1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называется тюбетейка еврея

Как называется тюбетейка еврея

[<<Содержание] [Архив] ЛЕХАИМ МАЙ 2007 ИЯР 5767 – 5 (181)

ПОЧЕМУ МУЖЧИНЫ ДОЛЖНЫ ПОКРЫВАТЬ ГОЛОВУ?

Гедалья Аксельрод

Характерным признаком одежды еврея, многократно воспетым в литературе разных времен и народов, является головной убор. Архетип еврея включает эту примету его облика как обязательную. Тем не менее, несмотря на столь широкое, можно сказать, повсеместное распространение мнения о необходимости для еврея головного убора, ни в тексте Торы, ни в книгах пророков вы не найдете предписания покрывать голову.

С точки зрения буквы закона совершенно не принципиально, чем будет покрыта голова. Но религиозные евреи с этой целью носят кипу – матерчатый головной убор. Кипа символизирует принадлежность к еврейству, к определенной общности людей. Надевая кипу, еврей декларирует принятие на себя определенных обязанностей и стандартов поведения. На идише кипу называют «ярмолке» (по-русски «ермолка»); это слово, по мнению многих лингвистов, возникло в результате слияния двух ивритских слов: ярей Малка («боящийся Царя»).

В Талмуде, в трактате Кидушин (33а) рассказывается об эпизоде с участием Равины: «Равина сидел перед равом Ирмияу из Дифти, и прошел перед ним один человек с непокрытой головой. Заметил Равина: “Насколько же нагл этот человек!”, на что рав Ирмияу ответил: “Может быть, он из Маты-Махсейи, где мудрецы Торы выглядят вольно”».

На первый взгляд отсюда следует, что в принципе мужчине не запрещается ходить с непокрытой головой. Равину возмутило лишь то, что упомянутый в рассказе человек проявил неуважение к мудрецам Торы, появившись перед ними с непокрытой головой. А из ответа рава Ирмияу становится понятно, что если этот человек – из Маты-Махсейи, то он привык показываться в таком виде перед мудрецами и в этом не следует видеть особенной дерзости. Заметим, ни тот ни другой не упомянули, что был нарушен запрет ходить с непокрытой головой. Однако этот рассказ можно понять и иначе: ходить с непокрытой головой запрещено, но Равина не упомянул об этом запрете, потому что акцентировал более серьезный проступок, а именно подчеркнутое проявление неуважения к мудрецам Торы. Рав Ирмияу из Дифти, однако, нашел оправдание для этого человека и ответил, что если он из города Маты-Махсейи, то в его поведении нет ничего особенного. Тем не менее в трактате Софрим (14:15) говорится, что в синагоге, не покрыв голову, нельзя ни читать Тору, ни вести общественную молитву, ни благословлять народ, если речь идет о коэне.

В трактате Кидушин (31а) воздается хвала раву Гуне, сыну рабби Иеошуа, который за всю свою жизнь не прошел расстояния в четыре локтя с непокрытой головой. А в трактате «Шабос» (118б) рассказывается, что сам рав Гуна считал особой своей заслугой то, что он никогда не обнажал голову, объясняя это так: «Б-жественное присутствие (Шхина) у меня над головой». Некоторые кодификаторы законов Торы выводят отсюда, что обычай покрывать голову является проявлением особого благочестия.

В Талмуде (Шабос, 156б) рассказывается также история о рабби Нохуме бар Ицхоке, происшедшая с ним в детстве: «Одной женщине астрологи предсказали: “Твой сын станет вором, если не покроет голову”. Она попросила сына: “Покрой голову, ибо так будет в тебе страх пред Небесами, да молись, чтоб не возобладало над тобою злое начало!” Истинную причину, однако ж, она скрыла от него. И вот однажды, сидя под финиковой пальмой, принадлежавшей другому человеку, сын, как обычно, занимался учением. Внезапно накидка, покрывавшая его голову, соскользнула, и он обратил внимание на сочные плоды над собой и не устоял перед соблазном отведать чужое. Аппетит взыграл, он вскарабкался по стволу и перекусил финиковую гроздь зубами».

Читайте так же:
Во время занятий Тотал Боди фитнесом

Рамбам («Законы о качествах характера», 5:6) пишет: «Ученики мудрецов ведут себя чрезвычайно скромно, не унижают себя и не обнажают своей головы». Следовательно, по его мнению, требование покрывать голову связано с понятием благочестивой скромности. Такого же мнения придерживается рабби Шнеур-Залман из Ляд в своем «Шулхан Орухе» (вариант второй, 2:6): «В дни Талмуда, когда большей части народа было привычно преодолевать даже большие расстояния с непокрытой головой из-за жары, существовал благочестивый обычай: не проходить четырех локтей с непокрытой головой. А сейчас, в наше время, когда всеобщий обычай – постоянно покрывать голову, запрещается ходить и даже сидеть с непокрытой головой, согласно принципу скромности. Ибо обнажение головы подобно обнажению той части тела, которая должна быть прикрыта. И также малолетним детям следует покрывать голову, а евреи – святые – остерегаются обнажить голову из-за нарушения принципа скромности. Однако если кладут руку на голову, чтобы покрыть ее, этого достаточно; только нельзя тогда упоминать Имя Небес».

Рабби Довид а-Леви (Таз) в своем комментарии к «Шулхан Оруху» приводит еще один довод. После того как у неевреев стало нормой ходить с обнаженной головой, для евреев покрывать голову стало законом (так как евреям запрещено перенимать нееврейские обычаи).

Слова рабби Гуны о том, что Шхина находится над его головой, соответствуют тому месту в «Зоаре» (ч. 3, 187а), где маленький мальчик комментирует стих из Коэлес (2:14): «Мудрец – глаза его на его голове». «А где же еще могут быть глаза человека? – спрашивает ребенок и отвечает: – Но смысл этого стиха таков. Учили мы: да не пройдет человек с непокрытой головой четыре локтя. Почему? Из уважения к Шхине, которая покоится над его головой. А у каждого мудреца глаза его на голове – устремлены на то, что находится над его головой. И поэтому царь Шломо воскликнул (Коэлес, 9:8): “И масла на твоей голове да не убудет!” – ибо пламя Шхины над головой человека нуждается в масле, а оно – добрые дела. И теперь понятно, почему у мудреца “глаза его на его голове”» (см. также Тания, ч. 1, гл. 35). Рамбам пишет в «Путеводителе заблудших» (ч. 3, гл. 52): «Величайшие из мудрецов избегали обнажать голову, поскольку Шхина прикрывает и защищает ее».

Из «Зоара» и со слов Рамбама следует, что запрет ходить с непокрытой головой не является только лишь проявлением особого благочестия. Смысл его в том, что Шхина находится над головой еврея, защищает и прикрывает его голову, поэтому можно сделать важный вывод касательно нормы покрытия головы: какая именно ее часть должна быть прикрыта головным убором. Очевидно, прикрыта должна быть большая часть головы – а не так, как у некоторых современных молодых людей, которые надевают кипу как раз на то место, на которое евреи возлагают головной тфилин: на место «родничка» у младенца. Очевидно, если причиной ношения головного убора является уважение к Шхине, пребывающей над евреем, то прикрывать следует именно самое высокое место на голове – то место в середине ее, от которого волосы разделяются в разных направлениях. Особенно ясно видно, что темя – это высшая точка на голове человека, при взгляде на сидящего, который слегка наклонил голову вперед. И если это место, центральное на голове, не покрыто, то считается, что еврей ходит с обнаженной головой. Но и прикрывать одно только темя недостаточно: как было сказано, требуется покрывать большую часть головы.

Подведем итоги: есть две точки зрения на сущность запрета «ходить с непокрытой головой». Часть законоучителей считают, что этот запрет связан с указанием Торы (и эта точка зрения находит поддержку в словах «Зоара»); другая часть того мнения, что буква закона не запрещает ходить с обнаженной головой, но покрытие ее суть проявление благочестия (этого взгляда придерживается, в частности, рабби Шнеур-Залман из Ляд).

Читайте так же:
Чем отличается деним от джинсы

Все комментаторы сходятся на том, что существует запрет подражать обычаям неевреев, и поэтому теперь, когда у народов мира принято ходить с обнаженной головой, евреи обязаны покрывать голову уже по букве закона Торы. Впрочем, возможно, это относится только к тем странам, где большинство населения христиане. Если же еврей не покрывает голову в нехристианской стране, он не нарушает запрета подражать неевреям, поскольку последний не подразумевает требования покрывать голову.

Поскольку обычай покрывать голову стал обязательным предписанием и нормой, то запрещается входить с непокрытой головой в синагогу, а также произносить благословения. Исполнение любой из заповедей с непокрытой головой – это выражение пренебрежения к заповеди. Поэтому, например, запрет входить в сукко с обнаженной головой является законом Торы, а не проявлением благочестия.

Надо особо подчеркнуть, что не любое покрытие головы является верным с точки зрения еврейского закона: должна быть покрыта большая часть головы – от лба до затылка. Во всяком случае, площадь непокрытой части головы должна быть заметно меньше площади покрытой. Если же темя оставляют обнаженным, покрывая другую часть головы (например, место «родничка» у младенца), то заповедь считается неисполненной.

В наше время покрывать голову кипой стало проявлением не только святости, но и национальной гордости, знаком причастности к еврейскому народу. Ведь в нашей традиции, пожалуй, это единственное общепризнанное отличие еврейской одежды.

Что носят в Израиле?

кипа

Приезжая впервые в Израиль, особенно, если остановиться в Иерусалиме, можно заметь много непривычно одетых людей. В основном это касается мужчин: одетых исключительно в темную одежду и головные уборы, скроенные по моде 19 века, с длинными неподстриженными прядями волос на висках.

Однако, то, что нам, туристам, кажется необычным и странным, на самом деле является вполне традиционной еврейской одеждой.

Кипа, или ермолка.
Кипа – это маленькая круглая (сшитая или вязанная) шапочка, прикрывающая макушку. Часто ее прикалывают к волосам заколкой. Кипа является своего рода символом еврейской религиозности, но ее ношение – это обычай, а не закон. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову. На западе человек оказывает уважение, снимая шляпу, у евреев — нося ее. Согласно еврейской традиции покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды.

В будние дни большинство традиционных евреев носят черную шляпу, одетую поверх кипы. Большие меховые шапки одевают только хасиды и только в праздники (в Шаббат, на свадьбу и тд.).

талит

Талит и цицит
Во время утренней службы на плечи накидывается подобно плащу «талит» — это одеяние, сделанное из белой шерсти (льна или шелка) с черными или синими полосами, с кистями (цицит) на четырех углах. Ко времени средневековья талит как часть повседневной одежды постепенно вышел из употребления и сохранился в настоящее время только как ритуальное облачение. У всех евреев принято мужчину хоронить в его талите, с которого сняты или срезаны кисти.

Четырехугольная накидка (типа пончо) с отверстием для головы и четырьмя кистями (цицит) по краям, называется «талит кaтaн» (малый талит или «арба канфот» («четыре Угла»)), она может быть скрыта под одеждой, а может носиться поверх рубашки, но кисти всегда выправлены поверх брюк.

Закон о «цицит» (белые или синие, выпущенные кисти) — один из немногих библейских законов, которым Тopa дает объяснение: «Посмотрев на которые (кисти), вы будете вспоминать все заповеди Господа и исполнять их». Принцип «увидеть — значит вспомнить» знаком всем с детства: чтобы ребенок не забыл о каком-либо деле, ему завязывают нитку вокруг пальца, поэтому цицит – это своего рода этическая нитка вокруг пальца для напоминания евреям о заповедях Бога.

Читайте так же:
Искусственная куртка дубленка манго

Остальная традиционна одежда – это чаще всего фрак или сюртук, капота (свободная одежда без пояса) и даже халат (праздничный, часто шелковый, для особых случаев).

пейсы

Пейсы
Пейсы – это длинные неподстриженные пряди волос на висках, традиционный элемент причёски ортодоксальных и ультраортодоксальных евреев. Согласно обычаям иудаизма, верующие мужчины носят пейсы, бороду и непременно головной убор. В Торе написано: «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей, и не порти края бороды твоей» (Ваикра, 19:27). Ношение пейсов – это не закон, а скорее предписание. В принципе, любая длина волос на висках достаточна, если очевидно, что это место не выбрито. Но многие ортодоксальные евреи из уважения к этой заповеди и желания отличаться от нееврейского окружения оставляют длинные пряди волос на висках, и даже иногда заплетают их.

Традиционная еврейская женская одежда более обычна для глаз — это длинные, ниже колен юбки (брюки исключены), обязательно колготки и длинный закрывающий локоть рукав, весьма умеренный вырез платья или блузки, обувь — без каблука или на низком каблуке, у замужних женщин — обязательно головной убор.

Кипа (Ермолка)

Кипа.jpg

Кипа (иврит כִּיפָּה ), на идише называется «я́рмалке» — יאַרמלקע ) — головной убор, который носят религиозные евреи-мужчины.

Содержание

Основные сведения

В ортодоксальном иудаизме во время поклонения голова неизменно покрывается шапочкой, известной как ермолка или каппель. Поскольку еврейский мужчина не должен ходить более четырех локтей (двух метров) с непокрытой головой, соблюдающие евреи носят шапочку, прикрепленную к их волосам, и действительно могут носить её весь день, потому что они верят, что находятся в присутствии Бога всё время.

Расширенные сведения

Многие называют кипу на идише — ермолкой, словом неизвестного происхождения, хотя и считается, что это сокращение двух ивритских слов — яре́й меэлока́ (боящийся Бога).

Хотя кипа и символизирует в глазах неевреев еврейскую религиозность, но ее ношение — обычай, а не закон. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову. В XIV в. у видного польского раввина раби Шломо Лурия спросили, можно ли есть, не покрывая голову, если страдаешь от головной боли. Раби Лурия ответил, что теоретически нет предписания покрывать голову даже во время молитв: можно произносить «Шма» и с непокрытой головой. Но поскольку обычай покрывать голову принят очень широко, евреи считают не соблюдающих его не вполне правоверными. Поэтому раби Лурия посоветовал человеку, задавшему вопрос, носить мягкую кипу из полотна или шелка.

Ношение головного убора (ермолка, тюбетейка, кипа) для мужчин было введено только во времена Мишны и Талмуда (примерно II век н. э.). Первое упоминание об этом есть в трактате Шаббат, где говорится об уважении и страхе перед Богом. Ученому воспрещалось ходить в заплатанных башмаках (Шаб. 114а) или с непокрытой головой (ср. Шаб. 118б; Кид. 31а). [1]

Некоторые источники сравнивают его с Первосвященником, который носил шляпу (мицнефет), чтобы напоминать ему, что что-то всегда было между ним и Богом. Таким образом, ношение кипы делает нас всех подобными первосвященникам и превращает нас в «святой народ». Головной убор — также знак смирения для мужчин, признание того, что «над нами» (Бог).

Многие раввины-ашкенази признают, что ношение головного убора во все времена когда-то считалось необязательным мидат хасидут (благочестивым действием), но сегодня постоянное ношение головного убора является нормой, за исключением смягчающих обстоятельств. В сефардских общинах не было обычаев постоянно носить кипу.

Читайте так же:
Кит карсон джинсы финляндия

В США ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. В ортодоксальных кругах женщины никогда не надевают кипы (используют чисто женские головные уборы). Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову. До недавнего времени некоторые их синагоги даже запрещали носить кипы. В последние годы традиции возвращаются в реформистское течение, все больше мужчин там надевают кипы во время службы.

Некоторые евреи диаспоры отказываются от кипы в школе, на работе или во время дачи показаний в суде из-за реальной опасности или беспокойства в появлении в светском мире очевидного символа еврейства.

В Израиле ношение кипы также имеет социальное значение. Ношение кипы показывает, что вы в некоторой степени религиозны, не носить ее — все равно что заявить: «Я не религиозен». Стиль кипы в Израиле также может указывать на политическую и религиозную принадлежность.

В классической ортодоксии используется большая гладкая черная чаша в форме чаши. Многие хасиды используют большой черный войлок или атлас, а «мятежный сын» может носить черную кипу чуть меньшего размера, чтобы продемонстрировать свою независимость, оставаясь в лагере классицистов.

Еще одна игра на этом восстании — носить вязаную черную кипу. Это также обычно используется, чтобы сбить людей с толку относительно вашего положения.

У бухарских и кавказских евреев широко используется большая ярко плетеная кипа. По форме он похож на канторскую кипу без козырька. Этот обычай можно найти и в других сефардских общинах.

Вязаная кипа обычно означает, что вы являетесь частью религиозно-сионистского лагеря. Более крупная вязаная кипа на всю голову будет обозначать ветвь движения «Мерказ hа-Рав», которое производит многих ведущих раввинов в секции религиозных сионистов, хотя многие раввины, преподающие в этих учреждениях, носят традиционную большую черную кипу.

На иврите слово кипа означает «покрытие» или «купол». Отсюда стандартная фраза «та́хат кипа́т шама́им» — «под открытым небом» и название системы ПВО «Кипат барзель» — «Железный купол».

Купить кипу по выгодной цене, еврейская кипа с доставкой по Москве

Купить кипу по выгодной цене

Для большинства народов национальный костюм является важной частью повседневной жизни. Истоки национальной одежды создавались и передавались из поколения в поколение ни одну сотню и даже тысячу лет. Помимо национальной одежды есть и религиозная одежда, к ношению которой призывает Ветхий Завет. К такому виду одежды относится талит и кипа. Кипа появилась в связи с необходимостью соблюдать заповедь о головном уборе.

Каждый, кто первый раз оказывается в Израиле, обращает внимание на здешних мужчин – голова многих из них покрыта еврейской шапочкой, которая называется кипой. Чем-то она напоминает известную всем тюбетейку, но только лишь на первый взгляд. Этот головной убор одновременно может свидетельствовать о религиозной приверженности его владельца, быть символом почитания традиций и принадлежности к еврейскому народу.

Священное Писание предписывает носить головной убор в любое время года 24 часа в сутки. Для этой цели кипа подходит больше всего, так как она легкая и удобная, хорошо защищает голову от солнца. Древние предания гласят, что когда человек находится в кипе, он получает благословение и защиту свыше, то есть от Бога. Кроме того, покрытая голова символизирует почтенное отношение к Богу и его заповедям.

Ермолка – еврейский головной убор

В русском языке кипу именуют ермолкой. Корень этого слова – ермо, которое указывает на почтение и покорность перед Создателем.

Кипы делаются из разных материалов и любых оттенков. Черный и белый цвета являются классикой. Сегодня большим спросом пользуются цветные кипы, украшенные звездой Давида или меноры. В этом разделе представлен богатый ассортимент кип, поэтому вы сможете легко оформить заказ на понравившуюся модель и купить кипу.

Читайте так же:
Как носить бабочку при стойке воротник

Кипа или еврейская ермолка – традиционный головной убор для еврея. Не всем известно, что ее ношение является признаком признания власти Бога над человеком, по ее внешнему виду легко понять, к какому течению иудаизма принадлежит мужчина. В любом случае каждая кипа, тканная или вязаная, классическая или пестрая – это знак, по которому можно точно узнать настоящего еврея. Даже те, кто носят ее не постоянно, всегда держат кипу рядом с собой, чтобы в нужный момент покрыть ей голову. Ношение кипы не является обязательным правилом для иудеев, это лишь традиция. Поэтому неиудей в кипе показывает свое почитание к традициям евреев и толерантность. Купить кипу в качестве подарка или как сувенир – это значит стать владельцем важного атрибута для настоящего еврея. В конце концов, кипа – это головной убор, который не займет много места в кармане, сумке или бардачке. На нашем сайте можно купить качественную кипу по низкой цене.

еврейская кипа с доставкой по Москве

Покрывая голову кипой, еврей показывает окружающим свою присущность к еврейской нации и приверженность его религиозному мировоззрению.

Для каждого течения ортодоксального иудаизма характерны определенные виды головных уборов: ортодоксы носят кипы, шляпы и картузы, а хасиды в праздничные дни надевают меховые шапки, так как им кажется неблагочестивым покрывать голову лишь кипой. Некоторые ортодоксы носят матерчатые кипы черного цвета, религиозные сионисты, относящиеся к сторонникам рава Кука – крохотные вязаные ермолки (так называемая кипа сруга), а большая кипа белого цвета с помпоном – признак сторонников рабби Нахмана.

Иудейские старцы в напоминание о том, что в людях кроется более значимая сущность, требовали ходить только с покрытой головой. В этих целях и была придумана кипа. В скором времени она начала символизировать для евреев контакт с Богом, свидетельствовать о том, что люди почитают и преклоняются перед Вседержителем. Один из канонов Торы гласит о том, что служащие в Храме коэны обязаны ходить в кипе.

Все мероприятия религиозной направленности у простого народа, к примеру, чтение Торы или молитвы, обязательно должны сопровождаться надеванием кипы на голову. В знак почтения к Отцу Небесному и признания его мудрости, некоторые евреи носят кипу постоянно. Эта традиция олицетворяет правоверного еврея, она стала неотъемлемой частью его повседневной жизни.

Кто и в каких случаях покрывает голову кипой

Сегодня ортодоксальные иудеи ходят в кипе на постоянной основе. Их пример переняла достаточно большая категория людей, менее религиозных, но уважающих традиции своего народа. Некоторые евреи покрывают головы лишь во время похода в синагогу либо во время приема пищи. В конце концов, Израиль является современной развитой страной, здесь гражданские законы не уступают по своей значимости религиозным догмам, поэтому существует прослойка граждан, которые являются приверженцами атеизма. Для них кипа является лишь дорогим сердцу предметом, элементом причастия к еврейскому народу. Кстати, в Израиле разрешается носить кипу и последователям других религий. Этот жест даже приветствуется среди местного населения. Так, по мнению евреев, люди выражают свое уважение к их нации, к ее традициям и обычаям.

Купить еврейскую кипу в Москве

Мы предлагаем вам купить кипу по низкой цене в нашем интернет магазине. Также, в каталогах представлен большой ассортимент иудейских украшений и аксессуаров, книг и других интересных вещей по привлекательным ценам.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector