1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Игумен борис тулупов биография

Игумен борис тулупов биография

Тверская епархия РПЦ МП

Наша кнопка:

Тверские своды.

БФ Преображенский Собор

Тверь — Николаевский Малицкий мужской монастырь

г. Тверь, с. Николо-Малица, ул. Школьная, 17

Настоятель – игумен Борис (Тулупов)

Фото. hram-tver

Фото. с сайта http://tver.eparhia.ru/Николаевский Малицкий монастырь был основан между 1584-1595 гг. в царствование царя Федора Ивановича на пустоши Шевякова. Названа обитель по имени речки Малицы, огибавшей монастырь с севера и запада и впадавшей в реку Межурку – приток Волги. Название «Малицкий» должно было так же отличать этот монастырь от другого близлежащего Никольского монастыря, который находился до литовского разорения начала XVII в. на Мытицком ручье и называвшийся поэтому – «на Мытище». И вот здесь, окруженный почти со всех сторон высоким густым сосновым лесом располагался этот монастырь. Даже только его внешний вид переносил мысль всякого приезжего богомольца к векам, давно минувшим: когда ревнители благочестия и монашеских добродетелей – нестяжания, послушания и девства – оставляли города и веси, небоязненно селились в дремучих лесах, в соседстве с дикими зверями, для того, чтобы без всяких развлечений пещись о спасении души. Сначала обитель была очень бедная. После Смутного времени молитвами и трудами немногочисленной братии жизнь на Малице стала постепенно устраиваться. Сюда потянулись люди, рядом возникла слобода. Безмятежная, хотя и убогая, жизнь монастыря продолжалась до 1675 г., когда от сильного пожара вся обитель сгорела. Но Господь, по молитвам преподобных отцов, не оставил иноков в такой скорби без утешения: среди пепла и песка была обнаружена икона святителя Николая Чудотворца, чудесным образом уцелевшая в столь сильном пожаре. Хотя задняя сторона иконы была обожжена, лик святителя остался неповрежденным. Икона имеет размер 24,5 х 20 см., написана по наклеенному на доске холсту, по сторонам лика Святителя – небольшие изображения святых благоверных князей Бориса и Глеба. Такое чудо привело в радость все городские сословия Твери, как об этом пишет летописец, которые решили возродить обитель. В 1676 г. на пожертвования тверского дворянина, стольника Григория Дмитриевича Овцына вместо сгоревшей деревянной церкви был построен пятиглавый каменный храм во имя Всемилостивого Спаса с двумя теплыми приделами: святителя Николая и иконы Пресвятой Богородицы Одигитрия. Восстановлены братские келии и службы в монастыре. Во второй половине XVIII в. в монастыре началось капитальное каменное строительство. Начало этому положило так же чудо от образа Святителя.
В дни коронационных торжеств 1742 г. графиня Мавра Георгиевна Шувалова, состоявшая в свите Звонница и братский корпусимператрицы Елизаветы Петровны, по дороге из Петербурга в Москву серьезно заболела и вынуждена была остановиться в подмонастырской Малицкой слободе. Графиня ждала ребенка, и доктора, не находя действенных средств лечения, опасались за жизнь обоих. Узнав о Чудотворном образе Святителя, графиня попросила принести его к своей постели и отслужить молебен, прося о помощи и обещая перестроить монастырь. Вскоре после молебна она выздоровела, доехала до Москвы и родила сына, который в честь Угодника Христова был назван Николаем. Во исполнение данного графиней Шуваловой обета с 1751 г. начались работы по каменной отстройке монастыря в стиле барокко. По плану реконструкции территория монастыря стала иметь вид четырехугольника длиной 138,5 м., шириной 85 м., обнесенного каменной стеной с четырьмя башнями по углам. В ее центре располагался перестроенный Спасский собор в виде усложненного греческого креста с приделом святителя Николая и ризницей. К востоку от соборного храма вырос братский корпус. В южной части монастыря находились настоятельские покои. Над Святыми вратами возвели двухъярусную колокольню, а по сторонам – церкви Покрова и Петра Афонского. В одной из них была мозаичная икона работы М.В. Ломоносова. К началу ХХ в. обитель имела статус заштатного не общежительного монастыря с числом братии 8-10 человек и располагала обширной хозяйственной инфраструктурой. Поклонный Крест на месте разрушенного Храма
С 1862 г. в память избавления Твери от холерной эпидемии (1860/61 гг.) чудотворная икона святителя Николая ежегодно 9 мая по ст.ст. крестным ходом переносилась из монастыря сначала в Знаменскую церковь г. Твери (на месте областной библиотеки им. Горького), а с 1901 г. – в Никольскую церковь в Капустниках (на современной пл. Революции) и оставалась там до 1 июня, когда икону святого торжественной процессией с сотнями хоругвей доставляли обратно в монастырь.
Все это благолепие после революционных бурь ХХ в. оказалось утрачено. В 1920-е гг. новые власти поставили вопрос о закрытии монастыря, началось его расхищение и медленное уничтожение. Активное участие в этом проявляли сами местные жители. Судьба большинства братии сегодня неизвестна. Но ясно, что обитель дала свой священный плод в сонм новомучеников и исповедников Российских. В деле Иосифа Ивановича Ярового-Яропольского, арестованного в Калинине 16 октября 1937 г., читаем: «Место рождения – село Славинка Харьковской области. Профессия – служитель культа. Место служения – Николо-Малицкий монастырь». 23 февраля 1938 г. отец Иосиф был приговорен к трем годам ссылки по статье 58-10 УК РСФСР и отправлен по этапу в Северный край, в возрасте 77 лет.
В боях октября-декабря 1941 г. монастырь был почти полностью разрушен. После войны стала налаживаться мирная жизнь, вот только места для монашеской молитвы в ней уже не нашлось. Некоторые члены колхоза «Нива» заняли келии уцелевшего братского корпуса. В чудом сохранившихся соборных стенах хранили рожь. При начавшемся восстановлении жилья стали использовать кирпичи монастырских строений: так погиб монастырь. Стерты с лица земли и все монастырские захоронения. Только на старом кладбище можно еще найти могилу последнего иеромонаха обители отца Серафима.
В 2005 году по благословению Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора начались восстановительные работы. В северном крыле зияющего пустыми глазницами окон братского корпуса бывшего монастыря усилиями прихода блаженной Ксении Петербуржской была оборудована небольшая часовня. Обретена древняя чудотворная икона Святителя Николая. В 2008 году по благословению архиепископа Виктора и решением Священного Синода от 23 июня 2008 г. журнал № 55, был открыт Николаевский Малицкий мужской монастырь с назначением иеромонаха Бориса (Тулупова) наместником монастыря. К настоящему времени восстановлен братский корпус, домовой храм, благоустроена территория, построен Покровский храм с колокольней, подсобные помещения, трапезная и др. Регулярно совершаются богослужения по монастырскому чину. Пополняется братия.

Читайте так же:
Закрепитель цвета для джинсов

Генеральный план монастыря

а. Спасский собор
б. Покровская церковь
в. Колокольня
г. Церковь преподобного Петра Афонского
д. Настоятельские келии
е. Братский корпус
ж. Часовня
з. Башни
и. Баня
й. Хлебный амбар
к. Каретный сарай
л. Дровяной сарай
м. Колодец
н. Сени
о. Запасной амбар
п. Кладовая

Тверь. Успенский Жёлтиков мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы.

Собор. Утрачен.
Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Стефана архидиакона, Арсения Тверского
Год постройки: Между 1713 и 1722.
Год утраты: 1955 (взорван)
Ссылки:
Адрес: Россия, Тверская область, городской округ Тверь, д. Борихино, на территории Успенского Жёлтикова мужского монастыря (д. 80, стр. 1-11)
Координаты: 56.829992, 35.830868 (приблизительно)
Успенский Жёлтиков мужской монастырь. Собор Успения Пресвятой Богородицы - Тверь - Тверь, город - Тверская область
Фото из журнала «Светоч и Дневник писателя».
Андрей Агафонов
1 января 1912

Карта и ближайшие объекты

Статьи

История знаменитого Желтикова монастыря неразрывно связана с его основателем святителем и чудотворцем Арсением — знаменитейшим Тверским архипастырем, за святую жизнь прославленным Богом даром чудес и исцелений от мощей по смерти. Избранный 15 августа 1390 г. на епископскую кафедру в Твери, он через четыре года на свои средства недалеко от города на р. Тьмаке основал Желтиков мужской монастырь. Строит в нем теплую деревянную церковь во имя основателей Киево-Печерской лавры преподобных Антония и Феодосия. А через 10 лет, в 1404 г., заложил каменный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, где он завещал похоронить его после кончины. После освящения в 1406 г. храм был расширен в 1407 г., а в 1637 г. по повелению кн. Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа был разобран и сложен вновь. В 1713-22 гг. был снова перестроен иждивением тверских граждан Ивана Федоровича Викторова и Ивана Михайловича Вагина. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 г., Екатерине II в 1780 г. и после в 1848 г.

Соборный каменный храм во имя Успения Божией Матери построен в 1722 г. и освящен Преосвященным митрополитом Тверским и Кашинским Сильвестром. Престолов было два. Главный — во имя Успения Божией Матери. И второй – придельный, на правой южной стороне в честь Нерукотворного Спаса и святителя и чудотворца Арсения епископа Тверского. В 1898 г. при нем же все иконы в главном и при столбах-иконостасах были переписаны заново в древнегреческом стиле по красочному фону с теми же клеймами с вызолоченными подписями на них. В 1869 г. все стены, своды и арки в храме и в алтаре были украшены святыми изображениями, а в 1899 г. вся стенная живопись и орнаменты были обновлены, при этом венцы капители и подписи под изображениями святых вызолочены сусальным червонным золотом.

С 1404 г. в Ж. м. строился и 30 авг. 1405 г. был освящен свт. Арсением каменный 4-столпный 3-апсидный собор в честь Успения Пресв. Богородицы с симметричными придельными храмами во имя Нерукотворного образа Спасителя и свт. Николая Чудотворца. Под 1407 г. Никоновская летопись сообщает, что свт. Арсений «прибавил притвора от Тмаки реки у церкви Пречистыа Богородици иже на Желтикове» (ПСРЛ. Т. 11. С. 202).

Храм серьезно пострадал в 1606/07 г.; в дозорной книге 1615 г. указывалось, что собор «стоит без пения, разорен от литовских людей» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 467. Л. 69 об.). В том же документе упоминается деревянная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с трапезой: видимо, речь идет об использовании в качестве соборной вновь выстроенной или переосвященной деревянной ц. во имя святых Антония и Феодосия. Архитектурные особенности Успенского храма известны по описанию сметчика новой церкви Ивана Неверова, составленному в июле-авг. 1635 г.: «Храм каменой Успения Пречистые Богородицы, да по правую сторону придел Нерукотворенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по левую сторону придел Николы Чюдотворца. Мерою внутрь церкви в олтаре от горняго места до царских дверей полтреть сажени, от царских дверей до передних дверей 5 сажений, поперег в олтаре 2 сажени. В той же церкви жертвенник сажень с четвертью, поперег сажень без чети, а ризница тож. В олтаре ж вверх 4 сажени, сводов полсажени. А поперег церкви и с приделы пол 9 сажени. А кругом церкви и с пределы мерою 36 сажень. А в церкви вшед на правой стороне опочивает великий чюдотворец Арсений, а по левой стороне опочивает Нил епископ Тверской» (Шереметев. 1899. С. 14). По смете, стены храма были сложены «в один камень, а бучено де камнем диким. а связи де были у той церкви деревянные» (Уваров А. С. Каменных дел подмастерье // Он же. Сб. мелких тр. М., 1910. Т. 1. С. 384). Документы 30-х гг. XVII в. также свидетельствуют, что своды собора лишь частично сохранились над алтарем, рухнувшие камни лежали неубранными до 2-й пол. 30-гг. XVII в. Для поклонения мощам свт. Арсения внутри собора была выстроена деревянная часовня.

В 1635-1639 гг. после изыскания необходимых средств и строительных материалов руины были разобраны «до подошвы» и началось строительство нового собора «в вечный помин» по Патриарху Филарету (Романову). В эти годы мощи святителя временно находились в ц. во имя преподобных Антония и Феодосия. К 1654 г. новый Успенский собор был построен, 2 июля 1655 г. освящен Тверским архиеп. Лаврентием. Формы собора, вероятно, во многом повторяли формы старой церкви, на фундаменте к-рой он был возведен. Согласно описи 1702 г., церковь была «каменная белая, на ней глава деревянная, обита чешуею, крест деревянный, обит белым железом» (Там же. Ф. 237. Оп. 1. № 46. Л. 665). Такое же завершение имел правый придел во имя свт. Арсения Тверского. В основном пространстве храма находился 2-ярусный иконостас, в приделе — 5-ярусный. Скромнее выглядел левый придел во имя Нерукотворного образа Спасителя, где находились ветхие царские двери и единственный местный образ «Царь царем», большая часть придела была занята ризницей.

Читайте так же:
Какие джинсы подойдут для фигуры перевернутый

В кон. XVII-XVIII в. весь комплекс Ж. м. был перестроен в камне. В 1713-1722 гг. на средства тверичей И. Ф. Викторова и И. М. Вагина был возведен новый монументальный 5-главый с кубическим 2-светным объемом и 3-частной апсидой Успенский собор; сохранился придел во имя свт. Арсения Тверского. Небольшие барабаны глав были гранеными, боковые главы заметно приближены к центральной. Редкой особенностью внутренней структуры были 2 круглых белокаменных столпа, на к-рые опирались своды и центральный барабан. Т. о., храм относился к уже выходившему в то время из моды типу столпных соборов, построенных в традициях допетровского зодчества.

В 1745 г. на сев. стороне Успенского собора на средства казны была пристроена каменная палатка (в память посещения Ж. м. имп. Елизаветой Петровной 11 янв. 1745), где впосл. находилась ризница. В 1780 г. основной объем собора был расписан, устроен резной позолоченный иконостас с новыми иконами (кроме местного ряда); в 1869 г. роспись, иконостасы и сень над мощами свт. Арсения были обновлены, затем еще раз были реставрированы в 1898-1899 гг. Придел с престолом во имя первомч. Стефана располагался в ризнице с 1899 г.

В 1922 г. из храмов и ризницы мон-ря производилось изъятие церковных ценностей. Весной 1923 г. Ж. м. был закрыт, к лету того же года в нем зарегистрирована трудовая артель. К 1929 г. в Ж. м. размещался также детский дом. Решением Тверского губисполкома от 10 июня 1929 г. были закрыты Успенский и Алексиевский храмы, использовавшиеся впосл. под зернохранилище; церковное имущество конфисковано и расхищено. Кладбище было разорено, надгробные памятники растащены, некоторые захоронения осквернены.

В 1930 г. были уничтожены т. н. палаты царевича Алексея, старая колокольня, разобраны на кирпичи 2 верхних яруса колокольни 1914 г. В марте 1931 г. местные власти получили разрешение Главнауки на разборку Алексиевской ц. До нач. войны 1941 г. на территории монастыря располагались авиамастерские, в соборе — магазин. В окт. 1941 г., при отступлении Красной Армии из Калинина (Твери), мон-рь пострадал, были разобраны или взорваны Успенский собор, ц. во имя преподобных Антония и Феодосия, настоятельский корпус, ограда. В 1945 г. Ж. м. был снят с госохраны, на территории обители устроен склад ГСМ военной части.

К 2008 г. сохранились остатки 2-этажного братского корпуса и нижний ярус надвратной колокольни 1914 г. с аркой св. ворот.

В 2011 году по благословению митрополита Тверского и Кашинского Виктора Малицкому монастырю было поручено заниматься вопросом передачи Тверской епархии земель Успенского Желтикова монастыря и оформлением их как своего подворья. В последние годы шло активное противостояние церкви и министерства обороны. В итоге монастырь стали медленно, но верно передавать епархии. Долгие судебные разбирательства привели к тому, что в феврале 2015 года Пролетарский районный суд постановил: «Воинскую часть № 53956 снести». Суд обязал Министерство обороны Российской Федерации прекратить хозяйственную деятельность части на территории Успенского Желтикова монастыря, которую она занимала там с начала 1930-х годов. До начала Великой Отечественной войны здесь располагались авиамастерские, в соборе был открыт магазин. В послевоенное время часть перевели в склад ГСМ, коим она и являлась до своих последних дней. Такое решение принято судом не случайно. В начале прошлого столетия, во времена религиозного гонения, Красная армия заняла настоящий памятник истории и культуры.

Успенский Желтиков мужской монастырь был одним из древнейших на тверской земле и пользовался особым покровительством Петра I. Монастырь был основан в 1394 году, а его расцвет пришелся на первую четверть XVIII столетия. То, что можно увидеть на его территории сейчас, — лишь малая доля былого величия. Около 80% строений были уничтожены, а их заменили кирпичные коробки, используемые для складских нужд. Из исторических строений здесь остались лишь входная группа да братские покои, которые уже дышат на ладан. Уже в 2015 году по решению суда склад ГСМ съехал с территории, а весь 2016 год ее проверяли на остатки взрывоопасных предметов. И вот 14 мая 2017 года археологи во главе с доктором искусствоведения Алексеем Салимовым приступили к работам. Результат не заставил себя долго ждать: не прошло и десяти дней, как группа исследователей наткнулась на остатки фундамента и цоколя белокаменного храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного здесь в 1404 году.

— Это главный собор Желтикова монастыря. Одновременно был найден Никольский придел, который был выстроен тогда же, в 1404 году, и западный притвор этого храма. Мы не смогли найти южную половину комплекса, потому что она вся выбрана в послевоенное время, то есть уничтожена, — провел краткий экскурс в историю для Tverigrad.ru Алексей Салимов. «Но даже того, что мы нашли, уже достаточно, чтобы назвать находку уникальной. Теперь мы имеем достаточно полное представление о первом каменном храме Желтикова монастыря, который, на мой взгляд, в силу целого ряда конструктивных элементов вполне вписывается в балканскую традицию строения храмов», — подчеркнул археолог с 35-летним стажем. Также доктор искусствоведения отметил, что люди, возводившие этот храм, были творческие и, выражаясь современным языком, креативные. По его мнению, зодчие смогли реализовать здесь все свое умение и профессионализм, потому что этот храм по своей архитектуре выпадает из контекста зодчества тверской земли в XIV — XV веков.

Читайте так же:
Кто изобрел синие джинсы

— В науке существует две версии. Одна говорит, что русская архитектура первой половины XV века живет под влиянием балканского зодчества, а другая — что все развивалось параллельно. Мне вторая точка зрения ближе. Я думаю, что тверская архитектура выступала пионером в освоении целого ряда архитектурных форм, — охарактеризовал особенности строительства тех лет Алексей Салимов.

Археологи уже смогли восстановить внешний облик храма и некоторые его конструктивные особенности. Он был небольшим, около 9 на 10 метров, одноглавым, одноапсидным (примыкающий к основному объему полукруглый пониженный выступ здания. — Ред.), и у него была очень сложная система опор. Правда, храм очень часто перестраивали. В 1637 году его переделали по повелению князя Михаила Федоровича и патриарха Иоасафа: тогда собор был разобран и сложен вновь. В 1713-1722 годах он вновь был перестроен. Затем обновлялся при императрицах Елизавете Петровне в 1745 году, Екатерине II в 1780 году и потом в 1848 году. К началу XX века это было уже совсем другое строение, изрядно прибавившее в размерах.

Помимо основания храма рядом с ним археологи обнаружили надгробные плиты — свидетельство того, что на территории были захоронения. Правда, установить их место теперь непросто. Во время создания здесь склада ГСМ большая часть исторического наследия была разрушена, а надгробные плиты и белый камень из строений, добытый более пяти веков назад под Старицей, раскидали по всей территории части. Однако можно смело говорить, что надгробия датированы XIV — XV веками.

26 мая археологи остановили работы и законсервируют раскопки. Но история возрождения монастыря на этом не заканчивается. В 2013 году по решению губернатора Тверской области, пост которого тогда занимал Андрей Шевелев, Успенский Желтиков монастырь включили в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ в качестве объекта регионального значения, а вскоре пошли разговоры о его восстановлении. Сейчас слова начали превращаться в дело. Алексей Салимов высказал надежду на то, что найденное основание храма не похоронят под новым строением, а включат его в часть музейной экспозиции.

— Я надеюсь, что древний собор, точнее его остатки, будут включены в состав нового возведенного здания. То есть они не будут использованы в качестве опорных элементов, а эти остатки станут частью интерьера нового храма — Успенского собора Желтикова монастыря, — поделился напоследок своими мыслями археолог.

21 августа 2017 года на территории Желтикова монастыря (подворье Николаевского Малицкого мужского монастыря) г. Тверь митрополитом Тверским и Кашинским Виктором свершен чин закладки Успенского собора. Владыке Виктору сослужили настоятель Николо-Малицкой обители игумен Борис (Тулупов) с братией и клирики Воскресенского кафедрального собора. Заложен первый камень в возрождение одной из древнейших обителей Тверской земли, основанной в 1394 г. святителем Арсением, епископом Тверским, чудотворцем.

14 января 2019 года было образовано архиерейское подворье храма Успения Божией Матери бывшего Успенского Желтикова монастыря, с поручением иеромонаху Агапиту (Евдокимову) настоятельских забот по восстановлению монастырских зданий, обустройству монастырской жизни по уставу и распорядку обители.

Тверская епархия

Тверская епархия выделена из Полоцкой епархии при великом князе Ярославе Ярославиче не позднее 1271 года. В 1589 году установлена архиепископия [2] .

28 декабря 2011 года из состава Тверской епархии выделены Бежецкая и Ржевская епархии; в пределах Тверской области образована Тверская митрополия, включающая в себя Бежецкую, Ржевскую и Тверскую епархии [3] .

Святые Тверской епархии [ править | править код ]

29 июня/12 июля празднуется собор Тверских святых, установленный в память о святых, просиявших в Тверской земле. Также начиная с 1999 года, ежегодно 19 сентября проходят торжества в честь новомучеников и исповедников Тверской земли [4] .

Структура [ править | править код ]

Епархиальное управление находится в центре Твери на улице Советской [5] .

Епархиальные отделы [ править | править код ]

  • Информационная служба Тверской епархии
  • Миссионерский отдел
  • Отдел благоустройства и социального служения
  • Отдел по делам молодежи
  • Отдел религиозного образования и катехизации
  • Отдел по взаимодействию с частями и учреждениями Российской армии по Тверской области
  • Тверская епархиальная научная библиотека

Благочиния [ править | править код ]

  • Храмы, находящиеся в непосредственном подчинении правящего архиерея (на правах благочиния)
  • Благочиние монастырей, архиерейских и монастырских подворий (благочинный — игумен Борис (Тулупов))
  • Благочиние I Тверского округа (благочинный — протоиерей Павел Сорочинский)
  • Благочиние II Тверского округа (благочинный — протоиерей Олег Кульпин)
  • Бологовский округ (благочинный: протоиерей Сергий Желябовский)
  • Вышневолоцкий округ (благочинный — иерей Иоанн Березюк)
  • Благочиние I Калининского округа (благочинный — протоиерей Виктор Савин)
  • Благочиние II Калининского округа (благочинный — иерей Антоний Русакевич)
  • Кашинский округ (благочинный — протоиерей Александр Рычков)
  • Кимрский округ (благочинный — протоиерей Евгений Морковин)
  • Конаковский округ (благочинный — протоиерей Петр Дубяго)
  • Осташковский округ (благочинный — протоиерей Димитрий Марковский)
  • Торжокский округ (благочинный — протоиерей Николай Алексеев)
  • Старицкий округ (благочинный — протоиерей Владимир Марценюк)
  • Калязинский округ (благочинный — иерей Георгий Иванов) [6]

Монастыри [ править | править код ]

    (мужской; Старица) (женский; Осташковский район) (мужской; Торжок) (мужской; Осташковский район) (мужской; село Николо-Малица, Калининский район) (женский; Тверь) (женский; Тверь) (женский; Кашин) (женский; Осташковский район) (женский; Вышний Волочёк) (женский; деревня Орша, Калининский район) (мужской; Тверь)

На территории епархии расположен также скит Марфо-Мариинской обители (деревня Владычня, Лихославльский район)

Первая литургия нового главы митрополии

Его Высокопреосвященству сослужили епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет, секретарь Тверской епархии игумен Борис (Тулупов), благочинные Тверской и Кашинской епархии, духовенство митрополии.

После чтения Святого Евангелия митрополит Амвросий обратился к верующим с проповедью на Евангельское чтение:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры, только что мы слышали хорошо знакомый евангельский отрывок о богатом юноше. Юноша этот жил благочестивой жизнью, сохранил все заповеди Господни от самой юности, но, все же, чувствовал, что чего-то ему не хватает для совершенной жизни. И Господь ответил ему: “если хочешь быть совершенным — продай имение твое и раздай нищим, приходи и следуй за Мною”. И мы видим, как юноша, услышав это слово Спасителя, отходит опечаленным.

Только ли о богатстве эти слова Христа, или обо всем, что связывает сердце человеческое и мешает следовать за Богом? Ведь каждый из нас, в разную меру, но все же связан сердцем с чем-то, что порой поглощает все внимание и уводит от единого на потребу, от следования за Христом. У юноши таким отвлекающим фактом стала забота о собственном имении, и евангелист акцентирует на этом внимание, пишет, что у юноши оно было большое. А большое имение требует сильного душевного напряжения, концентрации ежедневного внимания. А значит, эти слова Господа не только об имении или о богатстве, но именно о том, к чему привязано сердце человеческое.

Несмотря на то, что евангельский юноша исполнял все заповеди с самой молодости, мысли его видимо далеко, а ум заботится о житейском. Поэтому он не может в полную меру избавиться от этих мыслей, ему сложно устремить свои душевные силы к Богу.

Если обратить более пристально взор на сегодняшнее Евангелие, то станет очевидным то, что Господь не говорит о том, что богатые не наследуют вечную жизнь. Наоборот, он говорит богатому юноше, что для спасения достаточно соблюдать заповеди. Но вот для того, чтобы стать совершенным, для того, чтобы достичь Царствия Небесного, которое можно достичь не только после смерти, но которое “внутрь вас есть”, по слову Спасителя, то есть, которого можно достичь уже при жизни, необходимо избавиться от всего, что связывает сердце.

Руководствуясь этим евангельским смыслом, можно понять, что таким “богатым” можно быть не только деньгами, имением, тучными стадами или дорогими вещами. Богатство — это то, о чем мы думаем как о своей собственности, все то, что укореняет нас и привязывает к чему-то кроме Бога. Богатство — это все то, что может связать наше сердце, не позволяя ему следовать за Христом ежедневно и ежечасно. Это может быть и привязанность к собственному быту, к ежедневному образу жизни, к комфорту или к кому-то из людей. Это может быть и привязанность к собственным, казалось бы, явным благословениям от Бога: духовным дарам, способности чувствовать других, талантам к каким-либо наукам или искусствам, талантам к добродетельной жизни, способности красиво проповедовать или замечательно вести хозяйство.

Можно и совсем не иметь имущества, но привязаться к мнению людей о себе, к репутации, к собственным знаниям, способности делать что-то лучше других, к собственной красоте. И вот неспособность, сложность отказа от таких вещей делает действительно сложным вхождение в Царствие Небесное.

Преподобный Максим Исповедник пишет, что наш человеческий ум располагается к тем предметам, на которых мы замедляем свое внимание (Сотница 3, 71). То есть то, на что мы тратим свое внимание — становится большой частью нас самих. Любые страсти закрепляются в нас, потому что мы отдаем им большую часть внимания, много думаем о чем-то, что в результате этого становится нашей страстью. Но и в Боге мы утверждаемся тоже через внимание. Ведь все, что захватывает наше внимание — захватывает и наше сердце. И становится нашей любовью, устремлением или вожделением.

И именно поэтому основная борьба врага человеческого спасения — это борьба за наше внимание. Неслучайно его так дорого ценят все те, кто покупает наше внимание повсюду: в развлекательных центрах, в лентах сайтов и социальных сетей, в видеороликах, захватывающих ум и внимание. И гораздо дороже его должны ценить сами мы, желающие соединения с Богом, жаждущие вечности, ищущие бессмертия.

Наше внимание, наша внимательность, наша устремленность в мыслях и концентрация ума — только в наших руках. Только сосредоточившись, подчинив ум свой настоящему моменту, мы можем распознать волю Божию. Как об этом пишет апостол Павел древним христианам церкви Ефеса: «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, ибо дни лукавы. Не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:15-16).

Познать волю Божию невозможно в суете, развлечениях и отвлечениях. Познать ее возможно только устремив всё свое внимание, а значит всё свое настоящее бытие к Богу. И стать совершенным, стать способным следовать за Господом Иисусом Христом можно лишь через всецелое растворение своего времени, своего внимания, всей жизни своей в Нем Самом. Аминь».

После литургии был совершен молебен на начало нового учебного года.

Читайте так же:
Гленгарри виски 12 лет

По окончании богослужения нового главу Тверской митрополии приветствовал епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, пожелав помощи Божией в нелегком пастырском труде.

В ответном слове митрополит Амвросий поблагодарил Преосвященных епископа Адриана и епископа Филарета, духовенство и всех собравшихся в соборе на совместную молитву.

Владыка обратил внимание на слова псалмопевца Давида «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии» (Пс. 126:1), где говорится о том, что на протяжении всего жизненного пути мы чувствуем и понимаем, что, если мы не с Богом, если мы теряем его из виду, то все начинает рушиться и уходить из-под ног. Всякое дело, которое мы жаждем совершить, надо начинать с молитвы. Именно так мы поступили вчера и сегодня, открыв новую страницу как в жизни Тверской и Кашинской епархии, так и для меня лично.

Когда мы служили молебен на начало нового учебного года, мне показалось что и для меня это вновь год учебный, и все прошения за учащих и учащихся касаются и меня в той же самой мере. Потому что после долгих лет служения духовному образованию, Господь благословил подъять на себя новое церковное служение. Я рассчитываю на ваши молитвы, на ваш жизненный, архипастырский и пастырский опыт, на наше соработничество и на наше общее в мире, единогласии, добре и правде служение Святой Христовой Церкви.

Действительно мы живем в то время, когда авторитеты теряют свою силу, но никогда не потеряет Свою силу Христос, какие бы волны житейского моря не захватывали Его Церковь. Это очень хорошо показал 20 век. Многим тогда казалось, что уже всё, не будет ничего, кроме того, что представлялось взору живущего после 1918 года человека: разрушенные храмы, уничтоженные монастыри, сосланные архиереи и священники — практически уничтоженная Церковь. Но она воспряла, и, как сказано в молитве на освящение храма, зиждется на крови мучеников. И даже Христос почивает на этом основании.

Все достижения, о которых мы иногда говорим, всё это не наша заслуга, а святых, бывших прежде нас. Прежде всего, это плоды, которые были посеяны Новомучениками Церкви Русской 20 века. Мы только видим, обоняем и собираем эти плоды, но корень находится в их подвиге. Пройдет время, и мы тоже уйдем с этой земли, и, собирая плоды новомучеников, мы тоже должны сеять, чтобы последующие поколения могли получить и от нас пример и словом, и делом, и жизнью.

Мы живем во время расслабления, и нам кажется, что это время свободы, и в хорошем смысле, и в плохом, будет всегда с нами. Однако все в жизни очень быстро меняется, но все зависит от того, насколько мы свободны внутри себя и насколько во Христе привыкло жить наше сердце.

Новомученики и исповедники лишились красивых храмов, замечательной утвари, прекрасных богослужений. Они жили в бараках, окруженные уголовниками и руганью, и даже в этих жутких условиях они в сердце своем творили правду, они хорошо знали богослужение, молитвы. Даже в отсутствии книг они совершали не только Божественную Евхаристию, но и службы Страстной седмицы и Светлого Христова Воскресения, зная наизусть те удивительные проникновенные слова, которые в наше время не все грамотно могут прочитать. Наша задача — полюбить молитву, полюбить богослужение, сделать их своими, родными, дорогими. И только так, имея этот главный корень, в любых ситуациях и в радости, и в горе, и в благолепии, и в смирении, мы сможем пронести слово Христовой истины и быть причастниками подвига преподобных, мучеников и всех тех, кому мы обязаны сегодняшней свободой и возможностью проповедовать без всякого препятствия Святое Евангелие.

Митрополит Амвросий подарил для храмов Тверской епархии потир (большую чашу для Причастия), а для Ржевской и Бежецкой епархии напрестольные кресты.

Читайте так же:
Воротник как у монашки

Владыку тепло поздравили настоятельницы женских монастырей Тверской епархии и верующие столицы Верхневолжья.

Тверская епархия

Учреждена не позднее 1271 г. как Тверская и Кашинская. В 1928-43 гг. именовалась Калининская и Кашинская, в 1943-44 гг. — Калининская и Смоленская, в 1944-50 гг. — Калининская и Великолукская, в 1950-90 гг. — Калининская и Кашинская, в 1990-2011 гг. — Тверская и Кашинская. Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 174) из состава Тверской епархии выделены Бежецкая и Ржевская епархии.

Епархия сегодня
(по состоянию на ноябрь 2020 года)

Благочиннические округа и благочинные

  • монастырей и подворий — игумен Борис (Тулупов)
  • I Калининский — протоиерей Виктор Савин
  • II Калининский — иерей Антоний Русакевич
  • I Тверской — протоиерей Павел Сорочинский
  • II Тверской — протоиерей Олег Кульпин
  • Бологовский — иерей Василий Кукушкин
  • Вышневолоцкий — иерей Иоанн Березюк
  • Калязинский — протоиерей Владимир Мужичковский
  • Кашинский — протоиерей Александр Рычков
  • Кимрский — протоиерей Евгений Морковин
  • Конаковский — протоиерей Валерий Ильин
  • Осташковский — протоиерей Димитрий Марковский
  • Торжокский — протоиерей Николай Алексеев

Монастыри

  • Нило-Столобенская пустынь
    172757, Россия, Тверская область, Осташковский район, пос. Светлица, 27; тел. (48235) 5-08-04; сайтhttp://nilostolobenskaja-pustyn.ru
    наместник — архимандрит Аркадий (Губанов)
  • Борисоглебский
    172006, Тверская область, г. Торжок, ул. Старицкая, 7; тел. +7910 836-77-69; сайтhttps://novotormonastyr.ru
    и.о. наместника — архимандрит Амфилохий (Желябовский)
  • Старицкий Свято-Успенский
    171361, Тверская область, г. Старица, ул. Пушкина, 1; тел. (48263) 2-36-35, сайтhttp://www.fondumstar.ru
    и.о. наместника — иеромонах Дамаскин (Леонов)
  • Николаевский Малицкий
    Тверская область, Калининский район, дер. Николо-Малица, 17; тел. +7980 635-07-58; сайтhttp://nikola-malica.ru
    наместник — игумен Борис (Тулупов)
  • Свято-Екатерининский
    170007, г. Тверь, ул. Кропоткина, 19; тел. (4822) 52-00-72, сайтhttp://aikaterina-mon.narod.ru/main1.htm
    настоятельница — игумения Иулиания (Ритониеми)
  • Христорождественский
    170001, г. Тверь, пос. Пролетарский, 1А; тел.: (4822) 42-40-84, +7980 627-85-88
    настоятельница — игумения Лариса (Лобанова)
  • Казанский
    171162, Тверская область, г. Вышний Волочек, ул. Сиверсова; тел. +7996 134-58-73; сайтhttp://www.kazanskii-monastery.ru
    настоятельница — игумения София (Прощаева)
  • Николаевский Клобуков
    171640, Тверская область, г. Кашин, ул. Смычка, 6; тел. (48234) 2-35-00; сайтhttp://klobukov.ru
    настоятельница — игумения Варвара (Иванова)
  • Вознесенский Оршин
    170504, Тверская область, Калининский район, п/о Каблуково, д. Орша; тел. (4822) 38-26-84; сайтhttp://orshin.ru
    настоятельница — игумения Евпраксия (Инбер)
  • Ольгинский
    172754, Россия, Тверская область, Осташковский городской округ, д. Волговерховье, 2А, исток р. Волги; тел. +7980 632-61-31; сайтhttp://olginmonastery.ru/
    настоятельница — игуменья София (Прощаева)
  • Богородицкий Житенный
    172735, Тверская область, г. Осташков, полуостров Житное, 3; тел.: +7915 738-63-90; сайтhttp://odigitria.cerkov.ru/
    настоятельница — игумения Елисавета (Евдокимова)

Общее число храмов — 356 (в т.ч. часовни). 11 монастырей (4 мужских и 7 женских).

Общая численность служащего духовенства — 304 человека, в т.ч. диаконов — 22.

Монашествующие мужских монастырей: священники — 28, диаконы — 7, монахи — 44, иноки — 23.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector