1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ТЕМА: Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев

ТЕМА:Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика главных героев.

Цель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сивка-Бурка» и новым видом сказок, научить видеть заключенную
в сказках народную мудрость; способствовать формированию умений определять особенности волшебной сказки, называть волшебные предметы, описывать волшебные события, использовать слова с противоположным значением при характеристике героев; способствовать развитию умений определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; рассуждать о словах «добро» и «зло», обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

научатся читать осознанно текст; определять тему, главную мысль произведения; пересказывать текст; участвовать в диалоге при обсуждении произведения; выражать личное отношение к прочитанному; рассуждать о категориях «добро»

Метапредметные:

познавательные: работают с учебником, ориентируются в нем с помощью условных обозначений; анализируют литературный текст , выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения;

регулятивные: формулируют учебную задачу урока, принимают её, сохраняют на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; читают в соответствии с целью чтения, в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

коммуникативные: строят рассуждение и доказательство своей точки зрения

Личностные:

выражают собственные чувства
при чтении текста и в ходе раз-мышлений, анализа; осознают смысл определения учебных

задач при работе с художественным произведением

Образовательные ресурсы : выставка книг, иллюстрации с изображением сказки «Сивка-бурка», словарные слова, пословицы, карточки с текстом речевой разминки

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

I. Организационный момент

— С каким настроением вы пришли на урок? Давайте в начале урока улыбнёмся друг другу. С улыбки всегда приятно начинать любое дело.

— Думаю, что сегодня мы хорошо поработаем, узнаем много интересного и хорошее настроение нас не покинет.

Показывают готовность
к уроку.

Владеют навыками психологической подготовки к уроку

II. Проверка домашнего задания

— Какую пословицу вы нашли в сказке?

— Как вы её понимаете?

Читают записи в тетради

Владеют навыками самостоятельной работы

III. Сообщение темы и цели

– Сегодня мы будем знакомиться с еще одной русской народной сказкой. Она завершает наше долгое путешествие в край русских народных сказок

Принимают учебную задачу

I V . Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

– Отгадайте название сказки:

Конь ретивый, долгогривый,

Скачет полем, скачет нивой.

Был он другом у Ивана

И помог ему сполна он. (Сивка-бурка.)

– Вспомним, в каких сказках мы встречались с Иваном? С конем?

– Кто сочинил эти сказки? (Сказки сочинил народ.)

Отвечают на вопросы.

Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

2. Целевая установка.

– Сегодня мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой – «Сивка-бурка». Поговорим о том, какова основная мысль и идея сказки «Сивка-бурка»; проследим отношения между героями; попытаемся оценить их поступки и на основании этого определить, кто из них является положительным, а кто отрицательным героем. А в конце урока попытаемся ответить на вопрос «Чему учит нас эта сказка?».

3. Вступительное слово учителя.

– Сказка «Сивка-бурка» одна из самых популярных и любимых сказок русского народа. В ней отобразилась мечта русского народа о счастье, которое должно прийти
к истинно смелым и добрым людям, скрывающим, подобно Иванушке, свои душевные качества за внешне неприглядным видом дурачка.

4. Первичное чтение сказки

5. Беседа по содержанию прочитанного.

– Понравилась вам сказка?

– Какие чувства вы испытали, слушая её?

– Кто из героев сказки вам понравился больше всего?

– А каковы его братья?

– Чем похожи сказки «Сивка-бурка» и «Иван-царевич и серый волк»?

– За что были вознаграждены оба Ивана в этих сказках?

Читает хорошо подготовленный ученик.

Отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия.

– Слушая сказку, понимали ли вы смысл всех слов?

Сивка-бурка, вещий каурка – вещий, то есть предсказывающий будущее; сивка-бурка и каурка – это масти лошади (ее цвет): сивый, то есть серый, бурый (коричневый), каурый (светло-каштановый, рыжеватый).

Кликать – звать.

Худая одежонка – старая (дырявая, то есть прохудившаяся) одежда.

Добрая пшеница – хороший урожай.

Иззяб замерз.

Гаркни громко крикни.

Побрезгать испытать отвращение.

Потчует угощает.

Определяют совместно
с учителем толкование слов.

Владеют навыками работы со справочной литературой.

7. Работа с ил-люстрациями

и репродукцией картины к сказке

– Какой момент запечатлел он на картине? Найдите и прочитайте этот отрывок

– Каков Сивка-бурка на картине В. Васнецова?

– Посмотрите на композицию этой сказки. Что о ней можно сказать?

Отвечают на вопросы.

– Зачем она придумана?

– Давайте разберемся, чем эта сказка отличается от других? (Содержанием, наполнением.)

– Наверное, в содержании и следует искать ответ на главный вопрос.

Читайте так же:
Определите разряд прилагательного заячий тулуп

Физкультминутка

Выполняют движения физкультминутки согласно тексту

V. Продолжение работы

1. Работа над со-держанием первой части сказки.

2. Выборочное чтение.

– Найдите и прочитайте отрывки в тексте.

а) Как стерёг пшеницу старший брат? (Отправился старший брат пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.)

б) Как стерёг пшеницу средний брат? (На вторую ночь пошёл средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.)

в) Кто же поймал вора? Кем вор оказался?

г) Найдите описание коня. (Одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.)

Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют,
о чём говорится).

Умеют слушать в соответствии с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

3. Чтение по ролям.

– Прочитаем разговор Иванушки с конём (учебник, с. 41). Мы познакомились с первой частью сказки. Какие вы себе представляли картины, читая эту часть?

Читают текст по учебнику.

Отвечают на вопросы.

Дополняют, уточняют высказанные мнения. Находят ответы на вопросы в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чём говорится).

4. Беседа по содержанию прочитанного.

– Как начинается сказка? (Жил-был.)

– Сколько сыновей было у старика? (Три.)

– Число три – что это за число? ( Волшебное.)

– Почему именно пшеницу посеял старик? ( Пшеница – самое дорогое, что было
у крестьян.)

– Как отец любит своих детей, как он к ним обращается? (Милые мои дети.)

– Что узнаем о старшем сыне? Какими качествами обладает? ( Ленивый, безответственный, не готов к трудностям.)

На доску прикрепляет карточки с перечисленными на них качествами братьев.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс I семестр

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника.

Знакомство с названием раздела. Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Тема 2. Устное народное творчество (9 ч.)

Знакомство с содержанием раздела. Русские народные песни.

Лирические народные песни.

Шуточные народные песни.

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка.

Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки.

Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк». Деление текста на части.

Русская народная сказка «Сивка – бурка». Составление плана сказки. Характеристика героев.

Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку». Оценка достижений.

Тема 3. Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

Знакомство с содержанием раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского.

Русские поэты XIX-XX вв. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». Звукозапись.

Сочинение-миниатюра «О чем расскажут осенние листья».

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины природы. Эпитеты.

И. Никитин «Полно, степь моя…», «Встреча зимы». Подвижные картины природы. Олицетворение.

И. Суриков «Детство», «Зима». Сравнение в лирических стихотворениях. Оценка достижений.

Тема 4. Русские писатели ( 19 ч)

Знакомство с названием раздела. А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А. Пушкина».

Лирические стихотворения А.С. Пушкина. Настроения стихотворения.

Лирические стихотворения А.С. Пушкина.

Средства художественной выразительности.

«Сказка о царе Салтане». Тема сказки.

«Сказка о царе Салтане». Нравственный смысл сказки.

«Сказка о царе Салтане». Рисунки И. Билибина к сказке.

И.Крылов . Подготовка сообщения об И. Крылове на основе статьи учебника.

Басни И. Крылова «Мартышка и Очки». Мораль басни.

Басни И. Крылова «Ворона и Лисица». Герои басен. Инсценировка басен.

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи.

Лирические стихотворения. «Горные вершины». «Утес».

Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из воспоминаний писателя.

Рассказы Л. Толстого. «Акула».

Рассказы Л. Толстого. «Прыжок».

Рассказы Л. Толстого. «Лев и собачка»

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве»

Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои).

Рассказ – описание. Особенности прозаического и лирического текстов. Средства художественной выразительности.

Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Оценка достижений.

Тема 5. Поэтическая тетрадь 2 (4 ч)

Н. Некрасов. Стихотворения о природе. «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…»

Повествовательное произведение в стихах Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

К. Бальмонт «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворения.

И. Бунин «Детство», «Полевые цветы». Создание словесных картин. Оценка достижений.

Тема 6. Литературные сказки (8 ч)

Знакомство с содержанием раздела. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушки-ны сказки» (присказка).

Сравнение литературной и народной сказок. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост.

В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Читайте так же:
Тюбетейка как у никулина

Характеристика героев сказки В.М. Гаршина. Нравственный смысл сказки.

Контроль техники чтения. Чтение вслух.

В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Составление плана сказки. Сравнение героев сказки «Мороз Иванович».

Подробный и выборочный пересказ сказки. Оценка достижений.

Скачать

Полезно? Поделись с другими:

Просмотров: 22 Скачиваний: 3

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2020
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Статья Разработка урока с использованием ЭФУ «Русская сказка «Крошечка-Хаврошечка». Автор: Тонян Лариса Манучаровна

Автор: Тонян Лариса Манучаровна
Данный урок был проведён в 4 классе по литературному чтению по программе «Перспективная начальная школа» с использованием ЭФУ.На уроке учащиеся продолжили знакомство с литературными образами , созданными русским народом.Это фольклорный жанр, в котором Добро всегда побеждает Зло. Было продолжено знакомство с закнами построения сказок, проведена связь с древними мифами. Поговорили ещё раз о том, как представляли мир наши предки, и как это видение отразилось в сказках. Учащиеся прослушали русскую народную сказку «Крошечка-Хаврошечка» в исполнении артиста Льва Дурова.

Автор: Тонян Лариса Манучаровна

Предмет: литературное чтение 4 класс

Тема. Русская сказка « Крошечка – Х аврошечка »

Предметные : знать, что в волшебных сказках есть присутствие двух миров – земного и волшебного,;

что такое тотем, особенности героя волшебной сказки;

уметь обнаруживать скрытую жизнь и красоту в окружающем мире, проводить сравнительный анализ прочитанных произведений; работать с разными источниками информации.

Личностные: осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия.

Регулятивные УУД: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

Познавательные УУД: свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью; свободно работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль, разные жизненные позиции; выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в разных формах учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе); понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументировано высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию

Учебно – методическое обеспечение: учебник « Литературное чтение 4 класс », ч.1с. 41 — 45; авт., Н.А.Чуракова , Москва, АКАДЕМКНИГА/УЧЕБНИК, 2012г.; тетрадь сю6-10 ЭФУ

Интеграция печатной и ЭФУ на уроке

Печатная форма учебника

Этап мотивации и целеполагания

Этап изучения нового материала

Этап применения и закрепления

Этап рефлексии деятельности

— Вы обратили внимание, какой сегодня замечательный осенний день?

Очень много солнечного света,

Над землёй стоит голубизна.

Мнится мне: в сиянье разодета .

Изнутри земля освещена…

— Солнышко нам улыбается, улыбнитесь и вы. Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца теплом, красотой, добром и любовью.

— Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с литературными образами, созданными русским народом. Это фольклорный жанр, в котором Добро всегда побеждает Зло.

— Догадались, о каком фольклорном жанре я говорю? ( О сказке)

— Мы продолжим знакомство с законами построения волшебных сказок, проследим их связь с древними мифами. Еще раз поговорим о том, как представляли мир наши предки, и как это видение отразилось в сказках.

— В сказках чужой мир — это всегда мир чудес, мир, обладающий волшебной силой. Вспомните, с каким волшебным миром сказки мы познакомились на прошлом уроке? Какое тотемное животное помогало герою прошлой сказки?

Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 41-45).

— Подумайте, а может ли в волшебной сказке быть главным героем персонаж, который не совершает подвиги, не отправляется в странствие, не разгадывает сложные загадки?

( Ребята высказывают разные мнения).

— Послушайте русскую народную сказку « Крошечка – Хаврошечка » в исполнении артиста Льва Дурова . Следите по тексту. (ЭФУ)

— После прослушивания мы снова вернемся к этому вопросу.

— О ком эта сказка? (О Крошечке- Хаврошечке ).

— Что вы узнали о ней из сказки? ( Она — сирота; в отличие от своих приемных сестер трудолюбива: « она и подает, она и прибирает, она и за всё отвечает » ).

— Замечаешь ли ты что-то особенное в ее имени? (Мала ростом -н едаром ее прозвали Крошечкой.)

— Какие чувства она у вас вызывает? ( Нам ее жалко. В семье ее не любят, обижают: « их и обшивала, для них пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала … бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят »).

Читайте так же:
С чем связывают назначение ширины венца червячного

— Похожа ли она на сильного и смелого героя сказки? (Нет, она маленькая девочка и ни с кем не сражается).

— Тогда какой возникает вопрос? (Является ли Крошечка – Хаврошечка героем сказки?)

— Как мы можем это доказать? (Нам надо вспомнить, каким характеристикам должен соответствовать персонаж, чтобы быть героем волшебной сказки.)

( С помощью проектора на экран выводится слайд 🙂

1. Младший в семье или сирота.

4. Дурачок с точки зрения некоторых героев.

5. Есть волшебный помощник.

6. Связь с волшебным миром.

Самостоятельное чтение, работа с текстом.

— А сейчас прочитайте сказку самостоятельно и найдите строки, которые подтверждают или соответствуют той или иной характеристике героини .( Ребята читают сказку и отмечают в тексте нужные доказательства.)

— Скажите, все ли характеристики героя встретились в тексте? (Нет, дурачком Хаврошечку никто не считал.)

— А остальные характеристики вы нашли? Прочитайте их. (Читают и объясняют доказательства.)

— Теперь вернемся к нашему вопросу: Может ли в волшебной сказке быть главным героем персонаж, который не совершает подвиги, не отправляется в странствие?

(Да, может. Мы доказали это на примере Крошечки- Хаврошечки .)

— Сама ли она выполняет все задания? (Нет, у нее есть помощник.)

— Всю ли работу делает за нее коровушка? (Нет, только то, что связано с изготовлением холстов.)

— Найдите в тексте и прочитайте, сколько Хаврошечке надо было напрясть, наткать, побелить… (Зачитывают отрывок из текста.)

— А сколько это – пять пудов? ( Если кто-то из ребят знает – отвечает.)

— Уточняю: в пуде более 16 кг, значит, девочке за ночь надо было напрясть (свить пряжу в нитку), наткать (из ниток на станке сделать ткань), побелить, высушить и в трубы (рулоны) покатать 80 кг ткани.

Давайте с помощью электронного учебника просмотрим отрывок из

— Как Хаврошечка называет коровушку? Почему? ( Коровушка-матушка. Лишь к рябой корове девочка может приласкаться, пожаловаться на горькую долю. Корова всегда помогает и добрым словом ( « красной девицей » называет она ласково бедную сиротку) и помогает ей выжить в очень трудных условиях, выполняя за девочку огромную работу. Именно поэтому рябая корова для Хаврошечки — « корова-матушка »).

— Кем же является коровушка в сказке с точки зрения наших древних предков? (Тотемным животным.)

Учитель. Правильно. Наши предки — славяне относились к корове по-особенному: она была для них настоящей кормилице й- « матушкой », давая молоко, сыр, масло, без чего не выжить суровой зимой.

Потерять же корову для крестьянской семьи было настоящей бедой и порой грозило голодной смертью. Неудивительно, что именно корова является тотемным животным, кормилицей и защи т- ницей крестьян.

5. Этап физической разрядки.

6. Этап контроля результатов деятельности.

— Сейчас вы объединитесь в группы, и каждая группа получит карточку с заданием. (Ребята объединяются в группы по 5 человек .( Раздаю карточки и прошу вспомнить основные правила работы в группе: распределить обязанности в группе, уважать чужое мнение, давать слово каждому, не мешать работе других групп)

— Ребята работают с текстом сказки и могут использовать материал учебника о тотемных животных и растениях.

Задания на карточках у всех одинаковые.

1. Докажите, что коровушк а- тотемное животное

— Коровушк а- тотемное животное, так как обладает способностью пропускать Крошечку- Хаврошечку в волшебный мир: одно ухо у неё – это вход и выход в земной мир, а другое ухо- вход и выход в волшебный мир. . (Правое ухо – вход в земной мир, левое – в волшебный. Как у Сивки-бурки и как в мифах.)

— Какой у девочки еще есть помощник? Как она получила его? (Ей пришлось пройти через испытание, девочка терпела голод, не забыла наказ коровушки каждый день поливать косточки)

— Как характеризует этот поступок Хаврошечку ? (Это испытание показывает нам любовь и преданность Хаврошечки к коровушке, ее трудолюбие, ответственность.)

2. Чем в сказке является яблонька? ( с точки зрения мифологии?) Докажите.

— Можно ли сказать, что Хаврошечке сначала помогает тотемное животное, а потом — тотемное растение? Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные?

( После того , как злые хозяева разделались с рябой коровой, Хаврошечке помогает яблоня, выросшая из костей коровы. Яблоня продолжает опекать сироту, как это делала раньше корова. Яблоня эта непростая: « Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается ».

Читайте так же:
Ямуна боди роллинг что это

Подобное описание яблоньки и ее происхождение — выросла за короткий срок из костей коровы — говорят о том, что дерево это тотемное, волшебное).

— Вам уже встречалось похожее дерево? В каком произведении?

( Во многих сказках и мифах встречается дерево, похожее на волшебную яблоню из этой сказки. Древнегреческое сказание о Персее: Персей уносит золотые яблоки с волшебного дерева из сада царя Атланта. Яблоня с золотыми яблоками есть и в сказке « Иван-царевич, Жар-птица и серый волк »).

— Как купец выбирает себе невесту: что для него самое главное?

( Давая задание сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира . Злые сестры не смогли сорвать яблоко для купца, к Хаврошечке же « веточки приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того купца, и он на ней женился Таким образом, жених ценит не богатство или красоту невесты, а ее связь с волшебным миром »).

Восстановлен ли нарушенный ПОРЯДОК в конце сказки?

( Порядок и справедливость восстановлены в конце сказки: « И стала она в добре поживать, лиха не знать »).

— Что общего в сказках « Сивка-бурка » и « Крошечка- Хаврошечка »?

— Чем главные герои этих двух сказок похожи друг на друга?

( Иванушка-дурачок из « Сивки-бурки » — младший в семье и, судя по прозвищу, житейским умом не отличается; Крошечка- Хаврошечка — сирота, самая маленькая в приютившей ее семье. Они оба трудолюбивы, тогда как их братья, сестры ленивы и засыпают на посту. И у Иванушки-дурачка, и у Крошечки- Хаврошечки есть связь с волшебным миром, имеются и волшебные помощники (у Иванушки — Сивка-бурка, у Хаврошечки — корова, а затем яблоня).

( Обоих оценили именно за связь с волшебным миром: Иван женится на царевне Елене Прекрасной, а Хаврошечка получает в мужья « богатого, кудреватого, молодого » купца. Таким образом, справедливость в обеих сказках восстановлена, и герои в награду получают безбедную и счастливую жизнь)

— За что же была награждена счастьем Хаврошечка ? (За труд, старание, прилежание, любовь к коровушке, терпение, за доброту).

Что можно сказать про эти две сказки? Чем похожи эти сказки?

— Посмотрите на доску. У меня приготовлена таблица. В ней – три столбца. Первый для высказываний о сказке « Сивка-бурка », третий – для сказки « Крошечка- Хаврошечка », а средний – для высказываний, которые будут общими для обеих сказок. Ниже даны утверждения, которые вам надо вставить в тот столбец, которому они соответствуют.

— Ученики, по приглашению учителя, выходят по — одному к доске и перемещают одно высказывание в нужный столбец. Остальные проверяют правильность выбора и сигнализируют поднятой рукой о своем согласии с ответом.

Открытый урок литературного чтения в 3-м классе "Сравнительная характеристика сказок разных народов"

Выявить общие мотивы и черты отличия в сказках разных народов на примере арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа” и русской народной сказки “Сивка-бурка”. Учить детей анализировать текст.

Развивать творческие способности учащихся, формировать навыки работы в группах постоянного состава; умение строить свои взаимоотношения на основе диалога;

Прививать интерес к чтению произведений мировой художественной литературы, воспитывать у учащихся взаимопомощь, дружелюбие, терпение

— Рада вас видеть, слышать и чувствовать на уроке.

2. Постановка цели и задач занятия

— Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки?

— А какие еще произведения вы читали? (Мы читали сказки)

— Что такое сказка?

— Вспомните ваши любимые сказки. (…)

Дети называют полюбившиеся сказки.

Слайд 2 (определение сказки)

— И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют “народной мудростью”. А.С. Пушкин восклицал: “Что за прелесть эти сказки!”.

— Как вы думаете, почему их так называют?

— Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать? (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание)

— Над каким качеством будем на уроке работать ? (Эталон “Терпение”)

Слайд 3 (эталон терпения)

— О чём говорит этот эталон? (…)

— Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)

— Желаю вам успешной работы!

3. Активизация знаний учащихся

— Сегодня мы начнем наш урок с музыкального произведения. Послушайте фрагмент этой мелодии и скажите, что она вам напоминает. (Восточные сказки)

— Действительно, сегодня мы продолжим разговор о сказке Аладдин и волшебная лампа”.

Слайд 4 (название сказки)

— Кто автор этой сказки?

Читайте так же:
Тест по сказке «Сивкабурка»

— Вспомните виды сказок. (Бытовые. Сказки о животных. Волшебные)

— Выберите вид, подходящий для этой сказки.

— Почему вы сделали такой выбор?

2. — Сегодня мы проведем небольшую исследовательскую работу и для этого давайте вспомним сказку. Найдите и прочитайте начало (завязку), кульминацию, концовку.

— Послушайте отрывок, где говорится о том, как магрибинец под деревом угощал Аладдина.

— Может ли этот отрывок подтвердить наше предположение, что сказка волшебная? Почему?

3. — В сказке встретились новые слова, вспомним, что они означают.

Слайд 5 (слова восточной сказки).

чалма – головной убор в восточных странах

магрибинец – человек с запада, чужестранец

султан – правитель страны

глашатай – человек, который объявлял народу известия, приказы

диван – собрание советников султана, помещение, где проходит это собрание

визирь – министр, советник султана

— А это слова из сказок какого народа? (Лукошко, лошаденка, вещий каурка, царь, вещунья)

Слайд 5 (слова русской сказки)

— А в повседневной жизни мы их употребляем?

— А ещё какие русские народные сказки вы знаете?

— Есть ли среди этих сказок лишняя? (Волк и семеро козлят. Теремок. Сивка-бурка)

Слайд 6 (назовите лишнюю)

— Почему? (Сказка волшебная как и Аладдин)

— Как вы думаете, почему мы вспомнили русские народные сказки?

— Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Будем сравнивать)

Слайд 7 (постановка учебной задачи)

— Верно, наша исследовательская работа будет заключаться в сравнении сказок разных народов на примере русской народной сказки “Сивка-бурка” и арабской народной сказки “Аладдин и волшебная лампа”.

— Что значит сравнить сказки?

— Что общего и в чем отличие сказок разных народов?

— Сформулируйте тему урока.

(Круговые движения головой, туловищем как будто джинн выбирается из бутылки)

— Для проведения исследования будем работать в группах.

Слайд 8 (задания группам)

1 группа — создает образ главного героя в обеих сказках (словесный портрет или можно нарисовать, отметить характер главного героя);

2 группа — сравнивает сюжетную линию (как начинается, какова концовка, что происходит с главным героем в обеих сказках);

3 группам — находит особенности волшебных сказок (волшебные предметы, числа, помощники, слова);

4 группам — находит национальные особенности (слова, присущие только сказкам этого народа).

— Давайте вспомним правила работы в группах.

Слайд 9 (правила работы в группе)

1. Высказывайте свою точку зрения по очереди, не перебивая говорящего.

2. Смотрите на говорящего.

3. Возражая или соглашаясь, обращайтесь к говорящему лично.

4. Помните, что от вашей работы зависит работа всей группы.

4. Работа в группах.

5. Проверка задания.

Слайд 10 (проверка)

Сивка-буркаАладдин
1. Одинаковый статус главного героя.
крестьянский сынсын бедного портного
2. Счастливая концовка.
счастливая концовкасчастливая концовка
испытанияиспытания
3. Наличие волшебных слов, помощников, предметов.
заклинаниепотирание лампы
конь – Сивка-буркаджинн
перстеньмешок, лампа
4. Употребляются слова различные по национальной окраске, разные характеры героев.
царьсултан
простакхитрец

6. Итак, поведем итог нашему исследованию:

— Какой вывод можно сделать, сравнив арабскую и русскую народные сказки?

Слайд 11 (вывод)

Сказки разных народов мира имеют одни корни, строятся по одному сюжету, но имеют разные национальные особенности.

7. Включение в систему знаний и повторение

— Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний)

8. Рефлексия учебной деятельности

— Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы)

— Что нового вы узнали на уроке?

Какую цель вы поставили в начале урока?

— Вы достигли поставленной цели?

— В чём у вас было затруднение?

— Как вы открывали новое знание?

— Что вам помогло открыть новое знание?

— Вам помогло сегодня такое качество как терпение?

— На каком этапе урока это качество вам было необходимо?

  • Я знаю, что такое сказка.
  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.
  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.
  • Я сегодня был в учебной деятельности.
  • Я сегодня был терпелив.
  • Я доволен своей работой на уроке.

Слайд 12 (домашнее задание)

— А вам какая сказка больше понравилась? Чем именно?

— Говорят “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. А какой урок мы можем извлечь из этих сказок?

— Сделать иллюстрацию к сказке, прочитать понравившийся отрывок выразительно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector