1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узбекский головной убор: тюбетейки

Узбекский головной убор: тюбетейки

Знаете, почему развалился Советский Союз? "Узбек хотел ходить в тюбетейке и пить зеленый чай, а ЦК КПСС сказал ему: "Ходи в галстуке и пей водку!" Так с армейской прямотой сказал однажды Руслан Аушев.

Девушка в узбекском костюме. Узбекская тюбетейкаНе будем судить, насколько привязанность узбеков к тюбетейке повинна в развале СССР. Интересно то, что упомянуты именно они, хотя этот головной убор носят не только узбеки, но и таджики, туркмены, киргизы, казахи, другие мусульманские народы. Разбираться в родословной тюбетейки все равно что искать изобретателя колеса. Но только один народ приверженностью к ней способен вдохновить на такие строки: "С тобой мы связаны навек, как тюбетейка и узбек".

На первый взгляд все предельно просто: удобный для местного климата головной убор. Но если вы спросите почтенного узбекского старца, зачем носить тюбетейку, скорее всего, он скажет о другом ее предназначении: "Чтоб шайтан в башку не залез". Нынешнюю молодежь шайтаном не испугаешь, и потому на городских улицах редко встретишь молодых людей в тюбетейке. Но по традиции без этого головного убора не обходится ни одно торжество. В тюбетейке приходят в мусульманские святыни — мечети, ее надевают, когда провожают в последний путь близких людей. И по древнему восточному обычаю дорогому гостю преподносят халат, сюзане и, конечно, тюбетейку.

С детства помню, как в доме моей узбекской подруги Зухры высоко над ковром висела тюбетейка. Она казалась мне такой недосягаемой, даже загадочной. Она и на самом деле была особенной: когда-то она познакомила родителей Зухры. Произошло это на свадьбе, после узбекского танца — ол туппимни — "подними тюбетейку". Мужчины танцуют вокруг тюбетейки. Затем каждый, по очереди, наклонившись, пытается надеть ее на голову так, чтобы не задеть руками. Став победителем, юноша подарил тюбетейку девушке, которая болела за него. Со временем они создали семью. А та тюбетейка стала их талисманом.

Сшить тюбетейку несложно. Два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Самое важное начинается потом, когда тюбетейка вышивается шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Талантливые восточные мастерицы на маленькой поверхности круга выдают бесконечные разновидности узоров. Вот миндалевидный мотив "болом" — символ жизни и плодородия, а вот узор "илон изи" — след змеи, выполняющий роль оберега. Перцевидный узор символизирует чистоту и отрешенность от всего земного, мотив соловья, птицы — высшую мудрость, ветки розы — символ мира и красоты.

Пожалуй, наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки (местечко Чуст в Ферганской долине Узбекистана), особенно "дуппи", один из видов этих тюбетеек. Их отличает белый узор на черном фоне в виде четырех стручков перца — "калампир" — и вышитые по околышу в ряд арочки. Черно-белая тюбетейка родом из Ферганы, а в Самарканде и Бухаре мужчины старшего возраста носят тюбетейку из однотонного бархата зеленого цвета. Интересно, что рядом с Самаркандом находится древний таджикский город Пенджикент, но эта тюбетейка здесь не вошла в обиход. Хотя здесь, как и везде, пожилые люди носят черно-белую тюбетейку. Она удобна не только по форме, но и по цвету: черный и белый. Такую тюбетейку можно надеть и в дни радости, и в дни печали.

Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — "сандали", "акка икки сум", "чимбой", "суркачекма" — имеют более скромный вид. А есть еще самаркандские тюбетейки, выполненные в технике "пилтадузи" (шитье по фитилькам), по форме напоминающие ребристый купол. Интересны тюбетейки "шахрисабза", отличающиеся живописной многокрасочной гаммой. И наконец, всем известна золотошвейная тюбетейка. Родина ее — Бухара.

Читайте так же:
Что такое бризли бридж Немного об одежде

В общем, как говорят в Узбекистане, была бы голова цела, а тюбетейка найдется. Найдется она и для гостей. А если вы приедете в эти края еще раз, вам, как старому другу, в шутку предложат: "Дуппидай ош килайлик!", что означает: "Сделаем плов размером с тюбетейку!"

Шавкат Ниязи, заместитель председателя Международного сообщества писательских союзов:

— Перец (калампир) на тюбетейке "чусти" является символом жизни. А он, как известно, бывает и горьким, и сладким, как и сама жизнь. Четыре части тюбетейки представляют четыре периода жизни человека: детство, юношество, молодость и старость. Надевая тюбетейку новорожденному, мулла тем самым благословляет его, чтобы он всегда был здоров. При обрезании ребенку тоже надевают на голову тюбетейку. И на свадьбе жених — в тюбетейке, что означает переход к более зрелому периоду жизни. Словом, каждый раз муллы-аксакалы, надевая тюбетейку, благословляют тех, кто становится достойным носить ее.

Текст: Мадина Сулаймонбек. "Плов размером с тюбетейку", журнал "Националь" №1/2004

Чустские тюбетейки: 8 особенностей головного убора

С давних времен узбеки умели удивлять своей богатой культурой. Это проявлялось во всем: в кулинарных изысках, оформлении жилища, народных традициях и, конечно же, в одежде. Национальные наряды и головные уборы стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Что уж говорить об узбекской тюбетейке! Ведь это не просто национальный головной убор, это священный символ, часть узбекской культуры, украшение головы, которое может рассказать о своем владельце.

Слово «тюбетейка» образовалось от тюркского «тюбе», что означает «вершина». Тюбетейки носят практически все, от мала до велика: старики, мужчины, женщины, девочки, мальчики и даже младенцы, а вот пожилые женщины тюбетеек не носят. Каждый регион Узбекистана отличается своей фирменной тюбетейкой.

Самыми популярными тюбетейками являются:

  • Золотошвейная бухарская – узоры, вышитые на тесьме золотой и серебряной нитью, указывают на высокий статус обладателя.
  • Андижанская (женская) тюбетейка – тюбетейка вышивается на плотном белом основании крестиками. Часто изображаются фрукты и символические знаки.
  • Ташкентская (женская) тюбетейка – яркие перья птиц, как защита от сглаза. Изготавливаются из бордового, темно-зеленого или темно-синего цвета материалов, расшитые бисером светлых тонов.
  • Шахрисабзская (мужская) тюбетейка – «Ироки» или «Иракская». Яркая тюбетейка с растительными орнаментами, символизируют красоту и щедрость природы.
  • Байсунская (мужская) тюбетейка – необычной цветовой комбинации тюбетейка. Каждый цвет имеет свое сакральное значение, к примеру, горчично-желтый – цветок хлопка, белый – сам хлопок.
  • Каракалпакская (мужская) – круглой формы тюбетейка, которая в народе называется «плевком царицы».
    Каждый мастер по изготовлению тюбетеек вкладывает сакральный смысл. Узоры, цвет, форма имеют своё значение. Почетное место, в коллекции узбекских тюбетеек занимает Чустская мужская тюбетейка. У каждого порядочного узбека в гардеробе обязательно должен быть такой головной убор. Родиной таких тюбетеек является город Чуст Ферганской долины. Именно там целыми семьями ведется изготовление тюбетеек, передавая из поколения в поколения секреты производства.Чустские тюбетейки имеют свои отличительные признаки, в которых заложено сакральное значение:
    • Такие тюбетейки тёмного цвета. Насыщенный тёмный цвет символизирует космос и тьму.
    • Орнаменты на тюбетейке вышиваются белыми нитями. Белые нити символизируют круговорот и знак солнца.
    • На тюбетейке можно разглядеть орнамент стручкового перца – «калампур». Такой орнамент считается символом жизни, семейного счастья и оберегом от сглаза.
    • Тюбетейка имеет выраженные четыре стороны. Каждая сторона, как защита от злых духов с каждой стороны света.
    • Вокруг тюбетейки можно насчитать 16 арок. Каждая арка символизирует цикличность жизни и смерти. За каждой жизнью следует смерть, а за смертью, следовательно, жизнь. Кроме того, такое расположение сулит богатство и жизнеспособность.
    • Внутри арок, через одну, встречаются баранья рога – означают силу и мужество.
    • Чустские тюбетейки удобно хранить. если их сложить, то каждая часть имеет свое название – тепа, кизак, жияк.Наравне с Чустскими тюбетейками, в Узбекистане распространены Маргиланские тюбетейки. Они тоже черного цвета с белыми орнаментами, но в отличие от чустских, на этих тюбетейках изображен цветок сладкого миндаля, и они имеют немного другую форму.

    Узбекский национальный костюм

    Узбекский национальный костюм — созданный в древние времена и используемый до наших дней, отражает национальную специфику узбекского народа, тесно связан с его культурой и историей. Имеет характерные для каждого региона отличия и особенности.

    Развиваясь о общем русле одежды оседлых народов Мавераннахра, в то же время имеет многие самобытные и неповторимые черты. Так например, всемирной славой пользуется искусство золотого шитья, к началу нашей эры относят археологи следы золотого шитья, найденные на раскопках в Ташкентской области. Согласно преданиям золотое шитьё знали в Согдиане еще до появления шелка. Но особенно широкое распространение получило оно в XIX — начале XX веков.

    Узбекский национальный костюм отражает художественные особенности, архаичные черты народных промыслов, этнографические и региональные формы развития одежды.

    Содержание

    Мужская одежда

    Мужская одежда состояла из халата, рубах различного фасона, камзола, пояса, кожаных сапог, штанов и обязательного головного убора — чалмы или тюбетейки.

    Повседневной мужской одеждой была традиционная рубаха, которая первоначально имела длину ниже колен, а позднее её укоротили до середины бедер. Ворот рубахи был двух фасонов. В первом случае к длинному вертикальному разрезу пришивали воротник. У рубах другого фасона разрез был горизонтальный, от плеча к плечу. У жителей Ташкентской и Ферганской областей была распространена мужская распашная рубаха — яхтак. Ее шили из хлопчатобумажной ткани и носили и молодые, и пожилые. Края ворота иногда обшивали тесьмой — джияк. Духовные лица и узбекская аристократия носили рубаху только с горизонтальным воротом. Реликтовым явлением в начале XX в. были узбекские стеганые на вате рубахи — гуппича, которые носили только дети и старики. Гуппи на староузбекском языке означает «доспех», что породило у исследователей версию о генетической связи стеганых рубах с защитным вооружением.

    Штаны — иштон. Глухие, без карманов, пуговиц и прорезей, широкие вверху, они книзу сужались и доходили до щиколоток.

    Верхняя одежда

       — мужской халат, отличается одинаковым покроем для любого возраста, что свидетельствует об его архаичности. Халаты, в зависимости от времени года шились без подкладки, с тонкой подкладкой и теплые на вате. На полах с обеих сторон делали вертикальные разрезы для увеличения шага. Воротник, полы, подол и края рукавов обшивали узкой плетеной тесьмой или полоской материи, на груди пришивали две завязки. Высшую форму городского ремесла составляло золотое шитье, украшавшее одежду эмира и знати.

    Головные уборы

       — в целом воспринимаемая как атрибут мусульманской культуры, разнилась по размеру, цвету, манере повязывания. Большую белую чалму носили духовные лица, ремесленники — небольшую чалму серого или синеватого цветов, крестьяне — повязку из цветных платков. Чалма была главным головным убором узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки-папахи из овчины разных цветов.
       — головной убор хорезмийских узбеков. Хорезмийцы предпочитают в качестве головного убора шапки — папахи из овчины разных цветов.
       — традиционный узбекский головной убор. В различных регионах имеют множество вариаций. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». Особенно к XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай. Самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерна вышивка белыми нитями орнамента в виде стручков перца «калампир» на черном фоне, а по кромке в ряд расположены шестнадцать узорных арочек. Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение

    Обувь

    Население равнинных оазисов носило мягкие сапоги вместе с кожаными туфлями без задника. Узбекская знать во время конных выездов надевала парадные сапоги из зеленой шагрени, изящный каблук которых был скошен к середине подошвы, позволяя всаднику особенно ловко держаться в стременах.

    Галерея

    Mirza Abdulhuq and Rustom Beg in 1841.jpg

    Uzbek in Hojent 1900.jpg

    Costumes of Uzbek men.jpg

    Женская одежда

    Женская одежда состояла из халата, платья, шаровар, платка или паранджи, тюбетейки, туфель. Непременным дополнением к костюму узбекских женщин всех возрастов всегда были украшения из золота или серебра.

    Узбекская тюбетейка

    Одним из наиболее популярных и повсеместно распространенных видов народно-прикладного искусства Узбекистана всегда была тюбетейка — твердая или мягкая шапочка на подкладке. Тюбетейка стала неотъемлемой частью узбекского национального костюма, вошла в жизнь и традиции узбекского народа. Тюбетейка (от тюркского «тюбе»-верх, вершина) является национальным головным убором не только узбеков, но и других центрально-азиатских народов. Тюбетейки различаются по типам: мужские, женские, детские, для стариков. Женщины пожилого возраста этот головной убор не носят. Детские тюбетейки (кулохча, калпакча, дуппи, кулупуш) отличаются разнообразием и красочностью тканей, пышностью кисточек и шариков, вышивок, блесток и обилием амулетов. Наиболее распространенные формы узбекских тюбетеек — четырехгранные, слегка конусообразные. Тюбетейки изготавливали из двух или нескольких слоев ткани, простегиваемых и укрепляемых шелковой или хлопчатобумажной нитью. Готовая тюбетейка вышивалась шелковой нитью, золотой или серебряной канителью. Искусством вышивания тюбетеек издавна владели в основном женщины. К наиболее часто встречающимся мотивам, украшающим тюбетейки, относятся цветочный мотив, миндалевидный мотив «бодом» — символ жизни и плодородия. Распространенным в орнаменте тюбетеек является узор «илон изи» (след змеи), выполняющий роль оберега. Не менее популярными были геометрические узоры. Тюбетейки, созданные в различных районах, отличаются формой, орнаментом и цветовым решением.
    Наибольшей популярностью во многих районах Узбекистана пользуются чустские тюбетейки. Дуппи — самый распространенный вид тюбетеек г. Чуста — характеризуется черным фоном и белым узором в виде четырех стручков перца — «калампир»; околыш вышит расположенными в ряд арочками. Существует три вида дуппи — округлая, четырехгранно-округлая и колпак, вытянутый вверх. Чустские дуппи (черный фон и вышитый белый узор) отличаются «крутостью» орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. Другие разновидности тюбетеек Ферганской долины — «Сандали», «Акка икки сум», «Чимбой», «Суркачекма» и др., отличаются простотой своих мотивов. Самаркандские тюбетейки выполнены в технике «пилтадузи». Существуют и другие разновидности тюбетеек — ургутская тюбетейка «калпок», бухарская золотошвейная тюбетейка, шахрисабзская тюбетейка «гилам дуппи», китабская и шахрисабзская тюбетейки «санама» и «чизма», «тахъя», «тайха», «чумакли», «куш» — мужские и женские хорезмские тюбетейки. Самым распространенным орнаментом на тюбетейках были перцевидный узор (символ чистоты и отрешенности от всего земного), кресты, пучки перьев, мотив соловья, птицы (символ высшей мудрости), ветки розы (символ мира и красоты), надписи священным арабским шрифтом и др.

    Секреты узбекских тюбетеек

    Секреты узбекских тюбетеек

    Рука берет иглу с белой нитью и фиксирует ее на черной ткани. За этим стежком происходит чудо — выпуклые завитки, точки, линии в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться в вечном танце. И вот уже готова рукотворная вещь.

    Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем простор: здесь любая деталь, найденная пристальным взором, стремительно врывается в сознание и замирает. И ты буквально чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента, где на одном только завитке можно изучать законы визуальной композиции. В орнаменте национальной тюбетейки невероятная гармония. На первый взгляд все предельно просто, но именно эта открытость вызывает невообразимый интерес и несказанный восторг. Черный купол оттеняет макушку головы. На нем четыре завитка: миндаль или перец, или крыло птицы. В них чустские мастерицы вкладывают всю свою доброту и душевное тепло.

    Экскурс в историю

    Этот традиционный головной убор среднеазиатских народов наряду с сохранением общих черт всегда отличался индивидуальным почерком создававших его мастеров. История тюбетейки уходит в глубь веков. Как отмечает кандидат искусствоведческих наук И. Богословская, высокие художественные достоинства тюбетейки и орнаментальные образы вышивок доказывают длительный путь развития этой разновидности народного творчества. Косвенное подтверждение существования головных уборов, напоминающих тюбетейки, еще в глубокой древности можно найти в скульптуре, настенной живописи, терракотовых статуэтках в восточной миниа­тюре XV-XVI веков.

    Тюбетейки Узбекистана подразделяются на несколько групп: ташкентская, ферганская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинско-сурхандарьинская, хорезмско-каракалпакская, а также несколько типов: мужские, женские, детские и тюбетейки для стариков. Женщины пожилого возраста тюбетейки уже не носили.

    Кульминационным моментом в развитии выделки тюбетейки как разновидности искусства национального костюма стал конец XIX — середина XX веков, когда тюбетейка начинает нести в себе прежде всего художественно-эстетическую функцию.

    До XX века форма, колорит и орнаментация тюбетейки были специфичны для каждой этнической группы — в каждом районе сложился свой стиль, имелись отдельные орнаментальные мотивы. В это же время под влиянием экономических, социальных и культурных изменений в жизни народов Центральной Азии стиль тюбетеек начал меняться — мастера стали использовать новые ткани, цветные нитки и искусственные красители. В это же время постепенно начинает меняться и форма головного убора.

    Если изначально он был конусообразным, то начиная с 20-х годов прошлого века форма становится более разнообразной: островерхая, полусферическая, круглая, четырехгранная. Еще в начале прошлого века шили и вышивали тюбетейки исключительно мужчины, однако позже это ремесло перешло в руки женщин.

    Сокровищница национального ремесла

    Наиболее распространенный в Узбекистане национальный головной убор мужчин — тюбетейки "дуппи", которые шьют в Ферганской долине в местечке Чуст Наманганской области. Чустскую тюбетейку отличает высота — она почти в два раза выше тюбетеек, изготавливаемых в соседнем Андижане. Существенно разнятся вышитые сверху и по бокам узоры. Ремесленницы из Чуста с давних времен создают уникальные головные уборы, делая каждый стежок исключительно вручную под песни и приговорки.

    "Вышивка на тюбетейке — это не просто красивое украшение, это доброе напутствие для будущего хозяина", — уверены мастерицы из махалли "Боги-эром" Чустского района. Здесь этому придают колоссальное значение. Например, узоры, вышитые на тюбетейке белой нитью, сулят богатство, берегут от злого глаза, сбивают с пути врагов. Издревле эта земля славилась искусными мастерицами по вышивке "дуппи". И сегодня чустские девушки — выпускницы колледжей — успешно осваивают это ремесло, создавая поистине шедевры национального прикладного искусства.

    Все это только доказывает то, что в тюбетейке можно проследить не только сакральные верования древних народов, но также и быт, культуру, традиции современного Узбекистана. Поэтому она стала настолько личной и особенной вещью, что дарят ее только самым близким людям или дорогим гостям. Большое значение чустские мастерицы придают материалу, из которого делают головной убор. Часто при вышивке они используют только шелковые нити. Основание тюбетейки может быть разнообразным — верблюжья шерсть, вельвет, бархат, сатин. Главное — соблюдать технологию и выбрать натуральную и хорошо вентилируемую ткань.

    Изготовление "дуппи" — от закройки до прессовки происходит в несколько этапов. Опытные мастерицы собирают вокруг себя юных рукодельниц, каждая из которых выполняет свою часть работы. Одна выкраивает нужные детали, другая вышивает верхний узор, третья тем временем готовит плотную основу, а четвертая уже взялась за пошив цельной тюбетейки из составных частей. На самом послед­нем этапе подключаются мужчины, которые придают "дуппи" традиционную форму путем прессования.

    — Каждая, даже не самая опытная мастерица изготавливает примерно одну тюбетейку в неделю, — рассказывает Фотима Абдуллаева. — Работа кипит полным ходом, девушки должны выполнить крупный заказ. Чустские тюбетейки пользуются большим спросом не только в Ферганской долине, но и по всей стране. Также дважды в неделю "дуппи" выставляют на продажу на местном базаре. Ремесленники в любом случае в плюсе, так как доход от продажи солидный, а изготовление тюбетеек признано видом народного промысла и налогами не облагается.

    Смотреть на процесс изготовления национальных тюбетеек — одно удовольствие. Это нечто невероятное, когда из обычного лоскута темной ткани и нескольких катушек белых ниток получается настоящий шедевр прикладного искусства. У чустских мастериц работа всегда спорится. А все потому, что они часто собираются вместе и работают над новыми моделями тюбетеек. С хорошим настроением, весело общаясь друг с другом, девушки быстро постигают секреты мастерства.

    Вот заканчивает вышивку узора Икбола Умарова. За последние несколько лет девушка набралась достаточного опыта и сноровки, а теперь поддерживает начинающих рукодельниц.

    — Изготовлением тюбетеек занимаюсь с восьмого класса, — говорит Икбола. — Из разряда хобби это ремесло переросло уже в серьезную работу, которая приносит неплохой доход. В этом ремесле нахожу успокоение, радость и искреннюю гордость за народное искусство нашей Родины. А самое главное, сделаю все, чтобы мои дети переняли искусство вышивки "дуппи" и продолжили развивать национальные традиции нашего народа.

    Все основные черты чустских тюбетеек и их разновидности "тус дуппи" найдены и обработаны многими поколениями мастериц. В орнаменте чустской тюбетейки встречаются мелкие изящные элементы в виде кружочков, капелек, веточек, образующих в соединении с основным узором "бодом" (миндаль) тонкое кружевное обрамление. В изгибах "калампир" (перец) выделяются вышитые изображения головы барана, круглой розетки с перекрестием "колеса жизни". Красота формы, ее графичность, пропорциональность мотивов "бодом" и "калампир", соотнесенных по цветовому решению с фоном, позволяют отнести чустские тюбетейки к классическим произведениям этого прикладного искусства. Каждая мастерица Чуста знает наизусть орнаментальные мотивы тюбетеек, но при этом она всячески обогащает свои узоры, фантазирует, придумывает нечто свое: в результате получается шедевр, который пользуется большим спросом как на местном рынке, так и у иностранных туристов.

    "Ум, честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке", — гласит народная мудрость. Неудивительно, что прогуливаясь по восточному базару любого города Ферганской долины, можно наблюдать, что почти каждый мужчина носит на голове тюбетейку, вышитую мастерицами Чуста.

    — "Дуппи" — очень удобный головной убор, с которым я не расстаюсь уже долгие годы, — говорит пенсионер из Намангана Бахромжон Алиев. — "Дуппи" защищает от солнечных лучей летом и хранит от холода зимой. Как говорится в народе, если мужчина носит тюбетейку, то на него и смотреть приятно.

    Снизу тюбетейку обрамляет черная шелковая тесьма, поверх которой вокруг головного убора вышиты волнистые узоры. Каждый из них символизирует собой один из зубцов короны. Всего таких узоров шестнадцать — по четыре с каждой стороны. А значит, каждый обладатель "дуппи" носит на голове подобие королевской короны.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector