1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эпизод за валенками повесть кондратьева сашка

Эпизод за валенками повесть кондратьева сашка

Цели урока: вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.

Оборудование урока: можно попросить принести на урок какие-нибудь семейные реликвии времен войны: письма, документы, фотографии, газеты, вещи.

Методические приемы: анализ текста, беседа.

Ход урока.

I . Слово учителя

Вячеслав Кондратьев предваряет свой рассказ так: «Всем павшим подо Ржевом — живым и мертвым посвящена эта повесть». Насколько она автобиографична? Наверное, это неважно. Судьба автора во многом сходна с судьбой его героя, с судьбой его боевых товарищей. Насколько важна правда факта, документальность в произведении? Главное, как писал Виктор Некрасов, даже не «так было», а «не могло быть не так».

II. Беседа

— Как начинается повествование и как автор представляет читателю своего героя?

(Автор сразу вводит читателя в повествование, без всяких предварительных слов: «К вечеру, как отстрелялся немец, пришло время заступать Сашке на ночной пост». Он не называет бойца по фамилии, не называет его звания, герой — просто Сашка. Повествование ведется, кажется, от лица автора, но в то же время создается впечатление, что рассказывает сам герой. Этому способствует и сталь рассказа — простой, разговорный, и инверсии, характерные для разговорной речи: «У края рощи прилеплен был к ели редкий шалашик для отдыха, а рядом наложено лапнику густо. », и просторечия: «середка», «побоязничали», «подремливали», «свербит» и т. д.)

— Чем занимается Сашка на фронте?

(В первом эпизоде мы видим Сашку, когда он задумывает достать валенки с мертвого немца для своего ротного. Речь идет не о боеприпасах, не о боевой задаче — о валенках, это жизненно важно. Вообще «жизнь такая» — откладывать ничего нельзя».)

— Как изображается война?

(«А ночь плыла над передовой, как обычно. Вплескивались ракеты в небо, рассыпались там голубоватым светом, а потом с шипом, уже погасшие, шли вниз к развороченной снарядами и минами земле. Порой небо прорезывалось трассирующими, порой тишину взрывали пулеметные очереди или отдаленная артиллерийская канонада. Как обычно. » Дважды повторяется «как обычно», хотя речь идет о страшных вещах. «Привык уже Сашка к этому, обтерпелся и понял, что непохожа война на то, что представлялось им на Дальнем Востоке. » Война оставляет следы разрушения и смерти: «Деревни, которые они брали, стояли будто мертвые. Только летели оттуда стаи противно воющих мин, шелестящих снарядов и тянулись нити трассирующих. Из живого видели они лишь танки. » Странное сочетание — «живые танки».)

Автор показывает военный быт: «Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках (это зимой!). Только у ротного был жиденький блиндажик. И со жратвой туго, и с боеприпасами. нету силенок ребят хоронить, нету. Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах». Жалкие слова — «шалашик», «окопчик», «блиндажик» подчеркивают шаткость, ненадежность положения.

Мы узнаем о численности личного состава Сашкиной роты:

«— Сколько у вас в роте было человек? — спросил Сашку капитан.

Выходит, меньше чем за два месяца из каждых десяти человек девять погибли!

— Какие события выбрал автор из фронтовой Сашкиной жизни? Почему?

(Сашка добывает валенки для ротного; раненый Сашка возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат; Сашка ведет санитаров к раненому; Сашка берет в плен немца и отказывается его расстрелять; встреча с Зиной; Сашка выручает лейтенанта Володю. Эти эпизоды раскрывают личность Сашки с разных сторон, он как бы проходил испытания на выносливость, на человечность, на верность в дружбе, в любви, испытания властью над другим человеком.)

III. Пересказ и работа с эпизодом пленения немца

Сашкина рота напоролась на немецкую разведку и стала поспешно отходить. Фашисты хотели отрезать от наших свою разведку: полетели мины. «Но все это было привычное, испытываемое ими каждодневно и потому особого страха не вызывало». Сашка оторвался от своих, рванул через огонь и тут увидел немца. Сашка проявляет отчаянную храбрость — берет немца голыми руками, патронов у него не было, свой диск он отдал ротному. При этом вовсе не считает себя героем — на вопрос ротного, как это вышло, отвечает: «А шут его знает. Дуриком». На допросе немец молчит, и ротный приказывает Сашке вести немца в штаб. По дороге Сашка думает, что немец не трус, раз не поддакивает на его «Гитлер капут» говорит, немцу, что у нас пленных не расстреливают, обещает ему жизнь. Комбат в штабе, не добившись от немца никаких сведений, приказывает его расстрелять. Сашка приказу не подчинился.

— Почему Сашка не подчиняется приказу?

— Как расценивать этот его поступок?

Сашке нетрудно было бы убить немца в бою. Этот же был пленным, расстрелять его, после того как обещал сохранить жизнь, Сашка не мог. Между двумя солдатами — русским и немецким — завязываются человеческие отношения: оба умываются и чистят одежду перед тем, как прийти в штаб; немец угощает Сашку сигаретами; Сашка обращается к пленному уже не так, как сначала, — «фашист», а «фриц», более нейтрально, ведь Фриц — немецкое имя; Сашке уже хочется поговорить с немцем, жаль, немецкого не знает. И главное вдруг понял Сашка — «какая у него сейчас страшная власть над немцем. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. И стало Сашке не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком». Сашка увидел в пленном не просто врага, а другого человека: «когда брал он этого фрица, дрался с ним, ощущая тепло его тела, силу мышц, показался он Сашке обыкновенным человеком, таким же солдатом, как и он, только одетым в другую форму, только одураченным и обманутым. Потому и мог разговаривать с ним по-человечески, принимать сигареты, курить вместе».

Читайте так же:
Сколько нужно шкурок соболя для шапки ушанки

Сашка вызывает уважение к себе своей добротой, гуманностью. Война не искалечила его душу, не обезличила его. Удивительно огромное чувство ответственности за все, даже за то, за что он не мог отвечать. Стыдно ему было перед немцем за никудышную оборону, за ребят, которых не похоронили: он старался вести пленного так, чтоб не видел тот наших убитых и не захороненных бойцов, а когда натыкались на них, стыдно было Сашке, словно он в чем-то виновен.

Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании». И не выполнить приказ комбата тоже невозможно. Сашка ведет пленного немца на расстрел, изо всех сил тянет время, и автор растягивает их путь, заставляя читателя переживать: чем же это кончится? Приближается комбат, и Сашка не опускает перед ним взгляда, чувствуя свою правоту. «И отвернул глаза капитан», отменил свое приказание. Сашка же испытывает необыкновенное облегчение, видит будто впервые и «церкву разрушенную», и «синеющий бор за полем, и нешибко голубое небо» и думает: «коли живой останется, то из всего, им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабывным. »

Можно обсудить этот поступок Сашки в классе, найдутся те, кто считает его неправым — приказы на войне надо выполнять.

— Какова роль эпизодического героя, связного комбата Толика?

(Девиз Толика — «наше дело телячье», он уже примеривается к часикам еще не расстрелянного немца, готов торговаться с Сашкой, чтобы «трофей» не упустить. Нет у него в душе заслона, преграды как у Сашки. И Сашка понимает, что «Толик похвалиться любит, а сам слабак». Сашка и Толик противопоставлены как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество.)

— Какое качество героя подчеркивает Кондратьев в эпизоде возвращения раненого Сашки в роту?

(Сашка очень совестливый человек чувством ответственности, ему, раненому, «неловко как-то и совестно — вот он уходит, а ребята и небритый осунувшийся ротный должны остаться здесь, в этой погани и мокряди, и никто не знает, суждено ли кому из них уйти отсюда живым, как уходит сейчас он, Сашка». Сашка все эти страшные два месяца только и делал, чего неохота. И в наступлении, и в разведке — все это ведь через силу, превозмогая себя, заколачивая страх и жажду жить на самое донышко души, чтоб не мешали они делать ему то, что положено, что надо».)

I V . Работа с эпизодом о любви Сашки к Зине

— Война не убивает в Сашке человеческого, а даже обостряет жажду жить, любить. Какое место в жизни Сашки занимает Зина?

(Сашка спас Зине жизнь. Это его первая любовь. По дороге в госпиталь, когда страшное напряжение передовой постепенно отпускает и радость, что он все же живой, нахлынула в душу, Сашка разрешает себе подумать о Зине, сестренке из санроты, которую прикрыл своим телом от обстрела. Ожидание встречи с Зиной постоянно прерывается тревогой о родной роте: ей опять дрожать в шалашиках, а «кого-то беспременно сегодня шлепнет». Предстоящая вечеринка, о которой он узнает от Зины, вызывает у него гнев: «Какие танцы! Врешь, Зина! Быть этого не может!», и шатнуло его даже. Он говорит строго: «Понимаешь, нельзя это. Веселиться нельзя, когда все поля в наших! Понимаешь?»

Думается Сашке, что любовь их с Зиной будет такой же короткой, как вспышка ракеты. «Погорит немного, согреть как следует не успеет и. погаснет — разведет их война в разные стороны».

А потом Сашка узнает, что Зина все-таки пошла на вечер, танцует с лейтенантом, и «нарастало комом в груди что-то холодное, тяжелое, подступало к горлу, давало. » Будто разорвалось что-то в Сашкиной голове», когда он увидел в окне Зину, услышал ее разговор с лейтенантом и понял, что «любовь у них. »

Но, несмотря на потрясение, боль и обиду, припомнив их с Зиной разговоры и представив ее жизнь тут за эти месяцы, пришел он к тому — неосудима Зина. Просто война. И нету у него зла на нее. » А раз любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он по-другому не может, справедливость и доброта опять берут верх.)

Обсуждение в классе — может, Зина достойна осуждения, предала их с Сашкой любовь, изменила ему?

Читайте так же:
Можно ли гладить тренч

— Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

(В эпизоде в эвакогоспитале румяный, сытый майор успокаивает возмущенных раненых — дали всего две ложки каши. В сердцах лейтенант запустил в майора тарелкой, и Сашка выгораживает друга, которого подведут под трибунал, а ему, рядовому, ничего не будет — дальше передовой не пошлют. Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказывается сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке».)

V . Заключительное слово учителя

Характер Сашки — открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства — все это соединилось в цельном характере гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности — солдатской». «…Не прочитав я Сашку», мне чего-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился еще один друг, полюбившийся мне человек», — писал К. Симонов.

Домашнее задание

1. Написать сочинение по повести Кондратьева «Сашка» по следующему плану:

Человек на войне. Рецензия на повесть В. Кондратьева «Сашка».

Повесть Вячеслава Кондратьева «Сашка» – одно из тех произведений, в которых предстаёт пред нами повседневная военная действительность. Не победные марши, не великие полководцы, не решающие сражения и незабываемые подвиги являются предметом изображения в этой книге.

Место действия – небольшая пядь нашей земли, время – первые месяцы войны, герои – рядовые бойцы. Непосредственно боевым действиям посвящена первая, небольшая часть повести; остальные события происходят не на передовой («на передке», как говорит автор), где «земля – как камень» была. («Что ж перед смертью мучиться, окопы в мёрзлой земле колупать?»), а потом, в апреле, «когда пообсохло малость, силёнок уже нет», выдохлись бойцы до того, что своих ребят погибших хоронить невмоготу; а далее действие разворачивается в госпитале, в близком тылу, в сёлах, расположенных неподалёку, в Москве, куда прибывает герой в конце повести.

Но это не значит, что война идёт только там, на переднем крае. Она всюду: в скудном рационе раненых в прифронтовом госпитале, на минном поле, на переправе через Волгу, в деревенской избе, в которой ночевали солдаты, на колхозном поле, где жарили они лепёшки из мёрзлого картофеля. И хотя всё подчинено законам военного времени, простая человеческая жизнь продолжается и здесь. Играет патефон, танцуют пары – это встречают Первомай офицеры и сестрички из госпиталя; обнимает, жалея, Сашку Зина; «стучат каблучками туфелек» девушки по московским тротуарам.

Одним словом, не просто война, а жизнь во всём её многообразии предстаёт перед нами в произведении В. Кондратьева “Сашка”. Так называется повесть, так зовут главного героя. Это один из сотен тысяч рядовых солдат, поменявших по воле истории мирную профессию на тяжёлую военную работу. Кондратьев не называет героя по фамилии, он остаётся для нас до конца повествования просто Сашкой. Я думаю, это потому, что автор хочет подчеркнуть в своём герое человеческое начало. Будучи рядовым солдатом, не мечтая о подвигах, а просто честно выполняя свой долг, он «не обезверел» сердцем, сохранил живой свою человеческую душу. Мне, кажется, что именно такие, как Сашка, (неважно, на какой войне, в какое время) являются решающим фактором в достижении победы над врагом. Быть солдатом, ежедневно соприкасаться со смертью, знать, что можешь погибнуть в любую минуту, и не ожесточиться – это дано не каждому…

Вот Сашка ползёт, рискуя жизнью, чтобы снять с убитого немца валенки. «Для себя? Нет «валенки самому Сашке не нужны» – он о ротном своём беспокоится: тот без сапог остался, а в чужих валенках “плавает».

Вот ещё «негораздь какая!». Раненый встретился на пути в госпиталь, «большой и грузный», самому не дотащить. Как смог перевязал его Сашка, вернуться обещал, метку на тропе оставил, а «на душе как – то нехорошо» было, пока не привёл санитаров к раненому.

Вот берёт на себя Сашка чужую вину, когда в госпитальной палате полетела тарелка в сытого майора, пришедшего к раненым полуголодным солдатикам про временные трудности «складно и звучно» говорить.

За два месяца на передовой, «терпя ежечасно от немцев, не видел Сашка вблизи живого врага».
И вот, взяв в плен «языка», сталкивается с таковым лицом к лицу. Молоды оба: и русский солдат, и пленный. Лицом немец напоминал деревенского дружка Сашки – Димку. Не матёрого гитлеровца, не опытного офицера автор сталкивает со своим героем, а молодого немецкого солдата, в прошлом – студента. Но даже не это сыграло роль в том, что не мог Сашка расстрелять пленного по приказу комбата. Верил рядовой солдат советской власти, и если дал Сашка слово, то не может его нарушить. И ещё «не может он беззащитного убивать…»

Читайте так же:
Микро монокини экстрим боди

Называя своего героя Сашкой, сделав его рядовым бойцом, писатель, однако, не отказывает ему в уме и наблюдательности. Не дурак Сашка, «видел он – не слепой же – промашки начальства, и большого и малого…»

И с распутицей этой, на которую всё теперь валят, что-то не так: «… просто худо пока всё, недохват во всём, и воевать, видать, не научились ещё. Но в том, что вскорости всё изменится к лучшему, Сашка ни на минуту не сомневался». Я думаю, что, вкладывая эту веру в сознание своего героя, автор хочет подчеркнуть, что умение и терпение, трудолюбие и человеколюбие, вера в лучшее и расчёт на свои собственные силы помогли нашему народу отстоять Родину в годы войны, пережить послевоенное лихолетье, помогают сейчас, в наше непростое время.

И другие герои повести оставляют свой след в душе читателя. Это ротный, который честно выполняет свой воинский долг на маленьком кусочке русской земли подо Ржевом: бьёт фрицев, бережёт, как может, бойцов, в трудную минуту помогает Сашке одолеть и взять в плен немца. Эта «баба, не молодая, лет тридцати пяти», с уставшими глазами, сунувшая ночевавшим у неё солдатикам по две варёные картофелины из скудных своих запасов.

Это Жорка. Радуется он, что из «мясорубки» выбрался, что «впереди жизни несколько месяцев». «Давайте договоримся – о войне ни слова!» – говорит он. А она – то, война, рядом, подстерегла Жорку, когда свернул он с дороги за синенькими подснежниками: подорвался раненый боец на мине.

Это «две девушки в военной форме» на вокзале в Калинине, которым стыдно «в тылу усидеть, когда все наши мальчишки воюют». Накормили они голодного Сашку, да ещё и с собой продуктов дали. «Что – то с этими славными девушками станется, какая судьба их ждёт фронтовая?»

Сколько их, людей хороших, «на Сашкиной дороге за последние дни было? И со всеми навсегда расставался». Но не расстанется уже с ними читатель.

Говоря о художественных особенностях повести В. Кондратьева, нельзя не отметить своеобразия её лексики. Авторские «словечки»: «побоязничали», «прогляд», «без останову», «негораздь», «охотничий выстрел» и другие – подчёркивают, как мне кажется, народное начало и авторском повествовании, и в характере героя.

Трудно вычленить элементы композиции в данном произведении. Я думаю, что кульминацией повести является эпизод ранения Сашки. Два «месяца на передке» пробыл боец до ранения, затем – дорога в тыл, и как логическое завершение – прибытие героя в Москву. Именно здесь, на последней страннице повести, раскрывается главная мысль произведения. «Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было там, тем яснее и ощутимее становилась для него связь между тем, что делал он там, и тем, что увидел здесь, тем значительнее виделось ему его дело там…»

Чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди, воевали и гибли на фронтах Отечественной войны такие, как Сашка.

Сашка – Краткое содержание – Кондратьев

В. Кондратьев — повесть «Сашка». В центре повество­вания у В. Кондратьева — образ молодого бойца, простого рус­ского парня Сашки. Воюет он всего два месяца, но уже успел привыкнуть ко всему происходящему, к пулеметным очере­дям, взрывам: «оттерпелся и понял, что не похожа война на то, что представлялось им…». Думает герой о простом, насущ­ном, солдатском: «С хлебцем плохо. Навару никакого. Пол­котелка жидкой пшенки на двоих — и будь здоров. Распути­ца!» Все внимание писателя обращено в повести не на герои­ческие поступки и подвиги, а на солдатский быт. Следуя тра­диции Л.Н. Толстого, Кондратьев изображает войну как тяжелую, повседневную работу, как ремесло, которым еще нужно овладеть. В повести писатель выразил то, что можно назвать «глубочайшим… трагическим прозаизмом войны» (И. Дедков).

В этой суровой, повседневной работе раскрывается харак­тер Сашки, его внутренний мир. Мы видим храброго, надеж­ного парня, простодушного, справедливого, совестливого. Вот он добывает валенки для ротного. Потом берет в плен немца. Эпизод этот ярко характеризует героя. В душе Сашки нет не­нависти к этому человеку. «Был он вроде бы Сашкин одного­док, лет двадцати — двадцати двух. Курносый и веснушча­тый, на вид прямо русский». «И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Саш­ка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захо­чет — доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало… И немец, конечно, пони­мает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безо­ружным издеваться». Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Однако тот не может выполнить этот приказ, «плен­ных у нас не расстреливают», не может он «беззащитного уби­вать». Комбат впоследствии отменяет свой приказ.

Читайте так же:
Джинсы timezone чей бренд

Ярко характеризует героя и его поведение после ранения. Раненный в руку, Сашка все же вернулся в роту, чтобы оста­вить оружие и попрощаться с товарищами. По дороге в гос­питаль он замечает раненого. И возвращается за ним в лес, потому что дал слово «умирающему». Тем самым Сашка спа­сает человеку жизнь.

Целую гамму чувств переживает герой в медсанбате. Это радость от встречи с Зиной, негодование по отношению к стар­шему лейтенанту, обида по поводу штабной вечеринки. Саш­ка прощает Зину и ее измену. «Неосудима Зина. Просто вой­на… И нету у него зла на нее». Здесь мы видим нравственную зрелость героя, он смог приподняться над своими чувствами, поступил как настоящий мужчина.

В финале Сашка выручает лейтенанта Володю, метнувше­го тарелку в старшего офицера. Герой берет его вину на себя, понимая, что рядовому легче ответить за это, нежели офицеру.

В образе Сашки писатель открывает нам прекрасный рус­ский характер, характер, сформированный временем и воп­лотивший черты своего поколения. Герой Кондратьева — че­ловек с обостренным нравственным чувством, с твердыми убеждениями. Замечательно сказал об этой повести К. Си­монов: «История Сашки — это история человека, оказавше­гося в самое трудное время в самой трудной должности — солдатской».

Краткое содержание Кондратьев Сашка

В повести Вячеслава Кондратьева «Сашка» рассказывается о простом русском парне, которого отправили на фронт. Автор показывает всю доброту и открытость русского человека, несмотря на то, что вокруг него война.

Повесть начинается с того, что Кондратьев описывает, как солдаты разбили лагерь и соорудили шалаш для того, чтобы можно было немного отдохнуть от поста. В первой главе автор уже начинает раскрывать героя, как доброго, отзывчивого и жалостливого человека. Сашка, главный герой, несмотря на тяжесть своего солдатского положения, думает о том, как бы достать валенки для ротного. Главному герою очень важно было раздобыть обувь для своего начальника, несмотря на то, что сам Сашка ходил в худых сапогах.

Два месяца Сашка находился на фронте, но при этом ни разу не видел фашиста вблизи. И тут ему выпадает удача. Он захватывает в плен молодого фрица. Далее он ведет его на допрос и обещает, что ему сохранят жизнь. Тут раскрывается самое лучшее качество солдата, который находится в центре боевых событий, — человечность. Сашка про себя отмечает, что русские не такие, как фашисты. Русский народ человечный и добрый.

Главный герой повести Вячеслава Кондратьева, как и любой солдат на фронте, получает ранение. Из-за этого Сашку кладут в госпиталь. Там он встречается с девушкой по имени Зина. Молодой, красивый парень, конечно же, влюбляется в нее. Но сердце медицинской сестры уже занято, она влюблена. Поэтому главный герой решает не мешать ее счастью.

Далее Сашка встречает лейтенанта Владимира и рядового Жору. Впоследствии они все становятся друзьями. Жора погибает по глупой случайности. Срывая цветок в поле, он наталкивается на мину и подрывается. А лейтенанта Владимира Сашка защищает в одной неприятной истории и из-за этого его отсылают в тыл.

Попав в Москву, главный герой ощущает себя совсем по-другому. Тут на него смотря как на героя. Теперь он не стесняется своего внешнего вида и оборванной одежды. Так заканчивается повествование о простом русском солдате по имени Сашка.

В повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев рассказывает не только о храбрости, самоотверженности и стойкости русского народа, но и о таких главных качествах человека, как доброта, забота, любовь и гуманное отношение ко всем людям вне зависимости от происхождения.

Подробный пересказ

Произведение повествует нам о русском юноше по имени Сашка, который за несколько месяцев с начала войны многое уже повидал. Самым основным моментом является то, что автор в повести делает акцент не на подвиги солдат, а на их повседневные дни, на фронте.

Мы видим, как идет бой, и Сашка, увидев неожиданно фашистов, сразу же предупредил наших бойцов. На войне он был всего два месяца, но в своем первом бою сразу захватил немца. Когда прошел допрос, то выяснилось, что пленный ничего толкового и важного не знает. А дело было в том, что гитлеровцы просто обманули наших солдат. Они отходили далеко в лес, забрав нашего бойца в плен. Командир приказал доставить гитлеровца в штаб.

Читайте так же:
Джемпер как у бородиной

Пока они брели по лесу, то Сашка видел много прокламационных листков, где говорилось, о гуманизме наших солдат. Немец очень боялся, что Сашка его убьет здесь же, но парень дал ему листовку, чтобы тот понял, какова Советская Армия.

Когда он привел немца к командиру батальона, то тот велел Сашке выйти, и только слышен был страшный крик мужчины. Его можно было понять, ведь вчера убили любимую всеми медсестру. Он приказал расстрелять фашиста, на что Сашка возразил, как это может быть, и показал листовки. Но, комбат настаивал на своем, и ординарцу велел проследить за выполнением задания.

Сашка все-таки решил вести его в бригадный штаб, но чтобы Толик не доложил о нем, пообещал дать ему немецкие часы. Дойдя с пленным до поля, Сашка решил отдохнуть, и в это время его догнал комбат и сказал, что он отменил расстрел и велел вести его в штаб бригады.

Доставив пленного к месту назначения, Сашке и еще двум бойцам надо было продвигаться дальше, но продовольственный паек они могли получить только в Бабине.

Однако до этого пункта тоже было далеко. Переночевав у женщины, солдаты попросили ее накормить их. Увы, в доме ничего не было. Это была правда, избы стояли развалившиеся, ни тракторов, ни скота. Прибыв в Бабин, солдаты узнают, что пункт по выдаче продуктового запаса давно перенесли, а куда именно лейтенант не знал. Владимир с парнями отправился дальше.

Увидев село, бойцы зашли в крайний дом, где дедушка посоветовал им собрать оставшийся картофель на поле и приготовить лепешки. Еда отдавала горечью, но все равно это было лучше, чем совсем голодать. Проходя мимо таких же полей, они заметили, что многие люди питаются такой же едой. Стоял голод, и выхода другого больше не было.

Дорога была дальняя, и поэтому Сашка с Володей решили устроить перекур. А Георгий отправился вперед. Не прошло и десяти минут, как что-то взорвалось. Бойцы в недоумении посмотрели друг на друга. Передовые были далеко. Что же это могло быть? Они рванули к дороге и увидели, подорвавшегося на мине Жору.

Все-таки они добрались до госпиталя. Там их накормили и отправили мыться. После этого Сашка захотел отправиться в Москву, чтобы увидеть свою маму. И, отправились они с Володькой дальше.

Остановившись в близлежащей деревне, они поели еще раз. Село еще не было в тылу врага, и поэтому жители особо не голодали.

Поесть им удалось только в следующем лазарете. Но, когда им выдали кашу, то бойцы сильно возмутились. За две ложки пшеничной крупы Володька сцепился с руководством, за что на него пожаловались особистам. Зная, чем это может грозить лейтенанту, Сашка защитил Володьку, признав вину. Он знал, что самым худшим для него будет, это отправка его в первые ряды передовых позиций. Но Сашке посоветовали убираться отсюда, пока за ним не приехали. А Владимир остался долечиваться.

И пришлось Сашке опять идти на картофельное поле, чтобы приготовить в дорогу лепешки. И поразился тому, что тоже пытались найти картошку раненые солдаты. Конечно же, с нескольких ложек каши сыт не будешь.

И вот прибыл Сашка в столицу и замер. Здесь жизнь текла так же, как и до войны. Идут девушки в красивых платьях, и практически не видно военных людей. И понял боец, что ему в данный момент надо быть на фронте, чтобы освободить нашу родину от врага.

Повесть учит нас побороть свой страх в тяжелой ситуации и оставаться человеком в любых условиях.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Кондратьев — Сашка. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Однажды друзья Мартышка, Осёл, Козёл и Медведь решили создать музыкальную группу. Раздобыли всё, что необходимо: ноты, бас, альта, скрипки. Уселись они на лужайке, чтобы начать радовать всю округу своей игрой.

В 1965 году Александр Твардовский написал большую статью «О Бунине», в которой он проанализировал творчество великого русского писателя, получившего в 1933 году за свой редкий талант Нобелевскую премию.

Уже двое суток морской военный клипер находился в штормовой погоде в Индийском океане. «Жемчуг» находился в опасной близости к враждебным берегам Северной Африки. Корабль бросало со стороны в сторону как щепку. Моряки боялись, что они все погибнут.

У Ивана-царевича были 3 сестры: Марья, Ольга да Анна. Как и наказывали покойные родители, выдал он их замуж за добрых молодцев, каждый из которых умел превращаться в птицу: один – в сокола, второй – в орла, третий – в ворона.

Утро в доме московского чиновника Фамусова. Лиза, служанка, должна сторожить, чтобы Фамусов не застал дочь Софью со своим секретарем Молчалиным у нее в комнате. Но она засыпает и просыпается поздно, вот-вот придет хозяин

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector