1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Кавказская черкеска. Не просто обмундирование

Кавказская черкеска — это не просто военное обмундирование или повседневная функциональная одежда. Это настоящий образ жизни, определённая философия, демонстрация приверженности к древней традиции. Надевая черкеску, мужчина солидаризируется с историей целого региона, целого пласта истории российской державы. Черкеска была для мужчины второй кожей. Именно поэтому, когда её время ушло, казалось, будто с военного сословия, особенно на Кавказе, содрали кожу.

Происхождение черкески и её «классический» вид

Восточные корни черкески подчёркнуты тем, что в могильниках, исследованных советскими археологами, костюмы, напоминающие черкеску, были сшиты из иранских и согдийских тканей. Впрочем, встречались образцы черкесок, созданные из китайских и византийских тканей.

При этом происходила своеобразная эволюция черкески, поэтому самые старинные её образцы порой напоминали общеизвестный кафтан весьма отдалённо. К тому же черкески быстро распространились по всему Кавказу, приобретая у каждого народа свои особенности. В 1841-м году художник Григорий Григорьевич Гагарин отправился на Кавказ, но в качестве военнослужащего, будучи прикомандированным к экспедиции генерала князя Александра Чернышёва. Несмотря на военные действия, Гагарин составил множество портретов местного населения в национальной одежде. Мы можем увидеть, что у кабардинца черкеска оранжевая, у черкеса серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья словно намеренно порван, а у азербайджанца рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища.

Не менее интересны изыскания польского писателя и археолога Яна Потоцкого, который посетил Кавказ в начале 19-го века и оставил своеобразные зарисовки о той поездке, правда, менее изящные, нежели портреты Гагарина. Осетин у него изображен в короткой черкеске без выреза на груди, а ее борта были стянуты тремя парами завязок. Ингуш одет в черкеску с воротником-стойкой, а чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами.

Однако вернёмся к хорошо знакомой нам «классической» черкеске. На адыгском языке черкеску называют «цый». Она представляет собой распашной вид верхней мужской одежды, надеваемый поверх бешмета (стёганый, глухо застёгнутый полукафтан, плотно обхватывающий грудь и талию). Черкеска обладала особым кроем, который и характеризовал её уникальность, функциональность и статный внешний вид одетого в неё мужчину.

Плотно облегающая верхняя часть черкески плавно расширялась к низу за счет притачных по линии талии боковых трапециевидных клиньев. Спинка и средняя часть переда, цельнокроеные с нижней частью, сужались к талии и расширялись к низу. По спинке на линии талии делали утолщения, поддерживающие от сползания пояс. Спущенная линия плеча, свободный крой у рукава создавали комфорт и не стесняли всадника в движении, особенно во время боя. Черкеска шилась без воротника с глубоким V-образным вырезом на груди. Застёгивалась черкеска на петли и пуговицы.

Особенной частью черкески, которая и отличала её от многих других видов кафтанов, было наличие газырниц. По линии груди с двух сторон зеркально располагались газырницы для футляров с порохом — газырей (хьазыр). Они чаще всего были костяными. В них располагалась конкретная мера пороха и пуля. Парадные газыри делали из серебра, но, конечно, не всем это было по карману. Собственно говоря, и вся черкеска должна была подчёркивать статус своего хозяина. В зависимости от её длины, качества и цвета материала можно было легко понять социальное положение владельца.

Казацкие черкески

Однако далеко не всё так просто, как кажется на первый взгляд. На столетия ранее известной нам черкески в истории появляется чекмень. Его описывают как верхнюю мужскую одежду из черного или коричневого сукна домашней выработки длиною до середины голени. В области груди чекмень туго обтягивал фигуру, книзу от линии талии расширялся за счет сборок или клиньев, лежащих мягкими складками. Чекмень застёгивался чуть ниже груди на крючки или петли и пуговицы. Ничего не напоминает?

Главное же, на карачаево-балкарском языке черкеску называют «чепкен», на кумыкском – «чепген», а на ногайском – «шепкен». Таким образом, разница между чекменем и черкеской несколько расплывается.

Более того, глубокие отношения между Кабардой и Россией завязались задолго до замирения Кавказа. На службу русскому царю охотно шли многие знатные представители Кавказа с правом ношения привычной им одежды. Уже в 16-м веке в стольном граде Москве купцы с Кавказа напропалую торговали чекменями, а основными клиентами были как раз казаки. И среди ассортимента чекменей кавказских купцов особенно в ходу были «чекмени черкесского покроя». Таким образом, вполне можно рассудить, что словосочетание «черкесского покроя» — прямое указание на то, что сам чекмень воспринимался как общепринятая одежда, которая, возможно, была заимствована с весьма древней поры.

В 1817 году появляется один из первых документов, регламентирующих ношение черкески в качестве униформы кавказских казаков. Черкеска должна была быть пошита из тёмно-синего сукна. На груди же, как водится, размещалась газырница на 16 пистолетных патронов. Спустя чуть более десяти лет командующий войсками Кавказской линии генерал-лейтенант Георгий Арсеньевич Эммануэль и вовсе установил всем казачьим полкам кордонной линии однообразное обмундирование и снаряжение «черкесского образца».

Читайте так же:
Бридж резорт комплекс бассейнов бриз

С тех пор эволюция черкески началась в самих войсках. Появилась необходимость регламентирования ношения её не только казаками, но и армейскими солдатами и даже офицерами – столь популярна была черкеска. Уже с 1830-го года всем полкам Кавказской линии полагалось иметь целых две черкески: одна парадная, обозначаемая часто как мундир, а другая повседневная, походная. Цвет используемой ткани же зависел от полка, в котором служил офицер или рядовой. Бытовали тёмно-синие черкески, коричневые, серые, бордовые и даже белые.

Случались и некоторые откровенно комичные ситуации. Во вновь сформированных полках молодые командиры с целью унификации и экономии предписывали иметь просторные черкески, чтобы их можно было надеть на полушубок в особо холодное время, а в тёплые сезоны носить её же. Выглядел этот мешок откровенно смешно, не считая того, что терял свою функциональность. Периодические возмущения казаков такими нововведениями в конце концов вынудили командование разрешить вместо полушубков иметь ватный бешмет.

К концу 19-го века и вовсе появился исключительно зимний вариант черкески – черкеска, отороченная чёрной овчиной. Примерно в это же время получили распространение так называемые бекирки, т. е. черкески на меху с закрытой грудью и высоким воротником.

Непосредственно на Кавказе бекирки появились с лёгкой руки Бекира Тургиева. И, конечно, на груди бекирки располагались газыри.

Черкеска сдаёт боевые позиции

Но прогресс неумолим и жесток ко всему сущему, что выпадает из разряда необходимости. К началу 20-го века война в корне изменилась благодаря новым технологиям. Невиданная ранее артиллерийская мощь загнала людей в траншеи, заставив ползать в грязи, рыть ходы в земле и пытаться максимально слиться с местностью. Последнему способствовала в том числе и авиация. Черкеска утрачивала все свои функциональные свойства.

Во-первых, черкеска была необычайно заметна, что в условиях новой войны, в которой ценилась скрытность, было огромным минусом. Во-вторых, длинные полы мешали при ходьбе и ещё более мешали при ползании. В-третьих, газыри потеряли свою первоначальную ценность.

После Русско-японской войны в Кавказском казачестве развернулась острая дискуссия по поводу обмундирования. При этом нашлось большое количество ярых противников замены черкески. Апологеты старинной формы были по-казачьи патриархальны, а также опасались, что нововведения будут осуществлены за их счёт. Споры порой переходили все разумные пределы на грани бунта. Нередко казаки трактовали замену черкески как дискриминацию всего казачества, мол, «сегодня за черкеской, а завтра за нами придут». Был вынужденно найден временный компромисс, т.к. на стороне апологетов черкески был сам государь император, любивший носить черкеску.

Командование приказало шить черкески только из сукна защитного цвета, так же, как и бешметы. На эти цели интендантствам отвели определённое количество материи. Однако эти полумеры не возымели должного эффекта. Война диктовала свои аргументы. Но казачество, которое располагало исключительным правом повседневного ношения черкески в качестве знака своей принадлежности к воинскому сословию, противилось всеми силами любым реформам. Далеко не все полки удалось на время войны перевести на ношение рубах защитного цвета с карманами вместо газырей, также с разрешением носить кинжал на поясе.

Так или иначе, но кровавый водоворот начала прошлого века вытравил черкеску. Легендарная форма оставила свои боевые позиции, но до сих пор осталась отличительным знаком как казачества, так и народов Кавказа.

ГЛАВА XII. Казачий Наследника полк

В 1827 году и на Дону, и в Петербурге только и разговоров было, что о предстоящей войне с турками. Донские казачьи полки находились на Кавказе, где воевали с персиянами. На Дону оставалось всего несколько полков, и в том числе Атаманский. Уже зимой 1827 г. приказано было нашему полку в составе пяти сотен собраться в Новочеркасске и быть готовым к выходу.

Несмотря на то, что у полка была строго определенная форма, сотни были одеты не однообразно. Происходило это оттого, что казаки обмундировывались сами, на свой счет. Полковых портных не было, мундиры шили по станицам, почему и покрой был не совсем одинаковый, и отличия были нашиты неправильно. Вооружены казаки тоже были различно. Были у казаков и шашки с эфесом без дужки казачьего или восточного образца, были и сабли, отбитые у французов, и кривые турецкие ятаганы. Древки у пик были темно-красного цвета. Ружья были кремневые, у кого нарезные штуцера или карабины, у кого гладкоствольные линейные ружья. Калибр их был вдвое больше нынешних — семилинейный. Заряжались они с дула. Казаки имели патроны, в которых хранился порох и пуля. Пуля была круглая. Заряжали ружье в двенадцать приемов. Надо было «скусить патрон», то есть зубами оторвать пулю патрона, потом насыпать порох в дуло, забить шомполом пулю, вставить шомпол на место, насыпать немножко пороху на полку подле курка, и тогда можно было стрелять. Во время дождя порох намокал и не загорался от искр. Нашим дедам нелегко давалась меткая стрельба.

Читайте так же:
Пропорции уксуса для джинсов

Кроме ружей казаки имели еще пистолеты — у кого один, у кого два. Пистолеты были с одним дулом и с двумя — двойные. Оттого и в песне нашей поется:

Сам на сером коне,

Грудь горит в серебре,

По бокам пистолеты двойные.

Офицерские чины отличий не имели. Была разница только в штаб-офицерских и обер-офицерских эполетах.

Но атаману Иловайскому хотелось привести все это в порядок, и вот 1 — го января 1827 года на офицерских эполетах казачьих полков для различия чинов повелено иметь кованые звездочки: у хорунжих — одну, У сотников — три, у майоров — две, у подполковников или войсковых старшин — три.

10-го июля 1827 года приказано вместо султанов на шапках иметь шерстяные шарики, называемые «помпонами», у казаков белые, у офицеров серебряные. Шарики эти казаки покупали на ярмарках в особых лавочках…

Доблести наших дедов в Отечественную войну, а потом храбрость донских казаков в войне с персиянами обратили на войско Донское милостивое внимание Государя Николая Павловича.

2-ое октября 1827 года для Донского войска и нашего полка в особенности должно быть памятно. Войско получило Атамана — Наследника Цесаревича, а наш полк стал Шефским полком Его Императорского Высочества Наследника Великого Князя Александра Николаевича.

После Л.-Гв. Казачьего Его Величества полка Атаманский полк первый и единственный из казачьих полков, имеющий Шефом Особу Императорской Фамилии.

Велика была радость наших офицеров и казаков, когда их собрали однажды в октябрьский день на площади и командир полка генерал полка Кирсанов прочел следующий Высочайший рескрипт на имя Наказного Атамана войска Донского Генерал-Майора Кутейникова.

«Дмитрий Ефимьевич! — значилось в рескрипте. — Назначив приказом, сего числа отданным, любезного сына моего, Наследника, Великого Князя Александра Николаевича Атаманом всех казачьих войск, повелеваю вам объявить о сем по вверенному вам храброму войску Донскому, уверен будучи, что оное найдет в сем назначении новое доказательство моей признательности и благоволения к оному за его знаменитые услуги Отечеству и верность к престолу, в коих я тем более удостоверен, что оно уже и при начале царствования моего явило столь блистательные опыты Своего усердия и храбрости в настоящую войну с Персиянами. При сем повелеваю считать ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЫСОЧЕСТВО, Наследника Великого Князя Александра Николаевича Шефом Донского Атаманского полка, которому и именоваться — казачьим Его Императорского Высочества Наследника полком».

Пребываю Вам благосклонный «НИКОЛАЙ»

октября 1827 года.

Шефу нашего полка шел в это время десятый год. Он родился 17 апреля 1818 года.

С этого дня, как мы увидим дальше, Казачий Наследника полк пользовался особым расположением Его Высочества.

Царственный юноша с редким вниманием следил за боевыми успехами полка, чутко относился к нуждам своим атаманцев, широко помогая своим казакам…

21 января генерал Кирсанов сдал полк подполковнику Захару Спиридоновичу Катасанову, а через два месяца после этого потянулись, сверкая пиками на весеннем солнце, синие ряды атаманцев в поход в знакомые отцам поля Молдавии и Валахии.

Война Турции была объявлена.

Читайте также

Донской казачий полк во время суворовских походов.

Донской казачий полк во время суворовских походов. Казачьи полки в это время собирались всего за несколько месяцев до начала похода. Являлся указ войсковому атаману от военной коллегии о сборе известного числа полков и тогда атаман рассылал наряд по станицам. Состав

ГЛАВА 12. КОРОННЫЙ ПОЛК

ГЛАВА 12. КОРОННЫЙ ПОЛК Был февраль 1702 г. Туман покрывал серой ватой окружавшие город поля. В десяти шагах уже нельзя было увидеть даже лошадь. Нашим героям пришлось, спешившись, двигаться на ощупь, чтобы найти ночлег. Наконец они набрели на полуразрушенную хижину,

Четвертая глава Особая группа «К», или полк СС «Варяг»

Четвертая глава Особая группа «К», или полк СС «Варяг» Еще одной частью, сформированной под эгидой «Цеппелина», стала Особая группа «К», известная также как Особый полк СС «Варяг». Командиром этого формирования стал бывший офицер Российской императорской армии Михаил

Глава 7 Полк Гришина

Глава 7 Полк Гришина Партизанский полк под командованием Гришина, организованный в 1941 году и продолжавший действовать до лета 1944 года, видимо не может служить примером типичного партизанского отряда, но выпавшие на его долю злоключения, несомненно, представляют огромный

Читайте так же:
Майл бомбер что это

Глава 8 Полк Ковпака

Глава 8 Полк Ковпака В конце осени и начале зимы 1941 года в лесах неподалеку от Брянска была организована небольшая группа партизан под командованием С.А. Ковпака, украинца из Полтавской области. Мозгом этой группы, по всей видимости, являлся комиссар СВ. Руднев. Весной 1942

Глава 4 Полководец Германик, племянник Тиберия, — это казачий атаман-конкистадор Ермак-Кортес, завоевавший Америку

Глава 4 Полководец Германик, племянник Тиберия, — это казачий атаман-конкистадор Ермак-Кортес, завоевавший Америку 1. Тиберий-Грозный и его племянник (или брат) Германик-Ермак Историю императора Тиберия и его наложение на Ивана Грозного мы подробно обсудили в предыдущей

Глава 20. Рождение официального наследника

Глава 20. Рождение официального наследника Долгожданное событие свершилось 20 марта 1811 года! Мария-Луиза родила Наполеону сына. Его назвали Наполеоном-Франсуа-Жозефом.Роды не были простыми, и происходили они при следующих весьма странных, если не сказать таинственных,

ГЛАВА XXI. Лейб-Гвардии Атаманский полк

ГЛАВА XXI. Лейб-Гвардии Атаманский полк Пожалование полка в молодую гвардию. — Увеличение содержания офицерам. — Пожалование полку георгиевского штандарта. — Отвоз старого знамени в Новочеркасск.Полковник Дмитрий Иванович Жиров был коренной атаманец. С полком он ходил

ГЛАВА XXX. Л.-Гв. Атаманский полк в 4-хэскадронном составе на службе в Петербурге

ГЛАВА XXX. Л.-Гв. Атаманский полк в 4-хэскадронном составе на службе в Петербурге Трудность службы в двухэскадронном составе. — Хлопоты ген. Мартынова. — Генерал Короченцов. — Прибытие с Дону еще 2-х эскадронов. — Офицерское собрание. — Перемена лагерной стоянки. —

Лейб-гвардии Казачий полк, его история и боевой состав

Лейб-гвардии Казачий полк, его история и боевой состав Ветеран наполеоновских войн, известный кавалерист и автор мемуаров, генерал Марбо считал, что в Лейб-гвардии Казачьем полку служат — «лучшие кавалеристы русской армии»<674>.К 1813 г. Лейб-гвардии Казачий полк уже имел

Глава 8 Воспитание наследника

Глава 8 Воспитание наследника 11 октября 1717 года Петр возвратился в Санкт-Петербург. «Две принцессы, его дочери [Анна и Елизавета, тогда девяти и восьми лет], ожидали его перед дворцом, одетые в испанские костюмы, – доносил в Париж г-н де Лави, французский консул, – а его

Розділ IV Марш Київської й Волинської дивізії. — Зустріч штабової колони з бригадою червоних лотишів. — Напад червоної кінноти на наші штаби. — Марш колони полк. Дубового. — Напад Коцури на 3-й кінний полк

Розділ IV Марш Київської й Волинської дивізії. — Зустріч штабової колони з бригадою червоних лотишів. — Напад червоної кінноти на наші штаби. — Марш колони полк. Дубового. — Напад Коцури на 3-й кінний полк Як особливість подій в першій половині лютого треба підкреслити,

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Представитель лакцев, коренного народа Северного Кавказа (преимущественно Дагестана)
В советское время в массовой культуре эти небольшие кармашки ассоциировались, конечно, с Балбесом из «Кавказской пленницы». В комедии есть известный эпизод в ресторане, где герои обговаривают похищение невесты. Балбес в исполнении Юрия Никулина достает из нашивок своего псевдокавказского наряда папиросу и что-то вроде прикуривателя.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Юрий Никулин в роли Балбеса — Леонид Гайдай/Мосфильм,1967

В действительности этот элемент костюма называется «газыри». Их нашивали на грудь многие кавказские народы — от грузин, чеченцев и осетин до кабардинцев и адыгейцев. Впервые русские увидели такой костюм на черкесах, поэтому исторически сложилось так, что кафтан с такими нашивками называется в русском языке «черкеска».

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Слева — черкес, справа — кабардинец — Григорий Гагарин

Газыри появились на черкесках в XVIII веке, с появлением огнестрельного оружия. В перехваченные тканью или кожей небольшие отверстия помещали пули и нужное для них количество пороха. По сути это был патронташ. Такое устройство не давало пороху намокнуть.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Руководители Горской республики (между 1917-1920) — Общественное достояние

В отсеках ближе к подмышкам хранили щепки для разжигания снаряда, а позже специальное устройство — капсюль. Газырей могло быть от четырех и до 18 с каждой стороны. Кстати, изначально их не нашивали на грудь — были специальные сумки-газырницы, которые надевались через плечо или крепились на пояс.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Газырница, XIX век

Многие кавказцы воевали на конях, поэтому главной функциональной особенностью газырей было то, что они позволяли заряжать ружье прямо на скаку.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Мужчина в черкеске с газырями демонстрирует коня, которого хочет продать, 1900-ые

В XIX веке Российская Империя стала завоевывать территории Кавказа и конные казачьи войска переняли многие элементы одежды кавказцев — меховые шапки-папахи, плащи-бурки, изогнутые сабли-шашки, а также черкески с газырями.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Казак императорского конвоя, 1910-13 — Петр Веденисов/Архив Александра Николаевича Одинокова/russiainphoto.ru

Особенным роскошеством считались газыри с серебряными наболдашниками. Кстати, в черкеске с газырями любил красоваться и Николай II, но в его костюме это была исключительно декоративная деталь.

Читайте так же:
Орифлейм милк хоней голд боди крем

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Николай II в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка

Самым известным казаком и обладателем газырей (после Балбеса) был барон Врангель, генерал царской армии, а затем один из предводителей антибольшевистского Белого движения, в котором казаки играли не последнюю роль.

Повседневной военной формой Врангеля был черный кафтан с нашитыми на нее газырями. За специфический наряд его даже прозвали черным бароном. Была у него и белая, парадная форма с газырями.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Служили казаки и советской власти, и последняя уважала ставшую традиционной форму — на Параде Победы 1945 года на груди казаков красовались и газыри, и ордена.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Кубанские казаки на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в форме образца 1936 года — Alexander Kiyan (CC BY-SA 3.0)

Сейчас черкеску с газырями можно часто увидеть на исполнителях народных танцев.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Народный ансамбль песни и танцев Абхазии — Томас Тхайцук/Sputnik

В День сыновей 22 ноября 2021 года звучат поздравления в стихах и в прозе

День бухгалтера, 10 ноября: красивые поздравления в картинках со стихами, открытки

День Матери 2021: когда отмечают в России, как красиво поздравить маму с торжеством

Открытка в День матери 2021 года подарит улыбку и настроение каждой маме

День матери 2021 в России: история и традиции праздника

День сыновей в России отмечают 22 ноября 2021 года

Изможденный муж Анастасии Заворотнюк вышел на лед, чтобы заработать на лечение жены

Когда отмечают День матери в России в 2021 году и какие традиции у праздника

Москвичам и жителям Подмосковья напомнили адреса пунктов вакцинации, где можно поставить

Вопрос о новых единовременных выплатах широко обсуждается в сети

Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии активной ссылки на наш сайт.

При копировании материалов для интернет-изданий – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Газырь или для чего казакам нагрудные кармашки

Специальные кармашки на груди были отличительным элементом национального костюма многих кавказских народов, а также казаков. Что же они там хранили?

Представитель лакцев, коренного народа Северного Кавказа (преимущественно Дагестана)

Представитель лакцев, коренного народа Северного Кавказа (преимущественно Дагестана)

В советское время в массовой культуре эти небольшие кармашки ассоциировались, конечно, с Балбесом из «Кавказской пленницы». В комедии есть известный эпизод в ресторане, где герои обговаривают похищение невесты. Балбес в исполнении Юрия Никулина достает из нашивок своего псевдокавказского наряда папиросу и что-то вроде прикуривателя.

Юрий Никулин в роли Балбеса

Юрий Никулин в роли Балбеса — Леонид Гайдай/Мосфильм,1967

В действительности этот элемент костюма называется «газыри». Их нашивали на грудь многие кавказские народы — от грузин, чеченцев и осетин до кабардинцев и адыгейцев. Впервые русские увидели такой костюм на черкесах, поэтому исторически сложилось так, что кафтан с такими нашивками называется в русском языке «черкеска».

Слева - черкес, справа - кабардинец

Слева — черкес, справа — кабардинец — Григорий Гагарин

Газыри появились на черкесках в XVIII веке, с появлением огнестрельного оружия. В перехваченные тканью или кожей небольшие отверстия помещали пули и нужное для них количество пороха. По сути это был патронташ. Такое устройство не давало пороху намокнуть.

Руководители Горской республики (между 1917-1920)

Руководители Горской республики (между 1917-1920) — Общественное достояние

В отсеках ближе к подмышкам хранили щепки для разжигания снаряда, а позже специальное устройство — капсюль. Газырей могло быть от четырех и до 18 с каждой стороны. Кстати, изначально их не нашивали на грудь — были специальные сумки-газырницы, которые надевались через плечо или крепились на пояс.

Газырница, XIX век

Газырница, XIX век

Многие кавказцы воевали на конях, поэтому главной функциональной особенностью газырей было то, что они позволяли заряжать ружье прямо на скаку.

Мужчина в черкеске с газырями демонстрирует коня, которого хочет продать, 1900-ые

Мужчина в черкеске с газырями демонстрирует коня, которого хочет продать, 1900-ые

В XIX веке Российская Империя стала завоевывать территории Кавказа и конные казачьи войска переняли многие элементы одежды кавказцев — меховые шапки-папахи, плащи-бурки, изогнутые сабли-шашки, а также черкески с газырями.

Казак императорского конвоя, 1910-13

Казак императорского конвоя, 1910-13 — Петр Веденисов/Архив Александра Николаевича Одинокова/russiainphoto.ru

Особенным роскошеством считались газыри с серебряными наболдашниками. Кстати, в черкеске с газырями любил красоваться и Николай II, но в его костюме это была исключительно декоративная деталь.

Николай II в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка

Николай II в форме Лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка

Самым известным казаком и обладателем газырей (после Балбеса) был барон Врангель, генерал царской армии, а затем один из предводителей антибольшевистского Белого движения, в котором казаки играли не последнюю роль.

Повседневной военной формой Врангеля был черный кафтан с нашитыми на нее газырями. За специфический наряд его даже прозвали черным бароном. Была у него и белая, парадная форма с газырями.

Петр Врангель

Служили казаки и советской власти, и последняя уважала ставшую традиционной форму — на Параде Победы 1945 года на груди казаков красовались и газыри, и ордена.

Кубанские казаки на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в форме образца 1936 года

Кубанские казаки на Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года в форме образца 1936 года — Alexander Kiyan (CC BY-SA 3.0)

Сейчас черкеску с газырями можно часто увидеть на исполнителях народных танцев.

Народный ансамбль песни и танцев Абхазии

Народный ансамбль песни и танцев Абхазии — Томас Тхайцук/Sputnik

  • 3870 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Нам хорошо известна яркая история походов викингов 9–11 столетий. Но повседневность и культура средневековой Скандинавии также заслуживает внимания.

Альтинг: «народовластие» в Исландии

О культурной и общественной жизни скандинавов в 9−11 вв. рассказывают исландские литературные произведения. Исландцы не только сохранили язык, традиции и обычаи древней Скандинавии, но также смогли значительно обогатить культуру северных стран.

Читайте так же:
С чем сочетаются оливковые джинсы

Средневековая карта Исландии. Источник: Pinterest

Около 870 года жители Норвегии начали перебираться в Страну льдов. Название, данное колонистами острову, безусловно, оправдывало себя: льды, гейзеры, вулканы, чёрный песок, отсутствие древесины и каменистая почва. Однако у берега находились просторные пастбища, на которых можно было пасти скот. Это обстоятельство послужило поводом к переезду на остров скандинавских земледельцев. Немалую роль в переселении сыграла агрессивная и суровая политика Харальда Прекрасноволосого, который занимался объединением Норвегии.

Переселенцы у берегов Исландии. Источник: Pinterest

Заселение острова перешло к финальной стадии около 930 года: хутора земледельцев и скотоводов заполонили прибрежные районы, и вскоре вся Страна льдов была разделена на четыре административные единицы. В каждой находился свой судебный орган — тинг, который подчинялся общему собранию — альтингу. Последний являлся местом не только законотворчества и решения общеисландских проблем, но также давал людям возможность познакомиться со своими земляками, послушать саги и узнать свежие новости.

Собрание у древних германцев. Источник: Pinterest

Процедура ежегодного проведения альтинга выглядела примерно следующим образом. Хранящий в своей памяти правовые обычаи «законоговоритель» взбирался на «Скалу закона» и вещал для всех собравшихся. Собственно, другой власти в Исландии не существовало. Как и вооружённых сил: окружённый морями и океаном остров был хорошо защищён природой. И вплоть до 13-го столетия ничего не менялось, все вопросы решались с помощью народовластия. В отдельных регионах Исландии силу набирали крестьянские вожаки, которые брали на себя и жреческие функции. В начале второго тысячелетия на альтинге обитатели Исландии решили принять христианство.

«Законоговоритель» на альтинге. Источник: Pinterest

Исландские саги

Как было сказано ранее, жители Страны льдов оказали огромное влияние на культурное развитие Северной Европы. Ведь именно они смогли сохранить древнегерманские легенды и сказания. Поэты-скальды родом из Исландии невероятно ценились при дворах молодых королевств Норвегии, Швеции и Дании. Прославляя подвиги монархов и поднимая боевой дух дружин, они снискали себе славу. Память о своих предках исландцы сохранили в сагах. Особой популярностью пользовались песни о героях и богах, которые перекочевали из устной традиции в письменную только к 13-му столетию.

Искусство стихосложения ценилось не меньше, чем умение орудовать мечом и ездить верхом. Скальдическая поэзия стала особым жанром, писать в котором было дано далеко не каждому. Дар такого поэта называли не иначе как «брагой Одина», «дивным даром» и «мёдом поэзии».

Снорри Стурлусон. Источник: Pinterest

Известный историописец 13-го столетия Снорри Стурлусон, благодаря которому нам известны «Младшая Эдда», «Круг земной» и «Сага об Эгиле», утверждал, что скальды не приписывали героям своих саг деяний, которые они не совершали, ибо «это было бы насмешкой, а не хвалой». Традиции устного творчества в целом были незыблемы.

К сожалению, часть произведений, написанных на пергамене, сгинула в пожаре в Копенгагене в 18-м веке.

Мирная жизнь исландцев и скандинавская мифология

По сути, картина мира у жителей холодного острова не сильно отличалась от их континентальных собратьев и предков. Собственная усадьба, огороженная частоколом — натуральный прообраз Мидгарда. Он же — человеческий мир, который возделывают сами люди. Вокруг простирался враждебный мир — Утгард, где проживали хтонические существа и всевозможная нечисть. Дословно, Утгард — пространство, расположенное за оградой. Человеческое воображение рисовало и место, где находилась высшая сила — Асгард.

Один на Слейпнире. Источник: Pinterest

В усадьбе Асов проживали бессмертные боги, которые ожидали финальной битвы с чудовищами и гибель мира. В Вальхалле за столом собирались павшие воины и пировали вместе с верховным богом Одином. Его сын Тор постоянно совершал вылазки в Утгард и громил йотунов — ледяных великанов. Безусловно, культ войны присутствовал у германских народов ещё с начала первого тысячелетия нашей эры.

Но в мирное время боги могли помочь и в хозяйских делах. Тор был другом земледельцев, Фрейр и Фрейя помогали им с урожаем, а мудрый одноглазый Один, похитивший у великанов «мёд поэзии», даровал его скальдам.

Тор ловит Ёрмунганда. Источник: Pinterest

К богам относились с доверием, но при этом когда Асы не подавали знаков и не помогали, люди переставали приносить им жертвы и отказывались от дружбы с тем или иным представителем Асгарда.

К началу процесса крещения скандинавских народов трактовка мифов и легенд претерпела изменения, и в конечном счёте у общества сформировались представления о богах как о древних правителях Швеции, Дании и Норвегии, которые лишь позже обрели божественную сущность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector