1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек, общество,природапрезентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему

Человек, общество,природа
презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему

Ягодина Елена Игнатьевна

Способность защищаться ; способность относиться к другим, как к себе; способность делать запасы впрок ; способность отличать хорошее от дурного; способность строить жилье ; определенный овал лица; способность передвигаться ; способность мыслить; способность утолять голод, способность слышать, способность к живописи

План изучения новой темы: Природа и её значение в жизни человека; Человек – вершина пирамиды или звено в цепи?

Природа – это окружающий нас мир во всем бесконечном проявлении

Природа – это биосфера нашей планеты, т.е. земная оболочка, охваченная жизнью

Природа- естественная среда обитания человека

« Допустим, что мы случайно убили мышь. Это значит, что всех будущих потомков мыши не будет…Не хватит 10 мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше…погибнут насекомые и стервятники, сгинет неисчислимое множество форм жизни»

Человек- венец природы?

1.Человек наделен разумом

2. Умение накапливать информацию, обобщать её и создавать нечто несуществующее в природе

3.Создание своих собственных законов, среди которых на первое место вышли требования морали

Или человек – звено цепи?

1. Человек имеет разум, но может ли он воспользоваться этим преимуществом?

Человек относится к природе как к мастерской, в которой ему позволено бесконтрольно хозяйничать

Тема эссе: Человек венец природы или звено в цепи?

Домашнее задание: §2 , творческие задания на тему: « Глобальные экологические проблемы современности», «Организации, созданные для защиты природы»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Человек, общество, природа» 6 класс

Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе ( учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст.

Человек, общество, природа

Презентация к уроку обществознания для 6 класса по учебнику Кравченко А.И, Певцова Е.А Обществознание.

Человек, общество,природа

Презентация по обществознанию для 8 класса «Человек, природа, общество».

Роль школьного образования в развитии системы «человек – общество – природа».

Статья с конспектом урока.

Урок обществознания в 8 классе (ФГОС) по теме «Человек, общество, природа»

Урок обществознания в 8 классе (ФГОС) по теме "Человек, общество, природа&quot.

Презентация к уроку на тему:»Человек, общество, природа» (8 класс)

Презентация к уроку на тему:"Человек, общество, природа" составлена на основе учебника Обществознание. 8 класс: учеб для общеобразоват. организаций; под ред. Л.Н. боголюбова, ресурсов Интнне.

Разработка урока по обществознанию.8 класс по теме:»Человек,общество,природа».

Разработка урока по теме: "Человек,общество, природа" знакомит учащихся с различными подходами о месте и значении природы в жизни человека и о роли человека в природе и обществе. На уроке ис.

Человек, общество, природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с основными значениями понятия природа; характеризовать роль природной среды в жизни общества и человека; оценить последствия неразумного природопользова­ния, потребительского отношение человека к природе.

Планируемые результаты: предметные: применять понятий­ный аппарат обществоведческих и естественно-научных знаний (природа. ноосфера, культура, разум) для раскрытия сущности по­нятия общество; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; осозна­вать значение общественных и природных факторов для человека; описывать взаимосвязь биосферы и ноосферы;

метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудни­чество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; при­обретать опыт регуляции речевого поведения как основы ком­муникативной компетентности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной дея­тельности; определять последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательно­сти действий; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Читайте так же:
Контрольный выстрел ватник все выпуски

3) познавательные: анализировать графическую, ху­дожественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и вто­ростепенную; использовать ранее изученный материал для ре­шения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные ис­следовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи;

личностные УУД: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культур­ной самоидентификации личности; развитие устойчивого позна­вательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Проанализируйте высказывания. Вы согласны с данными точками зрения? Если нет, то опровергните их.

Сущность человека неизменна и «нового человека» создать не удастся, надо только идти к тому — в том и подлинный смысл

прогресса, — чтобы человечество жило собственно человече­ской, а не животной своей сущностью (А. Круглов).

Человек — самое больное и уродливое среди животных, он опас­но отклонился от своих инстинктов жизни (Ф. Ницше).

Человек крепко стоял на своих ногах до тех пор,-пока у него их было четыре (С. Павлович).

Поскольку человек произошел из царства животных, то ясно, что он никогда не избавится от звериных элементов (Ф. Эн­гельс).

Человек — единственное животное, обладающее способно­стью смеяться и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним (П. Валери).

Из того, что человек — животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом (Н. Михайловский).

Как вы понимаете слова российского ученого-конструк- тора, журналиста А. Локтева: «Из всего животного мира только человек думает, что он думает»?

Н. Бердяев сказал: «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке — значит разга­дать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения вглубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте.

Вспомните сказку Р. Киплинга про смелого индийского мальчика Маугли. Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества? Чего был лишен Маугли?

Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание. На­зовите, что помогает человеку достичь этой цели.

Назовите виды деятельности, присущие человеку.

(Проверка выполнения заданий.)

Введение в новый материал

Природа — наша среда обитания. Задумываемся ли мы над тем, какую роль играет она в жизни людей? Как должен относить­ся к ней человек? Немецкий ученый, публицист Вильгельм Шве- бель говорил: «Каждое живое существо должно свыкнуться с тем, что оно — опытный экземпляр природы, а не окончательный ва­риант». Что имел в виду ученый? Можно ли с ним согласиться? Сегодня на уроке мы поговорим о взаимосвязи и взаимозависи­мости трех ключевых понятий «человек», «природа» и «общество».

Тема урока «Человек, общество, природа».

Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

Природа и ее значение в жизни человека.

Связь человека с природой.

Человек — венец природы?

Вершина пирамиды или звено в цепи?

Проблемный вопрос

Человек — это вершина в пирамиде или звено в цепи?

Работа по теме урока

Читайте так же:
Как называются свободные джинсы для девушек

Природа и ее значение в жизни человека

В широком смысле природа — это весь мир в многообразии его форм. Вначале существовал только природный мир, человек появился значительно позже, и в последнюю очередь возникло общество. Таким образом, природа — это наша первооснова.

В широком смысле природа — это все сущее, весь мир, в мно­гообразии его форм и проявлений, все, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности. В узком смысле — со­вокупность естественных условий существования человеческого общества.

Таким образом, у человека две среды обитания: природа и встроенное в нее общество, т. е. система связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развива­ется; взаимодействуя с природой, оно обеспечивает нас всем не­обходимым для жизни.

естественная среда обитания человека;

кладовая ресурсов, необходимых человеку в производствен­ной деятельности и повседневной жизни;

естественная основа жизнедеятельности людей.

Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 2 учебника, дополнительным и иллюстративным материалом (интер­нет-ресурсы, справочники, энциклопедии, подобранные учителем иллюстрации — слайды с изображением картин Шишкина, Левитана, Пластова, природоохранных пла­катов и т. д.), проанализируйте определенную проблему и представьте результаты своей работы.

Первая группа готовит сообщение на тему «Нерациональное природопользование». (Обучающиеся должны указать действия

человека, пагубно отражающиеся на природной среде, указать, как это отразится на самом человеке, привести примеры негатив­ного воздействия научно-технического прогресса на природу.)

Вторая группа готовит сообщение на тему «Защитники при­роды».

(Обучающиеся должны рассмотреть деятельность природо­охранных организаций и указать, какой личный вклад в дело за­щиты природы они могут сделать.)

(Презентация и обсуждение результатов работы групп.)

Связь человека с природой

Вопрос о том, какое место занимает человек в природе, инте­ресовал людей разных эпох. Попробуем разобраться и мы в этом вопросе с помощью виртуального путешествия.

Слайд 1. В древности воздействие человека на природу практи­чески не имело для нее никаких негативных последствий. Природа оценивалась как сила, неизмеримо более значительная и совершен­ная. Естественная гармония природы вызывала у людей восхищение и желание ей подражать. Идеалом считалась жизнь в согласии с окру­жающей средой, и одна из главных задач виделась в постижении зако­нов природы. К тому же слаборазвитые материальные силы общества не позволяли относиться к природе как к цели преобразовательной деятельности.

Слайд 2. Античные философы высказывали мысль о единстве че­ловека и природы. Платон подчеркивал в природе момент идеально­сти и неизменности, а Аристотель, наоборот, видел в подвижности и изменчивости главнейшую особенность всего «естественно суще­го» — и природы, и человека.

Слайд 3. В Средние века считалось, что природа — нечто более низкое по сравнению с человеком, наделенным душой, а потому она недостойна внимания. В то же время существовал и иной взгляд на природу — как на творение Бога. В этом смысле она заслуживала изучения с целью проникновения в планы творца и постижения его мудрости.

Слайд 4. В эпоху Возрождения на первое место выходит человек. Человек ставится в центр Вселенной и выступает как творец самого себя. Это не просто природное существо, но господин природы.

Слайд 5. Резкое изменение взаимоотношений общества и при­роды происходит в Новое время. В этот период бурно развиваются естественные науки, усложняется экспериментальная деятельность людей. Важнейшей задачей науки становится не только познание тайн и законов природы, но и установление над ней господства. Природа выступает главным образом как технический материал труда, объект производственной эксплуатации.

Слайд 6. Наиболее ярко подобное отношение к природе выражено в печально знаменитой формуле XX в.: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача».

Читайте так же:
Как снять мерки для боди

Слайд 7. В России XIX в. возникает течение русского космизма (представители И. Киреевский, В. Соловьев, Л. Толстой, Ф. Досто­евский). Основные черты данного направления:

человек — основная часть природы;

человека и природу надо не противопоставлять, а рассматри­вать в единстве;

человек и все, что его окружает, — это части целого;

ответственность разума перед природой.

Слайд 8. В XX в. появилось учение о ноосфере. Впервые термин ноосфера (сфера разума) был использован в 1927 г. Э. Леруа.

Слайд 9. Русский ученый В. Вернадский понимал под ноосферой область планеты, охваченную активностью человека, его разумной деятельностью. Вернадским были выделены три важнейших закона:

взаимообусловленности развития отдельных элементов гео­сферы;

возрастающего воздействия человека на природную среду;

возрастающей зависимости общества от природной среды.

Человек — венец природы?

На определенном этапе развития природы появился человек.

Как складывались отношения между человеком и приро­дой?

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии. Составление перечня.)

Парадокс взаимоотношений человека, природы и общества:

человеку для его выживания природа нужна, а природе для нормального функционирования человек не нужен;

природа истребляется все изощреннее, по мере того как человек становится все более просвещенным;

одновременно с уничтожением природы человек стал боль­ше истреблять себе подобных.

Одни ученые полагают, что человек — царь природы, ее венец. Другие ученые придерживаются противоположного мнения.

Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 2 учебника, до­полнительным и иллюстративным материалом (интернет- ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.), подберите аргументы в защиту той или иной позиции.

(Презентация и обсуждение результатов работы первой группы.)

Вершина пирамиды или звено в цепи?

(Презентация результатов работы второй группы, заполнение сравнительной таблицы.)

Место человека в природе

Человеквенец природы

Человек — звено в цепи развития природы

Человек, в отличие от других живых существ, наделен разумом.

Человек способен накапливать и обобщать информацию, что позволяет ему создавать нечто не­существующее в природе.

Человеческое общество подчи­няется своим собственным зако­нам. Нормы морали стали регули­ровать отношения людей.

Человечество прошло путь

в своем общественном развитии от первобытного стада к обще­ственной организации людей.

Человек способен ставить перед собой высшие цели.

Человек способен преобразо­вывать природную среду. При­рода — это источник ресурсов для жизнедеятельности человека

Природа не имеет целенаправ­ленного движения от простого

к сложному и на смену человеку могут прийти иные организмы.

Цель выдвигают лишь разум­ные существа, а природа живет по своим, до конца не познанным человеком законам.

Деление на простые и сложные организмы относительно.

В процессе развития Земли ис­чезли многие группы животных, но жизнь не исчезла.

Человек наделен разумом, од­нако не всегда совершает разум­ные поступки. Его действия могут привести к различным катастро­фам и даже смерти всего живого на Земле

Какую позицию выбрали вы?

Может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на про­блему взаимодействия человека и природы?

(Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 18 учебника.

(Проверка выполнения задания.)

Работая в группах, обсудите различные модели взаимодей­ствия человека с природой.

Первая группа анализирует модель «Природа — мастерская» (человек должен действовать по своему желанию и усмотрению).

Вторая группа анализирует модель «Природа — храм» (ее надо боготворить, нельзя ничего изменять).

Третья группа анализирует модель «Природа — злая стихия, с которой человек вступает в борьбу» (он должен покорить ее, так как является царем и венцом природы).

Читайте так же:
Гольфы для футболистов как называются

Четвертая группа анализирует модель «Природа — образец для человека» (следует отказаться от всех технических достижений и вести «естественный» образ жизни).

(Презентация результатов работы групп.)

— Какая из этих моделей представляется вам наиболее спра­ведливой? Свое мнение обоснуйте.

Игра «Открытая кафедра». Учащимся предлагается про­должить предложение. Если бы я был журналистом, пишущим на тему взаимоотношений человека и природы, и имел одну ми­нуту в эфире, то я бы сказал людям следующее.

(Организация игровой деятельности.)

Домашнее задание

Прочитать § 2 учебника.

Написать мини-сочинение на тему «Цена прогресса» или эссе на тему «Природа — единственная книга, содержа­ние которой одинаково значительно на всех ее страницах» (И.В. Гете) (на выбор).

Эссе на тему «Человек — венец природы»

На протяжении многих тысячелетий, еще со времен первых цивилизаций, человечество ведет спор о том, кем же является человек – венцом природы или все-таки ее ошибкой? Миллионы лет назад человекообразная обезьяна завладела огнем и сумела создать, хоть и примитивные, орудия труда. Это способствовало тому, что человек выделился из животного мира.

Впоследствии появилась членораздельная речь, начали складываться родо-племенные отношения. Человек начал общаться и взаимодействовать с другим человеком. Из некогда животного стада появилось человеческое общество, как совокупность форм объединения людей и способов взаимодействия их друг с другом. Этот процесс развития человека и общества называется антропосоциогенезом.

Итак, постепенно человек все больше и больше обосабливался от природы, начиная ее покорять, скотоводством, охотой и земледелием. Но главное, он начал создавать свою «вторую природу» — культуру. Это очень важный факт, который, по моему мнению, доказывает, что человек – венец природы. Разве какое-нибудь животное может нарисовать картину, написать «Войну и мир», построить огромные каменные сооружения высотой в сотни метров, запустить ракету в космос? Ответ очевиден – нет!

Все, что создано человеком, материальное и нематериальное – все является культурой.

Культура – это наиважнейшее достижение человеческого общества. Также очень важно, что человек обладает сознанием, ощущает себя существующим в этом мире. Мыслит, чувствует, переживает. На все это не способно животное, Оно обладает только природными инстинктами.

У человека есть разум, он мыслит, творит. С помощью этого люди изобретают, конструируют. Строят ГЭС, подчиняя себе силу и мощь огромных рек, различные заводы и комбинаты. Но иногда прогрессивная деятельность человечества наносит непоправимый вред окружающей среде. Грязное производство отравляет воздух, реки, землю, делая боль природе. Она на это отвечает наводнениями, ураганами, землетрясениями.

Нужна помощь в написании эссе?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Но я думаю, что все это останется в прошлом, так как появляются все более безопасные производства, не наносящие вред природе. И человек снова будет жить в любви и согласии с матерью-природой, которая и дала ему жизнь.

Вопрос о том, что человек – это венец природы, очень сложен. И пока живы люди споры вокруг него не исчезнут.

Я согласен с этим высказыванием, так как считаю, что человек достиг огромных результатов, как в духовной, так и в материальной деятельности. И он стоит на пороге все новых и новых открытий и достижений. Впрочем, человеку еще есть куда стремиться и самосовершенствоваться, постепенно изживая в себе все, что осталось у него от животного. Стать воистину созидателем и благодарным сыном Земли.

Попытаться разгадать самого себя, ведь человек – это главная загадка самой природы.
Мне хотелось бы закончить словами великого восточного поэта Омара Хайяма:

Человек, словно в зеркале мир, —
Многолик,
Он – ничтожен и он же – безмерно
Велик!

«Полная свобода возможна только как полное одиночество» пример (ЕГЭ обществознание)

По моему мнению, автор данного высказывания хочет донести до нас то, что человек имеет возможность достигнуть абсолютную свободу лишь в том, случае, если он отрешится от всех, кто находится рядом с ним, от всего общества и всего окружающего его мира. Освободившись от пут, которыми его стягивало общество, от обязанностей, которые были возложены им, человек наконец-то обретет ту долгожданную и полную свободу.

Читайте так же:
Сколково гольф the rink

Я не совсем согласна с мнением автора и не могу разделить его точку зрения в данном вопросе. Я считаю, что даже освободившись от общественных тягот и связей, держащих человека в постоянной зависимости, он не может быть полностью свободным. Как бы то ни было, но человек подчиняется законам природы, которая в какой-либо мере ограничивает его существование.

Сам по себе термин свобода характеризуется, как деятельность, выстраиваемая в соответствии с необходимостью, содержащейся в объективных условиях существования человека и общества. В самом понятии свобода уже изначально заложено ограничение необходимостью.

Под данным понятием подразумевают устойчивую существенную связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленную всем предшествующим ходом их развития и предопределяющую их дальнейший ход. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером того общества, в котором он живет. У каждый человека, находящегося в обществе, есть определённый общественный долг, который характеризуется, как объективные обязанности и ответственность, связывающая человека с другим людьми в обществе. Многие из общественных обязанностей регулируются правом и законом

В книге известного писателя Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» описывается судьба путешественники Робинзона Крузо, который в результате кораблекрушения попал на необитаемы остров. Он оказался в полном одиночестве и в полной изоляции от общества, его влияния и обязанностей на него. То тем не менее Робинзон не был полностью свободен. Он не мог выбраться с острова и оказался пленником того места, где он оказался. Каждый день ему приходилось выживать в нелегких условиях Избавившись от одной необходимости, он попал в зависимость от другой.

В одном из древнейших городов Н жил мудрец, который считал, что человек- это высшее творение, которое только есть в мире, поэтому он, как венец природы, несомненно обладает абсолютной свободой во всем, что только может пожелать. С детства мудреца восхищали птицы, он завидовал тому, как свободно и беспечно они летают в небе. И он захотел также ощутить живительное наслаждение полета. Он рассудил, что поскольку человек свободен во всем, то значит и возможность летать также доступна ему, как и примитивным по сравнению с человеком птицам. Но не знал мудрец, что от природы человек никогда сам не сможет взлететь. Его незнание и сделало его заложником собственной несвободы, оно же его и погубило.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каким бы свободным и независимым не считал себя человек, это будет всего лишь его иллюзия. Над ним всегда будет какое-то высшее обстоятельство, которое будет диктовать свои правила действительности. Но лишь тот, кто смог осознать обстоятельства и правила, которые верховенствуют им и может руководить своим поведением, исходя из этого знания, может быть свободным.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector