1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Институт Практической Психологии и Психоанализа

Dance, dance wherever you may be, или о влиянии ирландского танца на личность. Филиппович Наталья Юрьевна г.Москва

Для того чтобы понять, какие свойства личности могут развиться у человека, танцующего ирландские или шотландские танцы, нужно обратиться к истории этих народов. Ирландцам, равно как и шотландцам, приходилось нелегко в разные эпохи –– достаточно вспомнить одну только политику англичан по отношению к ним. Национальную культуру и язык пытались искоренить, дело доходило даже до того, что ирландцам запрещали танцевать их народные танцы! Разумеется, будучи очень свободолюбивым, ирландский народ не хотел подчиняться этим правилам, и продолжал танцевать. Существует даже легенда, согласно которой ирландцы выработали такой стиль степа, когда со стороны казалось, будто люди просто ходили, а на самом деле они исполняли танец.

История притеснения ирландского народа была заложена в основу сюжета танцевальной постановки Майкла Флэтли (1) «Celtic Tiger». Как говорит сам Флэтли — «Тигр — это символ пробуждения, символ волшебства и борьбы за свободу… «Кельтский Тигр» часто упоминается в финансовых терминах, как невероятный экономический успех Ирландии за прошлое десятилетие. Но я вижу в этих словах кое-что гораздо большее, — я вижу в этом сердце, душу и дух ирландских людей. Когда они добрались до Америки, вначале их рассматривали как рабов, но они поднялись снова, чтобы стать Джоном Ф. Кеннеди Нового Света». Эта цитата хорошо характеризует ирландскую нацию.

Говоря об ирландцах, можно вспомнить и другие черты характера. Однажды, по каналу «Культура» была показана передача, в которой упоминалось, что ирландцы – очень упрямые люди. Вплоть до того, что давалась шуточная рекомендация: для того, чтобы ирландец сделал что-то, попросите его сделать наоборот. Все пережитое в ходе истории не сломило потомков кельтов, продолжающих упорно бороться за свободу и чтить свои традиции и культуру.

И если мы будем исходить из того, что выполняя конкретные движения, человек приобретает определенные свойства характера (об этом хорошо осведомлены те, кто практикуют йогу), то занимаясь ирландским танцем, человек может «примерить» на себя свободолюбие, гордость, твердость характера и упорство. А как замечали многие мыслители, если маску носить слишком долго, она может «прирасти» и олицетворяемое ею станет сущностью человека, так необдуманно (или намеренно) ее примерявшего.

Если в момент исполнения Вы не будете ровно держать спину и осуществлять движение с чувством собственного достоинства – как бы легко и четко Вы ни сделали этот элемент – впечатление будет смазанным. Не последнюю роль здесь играет не только психологический настрой при исполнении, но и идеально выпрямленная спина и фиксация корпуса. В характере движения присутствуют аккуратная четкость и активность, со стороны элемент может выглядеть так, как будто танцор, гордо неся корпус, скользящим движением продвигается по диагонали вперед, словно подчеркивая свою независимость и свободолюбие. Очень многие элементы пронизаны подобными эмоциями – перекрестность — характерное для ирландских танцев положение коленок (находящихся рядом, по возможности, без щели между ними или закрывающих одна другую), очень способствует созданию такого образа. А знаменитая ирландско-шотландская выворотность стоп только дополняет его.

Ранее мы уже говорили, что теоретически, ирландские и шотландские танцы должны вырабатывать твердость характера и упорство. Явное тому доказательство – техника исполнения большинства элементов, в первую очередь, сольных танцев. Попробуйте сделать движение rock — качаться из стороны в сторону на полупальцах очень нелегко! Учиться этому нужно долго, а для того, чтобы исполнить элемент bird ( http://celticdance.narod.ru/lession9.htm ) некоторым приходится тренироваться до изнеможения, пытаясь сделать прыжок выше. При занятиях сольными шотландскими и ирландскими танцами приходится уделять повышенное внимание растяжке (особенно это актуально для ряда шотландских элементов). Для ирландских танцев характерны высокие «полетные» прыжки – приходится качать пресс – опять-таки, чтобы выше прыгать. Надо укреплять многие мышцы и в связи с этим грамотные преподаватели – такие, как наша соотечественница, чемпионка Европы по ирландским танцам 2006 года — Юлия Ромашко, обязательно проводят большую разминку. Базовый элемент степа – treble – нужно очень долго отрабатывать, прежде чем он будет получаться быстро и технично, некоторым для выполнения этого элемента требуются годы. Выдерживать такие нагрузки и систематически заставлять себя заниматься способны только очень терпеливые люди, поэтому упорство и упрямство (в хорошем смысле этого слова) всегда должно быть присуще тем, кто увлечен рассматриваемыми в этой статье танцами.

Четкость, аккуратность и легкость – также необходимые качества, если они есть у человека — ему будет гораздо легче научиться танцевать шотландские и ирландские танцы. А при длительных и серьезных занятиях этим искусством могут автоматически начать вырабатываться все перечисленные выше качества. Также эти танцы (особенно, если речь идет не о сетах, а о «сольниках») не терпят небрежности в исполнении. Поэтому людям, отличающимся небрежностью и привыкшим делать все «тяп-ляп», обычно приходится учиться больше концентрироваться на выполняемых элементах, в процессе тренировок четко и аккуратно совершая движения и делая паузы между ними. Каждое движение рекомендуется зафиксировать, чтобы лучше на нем сосредоточиться и отработать. Таким образом, ирландский танец способствует вдумчивому отношению к совершаемому и даже можно сказать, развитию созерцательности. Внимание тренируется постоянно, особенно на первых порах изучения танцев, ведь нужно помнить о множестве нюансов одновременно. Например, при исполнении ирландских танцев руки необходимо держать вдоль тела, и существует точка зрения, согласно которой это требование было введено несколько веков назад учителями танцев специально, чтобы усложнить танец! Сложность существует и в исполнении быстрых танцев – чтобы выдержать темп важно уметь правильно дышать, как отмечает Джин Батлер (1).

Постоянно зафиксированное положение корпуса будто бы выражает сдержанность в чувствах, но вряд ли можно говорить об отсутствии эмоций: ирландские и шотландские танцы очень экспрессивны и в них содержится сильная энергетика.

Агрессивность – качество, которое может только помешать исполнять рассматриваемые нами танцы. И, конечно же, ирландские и шотландские танцы не развивают это качество при подобающем исполнении. Напротив, необходимость легко степовать (а не молотить каблуками так, словно танцующие забивают ими гвозди) может воздействовать на человека вполне благотворно. В сочетании с плавностью движений все вышеперечисленное может способствовать более гармоничному развитию личности. Сказанное выше применимо к традиционному народному танцу, как существующему в аутентичном виде, так и поставленному на хореографическую основу (шоу Riverdance, Lord of the Dance). Вряд ли можно утверждать то же самое в отношении таких современных веяний, как модерн в постановке Dancing On Dangerous Ground, где можно увидеть более резкие изломанные движения.

Есть еще один небезынтересный момент. По наблюдению автора статьи, люди, по-настоящему увлеченные танцами ирландцев и шотландцев, нередко равнодушны или даже откровенно «не уважают» латиноамериканские танцы! Разумеется, статистики на данный момент не существует, но зачастую это оказывается именно так! И если попытаться проанализировать сходства и различия между этими танцами, а также создаваемыми ими образами, то можно предположить, что они являются своего рода антагонистами.

Конечно же, для исполнения любого танца нужно развивать в себе умение настроиться на музыку, чувствовать ее, слышать ритм, что требует определенной душевной организации и способностью восприятия искусства. Здесь мы подходим к следующему моменту.

Существует один важный нюанс, несоблюдение которого может свести на нет все вышеизложенное. Дело в том, что до этого момента в статье рассматривался «идеальный» случай, когда учащийся ставит перед собой цель проникнуться данной конкретной культурой с учетом всей ее специфики. Он внимательно слушает ирландскую (или — шотландскую, бретонскую, валлийскую, etc. музыку) и выражает услышанные образы в движении. Разумеется, такие танцоры существуют и бывает так, что они достигают поразительных эффектов в освоении танца без помощи педагогов. В качестве примера можно привести талантливую российскую исполнительницу ирландских танцев Светлану Кузнецову. Когда-то, услышав ирландскую музыку, Светлана смогла воссоздать характер движений ирландских народных танцев, даже не видев их до этого!

Читайте так же:
Как сшить сюртук северуса снейпа

Увы, не все приходят на занятия по танцам, воспринимая танец как высокое искусство. Кто-то ставит цели, не имеющие никакого отношения к достижению гармонии – зачастую, мотивацией для занятий становятся банальные амбиции. О восприятии музыки и танца такие учащиеся могут даже не задумываться. Подобное отношение не может не сказаться на результате. И тогда многое зависит от преподавателя. Но всегда ли он осознает, насколько важные вещи от него зависят? Зачастую педагоги ставят перед собой задачу просто научить учащихся последовательности определенных танцевальных движений, выполняемых, по возможности, технично. Таким образом учащиеся, конечно, будут способны изобразить набор красивых па, но смогут ли они достигнуть большего?

Существует точка зрения, согласно которой современная школьная программа построена так, что в процессе обучения из учеников получаются хорошие исполнители задач, но никак не творческие личности, способные сами выдвигать цели и задачи. Кто-то даже утверждает, что гениев потому так мало в нашем обществе, что система образования прибивает все способности юных вундеркиндов на корню. Это общее утверждение в нашем конкретном случае может означать, что в случае если педагог ставит ирландский танец в ансамбле и ни в этом номере, ни в программе обучения нет места импровизации, в результате такого обучения мы получим опять-таки, всего лишь исполнителей конкретной задачи. И здесь дело не только в том, что такой подход не позволяет развитьтворческое мышление, фантазию и индивидуальность. Все взаимосвязано: если ученики не умеют импровизировать и не чувствуют танец и музыку, а просто механически повторяют движения — скорее всего, танец никак на них не повлияет. То есть при таком бездумном повторении могут не развиться все подробно описанные выше черты характера (свободолюбие, гордость, твердость характера, упорство, вдумчивое отношение к совершаемому, концентрация внимания, созерцательность).

Примечания:
(1) — известный танцор и постановщик. Приобрел мировую известность после оглушительного успеха на Евровидении в 1994 году. Его самые известные шоу – Riverdance, Lord of the Dance.

(2) — известная танцовщица и постановщица. Танцевала вместе с М. Флэтли, К. Данном. Шоу с ее участием: Riverdance, Dancing On Dangerous Ground.

Библиография

1. An Coimisiún le Rincí Gaelacha Ár Rinncidhe Fóirne (Our National Dances) — the official ceili instruction book, 1939.
2. Elizabeth Turner Bell Fifty Figure and Character Dances for Schools, Waverley Book Company, London, 1997
3. Peter Buckman Let’s Dance, Paddington Press, 1988
4. Stephen Burke Set Dances for Fun, Leo Publications, 1994
5. Peggy Carty My Irish Dance, Yourman Promotions, 1987
6. Betty Casey International Folk Dancing USA, 1981, Doubleday & Company, Garden City, New York, ISBN 0 385 13308 1
7. Aruba Coghlan 20 Irish Dances, 1994
8. Larry Lynch Set Dances of Ireland, Séadna, 1989, ISBN 0 9514848 0 X (Ireland)
9.Irish Ceili and Set Dances, John J McManus, 1992
10.Irish Dances, Na Píobairí Uilleann, 1984, ISBN 0 9509743 1 5.
11. Joseph O’Hara Irish Set Dance Study Notes
12. Irish Dancing, Harper Collins, 1997, ISBN 0 00 472069 5.
13. A Selection of Irish Traditional Step Dances, Brooks Academy, 1998, ISBN 0 9533637 0 8.
14. Comhaltas Ceoltoiri Éireann and the Gaelic Athletic Association
Coiscéim 1—An authentic guide to Set Dancing, Comhaltas Ceoltoiri Éireann and the Gaelic Athletic Association, 1988
15. Scottish Ceilidh Dancing Ewart, David and Ewart, May, Scottish Ceilidh Dancing, Mainstream Publishing, Edinburgh, 1996.ISBN: 1-8515-8845-0
16. Traditional Dancing in Scotland Flett, J. P., and Flett, T. M., Traditional Dancing in Scotland, Routledge and Kegan Paul, London, Boston, Melbourne and Henley, 1964.ISBN: 0-7100-1369-8
17. 101 Scottish Country Dances Milligan, Jean C., 101 Scottish Country Dances, Scotia Books, Great Britain, 1967
18. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева и др.- М., 2001
19. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М., Университет, 1990
20. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. — М., Академический проект, 1999
21. Копытин А. И. Основы арт–терапии. — СПб., Лань, 1999
22. Шиянов Е. А., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. — М., Академия, 2000
23. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа под ред. Л. А. Барейбойма. — М., 1978.

Филиппович Наталья Юрьевна (г.Москва)Кандидат филологических наук, старший преподаватель Факультета Дополнительного Педагогического Образования Московского Педагогического Государственного Университета, предмет — кельтское искусство (ирландские и шотландские танцы и вокал).

Статьи

Ярчайшим явлением танцевальной жизни Ирландии XVIII — XIX веков стали мастера танцев — так называли профессиональных преподавателей, обучавших танцам молодежь по всей Ирландии. Умение хорошо танцевать высоко ценилось во всех слоях ирландского общества, и услуги мастеров были одинаково востребованы как богатыми горожанами, так и деревенскими жителями, покупавшими вскладчину один аккордеон на село. Деревенский мастер танцев обычно набирал группу учеников и занимался с ними не менее месяца. За это время юноши и девушки осваивали базовые шаги джиги и рила, узнавали простейшие парные и групповые танцы. Кроме того, многие мастера преподавали также основы танцевального этикета, хорошие манеры, а иногда даже фехтование. Вообще, любой мастер всегда старался подчеркнуть, что танцевальное искусство берет свое начало в высших слоях общества и обязывает к соответствующему поведению. Это подчеркивалось и самим видом преподавателя, который всегда одевался в хороший костюм, часто весьма броской расцветки, и его речью, которая изобиловала французскими или похожими на французские танцевальными терминами.

Чтобы научится хорошо танцевать, юноши и девушки разучивали сначала позиции ног и положения корпуса (многие из которых зародились в танцевальных залах при дворах Франции и Англии), затем элементы движений, сами движения и, наконец, «шаги» сольного танца или последовательность фигур менуэтов и кадрилей. Вообще термин «шаг», или «степ», ввели в оборот именно мастера танцев. Применительно к ирландским танцам он означал (и означает) фиксированную последовательность движений, исполняемую за восемь тактов музыки. Именно поэтому ирландские степ-танцы – это не чечетка под ирландскую музыку, а танцы, состоящие из шагов-степов, и не важно, обут танцор в специальные «стучащие» ботинки или легкие кожаные тапочки. Мастера уделяли очень серьезное внимание разработке, кодификации и записи шагов. Многие шаги в сольных танцах до сих пор называются по именам великих танцевальных мастеров: «Первый и второй (шаги) Мура», «Сон Халпина» и др. Однако нужно отметить, что, учитывая современное разнообразие видов ирландских танцев и отсутствие устоявшейся русской терминологии, «шаг» в описанном понимании часто просто не переводят и называют «степ» (можно услышать фразы типа: «Ты сколько степов танцуешь, два или три?»).

Наиболее широко деятельность мастеров танца была распространена в южной части Ирландии — Мюнстере. Здесь репертуар мастеров и танцоров включал наибольшее разнообразие ритмов – различные джиги, рилы, хорнпайп. И именно здесь родились сольные сет-танцы, до сих пор считающиеся вершиной ирландского танцевального искусства (не путайте их с групповыми сетами — ирландскими кадрилями). St Patrick’s Day, The Blackbird, The Job of Journeywork – этими известными каждому ученику современной танцевальной школы названиями мы обязаны мюнстерским мастерам. Поэтому неудивительно, что когда в начале XX века Гэльская лига проявила интерес к национальным танцам и была создана известная до сих пор Комиссия ирландских танцев (Coimisiún Le Rincí Gaelacha), базой для преподавания танцев в школах Лиги и Комиссии стала именно традиция южных мастеров.

Так мог бы выглядеть южный стиль в наши дни

Новый стиль на основе наследия мастеров

Однако за прошлый век мюнстерский стиль претерпел значительные изменения и стал «новым стилем». Наряду с элементами, которые придумывали и развивали мастера танцев, он приобрел черты, которые несказанно удивили бы танцора XVIII — XIX веков. Южанин всегда танцевал приподнявшись на носки и слегка развернув их наружу. Начинающим танцорам учителя подкладывали под каблуки дощечки, а опытный танцор мог получить болезненный и обидный удар тростью по голени, если во время исполнения движений пятка коснулась пола (не считая элементов с ударом каблуком). Движения руками и корпусом не поощрялись – танцевать нужно было только ногами, — но всегда подчеркивалось, что тело должно выглядеть ненапряженным. Про хорошего танцора говорили, что он может сплясать на крышке бочки, а отличный – на монетке. То есть перемещения в пространстве были более чем ограничены. Высоте прыжков особого значения не придавали, что, впрочем, неудивительно – высокий прыжок выполнить с места довольно трудно. В современном же стиле появился стремительный «полет» танцора через всю сцену. А высота прыжков теперь имеет прямую зависимость от уровня выступающего. Кроме того, визитной карточкой школ и сценических шоу стала исходная позиция с утрированно развернутыми носками и плотно прижатыми к абсолютно прямому корпусу руками. Причем выворотность следует сохранять на протяжении всего танца. Также современный исполнитель должен все время «тянуть носочек», то есть максимально выпрямлять ногу, как только она отрывается от пола, и вообще все время танцевать и стоять на «высоких полупальцах». Балетный термин здесь более чем уместен, потому что раньше два дюйма между пяткой и полом считались пределом подъема, а сейчас это удел начинающих.

Читайте так же:
Как сшить юбку перед короткий зад длинный

Подводя итог, можно сказать, что основные элементы мюнстерского стиля танцевальными школами Комиссии были доведены до своего логического завершения, а некоторые (такие как перемещение по сцене) радикально переосмыслены. Вообще новый стиль часто описывают как «мюнстерский, которому добавили высоты». Немалую роль в этом «добавлении высоты» и переосмыслении сыграло появление в конце 1990-х годов шоу «Риверданс». Его всемирный успех был настолько ошеломительным, что оригинальный стиль этого шоу, включавший элементы авторской, классической и традиционной хореографии, оказал серьезное влияние на преподавание ирландских танцев.

И последнее, что хочется отметить в образе современного танцора — его костюм и обувь. В XVIII — XIX веках такого понятия как «танцевальная одежда и обувь» просто не существовало. Только в XX веке возникла и бурно разрослась индустрия экипировки для ирландских танцев. Сначала появились специальные башмаки с высокими каблуками и толстыми набойками на носках, затем знаменитые платья, парики, тиары и даже особые «собачьи» носочки, как их называют танцоры и преподаватели – в общем, все то, без чего невозможно представить сейчас ни одно танцевальное соревнование или шоу.

Коннемара – заповедник традиции

Теперь, когда мы более или менее ярко представили себе новый стиль, можно поговорить о том, что сейчас называют стилем старым, или шан-нос (дословно sean-nos перводится с ирландского как «старый путь»). Начнем с того, что шан-нос – западный или коннемарский стиль.

Конечно, с лингво-исторической точки зрения Мюнстеру как всей южной части Ирландии стоило бы противопоставить Коннахт (всю западную), но нигде не говорится о танцах Коннахта вообще, всегда речь идет именно о Коннемаре. Коннемара – полуостров на западе Ирландии, на нем расположены западные части графств Голуэй и Майо. Сейчас этот район известен большими красивыми озерами, а также одним из гэлтахтов – областей, где до сих пор ирландский язык хоть как-то применяется в качестве средства общения. Про жителей же Коннемары говорят, что они успешно сохранили до наших дней не только язык, но и танцы, распространившиеся там еще до прихода мастеров.

На самом деле это не совсем верно, дело в том, что деятельность мастеров танца практически не задела Коннемару. Конечно, в некоторой степени это было вызвано банальной труднодоступностью района для пешего путешественника и отдаленностью от больших городов. Но главное — местным жителям сама идея преподаваниятанцев была чужда. При том, что танцевальное искусство здесь было весьма развито и в хороших танцорах недостатка не наблюдалось, никто не преподавал танцы как особую науку. Молодые люди смотрели, как танцуют их отцы и деды на домашних праздниках, сверстники или старшие товарищи — на ярмарках и вечеринках. Те, кто хотел научиться танцевать, потихоньку перенимали шаги и движения. А так как не было «официальных версий» шагов и танцев, то не могло быть и правильного или неправильного исполнения конкретного движения. Каждый танец был не фиксированной последовательностью определенных шагов, а сочинялся танцором прямо на ходу в зависимости от настроения и возможностей. Исключениями, только подтверждающими основное правило, стали некоторые яркие и интересные шаги наиболее талантливых танцоров, которые вошли в традицию под именами своих создателей. Но и это произошло уже к концу XX века, когда интерес к народной культуре в Ирландии испытывал небывалый подъем и танцы стали изучать и записывать, как раньше песни. И даже в точности перенимая рисунок шага, каждый танцор вольно или невольно изменял в нем акценты и исполнял его уже в своей собственной манере.

Шан-нос, старый стиль с точки зрения техники

Технически старый стиль практически полная противоположность нового. Шан-нос танцуют на полной стопе и полусогнутых ногах. Базовым элементом является связка ударов каблуком и носком (там, где в новом стиле используется характерная последовательность ударов носком ботинка – «трешка»). Выворотности особого значения не придается, и стопы ставят так, как удобно танцору. Особую важность для старого стиля имеет общая расслабленность корпуса и свободные движения рук. Танцор может наклоняться, двигать бедрами, взмахивать руками над головой и прищелкивать пальцами для придания танцу большей эмоциональности. Стоит упомянуть и практически полное отсутствие прыжков – везде, где можно, они заменены ударами каблуком, а если все-таки применяются, то в чисто символическом виде. То же касается и перемещения по площадке, общее правило – чем меньше, тем лучше. Традиционно танец начинают с «обхода» — исполнитель делает небольшой(!) круг, чтобы показать себя всем зрителями и обозначить место танца. Говорят, что на деревенских вечеринках таким образом просто расчищали место на забитой до отказа кухне или в переполненном амбаре. Масштабы этого круга легко представить, если вспомнить, что в качестве поверхности для танца часто использовалась снятая с петель дверь (причем ирландская дверь представляет собой половину нашей).

С точки зрения музыкального сопровождения шан-нос тоже имеет несколько характерных особенностей. Наиболее популярным и распространенным музыкальным размером в Коннемаре был и остается рил 4/4. Нет упоминаний о том, что в старом стиле когда-либо исполняли джигу, а про хорнпайп говорят, что «кто-то из стариков танцевал, но мы не видели». Вообще отношения с музыкантом – а традиционно шан-нос предпочитали исполнять под аккомпанемент одного инструмента, например аккордеона, – особенно важны в старом стиле. Если нет ударного инструмента, танцор сам ведет ритм. Недаром многие пожилые ирландцы, показывающие основы танцев своим внукам, часто повторяют: «You shall sing with your feet» («Пусть ноги поют»), — подчеркивая этим равноправие танцора и музыканта в создании общего звучания. Именно поэтому развитие старого стиля не пошло по пути наращивания техничности элементов и скорости, а лучшей музыкой для шан-носа до сих пор остаются не очень быстрые, но очень ритмичные рилы, исполненные на аккордеоне. На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы научиться танцевать шан-нос?», — отвечают: «Для начала слушать много хорошей музыки».

Шан-нос в исполнении Джерарда Батлера

Старый стиль в наши дни

Что касается современного исполнения танцев старого стиля, видна удивительная сохранность традиций прошлого и позапрошлого веков. В частности до нашего времени дошла привычка танцевать шан-нос в режиме дружеского соревнования. Нередко в барах, где собираются любители традиционной музыки и танцев, люди выходят по очереди и танцуют шаг-два, чтобы уступить очередь другому. Так же как и в старые времена, начинают обычно с наиболее простых шагов, постепенно усложняя рисунок, а иногда – особенно если музыкант азартный человек, – и темп. Победителя определяют зрители, и он зачастую получает бесплатную выпивку. Также стоит упомянуть отсутствие специальных костюмов и обуви – шан-нос танцуют в обычных ботинках (в идеале, конечно, с кожаными подошвами, так как они производят наиболее полный и «теплый» звук) и в обычной одежде.

Читайте так же:
Выкройка съемного мехового воротника для пальто

На самом деле такая сохранность объясняется довольно просто – до наших дней шан-нос дошел в виде живой народной традиции. Оставаясь важной частью общественной жизни многих коннемарцев, танцы, тем не менее, всегда являлись средством, а не целью. Их основой было и осталось желание хорошо провести время, познакомиться с красивой девушкой или парнем, показать свое мастерство друзьям. Очевидно, что при таком подходе на тренировку движений и в целом на танцы, тратится не очень значительное время. Иными словами танцы не выходят на передний план по сравнению, например, с работой, учебой, семьей и «обычными» хобби. Но зато «по чуть-чуть» шан-носом и сетами вполне можно заниматься всю жизнь, постепенно раскрывая, что они дают каждому уровню мастерства и возрасту.

Элемент соревновательности до сих пор остается важной движущей силой в личном совершенствовании танцора, однако в старом стиле он так и не был формализован. В сочетании с отсутствием индустрии обучения это делает шан-нос, может быть, менее замысловатым и зрелищным, но значительно более «душевным», чем новый стиль, а главное, сохраняет те связи, которые существуют между поколениями танцоров. Взамен формального признания и чувства полета старый стиль дает ощущение причастности к традиции и чистое удовольствие от полноправного участия в создании музыки.

В заключение хочется подчеркнуть, что при значительной внешней разнице главное различие танцев старого и нового стиля состоит все же не в технике, а в том, что они дают танцору. Если новый стиль позволяет чего-то «достичь», то старый стиль – это, скорее, способ «быть». Совмещать занятия обоими видами танца довольно трудно, однако это не означает, что выбор делается раз и навсегда. Человек, приобретая жизненный опыт, меняется, поэтому нередко, прозанимавшись все детство танцами нового стиля, со временем люди приходят к традиционным танцам – сетам и шан-носу. И главное: не стоит забывать, что прежде всего танец должен приносить удовольствие, вне зависимости от того, как он выглядит, как называется и сколько лет танцору.

Ирландские сольные танцы

Ирландские сольные танцы (англ.  Irish step dance ) — группа сольных танцев, сформировавшихся в Ирландии к началу XX века и подробно описанных Гэльской лигой. Исполняются под традиционные ирландские мелодии — джигу, рил и хорнпайп.

Отличительной особенностью сольных ирландских танцев является практически неподвижный корпус с опущенными вниз (плотно прижатыми к бедрам) руками, и чёткие, быстрые движения ногами. При этом в понятие «ирландский степ-танец» входят танцы не только в жёсткой обуви со звонкими набойками, но и в мягкой обуви без каблука.

До конца XX века были весьма популярны лишь среди ирландцев и их потомков в Ирландии и в странах с мощной ирландской диаспорой. Стали очень популярны по всему миру после постановки в 1994 году танцевального шоу «Riverdance» и последовавшей следом постановки ещё ряда ирландских танцевальных шоу. В настоящее время ирландскими танцами занимается большое число любителей во многих странах мира.

Необходимо отметить, что ирландские танцевальные шоу, в том числе и «Riverdance», не являются постановочной демонстрацией настоящих сольных ирландских танцев. В связи с необходимостью обеспечения максимальной зрелищности подобных шоу, постановщикам порой приходится заметно отступать от формальных требований к сольным танцам; поэтому шоу основываются на том, что называется «постановочные фигурные танцы» (англ.  Choreographed Figure Dances ) [1] . Хотя, разумеется, в основе постановочных фигурных танцев лежат базовые движения сольных ирландских танцев и кейли.

Помимо показательных выступлений и шоу ирландского танца существуют также строго регламентированные соревнования, которые проводятся в Ирландии, Англии, США и других странах.

Технически правильное исполнение сольных ирландских танцев требует от танцоров достаточно серьёзной физической подготовки и регулярных тренировок.

Содержание

Происхождение [ править | править код ]

Традиционный ирландский танец развивался в тесной связи с развитием традиционной ирландской музыки. Самые ранние формы можно проследить во времена дохристианской Ирландии, но также заметно значительное влияние континентальной танцевальной культуры, особенно французских кадрилей [1] .

Во время британской оккупации Ирландии английские землевладельцы подавляли занятия ирландскими танцами [2] , как и другие проявления ирландской культуры, но традиция никогда не исчезала полностью. В XIX веке ирландские переселенцы распространили свои танцы по всему миру, в наибольшей степени в Северной Америке и Австралии.

Описание современной техники ирландского танца было сделано специальным подразделением Гэльской лиги (впоследствии выделившемся в отдельную организацию —- Комиссию по ирландским танцам) около 1930 г. в рамках так называемого «Гэльского Возрождения». За основу был взят мюнстерский или южный стиль исполнения традиционных ирландских танцев [3] .

Особенности исполнения [ править | править код ]

В ирландских сольных танцах существуют определённые правила о том, что и когда танцор может или не может делать, однако несмотря на эти правила, возможность вариаций и новшеств практически безгранична. Благодаря этому ирландский степ-танец остаётся живым, постоянно развивающимся видом искусства.

Одно из возможных объяснений уникальной традиции держать руки плотно и неподвижно прижатыми к телу во время танца — это подмостки для танцев. В старину, чтобы получить жёсткую ровную поверхность, зачастую снималась с петель дверь и клалась на землю. Поскольку «сцена» из двери получалась очень маленькая, у танцора просто не было места для движений рук. Но более правдоподобным выглядит практическое объяснение. Сольные танцы характеризуются очень быстрыми и замысловатыми движениями ног. Есть данные, что ещё в конце 1890-х годов у танцоров стиля «sean nós» («старый стиль») руки были расслабленными или зажатыми в кулаки. Вероятно, в этом десятилетии или в следующем один из учителей танцев заставил своих соревнующихся учеников держать руки строго вниз, с зажатыми кулаками, чтобы привлечь больше внимания к сложным движениям ног. Судьи высоко оценили этих танцоров, и другие учителя танцев быстро переняли новую моду.

Еще в одном забавном объяснении насчет плотно прижатых рук говорится, что некогда ирландцы танцевали, сильно размахивая руками, что католическая церковь признала непристойным. После этого размахивать руками ирландцы прекратили — зато начали сильно махать ногами.

Классификация [ править | править код ]

Сольные ирландские танцы разделяются на две основных категории, названных по виду обуви, в которой выступают танцоры: это танцы в жёсткой обуви (англ.  hardshoe dances ) и танцы в мягкой обуви (англ.  soft shoe dances ).

Термины рил, джига, слип-джига, хорнпайп обозначают одновременно вид танца и тип музыки, под которую исполняется этот танец. Рил (reel) имеет музыкальный размер 2/4 или 4/4. На соревнованиях исполняют как рилы в мягкой обуви, так и требл-рилы в жёсткой обуви. Музыкальный размер джиги — 6/8, но на соревнованиях используется 3 различных вида танца под джигу: лайт-джига (англ.  light jig ), сингл-джига (англ.  irish single jig ) и требл-джига (англ.  treble jig ). Лайт-джигу также называют дабл-джигой (англ.  double jig ). Некоторым образом различается и соответствующая этим танцам музыка. Лайт-джига и сингл-джига — танцы в мягкой обуви; требл-джига — танец в жёсткой обуви и танцуется под более медленную музыку. Слип-джига (англ.  slip-jig ) имеет музыкальный размер 9/8, танцуется только в мягкой обуви. Музыкальный счёт хорнпайпа — 2/4 или 4/4 с характерным «пунктирным» ритмом, соответствующий танец исполняется только в жёсткой обуви.

Читайте так же:
Как сшить сокс крючком

Кроме хорнпайпа, требл-рила и требл-джиги, существуют ещё сольные сетовые танцы (англ.  Set Dances , не путать с социальными сет-танцами англ.  Set Dancing ), как традиционные, так и авторские. Это постановочные танцы, которые исполняются под конкретные мелодии.

Рисунок шагов ирландских танцев обычно индивидуален для каждой школы или учителя танцев. Эти шаги разрабатываются преподавателем для своих учеников. Все танцы построены на одних и тех же базовых элементах, но каждый танец уникален, и преподаватели постоянно ставят новые танцы.

Одежда и обувь для выступлений и тренировок по ирландским танцам [ править | править код ]

Обувь [ править | править код ]

Обувь для ирландского танца делится на два вида: мягкая (англ.  soft shoes ) и жёсткая (англ.  hard shoes ).

Мягкая обувь для женщин (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется черная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений. На уроках ирландского танца её вполне можно заменить балетками.

Мужская мягкая обувь — кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющим танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви.

Жёсткая обувь необходима для исполнения стэпа (очень быстрых ритмичных ударов о пол). Как правило он исполняется под мелодии трэбл-джиги и хорнпайпа.

Жёсткая обувь для ирландских танцев одинакова для мужчин и женщин — это туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.

Жёсткая обувь для исполнения ирландских танцев не продаётся в России, но её можно заказать в школах танцев и в соответствующих интернет-магазинах.

Нет необходимости приобретать жёсткую обувь до начала занятий сольными ирландскими танцами. В процессе обучения первые несколько месяцев изучаются танцы, исполняемые в мягкой обуви. Жёсткая становится необходима лишь после их успешного освоения.

Костюмы [ править | править код ]

Комиссии, проводящие соревнования по ирландским танцам, достаточно жёстко регламентируют свои требования к костюмам для выступлений. Со временем эти требования незначительно меняются.

Женский костюм представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которыми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Платье яркое, часто — разноцветное, украшается кельтскими узорами.

Мужской костюм для ирландского степа представляет собой неширокие штаны и рубашку, часто с широкими рукавами.

Женский костюм дополняется также белыми гольфами, длиной чуть ниже колена.

Начинающие танцоры иногда выступают в «одежде для занятий» — чёрная юбка и кофта с длинным рукавом для девушек, брюки и рубашка для молодых людей. Расшитые узором платья носят как правило лишь продвинутые танцоры.

В некоторых ассоциациях ирландского танца существует прямой запрет на выступление в дорогих костюмах для начинающих.

Костюм для тренировки

Если форма одежды не оговорена руководителем, то тренироваться можно в любой удобной одежде, главное — чтобы она не ограничивала движения. Девушки в основном тренируются в коротких юбках или шортах и футболках; мужчины — в шортах и футболках. Как правило, тренеры требуют чтобы им были видны колени танцоров на тренировках.

Правила ирландских танцев [ править | править код ]

Существует две основные организации (комиссии), регламентирующие правила исполнения сольных ирландских танцев и ирландских кейли: Комиссия по ирландским танцам (CLRG) и Всемирная Ассоциация Ирландского Танца (WIDA). Считается, что правила WIDA менее жесткие, чем правила CLRG. В каждой из комиссий собственная система аттестации преподавателей и судей. Каждая из комиссий проводит собственные соревнования и чемпионаты. В CLRG заявки на участие в соревнованиях принимаются только от преподавателей, аттестованных комиссией, в соревнованиях WIDA может принимать участие любой желающий.

Считается, что в CLRG только аккредитованные учителя имеют право преподавать ирландские танцы. На практике это не так. Несмотря на то, что в России по состоянию на 2015 год всего 6 сертифицированных педагогов в звании TCRG (Мария Сингал по версии WIDA, Анна Демченко, Юлия Ромашко, Дарья Маркосьян, Елена Холкина, Ирина Лебедева по версии CLRG [4] ), школ ирландского танца в России гораздо больше.

Квалификационные экзамены [ править | править код ]

Экзамены на градации или Grade exams впервые были введены An Coimisiun в 1943 году. Сейчас они проводятся в Ирландии, Канаде, США, Новой Зеландии и Австралии, Южной Африке, а недавно их стали проводить и в России.

Существует всего двенадцать градаций, а также специальная «вступительная» — preliminary grade. Каждому уровню соответствуют танцы, которые нужно сдать, чтобы получить сертификат. Градации сдаются последовательно, по нарастающей. Нельзя сдать, к примеру, шестую градацию, не сдав пятой и так далее. Каждую пройденную ступень подтверждает сертификат. Танцор, который прошел все двенадцать градаций, получает Dioploma an Coimisiun le Rinci Gaelacha. Высшая оценка — А+, если провалить экзамен, то — F.

При сдаче Preliminary Grade и градаций с первой по третью, необходимо танцевать только те танцы, которые имеют базовые шаги. Сеты в четвертой, пятой и шестой градациях должны осуществляться в классической манере. Начиная с седьмой градации, задачей танцора становится лишь демонстрация нетрадиционных сетов. С седьмой по двенадцатую градации включительно нельзя показывать одинаковые сеты более одного раза.

Сдать экзамены — значит заработать шанс на получение учительского или судейского сертификатов. Кандидат на статус преподавателя освобождается от сдачи нестандартных сет-танцев, при получении 71 процента и более за градации с шестой по двенадцатую. Для претендентов на должность судьи потребуются оценки от 81 процента за эти же градации.

Экзамены на градации — не одно и то же, что и танцевальные фестивали. Это экзамены именно в данном значении: танцор выступает непосредственно перед судьей. Оцениваются ритм, осанка правильное положение тела, образ в целом. Итоговой оценкой является сумма всех баллов.

На экзаменах нет специального дресс кода.

Танцоры младше шестнадцати лет не допускаются к сдаче девятой градации, семнадцати лет — десятой, а восемнадцати лет — одиннадцатой и двенадцатой.

Ирландский Сольный танец

Ирландские сольные танцы (англ. irish step dance ) — это вид показательных танцев, зародившийся в Ирландии и развившийся из традиционных ирландских танцев.

Ирландский сольный танец развивается в большинстве стран, имеющих крупную ирландскую диаспору, хотя не все танцоры имеют ирландское происхождение. Помимо показательных выступлений и шоу ирландского танца существуют также соревнования, которые проводятся в Ирландии, Англии, США и других странах. В таких соревнованиях в первую очередь оцениваются сольные ирландские танцы, но также могут быть номинации по танцам кейли и традиционным сетовым танцам.

Отличительной особенностью ирландских сольных танцев является практически неподвижный корпус с руками, опущенными вниз, и четкие, быстрые движения ногами. Тот факт, что основное внимание в танце привлекается к движениям ног, определяет второе название ирландских сольных танцев — степ-танцы. Несмотря на то, что в русском языке под словом «степ» обычно понимают танцы, во время которых ногами извлекается звук с помощью звонких каблуков и набоек — американский степ, русская чечётка, — в понятие «ирландский степ-танец» входят танцы не только в жёсткой обуви со звонкими набойками, но и в мягкой обуви без каблука.

Содержание

Происхождение

Традиционный ирландский танец развивался в тесной связи с развитием традиционной ирландской музыки. Самые ранние формы можно проследить во времена дохристианской Ирландии, но также заметно значительное влияние континентальной танцевальной культуры, особенно французских кадрилей. Странствующие учителя танцев давали свои уроки по всей Ирландии ещё в начале 20 века.

Ирландский степ-танец в современном виде берёт начало в стиле танцев «sean nós» («старый стиль»). В действительности в Ирландии существует множество различный стилей танца (например, Коннемара степ-танец), но современный танец наиболее близок к мюнстерскому или южному стилю, который был формализован Комиссией Ирландского Танца «An Coimisiún le Rincí Gaelacha» около 1930 г. Комиссия была сформирована Гэльской Лигой в рамках так называемого «Современного Возрождения».

Читайте так же:
Как сшить сумку для кальяна своими руками

В ирландском степ-танце существуют определённые правила о том, что и когда танцор может или не может делать, однако несмотря на эти правила, возможность вариаций и новшеств практически безгранична. Благодаря этому ирландский степ-танец остаётся живым, постоянно развивающимся видом искусства.

Английские землевладельцы подавляли занятия ирландскими танцами, как и другие проявления ирландской культуры, но традиция никогда не исчезала полностью. В XIX веке ирландские переселенцы распространили свои танцы по всему миру, в наибольшей степени в Северной Америке и Австралии.

Одно из возможных объяснений уникальной традиции держать руки плотно и неподвижно прижатыми к телу во время танца — это подмостки для танцев. Чтобы получить жёсткую ровную поверхность, зачастую снималась с петель дверь и клалась на землю. Поскольку «сцена» из двери получалась очень маленькя, у танцора просто не было места для движений рук. Но более правдоподобным выглядит практическое объяснение. Сольные танцы характеризуются очень быстрыми и замысловатыми движениями ног. Есть данные, что ещё в конце 1890-х годов у танцоров стиля «sean nós» («старый стиль») руки были расслабленными или зажатыми в кулаки. Вероятно, в этом десятилетии или в следующем один из учителей танцев заставил своих соревнующихся учеников держать руки строго вниз, с зажатыми кулаками, чтобы привлечь больше внимания к сложным движениям ног. Судьи высоко оценили этих танцоров, и другие учителя танцев быстро переняли новую моду.

Еще в одном забавном объяснении насчет плотно прижатых рук говорится, что некогда ирландцы танцевали, сильно размахивая руками, что католическая церковь признала непристойным. После этого размахивать руками ирландцы прекратили — зато начали сильно махать ногами.

Движения рук иногда включают в современный ирландский степ-танец, хотя это обычно выглядит как инородный или нетрадиционный элемент.

Классификация

Ирландский степ-танец разделяется на две основных категории, названных по виду обуви, в которой выступают танцоры: это танцы в жёсткой обуви (англ. hardshoe dances ) и танцы в мягкой обуви (англ. soft shoe dances ).

Термины рил, джига, слип-джига, хорнпайп обозначают одновременно вид танца и тип музыки, под которую исполняется этот танец. Рил (reel) имеет музыкальный размер 2/4 или 4/4. На соревнованиях исполняют как рилы в мягкой обуви, так и требл-рилы в жесткой обуви. Музыкальный размер джиги — 6/8, но на соревнованиях используется 3 различных вида танца под джигу: лайт-джига (англ. light jig ), сингл-джига (англ. irish single jig ) и требл-джига (англ. treble jig ). Последнюю также называют дабл-джигой (англ. double jig ). Некоторым образом различается и соответствующая этим танцам музыка. Лайт-джига и сингл-джига — танцы в мягкой обуви; требл-джига — танец в жёсткой обуви и танцуется под более медленную музыку. Слип-джига (англ. slip-jig ) имеет музыкальный размер 9/8, танцуется только в мягкой обуви. Музыкальный счёт хорнпайпа — 2/4 или 4/4 с характерным «пунктирным» ритмом, соответствующий танец исполняется только в жёсткой обуви.

Рисунок шагов ирландских танцев обычно индивидуален для каждой школы или учителя танцев. Эти шаги разрабатываются преподавателем для своих учеников, «промышленный шпионаж» в данном случае не приветствуется. Все танцы построены на одних и тех же базовых элементах, но каждый танец уникален, и преподаватели постоянно ставят новые танцы. По этой причине видеозапись на соревнованиях запрещена правилами An Coimisiún [1] .

Каждый шаг — это набор прыжков и движений ступнёй и всей ногой, комбинация повторяется в зеркальном отображении с левой и правой ноги. Танцы в жёсткой обуви включают клики (щелчки каблуками друг о друга в воздухе), треблы (два быстрых удара носком ботинка по полу), стампы (удар по полу полной стопой), прыжки и определённое количество сложных комбинаций ударов набойками на носке ботинка и каблуками.

Кроме хорнпайпа, требл-рила и требл-джиги, существуют ещё сольные сетовые танцы (set-dances, не путать с сет-танцами, происшешими от кадрилей), как традиционные, так и авторские. Это «именные» танцы, которые танцуются под конкретную мелодию. Эти мелодии сильно варьируются в темпе, чтобы позволить танцевать сложные шаги на соревнованиях. Таких мелодий около тридцати, они могут быть в размере 68, 24, 44, в ритме джиги или хорнпайпа. Преподаватели разрабатывают специальные современные нетрадиционные танцы под эти мелодии. Их особенность в том, что они отходят от стандартной 8-тактовой схемы построения ирландской музыки. Эти мелодии могут содержать музыкальную фразу размером 7 1/2 тактов, 14 тактов и так далее. Например, в традиционном сете «St. Patrick’s Day» (русск. День святого Патрика ) перемежаются 8-тактовые и 14-тактовые музыкальные фразы.

Музыка и шаги традиционных сольных сетов разрабатывались учителями прошлого и передавались следующим поколениям танцоров под защитой An Coimisiún как часть богатой истории степ-танца, отсюда слово «традиционный». В современном степ-танце используются около 30 традиционных сетов, но только несколько из них представляют на большинстве уровней соревнований. Это сеты St. Patrick’s Day (русск. День святого Патрика ), the Blackbird (русск. Чёрный дрозд ), Job of Journeywork (русск. Работа батрака ), Garden of Daisies (русск. Лужайка маргариток ), King of the Fairies (русск. Король эльфов ), и Jockey to the Fair (русск. Жулик на ярмарке ). Другие сеты танцуются только на уровне чемпионатов.

Обувь

Обувь для ирландского танца делится на два вида: мягкая (англ. soft shoes ) и жёсткая (англ. hard shoes ). Мягкая обувь (ghillies или pumps) представляет собой лёгкие кожаные тапочки без каблука и набоек, с длинными шнурками. Тапочки, как правило, одинаковые для обеих ног. Обычно для этой обуви используется черная кожа, однако можно найти и цветную пару для шоу-выступлений. В отличие от шотландских танцев, в ирландских эта обувь — женская. На уроках ирландского танца её вполне можно заменить балетками. Мужская мягкая обувь — кожаные ботинки с мягкой подошвой и небольшим каблуком, позволяющем танцорам делать клики даже в танцах в мягкой обуви. Жёсткая обувь более специфична: туфли, как правило, чёрные, на небольшом каблуке с набойкой на носу, из за чего нос приподнимается и становится немного выпуклым. Для лучшего крепления на ноге помимо шнурков у них есть кожаный ремешок. Для производства набоек и каблуков используется различный пластик.

Костюм

Костюм для выступления

Женский костюм для ирландского степа часто представлен коротким платьем с довольно широкой юбкой, так как в этом виде танца основное внимание уделяется движениям ног, которми в некоторых танцевальных шагах нужно успеть сделать довольно широкое и быстрое движение. Платье яркое, часто — разноцветное, украшается кельтскими узорами.

Мужской костюм для ирландского степа представляет собой неширокие штаны и рубашку, часто с широкими рукавами.

Женский костюм дополняется также белыми гольфами, длиной чуть ниже колена.

В современном ирландском танце начинающие танцоры выступают в «одежде для занятий» — черная юбка и кофта с длинным рукавом для девушек, брюки и рубашка для молодых людей. Расшитые узором платья носят как правило лишь продвинутые танцоры. В некоторых ассоциациях ирландского танца существует прямой запрет на выступление в дорогих костюмах для начинающих.

Костюм для тренировки

Если форма одежды не оговорена руководителем, то тренироваться можно в любой удобной одежде, главное — чтобы она не ограничивала движения. Девушки в основном тренируются в коротких юбках или шортах и футболках; мужчины — в штанах и футболках.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector