1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Варвара Илиопольская

Варвара Илиопольская

Свята́я Варва́ра Илиопольская (умерла в 306 году) — христианская великомученица. Верующими почитается как защитница от внезапной и насильственной смерти [1] . В Католической церкви входит в число четырнадцати святых помощников. Почитается православной, католической, коптской, армянской и англиканской церквями как святая.

В честь святой Варвары названо множество географических пунктов (Санта-Барбара, Айия-Варвара), а также астероид (234) Барбара, открытый в 1883 году.

В Православной Церкви её память совершается 4  (17) декабря, согласно Типикону — шестеричным богослужением, хотя в приходской практике Русской православной церкви чаще служится более торжественный полиелей. В Католической Церкви память 4 декабря.

Содержание

Краткое житие [ править | править код ]

Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта своим отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании Единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение.

Когда её отец-язычник Диоскур узнал о христианском вероисповедании дочери, он разозлился и отвёл дочь к правителю города Мартиану. Варвару заставляли отречься от христианской веры. Но она отказалась. Её подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнём. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью. Язычник Диоскур согласился стать палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскура и правителя Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией.

Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары.

История мощей святой Варвары [ править | править код ]

В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении — Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место (историки оспаривают некоторые факты: у Алексея Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка, чьё имя неизвестно, скорее всего, была дочь чешского князя).

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Оссолинскому. В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл, взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра святой. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому, а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь Николая Чудотворца, где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.

В 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию.

В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поётся пред её святыми мощами.

При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары были изъяты и переданы в музей. Ныне они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, принадлежащем Православной церкви Украины.

Левая стопа святой находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), — она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудыком), который с 1952 года служил в Канаде [2] .

ПОЮ БОГУ МОЕМУ, ПОКА Я ЕСТЬ

Впервые я попала в посёлок Рахья лет этак 10 назад. Службы тогда шли в маленьком храмике — бывшем местном магазинчике. Было в Варваринской церковке чисто и уютно, службы шли не спеша, без городской суеты, и душа отдыхала и требовала такой же неспешной и вдумчивой молитвы. Так хорошо. А недалеко от этого благодатного места уже вовсю шло строительство большого, деревянного, сбоку похожего на крейсер храма во имя св.великомученицы Варвары. «Наш современный Ноев ковчег, — шутили старушки-прихожанки, — так на нём и поплывём, держа курс на Царство Небесное». И уже серьёзно добавляли: «Церковь — это современный ковчег спасения». И вот я снова в Рахье. Только что закончилась служба уже в том самом большом, красивом храме. Летний погожий денёк выгнал нас на улицу, и, сидя на лавочке у пруда, расположившегося на территории храма, настоятель о.Олег ПАТРИКЕЕВ приготовился отвечать на вопросы, которые роились у меня в голове.

Варварин венец

— Как и во всяком храме, батюшка, у вас наверняка есть святыни — особо почитаемые иконы, св.мощи угодников Божиих.

— Мы задумали сделать серебряный венец, под стать тому, который долгое время почивал на св.мошах вмц.Варвары в Киево-Печерской Лавре. Ну, тут не обойтись без экскурса в историю.

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ

Великомученица Варвара, исповедовавшая веру в Христа, была приговорена к усечению мечом. В предсмертной молитве святая просила Господа, чтобы Он избавлял всех, прибегающих к её помощи, от нечаянных бед, от внезапной смерти без покаяния и изливал бы на них Свою благодать. В ответ она услышала голос с Неба, обещавший исполнить просимое.

В V в. мощи вмц.Варвары были перенесены в Константинополь. Но Промыслом Божиим в 1108 г. русский великий князь Святополк (в крещении Михаил) женился на дочери византийского императора Алексея Комнина Варваре, которая вместе с приданым взяла с собою в неведомую для неё Киевскую Русь и святые мощи своей небесной покровительницы (честная глава святой была увезена в Венецию). Святые мощи великомученицы были принесены в Киев и открыто положены в Златоверхом Михайловском монастыре. Они были богато украшены русскими князьями, и на место главы был ещё в XII веке возложен посеребрённый венец с четырьмя камнями.

— Так вот, — продолжает рассказ о.Олег, — в нашем венце между камней самоцветных будет встроен ковчежец с крохотной частичкой св.мощей великомученицы. Венец мы поместим около иконы св.Варвары, и всякий человек, пришедший в храм, —
мужчина, женщина, ребёнок — может надеть этот венец и, стоя пред иконой великомученицы, молиться, просить исцеления от недугов.

— Венец сделать нетрудно. но где добыть частичку св.мощей?

Батюшка радостно заулыбался: Есть частичка, есть. Живёт в Петербурге раб Божий Григорий — меценат и собиратель христианских святынь и редкостей. В созданном им музее хранятся древние кресты, иконы, частицы св.мощей угодников Божиих. Не для себя собирает святыни Божий человек Григорий, но преподносит их в дар соборам и церквам Русской Православной Церкви. Как выяснилось, р.Б.Григорий очень почитает вмц.Варвару. И этим летом предложил привезти в наш храм частичку мощей великомученицы. «Пусть святая Варвара молится вместе с вашими прихожанами», — сказал он. В положенный срок частицу мощей святой придётся вернуть, но крохотная частичка (а и в самой малой частице мощей сохраняется та же благодать, что и в самих мощах) останется у нас и будет помещена в мощевичок на Варварином венце.

А вот почему р.Б.Григорий решил сделать рахьинцам столь щедрый дар, — это уже другая история, и связана она с самой ценной святыней — нашими женщинами-прихожанками, которые долгие годы на свои скудные средства содержали приход, да бабушками, которые и блокаду пережили, и веру праотцев наших сохранили и нам передали.

О главной святыне храма

Священник Димитрий Амбарцумов начал окормлять Рахью, когда здесь ещё не было даже маленького храма. Он приезжал, ходил по домам, исповедовал и причащал бабушек. И он завещал своему сыну — о.Илье — построить здесь храм непременно в честь святой вмц.Варвары. Почему? Самым главным в богослужении о.Димитрий считал Литургию и Причастие. А вмц.Варвара — единственная из святых дев пишется с Причастной Чашей в руках. Это — как бы символ постоянного, частого Причастия. И я, как его духовное чадо, тоже поддерживаю традицию частого Причащения.

Читайте так же:
Лайфхаки как починить джинсы

Кроме того, о.Димитрий всегда говорил, что хотел бы посвятить этот храм русским женщинам, которые трудились здесь во время блокады, душившей Ленинград. Близ Рахьи были торфяные разработки, и вот, стоя по восемь часов по пояс в ледяном торфе, женщины и девушки нарезали его пластами, нагружали на вагонетки и затем это безценное топливо отправляли в умирающий от лютой стужи и голода Ленинград. Они добровольно избрали этот каторжный труд, чтобы помочь ближним своим. Многие умерли. Выживших я ещё застал. Эти старенькие, сгорбленные бабушки были самыми преданными прихожанками, самыми стойкими молитвенницами. И храм наш — в честь всех этих мучениц, несвятых святых — погибших и выживших.

Отдельно хочется рассказать о Нине Ильиничне Митицкой. Она не была нашей прихожанкой, но часто приезжала в Рахью на службы, а в 80 лет приняла монашеский постриг с именем Варвара. Юная Нина уходила на фронт по дороге, которая стала называться вскоре Дорогой жизни, шла мимо храма Спаса Нерукотворного Образа, что на Румболовской горе, и одну петлю кидала к самому въезду в Рахью. Дорогу специально прокладывали извилистой, чтобы немецким самолётам труднее было бомбить наши эшелоны, идущие по ней. По этой же дороге Нина вернётся с войны домой, уже без ноги. «Нас, молодых сестричек, — рассказывала Нина Ильинична, — собрали сначала на Мельничном ручье, там брезентовые палатки уже были переполнены ранеными. Мы делали всё: ассистировали врачам, делали перевязки, кормили тяжелораненых, топили печки-буржуйки. Потом лагерь свернули, двинулись дальше, через Ладогу. Сначала на тот берег перевезли раненых и медицинское оборудование. Машина, в которой ехала я, шла последней. Немолодой, почерневший от усталости водитель спросил: «Машину водить умеешь?» Я мотнула головой: «Не. На велосипеде каталась, на планерах летала. » — «Значит, руль в руках держала. Хорошо. Поедешь со мной в кабине». Едем по льду. Он говорит: «Внимательно следи, что и как я делаю, пока я не отключился». Потом посадил меня за руль, показал, как давить на газ. Вскоре он потерял сознание от голода и переутомления, это была уже восьмая его поездка в тот день под обстрелом немецкой артиллерии. Как я довела машину, не знаю, не иначе как руль за меня Ангел Хранитель держал. Вокруг темень, фары включать нельзя — немцы где-то рядом, а силуэт передней машины едва виден. Вдруг я почувствовала — под колесами земля. Нас окружили, втащили машину на берег, потом повели в палатку, накормили, напоили горячим чаем, подозреваю, что со спиртом. Повар подмигнул: «Я вам, девчонки, в рисовую кашу изюму кинул. »

— Теперь понимаете, почему я наших бабушек, женщин называю самыми главными святынями? — заключил батюшка. И, помолчав, добавил, — мой папа и его старшая сестра были блокадными детьми. Папе было четыре года, когда их наконец-то смогли вывезти из умирающего города на большую землю. Папа выжил, но его сестричка (моя тётя, которая так и не стала взрослой) погибла. Судьба распорядилась так, что я, сын блокадника, теперь служу и молюсь в храме на Дороге жизни за всех, почивших в блокаду.

Гвоздь, который ждал меня 10 лет

— Сами-то вы, батюшка, из верующей семьи? Как к Богу пришли? Как священником стали?

— У меня была верующая бабушка. Она-то и водила меня в Новгороде в церковь на Литургию, причащаться. Думаю, мечтала наша бабушка, чтобы кто-то из нашей семьи стал священником, потому-то нам с братом не стригли волосы, пока мы в школу не пошли. Так и ходили с кудрями до плеч. Не её ли молитвами Господь и определил меня во священники. А родители были обычные трудяги, жили как все. Моё же духовное перерождение произошло в одночасье. На моё 30-летие друзья-протестанты подарили мне Евангелие — маленькое такое, синенькое. Я его интереса ради прочитал, но никак не мог взять в толк, что же в нём такого особенного, что заставляет людей круто менять своё мировоззрение, весь строй жизни. Быть может, в Евангелии скрыты какие-то подтексты, думалось мне. Ну не может же в самом деле всё написанное быть непреложной истиной?! Закрытым ларцом была для меня эта книга, а ключик найти не удавалось. И вдруг откуда-то извне пришла мысль: «Если ты поверишь, что Евангелие — правда от начала до конца, поведанная людям Самим Господом Богом (а Бог не умеет обманывать!), то ты начнёшь постигать и смысл написанного». Я вдруг прозрел: Евангелие — это слово Божие, в котором содержится вся правда, вся наша жизнь — настоящая и будущая. Я пересмотрел свою предыдущую жизнь, раскаялся во всех ошибках и стал строить жизнь уже по-новому, стараясь соблюдать заповеди Христа.

Но у меня и в мыслях не было, что мне предстоит стать священником. У меня была другая работа — в мире музыки. Кстати, мне это очень помогает при совершении Литургии, которая стала для меня величественной песнью Богу, «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс.103,33). А священником я стал по благословению моего духовника — монаха Серафима Елгина. Отец Серафим построил скит св.Андрея Первозванного. Мы к нему время от времени ездили с друзьями, беседовали. У меня было столько вопросов о вере, о Боге, о сути каждого церковного действа. И однажды о.Серафим, задумчиво глядя на меня, сказал, что неплохо было бы мне подучиться, чтобы лучше разбираться в богослужении. Я с радостью ухватился за эту идею, тем более что у меня случались дискуссии со свидетелями Иеговы (организация запрещена в России), и поступил в Православный институт религии и искусств (подворье Оптиной пустыни). А когда я его закончил, у нас в СПбДА открылось отделение заочного обучения, и я поступил в семинарию. И хотя я к тому времени уже помогал благочинному нашего округа о.Роману в работе с молодёжью и вёл катехизаторские курсы, у меня не было мысли о священстве. Я учился для самообразования. Как говорится, «груз знаний плеч не оттянет». Но, видимо, у о.Романа были на меня свои планы, поскольку через какое-то время после окончания семинарии мне позвонили и сказали: «Завтра приезжай, будет рукоположение во диакона». Это произошло два года назад, 15 апреля, а на Великую субботу меня рукоположили во священники. И уже в мае 2017 года я Указом епископа Выборгского и Всеволожского Игнатия вступил в должность настоятеля храма святой великомученицы Варвары Всеволожского благочиния. И вот тут-то я и вспомнил про Поклонный крест.

— Поклонный крест, батюшка.

— Третьего октября 2003 года — как раз в день моего Ангела — в Рахье установили Поклонный крест на месте будущего строительства большого храма. Удивительное совпадение. Помню, у меня тогда мелькнула мысль: «Такой большой крест. наверное, это мой крест будет». Прошло 15 лет, и я вошёл в Варваринский храм уже как настоятель. Храм был не достроен, территория не благоустроена. И вот, осматривая храм, я обратил внимание, что одна досочка на потолке плохо держится. И увидел не до конца забитый мной когда-то гвоздь. Очень терпеливый попался гвоздь, столько лет ждал меня, не выпал и не заржавел. Ждал, чтобы напомнить, что всякое дело надо доводить до конца. Я взял молоток, стремянку и вбил его крепко, по самую шляпку. Так началось моё настоятельство.

Об аллее молитвы и карасях в пруду

— Хорошо и очень правильно, что наш храм построен из дерева,— продолжил разговор о.Олег, — мы всё-таки считаемся Карелией, которая славится своими лесами и синеокими озерами. Русское деревянное зодчество — удивительное, согревающее душу, и для села в самый раз. У нас здесь много старинных икон, с богатыми окладами, некоторые из них — дары местных жителей. Но сразу притягивает взгляд, как только вы переступаете порог нашего храма, большая икона св.Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. С этой иконой связана удивительная история. В иконе есть мощевик, но находится в нём не частичка мощей святого, а кусочек от его гроба, который привёз нам в дар архимандрит Августин (Никитин). Когда праздновалось 10-летие объединения РПЦ с РПЦЗ, он был свидетелем и участником этого исторического события, посетил ставропигиальный мужской монастырь в Джорданвилле (штат Нью-Йорк), встречался с митрополитом Иларионом. Отцу Августину, как участнику встречи, отломили в дар частицу гроба о.Иоанна, а он эту частицу вручил нашему приходу, поскольку часто бывает у нас на службах и любит наш храм. Но вот что интересно. в этой иконе уже был встроен мощевик. правда, нам он достался пустым, и мы не знали, чем его заполнить. И когда о.Августин вручил нам кусочек от гроба св.Иоанна Шанхайского, кусочек идеально подошёл к мощевику, будто когда-то уже находился здесь. Вот такие чудеса для укрепления нашей веры посылает Господь.

Читайте так же:
Куплет припев бридж кода

— А пруд, батюшка, — оглянулась я на полоску воды за спиной, — специально вырыли для красоты или чтобы иордань зимой на праздник Крещения Господня устраивать?

— Пруд здесь всегда был. Старожилы утверждают, что он подпитывается подземными источниками, а рядом с ним раньше ещё и колодец был. Колодец, видимо, когда-то засыпали. Мы хотим его отыскать и вернуть к жизни — хорошая колодезная вода всегда нужна. А пруд обнесли красивой оградкой, чтобы кто ненароком не свалился в воду. Планируем со временем соорудить здесь купель, построить красивый мостик. А зимой — да, будем рубить иордань. Мечтается, чтобы прилетали сюда на лето лебеди. Но пока что только одна утиная семья живёт. И рыбка в пруду водится, местные ребятишки удят здесь карасиков.

А ещё я благословил всем желающим принести и посадить на территории храма цветы, кусты, деревца. Люди должны чувствовать, что храм — это их дом, что они ответственны за наведение в нём порядка. Откликнулись многие. Даже из местной администрации приехали и привезли восемь молодых липок. Мы их вокруг пруда посадили. Когда деревца подрастут и войдут в силу, будет у нас своя липовая аллея (я оглянулась на трогательно махонькие липки, которые обещали со временем стать могучими деревьями), и называться она будет аллеей Молитвы. Здесь можно будет уединиться, поразмышлять, почитать свв.отцов, помолиться.

— Что-то знакомое чудится в ваших словах, батюшка. Ну конечно, в Валаамском мужском монастыре есть такая аллея Молитвы и Размышлений.

— Есть, — улыбнулся о.Олег. — Скоро мы управимся с работами по благоустройству храма и территории. Но продолжится работа — самая нужная и ответственная, которая не закончится никогда, — по мере сил вести доверенную мне паству к Богу.

Вам поможет святая Варвара

Великомученица Варвара – христианская святая, жизнь свою положившая во славу Господа нашего, Иисуса Христа. Чудотворные мощи и иконы с ее ликом вот уже семнадцать веков даруют верующим помощь. Люди рискованных ремесел – шахтеры, горняки, ракетчики, артиллеристы, строители – видят в святой Варваре свою небесную охранительницу и просят ее уберечь от внезапной, преждевременной смерти без христианского покаяния. Обратитесь к святой Варваре, и она поможет вам в нежданной беде, на краю гибели и при тяжелой болезни. Молитвы ей помогут в материнстве и защитят детей. Обращение к ней спасет вас от душевных мук и терзаний, утешит в печали.

Оглавление

  • Молитва святой великомученице Варваре
  • Перед вами книга, которая благовестит о чуде
  • Предисловие
  • Покровительница и спасительница – святая великомученица Варвара

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Вам поможет святая Варвара предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Покровительница и спасительница — святая великомученица Варвара

Благодаренье святой Варваре

Многим людям помогала святая Варвара, некоторые рассказы об этой помощи вы найдете в этой книге. Но вначале позвольте привести собственную историю.

Никогда не покидало чувство, что дата маминого ухода (4 декабря) должна для меня проясниться во всех отношениях: и обрести смысл, и высветиться из черноты восприятия. Чернота долго была необоримой, вследствие несправедливости судьбы — мама ушла за 2 недели до дня моего рожденья: мне исполнялось 17 лет, ей было 43.

Православный праздник Введения во Храм Богородицы, который приходится на 4 декабря, значительно утоляет печаль, но сопряжение «смерть — Причастие» все равно не укладывалось в сознании окончательным разъяснением. Кроме того, в отличие от меня, православной, мама была католичкой по крещению, а по взглядам и укладу жизни, видимо, агностик.

С детства зная, что я родилась в день памяти святой великомученицы Варвары по православному обряду, — о западном обряде я не задумывалась ни разу. Когда прочла, что католики почитают св. Барбару 4 декабря, предощутила радость в абсолютном понимании, радость — как задачу христианина: радуйся несмотря ни на что!

«…радуйся яко радость твоя вечна есть во светлости святых…»

Акафист св. вмчц. Варваре, Икос 12

Это не просто эмоция, это уверенность — и путь к ней долог, и, может быть, непреодолим. Но предощущение пришло, поскольку остро болезненно было долгое время сознавать, что мама ушла без покаяния и без молитвы, без отпевания… и даже без меня в смертный час. Но была, оказалось, святая Варвара — рядом, в свой день календаря. Святая Варвара, просящая Бога о нераскаявшихся рабах Его. И ее присутствие — это мамино и мое спасение, самое памятное — душевное спасение, хотя было потом и другое, физическое.

Истории о нездоровье обычно забываются, но благодарность остается. История нехитрая: по нелепому стечению обстоятельств и вследствие разрыва кровеносных сосудов мне довелось оказаться на краю жизни-смерти. Врачебная помощь была поблизости, но все время чем-то затруднена: поздний вечер и нет хирурга, ремонт в одной операционной, нет ключа — от другой операционной… Я на каталке и сопровождающие медсестры умудрились застрять в лифте между этажами… Когда лифт, наконец, поехал и хирурга привезли — реаниматолог запаниковал: у нее агония!

Агония имела традиционно художественное наполнение, но вместо бесконечного туннеля в моем видении был сквер, раскинутый широко, как киноэкран. В сквере прогуливались радостные люди, и к ним следовало бы присоединиться. Но не очень хотелось, а главное, меня крепенько держал за предплечья некто, не отпуская за парапет сквера, будто парапет — рампа (а я, стало быть, — зритель): стой здесь!

Очнувшись от наркоза, не узнала обстановку и механически (никого рядом не было, мне казалось) произнесла вслух:

— В больнице. Чего-нибудь хочешь?

Точно помню, что подумала и помедлила прежде, чем ответить.

Мне дали воды и на всякий случай поинтересовались:

— Еще чего-нибудь хочешь?

Моим собеседником был реаниматолог, он не различал в слабом шепоте «жить» и «пить» (я это угадала, но промолчала: мне было хорошо, хоть мало сил). Через некоторое время мы с реаниматологом веселились над его непонятливостью и моей настырностью, но доктор при этом заметил: ты оказалась очень живучей.

Моей заслуги в живучести нет, но есть чудо: «жить» я просила 8 августа, в день Четырнадцати святых помощников, который давно-давно почитался у католиков.

Среди тех Четырнадцати — и святая великомученица Варвара. Меня ли она оберегает или над маминой судьбой витает, Господь один ведает! Но прямо в больницу мне передали особенный нательный крест из Ясногурского монастыря в Польше (мой племянник учился тогда на ксендза). Монастырь называется Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногурской. Мне не довелось быть в Ясной Гуре, поэтому спустя несколько лет я рассматривала устройство тамошнего монастыря по книжке.

«Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы. Бастионы носят имена:

• бастион св. Барбары (или бастион Любомирских)

• королевский бастион (или бастион Потоцких);

• бастион Св. Троицы (бастион Шанявских).»

В тот момент не только на имени святой Барбары остановила взгляд, но и на князьях Любомирских: городок, в котором живу, триста лет назад был в их владении. Оказалось, наши местные средневековые князья почитали святую Варвару. И Святая Троица рядом — все, как должно быть!

Читайте так же:
Лучшая ткань для дождевика

А вот про 8 августа и день Четырнадцать святых помощников узнала годы спустя.

Из Тбилиси в Киев прилетела моя подруга. Грузины верят, что святая Барбаре покровительствует Тбилиси. И мы отправились во Владимирский собор поклониться бесценным мощам нашей общей покровительницы. Когда же вышли из собора, подруга сообразила и изумилась: вчера ведь 8 августа было, знаешь что это. С тбилисским темпераментом она поведала мне историю праздника Четырнадцати святых и, не давая опомниться и вставить слово, спросила:

— У тебя ничего не связано с 8 августа, ты же на Варвару родилась… а католическая Варвара, знаешь когда. А мы елки ставим на православную…

Мне бы вот что еще хотелось сказать в этом отступлении в автобиографию: я не ищу наперед знаков присутствия святой великомученицы в своей судьбе, поскольку не заслуживаю ее участия. Мне хочется только при малейшей возможности бывать рядом с ней, в ее памятных местах. Надмирная жизнь святых от нас сокрыта. Но великодушию святой Варвары к прихожанам, открытым к взаимной любви, видимо, нет границ. Поэтому разговор о ней — это всегда рассказ о многих, в том числе о себе.

Хочу рассказать о святой великомученице Варваре. Очень прошу передать это всем знакомым христианам, кто потерял родных.

У меня почти все близкие знакомые посещают храм, некоторые работают в церкви, рассказывают друг другу о Божиих откровениях, что посылает Господь в разных случаях. Одна наша знакомая потеряла мужа 37 лет. Он просил во сне поставить свечку св. вмч. Варваре, потому что он редко причащался. Как известно, она молится за усопших, умерших без Причастия.

Светлана Е., 18 февраля 2010 года

Чудо исцеления от мощей великомученицы Варвары

В. Григорян в одном из номеров Христианской газеты Севера России «Вера»-«Эском» (№ 490, май 2005 года) рассказывает о матушке Виктории и о чуде ее исцеления от мощей святой великомученицы Варвары.

В миру матушку Викторию звали Зинаидой. Зина росла в послевоенное время в обычной советской семье. В Бога никто не верил, старые иконы на ее глазах часто шли на растопку печи. И Зина выросла комсомолкой и поступила работать на должность машинистки в серьезном учреждении. Однако, незадолго до этого тайно крестилась. Не оттого, что приняла Бога, а оттого что настоятель церкви указал ей на ее грехи и напугал ответом за них. А дальше было вот что.

Однажды мать одноклассницы позвала ее на гулянье по случаю ноябрьских праздников. Про эту женщину ходили разговоры, что она колдунья, но Зинаида не придавала этому никакого значения. Увидев девушку на месте, условленном для встречи, знакомая явно испытала облегчение. Кто-то играл на гармошке, собравшиеся пели революционные песни, запела и Зина, как вдруг колдунья стремительно приблизила к ней лицо и дунула в рот, открывшийся с тем, чтобы по-птичьи весело пригрозить старому миру полным разрушением. Это был последний день Зининой юности.

Какой-то сгусток или червь покатился по горлу девушки, застрял, она начала задыхаться и в ужасе отпрянула от колдуньи. Домой шла, держась за голову, которая страшно разболелась. Понимала, произошло что-то очень плохое, но надеялась, что наутро все пройдет. Не прошло. Отправилась к одному врачу, другому, третьему. Они разводили руками, наконец, отправили в психиатрическую клинику, в которой Зинаиду обследовали по месяцу каждый год, не в силах поставить диагноз, а голова все болела и болела…

Обрекая на гибель святые иконы, мать Зинаиды — Мария — отеческие образа сберегла. В их числе свою венчальную икону святой Варвары. Для Зины это стало спасением.

Вглядываясь в лик великомученицы, она чувствовала, как страдание отступает. «Меня тянуло к ней», — говорит матушка Виктория. Сначала молилась своими словами, потом кто-то из ссыльных батюшек подарил комсомолке Зине Лыткиной потрепанную книжечку с акафистом святой деве. С этого момента она стала читать его каждый день. Вспоминает: «Мне так утешительно было молиться! Дома не разрешали, а я в бане спрячусь, карандашом крестик на оконной раме нарисую и читаю. А в другой раз на вышку поднимусь и там молюсь. А слезы льются. Прижму книжку к груди, потом опять читаю. И так тепло, хорошо становится». В какой-то момент поняла, что помнит акафист наизусть.

— Что такое вышка? — спрашиваю я.

Матушка теряется, не знает, как еще можно по-русски сказать.

— Чердак! — догадываюсь я.

— Да, да, — радуется инокиня.

Слушая ее, с удивлением отмечаю несомненное сходство с житием великомученицы, которая вот так же тайно молилась в башне и велела высечь третье окно в бане в честь Пресвятой Троицы. Сходство тем поразительнее, что Зинаида сама о нем не догадывалась. Две девушки, жившие в разные тысячелетия, одна комсомолка, другая язычница, все больше сближались, возрастая в вере. Их встреча была неизбежна…

Сильные головные боли, между тем, не оставляли девушку, но ее связь с великомученицей Варварой все укреплялась. Узнав, что мощи святой пребывают в Киеве, она стала мечтать о поездке туда…

Накануне поездки героиня нашего рассказа увидела во сне чудную девушку в венце света, которая произнесла:

— Я Варвара-мученица. Скажи, что тебе нужно, я буду молиться.

— Меня выгнали с работы на вечное проклятие (на службе узнали, что Зинаида ходит в церковь — прим.), и очень сильно болит голова, — ответила Зина. — Хотелось бы, чтобы я уверовала и спаслась и чтобы родители мои спаслись.

— Если все до конца вытерпишь, венец получишь, а еще я тебе райский цвет пошлю, — смиренно ответила великомученица.

Потом Зинаида оказалась вдруг на улице и увидела, как святая опускает ей с неба чудный цветок с большими лепестками, который менял цвета от красного к алому — будто дышал. Лучи от него исходили, словно от солнца.

— Цвет, цвет, какой чудный, — радостно воскликнула девушка.

Когда она рассказала об этом в храме отцу Иосифу, тот, подумав, сказал:

— Господь тебя исцелит через Варвару Великомученицу. Только ты до Киева ничего не пей и ничего не ешь.

В Киев приехала, а никого там не знает. Пришла к Владимирскому собору, где покоились мощи святой, а он закрыт — санитарный день. Какая-то женщина подошла, спросила:

— Откуда ты, такая больная?

— Я с Севера приехала, чтобы меня исцелила Варвара Великомученица, — ответила Зинаида.

— А где ночевать собираешься?

Девушка показала на заросли неподалеку (университетский ботанический сад на бульваре Т. Шевченко — прим.):

Стоял теплый июль, так что и верно — можно было жить среди растений, но женщине эта идея не глянулась, и она повела северянку устраиваться в Покровский монастырь.

На следующий день Зинаида полюбовалась на красоту храма и приложилась к мощам святой Варвары. Оказалось, однако, что для исцеления нужно еще потрудиться. Девушка исповедалась, рассказав, как богохульствовала и жгла иконы, но исцеление не наступило. То же самое было и в третий день, но Зина не беспокоилась, доверяя святой покровительнице. В день отъезда она вошла в храм в последний раз. Настоятель отец Николай дал согласие отворить раку великомученицы. Потом из алтаря вышел маленького роста священник — отец Виктор, открыл мощи и, взяв из рук святой Варвары венец, с молитвой возложил его на голову девушки…

В тот момент все и произошло. Венец, словно клещи, врезался в голову Зины, и она, издав леденящий, громкий, как сирена, и совершенно нечеловеческий крик и услышав гром в отдалении, лишилась чувств, упав лицом на нетленное тело Варвары-мученицы. Когда очнулась, страшный голос продолжал исходить из ее горла, затем захлебнулся и стих. Демон оставил свою жертву. Вокруг стояли люди, улыбаясь и радуясь. Они объяснили, что подобные сцены, сопровождающие исцеления, случаются в соборе нередко…

Как добралась до дома, Зинаида помнит не очень хорошо, опять ничего не ела, не пила, да и не до того было. Хотя венец остался в Киеве, но девушка продолжала чувствовать, как он сжимает ей голову, пока не увидела во сне, как спускаются к ней три угодницы в белых облачениях с крестами в руках, а святая Варвара посередине. Зина только-то и произнесла: «Варвара Великомученица». Та посмотрела на нее с состраданием и коснулась ее тела, положив крестное знамение. Проснувшись, Зинаида вдруг поняла, что совершенно здорова и семь страшных лет остались позади.

Читайте так же:
Термобелье найк для футбола для подростков

Св. великомученица Варвара: поклонение по-киевски

В Киеве ходило много легенд. В популярности она могла соперничать со святым Николаем Угодником. Посвященные ему сборники назывались николайниками, а те, что повествовали о необыкновенной жизни великомученицы, — варварниками. Легенды о святой отличались редкостным сочетанием фантастической условности и реалистических деталей.

Св. великомученица Варвара: поклонение по-киевски

Справка:

В VI веке мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь. Как гласит православное предание, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея Комнина, перед отъездом в Киевскую Русь попросила в дар у своего отца целебные мощи. Муж её, великий князь Святополк Изяславич (в крещении — Михаил), выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там целебные мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место. (Историки оспаривают некоторые факты: у Алексея Комнина не было дочери по имени Варвара, а женой Святополка, чье имя неизвестно, скорее всего была дочь чешского князя).

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В те же времена левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в польский город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году литовский гетман Януш Радзивилл, взяв приступом Киев, получил две части мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому, а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь Николая Чудотворца, где мощи благоговейно почитались как источающие чудесные исцеления.
В 1656 году киевский митрополит Сильвестр передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию.
В начале XVIII века киевским митрополитом Иоасафом (Кроковским) был составлен акафист святой великомученице Варваре, который и поныне поется пред её мощами.
После разрушения Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой Варвары хранятся во Владимирском соборе в Киеве.

В старину люди верили, что путь к духовному просветлению лежит через Киев. Сюда, как писала украинская просветительница София Русова, сходилось множество богомольцев, чтобы «поклониться мощам тех людей, которые в своей жизни умели быть истинными христианами». В Петербург и Москву, отмечала она, едут по делам. «Ездят, конечно, и в Киев за тем же, но еще больше идут пешком, часто босыми ногами за тысячи верст все, кто верит, что христианская жизнь и христианская нравственность в жизни выше и важнее всех других дел». Среди самых почитаемых городских святынь были мощи святой Варвары. День памяти великомученицы отмечается 17 декабря.

Холера не коснулась только Михайловского Златоверхого монастыря

Существовал традиционный маршрут богомольцев. Впервые его описал Лесков. По словам его персонажа, «богомол» идет по Киеву определенным путем, как сельдь у берегов Шотландии. Прежде «наклоняхться усчм святим печерським, потчм до Варвари, а потчм Макарчю софчйському, а потчм уже ген просто до Андрчя ч Десятинного ч на Подчл».

Хранившиеся в Михайловском монастыре мощи святой Варвары были у нас единственной реликвией с древнего христианского Востока и почитались особо. Они покоились в обители с 1108 года. Их привезла в Киев греческая царевна Варвара, ставшая женой князя Святополка-Михаила.

Св. великомученица Варвара: поклонение по-киевски . Будущая великомученица Варвара родилась в знатной семье. Воспитывалась в языческом духе, но подвергла сомнению истинность эллинских богов и сблизилась с христианами. Отец не простил дочери измену и отдал ее на суд правителя Мартиана. Обреченная на пытки праведница молилась не за себя, а за ближних и просила Бога одарить ее способностью унимать чужую боль и исцелять всех, кто уверует в нее. Киевское предание гласит, что мощи святой Варвары спасают от прилипчивых болезней и напастей. Всякое предание заслуживает внимания. Историк Сементовский писал, что в 1710 году «одной только Михайловской Златоверхой обители, где почивают чудотворные мощи святой великомученицы Варвары, не коснулась губительная язва, и ни один из живущих в ней братьев (монахов. — Авт.) не умер, невзирая на то, что святая обитель была отверста для всех, притекавших на поклонение святым мощам великомученицы. То же самое повторялось в 1770, 1830, 1848, 1853 и 1855 годах, когда свирепствовала губительная холера». Как уверяет историк, целительная сила мощей святой Варвары простиралась далеко за пределы монастырских стен. Достаточно было во время эпидемии вынести нетленные останки святой за ворота и обнести вокруг обители, как «язва каждый раз по обнесении умалялась во всем городе».

Мистическое присутствие святой Варвары в Киеве ощущалось постоянно. Считалось, что от прикосновения к ее мощам предметы приобретают чудотворные свойства, а потому в раке святой можно было увидеть множество колец, иконок, крестиков.

Мощи Варвары были привезены в Киев без левой руки, которая долгое время оставалась в Греции. В XVII веке руку великомученицы доставили в тогдашнюю Польшу и положили в братской Воздвиженской церкви Луцка. Эта рука также обладала огромной целительной силой. В одной из своих проповедей знаменитый украинский архиепископ Лазарь Баранович рассказывал киевлянам: «И я, одержимый тяжкою болезнью, не искал иного врача, кроме помощи от святых мощей великомученицы Варвары, и когда с верою испил воды, коею омочена была рука великомученицы, чаша сей воды была мне во спасение».

Волею случая рука святой Варвары оказалась в Киеве, но в раку она не попала, так как торговцы реликвиями, выкрав святыню из луцкой церкви, успели раздробить ее на мелкие кусочки. Она хранилась в отдельном ковчежце в реликварии Софийского собора.

У раки великомученицы происходила «подзарядка» разных вещей для врачевания и оберегов от недугов и внезапной смерти. Известный киевский мемуарист Богатинов упоминает, например, о пахучих кипарисовых стружках, которыми лечили больных детей: «В поре моего недуга матушка ездила со мной к святой Варваре, брала от раки святых мощей кипарисовых стружек и подкуривала меня ими, накрывая с головой простыней». Традиция это врачевание допускала. Но тогдашние борцы с предрассудками негодовали: «У гроба святой Варвары то же происходит, что и прежде: пропасть образцов, колец, крестов и всего накладено в раку, и торг идет своим порядком. Кто берет оттуда хлопчатой бумаги для ушей от простуды, кто в пузырек цедит масло для смазывания ресниц от офталмии, иные заимствуют ладан для окуривания себя во время грома. Замолчим из почтения к святыне!» Так писал язвительный князь Долгорукий. И в чем-то он прав.
Даже царицы обменивали свои перстни на простенькие колечки от святой Варвары

О святой Варваре в Киеве ходило много легенд. В популярности она могла соперничать со святым Николаем Угодником. Посвященные ему сборники назывались николайниками, а те, что повествовали о необыкновенной жизни великомученицы, — варварниками. Легенды о святой отличались редкостным сочетанием фантастической условности и реалистических деталей. Одну из них записал известный киевский писатель и историк, игумен Михайловского монастыря Феодосий Софонович. Вот что рассказывает он о приключениях двух стрельцов русского гарнизона Старокиевской крепости, ссылаясь на слова очевидца — иеромонаха Михайловской обители Симеона:

«. В пост, бывающий перед праздником Рождества Христова, в который проповедуется и память святой великомученицы Варвары, два человека, Андрей и Федор (воины), увидя на честных ее мощах драгоценное украшение, сговорились оное похитить. Для этого пришли они ночью, отперли при помощи принесенных ими орудий южные двери Михайловской церкви и, войдя внутрь, устремились к мощам. Но лишь только приблизились они к раке, внезапно ударил страшный гром и посыпались от святой раки искры на их лица. От страха упали они на землю, как мертвые, и один из них сделался глух, а другой сошел с ума. Потом оглохший, придя немного в себя, вывел обезумевшего товарища своего из церкви, запер ее и, ничего не взявши, возвратился с ним домой. Спустя неделю оглохший, пришедший с сокрушенным сердцем в Михайловскую церковь и приведя своего обезумевшего товарища, сознался перед духовным отцом своим иеромонахом Симеоном во всем произошедшем. Симеон, дав наставление, чтобы они истинно покаялись с надеждою на исцеление от святой великомученицы Варвары, отпустил их».

Высоко чтила святую Варвару и нищенская муза Киева. Для юной великомученицы лирники, певшие на киевских улицах, находили самые яркие слова, украшали ее жизнь фантастическими деталями, а саму Варвару называли звездой среди моря — моря страстей человеческой жизни.

Однако богатые люди также считали святую Варвару своею. И имели на это все основания, поскольку она была патрицианкой и никогда не отрекалась от своего происхождения. Украинские иконописцы и граверы чаще всего изображали ее светской дамой. В парче и шелках. На волосах — сетка из жемчужин. Иногда ее плечи украшала горностаевая мантия, а голову — корона. Художники густо пудрили лицо Варвары, а на ланиты накладывали яркие румяна.
Жить в Киеве и не попасть под чары великой подвижницы было невозможно. Кольца с ее руки (или просто из раки) становились настоящими талисманами.

Паломники закупали эти колечки дюжинами и развозили по всем городам империи. Для богатых богомольцев и путешественников делали массивные золотые кольца, для бедных — синенькие финифтяные. О заветных киевских колечках мечтали даже венценосные особы. Царицы Анна Иоановна и Елизавета обменяли свои драгоценные перстни на простенькие серебряные кольца от святой Варвары. Эти колечки покупали и молодожены, считая, что они скрепляют союз любящих сердец. С этой целью приобрели дешевенькие финифтяные кольца поэт Осип Мандельштам и его невеста Надежда. Их брак в самом деле выдержал все испытания судьбы. В другое время и с другим смыслом преподнесла колечко святой Варвары Павлу Скоропадскому Елена Безак, хозяйка его конспиративной квартиры на Печерске. Сделано это было для защиты от «внезапной напасти» в день провозглашения Скоропадского гетманом. Но, увы, власть он не уберег и Киев оставил навсегда. Впрочем, лично для него бурные события декабря 1918 года закончились вполне счастливо.

Очевидно, заветное колечко от Варвары было и у гетмана Ивана Мазепы. Он глубоко чтил великомученицу и даже построил для ее мощей великолепную серебряную раку и помост, обложенный позолоченными серебряными «досками». А известная графиня-схимница Анна Орлова-Чесменская воздвигла новую гробницу с рельефными изображениями (на это пошло девять пудов серебра) и серебряным балдахином весом в 14 пудов. Гробницу окружали 48 литых позолоченных ангелов работы петербургского мастера Андреева.

После «изъятия ценностей» из киевских церквей в 20-х годах прошлого века от былого великолепия Михайловского собора не осталось и следа. А в годы «социалистической реконструкции» (полнейшего разорения киевской старины) пришел конец и самой обители. Ее уничтожили сноровистые подрывники НКВД. Они умели превращать огромные соборы в кучу мусора как бы между прочим, без эвакуации окрестных жителей и без какого бы то ни было вреда для соседних зданий. Но с Михайловской обителью им пришлось изрядно повозиться. От первого взрыва монолитная махина собора, сооруженного руками великокняжеских мастеров, лишь вздрогнула. После этой неудачи подрывники по наводке кого-то из городских архитекторов выбили замковые каменья в сводах нефов. От второго взрыва собор тоже не рухнул, только расселся на несколько частей. И лишь третий взрыв уничтожил обитель.

Но мощи великомученицы удалось спасти. Теперь они покоятся во Владимирском соборе.

Людмила Александровна Ясельская.

Она смотрела на созвездья,
И для нее в какой-то миг
Они вдруг стали как известье
О Том Творце, что создал их.

И солнца яркое горенье,
И моря блеск, и ширь полей,
И шум садов, и все творенье –
Все о Творце сказало ей.

Тот мир, что виден был ей с башни,
Как книгу Бог открыл пред ней,
И сладок стал ей плен домашний
И одиночество родней.

Господь для сердца, не для слуха,
Ей открывал Свои дела,
И благодать Святого Духа Живым огнем в нее вошла,

Когда она, воздевши руки,
Тебе молилась, о Творец.
Ей мир готовил злые муки,
А Ты — блистающий венец!

Интересные факты и обычаи

В христианской традиции святая Варвара считается защитницей от внезапной смерти — смерти без покаяния.

В Москве в храме Иоанна Воина на Якиманке находится часть перста святой Варвары с перстнем, а в храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке — частица ее мощей.

Святая Варвара изображена на гербе поселка Власиха (Московская область). Здесь же в храме Преподобного Илии Муромца находится придел в честь Святой великомученицы. В 1998 году она стала небесной покровительницей Ракетных войск стратегического назначения РФ.

В 2000 году икона святой Варвары, находящаяся сейчас в Самаре, побывала на борту орбитальной станции «Мир».

В честь святой Варвары (Барбары) возведено немало христианских храмов. Самый, пожалуй, уникальный (своим расположением на вершинах 600-метровых (!) отвесных скал) среди православных находится в Метеорах (от греческого Μετέωρα — «парящие в воздухе») — одном из крупнейших монастырских комплексов Греции. Здесь-то и нашел себе приют женский монастырь Русану или Святой Варвары, основанный в XIII веке. А самый красивый готический храм — чешский костел покровительницы горняков Святой Барбары (1388 год) — является визитной карточкой города рудокопов Кутна Гора и напоминает изящную резную шкатулку.

В день памяти святой Варвары (4 декабря) чехи срезают барборки (озябшие веточки черешневых деревьев) и ставят их в воду. Существует старинная примета: если они оттают и расцветут к Рождеству (к 25 декабря), значит, все мечты обязательно сбудутся.

Этот цветок известен всем. Правда, мало кому знакомо его научное название – шлюмбергера, но в народе называют его декабристом. Другое название этого прекрасного цветка – Варварин цвет, потому как часто зацветает он к дню памяти святой Варвары – 17 декабря.

Рафаэль Сикстинская Мадонна, 1512—1513 Галерея старых мастеров, Дрезден

«Сикстинская Мадонна» Рафаэля после Великой Отечественной войны находилась на реставрации в Москве и в 1955 году была возвращена вместе с другими картинами в Дрезден.

Полотно было создано Рафаэлем в 1512—1513 годах для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу Папы Юлия II в честь победы над французами, вторгшимися в Италию и присвоения Пьяченце статуса Папской Области.

На картине изображены Мадонна с младенцем в окружении папы Сикста II, носящего сходство с Папой Юлием II, и Святой Варвары (мощи этих святых находятся в церкви св. Сикста). Фигуры образуют треугольник, поднятые занавеси лишь подчеркивают геометрическое построение композиции.

Святой, у ног которого изображена папская тиара, подчеркивающая его высокий сан, указывает своей рукой в сторону наблюдателя, и Мадонна с младенцем смотрят в указанном им направлении, в то время как Святая Варвара склонила голову. Первоначальное место картины было перед большим распятием, поэтому выражения лиц и позы фигур на картине обусловлены их чувствами при виде страданий и смерти Христа.

Изобразительное мастерство художника обманывает наблюдателя. Задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов.

Поскольку имя св. Сикста происходит от латинского «шесть», Рафаэль изобразил его с шестью пальцами на правой руке. На картине также шесть фигур. Предполагают, что моделью для мадонны послужила возлюбленная Рафаэля Форнарина.

Рафаэлевы ангелы — мотив многочисленных открыток и постеров. Два ангелочка, изображенные на картине, являются мотивом многочисленных открыток и постеров.

ЕПАРХИАЛЬНЫЙ МАГАЗИН
православная литература, церковная утварь, облачения и пр.
9:00 — 16:00 (пятница 9.00 — 14.00)

Республика Крым, 295011, г. Симферополь,

ул. Героев Аджимушкая, 9/11

БИБЛИОТЕКА
ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ
9:00 — 16:00
выходные пн.вт.
Симферополь,
ул. Александра Невского, 19

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector