1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Глава 1. Тесты креативности 4

Глава 1. Тесты креативности 4

В современном мире всё большее значение приобретает креативность. Быть «творческим, интересным и креативным» сейчас не только модно, но и необходимо. Многие руководители требуют от своих сотрудников творческих проявлений, отправляют их на различные тренинги, семинары и прочие развивающие творчество курсы. И вот, в то время как деректора предприятий требуют творческий подход даже у уборщиц, работники и без того творческих профессий не могут быть обычными офисными служащими. Творческие личности по-разному объясняют своё нежелание работать по жёсткому графику, в одном и том же месте, с одними и теми же людьми. Многие представители творческих профессий становятся вольными наёмниками – фрилансерами.

Фрилáнсер (англ. freelancer — свободный копьеносец, наёмник; в переносном значении — вольный художник, вольный стрелок) — человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник). Будучи вне постоянного штата какой-либо компании, фрилансер может одновременно выполнять заказы для разных клиентов. Термин фрилансер впервые употребляется Вальтером Скоттом в романе «Айвенго» для описания «средневекового наёмного воина».

Фрилансер чаще всего сам предлагает свои услуги — через интернет, газетные объявления или радио. Фриланс особенно распространён в таких областях деятельности, как журналистика (и другие формы деятельности, связанные с написанием текстов), компьютерное программирование и дизайн во всех его проявлениях (реклама, веб-дизайн, дизайн интерьера и т. д.), перевод, разного рода консультационная деятельность[1].

Глава 1. Тесты креативности

Тесты креативности (лат. сгеаtio — сотворение, создание) — группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности. Первые тесты креативности появляются в 50-х гг., и их развитие постепенно становится одним из основных направле­ний в современной зарубежной психоди­агностике. Наиболее мощным стимулом этого развития являются результаты многочисленных исследований, указывающие на несоответствие между успешностью выполнения традиционных тестов интеллекта и творческими способностями. Способность продуцировать новые идеи, находить нетрадиционные способы решения проблемных задач была отделена от других способностей и названа креативностью.

Креативность — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно А. Маслоу — это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды.

Сегодня изучение и измерение креативности за рубежом осуществляется в следующих основных направлениях: «Личностном» (влияние на креативность личностных черт) и «познавательном» (влияние на креативность интеллектуальных, познавательных особенностей). Наиболее известные тесты для измерения познавательного аспекта креативности разработаны Дж. Гилфордом с сотрудниками (1959) и Э. Торрансом (1962) [2].

Дж. Гилфорд, в соответствии с кубической моделью структуры интеллекта, разработал систему образных и вербальных тестов, или «открытых» задач, для оценки творческих способностей, основанных на выделении специальных факторов. К ним относятся:

– факторы дивергентной продуктивности, которые описывают основные свойства «мышления в разных направлениях» — это различные виды «беглости» и гибкости мысли, разработанности и оригинальности (всего 16 способностей);

– оценивающее мышление, или фактор чувствительность к проблемам, «открытость» новому опыту.

– конвергентный фактор – семантическое переопределение или переформулировка проблемы.

Время выполнения тестов ограничено, они используются для детей начиная с 10 лет и для взрослых. Приступая к выполнению тестов, очень важно вызвать высокую мотивацию к выполнению заданий, ориентируя на создание множества необычных способов решения проблем.

В отличие от заданий Дж. Гилфорда наибольшую популярность в нашей стране приобрели Миннесотские тесты творческого мышления, разработанные Е.П. Торрансом (МТТМ). Создавая специальные программы стимуляции креативности, Е.П. Торранс подбирал задачи таким образом, чтобы они оказывались чувствительными к основным творческим операциям (обостренное восприятие недостающих элементов, ощущение трудностей, поиск решений в разных направлениях, формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверка и перепроверка гипотез, возможность их усовершенствования и сообщение результатов. Его тесты в миниатюре воспроизводят целостный творческий акт. Широкое применение эти тесты нашли в практике образования во всем мире [6].

В тестах Д. Гилфорда и Е.П. Торранса существуют лимиты времени и фиксированы виды операций, но «смягчено» общение с исследователем (в тестах Торранса) — исследование проводится в форме игры, и, наконец, предусмотрено неограниченное множество ответов испытуемого: любой оригинальный ответ принимается. Креативность проявляется в той мере, в которой ситуация является менее «жесткой» с точки зрения ограничительных требований к деятельности испытуемого[7].

Однако результаты использования этих тестов противоречивы, их вадидность не доказана. В отечественных исследованиях на основе выделения единицы измерения творческих способностей, названной «интеллектуальной инициативой», разработана оригинальная методика «креативного поля» (Д.Б.Богоявленская, 1983). Интеллектуальная инициатива выступает в качестве «клеточки», в которой синтезируются личностные черты и интеллектуальные особенности. Полученные с помощью методики «креативного поля» данные тесно коррелируют с внешним критерием, тем не менее в силу его субъективности необходимо дальнейшее изучение валидности такого подхода к измерению творческих способностей [2].

В настоящее время для оценки уровня креативности в нашей стране наиболее широко применяются тесты творческого мышления Торренса — адаптированный вариант, выполненный Туник Е.Е, батарея креативных тестов, созданная на основе тестов Гилфорда, и адаптированный вариант опросника креативности Джонсона, направленный на оценку и самооценку характеристик творческой личности.

Также для диагностики креативности Е.Е. Туник был адаптирован тест Вильямса, предназначенный для комплексной диагностики креативности у детей и подростков от 5 до 17 лет, оценивающий как характеристики, связанные с творческим мышлением, так и личностно-индивидные креативные характеристики.

Тест состоит из трех частей:

· тест дивергентного (творческого) мышления;

· тест личных творческих характеристик (опросник для детей)

· шкала Вильямса (опросник для родителей и педагогов) [5].

Так как я хочу измерять креативность у творческих людей, которые своим творчеством зарабатывают себе на жизнь, то метод измерения должен быть быстрым (т.к. много времени они тратить не согласятся), быстро обрабатываемым (из-за размеров выборки), и должен быть рассчитан на взрослых людей (иначе вследствие повышенной креативности получу искажённые результаты). Поэтому для своего исследования я хочу взять ОПРОСНИК КРЕАТИВНОСТИ ДЖОНСОНА [4].

Читайте так же:
Как гладить воротники поло

Этот опросник фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. Под креативностью в нём понимается способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

При работе с этим опросником можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут.

Для оценки креативности по опроснику Джонсона эксперт (в нашем исследовании сам испытуемый) наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица (себя) в той или иной окружающей среде (Дома, во время общения с коллегами, обсуждения проблемы и т.д).

Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций.

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов).

Тест 1 незаконченный рисунок э п торренса. Тест Торренса: оценка креативности мышления сотрудников

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, — получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая — образное творческое мышление, третья — словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импро­визации» требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

Оптимальный размер группы — 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

Бремя выполнения фигурной формы теста — 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях — количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени — сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки — слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Читайте так же:
Тест по сказке «Сивкабурка»

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Торренс разрабатывал свои тесты в ходе учебно-методической работы по развитию творческих способностей детей Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 62.. Его программа включала в себя несколько этапов. На первом этапе испытуемому предлагали вербальные задачи на решение анаграмм. Он должен был выделить единственно верную гипотезу и сформулировать правило, ведущее к решению проблемы. Тем самым тренировалось конвергентное мышление (по Гилфорду).

На следующем этапе испытуемому предлагали картинки. Он должен был развить все вероятные и невероятные обстоятельства, которые привели к ситуации, изображенной на картинке, и спрогнозировать ее возможные последствия.

Затем испытуемому предлагали разные предметы. Его просили перечислить возможные способы их применения. Согласно Торренсу, такой подход к тренингу способностей позволяет освободить человека от заданных извне рамок, и он начинает мыслить творчески и нестандартно. Под креативностью Торренс понимает способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии и т. д. Он считает, что творческий акт делится на восприятие проблемы, поиск решения, возникновение и формулировку гипотез, проверку гипотез, их модификацию и нахождение результата. Идеальный, по Торренсу, тест должен тестировать протекание всех указанных операций, но в реальности Торренс ограничился адаптацией и переработкой методик Южнокалифорнийского университета для своих целей Там же. С. 66-71..

Торренс утверждал, что не стремился создать факторно-чистый тест, поэтому показатели отдельных тестов отражают один, два или несколько факторов Гилфорда (легкость, гибкость, оригинальность, точность).

В состав батареи Торренса входит 12 тестов, сгруппированных в три серии: вербальную, изобразительную и звуковую, диагностирующие соответственно словесное творческое мышление, изобразительное творческое мышление и словесно-звуковое творческое мышление Там же. С. 88-90..

1. Словесная шкала включает в себя семь заданий. В трех первых заданиях испытуемый должен задавать вопросы таким образом, чтобы полученные ответы помогли ему отгадать содержание загадочных изображений. Испытуемый должен записать все вопросы, на которые он хотел бы получить ответ, перечислить все возможные причины и последствия ситуаций, изображенных на рисунке. В 4-м задании фиксируются способы использования игрушки в игре. В 5-м задании перечисляются возможные способы необычного употребления обычных предметов. В 6-м задании задаются вопросы по поводу свойств тех же предметов, а в 7-м задании испытуемый должен рассказать обо всем, что может случиться, если возникнет какая-либо неправдоподобная ситуация. Оценивается легкость, гибкость и оригинальность ответа.

Изобразительная шкала состоит из трех заданий. Первое задание состоит в том, что испытуемый должен на белом листе бумаги нарисовать картинку, используя данную фигуру. Во втором задании испытуемому предлагают дорисовать несколько линий, чтобы получились осмысленные изображения. В третьем задании испытуемого просят составить как можно больше изображений с помощью пары параллельных линий или кругов. Оценивается легкость, гибкость, оригинальность, точность.

Словесно-звуковая шкала состоит из двух заданий, которые предъявляются путем воспроизведения магнитофонной записи. В тесте «Звуки и образы» в качестве стимулов используются знакомые и незнакомые звуки. Во втором задании «Звукоподражание и образы» используются звукоподражательные слова, имитирующие звуки, присущие какому-либо объекту (животному, механизму и т. д.). Испытуемый должен написать, на что похожи эти звуки. Оценивается оригинальность ответа.

Надежность тестов Торренса очень велика: от 0,7 до 0,9. Вербальные тесты более надежны, чем изобразительные Там же. С. 100-101..

В отличие от тестов Гилфорда, тесты Торренса предназначены для более широкого спектра возрастов: от дошкольников до взрослых.

Факторный анализ тестов Торренса выявил факторы, соответствующие специфике заданий, а не параметрам легкости, гибкости, точности и оригинальности. Корреляции этих параметров внутри одного одного теста выше, чем корреляции аналогичных параметров разных тестов Туник Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: Метод. руководство. СПб., 1998. С. 20-22..

Рассмотрим характеристику основных параметров креативности, предложенных Торренсом. Легкость оценивается как быстрота выполнения тестовых заданий, и, следовательно, тестовые нормы получаются аналогично нормам тестов скоростного интеллекта. Гибкость оценивается как число переключений с одного класса объектов на другой в ходе ответов. Проблема заключается в разбиении ответов испытуемого на классы. Число и характеристика классов определяется экспериментатором, что порождает произвольность. Оригинальность оценивается как минимальная частота встречаемости данного ответа в однородной группе. В тестах Торренса принята следующая модель: если ответ испытуемого встречается менее чем в 1 % случаев, то он оценивается 4 баллами, если ответ встречается менее чем в 1-2 % случаев, испытуемый получает 3 балла и так далее. Когда ответ встречается более чем в 6 % случаев, присваивается 0 баллов. Тем самым оценки оригинальности «привязаны» к частотам ответов, которые дает выборка стандартизации. Опыт применения тестов Торренса показывает, что влияние характеристик группы, в которой получены нормы, очень велико, и перенос норм с выборки стандартизации на другую (пусть аналогичную) выборку дает большие ошибки, а зачастую и просто невозможен Torrance E.P. Guiding creative talent — Englewood Cliffs, W.J.: Prentice-Holl, 1964. С. 112..

Точность в тестах Торренса оценивается по аналогии с тестами интеллекта. Оригинальность и беглость тесно коррелируют между собой: чем больше ответов, тем они оригинальнее, и наоборот.

Читайте так же:
Джинсы как у веры брежневой

Успешность выполнения данных тестов определяется скоростными качествами психики, и критики справедливо указывают на влияние скоростного интеллекта при решении тестов, диагностирующих, по мысли их разработчиков, креативность. В исследованиях Торренса и Гилфорда выявлена высокая положительная корреляция уровня IQ и уровня креативности. Чем выше уровень интеллекта, тем больше вероятность того, что у испытуемого будут высокие показатели по тестам креативности, хотя у лиц с высокоразвитым интеллектом могут встречаться и низкие показатели креативности. Между тем при низком IQ никогда не обнаруживается высокая дивергентная продуктивность. Торренс даже предложил теорию интеллектуального порога. Он полагает, что при IQ ниже 115-120 баллов (среднее плюс стандартное отклонение) интеллект и креативность неразличимы и образуют единый фактор. При коэффициенте интеллекта выше 120 творческие способности и интеллект становятся независимыми факторами Там же. С. 156-157..

При этом корреляции между креативностью и интеллектом выше, если при тестировании в обоих случаях используется аналогичный материал (словесный, числовой, пространственный и пр.), и ниже, если материал тестов интеллекта и креативности разнороден.

На первый взгляд эти результаты соответствуют гипотезе о парциальности креативности. Возможно, креативности как общего свойства не существует, она определяется только по отношению к тому или иному материалу и, вопреки мнению Торренса, базируется не на общем интеллекте, а на «парциальных» интеллектуальных факторах, таких как пространственный интеллект, вербальный интеллект, математический интеллект и пр. (по Терстоуну).

Итак, тест Е. Торренса — один из лучших в мировой психологической практике страндартизованный инструмент для измерения творческого (креативного) мышления.

Тест позволяет оценить:

* отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам.

Креативность — качество, присущее лишь некоторым людям. Оцените уровень нестандартности мышления персонала, используя тест Торренса. О проведении исследования и интерпретации результатов читайте в статье.

Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство.

Первое издание теста Е. Торренса вышло в 1966 году. Последующие переработанные издания появились в 1974 году, а затем — в 1983 году.

Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно дополненные и развитые в работах профессора Е. Торренса — директора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата Джорджия (США).

Тест Е. Торренса по праву считается классическим в области психодиагностики креативности. Он представляет собой мощный психодиагностический инструмент, требующий профессионализма от его пользователей. «Мощность» теста обусловлена его измерительными возможностями. Большое разнообразие тщательно подобранных заданий предоставляет обследуемому очень широкие возможности для проявления креативных способностей. Это существенно повышает достоверность результатов, полученных с помощью теста Е. Торренса, по сравнению с результатами других тестов на креативность.

Тест Е. Торренса состоит из трех частей: вербальной батареи (7 субтестов), образной батареи (3 субтеста) и звуковой батареи (2 субтеста). Тест позволяет не только оценить уровни развития вербального, образного и звукового творческого мышления, но и получить представление о качественном своеобразии этих отдельных структур креативности у разных людей. Интересно отметить, что уровень развития вербальной креативности в большей степени зависит от условий социализации и влияния внешней среды, в то время как уровень развития образной креативности в большей степени связан с врожденными биологическими особенностями человека.

В данном Руководстве предлагается полная адаптация вербальной и образной батарей теста Е. Торренса, выполненная в ходе многолетних исследований под руководством Е. Е. Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства.

Руководство состоит из трех частей. В первой главе излагаются теоретические взгляды Е. Торренса на природу креативности и методические принципы, использованные им при создании теста. Дается краткая характеристика теста, проводится сравнительный анализ российских и американских исследований, посвященных доказательству его валидности и надежности.

Во второй главе описывается процедура работы с вербальной батареей, в третьей главе — с образной. Структура обеих глав одинаковая. Сначала описываются содержание и психологический смысл отдельных субтестов, затем — особенности процедуры тестирования. Самый большой по объему раздел в этих главах посвящен обработке результатов тестирования — довольно кропотливой процедуре, требующей четкого понимания основных критериев и правил оценки. Каждое правило иллюстрируется соответствующими примерами. Кроме этого, в Приложении приводятся полные обработанные протоколы конкретного обследуемого. Предлагаются нормативные данные, необходимые для перевода сырых баллов в шкальные, полученные на российской и американской выборках. В разделе, описывающем интерпретацию результатов, объясняется, как оценить уровни развития общего и парциальных показателей вербальной и образной креативности, как проанализировать структурный профиль креативности для понимания ее качественных особенностей у данного обследуемого. Приводятся примеры заключений по результатам тестирования.

Предлагаемая работа устраняет дефицит тестов на креативность в нашей стране и обеспечивает практических психологов качественным инструментом, позволяющим выявлять потенциальные творческие возможности человека, которые часто оказываются незамеченными. Выявление креативных детей имеет особое значение в школьной практике, так как для реализации своих возможностей этим детям необходим специальный дивергентный стиль обучения. Кроме этого, тест позволяет проводить экспертизу экспериментальных обучающих программ: выделять программы, которые способствуют только интеллектуальному развитию учащихся, и программы, которые развивают творческое мышление и дают возможность реализовать творческий потенциал личности.

Научный консультант ГП «ИМАТОН»
О. И. Муляр

Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

Информируем Вас, что часть полнотекстовой литературы по психолого-педагогической тематике содержится в электронной библиотеке МГППУ по адресу http://psychlib.ru. В случае, если публикация находится в открытом доступе, то регистрация не требуется. Часть книг, статей, методических пособий, диссертаций будут доступны после регистрации на сайте библиотеки.

Электронные версии произведений предназначены для использования в образовательных и научных целях.

Поиск материала «Диагностика креативности, Тест Е. Торренса, Туник Е.Е., 1998» для чтения, скачивания и покупки

Найденные материалы, документы, бумажные и электронные книги и файлы:

Ниже показаны результаты поиска поисковой системы Яндекс. В результатах могут быть показаны как эта книга, так и похожие на нее по названию или автору.

Search results:

  1. Тесте. торренса

Е . Е . Туник . Диагностика креативности тест Е . Торренса . Методическое руководство.

Читайте так же:
Келвин бридж купажированный шотландский виски

Первое издание теста Е . Торренса вышло 8 1966-ом году. После­ дующие переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году. Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно до­ полненные и развитые в работах профессора Е . Торренса — дирек­ тора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата.

Диагностика личностной креативности Е . Е . Туник . Данная методика позволяет определить четыре особенности творче-ской личности: любознательность (Л); воображение (в); сложность (с) и склонность к риску (Р). Несмотря на ее адресованность юношескому возрас-ту, она не утрачивает своей прогностичности и в зрелом возрасте.

Сравнивая российские и американские данные, Е . Е . Туник отмечает, что по опросник личностных характеристик можно говорить, что по всем факторам: Любознательность, Сложность, Склонность к риску и Суммарный балл.

Купить книгу в интернет магазине My-shop

Канцтовары. Письменные принадлежности. Бумажные канцтовары. Ранцы, рюкзаки, сумки. Канцелярские мелочи. И многое другое.

Для диагностики креативности необходим экспресс-метод, позволя-ющий получить результат быстро и качественно. В рамках этой задачи был адаптирован опросник креативности Д. Джонсона [26]. Существует два подхода к исследованию природы креативности .

В данном издании предлагается полная адаптация вербальной и образной батарей теста Е . Торренса , выполненная в ходе много-летних исследований Е . Е . Туник на факультете психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического ма-стерства.

Туник Е . Е . — « Диагностика креативности .

Методическое руководство» ( скачать ). Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство.djvu.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Психодиагностика творческого мышления. Елены Туник . Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса . Время проведения процедуры — около 40 минут.

Опросник креативности Джонсона, в модификации Е . Туник . Цель: изучение развития творческого мышления ( креативности ) детей дошкольного и школьного возраста. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Диагностика личной креативности ( Е . Е . Туник ). Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА .

Диагностика креативности (Д.Джонсон). Материал содержит методику диагностики креативности школьников по Д.Джонсону. Тест креативности Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностейчеловека.

Какого качества скаченные файлы? Туник Е . Е . Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство.

Госстандарт россии комплексное обеспечение психологической Практики Е . Е . Туник диагностика креативности тесте . Торренса методическое руководство санкт-петербург 1998. ББК88 В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики.

Краткий тест . Фигурная форма. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Характеристика теста креативности Э.П. Торренса . Автор методики — Элис Пол Торренс , известный американский психолог, посвятивший жизнь исследованию творческого мышления и внёсший большой вклад в теоретическое и практическое изучение умственных процессов. В качестве педагога он много лет работал с одарёнными детьми. Тесты составлялись для выявления скрытых творческих способностей, а также с целью разработки коррекционных программ обучения, акцент в которых делался на индивидуальном подходе к каждому из.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Тест креативности Торранса Краткий тест . Фигурная форма. Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торранса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки.

Тест креативности . Торренса . Диагностика творческого мышления. Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека.

Предлагаемый вашему вниманию фигурный тест Е . Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним. Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой.

Е . Е . Туник . Диагностика креативности тест Е . Торренса . Методическое руководство.

Первое издание теста Е . Торренса вышло 8 1966-ом году. После­ дующие переработанные издания появились в 1974-ом году, а затем — в 1983-ом году. Тест был создан в русле концепции дивергентного мышления Дж. Гилфорда и воплотил в себе ее основные идеи, существенно до­ полненные и развитые в работах профессора Е . Торренса — дирек­ тора Центра изучения креативного поведения и декана факультета психологии Университета штата.

Читайте так же:
Города западной европы окончание бридж

Название: Диагностика креативности . Тест Е . Торренса Автор: Туник Е . Е . Жанр: Учебное пособие Издательство: ИМАТОН Год: 1998 Страниц: 171 Язык: Русский Формат: pdf Размер: 50,62 Mb. В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Методическое руководство представляет собой русскоязычную адаптацию всех вербальных и.

Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Скачать бесплатно — 171 листов. Аннотация: В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.

Туник Е.Е. В мировой психологической практике тест Е. Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности. Методическое руководство представляет собой первую русскоязычную адаптацию всех вербальных и образных субтестов методики. Исключительное значение этой работы обусловлено также отсутствием отечественных тестов на креативность.

В данной брошюре приводится батарея креативных тестов (вербальная и образная области) для диагностики детей 5—15 лет. Во второй части дан адаптированный вариант опросника креативности Д. Джонсона

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления ( креативности ) детей дошкольного и школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми являются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса П. (10), адаптированные Туник Е . Е . и.

Тест Торренса «Незавершенные фигуры» предназначен для поиска и выявления творческого потенциала детей. Тест представляет собой серию незавершенных фигур. Диагностические цели: исследование развития одаренности учащихся; оценка эффективности программ и

В тесте отражаются следующие показатели креативности : Гибкость (Гб) мышления означает способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию. Гибкость мышления включает способность к выделению существенных.

Диагностика личностной креативности . Инструкция. Начать прохождение теста онлайн.

PsyTests » Самопознание » Тест креативности Туник . Диагностика личностной креативности . Инструкция.

Диагностика креативности Тест : Торренса Е . Автор: Туник Е . Е . Издательство: СПб.

ГОССТАНДАРТ РОССИИ КОМПЛЕКСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Е . Е . ТУНИК ДИАГНОСТИКА КРЕАТИВНОСТИ ТЕСТ Е . ТОРРЕНСА МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1998 ББК88 В мировой психологической практике тест Е . Торренса является самым валидным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить.

Тест креативности Торренса. Сокращенный вариант теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок». Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5 – 6 лет и до выпускных классов школы (17 – 18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним.

Диагностика креативности . Тест Е . Торренса : адаптив. вариант / Е . Е . Туник .

Описание. Автор. Туник , Елена Евгеньевна. Заглавие. Диагностика креативности . Тест Е . Торренса : адаптив. вариант. Дата поступления в ЭК. 24.05.2006.

Е . Торренс разработал 12 тестов , сгруппированных в вербальную, изобразительную и звуковую батарею.

последний абзац, взят от туда же откуда и весь тест — т. е . того же Торенса .

« Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство» ( Туник Е . Е .) скачать можно.

Существует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Наиболее популярный из них — тест Торренса. Креативность по Торренсу (от лат. creatio — созидание) — это чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы, видоизменяет их, перепроверяет их.

Тест со всех сторон. Елена ТУНИК , кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Университета педагогического мастерства, г. Санкт-Петербург. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты .

Торренс (9) провел изучение креативного мышления и получил следующие результаты: креативность имеет пик в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также возрастает в первые три года обучения в школе, уменьшается в последующие несколько лет и затем получает толчок к развитию.

Диагностика личностной креативности . ( Е . Е . Туник ). Шкалы: любознательность, воображение, сложность, склонность к риску. НАЗНАЧЕНИЕ ТЕСТА . Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р). Интерпретация теста . Основные критериальные проявления исследуемых факторов

Диагностика личной креативности по методике Елены Евгеньевны Туник предназначена для определения четырёх особенностей творческого человека: любознательности, воображения, сложности и склонности к риску. Применяется данная методика, главным образом, при работе с людьми юношеского возраста, однако является эффективной и при диагностике личной креативности взрослых людей. Для начала расскажем о том, что понимается под вышеназванными четырьмя особенностями креативной личности.

» Диагностика креативности . Тест Е . Торренса . Методическое руководство» — читать интересную книгу автора ( Туник Е . Е .)

Тест креативности Торренса — мощная психодиагностическая методика, для работы с которой требуется пройти подготовку. Она состоит из нескольких частей. Проводить их нужно по очереди. Нельзя исключать отдельные вопросы, картинки, иначе вы получите недостоверные результаты.

Скачать субтест. Как провести диагностику креативности с помощью теста . Тестирование проводят индивидуально или в небольших группах от 5 до 10 человек. Объективный результат достигается только в том случае, если тестирование проводится не как.

На данной странице Вы можете найти лучшие результаты поиска для чтения, скачивания и покупки на интернет сайтах материалов, документов, бумажных и электронных книг и файлов похожих на материал «Диагностика креативности, Тест Е. Торренса, Туник Е.Е., 1998»

Для формирования результатов поиска документов использован сервис Яндекс.XML.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector