1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Вопросы к сказке; Сивка-бурка

Вопросы к сказке «Сивка-бурка»

Вопросы и викторины

Викторина к сказке «Сивка-бурка» поможет составить 3,5 — 15 вопросов или тестов на литературное чтение для 3 класса. Сложные и интересные вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка» с ответами помогут запомнить материал.

Вопросы к сказке «Сивка-бурка» 3 класс

  1. Что посеял отец на свое поле в этой сказке?
  2. Кто выполнил поручение отца?
  3. Что взял с собой Иван-дурачок, когда отправился стеречь поле?
  4. Кто оказался вором?
  5. О чём попросил конь Иванушку?
  6. Что предложил конь за свою свободу?
  7. Где сидела царевна Елена Прекрасная?
  8. Что Иванушка снял с пальца царевны?
  9. Почему Иванушка перевязал руку?
  10. Чем закончилась сказка?

1) Старик посеял наполе пшеницу.

2)Старик отправлялсвоих троих сыновей сторожить пшеничное поле. Но старшие братья просто проспали в дозоре. А вот младший сын Иван ответственно отнесся к поручению отца и увидел, кто топчет пшеницу.

3)Младший сын взял с собой в дозор аркан (веревку с петлей).

4) В полночь на поле появился огромный конь с дымом из ушей по имени Сивка-Бурка.

5) Сивка-Бурка просил Ивана отпустить его на свободу.

6)Сивка-Бурка пообещал Иванушке сказать волшебные слова, которые помогут в нужный момент.

7)Царская дочка сидела в высоком тереме у окна.

8)Иван снял с пальца царевны перстень необыкновенной красоты.

9)Иван перемотал свою руку тряпкой, чтобы не было видно сияния перстня.

10) Сказка закончилась свадьбой. Елена Прекрасная по перстню узнала своего жениха.

Вопросы по содержанию сказки «Сивка-бурка» с ответами

Тесты к сказке «Сивка-бурка»

1.Сколько сыновей было у отца в сказке?

а) один б)три в)четыре

2.Как звали младшего сына?

а)Иван б) Емеля в)Семен

3.Что приказал сыновьям отец стеречь каждую ночь?

а) дом б)конюшню в)пшеницу

4. Что сделал Иванушка с вором?

а) Отпустил б) привел к отцу в)наказал

сивка бурка план сказки

5.Какие слова звучат в той фразе, которой Иванушка вызывал Сивку-Бурку?
а) призываю тебя верный товарищ
б)стань передо мной, как лист перед травой
в) явись ко мне

6.Что нужно сделать в сказке, чтобы жениться на Елене Прекрасной?

а)Допрыгнуть на коне до ее окна б)победить дракона в) рассмешить ее

7.Что стало с Иванушкой-дурачком, когда он влез коню в правое ухо, а в левое вылез?

а) он сал невидимым
б)Он стал прекрасным молодцем
в) получил богатство

8.Какие грибы принёс Иванушка домой?

а)Мухоморы б)лисички в) белые

9.С какого раза Сивка-Бурка допрыгнул до окна царской дочки?

а) с первого б) со второго в)с третьего

10.Как царевна определила своего любимого в сказке Сивка-бурка?

а) по печати б)по шапке в)по коню

Придумай вопросы по содержанию «Сивки-бурки» самостоятельно и поделись ими в комментариях, чтобы помочь другим ученикам.

Волшебная сказка. Система персонажей, композиция, стиль. Основные сюжеты

Предшественником волшебной сказки был рассказ, который учил соблюдать разные бытовые запреты, так называемые табу. Многие волшебные сказки говорят о запрете оставлять дом, покидать жилище, вкушать какую-либо еду или питье, прикасаться к чему-либо. Пример: Алёнушка наказывает братцу Иванушке не пить из лужи.

Логика защиты лежит в основе многих действий сказочных персонажей. Брошенный через плечо гребешок вырастал в частый лес, полотенце расстилалось рекой и спасало человека от погони чудовища. Эти и подобные мотивы, поэтически разработанные в сказках, берут начало в обрядовой магии, в вере в спасительную силу предметов-оберегов.

По причине художественной условности волшебные сказки не знают развивающихся характеров. Их статичность выдержана до конца: трус всегда трус, коварная женщина постоянно в коварных замыслах, деспот идет до конца в своем замысле погубить героя и пр. Герой появляется и живет в сказке с определенными добродетелями или пороками, причем статичные характеры воспроизводятся через однотипные в свойствах действия. Все внимание уделено смене, порядку, развитию самого действия, а не развитию характеров. Неизменность героев сочетается со сменой их бедственного положения на противоположное. Несчастная падчерица становится счастливой; всесильный Кощей лишается власти, гибнет и при этом не изменяет своему нраву до издыхания. Статичность характеров при резкой смене ситуации есть способ передачи четкой определенности в разрешении конфликта. Сказка решает конфликт, не идя ни на какие компромиссы. Змей сражен мечом героя, брошены под Калиновый мост все его девять голов.

Читайте так же:
Как пишется валенки по английскому языку

Для волшебной сказки характерно обилие шаблонов, сказочных формул. Пример: начало — «На море-окияне, на острове Буяне лежит бел-горюч камень Алатырь…», финал «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка», «И я там был, мед-пиво пил…», обращения «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» и стандартные формулы вопросов-ответов «Куда путь держишь?», «Дело пытаешь или от дела лытаешь?», и другие.

Композиционно волшебная сказка состоит из экспозиции (причины, породившие проблему, ущерб, к примеру, нарушение какого-либо запрета), зачина (обнаружение ущерба, недостачи, потери), развития сюжета (поиск утерянного), кульминации (бой со злыми силами) и развязки (решение, преодоление проблемы, обычно сопровождающееся повышением статуса героя (воцарением)). Кроме того, в волшебной сказке персонажи четко делятся на роли – герой, ложный герой, антагонист, даритель, помощник, отправитель, царевна (или отец царевны). Не обязательно чтобы присутствовали все они, и каждую роль исполнял отдельный персонаж, но те или иные персонажи явно видны в каждой волшебной сказке.

Стройность композиции в волшебной сказке создается в результате передачи единственного конфликта, положенного в основу повествования. В сказке действует немного персонажей — только такие, которые необходимы для возникновения, развития, резкого проявления конфликта и для его разрешения. Во всех важных сюжетных узлах сказка обращается к фантастике. Формы вымысла, не будучи мотивированными в самом факте своего присутствия, полу чают строгую мотивировку в пределах идейно-художественного на значения, которое вымысел выполняет в сюжете.

В основе сюжета волшебной сказки – рассказ о преодолении некоей недостачи, потери, причем для того, чтобы преодолеть антогониста – причину потери, герою обязательно нужны чудесные помощники. Но получить такого помощника непросто – нужно пройти испытание, выбрать правильный ответ или верный путь. Ну, а заключением становиться чаще всего свадебный пир, тот самый, на котором «и я был, мед-пиво пил…», и награда в виде царства.

Подобно сказкам о животных, волшебная сказка прибегает к повторению эпизодов. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. С тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич — и каждый его новый противник сильнее предыдущего: трехглавого змея сменяет шестиглавый, шестиглавого — десятиглавый, иногда двенадцатиглавый. Три трудных задания дает морское чудовище герою. Трех прекрасных царевен спасает Иван и подземном царстве — и каждая прекраснее предыдущей.

Повторение сюжетных положений и действий может носить механический традиционный характер. Но повторяющиеся элементы можно продуктивно изучать и через связь с конкретным содержанием сказки. Волшебная сказка не механически сочетает традиционные мотивы: она разрабатывает идущие из древности традиционные положения, придавая им разный смысл, Хотя повторение остается характерной чертой сюжетных положений, эпизодов и даже целых сюжетов.

Примеры основных сюжетов. Наиболее распространена среди Волшебных историй тема необыкновенной участи тех, кто, пройдя через цепь гибельных испытаний, достигает желанной цели. Таковы сказка о Терёшечке, которого Баба-Яга хотела сжарить и съесть, сказка о победителе змея и освободителе царевны, сказка о «зверином молоке», за которым посылает своего брата злая сестра, другие сказки: о поисках супруги или супруга вроде волшебной истории о Финисте-Ясном Соколе, сказки о мачехе и падчерице, о чудесном Коньке-Горбунке и молодильных яблоках, о чудесной рыбе или птице, съев которую, один из братьев делается царем, а другой — богачом. К этим сказкам примыкает и сказка о женщине, у которой брат отрубил руки, поверив клевете, но у «Безручки» выросли руки, когда она уронила сына в воду и в отчаянии протянула к нему обрубки. Такого же чудесного типа сказки: «Иван — коровий сын», «Хитрая наука», «Сивка-бурка», «Незнайка», «Мертвая царевна», «Иван— медвежье ухо», «Семь Симеонов» и ряд других.

Волшебные сказки

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.

Читайте так же:
Как носят гольфы с ботинками

«Это мир, где Иван-царевич мчится по темному лесу на сером волке, где страдает обманутая Аленушка, где Василиса Прекрасная приносит от Бабы Яги палящий огонь, где отважный герой находит смерть Кащея Бессмертного».. 1

Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича. На это обратил в свое время внимание А.М. Горький:

«Герой фольклора – «дурак», презираемый даже отцом и братьями, всегда оказывается умнее их, всегда победитель всех житейских невзгод». 2

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи. Так, в сказке «Три царства» герой выбирается на белый свет с помощью чудесной птицы. В других сказках героям помогают и Сивка-Бурка, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг. Сказочники не жалели красок, чтобы подчеркнуть борьбу между светлым и темным началами. По своему содержанию и по своей форме волшебная сказка несет элементы чудесного, необычного. Композиция волшебных сказок отлична от композиции сказок о животных. Некоторые волшебные сказки начинаются с присказки – шутливой прибаутки, не связанной с сюжетом. Цель присказки – привлечь внимание слушателей. За ней следует зачин, начинающий повествование. Он переносит слушателей в сказочный мир, обозначает время и место действия, обстановку, действующих лиц. Завершается сказка концовкой. Повествование развивается последовательно, действие дается в динамике. В структуре сказки воспроизводятся драматически напряженные ситуации.

В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве). В них используются традиционные художественные средства выразительности: эпитеты (конь добрый, молодецкий, луг зеленый, травы шелковые, цветы лазоревые, море синее, леса дремучие), сравнения, метафоры, слова с уменьшительными суффиксами. Эти особенности волшебных сказок перекликаются с былинами, подчеркивают яркость повествования.

Примером такой сказки является сказка «Два Ивана – солдатских сына».

Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями». Таким образом, в этой сказке сразу два главных героя. Ничего чудесного, волшебного пока еще в ней не происходит. Рассказывается о том, как дети учатся, как постигают грамоту, «барских и купеческих детей за пояс заткнули». В развитии действия намечается завязка, когда молодцы отправляются в город за покупкою коней. Эта сцена наполняется элементами волшебной сказки: братья укрощают жеребцов, как сказочные герои обладают богатырской силой. «Молодецким посвистом» и громким голосом возвращают убежавших в поле жеребцов. Кони подчиняются им: «Жеребцы прибежали и встали на место, словно вкопанные». Главные персонажи сказки окружены особыми предметами, которые подчеркивают их богатырство (богатырскими конями, саблями по триста пудов). Чудесным является и то, что эти предметы они получили от седого старичка, который вывел им коней, отворив чугунную дверь в большой горе. Он же вынес им две богатырские сабли. Так крестьянские дети превращаются в богатырей. Сели добрые молодцы на коней и поехали.

Читайте так же:
Что такое богги гольф

В сказку введены образы распутья дорог, столбы с надписями, определяющие выбор пути и судьбу братьев. Чудесными оказываются сопутствующие братьям предметы, например символизирующие смерть платочки, которыми они обменялись. Повествование обрамляется устойчивыми сказочными формулами. Один брат добрался до славного царства, женился на Настасье Прекрасной и стал царевичем. «Живет Иван-царевич в радость, своей женой любуется, царству порядок дает да звериной охотой тешится». 3

А другой брат «день и ночь скачет без устали, и месяц, и другой, и третий». Затем Иван неожиданно попадает в незнакомое государство.

В городе он видит печаль великую. «Дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются» 4 . Двенадцатиглавый змей, который выходит из синего моря, из-за серого камня, поедает по человеку за единый раз. Даже царскую дочь везут змею на съеденье. Змей олицетворяет темные силы мира, с которыми борется герой. Иван бросается на помощь. Он смел, не знает страха и всегда побеждает в бою. Иван рубит все головы змею. Волшебно-сказовый элемент усиливается описанием природы, на фоне которой появляется змей: «Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхнулось – из синя моря змей выходит, в гору вверх подымается…» 5 . Поединок Ивана со змеем описан лаконично.

Стремительность действию придают повторяющиеся глаголы: «Иван обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой, лег спать и проспал трое суток». 6

Казалось бы, на этом сказка должна закончится, сюжет исчерпан, но внезапно в него вплетаются новые обстоятельства с введением персонажа из царского окружения – водовоза, помыслы которого подлы и низменны.

Ситуация обостряется. Наступает кульминационный момент 7 . Водовоз выступает как «спаситель» царевны, под страхом смерти заставивший ее признать в нем спасителя. Эпизод повторяется еще два раза с двумя другими дочерьми царя. Царь пожаловал водовоза в полковники, затем в генералы, и, наконец, женил на своей младшей дочери.

А Иван три раза сражается с чудовищем, три раза грозит водовоз убить царских дочерей. Однако история заканчивается победой героя, зло наказывается, водовоз повешен, правда торжествует, младшая дочь выдана замуж за Ивана. Этот эпизод сказки заканчивается известной присказкой: «Стали молодые жить-поживать, да добра наживать».

Повествование в сказке вновь возвращается к другому брату – Ивану-царевичу. Рассказывается, как он заблудился на охоте и встретился с безобразным чудовищем – красной девицей, сестрой двенадцатиглавого змея, превратившейся в страшную львицу. Она разевает пасть и проглатывает царевича целиком. В сказке проявляется элемент перевоплощения. На помощь герою приходит чудесный предмет – платок брата, оповещающий о случившемся. Начинается поиск брата. В сказке повторяются описание охоты и действия героя. Иван – крестьянский сын попадает в ту же самую обстановку, что и Иван-царевич, но остается жив благодаря чудесному помощнику – волшебному коню. Красная девица надулась страшной львицею и хотела проглотить доброго молодца, но прибежал волшебный конь, «облапил ее богатырскими ногами», а Иван заставил львицу выкинуть из себя Ивана-царевича, пригрозив, что изрубит ее на куски.

Необыкновенное чудо в сказке и живая вода, спасающая, оживляющая Ивана-царевича. Завершается сказка концовкой: Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван – солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.

Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул). В сказке утверждается добро и развенчивается зло.

Читайте так же:
Упражнение «Сканирование тела» “Body scan

Интересно отметить, что текст сказки имеет продолжение (Русские народные сказки А.Н. Афанасьева, № 155). Приводим текст:

«В некоторое время вышел Иван – солдатский сын в чистое поле прогуляться; попадается ему навстречу малый ребенок и просит милостыньку. Жалко стало доброму молодцу, вынул из карамана золотой и дает мальчику; мальчик принимает милостыню, а сам дуется – оборотился львом и разорвал богатыря на мелкие части. Через несколько дней то же самое приключилось и с Иваном-царевичем: вышел он в сад прогуляться, а навстречу ему старичок, низко кланяется и просит милостыньку; царевич подает ему золотой. Старик принимает милостыньку, а сам дуется. – Обернулся львом, схватил Ивана-царевича и разорвал на кусочки. Так и сгинули сильномогучие богатыри, извела их сестра змеиная». 8

Добрые чувства Ивана – крестьянского сына, который пожалел змеиную сестру красавицу-девицу и отпустил ее, были наказаны смертью братьев. Хотя подобный трагический финал в целом не характерен для волшебных сказок.

Читайте также другие статьи раздела «Сказки»:

Конспекты уроков по литературному чтению

— обратить внимание на особенности сюжета и на характеристику героя волшебной русской сказки.

Оборудование: учебник Н. А. Чураковой «Литературное чтение. 3 класс. Часть I»; жетоны «Молодец!» (27 штук).

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся загадывают загадки классу. Ученик, который смог отгадать загадку, получает жетон «Молодец!».

III. Подготовка к восприятию.

Учитель читает наизусть стихотворение:

Добро и зло в стране чудес – Как и везде – встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах.

Здесь по дорогам разные истории скитаются

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

– Догадайтесь, о каком жанре литературы идёт речь в этих строках. (О сказке.)

– Откройте учебники на с. 21, прочитайте название сказки. («Сивка-бурка».)

– Можно ли по названию сказки сказать, о ком пойдёт речь?

IV. Чтение и анализ сказки «Сивка-бурка» (с. 21–28).

1. Выразительное чтение сказки учащимися.

2. Лексическая работа (комментарии во время чтения). Сивка-бурка, вещий, каурка – разъяснения к данным словам даёт консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов», с. 149. Кликать – звать. Худая одежонка – старая.

3. Беседа по содержанию.

– Есть ли сходство в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»?

(Сходство в положении и возможностях героя и героини. Все остальные действующие лица сказок называются персонажами: герой в сказке всегда один!)

«Крошечка-Хаврошечка»: • самая маленькая и, видимо, младшая, в приёмной семье; • она чумазенькая; • она сирота, и ей не достается никакого наследства; • связь с волшебным миром: Хаврошечке помогает корова-матушка; • она пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание.

«Сивка-бурка»: • Иванушка-дурачок – младший в семье; • он глупенький; • в наследстве он будет обделён; • связь с волшебным миром: Иванушке помогает волшебный конь; • он пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца.

– Ребята, не заметили ли вы в данных сказках повторов – застывших кусочков текста, которые повторяются почти без изменений? Зачитайте их.

– Какое число управляет построением каждой сказки? (Число три.)

– Найдите в сказке подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова. (Это магическая сила заклинания, с помощью которого после троекратного свиста Иванушка вызывает коня.)

– Найдите отметины чужого, волшебного мира во внешности Сивки-бурки. (Конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая»; во время его бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».)

– С какой целью Елена Прекрасная проводит испытание женихов? Докажите свой ответ, обращаясь к тексту. (Заставив развязать руку, она обнаруживает перстень, то есть её интересует именно наличие связи героя с волшебным миром, обладание волшебным предметом.)

– Теперь, став знатоком волшебных сказок, вы сможете ответить на вопрос: каков же герой волшебной русской сказки?

Читайте так же:
Джинсы полиняли при стирке как вернуть прежний вид

– Как его зовут: почему в имени используется уменьшительно-ласкательная форма? (Помощь оказывает консультант Баба Яга в разделе «Совет консультантов» на с. 149.)

– Способен ли герой совершать чудеса без волшебного помощника? (Народная сказка слишком древний жанр – много старше былины. Герой там побеждает благодаря своей связи с волшебным миром – либо с помощью волшебного помощника, либо с помощью волшебного предмета.)

– Всегда ли герой торжествует в сказке? (Да, всегда!)

V. Итог урока. – Можно ли назвать главным героем Сивку-бурку? Почему?

Домашнее задание. Сочинить свою волшебную сказку, пользуясь подсказкой автора учебника Н. А. Чураковой на с. 29–30.

Цель урока: развитие речи, расширение представлений о поговорках.

2. Совершенствовать логические и творческие способности.

I. Организационный момент.

— Давайте вспомним, что такое фольклор?

— Какие жанры фольклора вы изучали в младших классах?

— Дайте определение понятиям: сказка, былина, песня, частушка, скороговорка, загадка.

III. Объяснение нового материала.

Сегодня мы продолжим изучение темы “Фольклор” и вспомним еще об одном из его направлений, которое “Коротко, да ясно, от того и прекрасно”.

— Только ли русский народ создал такие жанры, как пословица и поговорка? Почему они возникают? (Учащиеся приводят примеры из пословиц других народов — проверка домашнего задания, которое было дано на опережение).

— “…ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагаются его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах” — так писал М.А. Шолохов. “Гений, дух и характер народа проявляется в его пословицах”, говорил философ Бэкон. Согласны ли вы с этими выссказываниями? Как вы думаете, можно ли в эти высказывания добавить слово “и поговорках”?

— Давайте познакомимся с материалом учебника. Стр. 15 «Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки» Что нового нам расскажут авторы нашего учебника? (5 мин)

Обсуждение прочитанного материала

— К какому жанру следует отнести поговорки?

_ В чем их своеобразие?

— Давайте определим, есть ли отличия между пословицами и поговорками и в чем они заключаются?

Составить логические цепочки, выбрав подходящие значения и определения, чтобы получилось связанное высказывание с доказательством. Записать новые понятия (пословица, поговорка) и определения к ним под диктовку учащихся в рабочие тетради

Пословица – нелирический жанр устного народного творчества. Это краткое изречение, состоящее из одного, чаще рифмованного предложения.

Поговорка – часть суждения, меткий выразительный образ.

1 вариант: “Сытое брюхо к учению глухо” — это . , так как …

2 вариант: “Семь пятниц на неделе” — это …, так как …

Примеры ответов: “Семь пятниц на неделе” — поговорка, так как является образным крылатым выражением, в котором есть отношение к чему-либо (к особенности характера человека), но нет вывода.

— Предлагаю вам задание для закрепления навыка определения различий между пословицами и поговорками.

Вам даны пословицы и поговорки. Разделите их на группы, используя определения, полученные в предыдущем задании.

1) На чужой стороне и весна не красна. (пословица)

2) Лес рубят – щепки летят. (пословица)

3) Два сапога – пара.

4) От горшка три вершка.

6) С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь. (пословица)

1) Каждому слову своё место.

2) Учёному везде дорога.

3) Одна пчёлка не много мёду натаскает. (пословица)

4) Хорошая речь лучше мёда.

5) До слова крепись, а давши слово, держись. (пословица)_

6) Под лежачий камень вода не течет. (пословица)

Придумайте конец для поговорок

1. Дошел до ….белого коленья (1 вариант)

2. Как слон…. в посудной лавке (2 вариант)

Запишите ваши варианты поговорок в тетрадь.

Вы, наверное, заметили, работая с поговорками, что они имеют ряд особенностей, давайте их назовём: краткость, клиширование (устойчивое словосочетание), образность. Для поговорки характерны оценочность, “незамкнутость” высказывания.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector