1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Узник замка Иф (1988)

Узник замка Иф (1988)

Узник замка Иф кадры из фильма

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы — Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

Узник замка Иф (1988): смотреть онлайн Узник замка Иф (1988): смотреть онлайн

тексты песен

Про Дантеса
муз.и сл. А.Градский

Жил юноша на свете,
Он родом был из мест
Где верят и в законы, и в обеты.
Любовь, судьба, измена,
Донос, допрос, навет.
И где ты, вера и свобода, где ты?

Но рок не справится с тобой,
И если верой и судьбой
Случится пересилить этот криз, то
Душой и телом изменись
И в мир для мщения явись,
И назовись красиво Монте-Кристо.

Так кто же этот Кристо,
Видно нет на нем креста,
Расхристан в чувствах, не в ладах с душой ли?
Да нет, он не антихрист,
Он бывший арестант,
А раньше арестанты больше стоили:

За них платили в розницу и оптом,
В рассрочку и вперед,
Чтобы всерьез упрятать и надолго.
Конечно же из ревности,
Общественных забот,
Конечно из приятельского долга.

Но узники злодеев —
Злопамятный народ:
Тиранам не кричат, что обожают.
Для мщенья выгрызаются
Из скалистых пород,
Словами и кинжалами их жалят.

Но не у всех Дантесов
В делах такой успех,
И не у всех богатство в сундуках, но
Всяк Дантес был против всех,
Да всяк Дантес был против всех,
И от таких всегда паленым пахло.

Дантес — он Кристо, не Христос.
Сам спасся, нас же не вознес,
Но есть вопрос —
Что будет после нашей мнимой смерти?
И автор тем уже не прост,
Что задал этот нам вопрос
И дал ответ, а вы его проверьте.

Он так любил
муз. и сл. А. Градский

Он так любил, что не верил он,
Что перед ним закроют двери в дом,
Двери в дом,
Да, не верил он.

Птица летит, все цветет кругом,
Лиц не закрыть, точно двери в дом,
Верил он
И не верил он.

Он боялся думать о ней
И мечтать о ней
Столько долгих дней,
Столько долгих дней,
И мечтать о ней.

Он не мог понять, что сама судьба
Руки развела, двери заперла,
Что она неверна.

Прошлая жизнь его не жива,
Просто ли вышиты кружева,
Сложно ли — продали.

Он боялся думать о ней
И мечтать о ней
Столько долгих дней,
Столько долгих дней,
Да, мечтать о ней.

Если меришь всех по себе,
Если не поверишь судьбе,
Если не оценишь ее Дар ты.
Если возгордиться не прочь,
А вот стать птицей не вмочь,
То запомни хоть имена, Даты,
Да, ты так любил.

Не переспоришь, не утаишь,
Все, что ты стоишь, на чем стоишь,
Богом нам Отдано.
Больно, не больно — его вина,
Только любовь есть всему цена.
Раз, два, три — Продано!

Он боялся думать о ней
И мечтать о ней
Столько долгих дней,
Столько долгих дней,
Столько долгих дней.

Далеко, близко ли долго ли,
Донами,Стиксами, Волгами,
Знали мы
Где вода.
Туп, глуп, стар, сер, сед,
Тут не ? всем
О любви Невода.
Знали мы где суть, а где вода.

Прах твой суть, что ложь,
Правду ты сам поймешь,
Только лишь Подрастешь.
Кто твой враг, кто твой друг,
Прав, не прав мир вокруг,
Глотку рвут
Боль разлук.

Он так любил, что не верил он,
Что перед ним закроют двери в дом,
Двери в дом,
Да, не верил он.

Птица летит, все цветет кругом,
Лиц не закрыть, точно двери в дом,
Верил он
И не верил он.

Он боялся думать о ней
И мечтать о ней
Столько долгих дней,
Столько долгих дней,
И мечтать о ней.

Роль сумасшедшего очень удобна
муз.и сл. А.Градский

Роль сумасшедшего очень удобна:
Ты не в себе, но себе на уме,
Ты из засады за всем наблюдаешь подробно,
Делаешь ход и уверен, что ты на коне.

Но на подобном пути надо не задержаться
И воспитать сумасшедших, таких же, как ты,
И научить идиотами их притворяться.
В жизни своей воплотишь ты любые мечты.

Вот победил ты злодея и сам стал злодеем,
Вот обманул хитреца, но и стал хитрецом.
Именем правды и истины мерзость содеяв,
Ты остаешься с невинным, блаженным лицом.

Только дурак может вверх устремляться,
И лишь безумному вера под стать.
Может быть, братцы, нам всем постараться
Не доверяться шутам и паяцам,
А, переделав наш мир, всем безумными стать.
А, переделав наш мир, всем безумными стать.

Что такое свобода
муз.и сл. А.Градский

Что такое свобода, ответьте мне как на духу.
Не сошьешь пиджака и уху из свободы не сваришь.
Я себя переделать вернее всего не смогу.
Измениться, товарищ, меня ты ничем не заставишь

Так и буду сидеть я в тюрьме и смотреть на луну,
Но не выть на луну, а смотреть на луну все без толку.
Словно волка, меня загоняют в огне и в дыму,
Только волку тому самому впору зубы на полку.

Ну а я улечу, сквозь ночные штыки патрулей,
Мимо стен и дверей промечтаю неузнан и быстр я.
Запирают зверей как людей и людей как зверей,
Но в застенке скорей ты нарвешся на хлыст или выстрел.

Ты не стар и не слаб, над тобою не властны года,
Но года иногда продожаются годы и годы.
Вот и нету оков, а к свободам народ не готов,
Много слухов и слов, а народ не созрел для свободы.

Ну а я убегу, не бывает набоб на бобах.
И в далеких веках отыщу по возможности суть и
Пусть меня стерегут, пусть осудят на страшных судах —
С Богом я не в ладах, а иные неправедны судьи.
С Богом я не в ладах, а иные неправедны судьи

Наша жизнь — суета
муз.и сл. А.Градский

Наша жизнь — суета, проживи хоть до ста лет,
До ста лет, до ста лет.
Суета, маета, кто б ты ни был, достанет,
Где б ты ни был, достанет.

Может просто не надо, не надо бояться,
Не надо бояться
Крепостей и дверей, королей и паяцев,
Королей и паяцев.

Кто рыбак, кто улов, а кто сеть — разъяснит ли
Нам жизнь, разъяснит ли,
Только что же вы сникли, ах, что же вы сникли,
Ах, что же вы сникли.

Была вольной душа, хоть и заперто тело,
А теперь вольно тело.
А душа несвободная горем горела
И мщенья хотела.

Читайте так же:
С чем носить длинную дубленку обувь

Ах, как наши фантазии в сущности хилы,
Скромны и унылы,
Но без золота их воплотить нету силы,
Даже их — нету силы.

Презираем мы злато, его не имея,
Его не имея,
А увидим хоть раз, и от счастья немеем,
Мы от счастья немеем.

Прощай
муз.и сл. А.Градский

Прощай, прощай, навек прощай.
К берегам своих мечтаний отчаль и прости,
Все, что было, забудь,
И — в путь.
Но любовь забыть не обещай, не обещай.
Прощай.

Пусть грусть уйдет, корабль плывет.
Лишь одна ему печаль — что вдали
виден берег родимой земли.
Плыви в даль,
Но не забудь свою печаль, свою печаль
Прощай.

Грех
муз.и сл. А.Градский

Одной водою полито,
Одной рукою полото
То поле, где растет мечта про золото.
За лацканы затасканы,
Охаяны, обласканы
Плоды греха, казавшиеся сказкой нам.

И вот соединение
Мечты с плодом растения,
Дает невероятный урожай греха.
Погодные условия,
Обличья и сословия
Ему не повредят наверняка.

Идет девица ль под венец,
Сказал ли истину мудрец,
Созрел на поле огурец.
Мы мудреца — тем огурцом,
Девицу — в интерес лицом
Греху начало, истине конец.

Ах, согрешил неплохо ты
И небольшие хлопоты —
Создать себе хозяйственный уют.
Ведь ротозеи там и тут
Глазеют, ходят и снуют,
Созреют, в наши руки попадут.

Да, грех виновен только в том,
Что называем мы грехом.
Так нет греха на нем — и наплевать.
И, чтоб не горевать потом,
Пора делиться опытом
Тому, кто хочет всем повелевать.
И, значит, надо поле поливать.

Где ты, свет и сон
муз.и сл. А.Градский

Где ты, свет и сон,
Где ты, смех и стон,
Ты не слеп, судьба не слепа.
Без окна стена, без огня дома
Не прожили б дня,
Не прожили б дня.
Вправо, влево ль руль,
Правду говорю, вру ль —
Ветра нет парусам:
Я себе не верю сам.

Может нужно лгать самому себе,
Может нужно плавать по воле волн?
Мой же утлый челн не уловом полн,
Предоставлен судьбе мой челн.
Вправо, влево ль руль,
Правду говорю, вру ль —
Ветра нет парусам:
Я не верю чудесам.

Словеса чудес, чудеса словес —
Иглы птиц штопают небеса.
Словно тает лес, и теряет вес все,
Во что ты не веришь сам.
На таком пути может нас спасти,
Может всех спасти лишь одна любовь,
Коль в нее поверишь вновь.

Ветер надежды держит парус на рассвет
И молодеешь ты на двадцать лет.
Светит как прежде в небе ранняя звезда,
Что Венерой звалася всегда,
Что Любовью звалася всегда.

Ветер надежды держит парус на рассвет
И молодеешь ты на двадцать лет.
Светит как прежде в небе ранняя звезда,
Что Венерой звалася всегда,
Что Любовью звалася всегда.

Песня о золоте
муз.и сл. А.Градский

Наша жизнь суета, проживи хоть до ста лет. До ста лет, до ста лет
Суета, маета, кто бы ты ни был, достанет. Где бы ты ни был, достанет
Может, просто не надо, не надо бояться. Не надо бояться
Крепостей и дверей, королей и паяцев. Королей и паяцев

Кто рыбак, кто улов, а кто сеть — разъяснит ли нам жизнь, разъяснит ли?
Только, что же вы сникли? Ах, что же вы сникли? Ах, что же вы сникли?
Была вольной душа, хоть и заперто тело. А теперь вольно тело
А душа несвободная горем горела и мщенья хотела

Ах, как наши фантазии, в сущности, хилы, скромны и унылы
Но без золота их воплотить нету силы. Даже их, нету силы
Презираем мы злато, его не имея. Его не имея
А увидим, хоть раз, и от счастья немеем. От счастья немеем

Презираем мы злато, его не имея. Его не имея..
А увидим, хоть раз, и от счастья немеем.
От счастья немеем, мы от счастья немеем…

Что значит златом венце

Задание 2 № 4942

В «Песне про… купца Калашникова» отразились особенности литературного направления, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Назовите это направление.

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив его всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники;

И пирует царь во славу Божию,

В удовольствие своё и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда

Вина сладкого заморского

Нацедить в свой золочёный ковш

И поднесть его опричникам.

И все пили, царя славили.

Лишь один из них, из опричников,

Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил головушку на широку грудь –

А в груди его была дума крепкая.

Вот нахмурил царь брови чёрные

И навёл на него очи зоркие,

Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого, –

Да не поднял глаз молодой боец.

Вот об землю царь стукнул палкою,

И дубовый пол на полчетверти

Он железным пробил оконечником –

Да не вздрогнул и тут молодой боец.

Вот промолвил царь слово грозное –

И очнулся тогда добрый молодец.

«Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,

Аль ты думу затаил нечестивую?

Али славе нашей завидуешь?

Али служба тебе честная прискучила?

Когда входит месяц – звёзды радуются,

Что светлей им гулять по поднебесью;

А которая в тучку прячется,

Та стремглав на землю падает.

Неприлично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися, –

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьёю ты вскормлен Малютиной. »

Отвечает так Кирибеевич,

Царю грозному в пояс кланяясь:

«Государь ты наш, Иван Васильевич!

Не кори ты раба недостойного:

Сердца жаркого не залить вином,

Думу чёрную – не запотчевать!

А прогневал я тебя – воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, –

Тяготит она плечи богатырские,

И сама к сырой земле она клонится».

И сказал ему Царь Иван Васильевич:

«Да об чём тебе, молодцу, кручиниться?

Не истёрся ли твой парчевой кафтан?

Не измялась ли шапка соболиная?

Не казна ли у тебя поистратилась?

Иль зазубрилась сабля закалённая?

Или конь захромал, худо кованный?

Или с ног тебя сбил на кулачном бою,

На Москве-реке, сын купеческий?»

Отвечает так Кирибеевич,

Покачав головою кудрявою:

«Не родилась та рука заколдованная

Ни в боярском роду, ни в купеческом;

Аргамак мой степной ходит весело;

Как стекло, горит сабля вострая;

А на праздничный день твоею милостью

Читайте так же:
Скорость мяча для гольфа рекорд

Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду-поеду на лихом коне

За Моску-реку покатитися,

Кушачком подтянуся шёлковым,

Заломлю на бочок шапку бархатную,

Чёрным соболем отороченную, –

У ворот стоят у тесовыих

Красны девушки да молодушки

И любуются, глядя, перешёптываясь;

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Задание 1 № 4940

Укажите род литературы, к которому относится произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова».

Эпос — литературный род, в котором объектом изображения могут быть любые явления внешнего мира (люди, события, предметы) в их сложных отношениях и взаимосвязях, а также внутренний мир людей. Основа эпоса — повествование, в принципе не имеющее ограничений во времени и пространстве. Возможности изображения предметного мира, психологии людей, идей и настроений самих писателей тоже практически безграничны. Основные эпические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, поэма.

Возможно ответить: лироэпос или лироэпический

Задание 3 № 4943

Установите соответствие между персонажами данного произведения и их высказываниями, касающимися Алёны Дмитриевны: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Иван Васильевич

1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

4) «Вот уж поп прошёл домой с молодой попадьёй,

Засветили свечу, сели ужинать, —

А по сю пору твоя хозяюшка

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А) Иван Васильевич — 2) «Твоему горю пособить постараюся

Вот возьми перстенёк ты мой яхонтовый

Да возьми ожерелье жемчужное.

Прежде свахе смышлёной покланяйся

И пошли дары драгоценные

Ты своей Алёне Дмитревне…»

Б) Калашников — 1) «Как запру я тебя за железный замок,

За дубовую дверь окованную,

Чтоб свету Божьего ты не видела,

Моё имя честное не порочила…»

В) Кирибеевич — 3) «На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебёдушка,

Смотрит сладко — как голубушка,

Молвит слово — соловей поёт…»

Задания Д7 № 4946

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей. Каким термином оно обозначается?

Такое столкновение называется конфликтом. Дадим определение.

Конфликт — это столкновение противоположных взглядов действующих лиц в эпосе, драме, в произведениях лиро-эпического жанра, а также в лирике, если в ней присутствует сюжет. Конфликт реализуется в словесных и физических действиях действующих лиц. Конфликт разворачивается благодаря сюжету.

Задания Д5 C2 № 4947

Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Гнев царя для Кирибеевича страшен, потому что ему не в чем виниться перед Иваном Грозным. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя:

А прогневал я тебя — воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, —

С тоской о неразделенной любви говорит опричник в ответ царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Задание 6 № 4948

В каких произведениях русской литературы любовь героев сталкивается с непреодолимыми обстоятельствами и в чём эти произведения можно сопоставить с произведением М. Ю. Лермонтова?

У Лермонтова в «Песне про купца Калашникова» звучит тема любви всеобъемлющей, захватывающей человека всего, без остатка. Такова любовь и Татьяны Лариной из «Евгения Онегина».

Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя. С тоской о неразделенной любви говорит опричник царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

Кирибеевич не думает ни о чувствах Алёны Дмитриевны, ни о чувствах её мужа — для него существует только его личное переживание, а всё остальное неважно.

Татьяна Ларина, любимая героиня Пушкина, влюблена в Онегина и готова даже ради него переступить через собственную гордость — первой признается в любви Онегину.

Татьяна — высоко нравственный человек, поэтому она не способна предать мужа, когда Онегин наконец-то ответил ей взаимностью:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Её поступок достоин уважения, в отличие от поступка Кирибеевича.

Таким образом, тема любви у разных авторов при наличии особенностей в подходах к её раскрытию всё же имеет немало общего.

Задание 4 № 5944

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей, обозначающееся в литературе термином «_______». Образы Кирибеевича и купца Калашникова даны в сопоставлении на ______.

В основе сюжета «Песни…» лежит острое столкновение персонажей, обозначающееся в литературе термином «конфликт». Образы Кирибеевича и купца Калашникова даны в сопоставлении на контрасте|антитезе.

Задание 2 № 7903

Назовите имя женщины, о которой говорит Кирибеевич.

Речь идёт об Алёне Дмитриевне, жене Степана Калашникова.

Задание 5 № 7924

Выберите ОДНО из заданий (5.1 или 5.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

5.1. Почему Кирибеевич заявляет, что готов принять кару грозного царя?

5.2. Критик В. Г. Белинский о «Песне про купца Калашникова» писал: «Содержание поэмы, в смысле рассказа происшествия, само по себе полно поэзии». Опираясь на приведённый фрагмент, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

5.1. Кирибеевич, любимец царя, привык служить ему верою-правдою. Для царя-батюшки опричник готов жертвовать собой, он не боится смерти. Гнев царя для Кирибеевича страшен, потому что ему не в чем виниться перед Иваном Грозным. Однако любовь к Алёне Дмитриевне, которая заполнила сердце Кирибеевича, сильнее его самого, сильнее страха, сильнее любви к царю, а переживания его страшнее кары царя:

Читайте так же:
Чем обтрепать края у джинсов

А прогневал я тебя — воля царская:

Прикажи казнить, рубить голову, —

С тоской о неразделенной любви говорит опричник в ответ царю:

Лишь одна не глядит, не любуется,

Полосатой фатой закрывается. »

5.2. Чтобы разобраться в оценке поэмы Лермонтова В. Г. Белинским, дадим определение слова «поэтический». Поэтический — значит очаровательный, изящный, поражающий чувство и воображение. Исходя из определения, можно сделать вывод, что Белинский, называя содержание поэмы поэтическим, подчеркивал, что «Песня по купца Калашникова» — произведение высокохудожественное, «поражающее воображение». Действительно, и сюжет, в основе которого столкновение сильных личностей, противостояние романтического героя Калашникова деспотизму Ивана Грозного и страсти Кирибеевича, и стилизация под фольклор делает текст исключительно своеобразным и привлекательным. Художественные средства, которые использовал автор для написания поэмы, близкие народному творчеству, прослеживаются и в приведённом отрывке: это традиционно яркие эпитеты (очи темные, буйный молодец), сравнения (сабля, как стекло), старинные формы народной лексики: просторечные слова (гей ты, гнушатися) и другие. Художественные средства создают неповторимые образы и стиль. «Песня» звучит торжественно и благодаря тонической системе стихосложения:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие –

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Поэтому точка зрения В. Г. Белинского о поэме М. Ю. Лермонтова, на наш взгляд, вполне обоснована.

Что значит златом венце

Шестнадцатого января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство первого русского царя Ивана IV Васильевича, позднее прозванным Грозным. Шестнадцатилетний Иван IV торжественно «венчан бысть на Царство Русское» митрополитом Макарием, что означало официальное принятие юным государем царского титула.

По случаю восшествия на престол Ивана IV был составлен Чин венчания на царство – официальный акт, определявший порядок наделения властью правителя страны. Известны две редакции этого документа, получившие название «Краткой» и «Пространной». Венчание Ивана Грозного проходило в том порядке, который описан в Краткой редакции. Она восходит к Чину поставления на великое княжение Дмитрия Ивановича – первому документально зафиксированному на Руси описанию церемонии избрания нового государя, относящемуся к концу XV века, ко времени правления великого князя Ивана III.

Царское венчание явилось для России актом большого политического значения. Титул царя свидетельствовал о самодержавном характере власти его обладателя. Кроме того, царский титул государя позволял России занять существенно иную позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. До 1547 г. русский правитель титуловался великим князем, что, согласно западной иерархической структуре, было равнозначно принцу или великому герцогу. Наименование главы Русского государства царем уравнивало его по титулатуре с западными монархами, так как титул «царь» соответствовал латинским титулам императора и короля.

Венчание на царство Ивана Грозного было схоже с венчанием великим князем Иваном III своего внука Дмитрия, но церемониал был расширен и усложнен. Прежде всего, изменения касались состава регалий, куда наряду с бармами и Шапкой Мономаха, был включен возлагавшийся на будущего государя «крест честной животворящий», то есть крест, содержавший, как считали, частицу того самого Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот крест, также как и Шапка Мономаха по легенде, был отнесен к дарам Константина Мономаха.

В Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, составленной уже после венчания на царство, по сравнению с Краткой, появляются существенные нововведения. В число царских регалий вошли скипетр, вручавшийся царю после возложения на него Шапки Мономаха, и цепь «злата аравийского золота», возлагавшаяся на царя у Царских врат во время литургии. Исключительными по своей важности нововведениями, включенными в Пространную редакцию, стали таинства миропомазания и причащения.

Миропомазание царя в России происходило во время литургии, которая завершалась таинством причащения. Впервые описание таинства причащения приведено в Пространной редакции Чина венчания Ивана IV, из которой следует, что царь принимал причастие у Царских врат сразу же после того, как причащался ведущий службу архиерей. Зафиксированный в этом документе порядок приобщения царя Святым Тайнам символически сближал его, что чрезвычайно важно, со священнослужителями. Впервые все новшества, отмеченные в Пространной редакции Чина венчания царя Ивана IV, в том числе миропомазание, получили реальное воплощение в 1584 году при венчании на царство его сына, царя Федора Иоанновича.

Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного

Скульптурный портрет царя Ивана IV Васильевича Грозного

Реконструкция М.М.Герасимова.
1964 г.
Гипс; тонирование под бронзу.

В 1963 году гробница Ивана Грозного, находящаяся в дьяконнике и приделе Иоанна Предтечи Архангельского собора Московского Кремля была вскрыта для археологических и антропологических исследований. Известный антрополог М.М.Герасимов по сохранившимся в саркофагах останкам восстановил внешний облик царя Ивана Грозного.

Крест Животворящего Древа в иконе-ковчеге

Крест Животворящего Древа в иконе-ковчеге

Москва, мастерские Кремля 1603–1605; крест – Москва, середина XVI в.; икона-ковчег – Москва, последняя четверть XVI в.; панагия – Иерусалим (?), рубеж XVI–XVII вв., резные изображения на панагии – Москва, около 1621 г.
Дерево, золото, серебро, бриллианты, сапфиры, изумруды, рубины, турмалины, жемчуг; чеканка, эмаль, чернь, золочение.

Золотая чеканная икона-ковчег включает ценнейшие реликвии российского царствующего дома. Прежде всего, это шестиконечный деревянный наперсный крест в золотой оправе, на оборотной стороне которой выполнена черневая надпись о том, что он сделан из «Древа Честнаго и Животворящаго Креста», на котором был распят Спаситель. Под каждой строкой помещен греческий текст того же содержания.
В XVII в. для иконы был создан серебряный ковчег. Согласно надписи на нем, крест был выполнен из древа креста, привезенного на Русь митрополитом Эфесским в составе даров византийского императора Константина Мономаха. Есть все основания считать, что именно этот крест использовался при возведении на престол русских царей, начиная с венчания на царство Ивана IV в 1547 году. Предположительно крест, который в официальных документах упоминался как дар византийского императора, был создан для церемонии венчания Ивана Грозного, о чем свидетельствует его золотая оправа, декорированная сканым узором, расцвеченным эмалью.

Царское моленное место (Мономахов трон)

Царское моленное место (Мономахов трон)

Москва, 1551 г.
Дерево, левкас, золотный атлас; резьба, темпера, позолота, серебрение.

Царское моленное место, называемое также Мономаховым троном в Успенском соборе Московского Кремля было создано в 1551 году, вскоре после принятия Иваном Грозным царского титула. Оно представляет собой великолепный резной шатер, опирающийся подобно тронам древних владык, на фигуры четырех зверей. Название «Мономахов трон»происходит оттого, что на трех боковых стенках Царского места помещены двенадцать барельефных композиций на текст «Сказания о князьях Владимирских», которые повествуют о принесении из Византии от императора Константина Мономаха царских регалий – шапки и барм киевскому великому князю Владимиру Мономаху. Это предание рассматривалось современниками в качестве официального обоснования прав Ивана IV на царский титул. Искусная резьба и стиль рельефов позволяют предположить, что трон исполнили новгородские мастера, работавшие в Москве по приглашению митрополита Макария.

Читайте так же:
Как восстановить цвет полинявших джинсов

Барельефы Царского моленного места

Барельефы Царского моленного места

Москва, 1551 г.
Дерево; резьба, позолота, серебрение.

Четыре барельефа южной стенки Царского места иллюстрируют заключительные эпизоды Сказания о князьях владимирских: «Царь Константин передает послам царские регалии»; «Проводы послов и их путешествие через море», «Царьградские послы приносят дары великому князю Владимиру и просят у него мира», «Митрополит Неофит венчает великого князя Владимира царским венцом». Наиболее важной является последняя сцена цикла — венчание великого князя Владимира Шапкой Мономаха. Именно с тех пор, как говорится в Сказании о князьях владимирских, «и доныне тем венцом царским венчаются великие князья владимирские». Интересно, что в сцене венчания князя Владимира Всеволодовича запечатлен ритуал венчания на царство первого русского царя Ивана IV. Формы пятиглавого храма, за которыми угадывается Успенский собор Московского Кремля, «чертожное» со ступенями место в центре храма со стоящим на нем троном, царские регалии, разложенные на аналоях, наконец, сам порядок их возложения, облачения митрополита и великого князя, – все изображено в полном соответствии с Чином венчания на царство Ивана IV. Это приводит к определенному и, по-видимому, программному «совмещению» двух исторических фигур, в результате чего и весь цикл мог восприниматься как прославление царского достоинства молодого монарха.

Шапка Казанская

Шапка Казанская

Москва, 1553 –1558 гг.; каркас на шапку («верх») – Россия, XVII в. (?)
Золото, серебро, сапфир, рубины, турмалины, бирюза, жемчуг, соболиный мех; чеканка, литье, резьба, чернь.

Своим происхождением и названием Шапка Казанская обязана одному из важнейших событий в истории Московского царства – присоединению к нему Казанского ханства в 1552 г. Скорее всего, венец был сделан по заказу Ивана Грозного в память о походе на Казань, прошедшем под предводительством самого царя. Вслед за включением новых земель происходили соответствующие изменения в титуле Ивана IV, в котором появилось дополнение – «царь Казанский». Таким образом, Шапка Казанская относится к важнейшим государственным символам, история которых неразрывно связана с развитием и становлением Российского государства, являясь одновременно и самым древним из сохранившихся церемониальных венцов, созданных после принятия его правителями царского титула.

Панагия

Панагия

Москва, мастерские Кремля, 1547 (?).
Сардоникс, золото, бриллианты, рубины, турмалины, агат, жемчуг; резьба, чеканка, скань, эмаль, чернь.

В центре золотой панагии помещен овальный трехслойный сардоникс с резным изображением святого Иоанна Предтечи, небесного покровителя Ивана Грозного. В панагию вложен овальный золотой ковчег, который в настоящее время можно видеть через прямоугольное отверстие на ее оборотной стороне. Однако изначально оно было закрыто золотой дверцей с черневым изображением апостола Тита, в день памяти которого родился царь Иван Грозный. Исследователи высказывают предположение, что скорее всего панагия была сделана для Ивана Грозного в связи с его венчанием на царство в 1547 году.

Иоанн Предтеча

Иоанн Предтеча

Икона в окладе.
Москва, середина XVI в.; греческий мастер; оклад – Москва, мастерские Кремля, вторая воловина XVI в.
Дерево, левкас, золото, серебро, рубин, жемчуг; темпера, чеканка, чернь, золочение.

Самая древняя сохранившаяся до наших дней царская патрональная икона с изображением святого покровителя первого русского царя Ивана Грозного написана, вероятно, вскоре после его венчания на царство в 1547 г.

Саккос митрополита Макаря

Саккос митрополита Макаря

Москва, мастерские Кремля; бархат, камка – Италия, первая половина XVII в.; объярь – Италия, XVII в.
Золотный бархат, тафта, объярь, камка, серебро, жемчуг, драгоценные камни, стекло, золотные нити; ткачество, шитье, басма, золочение.

Саккос – парадное архиерейское облачение, изготавливавшееся, как правило, из самых дорогих привозных тканей. Саккос принадлежал митрополиту Макарию – видному политическому и церковному деятелю, духовному наставнику Ивана IV Васильевича Грозного, содействовавшему утверждению его власти и участвовавшему в решении важнейших государственных вопросов. Именно митрополитом Макарием был составлен первый в России Чин венчания на царство.

Урок 28. Имя существительное и его роль в речи

Прочитайте стихотворение Т. Рик «Песенка про имя существительное».

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты –

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ах, какие все слова восхитительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,

Уши, ноги и хвосты,

Булки, яблоки, котлеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ручки, ластики, листы,

И отвёртки, и болты,

Звёзды, облака, кометы –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Ну какие же слова поразительные!

Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,

Пальмы, ёлки и кусты,

Мухоморы и конфеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Кубики и колобки,

Куклы и снеговики,

И компьютер, и дискеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

До чего же все слова изумительные!

Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Мухи, комары, сверчки,

Мотыльки и светлячки,

Книжки, письма и газеты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Да, давно сказать пора:

Доктора и повара,

Журналисты и поэты –

Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

Все младенцы, и банкиры,

Лётчики и пассажиры,

Дяди Коли, тёти Светы

(И они у нас – ПРЕДМЕТЫ!)

ПОСЫЛАЮТ ВАМ ПРИВЕТЫ!

О чём это стихотворение? (Об имени существительном.)

Сегодня на уроке мы будем исследовать имя существительное.

Тема: Имя существительное и его роль в речи.

Я вспомню: что такое имя существительное

объяснять, что обозначает имя существительное;

выделять имена существительные в тексте

распознавать имена существительные среди других частей речи;

находить устаревшие слова-имена существительные;

определять лексическое значение имён существительных

2.Объясняющий модуль.

1. Работа с правилом.

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Для всего, что существует в природе, — воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, — в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.»

Как вы думаете, к какой части речи относится это «великое множество хороших слов и названий»? (Эти слова относятся к именам существительным.)

Вспомним, что обозначают и на какой вопрос отвечают имена существительные.

Имена существительные ― это слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? или что?

Есть имена существительные, которые обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать.

Это люди, животные – живые существа, растения, предметы окружающего мира, вещи, орудия труда, транспорт и т. д.

Есть имена существительные, которые обозначают явления природы (дождь), чувства (любовь), качества людей (доброта), действия (стук), время (миг), события (праздник) и т.д.

Вспомним, имена существительные могут быть мужского, среднего и женского рода.

Дождь железо любовь

Вспомним, имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

называют людей и животных называют неживые предметы

ребёнок, мама, папа, лиса, мышь луна, ручка, стол, стекло

Читайте так же:
Как подобрать джинсы для плоских ягодиц?

Имена существительные могут быть собственными и нарицательными

Фамилии, имена, отчества название предметов

рек, морей, океанов, озер, гор, пустынь)

Названия газет, журналов, книг, картин,

Названия кораблей, поездов, различных организаций

Имена существительные изменяются по числам.

единственное число множественное число

обозначает один предмет обозначает два или несколько предметов

Как вы думаете, слова, какой части речи чаще всего употребляются? (Имени существительного.)

Имя существительное – самая многочисленная часть речи. Докажем это. Для этого

проведём исследование. Обратимся к тексту.

Прочитайте отрывок из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

Найдите в тексте непонятные слова.

Давайте объясним лексическое значение непонятных слов.

Злато – то же, что золото (драгоценный металл).

Царь – титул (почётная должность) монарха (верховный правитель). Царь — почётная должность верховного правителя.

Престол – трон монарха, т.е. место, где сидит верховный правитель. Символ власти.

Венец – это корона. Символ власти.

Дума – мысль, размышление.

Это устаревшие слова. Устаревшие слова – это слова, явления, предметы или понятия, вышедшие из употребления. Например, десница – правая рука; кичка – головной женский убор; ланиты – щёки; очи – глаза, локоть – мера длины; боярин – представитель правящего класса на Руси IX века – начала XIII века.

Прочитайте ещё раз текст и подсчитайте, общее количество слов, входящих в этот отрывок. (В этом тексте 20 слов.)

Подсчитайте количество имён существительных. (Этот отрывок содержит 8 имён существительных.)

Сделайте вывод, какие части речи преобладают в тексте и почему? (В тексте преобладают имена существительные (8), потому что они обозначают предметы, явления, состояния.)

Продолжаем своё исследование. Понаблюдаем за ролью имён существительных в речи.

Из известного нам отрывка исключим все имена существительные

Видит: весь сияя в …,

Без имён существительных текст потерял всякий смысл. Стало непонятно, что хотел сказать автор.

А теперь уберём из этого же отрывка глаголы.

…, весь сияя в злате,

Царь Салтан … в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

Хотя текст и потерял ясность, но смысл легко восстанавливается.

Вывод: без имени существительного невозможно построить текст, передать мысли, чувства, переживания, какую-то информацию.

Л.Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

Л.Успенский своим высказыванием говорит нам о том, что как хлеб для человека является важнейшим блюдом, символом достатка, благополучия, так и имя существительное делает предложение единым и понятным. А из предложений складывается наша речь.

4. Тренировочный модуль.

1.Чистописание.

1)Пропишите буквы (прописную и строчную), с которой начинается имя верховного правителя из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Видит: весь сияя в злате,

Царь Салтан сидит в палате

На престоле и в венце

С грустной думой на лице.

2)Выпишите из отрывка сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» имена существительные с безударными гласными в корне.

3)Спишите этот отрывок.

2. Словарная работа.

Определите слова по их лексическому значению. Запишите их в 3 столбика. Поставьте ударение. Обозначьте орфограммы.

Упакованные в дорогу вещи.

То же, что и разговор.

Общее название изделий из тяжёлого металла.

3. Прочитайте слова. Определите, какой частью речи являются слова.

Ходить, добрый, стучать, честный, бегать, ловкий, дружить, весёлый.

Образуй от данных слов имена существительные. Напиши по образцу.

Что? ходьба, доброта, … .

4. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите текст. Найдите и подчеркните в тексте имена существительные.

Через всю поляну вьётся лесная тропинка. Мы любим гулять по этой тропинке. Ранней весной мы здесь наблюдаем за полётом птиц.

(По И. Соколову-Микитову)

5. Прочитайте стихотворение В. Луговского. Подберите заголовок к этому стихотворению: «Ветер», «Ночь», «Колыбельная»? Объясните, почему? Подчеркни в стихотворении те имена существительные, которые не обозначают конкретных предметов.

Ветер в горы полетел

И упал в ущелье.

Листья вьются по шоссе

Совы спят на чердаке,

Спят под нашей крышей.

Бродят в горе и тоске

Кот гуляет под столом,

Засыпает тихий дом…

6. Прочитайте стихотворение З. Александровой. Найдите в тексте имена существительные. Подчеркните одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.

Где летом пели зяблики,

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

7. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму «Большая буква в именах собственных».

(Х,х)удожник (И, и)лья, (Т,т)ётя (К,к)лава, (П,п)рекрасная (Е,е)лена, (Д,д)едушка (В,в)итя, (С,с)овет (Д,д)яди, (П,п)риятный (З,з)апах, (К,к)лоун (Н,н)икулин, (М,м)ой (Г,г)ород.

8. Закончите предложения. Используйте слова для справок.

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский … .

Иван Андреевич Крылов – русский … .

Корней Иванович Чуковский – известный детский … .

Пётр Ильич Чайковский – знаменитый … .

Илья Ефимович Репин – прекрасный русский … .

Слова для справок: писатель, баснописец, композитор, поэт, художник.

9. Прочитайте текст. Выпишите имена существительные в два столбика.

Тяжело зимой людям и животным на севере. Зима там длинная и холодная. Людей и груз везут на собаках лайках. Это верные друзья.

10. Прочитайте басню И.А. Крылова. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните имена существительные.

«Как, милый (П,п)етушок, поёшь ты громко, важно!»

«А ты, (К,к)укушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно!».

Тут (В,в)оробей, случась, промолвил им:

«Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,

Всё ваша музыка плоха!»

11. Соотнесите предложения и схемы. Подчеркните в предложениях одушевлённые имена существительные жёлтым цветом, а неодушевлённые – зелёным.

(где?) .

(что?).

(как?) .

(что?) (кому?).

(когда?) (какой?) .

Тигр грозно рычал.

Сегодня дул сильный ветер.

Строители построили дом.

Я отправил сообщение другу.

В поле растут колокольчики.

12. Восстановите пословицы. Объясните их смысл. От выделенных слов образуйте имена существительные.

Летний день лучше новых двух.

В здоровом теле дружба с плохим – змеиный яд.

Старый друг год кормит.

Дружба с хорошим человеком – лунный свет, здоровый дух.

13. Восстановите текст. Спишите. Найдите и замените устаревшие слова. Подчеркните одной чертой предложение, в котором выражена основная мысль текста. Предложение с однородными членами предложения разберите по членам предложения.

Взошло солнце. Оно высветило изумительной красоты зимний белоснежный наряд. Ребятишки высыпали на улицу. Малыши устремились к горке с санками, дощечками. Все хотят скатиться с ветерком! Очи блестят. Ланиты разрумянились. Липкие комья снега летели во все стороны.

Зима дарит людям много радости.

Всю ночь шёл густой снег. Крупные снежинки мотыльками кружились в свете окна. За несколько часов всё в природе изменилось.

14. Решите кроссворд. Определите имя существительное по его лексическому значению.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector