1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кипа или ермолка

Кипа или ермолка?

Как-то спросили у ребе: «Где в Торе написано, что нужно носить ермолку?» «Ну, это проще простого, – ответил ребе, – ведь сказано: «И пошёл Авраам». Разве вы можете представить себе, что Авраам ходил с непокрытой головой?!».
А если сейчас спросить обычного человека, как выделить в толпе верующего еврея, то в девяти случаях из десяти он ответит: «Они носят на голове такую специальную шапочку».
Известно, человек чтобы выразить своё уважение к своему другу, а тем более к богу, снимает шапку перед ним. Евреи делают, по сути, то же самое, только не снимая головной убор.


Кипа – ярко выраженный символ еврейской религиозности, хотя её ношение – не закон, а обычай. Нигде в Торе и Талмуде евреям не предписывается покрывать голову (см. народную мудрость в начале). Тем не менее, обычай покрывать голову принят всеми евреями издавна в любой стране их пребывания. Смысл этого обычая – показать, что еврей осознаёт существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это, даже больше (выше) головы. Кроме того, надевая кипу, еврей декларирует свою принадлежность к еврейскому народу и своему же религиозному мировоззрению.
В соответствии с традицией, мужчины (включая мальчиков с 13-ти лет) должны везде ходить с покрытой головой – и на улице, и дома. Формально, способ покрытия головы не имеет значения. Это может быть шляпа, кепка, берет и т.д., но последние лет двести предпочтение отдается именно кипе. Цвет и материал значения не имеет. При этом ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консервативные и традиционалисты – лишь в синагоге или во время еды. Реформисты не считают необходимым для мужчин покрывать голову, а женщины никогда не носят кипы. Неевреи тоже имеют право надеть ермолку, если хотят, просто в знак уважения к еврейским традициям.


Есть такое мнение, что кипа была принята благодаря Законам Омара, созданным в VII в. н.э. одним из первых мусульманских халифов. Согласно этим законам евреи не имели права носить тюрбаны, как мусульмане, а должны были носить какие-то иные головные уборы. По другой версии, «моду» на кипу принесли на Ближний Восток тюрки. В VIII-X вв. на этих территориях жила основная часть еврейского народа. Доказательством «тюркской» гипотезы считают второе название кипы – ярмолка (ермолка). По мнению ряда экспертов, это от тюркского «ягрмурлук» («дождевик»). Впрочем, многие верующие считают, что слово «ярмолка» – не тюркского, а еврейского происхождения от «ярей малахи» – «трепет перед царём» или «боящийся Бога». А вот слово «кипа» в переводе с иврита – «полу шар» или «купол».
Есть ещё одна гипотеза появления кипы – во времена захвата Иудеи Грецией многие евреи приняли эллинскую культуру. Конечно захват страны был чисто номинальным, бескровным, но греки принесли на земли, где проживали евреи театр, спорт, новую литературу и др. Чтобы отличаться от проэллинских иудеев, ортодоксальные стали носить небольшие головные уборы, дошедшие и до нас в виде кипы.

И это ещё не всё – ношения кипы необходимо, чтобы экранировать то, что в голове творится и не допускать всякие глупости до Творца. Как говорят сами евреи, со временем ношение головного убора стало характерным признаком еврея – как мезуза (прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента, содержащий часть текста молитвы Шма) на дверях еврейского дома, как празднование субботы, ношение цицит (сплетённые пучки шерстяных нитей, которые обязаны носить мужчины с 13 лет (возраст Бар-мицва), на углах четырёхугольной одежды) и посещение миквы (водный резервуар для омовения («твила») с целью очищения от ритуальной нечистоты).

Но что больше всего удивляет в кипе, так это – как она держится на голове?
Обычная матерчатая кипа довольно тяжёлая, и поэтому она держится на голове сама по себе, благодаря силе тяжести, но они бывают не только матерчатые и поэтому действительно могут слететь с головы, чтобы не случилось такого казуса, её закрепляют металлическими заколками. Что интересно, эти заколки помимо основного назначения используются для завинчивания винтиков, разрезания фруктов, чистки ногтей, ими можно есть мороженое. Некоторые специалисты насчитывают десятки альтернативных способов использования этого девайса.
Ультраортодоксальные евреи допускают ношение заколок, но считают всё же, что это не их метод. Раввины обычно советуют просто подбирать кипу по размеру, примерять перед зеркалом, пока она не станет сидеть как следует. Говорят, что кипа подобрана верно, если она не слетает с головы после того, как человек проспал в ней всю ночь.

Читайте так же:
Ветровки крокид температурный режим


Ещё более трепещущий вопрос – как она держится на лысой голове?
Есть несколько вариантов ответа на этот вопрос:
– крепится силиконовой резинкой (по типу женского чулка);
– с помощью двустороннего скотча или специального клея;
– никак, носят просто так, не пристегивая.
Если упала кипа – поднял и пошёл дальше, если нужно бежать или много наклоняться – либо в карман кладут, либо кепку надевают.
Смысл ношения кипы обусловливается следующим объяснением:
– еврей осознает существование Бога.
– еврей осознает мудрость Всевышнего.
– ценит это выше своей головы.
Интересно, что форма, цвет и размер кипы позволяют сразу определить конфессиональную принадлежность ортодоксального еврея мужского пола. Виды кип в зависимости от конфессии и степени религиозности:
– хардальники – большая, однотонная (часто белая), вязанная с контрастным узором по краю;
– кипот сругот – это значит «вязаная кипа», произвольного цвета вязаная кипа круглой формы, которую зачастую надевают сионисты;
– ноар гваот – огромная, на всю голову, грубой вязки;
– хуцники – замшевая тёмная или чёрная, его хозяин является верующим человеком и строго соблюдает все заповеди;
– чернокипенцы – чёрная вязанная;
– харедим – чёрная бархатная или суконная, эти люди поверх кипы нося шляпу и не снимают кипу даже во время сна;
– бреславский хасид (кодовое название «На-нах») – представители некоторых богатых хасидских дворов носят белую, вязанную с кисточкой, чтобы намекнуть на свою принадлежность к изучению каббалы;
– хабадник – чёрная суконная;
– шабатники – вязанная величиной с монету достоинством в пол-шекеля.


Многие ультраортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво, и требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор или, по крайней мере, накинут талит.
В любой стране есть своя армия с униформой. В израильских армейских синагогах есть специальные кипы защитного цвета. В наше время звучат предложения обязать носить подобные кипы всех религиозных солдат. Маленькая кипа, размером с «пятак», обычно теряющаяся в густой шевелюре или, наоборот, сверкающая на свежевыбритой голове, называется кипат-груш. Когда светский человек должен пойти в синагогу или принять участие в религиозной церемонии, он нередко надевает так называемую праздничную кипу белого цвета из плотной материи. На какую голову рассчитаны эти кипы – неизвестно, поскольку они ужасно сидят практически на любой. Отдельные воинствующие атеисты утверждают, что не носят кипу, поскольку головным убором им служит небесный свод – кипат га-шамаим.


В Израиле продают кипы на каждом шагу и на развалах, и в специализированных магазинах и лавках, в которых сотни и сотни кипот разных по размерам, материалу и форме: вязаные, шёлковые, бархатные, маленькие на большую голову и большие – на маленькую, остроконечные и плоские, шести- , четырёх- и восьмиклинные…
И понятно, что вязание кип – это любимый вид женского религиозного рукоделия. Кипы вяжут везде – в автобусах, на лекциях, в очереди к врачу или чиновнику. Кстати, любопытный факт: женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием кипот, которые затем продаются в Израиле.
Но есть кипа, которую не сможет надеть ни один еврей – это «Кипат га-Села» («Купол над скалой»), которая не головной убор, а вообще купол. Правда, красивый и из золота. По-арабски он называется Масджид Куббат ас-Саахра – мусульманское святилище над камнем Основания на Храмовой горе в Иерусалиме, рядом с древнейшей в мире мечетью Аль-Акса Является одной из главных святынь ислама. В числе памятников Старого города входит в Список всемирного наследия.
А еще есть кипа адума («красная кипа»). Это не головной убор кардинала, а всем нам с детства знакомая Красная Шапочка.
Религиозные евреи носят кипу на голове. Светские – где придется: в кармане, «напузнике» или просто в бардачке машины, – поскольку в повседневной жизни она им не нужна. Но это позволяет светскому человеку быть всегда готовым на случай попадания в эпицентр непредвиденного религиозного действа.
Евреи утверждают, что если кипа свисает с волос или же просто держится на заколке, то ее обладатель далеко не верующий человек. Он надел ее в силу своей служебной необходимости и при первом удобном случае обязательно ее снимет.
Некоторые хасиды считают, что в траурный или Судный день необходимо надевать кипу темного цвета. Головной убор такой окраски можно носить и повседневно. Но на праздники по субботам желательно носить белую кипу.
Очень часто некоторые хасиды в праздничные дни надевают меховые головные уборы. Они считают, что покрывать голову кипой, недостаточно благочестиво.

Читайте так же:
Чем оттереть воротник пуховика от тонального крема

Ермолка

Ермо́лка, ки́па или кипа́ (ед. ч. ивр. ‏ כִּיפָּה ‏‎ кипа, мн. ч. кипóт; идиш ‏ יאַרמלקע ‏‎ я́рмолке) — традиционный еврейский мужской головной убор.

В словаре Даля ермолка — «лёгкая шапочка вплоть по голове, без околыша или какой-либо прибавки; особенно того вида, как на́шивали её евреи» [1] . В Энциклопедии «Религия» кипа — «головной убор благочестивого еврея, символизирующий скромность, смирение и благоговение перед Всевышним. Представляет собой маленькую круглую (вязаную или сшитую из ткани) шапочку, прикрывающую макушку» [2] . Может носиться отдельно или под верхней шляпой. Ермолку иногда прикрепляют к волосам заколкой.

Содержание

Обычай ношения ермолки и его истоки [ править | править код ]

В давние времена головной убор был знаком контакта с Богом — голову покрывали во время служения Всевышнему (во время молитвы, произнося благословения, изучая Тору и т. д.). Тора (Шмот 28) предписывает коэнам, служащим в Храме, надевать головной убор. Некоторые евреи носили кипу постоянно — этим они хотели показать, что все их поступки направлены на Служение. Смысл этого обычая-правила — показать, что еврей осознает существование Всевышнего и Его мудрость, ценя это даже выше головы, наиболее развитой и важной части человека.

У христиан мужчина оказывает уважение Богу, снимая головной убор, у иудеев — нося его. В течение дня, особенно во время молитвы или чтения Торы, голова должна быть покрыта кипой. Вместе с тем ношение ермолки является обычаем, но не законом. Нигде в Торе или Талмуде евреям не предписано обязательно покрывать голову. Ортодоксальные евреи носят кипу всегда, консерваторы — в синагоге и во время еды. Реформистский иудаизм считает ношение кипы необязательным [3] [4] . Нерелигиозные евреи надевают кипу при посещении синагоги, во время траура по умершим и на бар-мицве. Неевреи могут надеть ермолку при посещении синагоги или иудейских священных мест, в знак уважения к еврейским традициям они нередко так и делают [5] [6] [7] [8] [9] [10] .

В ортодоксальном иудаизме женщины никогда не надевают кипы, но замужние еврейки покрывают голову платком или париком (после замужества лишь муж может видеть волосы женщины). Хотя согласно традиции кипа — исключительно мужской головной убор, в некоторых современных течениях иудаизма женщинам не возбраняется надевать кипы.

Тем, кто думают, что выбрать ермолку — дело простое, предлагаю посетить магазин «Кипот левин» на площади Шабат или «Кафтор ваферах» на улице Меа шеарим в Иерусалиме. Полки этих магазинов разделены на десятки мелких ячеек, в которых по размерам, материалу, форме разложены ермолки. Вязаные, гладкие черные, шёлковые черные, бархатные, маленькие на большую голову и большие — на маленькую, остроконечные и плоские, шести-, четырёх- и восьмиклинные. Свою ермолку религиозный еврей видит издалека, подходит прямо к полке с тем фасоном, который носят в его общине, и выбирает нужный размер. Хасид, например, никогда не купит бархатную или расшитую ермолку, не говоря уже о вязаной.

Существуют различные виды ермолок и по их виду (цвету, размеру и материалу) можно легко определить не только религиозность еврея, но и к какому течению и направлению иудаизма относится человек, носящий ермолку. Ашкеназские кипы обычно сшиты из 4 или 6 клиньев ткани строгих цветов, как правило, чёрный верх и белая подкладка. Сефарды предпочитают меньшего размера, цветные, вязаные или украшенные вышивкой. Хасиды носят кипу под шляпой или меховой шапкой [2] . Белые кипы (вайсе ярмулке) носят, например, представители некоторых хасидских дворов, желающие намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу (главным образом, хасиды Реб Ареле, называемые также Толдес-Арн) и некоторая часть Бресловских и других хасидов, жителей квартала Меа шеарим). Иногда такая кипа имеет помпончик. Приверженцы движения «Хабад» носят чёрную шестиклинную кипу. Чёрная бархатная ермолка, отороченная чёрными или коричневыми лисьими или собольими хвостами, служит основой хасидского парадного головного убора, называемого штраймл.

Читайте так же:
Джинсы левайс 714 straight

Для большинства ортодоксов шляпы, покрывающие всю голову, предпочтительнее ермолок. Хасиды в праздники надевают меховые шапки. Другие, более либеральные ортодоксы носят чёрные ермолки. Течение «современных ортодоксов» (последователи рава Кука) предпочитает совсем маленькие вязаные ермолки. Выражение «кипа сруга» («вязаная кипа») означает общину современных ортодоксов, если о ком-то говорят: «Он кипа сруга», — это значит, что он современный ортодокс.

Женщины-палестинки, проживающие в деревнях на Западном берегу реки Иордан, занимаются вязанием ермолок, которые затем продаются в Израиле [11] .

Этимология [ править | править код ]

Слово «ермолка», вероятно, тюркского происхождения, по мнению ряда экспертов, от тюркского ягмурлук — «дождевик» (ср. др.-русск. емурлукъ — «дождевик» от тур. jağmurluk ). Непосредственным источником заимствования является польское слово jarmułka, означающее «шляпа» [12] [13] .

Еврейская народная этимология связывает слово с арамейской фразой йарэ малка, означающей «трепет перед царём» (имеется в виду Всевышний). Другой вариант — что это «сокращение двух ивритских слов — йерэ ме-элока („боящийся Бога“)» [14] .

Согласно еврейской традиции, покрытая голова — знак того, что над вами могучая сила. На иврите слово «кипа» означает «покрытие» или «купол». Эквивалентом ему являются французское calotte и итальянское calotta, оба означающие «купол» в архитектуре.

Израильтяне ставят ударение в слове кипа на втором слоге, как в иврите; в русском языке ударение обычно на первом слоге.

Иное употребление слова «ермолка» [ править | править код ]

В отличие от слова «кипа» термин «ермолка» имеет более широкое значение и обозначает небольшую круглую шапочку, которую могут носить не только евреи. В частности, на Руси ермолка была домашним головным убором знатного человека [15] [16] . В Российской империи «ермолкой» называли небольшой головной убор без полей, его носили дома в зимнее время, надевая только с халатом или шлафроком (домашним пиджаком). «Ермолка — круглая мужская шапочка, надеваемая на затылок; носится в комнате» (Попов М. «Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке», 1907).

Такой же головной убор является частью одеяния католического духовенства. После принятия сана и выбривания тонзуры католический священник должен был носить пилеолус или soli Deo (с  лат.  —  «только Богу»). Рассказывают, когда в 1964 году Папа Павел VI посещал Израиль, в газете «Джерузалем пост» появилась фотография: Папу встречает израильский президент Залман Шазар, а подпись под фотографией гласит: «Папа — тот, кто в ермолке» [17] .

Также известна академическая ермолка — традиционный головной убор учёных [18] [19] .

Сходны с ермолками круглые сванские шапочки (сванки) из тонкого войлока (обычно серые с отделкой из тесьмы) — элемент национальной одежды сванов (Грузия) [20] .

В русском языке существует выражение «свинья в ермолке», впервые употреблено Н. В. Гоголем в «Ревизоре» по отношению к одному из персонажей и означает чванливого человека с необоснованно большими претензиями [21]

«Надзиратель за богоугодным заведением Земляника: совершенная свинья в ермолке» [22] .

Как выбрать «правильную» кипу?

Обычай покрывать голову лежит в основе многих религий, в том числе и в иудаизме, где это действие распространяется как на замужних женщин, так и мужчин. Покрывать голову можно шляпой, бейсболкой, шапкой и тд. Наиболее распространенными еврейскими головными уборами является кипа (мн.ч. кипот) или ермолка. «Йерэй малка», что значит «трепет пред Царем», — именно так расшифровывается «ермолка». Ну а «кипа» означает «покрытие», «купол». В ортодоксальном иудаизме женщина не одевает кипу, это противоречит закону Торы — «Да не будет мужской одежды на женщине», а вот в реформаторском или консервативном — такое вполне можно увидеть, да и женщины не только в кипе, но и в талите (полотно с кистями, предназначенное для молитвы мужчин).

Читайте так же:
Две пары гольфов или гольф

Зачем еврею носить кипу?

Еврей носит кипу в знак уважения к Богу. У религиозных евреев кипа на голове, у светских — где придется: в кармане, бардачке и тд. на случай похода в синагогу, к Котелю (Стене плача) или встречи с датишными. Ношение кипы является традиционным, обрядовым действом, не являющимся заповедью Торы. К слову знаменитая хохма на этот счет.

«Задали вопрос раввину:
— Рави! Прошерстил всю Тору и не нашел, где же сказано о ношении кипы?
— Ну как же ты так не внимательно читал? Открывай Шмот (Исход) 34:29
— Эээ.. Моше сходил с горы Синай… Где же здесь о кипе?
— Неужели ты думаешь, что Моше был в этот момент без кипы?».

Разнообразие кип или покажи мне свою кипу, и я скажу кто ты

«Разговор американского неоортодокса с религиозным сионистом:
— Как Вы, уважаемый, можете носить вязаную кипу с дырочками? У вас же вся святость «выветривается» через них!
— А как Вы, уважаемый, можете носить плотную кожаную кипу? Ведь она, словно крышка из-под чайника, закрывает вам поток с небес!»

Действительно, кипа стала не просто покрытием, а отличительным знаком разных религиозных групп и течений внутри самого иудаизма. Вязаная кипа (сруга) — отличительный признак религиозных сионистов, кожаная черная — американских неоортодоксов, большая белая с кисточкой — брацлавских хасидов, черная бархатная — харедим и тд. Конечно, ориентир только на кипу может оказаться ошибочным, так как турист, купив «сувенирчик» с веселой побрякушкой на голове может вполне сойти за последователя раби Нахмана, а он его и знать не знает.

Романтическая предыстория вязания кип гласит, что девушки вязали крючком кипы своим избранникам, давая понять свои чувства. В особые дни принято одевать так называемую, праздничную кипу. Это кипа белого цвета, часто сделанная из атласа или шелка. Такая кипа придаст торжественности вашему костюму. Хотя вайсе ярмулке (белую кипу) могут носить и в повседневности, например, хасиды, дабы намекнуть на принадлежность к изучающим каббалу.

Бархатные кипы

Хасиды, которые относят себя к ультра-ортодоксальному движению (консервативной группе), основанному в XVIII веке в Украине мистиком Бааль Шем Товом, носят черные бархатные кипы, которые покрывают две или три четверти головы. Некоторые важные отличия есть в крое и кайме, в большей степени прослеживаются традициями семьи или общины.

Бархатные кипы из четырех клиньев обычно носят мужчины из менее строгих хасидских направлений. Многие ашкеназские евреи одевают такую кипу в синагогу, на праздники. Очень часто они имеют короткую стрижку и пейсы, которые они зачастую заправляют за уши.

Также, синяя или черная бархатная кипа является основой для парадного головного убора хасидов — штраймеля. Кипу оттачивают лисьими или собольими хвостами по контуру. Хасидов в штраймелях можно часто увидеть в израильских фильмах.

То, что интересно о кипах

► В армии Израиля имеются специальные кипы в камуфляжных расцветках. Часто звучат предложения обязать всех солдат носить такую кипу в виде формы.

► Кипат га-села (Купол скалы) самая известная израильская кипа; но нет, это не головной убор, а золотой купол, который стал визуальным признаком Иерусалима. Без него уже и трудно представить город.

Читайте так же:
Читательский дневник сивка бурка кратко

► Существует увлекательный израильский сериал под названием Сругим (вязаные кипы), в котором компания друзей никак не могут жениться и выйти замуж.

Как держится кипа на голове?

Если кипа из тянущегося материала, покрывающая большую часть головы, то проблем «падающей кипы» возникнуть не должно, а вот если она маленькая, так называемая «таблетка» или кипат-груш, то ее закалывают специальной заколкой к волосам. А вот что делать, если волос нет? Супер-клей в помощь! Одним словом, кипу для себя может найти каждый, выбрав по цвету, размеру, материалу и тд. Ведь ассортимент их весьма большой: и для детей, и для взрослых.

Как держится на голове ермолка

Голова каждого правоверного еврея должна быть покрыта специальным головным убором – кипой или ермолкой. Другого смысла, кроме религиозного, в ношении этого элемента одеяния, который прикрывает только макушку головы, нет.

Использование кипы для покрытия головы не является обязательным условием в соответствии с требованиями Талмуда, это обычай мужской части еврейского населения – прикрывать голову во время молитвы, чтения Торы или посещений культовых заведений. Евреи, относящиеся к ортодоксальному направлению в иудаизме, считают правильным ношение кипы на протяжении всего светового дня.

Как кипа носится на голове

Сила тяжести является плохим помощником для удержания ермолки на голове. Современные евреи очень редко носят головные уборы, изготовленные с использованием тяжелых тканей. В такой ситуации приходят на помощь заколки, иногда современные иудеи носят кипу под шляпой.

Для удержания головного убора на голове рекомендуется подбирать ермолку в соответствии с размером головы. Иногда знающие люди советуют не снимать головной убор на ночь. Если во время сна ермолка удержалась на голове, значит, правильно подобрали кипу по размеру.

Для удержания кипы на голове ее закрепляют к волосам при помощи небольших заколок. Если еврей лысый или коротко стриженный, то для удержания головного убора используется специальная полоска, изготавливаемая из силикона и закрепляемая по краям кипы. Ее использование позволяет плотно сидеть на голове ермолке и не падать при осуществлении движений.

Для ортодоксальных евреев указанные методы ношения кипы являются неприемлемыми. По этой причине они особенно тщательно подходят к вопросу выбора головного убора по размеру и форме головы.

В том случае если в течении дня необходимо быстро двигаться и совершать наклоны, то поверх ермолки надевается кепка или шляпа.

Что собой представляет кипа

Еврейская кипа или как ее еще называют ермолка, представляет собой круглую крошечную шапочку, которую надевают правоверные евреи на макушку головы. Она едва держится на макушке головы и не обеспечивает ее защиту от погодных крайностей, не способна уберечь от яркого солнца, дождя.

Этот головной убор евреев не имеет полей. Надевая его иудеи высказывают смирение и покорность Богу, ношение кипы не евреями свидетельствует об уважении к сынам Израиля.

Традиция покрывать голову появилась во времена Первого Храма, а также во времена вхождения Иудеи в состав Римской империи.

Существует несколько разновидностей этого головного убора, которые отличаются между собой по нескольким признакам. Основными отличиями являются расцветка и материал изготовления.

Дополнительно ермолки различаются стилем ношения. По указанным признакам определяют не только принадлежность к еврейской нации, но и принадлежность еврея к определенному религиозному течению.

Сегодня существуют следующие разновидности ермолок:

  1. Бархатная шестиклинка.
  2. Бархатная четырехклинка.
  3. Цветная бархатная.
  4. Бресловская.
  5. Хабад-Любавич Мешихит.
  6. Териленовая.
  7. Бухарская ермолка.
  8. Сатиновая.

Выбор ермолки не является вопросом личных предпочтений еврея. Это зависит от степени религиозности, а также его конфессиональной и этнической принадлежности. Существуют ермолки праздничные и для повседневного использования, особенно это касается ортодоксов и либеральных направлений иудаизма.

Несмотря на разнообразие кип, черный головной убор, изготовленный из бархата, является универсальным, который чаще всего используют евреи без религиозных убеждений.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector