1uomo.ru

Мода и Стиль
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фёдор Александрович Абрамов «Валенки» «Драматизм

Фёдор Александрович Абрамов «Валенки» «Драматизм

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы

Конспект урока по Литературе «Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы» 5 класс

Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема: Рассказ Ф.Абрамова « Валенки». Драматизм человеческой судьбы.

На примере рассказа Федора Александровича Абрамова показать драматизм человеческой судьбы в военное и послевоенное время

Познакомить учащихся с Ф.А.Абрамовым – известным советским писателем.

развивать творческие способности

обогатить словарный запас учащихся

Заинтересовать уч-ся произведениями Ф.А.Абрамова

выставка книг Ф.А.Абрамова

Деревенская одежда для выступления уч-ся в 1 части

Валенки, цветные платки, шали

1 слайд : Ф. Абрамов «Валенки». Драматизм человеческой судьбы

Учитель : Добрый день! Сегодня мы познакомимся с удивительным писателем Ф.А.Абрамовым и его рассказом « Валенки». В подготовке сегодняшнего урока принимало участие 5 групп: исследователи — биографы , теоретики, артисты, историки, книголюбы ..В тетрадях записываем число и тему урока. Обратите внимание на тему. Есть 2 слова, значение которых я бы хотела услышать от вас. Что такое — судьба? Драматизм? ( ответы учащихся) Молодцы! Не забываем, у нас есть группа — теоретиков, которые дадут более точное определение.

2 слайд : Судьба – Участь, доля, жизненный путь.

Драматизм – Крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

Учитель : Ребята, запишите в тетради эти определения.

Сейчас я хочу предоставить слово исследователям-биографам. Они познакомят нас с биографией Ф. Абрамова. Вы увидите, что жизненный путь у писателя был непростым.

3 слайд : В Архангельской области на Пинежье, что в полтора раза больше Бельгии, раскинулось старинное село Веркола

4 слайд : Високосный 1920 год. 29 февраля в деревне Веркола в семье веркольского крестьянина родился сын Федор, Федор Абрамов

5 слайд : Семья была большая и бедная: отец Александр Степанович, мать Степанида Павловна, пятеро детей. Федя — младший . Отец — Александр Степанович — скончался очень рано, оставив семью без средств к существованию. Маленькому Феде не было тогда и 2-х лет.

6 слайд : Во главе семьи встала мать писателя Степанида Павловна. После смерти мужа с пятью детьми подняла хозяйство, и к тому времени, когда Федору исполнилось 10 лет, семья из бедняков выбралась в середняки: 2 лошади, 2 коровы, бык и полтора десятка овец.

7 слайд : Федя начал учиться в 7 лет. В 3 классе ему дали премию за хорошую учебу: материи на брюки и ситцу на рубашку. По тем временам это была неплохая помощь семье. Федор окончил начальную школу первым (лучшим) учеником. Но дальше его ждало горькое разочарование.

( входит мальчик в деревенской одежде и начинает рассказ )

— В тридцать втором году я окончил начальную школу первым учеником, и, казалось бы, кто, как не я, должен первым войти в двери только что открывшейся в соседней деревне пятилетки? А меня не приняли. Не приняли, потому что я был сын середнячки, а в то время в первую очередь из-за нехватки мест принимали детей бедняков и красных партизан.

О, сколько слез, сколько отчаяния было тогда у меня, двенадцатилетнего ребенка! О, как я обижался на свою мать! Ведь это из-за нее, из-за ее жадности к работе у нас стало середняцкое хозяйство, а при жизни отца кто мы были? Голь перекатная, самая захудалая семья в деревне.

Учитель: Ребята, в рассказе маленького Феди Абрамова мы услышали слова « середняк», «середняцкое хозяйство». Пришло время послушать историков – учащихся 9 класса. Они дадут нам историческую справку :

— СЕРЕДНЯКИ (среднее крестьянство) — в России крестьяне, занимавшие среднее экономическое положение между бедняками и состоятельным крестьянством. Обрабатывали землю сами и с помощью членов семьи….

Ученик-мальчик (продолжает). К счастью, зимой, разобравшись, что середняцкое хозяйство было построено руками вдовы и малолетних детей, меня приняли в школу.

8 слайд : В 1938 году Федор Абрамов окончил с отличием школу и осенью того же года был зачислен без экзаменов на филологический факультет ленинградского университета.

9 слайд : В 1941 году студент-третьекурсник Федор Абрамов, как и многие другие студенты, вступает в ряды народного ополчения: уходит на фронт, досрочно сдав экзамены.

10 слайд : после окончания войны Абрамов продолжил свое образование

11 слайд : На всю жизнь сохранил Ф. Абрамов любовь к северу, к его просторам, раздолью, воле и красоте, любовь к его неутомимым труженикам, возделывавшим и украшавшим родную землю.

12 слайд : Об этом рассказывают все его произведения. Им, простым крестьянам и крестьянкам, посвящал свои повести и романы писатель. О них болел душой и мечтал о лучшей доле для них же

13 слайд : Родина по достоинству оценила труд Ф. Абрамова. В 1975 году за трилогию « Пряслины» писатель получил Государственную премию СССР.

Федора Абрамова нет с нами, но его книги, а также люди, близкие ему по духу, продолжают то, что он делал — увеличивать добро на земле.

Читайте так же:
Вязаные туники садовод вконтакте

Учитель : Давайте познакомимся с произведением, которое и послужило причиной нашей темы урока.

Слайд 14 : ученик выразительно читает начало рассказа до слов «Мне четырнадцать годков было. »

Беседа по содержанию произведения :

– Что заинтересовало рассказчика среди всего этого нехитрого крестьянского достатка? (валенки)

— удивило ли вас, что девочке 14 лет, а она уже работала на лесозаготовке?

Показ слайдов: 15 и 16

Продолжаем читать рассказ до конца.

– Как вы объясните, что начальник угрожает девочке судом? Ведь нам ясно, что её вины тут нет. Может, это вымысел Фёдора Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски? Давайте спросим об этом наших историков………………………..

— Кто помог Дарке, спас её от беды? (ответы)

– Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу, чем могли. Учитель: Ребята, кто отметил особенность в композиции рассказа? В тетради делаем запись: композиция: В рассказе два рассказчика – это

«рассказ в рассказе».

Учитель: – В произведении есть слова, значение которых в наше время не всем ясно.

Группа — теоретиков получила предварительное задание: дать толкование следующих слов:

Словарь малознакомых слов

по рассказу Фёдора Абрамова «Валенки» :

Барак – временное деревянное жильё

Бурки – сапоги из войлока

Лесозаготовки – лесные деляны, где заготавливали древесину

Нары – дощатый настил для сна

Полушалок – небольшая шаль или большой платок

Робить – работать (диалектное)

Скорестить – сшить, смастерить (тоже диалектное слово)

Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони – самодельная обувь (диалектное слово)

Учитель : Ребята, появилось ли у вас желание прочитать еще какие-нибудь произведения Федора Абрамова? Сейчас группа книголюбов расскажут о произведениях Абрамова

Список произведений Фёдора Абрамова, которые мы рекомендуем почитать ученикам

Наименование (раздел тема)

Знать/понимать: мифы разных времен и разных народов; календарные мифы и календарные праздники; народные обычаи, связанные с праздниками; яркость изображения; персонажи славянской мифологии.

Уметь: различать календарные мифы и календарные праздники; выразительно читать

Мифы и мифология

Славянские мифы. Мифы о сотворении земли.

Календарные мифы. Масленица.

Знать/понимать: жанровое многообразие фольклорных произведений; детский фольклор; совершенство произведений русского фольклора; былины; циклы былин; герои и события; художественные особенности; сказители былин; сказки; особенности волшебной сказки; народные идеалы в сюжете и образах сказки; сказки народов мира; пословицы; поговорки; загадки; анекдоты; отличие пословиц от поговорок.

Уметь: различать пословицы и поговорки; сюжеты сказки и реальную жизнь; использовать фольклор в устной и письменной речи; особенности построения и оформления произведений: акт, действие, явление, декорация.

Фольклор – устное народное творчество. Фольклорные жанры.

Былины как жанр фольклора. Герои былин.

Сюжет, герои, композиция, особенности повествования и описания в былине

Былина «Святогор – богатырь»

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители.

Волшебная сказка «Марья Моревна»

Сказки народов мира. Арабские сказки

В гостях у сказки

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки

Анекдоты. Сказка – анекдот

Народная драма «Озорник Петрушка»

Итоговый урок по фольклору

Литература XIX века

Знать/понимать: популярность русской классики; славные имена русских писателей.

Русская классическая литература.

И.А. Крылов. Басни.

Знать/понимать: мораль басен; герои басен; афоризмы из текста; сюжет и мораль.

Уметь: читать наизусть и с выражением басни.

И.А. Крылов. Жанр басни в творчестве

И.А. Крылов «Свинья под дубом»

Басни Крылова. Анализ и исполнение.

Внеклассное чтение. Жанр басни в мировой литературе.

В.А. Жуковский «Лесной царь» «Спящая царевна»

Знать/понимать: трагические события в балладе; роль метафоры в балладе. Уметь: выразительно читать и пересказывать .

Жанр баллады. В.А. Жуковский . детство и начало литературного творчества

В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Сказка «Спящая царевна». Сопоставление сказок с одним сюжетом. Повествование, описание и рассуждение в художественном произведении.

А.С. Пушкин. Руслан и Людмила. Зимний вечер. Зимняя дорога. Няня. Бесы.

Знать/понимать: детство и юность поэта; лирика поэта; связь пролога к поэме; особенности стиха поэмы. Уметь: пересказать сюжет; называть литературных героев изученного произведения; определять род и жанр произведения.

А.С. Пушкина. Детство, юность, начало творческого пути.

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила»

Стр.139-153, составить план прочитанного.

Лирика А.С. Пушкина. Поэтические картинки зимы.

Стихи. Проза. Ритм, рифма, стопа

М.Ю. Лермонтов. Парус. Из Гете

Знать/понимать: детство и творчество поэта; воспоминания о детстве в лирике поэта; начало творчества; стихотворение наизусть. Уметь: выразительно читать произведения; пересказывать, читать наизусть.

М.Ю. Лермонтов. Детство поэта.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Из Гете

Н.В. Гоголь. Вечера на хуторе близь Диканьки.

Знать/понимать: детство и юность писателя; сюжеты и герои; язык повести. Уметь: пересказать сюжет, читать с выражением.

Н.В. Гоголь. Детство, юность, начало творческого пути.

Н.В. Гоголь «Пропавшая грамота»

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

«Ночь перед Рождеством»

И.С. Тургенев «Муму»

Знать/понимать: историю создания рассказов; сюжет и герои; роль пейзажа в сюжете рассказа; авторов и их отношение к природе; лирические произведения.

Читайте так же:
Виды носков гольф чулков

Уметь: читать наизусть и с выражением; пересказывать сюжет; называть авторов; сопоставлять произведения.

Детство И.С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму».

Герасим и его окружение

Герасим и Муму. Счастливый год.

Урок-эпилог по рассказу «Муму».

Письменный ответ на вопрос

Поэтический образ Родины

Понравившееся стихотворение наизусть

Сопоставление стихотворений А.А. Фета «Вечер» и И. А. Бунина «Вечер»

Героическое прошлое России

Знать/понимать: героическая тема в произведениях о войне; композиция и герои; автор и его оценка событий; особенности драматического произведения.

Уметь: определять род и жанр произведения; дать устную характеристику произведения; пересказать сюжет; формулировать четкий и грамотный письменный ответ на вопросы; выразительно читать вслух фрагменты художественных текстов.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Героический подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Составить план эпизодов Бородинского сражения по рассказу старого солдата

Поэтическое изображение подвига русского народа в войне 1812 года. Монолог и диалог.

Урок развития речи. Защитники Родины в изображении М.Ю. Лермонтова

Написать сочинение по стихотворению

Л.Н. Толстой «Петя Ростов». Знакомство с героем.

Петя Ростов в партизанском отряде.

Первый бой и смерть Пети.

М.А. Булгаков «Петя Ростов» (отрывок). Особенности драматического произведения

Итоговый урок по литературе XIX века

Подготовка к контрольной работе

Литература ХХ века

Знать/понимать: богатство литературы 20 века; неразрывную связь с литературой 19 века; сохранение традиций. Уметь: определять род и жанр произведения; дать устную характеристику произведения; пересказать сюжет.

Литература ХХ века. Связь веков в поэзии ХХ века.

Одно стихотворение наизусть

Литературные сказки ХХ века

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб».

Знать/понимать: сказочный сюжет и героев; столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра над злом. Уметь: дать устную характеристику произведения; пересказать сюжет; формулировать четкий и грамотный письменный ответ на вопросы; выразительно читать

К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Черты народной сказки в произведении.

Черты народной сказки в произведении

А.П. Платонов «Волшебное кольцо»

Знать/понимать: общность нравственных оценок и художественное отличие сказки Платонова от народной сказки; использование средств фольклора в сказке; сохранение примет народной сказки и яркость собственной стилистики автора.

Уметь: определять род и жанр произведения; дать устную характеристику произведения; пересказать сюжет.

А.П. Платонов «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки.

Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода

Усвоение содержания сказки

Сказка Б.В. Шергина «Волшебное кольцо». Особенности языка сказки

Стр.43 Придумать свой фрагмент сказки

Урок фантазии и творчества. Легко ли создавать сказки?

Д.Даррелл. «Говорящий сверток». Слово о словарях.

Знать/понимать: сказочный сюжет и героев; роль словарей в жизни фантастической страны. Уметь: определять род и жанр произведения; дать устную характеристику произведения; пересказать сюжет.

Д.Даррелл – защитник мира животных. Сказочная повесть «Говорящий сверток».

Дети в борьбе за справедливость и гармонию в природе.

«Слово о словарях». Роль словарей в нашей жизни.

Д. Родари .«Сказки по телефону».

Знать/понимать: сказочный сюжет и героев; связь произведений с фольклором; новый жанр в литературах мира – фентези; парадокс как основа повествования.

Уметь: дать устную характеристику произведения; пересказать сюжет; формулировать четкий и грамотный письменный ответ на вопросы; выразительно читать

Д. Родари .«Сказки по телефону».

Пересказ «Сказок по телефону»

Д. Родари .«Старые пословицы». Урок-игра.

В.В. Набоков «Аня в Стране чудес»

Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» в переводе В.В. Набокова («Аня в Стране чудес»)

Пересказать один из эпизодов сказки

Парадокс как основа повествования Л. Кэрролла

Д.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»

Д.Толкин «Хоббит, или Туда и обратно». Усвоение содержания повести

«Огонь» и «полымя» в жизни героев.

Лирика и проза ХХ столетия Лирика И.А. Бунина

Выучить наизусть стихотворение

Знать/понимать: автобиографический очерк и его герои; герой рассказа как читатель; комическая ситуация; художественные приемы в юмористических рассказах; о жанре притчи.

Уметь: определять род и жанр произведения; дать устную характеристику произведения; пересказать сюжет; формулировать четкий и грамотный письменный ответ на вопросы; выразительно читать.

И.А. Бунин. «Канарейка». Знакомство с романом «Жизнь Арсеньева»

К.Д. Бальмонт и его лирика

Подготовиться к уроку-концерту

Урок-концерт. Стихи поэтов начала 20 века

И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым». «За карасями». Знакомство юных рыболовов с Чеховым

Чтение главы «Чистый понедельник» романа «Лето Господне» И.Шмелева

Внеклассное чтение. «Я и теперь слышу его в сердце»

А.М. Ремизов «Змей»

Замятин «Огненное «А»

А.И. Куприн «Мой полет» Мужество героя рассказа

Найти тему очерка и подготовиться рассказать о том событии

Составление черновика очерка Стр.137-140

Федор Сологуб «Крылья» Сказка о полете

Описание встречи героев рассказов «Змей», «Крылья», «Огненное А»

Оформить сочинение, нарисовать иллюстрации

М.М. Зощенко. Великие путешественники. Приемы создания комического эффекта.

М.М. Зощенко «Золотые слова»

Поэтический образ Родины

Знать/понимать: родная природа в лирике поэтов; искренность и доброта к окружающему миру; точность и неожиданность взгляда на мир; отражение красоты природы в произведениях; героическое прошлое России; песни, созданные на стихи и их популярность. Уметь: выразительно читать лирические произведения

Поэтический образ Родины в лирике А.А. Блока, с. Есенина, А. Прокофьева, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина

Читайте так же:
перед классицизмом 5 букв 4 буква «И» сканворд

«Времена года» М.М. Пришвина. Любовь к родной природе и стремление ее защитить

Героическое прошлое России. Стихи и песни о Великой Отечественной войне.

В.П. Астафьев «Васюткино озеро», «Игра»

Знать/понимать: автобиографические произведения; элементы построения произведения; сюжет и композиция в художественных произведениях; авторское отношение к героям; быт русской деревни; значение народных сказок, их сюжетов и героев; характерные черты героя; использование в «подлинных» историях иронии и гротеска, гиперболы и литоты.

Уметь: давать характеристики героям произведений; выразительно читать и пересказывать прочитанные произведения; формулировать четкий и грамотный письменный ответ на поставленный вопрос.

В.П. Астафьев «Игра»

В.П. Астафьев и судьба рассказа «Васюткино озеро»

Человек и природа в рассказе

Путешествие Васютки по Тайге

Выбрать эпизоды, описывающие общение взрослых или Васютки с миром природы

Ф.А. Абрамов «Валенки» Драматизм человеческой судьбы

В.И. Белов «Скворцы»

Кир Булычев «Заповедник сказок». Алиса – девочка из будущего

Т. Янсон «Последний в мире дракон» Цена настоящей дружбы

Д. Дефо «Робинзон Крузо»

Р.Э. Распэ «Приключения барона Мюнхаузена»

Написать сочинение Стр.261-269

М. Твен «Приключения Тома Сойера»

Знать/понимать: детективный сюжет; авантюризм и фантазия; что сохраняется в сюжетах новых произведений о старых героях; положительные идеалы и нравственные ценности.

Уметь: определять род и жанр литературного произведения; охарактеризовать повествовательную манеру произведения; дать характеристику произведению и героям; пересказывать сюжет; аргументировать устный ответ на поставленный вопрос; уметь использовать при изучении произведений основные понятия: жизнеподобие, фантастика как виды художественной условности, народный эстетический идеал, роль и значение автора, род и жанр произведения; выразительно читать вслух фрагменты произведений.

Отзывы

На странице опубликованы отзывы участников акции о произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

Организаторы акции не несут ответственность за заимствование участниками текстов для написания отзывов из источников, являющихся объектами авторского права. В случае обнаружения такой информации отзыв участника будет удален с сайта.

Золотые руки

26 февраля в Ненецкой центральной библиотеке имени А.И. Пичкова прошел круглый стол "Федор Абрамов в контексте времени". Узнала об акции.
Рассказ «Золотые руки» — о молодой девушке, труженице, которая не смогла поехать к подруге на свадьбу, так как постеснялась своих рук. Автор даёт нам понять, что главное в человеке — внутренняя красота.

Пашкова Ирина Андреевна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Золотые руки

26 февраля Центральной библиотекой имени Пичкова был проведен круглый стол "Федор Абрамов в контексте времени". Посетив это мероприятие я узнала какое множество интересных рассказов есть у нашего северного писателя Федора Абрамова. Как легко они читаются, о чем хотел автор нам этим сказать. Например, в рассказе "Золотые руки" автор дает нам понять, что главное в человеке — внутренняя красота. Какой и была главная героиня Мария. Развернуть

Талеева Александра, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Валенки

26 февраля в Ненецкой центральной библиотеке прошел круглый стол "Федор Абрамов в контексте времени". Узнала об акции и решила принять участие. Замечательный и интересный рассказ. Валенки для героини – это первая награда и победа, память, которая очень дорога для неё. Здесь же передан и разговорный язык героини – живой и образный.

Хатанзейская Ирина, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

О чем плачут лошади

В рассказе «О чем плачут лошади» автор четко и ясно описал проблему отношения людей к животным. К сожалению эта проблема актуальна и в наше время. Федор Абрамов сумел задеть и описать большую нравственную проблему. Сюжет рассказа очень интересный. В рассказе используется художественный стиль с элементами разговорного. В целом мне очень понравилось это произведение. Советую почитать.

Федотова Любовь Николаевна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Трава-мурава

Абрамовских героев я вижу каждый день в своей жизни. И что отличает эти рассказики от многих современных ,так это то, что в каждом из них есть своё зёрнышко — зёрнышко морали и нравственности. Рассказы очень интересные, каждый со своим смыслом, читаются на одном дыхании. Советую всем прочитать.

Рочева Дина Григорьевна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Пелагея и Алька

Повесть просто захватывает. Хочется читать и читать. Ведь когда читаешь произведения нашего северного писателя Федора Александровича, ты полностью погружаешься в деревенский мир. Всем советую читать этого мастера деревенской прозы.

Остальцева Мария Петровна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Трава-мурава

На мероприятиях в "Ненецкой центральной библиотеке имени А.И. Пичкова" впервые познакомилась с творчеством Ф.А .Абрамова. После мероприятия взяла книгу «Трава – мурава» и прочитала с большим удовольствием. Рассказы короткие, но с очень глубоким смыслом. Прочитав, задумываешся, что жить надо своим умом, для себя и родных. Спасибо большое организаторам акции "Читаем Абрамова всей страной" за привлечение к литературному наследию Федора Абрамова. Развернуть

Попова Лариса Анатольевна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

"Дом" — продолжение трилогии "Пряслины".
В произведении я узнал любимых героев через 20 лет. Но как все изменилось.
Федор Александрович показывает истоки трагедии жизни Пряслиных и многих других и в войне, разрухе, в политике.

Читайте так же:
Сивка бурка вещая каурка откуда это

Ванюшкин Дмитрий, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Две зимы и три лета

Первая книга, прочитанная мной в далеком детстве, из тетралогии Федора Александровича. Она стала моим спутником на всю жизнь, много раз была перечитана, она настолько ярко и правдоподобно описывает жизнь наших деревень, что как будто снова побывала в гостях у бабушки, послушала её рассказы о трудной военной поре. Какое счастье, что есть такие книги, к которым хочется возвращаться вновь и вновь. Развернуть

Зверева Светлана Григорьевна, пос. Пасьва, Архангельская обл. 27.02.2020

В Питер за сарафаном

В рассказе мне понравилась главная героиня, которая в юном возрасте отправилась пешком в Питер. В Питер за сарафаном! Вот это девушка. Дошла, заработала деньги, купила сарафан и вернулась обратно домой, в деревню. Главное не с пустыми руками, а с сарафаном!

Канюкова Татьяна, г. Нарьян-Мар, Ненецкий АО. 27.02.2020

Спасибо за участие!

На указанный email отправлен сертификат об участии в Акции «Читаем Абрамова всей страной».

Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Ф. Абрамова «Валенки»

Рассказ Ф.А. Абрамова «Валенки». Драматизм судьбы человека.

Разработка урока, посвящённого жизни и творчеству Фёдора Абрамова.

Баскакова Юлия Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

дом. адрес: г. Северодвинск

пр. Морской д.37 кв.13

раб. адрес: г. Северодвинск

ул. К. Воронина д.9,

Конспект открытого урока внеклассного чтения в 6б классе.

Тема: Рассказ Ф.А. Абрамова «Валенки». Драматизм судьбы человека.

Цель — на примере рассказа Ф.А. Абрамова показать драматизм человеческой судьбы в военное время.

Коррекционно-образовательные:

— познакомить с моментами биографии Ф.А. Абрамова в форме заочной экскурсии;

— учить последовательно выстраивать события рассказа;

— продолжать учить выделять на основе прочитанного черты характера героя;

— расширять знания учащихся об исконно русской обуви (материал для изготовления, предсказание судьбы с помощью валенок, ремонт и хранение валенок).

Коррекционно-развивающие:

— развивать разносторонний читательский интерес, совершенствовать читательское восприятие;

— обогащать словарный запас учащихся посредством знакомства с диалектными и устаревшими словами;

— заинтересовать учащихся другими произведениями писателя, порекомендовать рассказы для самостоятельного чтения («Алые олени», «Собачья гордость», «О чём плачут лошади», «Безотцовщина», «Деревянные кони»).

Коррекционно-воспитательные:

— воспитывать любовь к родному краю, гордость за земляков; — пропагандировать ношение валенок в настоящее время в условиях суровой северной зимы.

Оборудование: портрет Ф. Абрамова, презентация «Заочная экскурсия в село Веркола», таблички со словами КАТАНЦЫ, ЧЁСАНКИ, ПИМЫ, КАТАНКИ, КОТЫ, рисунки детей по творчеству писателя, выставка книг.

Организационный момент.

Мы начать урок готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Основная часть.

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой,

Утром – в школу, днём – домой. (валенки)

— Обратите внимание на слова, записанные на доске.

(катанцы, чёсанки, пимы, катанки, коты)

— Что обозначают эти слова? (разные названия валенок)

— Что такое валенки? (валенки – это исконно русская обувь)

— Из чего делают валенки? (из овечьей шерсти)

А как вы думаете, почему валенки так называются? (их валяют из шерсти)

Пословицы о валенках

(подготовлены уч-ся по желанию, объясняют смысл)

Без шубы и валенок – зима без конца.

Сани и валенки готовь с лета.

Кто раньше встал, того и валенки.

— Кто из вас носит валенки? Морозной, северной зимой нет обуви лучше, чем валенки!

— Сегодня на уроке внеклассного чтения мы познакомимся с биографией известного северного писателя, нашего земляка; побеседуем о рассказе «Валенки», который вы прочитали самостоятельно. Также мы поговорим о судьбах детей-подростков в военное время.

— Назовите автора рассказа «Валенки»? (Ф. Абрамов)

— Знакомы ли вы с этим писателем? (да, он родился в Пинежском районе, он наш земляк).

— В 2015 году Ф. Абрамову исполнилось бы 95лет. Я предлагаю совершить заочную экскурсию в село Веркола и познакомиться с биографией писателя.

Презентация «Заочная экскурсия в село Веркола».

Ф. Абрамов родился в 1920г., это был високосный год.

Какой год называют високосным?

(Каждый четвёртый год, имеющий в феврале 29, а не 28 дней)

— А в этом году сколько дней было в феврале? (28, невисокосный год)

Вот такая судьба была у Ф. Абрамова.

Что такое СУДЬБА? Как вы понимаете значение данного слова?

СУДЬБА 1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь. 3. Будущее, то, что случится, произойдёт. (С.И. Ожегов. Словарь русского языка.)

— При чтении рассказа все ли слова вам были знакомы и понятны?

— С помощью чего, откуда вы узнали значение данных слов?

(из словарей, спросили взрослых)

Словарь малознакомых слов по рассказу Ф. Абрамова «Валенки»

(Педагог говорит значение слова, а учащиеся называют само слово)

Верста – русская мера длины чуть больше километра

Барак – временное деревянное жильё

Бурки – сапоги из войлока

Лесозаготовки – заготовка леса

Читайте так же:
Серебряные газыри что это

Нары – дощатый настил для сна

Полушалок – небольшая шаль или большой платок

Робить – работать (диалектное)

Скорестить – сшить, смастерить (диалектное)

Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму

Шони – самодельная обувь (диалектное)

— Сколько устаревших, диалектных слов вы узнали!

— Что значит диалектное слово? (местное наречие, говор)

— Кто сможет привести свои примеры таких слов? Может, вы слышали их в речи своих родных или знакомых?

— Может, наши гости вспомнят и назовут такие слова?

— Люди всегда хотели узнать свою судьбу.

— Как они это делали? (гадали)

Физкультминутка

Гадание на судьбу с помощью валенок.

В центре круга лежит валенок, а по краю круга-предметы. Дети по очереди крутят валенок и узнают шуточные предсказания.

(Лук – слёзы, деньги – богатство, машинка – поездка, бусы – праздник, газета – новости, верёвка – долгое дело)

Учащиеся могут сами попытаться разъяснить значение выпавшего предмета.

«Таинственная коробочка»

Инструмент для прокалывания отверстий в виде заострённой спицы с рукояткой, используемый для ремонта валенок (шило)

Это растение используют для защиты валенок от моли (пижма)

Беседа по содержанию. Драматизм судьбы человека.

Задание: Восстановите последовательность событий рассказа.

(Учащиеся работают индивидуально)

В доме Косовых сушат одежду.

Рассказчик беседует с Дарьей Леонтьевной.

Рассказ Дарьи Леонтьевны.

-Кто из вас отметил особенность в построении (композиции) рассказа?

В рассказе два рассказчика – это «рассказ в рассказе».

— Что заинтересовало рассказчика среди всего нехитрого крестьянского достатка? (валенки)

Вспомним, как достались хозяйке эти валенки.

— Было ли в рассказе то, что вас удивило? Обратите внимание на возраст героини.

— Какое обстоятельство заставило Дарку босиком бежать к начальнику лесопункта? (решила сделать себе подарок к Новому году – просушить валенки)

Начальник угрожает девочке судом, но ведь нам ясно, что её вины тут нет. — Может, это вымысел Ф. Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски, преувеличивает?

Действительно, законы военного времени были очень суровые.

Не вышел на работу — под суд, и неважно, что у человека не было обуви или одежды. Такое отношение к обуви было бы понято как уклонение от работы. Вместо того чтобы сидеть за партами в школе, подростки помогали взрослым. У них был один лозунг: «Всё для фронта, всё для Победы!»

— Кто помог Дарке, спас её от беды? (Евграф Иванович, конюх)

Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу чем могли, взаимовыручка спасала жизни.

— Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

(«А от этих молодцев я жить пошла». Добросовестный труд девочки-подростка был вознаграждён, она всю жизнь будет честно трудиться. Дороги как память, подарок самого секретаря райкома.)

— Можно ли по рассказу судить о том, какие человеческие качества ценит в людях Дарья Леонтьевна? (Подтверждение ответов текстом)

— Как автор относится к своей героине? Подтверждение ответов текстом.

(Хозяйка сияет с головы до ног. Нажила всё это великолепие своими рученьками. От души радуюсь вместе с Дарьей Леонтьевной. Дарья Леонтьевна молодо смеётся.)

-А что вы можете сказать о судьбе главной героини? (Тяжёлая и нелёгкая судьба)

Мы видим ДРАМАТИЗМ человеческой судьбы.

Работа со словарём

Учащиеся выясняют значение слова ДРАМАТИЗМ.

1) Напряжённость действия, свойственная драме.

2) Крайняя напряжённость, тяжесть положения, обстоятельств.

(С.И. Ожегов. Словарь русского языка. Стр.154)

Вывод: На примере этого рассказа мы смогли понять, что такое драматизм человеческой судьбы или тяжёлые обстоятельства на жизненном пути человека.

— Появилось ли у вас желание прочитать ещё какие-нибудь рассказы Ф. Абрамова?

Произведения Ф. Абрамова, которые рекомендуем почитать учащимся:

«Алые олени», «Собачья гордость», «О чём плачут лошади», «Безотцовщина», «Деревянные кони».

Все эти произведения Ф. Абрамова о его малой Родине. Писатель был всем сердцем предан Северу, краю белых ночей и бескрайних лесов, его всегда интересовала жизнь своих земляков. Именно поэтому нам, его землякам, больше всего должны быть интересны его рассказы и повести.

Мне хотелось бы закончить наш урок стихотворением, которое я написала о красоте северного лета.

Краски северного лета.

Расплескалась разноцветьем красота родной земли!

В красках северного края столько нежности, любви.

Велика палитра лета, кисти сказочно точны,

Ведь успеть так много надо в эти тёплые деньки!

Красотой меня заманит, одурманит, опьянит…

И, вдохнув Устьянский воздух, в сердце томно защемит.

Да! Теперь я точно знаю, сколько б ни было дорог,

Непременно нас потянет в милый с детства уголок.

— Любите свою малую Родину, свой северный край!

3. Домашнее задание:

1. Иллюстрация к рассказу «Валенки» или

2. Рассказ о случае из жизни ваших родных на тему « Тяжёлые обстоятельства на жизненном пути человека». Какие трудности и как удалось преодолеть вашим близким.

4. Рефлексия. «Сегодня на уроке я узнал…», «На уроке мне было…»

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector