1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Элтар кий, или ингушская папаха

Элтар кий, или ингушская папаха

Ингуш обязан был быть с покрытой головой на людях, и обычай этот соблюдался веками. В конце XX века к этому обычаю стали относиться либеральней.

Пожилые люди чаще поднимают эту тему, сожалея о современных нравах. Повсеместно встречаются на улице, на рабочих местах, на праздниках и похоронах люди в тюбетейках. Называют ее ингуши — фазик, переиначив турецкое название — феска. Это головной убор цилиндрической формы, чаще красного цвета, с кисточкой. Феску носили в турецкой армии и простые поданные султанов.

После принятия ислама ингуши во время молитвы надевали этот упрощенный вариант фески, и считался он интимным элементом одежды, как нательное белье. Неприличным считалось при людях оставаться без шапки, в этом головном уборе.

В начале ХХ века в Ингушетии, как и на всём Кавказе, появилась русская шапка-ушанка и прижилась. Наряду с ней появилась фуражка, прототип военной фуражки. Слово «фураж» — французское. Первыми этот головной убор стали носить французские фуражиры в армии. Скоро фуражка, как атрибут военного обмундирования, стала появляться во многих армиях мира.

В СССР для гражданских лиц стали шить фуражки, напоминавшие военные, и народ назвал их «сталинскими», а во второй половине ХХ века виды фуражки размножились, и фантазия мастера-фуражечника ничем не ограничивалась, пока у ингушей на смену ей не пришла шляпа. С начала 90-х годов публичным головным убором стала «фазик», и это уже не считается неприличным.

Теперь о национальных головных уборах ингушей. Их было много: для богатых, для праздников, женских, мужских, дорогих и повседневных, ночных, зимних, летних, войлочных, подшлемников. Остановимся на одном из них и самом главном — папахе.

Слово это, предположительно, азербайджанское, в переводе — «шапка». Ее носили все горцы, жители Закавказья, русские, казаки, а позже и поныне папаха — элемент обмундирования старших офицеров российской армии. Помимо папахи, ингуши до XVIII века носили шапку праздничную. Она отличалась от всех головных уборов, напоминала шлем, по вертикали делилась на доли — от четырёх до восьми, украшалась тесьмой, орнаментом, шитьем золотыми нитями. Папаха овчинная была на все случаи жизни. Но была еще папаха с отороченным верхом из шкурки ягненка. Такая папаха входила в торжественный, или праздничный, наряд. Грузины из-за этих папах называли ингушей «высокие шапки».

Действительно, это были самые высокие папахи. С конца XIX века предприимчивые ингуши стали ездить в Бухару и привозить ценные каракулевые шкурки. Местные умельцы шили папахи, и стоили они очень дорого. Такую папаху мечтали иметь многие. Понравился этот головной убор и офицерам и императору России, позже и советским офицерам. Разошлись «высокие шапки» по Кавказу и по России. Появившуюся лет сто назад в Ингушетии русскую шапку-ушанку теперь шьют из каракуля. Гибрид этот не совсем удачный — ни папаха, ни ушанка, но пока еще в моде.

Историки указывают, что законодателями моды на Кавказе являлись кабардинцы. Из нахских народов знатоками в этом вопросе можно назвать чеченцев, более свободных в нововведениях одежды. Элтар (каракуль), кий — шапка. Элтар кий ввели в обиход ингуши, и он получил широкое распространение в России. Можно сказать, что в этом вопросе ингуши стали законодателями моды. Собравшиеся на какие-то мероприятия ингуши задают вопросы старшим.

— Какой головной убор лучше, без чего можно обойтись?

На этот вопрос нет однозначного ответа, но знать, кто мы, должны все.

Сорвать папаху с головы ингуша — это значило получить удар кинжалом. Такова была цена за дерзость, то есть значимость головного убора была велика. Костюм народов Кавказа, как мужской, так и женский, получил признание специалистов, как один из лучших национальных костюмов народов мира. Действительно, он удобен, гармоничен и удачно подчеркивает в мужчине мужское, в женщине — женское.

А теперь ответ на вопрос: какой головной убор лучше носить?

Ответ однозначный: должно быть наличие самой головы, и в этом случае выбор будет безошибочным.

Чечня: дресскод

Начитавшись предупреждений в интернете и наслушавшись страшилок от знакомых мы особенно тщательно выспросили у принимающей стороны, что можно носить на улицах Грозного, а что нельзя. Принимающая сторона признала допустимым летние брюки и шведку для мужской части экипажа экспедиции и длинной платье для женской.

На самом деле все не так, как в действительности.

Мужчины носят брюки (можно летние брюки) или джинсы; спортивных штанов по крою напоминающих трико замечено не было; шорты или бриджи исключены! Сверху футболка, поло или шведка; поло и шведка застегнуты вплоть до предпоследней пуговицы; волосатая грудь нараспашку 😉 не допускается даже в 40-градусную жару.

Одежда женщины более инвариантна. Одежда типичная городской девушки или женщины должна соответствовать по крайней мере двум из следующих трех признаков: длинное по щиколотку платье или юбка, длинный (летом — это по локоть) рукав, косынка на голове; шея может быть открыта. Чаще можно встретить все три признака в одежде, чем только один. Как и у мужчин не допускаются шорты, бриджи или брюки любой длины и степени облегания, лосины, майки с бретельками, отсутствие рукавов на одежде.

В центре Грозного реже, а в горных районах чаще можно встретить женщин в радикально мусульманской одежде обязательно темного цвета — длинный подол, длинный по запястье рукав, полностью закрытая голова и шея. Я склонен думать, что такая одежда более характерна для отдаленных сельских районов; большое скопление девушек в такой одежде было замечено в день зачисления в Грозненский медицинский колледж. Вместе с тем принимающая сторона однажды обмолвилась, что начали появляться девушки в головных уборах с закрытым подбородком, о присутствии которых в учебных группах деканат настойчиво попросил немедленно сообщать.

Читайте так же:
Почему толстовка называется толстовкой

С другой стороны в Грозном в вечернее и ночное время мы встречали девушек, одежда которых лишь формально соответствовала перечисленным выше трем признакам, а иногда — и совсем не соответствовала. Они вызывали неприкрытый интерес со стороны молодых чеченцев, сопровождавшийся громкими возгласами, улюлюканием и проч. Девушкам это нравилось. (Предположу, что эта национальная особенность проявления внимания является причиной возникающих в столицах разборок и драк.)

Для совершения молитвы в мечети мужчинам желательна рубашка с длинным рукавом и обязательна тюбетейка. Женщины в мечеть допускаются только в платье для намаза, которое в рафинированном виде представляет собой длинное просторное платье с капюшоном и длинным шарфом. Омовение ног предусмотрено, если ноги грязные — все равно после омовения вам прийдется одевать обувь и идти к дверям мечети.

Паранджа в Чечне встречена не была. Таким образом, можно утверждать, что одежда чеченцев и тем более чеченок довольно далека от норм шариата.

И еще. Является неподобающим поведением обращение, напр., на улице к незнакомому человеку противоположного пола. Вместе с тем, в чеченских (исламских?) традициях обращение даже к очень далекому родственнику "брат" или "сестра"; при этом вместо рукопожатия используется объятие за торс одной рукой (даже представителя противоположного пола), чем я был на первых порах довольно сильно смущен.

Общественные туалеты разнесены настолько, насколько возможно: завидев заветный домик с буквой "Ж" представителям сильного пола не стоит спешить в надежде, что с обратной стороны будет дверь с буквой "М", лучше пойти в противоположном направлении. Нужно быть готовым, что в туалете не окажется туалетной бумаги: мусульмане для этих целей используют кувшинчик.

Заключение специалиста о статье «Рамзан Кадыров» на сайте http://lurkmore.to/.

Объект, представленный для производства лингвистической экспертизы: материал о Рамзане Кадырове, размещенный по адресу http://lurkmore.to/.

Луркоморье — русскоязычная викиэнциклопедия, по сфере описываемых объектов более широкая за счёт отсутствия формальных критериев значимости, чем Википедия. Основную часть Луркоморья составляют описания интернет-мемов, мемов реальной жизни и творчества сетевых и обычных субкультур. В Луркоморье существует своя лексика (луркояз).

Методы исследования:

– метод компонентного анализа, дефиниционный метод, предназначенные для анализа значений отдельных единиц текста и их представления в лексикографических источниках;

– описательно-аналитический метод, метод контекстуального анализа, предусматривающие непосредственное наблюдение исследуемых языковых структур и выявление закономерностей их функционирования в тексте.

– содержательный (коммуникативно-прагматический) анализа текста;

– лингвокогнитивный анализ текста (анализ когнитивных структур – сценариев);

– стилистический анализ текста.

При производстве исследования были использованы следующие лексикографические источники:

  1. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. 1-е изд-е: СПб.: Норинт. 1998.
  2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка; 27-ое издание, исправленное. М. 2011.
  3. Малый академический словарь. М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957-1984.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

Анализируемый материал представляет собой дозаголовочную часть статьи «Рамзан Кадыров», размещенная на сайте http://lurkmore.to/, которая в свою очередь состоит из двух частей.

1. Анекдот про Рамзана Кадырова:

(Возвращается лев из командировки в зоопарк, а его не пускают:
— Ты вообще кто такой?
— Да вы что, с ума сошли? Я же Лев — Царь зверей!
— Царь зверей — это Рамзан Кадыров, а ты — просто животное)
,

2. Далее производится идентификация объекта речи (Р. Кадырова):

(Рамзан Кадыров (Рамзанка Дыров) — главарь Чеченской республики, он же «Адидас в тюбетейке». С 2007 г. — назначенный кремлём местечковый царёк. Царём Владимиром ему был дарован карт-бланш на любые действия. В результате Рамзан стал доставлять наблюдателям лулзы, а невзлюбившим его — баттхерт и прочие неприятности. Особо выделяется среди остальных звёзд быдлоящика своими интервью, которые он дает по принципу: «что на уме, то и на языке». Язык у него тоже особенный — смесь из русских, чеченских слов и уголовной фени.

Светоч кавказской науки: в 2006 г. стал почётным академиком РАЕН. Образец кадырочности в этой стране. С недавних пор нежно любит Уютненькое.)

По своим жанровым характеристикам анализируемый материал представляет собой статью, написанную в свободной форме присущей материалам из википедии. В ней использована в основном эмоционально-оценочная лексика с негативной окрашенностью. Статья — один из самых распространенных полемических жанров в интернете, особенно среди общественных изданий с широкой аудиторией. Такому жанру, как статья, присуща глубокий анализ фактов и явлений, четкая социальная направленность.

Автором в этой статье реализуется стратегия дискредитации в адрес предмета речи, которым является Кадыров и власть страны. Стратегия дискредитации – одна из самых сильных конфликтных стратегий речевого поведения, которая реализуется с помощью таких речевых тактик, как тактика иронии, намека, обвинения и осуждения. Цель таких речевых действий – подорвать доверие к Р. Кадырову и власти в стране во главе с В.В. Путиным, вызвать сомнение в их положительной характеристике.

С точки зрения эмоциональной тональности текст характеризуется наличием эмоционально маркированной лексики (негативной окраской), метафорически переосмысленных единиц. В статье в основном употребляются ненормированные слова, жаргонизмы, табуированная и обсценная лексика.

Текст данной статьи обладает большим воздействующим потенциалом в силу определенной степени эмоциональности, жанровой специфики, наличия достаточного количества различных приемов открытого воздействия и манипулирования сознанием читателей.

Как уже выше отмечено, статья начинается анекдотом, который, с помощью метафорически переосмысленных единиц, передает негативное отношение автора к Рамзану Кадырову и, в том числе, ко всему народу Чечни.

В анекдоте используются сразу несколько общеизвестных концептов, дискредитирующих объект речи, которым является Р. Кадыров и народ Чечни.

Здесь использованы концепты «животный мир» и «субъект власти», которые между собой переплетены.

Образ Р.Кыдырова реализуется посредством концепта «субъект власти»: Кадыров – Царь зверей. Реализуется и концепт «животный мир», в котором «Лев — Царь зверей», а страна – «зоопарк». Народ Чечни представлен «просто животным миром». Частица просто здесь является усилителем сниженного отношения к чеченскому народу.

Читайте так же:
Джинсы бродяги как называется

Возвращается лев из командировки в зоопарк: это предложение является содержательным (коммуникативно-прагматическим) в тексте анекдота.

Итак, анекдот является прецедентным текстом, намеренно использованным автором для того, чтобы унизить честь и достоинство, деловую репутацию Рамзана Кадырова. В нем есть ирония, намеки, сарказм, которые распространяются не только на личность Кадырова как Главы Чеченской Республики (Царь зверей), но и на её народ (просто животным).

Дозаголовочная часть статьи содержит конфликтогенные высказывания и слова, которые выражают унизительные характеристики, отрицательные оценки и негативные установки в отношении Рамзана Кадырова. Автор дает Кадырову кличку «Рамзанка Дыров», которая также является показателем негативного и ироничного отношения к Р. Кадырову.

Рамзанка: 1. Употребление имени Президента, кавказского мужчины в женском роде (Рамзанка) крайне оскорбительно со стороны автора. 2. Уменьшительно-ласкательный суффикс -к также является признаком оскорбления.

Дыров: автор намеренно использовал «Дыров» как говорящую фамилию в отношении Кадырова. Здесь ключевым является слово дырка – пустое место, плохое, отсутствующее.

В статье еще употребляется другая общеизвестная кличка Кадырова «Адидас в тюбетейке».

Адидас – метонимия: Кадыров называется фирмой одежды, которую носит.

Слово Адидас указывает на то, что Рамзан Кадыров предпочитает спортивный стиль одежды. Но, поскольку спортивный стиль нарушает правила этикета Президента, то эта кличка также вызывает негативную характеристику образа Кадырова.

Тюбетейка — маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову.

Так как слова Адидас и тюбетейка по смыслу не сочетаются, можно сказать, что данная кличка намек на несовместимость стиля одежды Кадырова и занимаемой им должности.

Важно отметить, что в кличке «Адидас в тюбетейке» национальный головной убор чеченцев называется другим именем, что и является оскорбительным в отношении всего чеченского народа. Головной убор на Кавказе — символ мужества: «шапку носят не для тепла, а для чести» — это их гордость. Автор неуважительно относится к традициям чеченцев, унижая их честь и достоинство.

В рассматриваемой статье используются языковые средства, направленные на создание негативной характеристики Главы чеченского народа. Общая негативно-оценочная тональность создается намеренным подбором лексем, в основном просторечных, разговорных обсценных и жаргонных. Ключевыми здесь являются следующие слова и выражения:

ГЛАВАРЬ — малый или мужской род Руководитель; вожак, предводитель (обычно с оттенком неодобрительности). .( Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998)

ЦАРЁК -рька́; м.1. Уничиж. к Царь (1 зн.). 2. Тот, кто задаёт тон, главенствует где-л. В своей компании чувствовал себя царьком.3. Правитель, властитель племени, небольшой народности. Ц. племени. Африканский ц.( Большой толковый словарь русского языка. — 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998)

КАРТ-БЛАНШ — Предоставляемые кому-нибудь неограниченные полномочия, полная свобода действий. ( Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка; 27-ое издание, исправленное; М. 2011)

главарь Чеченской республики: написание слова республики с маленькой буквой дает унизительную характеристику не только в отношении главы Чеченской Республики, но и в отношении всего чеченского народа.

Царём Владимиром ему был дарован карт-бланш на любые действия: в этом предложении использованы специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик, негативного отношения к В.В. Путину как Президенту страны. Ключевым является слово царь: 3) перен. Тот, что господствует надо всем или всеми, превосходит всех или всё; владыка, властитель.4) перен. Употр. как приложение, указывая на исключительность, превосходство определяемого среди ему подобных. (Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984.); Карт-бланш Предоставляемые кому-нибудь неограниченные полномочия, полная свобода действий. Признаком негативного отношения автора статьи к В.В. Путину является также обращения к Президенту страны только по имени «Царём Владимиром». Здесь явный намек на то, что президент страны предоставляет таким как Р. Кадыров неограниченные полномочия и полную свободу действий. Итак, в этом предложении использована конфликтная речевая тактика – тактика намека. Предложение (Царём Владимиром ему был дарован карт-бланш на любые действия) требует интерпретации адресата.

Рамзан стал доставлять наблюдателям лулзы: Здесь ключевым является слово лулз или лулзы: шутка, насмешка, прикол (в плохом значении). Чаще насмешка. Рамзан Кадыров как шут при дворе.

Особо выделяется среди остальных звёзд быдлоящика своими интервью, которые он дает по принципу: «что на уме, то и на языке»: в этом предложении используется речевая тактика иронии. Ироничный тон предложения задает особый подтекст. Автор с иронией относятся ко всем «звездам быдлоящика» во главе Кадырова. Ключевыми являются слова:

быдло -а, ср., собир. обл. Рабочий скот.2. прост. презр. и бран.О людях, которые бессловесно и покорно выполняют на кого-л. тяжелую работу. (Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984.)

Быдлоящик зомбоящик (англ. Idiot box, Boob tube, олсо тель-а-визор, дебилизатор и др.) — собственно телевидение. Наряду с радио, печатными изданиями и интернетами является средством массового поражения замедленного действия. По самой своей сути, зомбоящик – средство доставки рекламы и пропаганды быдлу. Здесь есть и провокация в отношении СМИ: телевидение – ящик для быдла.

Здесь реализуется концепт «холопская монархия»: холопы (быдло) – это люди, работающие на телевидение. Если убрать царя (власти), то не будет быдла.

Выражение: «что на уме, то и на языке» — это выражения дает характеристику неграмотной речи представителей власти, в том числе Кадырова.

Светоч кавказской науки: в 2006 г. стал почётным академиком РАЕН.

Читайте так же:
Тениска или тенниска как правильно

Ключевыми являются слова:

Светоч — 1. устар. То же, что светильник (в 1 знач.). 2. перен.; чего. высок. То, что является источником всего самого передового и лучшего, что движет человечество вперед по пути развития.(Малый академический словарь. М.: Институт русского языка Академии наук СССР Евгеньева А. П. 1957—1984).

РАЕН — Общероссийская общественная организация «Российская академия естественных наук» (краткое наименование — «Российская Академия естественных наук») — российская общественная организация, общественная академия наук, созданная учредительным съездом 31 августа 1990 года в Москве. Согласно уставу, Общественная организация «Российская академия естественных наук» является «творческим научным объединением учёных естествоиспытателей и гуманитариев, призванным служить развитию науки, образования и культуры».

Но известно, что РАЕН критикуется за то, что некоторые ее члены — лица, далёкие от науки, не имеющие должного образования и признанных научных работ. Академия также критикуется за продажу членства в своей академии без должной проверки знаний.

Таким образом, в этом предложении использована конфликтная речевая тактика намёка и иронии. Этим предложением автор хочет уделять внимание читателя на то, что необязательно иметь заслуг и знаний, чтобы быть членом РАЕН. Слово светоч возвышенное в отношении РАЕН.

Кадырочность – Имеется нарицательное существительное, образованное от имени собственного (кадырочность — Кадыров) с помощью словообразовательного суффикса –ость.

Имена собственные могут переходить в разряд нарицательных. Имена собственные, становясь нарицательными, могут с необыкновенной точностью раскрывать характер человека. Например, глуповатого юношу-недоучку мы называем митрофанушкой (по имени персонажа комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»), угодливого, лицемерного человека, боящегося выразить своё мнение, беспринципного карьериста — молчалиным.

Автором слово кадырочность употребляется как символ человека, имеющие те негативные характеристики, отрицательные качества и оценки, которые присущи Кадырову (неграмотность речи, неограниченные полномочия т.д.). Сам Рамзан Кадыров является образцом «кадырочности» в нашей стране.

Выводы

1.Таким образом, опираясь на явные языковые и речевые средства, используемые в анализируемой части статьи, а также учитывая косвенное обвинение в адрес высоких официальных лиц во главе с В.В. Путиным, когнитивный сценарий данного конфликтного текста можно представить так:

автор негативно оценивает и критикует Р. Кадырова, всех чеченцев, Чечню как Субъект Федерации, а также центральную власть в лице В.В. Путина; тем самым он говорит о том, что Президент РФ, а также глава Чеченской Республики не должны быть такими, а потому их следует заменить.

2. В анализируемом тексте автор реализует стратегию «дискредитации» в сочетании с тактикой «провокации», основанной на приеме «хула», а также конфликтные речевые тактики «намека», «иронии» и «обвинения».

3.Слова с отрицательной оценочной коннотацией реализуют тактику «оскорбления», цель которой не только вызвать у «оскорбляемой стороны» (Р. Кадырова) негативные чувства, но и понизить уровень социальной привлекательности Р.Кадырова в глазах окружающих.

Осетинская войлочная шляпа статья Е. Н. Студенецкой

Третьим типом головного убора является войлочная шляпа, которой пользовались все народы Северного Кавказа в теплое время года. Войлочная шляпа была в первую очередь крестьянским рабочим головным убором. Надевали ее также в дорогу, но при въезде в селение часто меняли на папаху. Шляпы различались по выработке (мягкие и жесткие), цвету, способам отделки71. Их изготовляли женщины — валяли в виде плоского блина, а затем формовали на деревянной болванке. Шляпы из белой мягкой шерсти (в Чечне их называли исхаркуй, т. е. суконная шляпа) были более нарядными, в них ходили в селениях, особенно молодые люди. Войлочная шляпа с очень широкими твердыми полями из грубой шерсти называлась по-чеченски мангал куй, т. е. шляпа для косцов. Края и низ тульи обшивали шнуром.

Осетинские шляпы были более легкими и мягкими. Край шляпы и место перехода тульи в поля обшивали полоской ткани того же цвета. Осетинские шляпыдовольно рано оценили туристы. Еще в начале XX в. их покупали в большом количестве. Туристские шляпы по краю украшали бахромой из длинной шерсти.

Для карачаевских и балкарских шляп был характерен очень плотный, хотя и тонкий, войлок. Карачаевцы редко обшивали край тканью. По краю обычно нашивался шнур ручной работы, такой же шнур отделял тулью от полей; на верхушке тульи часто из шнурка сплетали пуговку, от которой радиально расходились шнурки (чаще шесть), концы которых закреплялись у нижнего края тульи. Балкарцы применяли обшивку и тканью, и шнуром. Последний способ был возможен лишь при плотно окатанном войлоке.

У адыгских народов шляпы обычно обшивали полоской ткани. Иногда, особенно в детских шапках, верхушку украшали кисточкой из шелковых нитей.

При надевании войлочной шляпе можно было придать различную форму. Поля носили опущенными или загнутыми с одной или нескольких сторон, иногда их с боков заворачивали во внутрь или поднимали вверх, закрепляя шнуром и т. п. «Формы ей дают,— отмечал С. В. Кокиев — самые причудливые, это зависит вполне от личной изобретательности каждого: можно встретить круглый или конусообразный верх, широкие поля, закрывающие иногда даже плечи, опущенные или вздернутые, как у итальянского бандита или же a la Napoleon и т. п. Единственным руководителем в этом случае служит воображение осетина, которое приводит к самым уродливым и смешным и странным формам» 72.

Мы отметили бы скорее большую живописность и своеобразие различных манер ношения шляп.

Войлочные шляпы, во всяком случае у адыгских народов, карачаевцев и балкарцев, претерпели некоторую эволюцию. В конце XIX — начале XX в. форма их была иной: тулья была более высокая, вроде колпака, поля маленькие. Такая форма близка форме абхазских войлочных конусообразных колпаков. Правда, последние не имели полей 73.

Войлочные шляпы у всех народов назывались тем же термином, что и шапка вообще, но с прибавкой указания на материал (войлочная), то время как слово «шапка» без уточнения материала являлось синонимом мехового головного убора — папахи. У карачаевцев и балкарцев понятие шляпы передавалось термином къалпакъ, напоминавшим об ее более древней форме. Наряду с этим бытовал термин кийиз бёрк, т. е. войлочная шапка.

Читайте так же:
Джинсы со стразами 2022 можно или нет

В конце XIX — начале XX в. изредка встречались турецкие фетровые фески. Их надевали поверх матерчатой верхушки шапки муллы и хаджи, совершившие паломничество в Мекку. На меховой околыш папахи наматывалась чалма в виде сложенной в несколько раз полосы ткани белого, зеленого, красного цвета, а иногда и пестрой. Чалму носили на папахе и без фески 74.

Из ткани шили маленькие шапочки вроде мягких тюбетеек, которые защищали подкладку папахи от пота. Они известны у адыгейцев, кабардинцев, чеченцев. Последние, входя в помещение, иногда заменяли папаху шапочкой типа тюбетейки, сшитой из полоски ткани с небольшим круглым донышком.

Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв., «Наука», Москва, 1989 г.

«РГ» увидела, как изгоняют джина

В Чеченской республике в последние годы построены десятки больниц, поликлиник, реабилитационных центров и профильных лечебных учреждений, оснащенных самым современным оборудованием. Однако число желающих обратиться в Центр исламской медицины, где исцеляют "словом Аллаха", не убавляется, а, скорее, наоборот. Здесь снимают порчу, сглаз и лечат вызванные этим нервные и психические расстройства, "выводят" экзему, псориаз, вправляют вывихи. Центр существует больше трех лет и сегодня основная масса пациентов — из районов и соседних республик — Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Проезжая по Грозному, мы случайно увидели это заведение и решили, наконец, побывать там, поскольку уже были наслышаны о нем раньше.

Первым делом, обратились к стоящему на воротах вооруженному бородачу с просьбой пропустить нас вовнутрь. Охранник молча ушел и через несколько минут вернулся с миловидной женщиной средних лет по имени Зина. На ней было просторное платье "в пол" с длинным рукавом, платок закрывал лоб и волосы.

— Если хотите побеседовать с богословом-целителем, вам необходимо привести свой внешний вид в соответствии с канонами исламской религии, — доброжелательно сказала Зина корреспонденту "РГ". — Обнаженные части тела, рук и ног должны быть прикрыты и, конечно, платок обязателен.

Едем в гостиницу переодеваться. И вот уже спустя некоторое время я практически ничем не отличаюсь от большинства жительниц Грозного.

Экзорцизм по-мусульмански

Несмотря на грозный фасад, за высоким забором нас ожидала довольно-таки благожелательная атмосфера: спокойствие, чистота и тишина вокруг. Есть чему поучиться некоторым светским медучреждениям. Вышла Зина, еле заметно кинула на меня проницательный взгляд и, слегка улыбнувшись, пригласила следовать за собой. К дверям здания вели просторные высокие ступени, покрытые коврами, на которых мы насчитали с десяток пар обуви, в основном, женской. Все гости по кавказским обычаям разувались на улице. Делаем то же самое, и проходим в прохладный вестибюль.

Зина приглашает в свой рабочий кабинет и предлагает присесть. В соседней комнате успеваем заметить несколько стоящих в ряд стульев и двух мужчин: один из них — молодой парень лет 20-ти, другой — постарше, с короткой бородкой, на вид ему лет 35. Он одет в "костюм мусульманина" — просторные без стрелок темные брюки из легкой ткани, такого же цвета рубаха без воротника, застегнутая на пуговицы до самого верха, на голове — бархатная тюбетейка. Позже мы узнали, что это и есть богослов-целитель Сайд-Магомед Хадукаев, практикующий с помощью "слова Божьего".

Едва мы успели присесть, как в комнату из коридора робко заглянула женщина лет 45. Зина пригласила ее войти и несколько минут говорила с ней на чеченском языке. Потом внесла в компьютерную базу данные посетительницы и та отправилась в комнату к мужчинам. Следом за ней вошла женщина лет 28. С ней Зина беседовала немного дольше. Женщина была чем-то расстроена, очень эмоционально что-то рассказывала. Она также прошла в соседнюю комнату и присела на стулья рядом с другой женщиной и парнем. И только спустя несколько минут, мы поняли, что началась вычитка, а нам (без предупреждения) дали возможность поприсутствовать.

Сайд-Магомед Хадукаев, взяв в руки микрофон, начал громко произносить молитвы. Все слушали, прикрыв глаза. Корреспондент "РГ" решила сделать то же самое. Через несколько минут почувствовала легкость и покой во всем теле, прекратилась бесконечная "словомешалка" в голове, спать не хотелось, но и двигаться — тоже. Это было состояние осмысленного покоя, близкое к медитации. Громкий голос целителя не мешал, а, скорее, помогал расслабиться. Едва он закончил читать, как молодая женщина начала громко всхлипывать, а потом зарыдала в голос. Она крутила головой и, кажется, была вне себя. На помощь ей поспешила Зина. Она взяла руки пациентки в свои, гладила ее по голове, плечам, успокаивала, предложила воды. Вскоре рыдания прекратились.

— Лучше? — спросили ее.

— Да-да, нормально, — закивала она. Несколько минут с ней разговаривал целитель. Тепло поблагодарив его и Зину, пациентка удалилась.

Вторая женщина была спокойна, но мы заметили на ее щеках следы слез. Получив консультацию, она тоже ушла. Затем, смущенно улыбаясь, на выход отправился и парень.

Сфотографироваться и побеседовать с нами никто не согласился.

— К нам часто приходят люди с расстройствами психики, они стесняются, поэтому просят в упор их не снимать, — объясняет поведение посетителей Сайд-Магомед Хадукаев. Он работает здесь с самого дня основания. Окончил медресе имени Кунта Хаджи Кишиева в Грозном и юридический факультет при Академии госслужбы при президенте РФ.

О центре все больше узнают в других регионах.

— Приезжают не только мусульмане, но и люди христианского вероисповедания, из Ростовской области, Краснодарского края, Ставрополья, Северной Осетии. Принимаем всех, плату не берем — ни в форме пожертвований, ни благотворительности, — подчеркивает богослов. — Главное требование, чтобы попасть на прием — соблюдать каноны в одежде. Но ведь и по христианским правилам в церковь женщины должны заходить с покрытой головой, желательно в длинной юбке.

Читайте так же:
Пара джинсов директора школ отряд партизанов

По правилам ислама, женщина не может находиться в комнате с мужчиной наедине. Поэтому второе условие — чтобы пациентку сопровождал кто-то из родственников.

Хадукаев специализируется на снятии колдовства, сглаза, порчи и связанных с ними нервных и психических расстройств. Подобно тому, как в христианском целительстве вселившихся в человека бесов изгоняют методом экзорцизма (с помощью молитв и обрядов), мусульманский лекарь удаляет джина специальными молитвами из Корана. Наличие порчи или сглаза налицо, если у человека начинается реакция на молитвы: он плачет, немеют руки, ноги, сильное сердцебиение, одышка, тяжесть в теле, боль в животе, спине, голове. Мы поняли, что стали свидетелями лечения порчи у одной из пациенток, у другой был сглаз. А молодой человек был здоров, парень просто приехал провериться. У корреспондента "РГ" Сайд-Магомед определил небольшой сглаз.

Некоторым больным достаточно одного сеанса, другим предписывают приходить ежедневно, каждые семь или 21 день. Совсем "тяжелых" отправляют на второй или третий этаж к другим целителям, практикующим дополнительные вычитки Корана. Молитвы также начитывают на воду, масло тмина, мед, которые потом больной принимает.

Практикуют здесь и прочие народные методы, например, кровопускание. Лекарь делает небольшие надрезы на коже в определенных точках и вакуумом вытягивает "плохую" кровь. После этого кровотечение прекращается. Аналог подобного лечения — гирудотерапия, эффективно применяемая практически "от всего". В центре также работает костоправ. И с псориазом здесь борются "по-народному". Как объяснил Сайд-Магомед, целитель вытаскивает иголкой из кожи больного некий волосок, называемый мертвым нервом, и человек идет на поправку. А недавно приносили глухого ребенка. Как утверждают родители, после вычитки мальчик стал слышать.

В день через центр проходит от 100 до 200 человек, получающих консультации и лечение.

От греха — подальше

После окончания двух чеченских кампаний в республике начался рецидив психических расстройств, особенно ими страдали женщины, дети. Психиатров и психотерапевтов здесь тогда еще не было, да и не в чеченском менталитете ходить с душевными проблемами к психологу (впрочем, как и во всей российской глубинке). К целителю же — в порядке вещей. Кроме того, женщины эмоционально более открыты, а, значит, больше подвержены нервным расстройствам и астральной атаке "шайтанов", поэтому среди пациентов центра их большинство.

— Психические и нервные расстройства бывают по медицинским показаниям. Если необходимо вмешательство врачей, отправляем людей в поликлинику к невропатологу или психиатру, — отмечает собеседник.

По его словам, влиянию нечистой силы подвержены люди, ведущие неправедный и нездоровый образ жизни, то есть грешники. Об этом сказано и в Библии, и в Коране. Поэтому всем обратившимся Сайд-Магомед рекомендует соблюдать религиозные каноны, не злоупотреблять спиртным (сигаретами, наркотиками), не прелюбодействовать. На днях в центре снимала порчу женщина из Краснодара. Для закрепления результата богослов посоветовал ей молиться и ходить в церковь. Сами целители защищаются от нечисти специальными молитвами, читая их утром и вечером. Заветные заклинания доступны всем: Сайд-Магомед показал нам листки с напечатанными в русской транскрипции арабскими сурами. Знатоки языка пророка Мухаммеда, а их среди мусульман немало, читают в оригинале.

Когда мы вышли после беседы целителем, в коридоре и на улице его дожидалась следующая группа, человек 12-15, большинство — женщины. Увидев наши фотообъектив и диктофон, многие постарались спрятать лицо.

Ольга Акстинас, психолог-психоаналитик:

— Момент, при котором что-то изменилось, когда вдруг пришли силы, восстановился дух, боль ушла, называют по-разному: "благодать", "транс", "инсайт". Суть: человек уловил гармонию, ушли зажимы, внутренняя энергия потекла по-другому. И если это помогает — замечательно.

Духовные практики эффективны и науке современной не противоречат. Человек заболевает, когда он слаб, когда теряет энергию, свою целостность, перестает быть единством действия, а потому застревает в переживании и не может выйти из болезни. И тогда духовное, психическое становится важнее физического.

Что делает молитва? Когда человек молится, он возносится к лучшему в себе, меняет свои мысли. Он обращается к высшему, к сущностному, а если в его сознании присутствует высшая инстанция, которой он доверяет, то человек может восстановить на бессознательном уровне свою целостность, то есть излечиться.

Порой мы сами выбираем свои болезни. Болезнь — свидетельство, приходящее от неосознанного конфликта. Мы говорим о некоем феномене, но нас же не удивляет, что есть системы самоочищения. Есть холотропное дыхание, когда человек выходит на измененную форму сознания и нарушенная система восстанавливается. Конечно, нам бы хотелось, чтобы люди шли к дипломированным психоаналитикам, которые понимают, откуда пришел конфликт, умеют работать с бессознательным, заставляя личность расти, а организм — работать на самовосстановление. Но если человек идет в храм, мечеть, к духовнику, церковь, считая, что душа там получает лечение, значит, там ему достается больше любви. Это вопрос выбора.

Любая церковь принимает человека, говоря: верь, обращайся и проси и тебе будет дано. Порой официальная медицина исчерпывает все свои возможности, например, при онкологических заболеваниях, когда процесс не удается остановить. Врачи разводят руками, отказывая в повторных операциях, говоря: "Мы сделали все, что могли" и человек приходит от отчаяния к молитве. Есть случаи (и их немало), когда эта последняя инстанция не подвела. Но бывает, что больному требуется квалифицированное медицинское вмешательство.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector