вышивки, предметы туалета, интерьера, мужской костюм и так далее.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Как сшить фату капюшоном
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector