Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»
Литературно-художественный анализ произведения (русской народной сказки) «Сивка-Бурка»
Тема: В сказке рассказывается о том, как Иванушка-дурачок поймал волшебного коня, как тот служил ему и помогал. Как братья надсмехались над Иванушкой, а он, не смотря на это, смог выполнить задание царя и женился на Елене Прекрасной.
Идея: Не будь ленивым и тогда получишь благодарность за все свои старания. Восхваляется терпение, доброта.
Характеристика главных героев:
Иванушка-дурачок: терпеливый, послушный сын («Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается»). Ловкий,сильный («Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву. Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!»). Добрый, порядочный («— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил»)
Елена Прекрасная: добрая, справедливая («Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»). Красивая («А собою она красавица из красавиц»). Исполнила наказ царя(«— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!»)
Художественные особенности сказки:
Сказка начинается не традиционным зачином («Жил-был старик, и было у него три сына…», волшебный помощник: Сивка-Бурка — помогает достижению цели
(«—Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную!», используется антропоморфизм («Стал конь просить Иванушку: «Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу»). В основе сказки лежит волшебство, превращения («Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом…», закон тоекратного повторения («Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня»). Характерна многособытийность (несколько сюжетных линий, используются волшебные заклинания, описания («Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!», …прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»).
Характеристика языка: Язык сказки красочный, эмоциональный, выразительный, используются двойные слова усиливающие впечатления от происходящего («Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!», «народу видимо-невидимо», «А собою она красавица из красавиц», устойчивые выражения, характерные для сказки(«ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать», постоянные эпитеты украшающие язык сказки («молодецким посвистом», «богатырским покриком», «добрый молодец»). Сказка заканчивается традиционной концовкой («Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
Вывод: Сказка учит верить в добро, уважать родителей. Помогает в формировании нравственных ценностей. Добрым людям жить интереснее и счастливее, у них много друзей и они многого могут добиться в жизни, а злые остаются одинокими и никому не нужными.
Атрибут для русской народной сказки «Репка». Уважаемые пользователи сайта «Maam.py»,хочется поделиться с вами идеей: как сделать репку для русской народной сказки-своими руками.
Конспект занятия по сопоставлению чукотской народной сказки «Медведь и лосёнок» с русской народной сказкой «Волк и телёнок» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с творчеством народов Севера. Познакомить с чукотской народной сказкой «Медведь и лосенок»,.
Драматизация русской народной сказки «Теремок» Драматизация русской народной сказки «Теремок» (с элементами пальчиковой гимнастики). Цель: развитие творческих способностей у детей, развитие.
Интегрированное занятие по русской народной сказке «Сивка — Бурка» Цель: — Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; — Преобразовывать ход повествования, развивать воображение и мышление;.
Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси-лебеди» Литературно-художественный анализ русской народной сказки «Гуси- лебеди» 1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная. 2. Тема:.
Мастер-класс «Сивка-бурка из ткани» В магазинах игрушек в виде лошадей огромное количество: мягкие и пластмассовые, деревянные и металлические,.
Мини-музей «Сивка-бурка» в детском саду Совместно с родителями в нашей группе открылся мини-музей одного образа «Сивка-бурка», в который вошли познавательные и интересные экспозиции:.
НОД: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка» Возрастная категория : 6 – 7 лет (подготовительная группа). Интеграция образовательных областей : «Коммуникация», «Чтение художественной.
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Тема: Русская народная сказка: «Маша и медведь» Образовательная область: речевое развитие Интеграция: физическое развитие Интегративные.
Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.
Тема- «Красна сказка складом, песня ладом». Эпитеты в произведениях фольклора и художественной литературы.
Тема- «Красна сказка складом, песня ладом». Эпитеты в произведениях фольклора и художественной литературы.
Цель: Формировать представления учеников о народном календаре и эпитетах в произведениях фольклора.
· Учить сочинять продолжение сказки, составлять пословицы и их объяснять.
· Развивать познавательную деятельность к предмету через речевое творчество, обогащать словарный запас по теме, использовать эпитеты.
· Воспитывать уважение к народным традициям, чувство восхищения веры в чудеса и межличностные отношения в коллективе.
Оборудование – раздаточный материал.
1.Организационный момент.
Учитель: Загадаю вам, ребятки, загадку:
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки … (мороз).
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а… (лёд).
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Скажите, что за месяц это? (январь).
Идёт январь – “перезимье”, морозами лютыми да зимнею стужей людей пугает. По русскому народному календарю это первый месяц светлой половины года, когда от одного дня к другому “разгорается солнце”!
В народном представлении первые дни января завершали солнцеворот. Позади оставался дух холода и тьмы.Поэтому всем миром устраивали весёлые праздничные гуляния.
-Куда относятся загадки?(К фольклору)
-Какими праздниками богат январь?
(Ответы учеников: Новый год, Рождество, Старый Новый год, Крещение.)
В стародавней Руси звался январь – месяц “сеченем” и “просинцем”.
2.Словарная работа.
Январь – сечень, просинец.
Сечень – сечёт зиму пополам.
Просинец – в январе небо проясняется синевой, словно проталинами. Снега и льды становятся тоже будто синими.
3.Творческое задание “Сложи и объясни пословицу”.
(Класс делится на четыре группы. Каждой группе даны карточки со словами. Необходимо сложить карточки так, чтобы получилась пословица).
1. Январь – году начало, зиме середина.
2. Месяц январь – зимы государь.
3. Январю – батюшке морозы, февралю – метелицы.
4. Январь трещит – лёд на реке в просинь красит.
В январе между Крещением (19 января) и Татьяниным днём (25 января), есть неделя, которая называется “Емельян – накрути буран”, “Емельяны – перезимники”. В эту неделю, каждый вечер собирались ребятишки после уличных зимних забав в натопленной избе послушать бабушкины сказки, да самим их потом рассказывать.
Собрались и мы позабавиться да потешиться,
Пошутить, да ума – разума со дна зацепить!
Мудрая пословица гласит:
“Красна сказка складом…”
Как вы понимаете смысл этой пословицы?
(Ответы учеников.)
Учитель: Верно. Складывать, сочинять сказку, чтобы она получалась красивая.
Но прежде, чем мы начнём складывать сказку, проведём разминку.
-Назовите герое сказок.
Сивка-бурка,добрый молодец,красна девица,Кащей Бессмертный, Змей Горыныч и Баба-Яга. Иван-царевич, Иван – дурак. Чудесные предметы: ковер – самолет, меч – саморуб, волшебный клубок, скатерть – самобранка, живая вода и молодильные яблоки .Важное место в русских волшебных сказках отведено женщинам – красивым, добрым, умным и трудолюбивым. Это Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
Начинаются сказки, как правильно, традиционными формулами зачинов: жили-были старик со старухой…, в некотором царстве, в некотором государстве жили-были…, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был… и заканчиваются традиционными концовками: стали они жить поживать и добра наживать, или устроили они пир на весь мир.
В русских сказках часто используются постоянные эпитеты и устойчивые словосочетания: добрый конь; серый волк; красна(я) девица; добрый молодец; чисто(е) поле; зелено вино; красавица писаная; пир на весь мир; идти куда глаза гладят; ниже плеч буйную голову повесил; (говорить) человеческим голосом; (бежать) во весь дух; и такая красивая, что ни в сказке сказать, ни пером описать; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, или долго ли коротко ли; ну, слава богу! Хорошо, что сам жив остался!… и другие.
Учитель: Ой, смекалистый народ.
Знают всех наперечёт.
Чтоб нам сегодня не тужить,
Пора и сказочку сложить.
Свечка загорается, сказка начинается.
Иллюстрация “Зимняя сказка” в центре.
“В некотором лесном царстве, в зимнем государстве жила в снежном тереме Сударушка Метелица. Была она мастерица – рукодельница, очень любила плести снежные кружева. Бывало наплетёт кружев, выйдет из терема на заснеженную полянку и начнёт танцевать, кружева повсюду расстилать. Весь лес любуется работой Метелицы и её танцем. Нарезвится Метелица, подарит свои кружева берёзкам, ёлочкам, соснами вновь отправится в терем, приниматься за работу.
Но однажды …
Что же могло произойти?
Творческое задание: сочини продолжение сказки.
Ответы учеников. Выслушать 2-3 человека.
Учитель : Очень хорошие сказки сложили ребята. Я вам предлагаю потрудиться. Украсить кокошники для героини нашей сказки сударушки Метелицы
Словарная работа:
Кокошник – девичий головной убор.
Творческая работа по группам.
Класс делится на три группы. На столах лежат шаблоны кокошников из белой бумаги, украшение для них из цветной бумаги в форме кружков, треугольников, ромбов и т. д., клей-карандаш. Учитель даёт задание каждой группе изготовить
Учитель: Зимнее время – время волшебства. Наша встреча сегодня не исключение. Стоит вам, ребята, на несколько мгновений закрыть глаза, произойдут тут же чудеса.
Разминка для глаз.
“Песня ладом” — это окончание пословицы “Красна сказка складом, песня ладом”.
Эпитеты сказки сивка бурка
Никойя
3 курс Вуза (Пилвилинн)
Волшебный мир слов
Проявление постоянных эпитетов в фольклоре (на примере русских народных сказок)
В русской фольклорной прозе есть два многожанровых вида — проза сказочная и несказочная. В своей работе я хотела бы остановиться именно на сказочной прозе, как наиболее мне близкой и интересной.
Русская народная сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил (С.И. Ожегов) — пожалуй, самый «свободный» вид фольклора, менее всего связанный с бытовым контекстом. Сказка имеет множество самых разных функций: это и приобщение юного поколения к этническому и историческому опыту, формирование у него языковой культуры, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи, это и способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал ребенка, его образное и абстрактное мышление. Сказки не только развлекают и поучают детей, но и формирует у них художественный вкус, вырабатывают умение ценить и понимать прекрасное, способствуют формированию гармонически развитой личности.
Существует множество средств поэтической речи, которые используются в сказочном жанре, и которые помогают более образно отобразить обычные предметы, превращая их в сказочные, например: метафоры, персонификация, метонимия, гипербола, сравнения… Но, пожалуй, самым ярким средством является эпитет.
Согласно Словарю русского языка все того же С.И. Ожегова, эпитет – это образное художественное определение. Сопутствуя определяемому слову, эпитет характеризует, оценивает, индивидуализирует предмет, явление или человека, перенося на определяемое слово свое значение и участвуя в создании определенного художественного образа.
В качестве эпитета могут выступать самые разные части речи: существительные, причастия, наречия, деепричастия… Но в своей курсовой работе (согласно изученной в данном триместре теме) в качестве эпитета я буду рассматривать только определения-прилагательные.
Итак, предметом моего исследования будут являться народно-поэтические эпитеты. Цель исследования – изучить, как эти эпитеты проявляют себя в русских народных сказках.
Часть 1. Постоянные эпитеты
Эпитеты, используемые в произведениях народного творчества, очень часто именуют постоянными, так как они не только являются красочным определением, но и неразрывно (или постоянно) связаны с определяемым словом и образуют при этом устойчивое образно-поэтическое выражение. Если объяснять простым языком, то постоянные эпитеты называются так потому, что они остаются неизменными (постоянными) даже при изменившейся ситуации. Например, рученьки у красной девицы всегда будут белыми, даже если они обветрились, загорели до черноты или покрылись веснушками, уста останутся сахарными, а сама девица – красной, даже не смотря на то, что она далеко не красавица.
Ученые, изучающие русский фольклор, выделили четыре основных вида постоянных эпитетов:
— тавтологические,
— пояснительные,
— метафорические,
— синкретические.
Тавтологические эпитеты отличает то, что прилагательное и существительное в них выражают одну и ту же идею, несут в себе один и тот же смысл (например, белый свет, чистое поле, солнце красное, море синее).
Иногда в тавтологических эпитетах можно встретиться не только с тавтологией, но и с некоторыми нюансами их использования. Например, вместо основного слова дается его уменьшительный вариант: красное солнышко, или вместо одного существительного дается существительное с местоимением: солнышко мое красное. За счет этого идет некоторое расширение значения выражения в целом: оно становиться еще более красочным и образным.
В основе пояснительных эпитетов лежит признак, считающийся наиболее существенным для определяемого слова, либо как-то характеризующий его по отношению к практической цели, либо идеализирующий его. Например: столы белодубовые = столы крепкие, добрый конь = конь хороший, сильный, быстрый, золотая колесница = богатая, роскошная колесница, лебяжья шея = длинная и красивая шея).
Пояснительные эпитеты могут носить этнический характер. Так, например, эпитеты черные волосы, золотые волосы, арабский скакун с одной стороны осуществляют функцию идеализации, с другой — являются показателем этнической принадлежности.
Метафорические эпитеты выделяют свойства предмета особым способом: они переносят одно из значений какого-то слова на другое слово на основе того, что у этих слов есть общий признак: брови соболиные, сердце горячее, ветер веселый, т.е. метафорический эпитет использует переносное значение слова.
Синкретические эпитеты являются средством выражения внутренних человеческих чувств и эмоций, например: острое слово, глухая ночь, черная тоска. Довольно часто в фольклоре разницы между метафорическими и синкретическими эпитетами может и не быть.
Кроме того, постоянные эпитеты в фольклоре могут быть повторяющимися: Ночь черным-черна, как черная ворона.
Нередко встречаются в фольклоре и двойные постоянные эпитеты, например бел-горюч камень, и эпитеты-приложения: «Иван-дурак», но подробно на эпитетах-приложениях я сегодня останавливаться не буду.
Что ж, с понятием «постоянный эпитет» мы разобрались, теперь нам осталось посмотреть, как он «ведет» себя в русских народных сказках.
Часть 2. Постоянные эпитеты в сказках
Функции постоянных эпитетов в русских народных сказках довольно разнообразны:
— изобразительная (характеристика свойств героев, предметов, явлений, описание времени и места, где происходят сказочные события),
— выразительная (выражение эмоциональной оценки на происходящие в сказке события),
— композиционная (средство для создания контраста, антитезы), при этом выражение эмоциональной оценки преобладает над простой характеристикой свойств.
Чтобы нагляднее представить себе все эти функции, давайте заглянем в сказки и поищем в них эпитеты.
Стилистика любой сказки подчиняется общефольклорным законам. Здесь много так называемых формул — традиционных словосочетаний, часто повторяющихся поэтических штампов. Часть этих формул составляет обрамление сказки. Среди них — присказка (особый текст, крошечная шутливая небылица, не закрепленная за конкретным сказочным сюжетом), которая привлекает внимание слушателей и вводит их в сказочный мир. Задача присказки состоит в том, чтобы подготовить душу слушателя, вызвать в ней верную сказочную установку. И вырывать его из обыденного мышления помогают образы, создаваемые постоянными эпитетами:
— На море-океане, на острове Буяне стоит дуб зеленый, а под дубом бык печеный, у него в заду чеснок толченый; с одного боку бери да режь, а с другого макай да ешь! Это еще не сказка — только присказка.
— Как на море синем стоит дуб высокий, на том дубу цепи золотые, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет…
— Начинается сказка, начинается побаска — сказка добрая, повесть долгая, не от сивки, не от бурки, не от вещего каурки, не от молодецкого посвисту, не от бабьего покрику.
— Стоял столб точеный, золоченый, на столбе птица — синяя синица, красные перышки. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
После присказки следует сама сказка, и начинается она с зачина. Его назначение – опять же подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад, дать ему понять, что далее будет рассказываться в сказке. Зачин кладёт чёткую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием:
— За синими морями, за зелёными горами, в стародавние времена жил да был…
— В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-поживал…
Слушатель или читатель сразу вводится в действие, узнает, где и в какое время будут происходить сказочные события. И ждет продолжения. Важно то, что эти фразы ритмично построены таким образом, чтобы создать определенную напевность. А образность им придают… правильно, постоянные эпитеты.
В сказках не так много пейзажа, ему уделяется внимание лишь тогда, когда им обусловлено действие, развивающееся в сказке. Поэтому сказка ограничивается малым набором постоянных эпитетов:
— описывающих сказочное пространство: (дремучий, темный лес, синее море, высокие горы, тридесятое, золотое, серебряное, медное царство, родная сторона, чистое поле, высокие горы, черный лес)
— Близко ли, далеко ли, скоро ли, коротко ли, пришел он в густой, дремучий лес, спустился в глубокий овраг.
-дающих описание природы и погоды (тучи черные, гроза страшная, страшный вихрь, ветры буйные, сырая земля, тихий пруд, зеленый сад, молочные реки, кисельные берега, огненная река)
— Подхватил царевича буйный вихрь и понес — горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Летит царевич над глубоким морем, и стало ему страшно.
— использующихся для описания зданий (высокий терем, белокаменные палаты, золотая беседка, избушка на курьих ножках, палаты раззолоченные, дворец царский)
— Идет день, идет другой, на рассвете третьего видит чудесный дворец, у дворца дуб стоит, на дубу ясен сокол сидит.
Еще меньше постоянных эпитетов, характеризующих время (темная ночь, светлый день…)
Вместе с тем в зачине определяются не только место и время действия сказки, но и ее герои, с которыми мы сразу же после начала сказки начинаем знакомиться. И вот перед нами начинают появляться: красная девица, добрый молодец, злая мачеха, глупая старуха, прекрасная королевна, вдовий сын…
Посредством постоянных эпитетов мы можем представить, как выглядят эти герои. Особенно много в сказочном фольклоре традиционных формул женской красоты: красавица писаная, несказанная красота, лицо белое, ручки белые, коса длинная, уста сахарные, брови соболиные, шея лебединая.
Впрочем, сказочные герои мужского пола выглядят ничуть не хуже. С помощью постоянных эпитетов рисуется не просто образ красивого молодого человека (молодец красоты неописанной, ясный сокол, очи соколиные), а вырисовывается монументальный образ русского богатыря (сильномогучий богатырь, грудь широкая, голос зычный, сон богатырский, отчаянная головушка).
Вместе с этим дается характеристика его верного помощника — коня (богатырский конь, круторебрый конь, резвый конь) и рисуются предметы богатырского снаряжения (тридцатипудовая железная палица, тугой лук, тетива шелковая, стрелы каленые, палица боевая, сабля вострая, меч булатный)
Персонажи народных сказок делятся на положительных и отрицательных. Положительные герои в большинстве сказок представляют один и тот же тип искателя, отправляющегося за волшебным предметом или невестой и добивающегося удачи. Их социальное положение не имеет значения: это может быть и храбрый царевич, и былинный богатырь, и простой крестьянский парень. Общее у них одно: их всегда отличают очень светлые человеческие качества, такие, как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость.
Кстати, женщины в сказках тоже могут обладать богатырской силой и сильным характером:
— Заказала Марьюшка трое башмаков железных, трое посохов железных, трое колпаков железных и отправилась в путь-дорогу дальнюю, искать желанного Финиста – ясна сокола.
Добрых сказочных героев непременно ждут испытания, им во чтобы то ни стало нужно отыскать/построить/добыть то летучий корабль, то золотой дворец, хрустальный мост, молодильные яблоки, свинка — золотой щетинка, олень – золотые рога, конь златогривый, живая и мертвая вода, волшебное кольцо, волшебная книга, диво дивное, чудо чудное.
Очень часто в помощниках у главных героев бывают сказочные животные, которые тоже очень образно характеризуются постоянными эпитетами (богатырский конь, серый волк, паршивый жеребенок (который потом станет добрым конем).
Темные силы в народной сказке также могут быть представлены персонажами разными по происхождению. Но функция у них одна: они испытывают героя. К особенностям изображения отрицательных героев относится полное отсутствие красивых физических данных (чудище поганое, змей подколодный), постоянных эпитетов, характеризующих таких героев, в сказках тоже практически нет.
Очень часто сказочные герои становятся неотделимыми от своего постоянного эпитета. И тогда эпитет становится его именем или прозвищем: Иван-крестьянский сын, Финист – ясный сокол, Елена Премудрая, Василиса Прекрасная, Марья Моревна, Варвара краса, длинная коса, Кащей Бессмертный, Лихо одноглазое, Змей Горыныч, Баба-яга — костяная нога, Сивка-Бурка…
Не могу не упомянуть тот факт, что сказочные герои (плохие ли, хорошие ли — не важно) очень любят в сказках произносить самые разные заклинательные формулы — волшебные слова, после произнесения которых мир должен подчиниться воле человека, знающего толк в словесной магии. Здесь важно было не изменить порядок слов и применить точные словесные формулировки, иначе чудо не состоится:
— По щучьему веленью, по моему хотенью…
— Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!
— Катись, катись, яблочко по серебряному блюдечку, покажи ты мне на блюдечке города и поля, и леса и моря, и гор высоту, и небес красоту.
Все сказочные героини всегда утешает своего избранника одинаково:
— Ложись спать — утро вечера мудренее!
— Избушка, избушка на курьих ножках, встань к лесу задом, а ко мне передом.
Во всех этих сказочных заклинаниях использовано одно и то же волшебное средство – постоянные эпитеты.
Кстати, Баба Яга отвечает герою тоже точной формулой: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!» И прилагательное «русский» в данном случае тоже постоянный эпитет.
Вывод
Итак, на основе вышесказанного, можно сделать вывод, что народная сказка имеет в своем запасе легко узнаваемый набор универсальных средств – и это постоянные эпитеты, благодаря присутствию которых народная сказка приобретает особую картинность, образность и необычное сочетание реального и волшебного.
Оценка: 25
Дата сдачи работы: 25.11.2014
Дата проверки: 27.11.2014
Комментарий:
В этот раз обе курсовые по предмету касаются сказок) Интересное исследование получилось. Спасибо!
Русская народная сказка "Сивка — Бурка" Литературное чтение 4 класс "Перспективная начальная школа"
Учебная презентация для учащихся 4 класса по литературному чтению на тему "Сивка — Бурка", Русская народная сказка.
Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка «Сивка — Бурка» Литературное чтение 4 класс «Перспективная начальная школа»»
Сивка – Бурка Русская народная сказка Литературное чтение 4 класс «Перспективная начальная школа»
Белякова Валентина Викторовна
учитель начальных классов МБОУСШ№24
Вспомни. Сказка – вид устных повествований с фантастическим вымыслом.
Постигаем секреты волшебной сказки
- В волшебной сказке главными героями –являются люди, животные выступают помощниками.(Серый волк, лягушка, богатырский конь)
- Чудесные предметы(скатерть – самобранка, волшебный клубок)
- Герой одерживает верх с помощью чародейства
- Если братья и сестры ленивы, то ГЕРОЙ трудолюбив (а иногда наоборот)
- Если они высокие, то он мал ростом
- Если они умны, то он дурачок
- У героя есть связь с волшебным миром
- Вымысел
- Занимательность
- Поучительность
- Приметы: присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты
В некотором царстве в некотором государстве
Царевна — лягушка, Баба Яга
Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!
- «Сивка – Бурка» — (народная, авторская) сказка.
- «Сивка – Бурка» — (волшебная, сказка о животных, бытовая) сказка.
- вещий — предсказывает будущее;
- каурка — масть лошади рыжеватого цвета
- — Как начинается сказка? (жил — был)
- — Сколько сыновей было у старика? (три)
- — Число три — что это за число? (волшебное)
- — Почему именно пшеницу посеял старик? (пшеница — самое дорогое, что было у крестьян)
Старший сын
Средний сын
ленивый, безответственный, не готов к трудностям
лгун, обманщик
Младший сын
Далекий от быта, простой, спокойный
предусмотрительный, смелый
умелый, сильный
бесхитростный,
Иван на самом деле глуп, или сказитель говорит о чем-то другом?
(Дурак для сказки не показатель глупости. Иван-дурак всегда не такой, как все.)
А есть ли в этой сказке помощник? Кто он?
Сивка Бурка
Необычный конь, животное волшебное
«одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»