1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Интересно о модном. Воротники эпохи барокко

Интересно о модном. Воротники эпохи барокко

Воротники эпохи барокко настолько необычны, настолько хороши, что я решила посвятить им отдельную статью.

В начале 17 века очень популярны гофрированные кружевные воротники, мода на которые пришла из Испании. Воротники эти позволяют модникам эпохи барокко выделиться из толпы, сделать акцент на лицо и помпезную прическу. Белый или молочный цвет кружева освежает лицо, делая владельца воротника более модным и стильным. Размер воротников иногда достигает невообразимо больших и причудливых размеров. Порой кажется, что в таком воротнике необходимо особенно держать равновесие. И точно нужно иметь терпение и привычку его носить.

Рубенс

Маркиза Спинола Дориа 1606 г.

Мода на кружева охватывает всю Европу. Этой моде следуют и королевские дворы, и обычные горожане.

Неизвестный художник

Елизавета Стюарт, королева Богемии 1613 г.

Кружева используются везде – на воротниках, на чепцах, на передниках, на манжетах, на обуви, в детской одежде.

Корнелис де Вос

Семейный портрет 1631 г.

Моде на воротники не могла не затронуть и мужчин. Очарованию белого накрахмаленного изящества поддалась и сильная половина человечества.

Франс Пурбус

герцог Люинь 1617-21 гг.

Существует большое количество мужских портретов, где этот аксессуар акцентный. Спустя 4 века он нам кажется гипертрофированным. Согласны?

Ван Дейк

Джордж Дигби граф Бристольский

и Уильям Рассел герцог Бедфорский

1637 г.

Кружевное производство начинает распространяться по всей Европе. Венецианские кружева, нидерландские (голландские) кружева, фламандские кружева, кружева из Генуи… А что же у нас, в России? Хотят ли дамы и кавалеры выглядеть по последней европейской моде? В России мода на барокко, на воротники и кружево пришла позже, только после воцарения Петра I.

Тон задавала новая супруга Петра – императрица Екатерина. В одном из писем к Петру императрица упоминает «кружева на фантаж», которые просит привезти ей из Парижа.

Кратко опишу, что же такое «фантаж» или «фонтанж». Первоначально, этим словом назывались лента и банты, которые использовались для создания женской прически с кружевами. Позднее так начали называть саму высокую причёску с взбитыми кудрями, украшенную кружевом.

Королева Мария II, Ян дер Ваарт, 1688 г.,

из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)

«Фонтанж» из локонов, кружев и лент поднимался над головой, иногда напоминая высокую башню. Современники писали: «Стоит женщине шелохнуться, это сооружение начинает дрожать и кажется, что вот-вот упадёт».

Петр I, видимо, понимая необходимость собственного производства кружев в России, в 1725 году выписал из брабантских монастырей (современные Нидерланды) монахинь для обучения прядению голландских ниток и плетении кружев и поместил их в Новодевичий монастырь.

Ведь кружева были так прекрасны, они так подчеркивают красоту лица, его форму, и все российские дамы вслед за императрицей захотели себе такую же красоту:

Михаэль ван Миревельт

Женский портрет

Обратите внимание, что в то время в моде одновременно были как круглые воротники, так уже и «разрезанные» воротники, дающие большую свободу:

Но обязательными остались, конечно же, белизна и накрахмаленность воротника.

Удивительно, но в 2020 году воротники эпохи барокко вернулись в моду.

Как их только не называют – кукольные воротнички, отложные воротники, мушкетерские воротники, воротники Ван Дейка.

ОСЕНЬ-ЗИМА 2020-2021

READY-TO-WEAR

НЕДЕЛЯ МОДЫ МИЛАН

Gucci

ОСЕНЬ-ЗИМА 2020-2021

READY-TO-WEAR

НЕДЕЛЯ МОДЫ ПАРИЖ

Chanel

Мы можем видеть эти воротники и на модных показах, и в уличной моде:

Копенгаген январь 2020

Street style

Франция

Street style

Март 2020

И в нашем городе такие модницы уже тоже есть! Теперь мода добирается к нам чуть быстрее, чем во времена Петра I!

Читайте так же:
Екатерина вильмонт танцы с варежкой аудиокнига

«Обоняние»: личная гигиена в Средневековье

Разные эпохи ассоциируются с разнообразными запахами. Средние века приятными ароматами похвастаться вряд ли могут.

Средневековая Европа пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Александра Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего Средневековья.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец 15-го в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза — при рождении и в день свадьбы. Дочь одного из французских королей погибла от вшивости, Папа Римский Климент V — от дизентерии. Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений, и его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьётся вусмерть, и еле-еле отмыли.

В средневековой Европе чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

Женская гигиена в Средние века.

Женская гигиена. Источник: tinhte. vn

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни, и то по совету врачей. Мытьё привело монарха в такой ужас, что он зарёкся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при его дворе писали, что их величество «смердит аки дикий зверь». Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц — безобразно часто.

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию донжуана королём Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль д’Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины 19-го века не существовало.

Наиболее типичная европейская городская улица была шириной в 7−8 м (такова, например, ширина магистрали, которая ведёт к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже — не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека»: двое не могли там разойтись.

Ванная комната Людовика XVI.

Ванная комната Людовика XVI. Источник: ekladata.com

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки.

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Но и сами люди были не намного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат 15-го века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть заражённый инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в 15−16 веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в 17−18 веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Все гигиенические мероприятия сводились к лёгкому ополаскиванию рук и рта, но не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в 16-м веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2−3 раза в год.

Читайте так же:
Высокие теплые гольфы как называются

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от неё тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешёвая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи подавали остальным христианам соответствующий пример служения богу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «божьими жемчужинами». Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придётся. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать.

Средневековый бал.

Средневековый бал. Источник: blogspot.com

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При «нужде» гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили «ночные вазы», содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например, во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона.

Известна история, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию — у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони — кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Туалетная бумага появилась только в конце 1800-х годов, а до тех пор люди пользовались подручными средствами. Богатые могли позволить себе роскошь подтираться полосками ткани. Бедные же использовали старые тряпки, мох, листья.

Методы борьбы с блохами были пассивными, как, например, палочки-чесалочки. Знать с насекомыми борется по-своему — во время обедов Людовика XIV в Версале и Лувре присутствует специальный паж для ловли блох короля. Состоятельные дамы, чтобы не разводить «зоопарк», носят шёлковые нижние рубашки, полагая, что вошь за шёлк не уцепится, ибо скользко. Так появилось шёлковое нижнее белье, к шёлку блохи и вши действительно не прилипают.

Читайте так же:
Порча венец мучений что это

Кровать с балдахином.

Кровать с балдахином. Источник: pinterest.com

Кровати, представляющие собой рамы на точёных ножках, окружённые низкой решёткой и обязательно с балдахином, в Средние века приобретают большое значение. Столь широко распространённые балдахины служили вполне утилитарной цели — чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

Считается, что мебель из красного дерева стала столь популярна, потому что на ней не было видно клопов.

В России в те же годы

Русский народ был чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своём дворе баню. В зависимости от того, как баня топилась, парились в ней «по-белому» или «по-чёрному». Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились «по-белому». Если дым шёл непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться «по-чёрному».

Был ещё один оригинальный способ мытья — в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня топилась по субботам и перед большими праздниками. Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

В общественных банях мылись все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. «Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но ещё и подсмеиваются им своею нескромностью», — писал один иностранец. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своём только на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные находились в Царском Селе.

Николлетто

3726295_3070_1342886284_22a94 (700x490, 97Kb)

Фреза – кружевной воротник, перекочевавший в XVI в. во Францию и ряд других европейских стран из Испании, где носил название «горгера». Изготавливался из тонкого белого полотна, а наиболее обеспеченные французы могли позволить себе фрезу из венецианского кружева. Для придания воротнику четкой формы его крахмалили, а иногда использовали проволочный каркас.Изготавливался из тонкого белого полотна, а наиболее обеспеченные французы могли позволить себе фрезу из венецианского кружева. Для придания воротнику четкой формы его крахмалили, а иногда использовали проволочный каркас. В дальнейшем фреза разрослась до невероятных размеров, получив название «мельничный жернов». Таким образом создавался эффект маленькой головы. Разновидности гофрированных воротников:фреза(англ), горгера(исп), брыжи(англ), крозе(нем).

3726295_Darnley_Elisabeth (700x650, 394Kb)

Грангола – гофрированный круглый испанский воротник, разновидность горгеры.

Читайте так же:
Как удалить надпись с толстовки

3726295_5264_1346829215_7144e (407x544, 73Kb)

3726295_e0e0c00def02t (574x700, 241Kb)

3726295_233_1342367317_65fdc (510x510, 62Kb)

3726295_gallery_68307_6027_12990 (600x450, 37Kb)

3726295_gallery_68307_6027_25586 (500x375, 25Kb)

3726295_233_1342364878_b27ed (569x700, 229Kb)

3726295_e030bc54fcda (700x493, 66Kb)

Нашла вот такой интересный мастер-класс по изготовлению гофрированого воротника 16 века

Маленький мастер-класс в картинках как я обычно делаю фрезу (гофрированный воротник 16-го века). Дисклеймер: это не реконструкция, здесь изготовление из современных материалов и при помощи современных технологий.


Для начала что нам понадобится для изготовления простого фреза: атласная лента, тонкое кружево (в данном случае роль его выполняет бельевая резинка), леска, нитки и кусочек льна или хб под саму стойку и флизелин. Ленты и кружева обычно требуется 4-6 м.


Зигзагом пристрачиваем леску в самый край ленты. Для этого удобно использовать лапку для подгибки — с ней леска сама ложится куда надо. Зигзаг не стоит делать слишком широким и слишком частым.


В итоге получаем вот такую длинную и пружинящую с одного края полосу. Леска в крае дает возможность эксплуатировать воротник без страха, что от небольшого усиоия он потеряет форму.


Теперь берем кружево и также в край его пристрачиваем. В данном случае я использовала двойную иглу чтоб получить два ровных шва, которыми закрепить это тонкое кружево с обеих сторон лески. Процесс требует некоторой аккуратности, но в целом все просто.


Теперь для простоты складывания размечаем. Я это делаю исчезающим маркером для ткани.


По разметке на машинке прострачиваем верхние швы. То есть те, где в данном случае идет лицевая сторона ткани к лицевой.


Теперь пошла ручная работа: на руках опять же по разметке закрепляем нижние стыки. Прошивать на всю глубину обычно нет смысла, я закрепляю с двух сторон. Самая утомительная часть процесса.


В результате получаем вот такую заготовку. Не забудьте обрезать все-все лишние ниточки.


Фрез уже почти готов. Осталось посадить его на воротник, который можно будет потом приметать на живую нитку к рубашке.


Чуть ближе как выглядит край. Да, с внешней стороны нижний крепеж я делаю не по кружеву, а чуть глубже, по ленте.


Для того чтобы фрез не болтался бесформенным колесом по шее, а красиво сидел, подчеркивая форму головы, стойку под него делаю соответственно с подъемом сзади и чуть уже спереди. Стойка должна быть высокой, но не чрезмерно. Высоту лучше прикинуть из бумаги


Посчитайте количество петель и поделите на это число длину стойки. А еще лучше булавками прикрепите фрез к стойке по четвертям, так вы будете лучше представлять насколько широко пришивать. Пришиваю на руках просто в край. Обычно 2-3 стежка на петлю.
Снизу тоже стоит прикрепить при этом отслеживая равномерность чтобы фрез не перекосило.


Подобным образом закрепляем торцы, пришиваем застежку (липучка, пуговицы, кнопки). Фрез готов

Воротник-стойка на пальто: как выкроить своими руками, примеры, фото

114562477

Воротник стойка — один из самых стильных элементов одежды, который придает строгость любому образу. В этом материале мы расскажем историю воротника, а также покажем, как правильно построить отложной воротник с отрезной стойкой для пальто. В конце статьи вас ждут фотографии с самыми удачными примерами воротников-стоек.

История воротника

Воротник появился довольно давно: первые прообразы современных воротников появились еще во времена Древнего Египта. Это были широкие куски ткани, декорированные вышивкой, вставками из драгоценных камней и обработанного стекла. Такой воротник могли позволить себе фараон, богатая знать и верховные жрецы. Египетский воротник был широкий и закрывал не только часть шеи, но и плечи и даже часть груди. Помимо очевидной функции воротники в Древнем Египте демонстрировали еще и статус своего владельца. Так, у военных на одной из сторон широкого воротника обязательно должны были быть полосы, подтверждающие высокое звание.

Читайте так же:
Какие цвета сочетаются с голубыми джинсами

Первые воротники, напоминающие современные, появились в Средние века, и представляли собой небольшие куски ткани. Первые дошедшие до нас изображения воротников-стоек датируются XIII веком. Изначально они были частью костюмов французских и испанских аристократов и пришивались отдельно, но позднее мода на воротники-стойки распространилась по всей Европе.

Параллельно с этим вороники появились на территории Руси и получили название барма. Внешне эти воротники отдаленно напоминали широкие воротники знатных вельмож древнего Египта: они были такие же широкие, закрывали плечи, надевались поверх основного наряда и богато украшались вышивкой и полудрагоценными камнями. На Руси бармы могли позволить себе князья и их приближенные. Позднее появились стоячие воротники, которые были заимствованы из европейских выкроек.

Параллельно с этим в Европе наступила эпоха Ренессанса, и вороники могли позволить себе не только богатые сословия. В моду вошли воротники из бархата и парчи, окантованные мехом. В Испании популярностью стали пользоваться жесткие воротники-стойки, скроенные из тюля и гипюра. Такие воротники часто украшали кружевами и рюшами. В историю моды этот тип воротника-стойки вошел как «воротник Марии Стюарт» в честь королевы Шотландии, которая любила эти воротники и часто позировала в них на официальных портретах. Со временем французы переняли «воротник Стюарт» и видоизменили его, увеличив его и добавив рюшей. Такие воротники смотрелись несколько гипертрофированно, но мода на широкие воротники сохранялась еще продолжительное время.

В XVI веке на смену воротнику-стойке пришел воротник фреза, который славился своим неудобством. Этот гофрированный воротник был настолько жесткий и некомфортный, что получил название “отцеубийца”, ведь поворачивать голову было практически невозможно. Несмотря на негативные отзывы и жалобы «воротник фреза» носили практически все дворяне и богатые купцы. С приходом моды на парики воротники-стойки «подсдулись» и стали закрывать плечи, удлинились в передней части. Если в XVI веке воротники имели округлую форму, то в XVII веке в моду вошли заостренные концы и прямоугольная форма краев. Именно эта форма воротника стала популярной в России, где Петр I стал принудительно вводить платья европейского кроя.

Воротники-стойки вернулись в XVIII веке. И снова это произошло в Англии, где подобный крой стоячего воротника стал обязательным для фрака и пальто. С тех пор в Великобритании мужской воротник-стойка практически не менялся в отличие от кроя одежды и ее оттенков. Этот же крой пальто с воротником стойкой перешел и в ХХ век с небольшими изменениями. На сегодняшний день воротники пальто со стойкой разделяют на вертикально стоячие воротники и стояче-отложные воротники, где стойка с отлетом.

Что понадобится для создания воротника-стойки

Воротник со стойкой часто используется при крое пальто из практических соображений, так как он защищает от ветра и холода.

Для пошива воротника нам понадобится:

  • Выкройка, построенная по параметрам модели.
  • Отрез ткани, сочетающейся с пальто.
  • Швейные принадлежности (подходящие по цвету нитки, портновский мел, иголка).

Поэтапный ход выкройки воротника-стойки

vorotpalto-detskoe

Воротники-стойки разделяются на несколько типов еще и в зависимости от построения выкройки. Так выделают: цельнокроеные воротники, комбинированные и втачанные в горловину. Сегодня мы будем разбирать последний вариант. Классический воротник-стойка состоит из двух деталей: верхней части воротника и так называемого подворотника. Высота стойки зависит от плотности ткани и наличия подклада.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector