1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Культурный код Югры

Культурный код Югры

День коренных народов мира отметили в Югре. Жителей округа с этим праздником на земле казымских ханты поздравила губернатор, которая в это время была с рабочей поездкой в Белоярском районе.
Ода Югре
– Если бы я умела говорить на языке обских угров, я бы пожелала вам мудрых мыслей и долгих лет жизни, уважаемые земляки, – сказала глава региона Наталья Комарова, обратившись к гостям Казымского этнографического выставочного зала (филиал Белоярского этнографического центра).
Губернатор напомнила, что в этом году автономный округ отмечает 900-летие первого упоминания Югры в русских летописях. В них наш край рассматривается как земля, на которой живет народ «югра».
– За века люди, которые населяют нашу землю, не утратили своей общности и духовного богатства, – сказала Наталья Комарова. – Название коллектива «Увас хурамат», который только что исполнил «Оду Югре», переводится как «Северные узоры». Узоры у народов ханты и манси – код с информацией о югорском мире. Отдельные из них – часть официальной символики Ханты-Мансийского автономного округа.
Еще одним почетным гостем Дня коренных народов мира в селе Казым стал Александр Моор, врио губернатора Тюменской области. В качестве подарка местным жителям он пообещал 30 бесплатных путевок для маленьких ханты в тюменские санатории на выбор.
– Я очень рад быть здесь сегодня с вами. Мы с уважением относимся к народам нашей многонациональной страны, их историко-культурному наследию. И будем поддерживать коренные малочисленные народы. Мы рады видеть на областных мероприятиях представителей из других регионов, особенно югорчан и ямальцев – наших соседей, партнеров, друзей, – отметил Александр Моор.
Кроме того, на сцене Казыма свой подарок ко дню рождения получила и известная певица, представительница народа ханты Вера Кондратьева. Напомним, что во время гонок на обласах Наталья Комарова объявила народное голосование на лучший подарок для исполнительницы. Югорчане выбрали акустический микрофон.
– Это было очень неожиданно. Так много людей проголосовали за мой подарок! Спасибо, – поделилась эмоциями Вера Кондратьева. Кстати, она вошла в список 40 героев книги-альбома «Лица России. XXI век» и представит наш округ в энциклопедии. А на празднике фолк-исполнительница представила новую песню «Югра», написанную в честь 900-летия упоминания нашего края в летописях.
– Песня написана в подарок на знаменательное событие, как признание в любви к своему народу и округу, – рассказала Вера Кондратьева корреспонденту «Новостей Югры». – Она о красоте, богатстве Югры, о народах, которые здесь проживают, о том, что мы гордимся и бережем свою землю. Я сама стала автором слов и музыки. Очень рада, что презентация прошла в День коренных народов мира. Здорово, что именно в этот день песня начала свою жизнь.
«Итальянская» технология ханты
После выступления певицы гостей праздника ждали разнообразные мастер-классы. Первой свое меховое ремесло показала жительница села Ванзеват Белоярского района Валентина Тарлина.
– Вот, смотрите, мех с оленьей «лапы», – показывает женщина гостям из Тюмени кусочек выделанной шкурки и результаты своей работы – красивые кисы с хантыйскими узорами. – Они бывают темные и светлые. Серебристые – наиболее ценные. Мех на ногах у оленей самый крепкий и теплый. Поэтому из него обувь и шьем.
Показала Валентина и свое «оборудование» – тупую косу, с помощью которой со шкурок снимается все лишнее. После такой «обтирки» материал становится мягким.
– Вот она, наша «итальянская» технология, – смеется Валентина. – А потом руками растягиваем шкурку. При этом всегда поем национальные песни. Это традиция.
Кстати, чтобы сшить пару
обуви, хантыйским женщинам необходимы шкурки с ног шести оленей. Вот почему кисы носят очень долго, и цена у них соответствующая.
– Наши мастерицы не используют химические растворы, – говорит Елена Федотова, директор этнографического музея Казыма. – Они, конечно, хорошо растягивают шкуру, но разъедают мездру (кожаная часть шкурки. – Авт.), обувь потом лопается, особенно если ее сушить неправильно.
По словам Валентины Тарлиной, северные народы не привыкли сушить обувь возле печки, они просто стряхивают снег с кисов и ставят их у порога. А приезжие по незнанию часто ставят меховые унты на батареи или близко к теплу. В итоге обувь портится, становится «холодной».
– Для нанесения узоров используют березовые краски, они не смываются и всегда под рукой, – рассказывает Елена Федотова. – И кстати, для выделки наши женщины тоже варят «гремучую смесь»: кто-то – из рыбьих кишок, а некоторые – из печени оленя. Пахнет не очень, конечно, но в чуме быстро выветривается.
В 80 лет – на деревья
Показали участникам Дня коренных народов мира и мастер-класс по бисероплетению. Особое внимание гостей привлекли современные украшения из мелких цветных бусинок. Такие подходят и к одежде с этническими орнаментами, и даже к офисной одежде.
– А вот традиционные украшения. Считается, что хантыйское народное украшение – турлопс – носила одна из богинь обских угров. Такая красота имеет свои географические особенности, мы сразу видим, откуда приехала женщина. Если у нее национальный нагрудник – по орнаменту заметно, – улыбаясь, отмечает одна из рукодельниц.
Похвастались мастерицы и предметами, созданными из коры березы. Она непривычно темная. Потому что собирают ее в сезон, когда береста прочная. Тогда проще «царапать» узоры.
Интересно, что лучшей мастерице по бересте Белоярского района Ксении Ерныховой уже больше 80 лет. Но она продолжает лазать по деревьям, отрывать кору, еще и воспитывать новое поколение умелиц среди женщин ханты.
Еще одной «достопримечательностью» Казыма в этот день стала Полина Рандымова, мастерица, которая в этом году победила в конкурсе «Сокровища Севера» по бересте среди 28 регионов России. Она живет на стойбище, ведет традиционный образ жизни. А в Казым прибыла на лодке-долбленке.
– Спасибо вам за ваш труд и воспитание подрастающего поколения, – поблагодарила Полину Кузьминичну губернатор Югры Наталья Комарова.
Стоит отметить, что День коренных народов мира преподнес гостям этнографического музея много удивительных и приятных сюрпризов. Мужчины состязались в перетягивании палки, метании тынзяна, этноборьбе. А женщины сошлись в кулинарном поединке, подарив зрителям возможность отведать пироги из морошки и черники, блюда из рыбы и мяса, традиционный хлеб. Так что праздник удался, и в следующем году непременно будем ждать его продолжения.

Читайте так же:
Как сшить одежду для куклы мокси и братц

Справка

Численность туристов, посетивших этностойбища Югры, возросла за минувший год почти в два раза по отношению к предыдущему: с 19,2 тысячи человек в 2016-м до 33,13 тысячи в 2017-м.

Важно

Реализация мер по обеспечению доступности образования для коренных народов в Югре привела к росту числа детей обских угров, посещающих детские сады; молодых людей, которые хотят получить среднее и высшее профессиональное образование. Такой поддержкой уже воспользовались 511 человек.

komment_komarova22.jpg

Наталья КОМАРОВА губернатор Югры

— Югра – это не только нефтегазовая кладовая, но и колыбель уникальной древней культуры, традиционного образа жизни и хозяйствования коренных малочисленных народов Севера. В регионе на их поддержку направлено более 700 нормативных правовых актов, которые успешно реализуются.
Тому огромное количество примеров. В том числе мы с вами могли наблюдать это здесь, в Казыме. Есть документы, в которых урегулированы вопросы оказания мер государственной поддержки для сохранения и развития промыслов. Мы сформировали реестр нематериального культурного наследия и охраняем это с тем, чтобы следующие поколения тоже могли пользоваться наработками предков.
Эффективно показали себя меры по оказанию медицинской помощи. Это организация работы мобильных центров здоровья и медицинских бригад в местах традиционного проживания коренных народов. В результате мы фиксируем снижение первичной заболеваемости среди представителей коренных народов Севера на 10,6 %, а общей заболеваемости – на 5,4 %.
Подчеркну, что в выработке новых принципов, подходов социально-экономического развития коренных народов Югры учитывается, в первую очередь, мнение их представителей. Это гарантия того, что принятые решения не будут носить формальный характер.

Ознакомление детей с традициями народов Севера

У северных народов одежду шьют из оленьих шкур. Шитьём занимается женщина, она шьют одежду и обувь для всей семьи, чаще всего в зимнее время. Традиционной зимней одеждой Хантом служат пошив одежды из оленьих шкур.

Малица — традиционная одежда северян по типу русского туника. Называют. Такое название неслучайно, поскольку она надёжно защищает человека от холода и влаги, снега и ветра, подобно чуму. Тунику шьют мехом внутрь, пришивают капюшон и рукавицы. В рукавах свободно проходит рука, когда нужно выполнить какую—либо работу. Рукава шьют из оленьего или конского меха внутрь или наружу мехом. Холодный воздух сквозь малицу почти не проникает. Туника одевается на «голое» (лёгкую одежду) через голову. Мех оленя обладает прекрасными теплозащитными свойствами, норе надёжно охватывает все участки тела человека, а при движении массирует кожу, усиливая кровообращение. При контакте с кожей мех очищает её от шлаков, впитывает избыток влаги, вбирает в себя грязь.

Если охотнику приходилось заночевать в тайге или в тулупе, малица (туника) легко становилась отличным спальным мешком. Для этого ноги подтягивали к телу, а саму малицу стягивали поясом. Капюшон и рукава заправляли внутрь. В таком мешке спать было очень тепло.

Капюшон отличается от малицы тем, что шьётся мехом наружу и без рукавиц. Покрой его в точности повторяет малицу, а размеры несколько больше. В более сильные морозы его надевают поверх малицы.

В качестве зимней обуви носят унты (демонстрация музейного экспоната). Их шьют из сплошной оленьей шкуры мехом наружу, в них не мёрзнут ноги. Такая обувь отличается также водонепроницаемая, что позволяет носить её до самой весны.

Головным убором летом служит ситцевый платок или повязка из материи. При-чём, головной убор носят на лицо, покрывают голову платком и от защита комаров. Зимним головным убором служит капюшоном или тот же платок, одеваемый под капюшон. Для защиты глаз весной, когда ослепляет солнце и больно глазам, надевают специальные очки или налобники. Очки (демонстрация экспоната)делаются просто: берутся два немного выпуклых жестяных овала, с узким щелевидным прорезом посередине каждого, эти овалы обшиваются материей, которая заменяет оправу, и посредством завязки прикрепляют к переносице.

Читайте так же:
Как сшить блузку с воротником лодочка

Женская одежда отличается от одежды мужчин своей красочностью, ярким орнаментом. Зимой женщины также носят тунику, а летом ситцевые платья — рубашку, которые длиннее мужских. Но главное отличие в том, что женская одежда обязательно украшается цветными узорами, вышитой, бисером. На голову женщины надевают летом обыкновенный цветной платок, а зимой, поверх платка, — шаль.

Детская одежда отличается от взрослой размерами и украшениями. девочки носят украшения — бусы, кольца, которые делают из бисера. Обязательным для маленьких детей является бисер браслет— оберег, который носят на левой руке. Современные «фенечки» из бисера, видимо, были переняты у северных народов.

Любимой игрушкой у девочек является, конечно же, кукла. Но она отличается от современных кукол. Хантыйскую национальную куклу — аканья (демонстрация экспоната) — шили из ткани или меха, У куклы не обозначены глаза, рот, нос, губы, это считалось святотатством. Куклы всегда были рядом с хантыйскими детьми, словно настоящие члены семьи. С ними девочки и мальчики отправлялись на рыбалку, на игры, праздники.

Для грудных детей изготавливают под вид сумки. У народа ханты люлька суще-ствует двух видов ночная и дневная. Люльку делают из дерева и украшают орнаментом. Как правило, это изображение птицы — глухаря или тетерева. Считалось, что птицы охраняют ребёнка во время сна от злых духов.

Дно люльки выстилается берестой. По бокам расположены завязки, которыми она зашнуровали, чтобы ребёнок не смог из неё выпасть. Люлька подвешивается за верёвки, которые глядят в отверстия в краях спинки. Ребёнок помещается в люльку в полусидящем положении.

Посуду (демонстрация хантыйской посуды) изготавливают из бересты, дерева, кости, кожи, древесной коры или кедрового корня, т. е. из природного материала. т. к. в нём хорошо сохраняются продукты. Кочевник (демонстрация экспоната) — короб, сплетённый из расщепленного кедрового корня. Это настоящее произведения искусства. Короб используется для сухих продуктов или для хранения различных принадлежностей. Берестяные кузовки (демонстрация берестяного кузова) и короба использовались для хранения сыпучих продуктов (ягод, хлеба, различных хозяйственных нужд. Орнаменты, как правило, символизируют животных или растения. Чаще всего орнаменты имеют определённые названия: «рога оленя», «заячьи ушки», «комара», «ветка берёзы» и т. д. (демонстрация иллюстраций хантыйских орнаментов).

Хантыйская ложки (демонстрация экспонатов) делают исключительно из дерева, или кости. Для этого берут бересту берёзы, кедра, лиственницы или осины.

Существуют обычая связанные с этими приметами. Так, невеста в качестве талисмана могла увести из дома берестяной короб или туесок, но только не деревянную посуду. Деревянная посуда считается контейнером не только пищи, но и «духа» семейного очага. Если посуда ломается — следует ожидать несчастий и т. д.

У народа ханты существует своя музыкальная культура. Музыкальные инструменты — это домра, бубен, (демонстрация этих музыкальных инструментов). Изготавливается из кедра. Этот инструмент часто упоминается в хантыйских сказках, легендах. Так, игру на этом волшебном инструменте «оббивают в том, что она стала причиной длинных заячьих ушей, черных полосок на спине бурундучка.

Хантыйская сказка про Бурундучка.

Собрались в лесу звери: медведь, заяц, бурундычок и лиса, да и давай танцевать, веселиться. Медведь танцует, заяц танцует, бурундук танцует, лисица играет на музыкальном инструменте. Веселятся, солнышку радуются. А лиса хитрая да подлая, решила медведя позлить.Играет на музыкальном инструменте и говорит:

— Горбатый старик—лабаз, что с тобой делается?Медведь отвечает:

Сказки народа ханты: Книга для чтения в младших и средних классах.

Он хватает бурундука когтями — на спине его остаются чёрные полоски.

Опять поют, медведь танцует, заяц танцует, лиса одной лапой на музыкальном инструменте играет, другой — дыру—отверстие роет.Опять говорит лиса:

— Горбатый старик—лабаз, что с тобой делается?

Хоть он и попытался зайчишку схватить, да только кончики ушей у него в лапах остались.

Опять медведь танцует, лиса играет на инструменте, отверстие уже готово.Лиса говорит:

— Горбатый старик—лабаз, что с тобой делается?

— Ты меня по-всякому не дразни.

Лисица — на улицу. Медведь — на улицу. Вокруг дома кругом кружится, лиса — в дом, медведь — в дом. Лиса через отверстие, которое она вырыла,— наружу. Медведь как изо всех сил так и ринулся в это отверстие, да не входит, застрял там. Вперёд не может двинуться и назад не может вылезть.

Познавательная минутка.

Детская одежда и обувь

Основным материалом для изготовления одежды были оленьи шкуры, ткань. Но мало кто знает, что ханты, живущие по берегам рек, в качестве материала для одежды использовали рыбьи кожи. Это, по мнению учёных, являлось «общехантыйским признаком одежды». Кроме того, восточные ханты, например, часто шили одежду из птичьих шкурок. На одежду использовали и шкурки пушных зверей — зайца, белки, а выдра шла главным образом на отделку.

У восточных хантов было развито изготовление сборного меха из лапок, ушей и хвостов, пушных зверей, утиных голов или шеек гагары.

Читайте так же:
Туника халат пляжная крючком

В качестве повсеместного материала, использовались шкуры оленя.

У народов Сибири применялись специальные нити из сухожилий лося или оленя. В далёкой древности применялся способ склеивания деталей одежды рыбьим клеем. В хантыйской сказке «Сюнькан-икиган»этот процесс выглядит так:

«Сюньк — солнце, ики — месяц (старик).Старик приехал к снохе и говорит:

— Сшей мне лисью шубу.

И просит ещё сшить шубу из волка, зайца, горностая. Сноха склеила эти шкуры и дала старику. Старик надел и стал кататься с горы на гору. Шуба на четвёртый раз порвалась. Все шкуры стали зверями и разбежались».

Обские Угры умели изготавливать и различные виды холста из крапивы и дикой конопли, что свидетельствует о знакомстве хантов с ткачеством.

Этнографы делят всю одежду на сшитую и несшитую. Сшитая одежда делится в свою очередь на глухую, без разреза спереди, которую одевали через голову, и распашную — с разрезом спереди, по типу халата.

Отличительной особенностью одежды малышей полное отсутствие украшений.

В 2-3 года девочке шили первое платьице, а мальчику рубашку, покрой которых не отличался от одежды взрослых.

В 4-5 лет дети имели полный комплект одежды, отличающейся от взрослой только размерами и материалом. Отмечается особо красочное оформление одежды детей дошкольного возраста. Для них шили яркие халаты с красивой бисерной полосой. В ее орнаменте рисунки «жук», «снежинка» и другие.

Поверх халата надевали воротник с цветными пуговицами и бисером. На пояс подвешивали деревянный нож в ножнах (имитация, цепочки, колокольчики, побрякушки. По мнению хантов, они должны были отпугивать злых духов.

В отличие от хантов р. Юган, на р. Вах детям, независимо от пола, шили малицы — одежду из шкур оленя мехом внутрь. У детских малиц концы рукавов зашивались кусочком оленьей шкуры, чтобы у ребёнка не мёрзли руки. Интересный обычай отмечен по этому поводу у ненцев. К рукавам с нижней стороны они пришивали маленькие колокольчики (особенно на одежду девочек, назначение которых было отгонять злых духов.

Затылочную часть капюшона украшали меховой мозаикой. Иногда ее делали пришивной, но чаще выкраивали вместе со спинкой. В детских экземплярах, она делалась из «шкуры головы оленёнка, на которой яркой тканью зашиты глазные отверстия и пришиты «уши» — полоски шкуры и сукна».

Поверх зимней одежды надевали кафтан из более плотной ткани, обшитый по запахивающейся стороне и подолу мехом и бисерными полосками. Его узлом завязывали сзади суконным поясом, концы которого спускались до подола.

Для мальчиков на спинке кафтана чуть ниже плеч, нашивали специальные полоски, украшенные бисером, металлическими пуговицами, ажурными подвесками, колокольчиками и пр. Благодаря звону украшений ребёнок был далеко слышен.

Непременным украшением зимней одежды для девочек были полосы вдоль правой полы, немного отступая от кромки и по подолу выше колен. Девочкам такие полосы нашивали только после появления у них зубов.

Среди головных уборов следует назвать шапку, которую шьют в виде капора из меха выдры, ондатры. Сверху по бокам шапки подшивают ушки от выдры. На р. Вах у девочек были капоры из шкурок птиц.

Детская обувь в отличие от взрослой была до колен. Если она становилась, ребёнку мала, ее увеличивали, вставляя полоску шкуры в голенище и подошву. Вверху к голенищу пришивали опушку из меха. Летом носили обувь изготовленной из тонких частей шкуры лося или оленя.

К детской одежде ханты относились особенно любовно, украшая ее, и стараясь наполнить смыслом каждую деталь.

Ознакомление детей с традициями и обычаями татар ПоволжьяОзнакомление детей с традициями и обычаями татар Поволжья Данную тему для работы с детьми я выбрала не случайно, т. к. считаю её очень актуальной. В последнее время в нашей жизни произошли перемены.

План мероприятий с детьми по ознакомлению с традициями, обычаями адыгского и русского народов Разработчик: Думанишева Жанна Рашидовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 21» Цель: — формировать у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группыКонспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с культурой и традициями разных народов) для подготовительной группы Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Конспект занятия для воспитанников старшей группы «Знакомство с жизнью народов Севера» Цель: Знакомство воспитанников с жизнью народов Севера. Задачи: — познакомить воспитанников с жизнью народов Севера (природа, жилища, одежда,.

Конспект занятия по познавательному разитию «Знакомство с жизнью народов Севера» (с презентацией) Старшая группа ЦЕЛЬ:познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера. ЗАДАЧИ:• воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;.

Открытие Спартакиады народов севера «Северное Сияние» Цель- повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей. Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе.

Ознакомление с традициями и обычаями через народные игры «Ознакомления с традициями и обычаями через народные игры» «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству,.

Проект в старшей группе детского сада «Жизнь народов Крайнего Севера» Пояснительная записка В проекте представлены материалы по организации совместной деятельности педагога и детей по воспитанию и образованию.

Читайте так же:
Как сшить джинсовую сумку для куклы

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

«И в пир, и в мир». Центр народных промыслов и ремесел Югры приглашает на уникальную выставку

С 1 сентября Центр народных художественных промыслов и ремесел объявляет акцию и приглашает посетить новую выставку «И в пир, и в мир» бесплатно. Выставочный проект посвящен традиционному костюму народов, проживающих на территории Западной Сибири. Хантыйские, зырянские, ненецкие, мансийские и башкирские, корейские и марийские, русских старожил, коми и нивхов – с костюмом самых разных народностей можно будет познакомиться посетителям этой необычной выставки.

По мнению организаторов, особенно интересна экспозиция будет детям и подросткам: все костюмы представлены в миниатюрном варианте на куклах. Такой игровой формат близок и понятен каждому ребенку, тем более что часть экспозиции доступна для интерактивного контакта: традиционные деревянные игрушки, ткань, элементы костюма и миниатюрную обувь можно потрогать и рассмотреть во всех деталях.

Для любителей рукоделия полезным станет раздел выставки, представляющий собой наглядные пошаговые мастер-классы. Как раскроить и сшить летнюю обувь из ровдуги (у казымских хантов она называется «нюки вей»); как смастерить «акань» – традиционную куклу обских угров из ткани, которая, по поверьям, оберегала детский сон и охраняла ребенка; из чего можно сделать «столбушку» и «пеленашку» — кукол славянской традиции; как нанести на ровдугу орнамент «крылья молодой чайки»… Об этом и многом другом можно узнать, посетив выставку «И в пир, и в мир».

По словам Ольги Бубновене, директора Центра народных художественных промыслов и ремесел, экспозиция стала ярким итогом многолетней работы по возрождению традиционного костюма и вовлечению мастеров народных промыслов в эту важную деятельность. Как рассказали РИЦ «Югра» в пресс-центре БУ ХМАО-Югры» «Центр народных художественных промыслов и ремесел», сотрудники учреждения уже не первый год проводят конкурсы мастерства в номинации «Лучший мастер по национальному костюму» в рамках Международного фестиваля ремесел коренных народов мира «Югра», окружных конкурсов «Мастер года» и «Я – автор» (последний – для людей с ограниченными возможностями здоровья).

Напомним, на последнем Фестивале ремесел, который состоялся в Урае в июне этого года, только в номинации «Лучший мастер по национальному костюму» приняли участие более 30 мастеров из разных регионов России.
«Мы собрали замечательную коллекцию кукол в национальных костюмах, которая является одновременно и историей наших конкурсов и свидетельством роста и развития мастеров. Эту коллекцию мы с огромным удовольствием представляем сегодня нашим гостям», — говорит Ольга Бубновене.

Директор Центра напомнила, что в конце ноября Ханты-Мансийск вновь соберет лучших мастеров не только Уральского федерального округа, но и всей России. Умельцы покажут свои таланты в очередном конкурсе профессионального мастерства «Славим человека труда!» в отрасли «Народные художественные промыслы».

Этот конкурс по инициативе губернатора Югры Натальи Комаровой уже во второй раз будет проходить в автономном округе, где сегодня сформирована хорошая творческая площадка, дающая мастерам возможность показать себя и свое искусство, поделиться опытом и знаниями, найти единомышленников и получить заряд творческой энергии.

Мастер-класс "Хантыйская сумка– тутчан"
материал на тему

В культуре малочисленных народов Севера. Знакомясь с его экспонатами, моё внимание привлекли хантыйские женские сумки — тутчаны. Я решила узнать, какое значение они имеют в жизни хантыйской женщины? Из чего изготавливаются? Есть ли у народов ханты другие виды сумок?

Таким образом, тема моей работы – «Хантыйская сумка «Тутчан», её назначение и отличительные особенности».

Цель: изучение традиционной хантыйской сумки «тучан»

  1. изучить значение сумки «тутчан» в жизни хантыйской женщины;
  2. узнать, существуют ли у народа ханты другие традиционные сумки;
  3. научиться изготавливать «тутчан».

Исходя из целей и задач, был составлен план действий:

  1. Изучить литературу о традиционных сумках народов ханты;
  2. Узнать о значении сумки «тутчан» в жизни хантыйской женщины;
  3. Познакомиться с технологией изготовления сумки « тутчан»;
  4. Применить полученные знания на практике.

В ходе своей работы я узнала, что изготовление сумок является особым видом прикладного искусства народа ханты. Сколько на Севере женщин, столько и разнообразных сумок.

У народа ханты сумки бывают двух видов: тутчан и хир.

Тучан – женская сумка, основной бытовой атрибут женщины ханты. Изготавливается чаще всего из оленьего меха, встречаются тутчаны, изготовленные из сукна. Тутчаны украшали меховой и кожаной мозаикой, орнаментом, бисером, металлическими подвесками, оберегающими владелицу от воздействия тёмных сил нижнего мира.

У северных народов своё представление о красоте. Красивая женщина – это, прежде всего, рукодельница, расторопная, экономная хозяйка, заботливая мать. Невесту принято выбирать не по красоте лица, а по красоте её шитья. К 13-15 годам каждой девушке положено иметь несколько меховых сумок. В описываемых легендами свадьбах невеста рисуется непременно «одетой в хорошую одежду» и держащей «меховую сумку». Долгими зимними вечерами женщины шили одежду для всей семьи. Ни один кусочек кожи, ткани или меха не пропадал, всё складывалось в мешочек для рукоделия – тучан. В швейной сумке рядом с иглами и нитями, женщина хранила свои амулеты. В сумке-тучан мать хранит и пуповины своих детей. Отправляясь на стойбище или в лес, женщина не расставалась с ним. Швейная сумка переживала вместе с хозяйкой все настроения и состояния Женщина неразлучна со своей сумкой, даже когда ей приходится отправляться в мир иной.

Читайте так же:
Как сшить намордник для йорка

Другие сумки ( хир) — имеют большие, средние и маленькие размеры.

Ун – хир ( большая сумка) большие, вытянутые по горизонтали, используются во время кочевья как чемоданы. В них хранятся вещи. Шьют ур хир из короткошерстной шкуры, взятой с лобной части головы оленя. Орнаментируется обычно передняя часть сумки.

Вай – хир – сумка для обуви. Шьют в основном из сукна. Центральную часть украшают орнаментом.

Ай – хир ( маленькая сумочка) также украшается несложным орнаментом.

Сравнив данные традиционные сумки я пришла к выводу, что у них есть и общие черты и отличительные особенности.

Общие: изготавливаются из меха, сукна, кожи, обязательно украшаются национальным орнаментом.

Отличительные: сумки хир бывают разные, и у них разное значение. Тутчан – только рукодельная сумка.

Вывод: у народа ханты существует два вида традиционных сумок: тутчан и хир. Но только тутчан имеет особое значение в жизни женщины. Тутчан – это символ женской природы, она олицетворяла душу своей владелицы, сопровождала её на протяжения всей жизни.

Как сшить хантыйскую обувь

В Игриме прошёл семинар по традиционному пошиву обуви народов ханты и манси

  • Русский
  • Хантыйский
  • Мансийский

14-15 марта 2020 года в городском поселении Игриме Березовского района состоялся VI межмуниципальный семинар «Хошум хот» (‘Тёплый дом’). В рамках семинара прошёл мастер-класс по традиционному пошиву обуви народов ханты и манси «совья вай» и «ниры».

Организаторами семинара являются администрация Берёзовского района и Общественная организация «Спасение Югры». «Хошум хот» организован для того, чтобы восстановить и сохранить ремёсла народов ханты и манси. Как говорит председатель общественной организации «Спасение Югры» в Берёзовском районе Любовь Васильевна Кашлатова, первый семинар состоялся в 2015 году, где участниками была организована выставка одежды народов ханты и манси. Тогда искусствовед, заведующая научным отделом галереи-мастерской художника Г.С. Райшева Наталья Николаевна Фёдорова, посмотрев выставку, дала объективную оценку каждому изделию, поделилась практическими советами со всеми мастерами, обозначила основные проблемы и подсказала, какие нужно предпринимать шаги по сохранению чистого традиционного изделия коренных малочисленных народов Севера.

В 2016 году семинар был проведён в селе Теги Березовского района по изготовлению изделий из бересты. В 2017 году мастера района съехались в пгт. Берёзово, где обучались ремеслу «ткань по ткани», шили традиционные хантыйские и мансийские платья. С 2018 года они ежегодно собираются в городском поселении Игриме, поскольку туда легче всего добраться из разных населённых пунктов района. В 2018 году провели мастер-классы по шитью изделий из сукна, а именно пальт о « нәй сӑх » и игольницы. «Кто-то сшил маленькие «сахи» на кукол, тем самым показывали технологию шитья остальным. Я, например, привезла скроенный «сах», здесь вырезали орнаменты, шили их. Мастера нам показывали, как соблюсти цветовую гамму, а потом дома уже дошивали», – говорит Любовь Кашлатова.

В 2019 году на семинаре участники плели нагрудные украшения из бисера.

В этом году семинар посвящён шитью обуви «ниры». Участниками его стали жители пгт. Березово, сел Теги и Игрима Берёзовского района. Любовь Васильевна отметила: «Второй год погода вносит свои коррективы. По списку должно быть около 40 участников, сейчас здесь всего 29 человек. Приехало 14 человек, остальные участники – жители Игрима. Из-за погодных условий не смогли приехать мастерицы из Октябрьского района и из Ванзетура. Женщины манси восстановили обувь «совья вай» из ровдуги».

Семинар проходил в уютной обстановке центра культуры «Северный дом». Здесь организована выставка из готовых изделий «ниры», которые участники привезли с собой. «Мы разделились на несколько групп, распределились по разным комнатам. Ведь кто-то умеет шить «ниры», кто-то нет, кто-то только начинает учиться. Общаемся, вспоминаем наши традиции, обряды. Из села Теги приехал фольклорный коллектив «Ас нэ», нынче ему 40 лет, вечером они покажут участникам концерт. По окончании семинара мы подведём итоги и обсудим планы на следующий год», – говорит Л.В. Кашлатова.

В 2021 году планируется провести семинар по пошиву национального традиционного платка. А для того, чтобы полностью закончить хантыйский и мансийский женский наряд, в будущем планируется провести семинары по вязанию хантыйских чулков с узорами, по плетению накосников. Как говорит Любовь Васильевна, программа рассчитана до 2025 года, поэтому мастерицы соберутся вместе ещё не раз. Затем будет оформлена итоговая выставка, куда мастера привезут все вещи, сшитые за время проведения семинаров «Хошум хот» (‘Тёплый дом’).

Надежда Рагимова

Материал подготовлен на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных и внешних связей Югры

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector