1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Значение слова; чекмень

Значение слова «чекмень»

1. Старинная мужская одежда кавказского типа — суконный полукафтан в талию со сборками сзади. Кто ж этот путник? русский? нет. На нем чекмень, простой бешмет. Лермонтов, Измаил-Бей.

2. Верхняя с длинными полами одежда у казаков; мундир казачьего офицера. У крыльца их встретили слуги, расторопные, совсем не похожие на пьяницу Петрушку, хоть на них и не было фраков, а козацкие чекмени синего домашнего сукна. Гоголь, Мертвые души. Казаки, старые и молодые, в мундирах, в «чекменях», в форменных фуражках, — все поглядывали на уезженную, пыльную дорогу. Серафимович, Степные люди.

3. Верхняя мужская одежда восточного покроя, сшитая халатом. В глубине переулка показался молодой всадник в темно-зеленом чекмене, туго стянутом пестрым поясом. Ян, Чингнз-хан.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Чекмень (тат. чепкен — верхняя одежда) — верхняя мужская одежда в переходной форме между халатом и кафтаном. Обычно изготавливался из сукна. Застёгивали чекмень на левом боку: крючки пришивали на край правой полы, а петли — на ле­вую полу. Чекмени были популярны у тюркских народов, а также являлись элементом одежды у казаков.

ЧЕКМЕ’НЬ, я́, м. [тюрк. cekmen]. Верхняя мужская кавказская одежда вроде казакина. Он был в зеленом черкесском чекмене. Пушкин. Можно было биться об заклад, что в жилах этого патриарха, опирающегося на посох, одетого в старомодный казачий чекмень, течет чистейшая кровь кавказских горцев. Шолохов. Снаряжу коня, наточу булат, затяну чекмень, полечу в леса. А. Кольцов.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

чекме́нь

1. истор. старинная мужская одежда кавказского типа — суконный полукафтан в талию со сборками сзади ◆ Как теперь вижу его в коротенькой люстриновой поддевке, в таковых же шароварах, заправленных за сапоги, и в сером мужицком чекмене, который он носил вместо осеннего пальто. Д. Н. Мамин-Сибиряк, «В худых душах», 1882 г.

2. истор. верхняя с длинными полами одежда у казаков; мундир казачьего офицера ◆ Само знамя сняли с древка; велели и уряднику снять с себя чекмень; потом сам полковник вдвоем с сотенным командиром стали обматывать знамя вокруг тела молодого человека; когда обмотали и укрепили, он надел опять чекмень свой и аккуратно застегнулся, а сверх чекменя надел и тоже застегнул плотно серую шинель. К. Н. Леонтьев, «Сдача Керчи в 55-м году (Воспоминания военного врача)», 1887 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова генеративный (прилагательное):

Презентация на тему Кубанский казачий костюм

Презентация на тему Презентация на тему Кубанский казачий костюм, предмет презентации: Разное. Этот материал содержит 15 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

  • Главная
  • Разное
  • Кубанский казачий костюм

Слайды и текст этой презентации

Жинки дома хозяйничают , а казаки в Сечи. Казак без пики , как девка без мониста. Как за ухо чуприна, так и казак. У казака две опоры: плуг и сабля.

Кубанский казачий костюм

Одежда черноморских казаков в конце 18 века

В начале заселения края черноморцы сохраняли одежду, присущую запорожцам. Форменная одежда отсутствовала, на военную службу одевали ту одежду, что использовали в быту.

Костюм начала 19 века

Конные казаки носили синие шаровары, синий кунтуш, под который надевался кафтан красного цвета.

Казаки станицы Ахтанизовской

Черкеска шилась из черного фабричного сукна, покрой заимствован у горцев. Шили ее длиной ниже колен, с низким вырезом на груди, открывавшем бешмет; рукава делали с широкими отворотами. На груди нашивали подкладку для газырей, это служило вместе с кавказским поясом, часто серебряным набором, украшением черкески.

Термин «бешмет» заимствован у народов Кавказа, но бытовал и русский термин – «чекмень». Бешмет шили из разнообразных фабричных тканей ярких цветов – красного, малинового, синего, розового и др.
Застежка у бешмета была спереди на крючках, воротник высокий, стойка, длинный узкий рукав был на манжете. Иногда ворот и планку застежки обшивали ярким или серебряным шнуром, а на груди пришивали небольшие карманы.

Головной убор казака

Головным убором казаку служила папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Она могла иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или конусообразная. Неотъемлемой частью казачьего костюма был башлык, который носился поверх папахи. Он представлял собой квадратный капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали в непогоду шею.

Форменная одежда занимала особое место в культуре кубанского казачества. Ведь она была и традиционной одеждой кубанцев. Внешний облик кубанских казаков складывался годами, и в элементах одежды нередко чувствовалось влияние представителей различных народностей. Кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Она была символом казачьего звания и как знак принадлежности к казачеству, форма должна была носиться обязательно. Было запрещено надевать форму во время выполнения работы по найму, несовместимой с достоинством казачьего звания

Читайте так же:
Как сшить юбку перед короткий зад длинный

Первая военная форма черноморцев первой половины 19 века

Мундир- короткая куртка с высоким воротником стойкой, застегивался по центру на 22 железных крючка. Рукавов было 4: два настоящих и два ложных. Дополнял костюм белый кушак, штаны синего цвета и шапка- кивер цилиндрической формы.

Мундир 90-х годов

После первой моровой войны форма казаков изменилась .Уже с 1915 г. Казакам стали отпускать защитное сукно и разрешили носить гимнастерки.

Современная форма кубанских казаков

В качестве парадной формы авторитет черкески и бешмета остался незыблемым

Женский казачий костюм. Традиционный женский костюм сформировался во второй половине XIX в. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из фабричных тканей – шелка, шерсти, бархата, ситца. Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам, с оборкой – «басочкой», рукав длинный, у плеча гладкий или сильно присборенный с «пухлями», на высоких или узких манжетах, воротник «стойка» или вырезан по объему шеи. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.Женский

Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из четырех, семи полок, каждая шириной до метра.

Костюм казачки(молодой женщины, старухи, девушки)

Необходимо отметить возрастные различия в одежде. Самым красочным и лучшим по качеству материала был костюм девушек или молодых женщин. К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную однотонную одежду упрощенного покроя.

Современны казачий костюм

Особо стоит поговорить о женской рубахе. В ней сохранились основы русского женского костюма: длинная рубаха туникообразного покроя с длинными пышными рукавами на манжете. Рубаха считалась верхней домашней одеждой. Рукава, ворот, иногда подол украшались вышивкой.

На развитие традиционного костюма Кубанского казачества сказался военный быт ,южнорусское влияние и соседние горские народы. Одежда отличалась возрастными особенностями, востребованностью в обрядовой, праздничной и повседневной трудовой практике.

Презентация, доклад на тему : Одежда донских казаков

Презентация на тему : Одежда донских казаков, предмет презентации: Разное. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 17 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

  • Главная
  • Разное
  • : Одежда донских казаков

Слайды и текст этой презентации

Одежда донских казаков Идем добывать зипуны… Казачья пословицаПрезентация курса Культура Донского края

Одежда донских казаков

Идем добывать зипуны…
Казачья пословица

Презентация
курса Культура Донского края

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые

На Дону очень любили одежду ярких, живописных расцветок, которую казаки привозили из походов. Многие одевались в богатые турецкие, черкесские и калмыцкие платья, украшали себя оружием, оправленные с азиатской роскошью серебром и золотом.

К концу ХVII века сложился традиционный тип мужского казачьего костюма, в который входили: ЗипунКафтанРубахаШароварыТрухменкаСапоги

К концу ХVII века сложился традиционный тип мужского казачьего костюма, в который входили:

Зипун – верхняя распашная зимняя одеждабез ворота. Под зипун надевался кафтан, спускавшийся нижеколен. Его шили из парчи,

Зипун – верхняя распашная зимняя одежда
без ворота.
Под зипун надевался кафтан, спускавшийся ниже
колен. Его шили из парчи, бархата или атласа.
Дополнением к кафтану был пояс, украшенный
золотом, или турецкий кушак.
Трухменка — высокая шапка
с меховым верхом.

Военная форма была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги,

Военная форма была введена в 1801 году. Форменная одежда состояла из куртки, шаровар, заправленных в сапоги, пояса с портупеей, чекменя, шинели и кивера. Куртку, чекмень и шаровары шили из синего сукна с красными выпушками и лампасами. У казаков лампас означал свободное состояние донцов, принадлежности их к казачьему сословию, а по цвету к войску.

Эта помпезная форменная одежда была хороша только для парада. Воевать в ней было очень неудобно. И казаки

Эта помпезная форменная одежда была хороша только для парада. Воевать в ней было очень неудобно. И казаки не любили эту форму. Поэтому в течение 19 века форма упрощалась и менялась.

Мужской костюм конца ХIХ - начала ХХ векаГимнастеркаМундирШинельШароварыФуражкаСапогиПапахаБашлык

Мужской костюм конца ХIХ — начала ХХ века

Головной убор донских казаковГоловной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка

Головной убор донских казаков

Головной убор занимает особое место в комплекте мужской одежды донских казаков. Шапка или фуражка означали принадлежность его хозяина к казачеству и овеяны огромным количеством легенд и сказаний. Шапка – продолжение головы. Казак мог продать или пропить все, но только не крест, шапку и шашку.
Форменная фуражка была синяя с красным околышем или кантом, а зимние шапки сохранили свой оригинальный, старо-казачий покрой. Они круглы и с низкой тульей.

Женский костюм ХVIII векаОсобенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек.Во второй половине XVII и первой половине

Женский костюм ХVIII века

Особенности женской одежды на Дону объясняются происхождением казачек.
Во второй половине XVII и первой половине XVIII века, в облике и одеянии
женщин чувствовалось большое влияние Востока. Казаки женились на турчанках, татарках, черкешенках, которых они брали в плен.

Основную часть костюма казачки составляло платье- кубелек.Кубелек – распашная одежа, надевалась поверх рубахи. Верх платья застегивался серебряными

Основную часть костюма казачки составляло платье- кубелек.
Кубелек – распашная одежа, надевалась поверх рубахи. Верх платья застегивался
серебряными пуговицами. Параллельно для украшения шел второй ряд пуговиц.
Рогатая кичка – головной убор.
Чикилики – украшения — длинные нити, унизанные жемчугом, свисали с кички над ушами до плеч.
Ичиги- узорные расписные татарские сапоги из мягкой цветной кожи.

Читайте так же:
Как сшить фартук для мастера по маникюру

Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и

Кубелек носился с простой или шелковой рубахой с широкими рукавами, выпускавшимися из его рукавов. Подол рубахи и ее передняя часть также были видны.
Кубелек казачки носили до середины 19 века.
Подвязывался кубелек поясом (татаур) выше талии и состоял из соединенных между собой серебряных, позолоченных звеньев. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. Полы кубелека заходили одна за другую, не застегиваясь.

кубелек рубаха рогатая кичка чикилики ичиги

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку. Кичка («утка»)

В комплексе с платьями татарского покроя носили русские головные уборы: повойник или рогатую кичку.
Кичка («утка») — старинный головной убор замужних казачек; делался на твердой основе в форме лодочки, митры, широкой шапки с двумя или четырьмя рожками, а также в виде тиары, украшенной по верхним обрезам волнистыми фестонами-сороками. Нарядные кички делали из зеленого или бордового бархата, вышивали золотой и серебряной нитью, бисером, жемчугом, зажиточные казачки носили с сорокой чикилики, а на лоб — металлические украшения.

К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.юбка кофта с

К началу XX века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды с юбкой и кофтой.

Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять

Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Под верхние юбки надевали нижние юбки, иногда четыре-пять штук. Чем богаче была казачка, тем больше юбок. Двенадцать прямых полотнищ собиралась по талии мелкими складочками под обшивку с длинными концами. Нижний край юбки украшался оборкой ткани с кружевом..
Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта сложного кроя. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный, присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.

Шлычка— колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались

Шлычка— колпачок, особым образом кроеный, надевался на волосы так, чтобы спереди они были немного видны. Волосы собирались под шлычку узлом и поддерживали ее в приподнятом положении. Для этой же цели служила вата, подложенная под верхний шов шлычки. Затягивалась шлычка на голове спереди продетой в нее тесемкой. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. Шлычка была не видна и служила только остовом для повязывания сверху платков или покрывалась шальником из прозрачного шёлка.

Мундир казачий?

  • Участник форума SAMMLER.ru
  • 1 147 сообщений
Прикрепленные изображения

Сообщение отредактировал VadimS: 25 Январь 2011 — 07:47

#2 ybvaganov

  • Участник форума
  • 96 сообщений
  • Location: Казахстан, Алма-Ата
  • Interests: История казачества, Православной церкви.

#3 term100

  • Location: Тбилиси

User’s Awards

QUOTE (VadimS @ Jan 25 2011, 08:43 AM)
Что это ,перешитый в однобортный для донашивания после 1909 года двубортный казачий мундир ,мундир какого-то другого ведомства?Смущают боковые карманы на юбке,не до конца отрезанный борт с запахом направо,вместо налево.

#4 Parovoz

  • Location: Тула

#5 VadimS

  • Участник форума SAMMLER.ru
  • 1 147 сообщений

Всё верно,но даже застёгиваясь встык,правый борт казачьего мундира всё равно накладывается на левый , левый идёт под него.В этом отличие от драгунско-кирасирского колета.Это хорошо видно на юбке мундира.

Прикрепленные изображения

#6 term100

  • Location: Тбилиси

User’s Awards

QUOTE (VadimS @ Jan 25 2011, 01:30 PM)
Всё верно,но даже застёгиваясь встык,правый борт казачьего мундира всё равно накладывается на левый , левый идёт под него.В этом отличие от драгунско-кирасирского колета.Это хорошо видно на юбке мундира.

#7 Parovoz

  • Location: Тула

#8 Игорь Божков

  • Location: Астрахань/ст.Атаманская

User’s Awards

QUOTE (VadimS @ Jan 25 2011, 08:43 AM)
Что это ,перешитый в однобортный для донашивания после 1909 года двубортный казачий мундир ,мундир какого-то другого ведомства?Смущают боковые карманы на юбке,не до конца отрезанный борт с запахом направо,вместо налево.

#9 VadimS

  • Участник форума SAMMLER.ru
  • 1 147 сообщений

Этот мундир вывесил кто-то на сайте Войска Донского,в качестве примера казачьей формы,более меня права собственности на него не заинтересовали.

То что под правый борт мундира заходила только юбка левого отчасти верно,если полосу пришитую к левому борту не считать бортом.Но это уже тонкости портняжных терминов.

Прикрепленные изображения

#10 Игорь Божков

  • Location: Астрахань/ст.Атаманская

User’s Awards

QUOTE (VadimS @ Jan 26 2011, 01:10 PM)
Этот мундир вывесил кто-то на сайте Войска Донского,в качестве примера казачьей формы,более меня права собственности на него не заинтересовали.

#11 VadimS

  • Участник форума SAMMLER.ru
  • 1 147 сообщений

#12 VadimS

  • Участник форума SAMMLER.ru
  • 1 147 сообщений

Ссылка на страницу сайта ВВД.

#13 Игорь Божков

  • Location: Астрахань/ст.Атаманская

User’s Awards

#14 алексей1977

  • Участник форума
  • 54 сообщений

Здорово живете! хлопцы. может кто авторитетно сказать ЧТО ЗА ЧЕРТЕЖ В ИЗОБРАЖЕНИИ? Прямые карманы — либо чекмень. либо мундир обр1892 г?

И ОПИСАНИЕ ЧЕГО ИМНЕННО, и какого года. кто силен в этом.

Не силен в портновских делах — но явно не 1909. как мне утверждают?!

Прикрепленные изображения

#15 алексей1977

  • Участник форума
  • 54 сообщений

Жду комментариев, ибо может у меня и правда с головой не в порядке??

#16 Parovoz

  • Location: Тула

Жду комментариев, ибо может у меня и правда с головой не в порядке??

#17 term100

  • Location: Тбилиси

User’s Awards

Жду комментариев, ибо может у меня и правда с головой не в порядке??

Согласен с Уважаемым Владимиром.

#18 алексей1977

  • Участник форума
  • 54 сообщений

Кто может сказать — крой мундира (способы измерений, согласно первой странице с описанием )образца 1892 г. отличался от того, что было принято для мундира 1909 г?

Чтоб не быть голословным — Вот что сотворили мне в одном ателье(см.вложение).с описанием по выше приложенному документу

» как вы видите, нам нужна одна четверть от полу обхвата вашей груди, а это- 116 делим на 2, и получаем 58, эту цифру мы делим еще на 4, получается 14,5 и как сказано в книге мы вычитаем 2 см выходит — 12,5.
Так как крой делается на плоскости, то в готовом виде спинка будет равна 25 сантиметрам, но на примерке вы сказали, что вам узко в талии и груди, по этому я добавила по 0,5 с каждой стороны рельефа спинки, и вышло 26 сантиметров.
А то что указано в приказе, о 2 вершках, то у меня выходит 5 см один вершок, то есть должно выйти 10 см, (но так как это указано скорее в половинном размере. ) то выходит, что 20 сантиметров в готовом виде. Но, как я выше уже писала, расчет говорит совсем другое, так как он считается от груди, а она у вас имеет 116 см. Ширина спинки, как указано в документе(2 вершка), может быть только у человека, грудь которого равна 96, и чем меньше грудь, тем меньше спинка.

«Ширина спинки, как указано в документе(2 вершка), может быть только у человека, грудь которого равна 96, и чем меньше грудь, тем меньше спинка», — согласно приказу № 518 по ВВ.от 6 октября 1909 г» спинка (мундира)цельная,шириною внизу у пришива юбки 2 — 2 вершка»( 8,88 — 10. 54 см, если перевести до сотых) — у них же 26! Даже с учетом того. что анатомия современного человека несколько иная — но не в два же раза шире я в талии, чем тогдашние казаки! 3.jpg

#19 VadimS

  • Участник форума SAMMLER.ru
  • 1 147 сообщений

Алексей,не слушайте эту слишком умную закройщицу,она должна сделать так,как Вы ей скажете. В раньшее время в полковых швальнях мундиры шили не так ,как завещал Левитанус и учили в советских кружках кройки и шитья — прикладывали мокрое сукно прямо на заказчика и тянули сколько надо,упаривали где надо,потом лишнее отрезали. Но,если в приказе написано,что спинка у пришива к юбке 2-2 38 вершка- так и делали,не зависимо от ширины груди заказчика.И ни в коем случае в приказе написан не половинный размер!А участок юбки со складками,должен соответствовать ширине спинки.Кусок в 9 вершков,уложенный в 6 узких складок как раз займёт расстояние в 2 с малым вершка.

Так как сделаны складки на этом изделии,похоже закладывали складки на юбках свитских мундиров,у казачьих складки были как раз — раза в два уже .

Прикрепленные изображения

Сообщение отредактировал VadimS: 17 Сентябрь 2015 — 11:45

#20 алексей1977

  • Участник форума
  • 54 сообщений

Все эти соображения и приказы я приводил. Но это особа — с огромным самомнением,видимо! (Или не менее ОГРОМНОЙ дурью в голове!!) не верит ни фотографиям, ни приказу,ни описаниям, а также мнению людей. в том числе — участников сего форума.(за что, кстати. ОГРОМНОЕ ВСЕМ СПАСИБО И НИЗКИЙ ПОКЛОН ЗА ОТКЛИКИ, ПОМОЩЬ И ПОНИМАНИЕ. ) на каковые документы. фотографии и приказы с описаниями, а также доводы знающих людей, я ссылаюсь в беседах с этой упертой особой — для неё все это пустой звук. хоть кол на голове теши. И кроме своего Левитануса знать ничего не хочет!

Давайте, говорит, чертежи мундира 1909 г.. сканы и прочие документы. где все нарисовано и обозначено от точки до точки по вершкам.по сантиметрам, миллиметрам и все тут. А особливо требует чертежи, схему пошива и замеров спинки и юбки мундира.

Хлопцы. коли кто богат таким — скиньте информацию или ссылки. где можно такое найти! Раз наше мнение,не говоря уж о соответствующих приказах фото и описаниях времен Российской империи для сей особы пустой звук — так давайте шарахнем по её дубовой башке( да простят меня за эмоции модераторы,но действительно — достала своей тупостью. )из её ж оружия!!

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность

Эта статья мало удивит заядлых реконструкторов и специалистов по казачьей одежде, но большинству многая информация будет к удивлению. К сожалению, область народного костюма полна разного рода мифов и стереотипов. Я часто встречаю такие заявления как «казачки никогда не носили шаровар», «все казачки одеваются одинаково», «одежда казачки — это парочка». Большинство представляет себе костюм казачки как кофту с юбкой в кондитерском или флористическом стиле.

По своим наблюдениям я составила топ 10 стереотипов об одежде казачек:

1. Костюм казачки — это приталенная кофта с баской и юбка.

2. У казачек не было традиционной одежды, они надевали одежду той местности, откуда их украли.

3. До парочек казачки носили одежду турчанок.

4. Казачки никогда не носили шаровар.

5. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки.

6. Казачки носили кафтан — казакин или чапан, а на голове тюрбан.

7. Все казачки одевались одинаково. (Все казачки носили кубелек / парочку.)

8. Головной убор казачки — шлычка.

9. Казачки носили кофты «казачок», полусапожки «казаки», а в холода «казакин».

10. Казачки одевались как казаки — в чекмени, гимнастерки и папахи.

Действительность, конечно же, далека от буйной фантазии авторов таких костюмов. И даже привычная всем парочка казачки — это всего лишь городская мода, в которой щеголяли женщины по всей России. И, конечно же, казачки не называли свою одежду казакинами, казаками и казачками. Действительно народный казачий костюм был совсем иным и индивидуальным для каждой местности, где жили казачки.

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 1

В исторических и этнографических документах донских казаков принято разделять на низовых и верховых, что обусловлено разностью образа жизни и занятий: казаки низовых станиц были склонны к легким видам промыслов, а верховцы занимались тяжелым изнурительным трудом, что сказалось и на характерах, быте и культуре одежды. Низовцы одевались изысканнее и щеголеватее верховцев, для которых свойственны практичность и сдержанность.

Казачки нижнего Дона.

«. В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800)

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 2

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 3

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Казачки верхнего Дона.

Костюм верховых казачек более схож с южнорусской одеждой. Они носили «с двумя рожками посредственные и малые кички, с сороками, шитыми шелками и красною бумажною пряжею, так точно как в Русии деревенские бабы, и также в панёвах и в мужниных кафтанах, лаптях, портнях и сапогах, а летом босиком».

В начале 19 века распространенной одеждой женщин на Верхнем Дону в верховьях реки Бузулука являются сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, соединявшимися на спине.

Сукман по своей природе является родом туники с короткими узкими рукавами; спереди от ворота короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый пазька, обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли создает цветной шнур по одному из краев пазуки. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным гърусском, — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст. Сергиевская — деревянная рогулька). Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до венца ходили в одних длинных рубахах.

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 4

Важной частью верхнедонского женского костюмного комплекса является запонили завеска.

Завеска — это женский передник (фартук) без нагрудника. «Завескахвартук биз нагруднай части» (ст. Манычская).

За´пон (или запо´н) — род короткого фартука из холста с пришитой небольшой грудинкой и небольшими сборками по шву на талии. Завязывался запон тесемками вокруг талии узлом впереди и вокруг шеи. Запоны были праздничные и расхожие (будничные). Праздничные украшались ткаными узорами — переткаными запонинамивесь чиста ф перетыках»). Подол запонана ½ вершка обшивался синей китайкой или кумачом. Будничный запон был белым, а по низу украшен узорами или менее широкой полосой.

В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.

Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.

На волосы замужние казачки одевали шлычку — особого кроя колпачок, который удерживал прическу под головным убором, а поверх нее разного рода платки: колотовочку, казимирку, зануздалку. Помимо упомянутой выше кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок. И если кичка с малыми рожками изображена на казачках, занятых полевыми работами, кичка с плоским верхом была праздничной, поскольку шилась из дорогой ткани и украшалась золотным шитьем.

Отдельно следует выделить костюм казачек Верхне-Курмоярской, Есауловской и других станиц Второго Донского округа Области Войска Донского, располагавшихся чуть выше Цимлянской (средний Дон). Несмотря на то, что эти станицы относят к верховым, культура народного костюма этих станиц похожа на нечто среднее между вышеописанными комплексами одежды казачек и нижнего и верхнего Дона.

Как и низовые, серединные казачки носили кубелеки с вислыми пуговицами и татаурами, однако кичка замужних казачек заслуживает отдельного внимания, поскольку они были с высокими рогами. На кичку надевали сороку, высаженную япраками. В районе лба — круг, называемый прямок, вокруг лба до ушей «рогатые висюльки», а с тыла — подзатыльник, вышитый золотом или серебром. К кичке цеплялись нитки, унизанные разноцветным бисером с серебрянными копейками на конце. На висках висят такие же нитки, называемые чикилики. Кичка накрывается сырцовым сальником, свисающим с рог по спине ниже пояса.

Одежда донских казачек стереотипы и реальность, фото № 5

Девушки этой станицы повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою наподобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого, украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» (Гмелин Самуил Готлиб. 1768-1769).

В итоге хочу сказать, что «в полную голову стереотипов тяжело вложить новые мысли», однако надеюсь, что мне удалось дать вам что-то новое. 😉

Автор — Алена Яблокова.

(при копировании статьи прошу указывать активную ссылку на эту страницу).

Иллюстрации из электронной книги «Казачья старина», авторы — Е.Малкина, А. Яблокова. 2016 г.

1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Издание Областного Правления войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.

2. В.Броневский «История Донского войска. Описание Донской земли», 1834 год.

3. Е.Кательников «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Кумоярской станице. 31.12.1818 г.», изданной в 1886 году.

4. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

5. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

6. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector