1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Аудиоспектакли онлайн

Некрасов Николай — Памяти Добролюбова

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека. Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

«Памяти Добролюбова» Николай Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Яков Смоленский
Дата рождения: 28 февраля 1920 — 09 марта 1995
Народный артист РСФСР (1988).
Актёр, чтец, профессор, действительный член Академии гуманитарных наук. Его именем назван межвузовский конкурс чтецов при Щукинском театральном училище, участие в котором открыло дорогу в театральный мир многим начинающим талантливым артистам. После окончания школы он поступил на филологический факультет ЛГУ, окончить который ему не довелось — началась Великая Отечественная война. С третьего курса Смоленский ушёл добровольцем на фронт, был тяжело ранен, потом — госпиталь, блокада, эвакуация в Омске, где размещался в то время Вахтанговский театр. Там он поступил в Щукинское училище, по окончании которого стал актёром театра имени Евгения Вахтангова, где проработал более 10 лет. Именно тогда Яков Михайлович начал выступать на литературной эстраде. 50 лет работы в Московской государственной филармонии подарили любителям чтецкого искусства великое множество программ Якова Смоленского.

Как женщину ты родину любил. Суров ты был, ты в молодые годы

Некрасов находит просты, но сильные, острые слова, сжатые, но точные выражения для характеристики своего умершего друга. С горечью и с чувством глубокого восхищения, преклонения перед его памятью он восклицает:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Последняя строфа оборвана на середине строки:

Природа мать! Когда б таких людей

Ты иногда не присылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Однако эта незаконченность только усиливает впечатление, как пауза в горячей речи оратора, оборвавшего её под напором нахлынувших чувств.

Стихотворение не столько дает конкретный образ умершего критика, сколько рисует те его черты, которые характерны для всех выдающихся русских патриотов-борцов, для самого Некрасова в том числе.

Итак, что же несет поэзия Некрасова современному читателю? Каково её содержание? Попробуйте сейчас уточнить ту схему, которую вы составили в начале нашего разговора о мотивах лирики Некрасова?

Содержание некрасовской поэзии весьма многообразно: судьба народа и судьбы людей из народа, долг гражданина, любовь, поэт и поэзия, женщина-мать, петербургские углы, народные заступники и народные враги, душевные драмы. И это содержание воплотилось и в уже известных, но переосмысленных Некрасовым жанрах, и в жанрах, которых ещё не знала до сих пор русская поэзия. В поэзии Некрасова удивительным образом соединяются казавшиеся не соединимыми традиции, стили, жанры. В ней звучат и интонации обличительной оды с её пафосом, ораторскими приемами, оборотами высокого стиля, и интонации живой народной речи, с её стилистическими и лексическими особенностями, напевность русской песни и поучительность сказки, мудрость пословиц и поговорок, и «тоска бесконечных равнин».

Он не гнушается ни поэтическими, ни газетными штампами, ни просторечиями, ни высокой гражданской лексикой. И в то же время каждое его стихотворение – единое поэтическое целое. Эмоциональные опоры его поэзии – «воля», «злоба» и любовь. Этими чувствами проникнуты все его стихи. Он убежден в том, что

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

О чем бы не писал Некрасов, он клеймит, умиляется, страдает или жалуется.

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

Читайте так же:
Когда зыкина пела валенки

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Николай Алексеевич Некрасов

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Николай Добролюбов

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Читайте так же:
Что такое снегозащитные гетры

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие — нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова. «Памяти Добролюбова» Н. Некрасов Какой светильник разума угас

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.
Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья
Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,
Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,
Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…
Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения «Памяти Добролюбова» Некрасова

Некрасов познакомился с Добролюбовым, когда тот был еще совсем молодым человеком и только начинал свою карьеру литературного критика. Поэт смог разглядеть в юноше наличие большого таланта. Некрасов был соредактором журнала «Современник» и предложил Добролюбову возглавить отдел критики. Он не ошибся в своем выборе. За свою недолгую жизнь Добролюбов успел написать множество знаменитых критических статей, которые не утратили актуальности и в наше время. К сожалению, критик очень рано заболел чахоткой, которая тогда считалась неизлечимой болезнью. Несмотря на это Добролюбов продолжал напряженно работать и сам приближал свой конец. Он умер в 1861 г. Спустя несколько лет Некрасов посвятил ему стихотворение «Памяти Добролюбова» (1864 г.).

Автор отмечает, что поэт, несмотря на свою молодость, был строгим и неподкупным судьей в своих суждениях. Он беспристрастно относился к признанным авторитетам. Подчиняя «рассудку страсти» критик всегда выносил справедливый приговор. Добролюбов понимал, что жить ему остается недолго, поэтому в лихорадочной работе стремился максимально использовать отведенный ему срок. Особой благодарностью звучат слова Некрасова о том, что критик «более учил… умирать».

Личная жизнь Добролюбова не складывалась. Это и не могло быть иначе, так как он все свое время посвящал работе. Поэтому Некрасов отмечает: «ты чистоту хранил». Многие высказывания критика носили резкий антиправительственный характер и вырезались цензурой. Добролюбов всегда оставался горячим патриотом своей страны. Он не мог молчать при виде всех бед и несправедливостей, которые наполняли Россию. Его революционные взгляды были направлены только на благо Родины. Некрасов сравнивает любовь Добролюбова к России с поклонением женщине. Называя ее «любовницей суровой», он имеет в виду, что самоотверженный труд Добролюбова не был по достоинству отмечен современниками.

Читайте так же:
С чем носить водолазку болотного цвета

Смерть критика поэт сравнивает с угасанием «светильника разума». Наделяя Добролюбова «вещим пером», Некрасов намекает, что к нему еще придет признание.

Последние строки стихотворения очень торжественны и патетичны. Автор обращается ко всей «русской земле», призывая ее оплакивать одного из лучших своих сыновей. Некрасов уверен, что только благодаря таким людям России до сих пор существует. Добролюбов совмещал в себе глубокий ум, наблюдательность и врожденное чувство справедливости. Его недолгий жизненный путь может служить образцом для всех творческих людей.

Творчество Николая Алексеевича Некрасова пронизано страданиями простого трудового народа, но есть в нем место и произведениям, посвященным талантливым людям. Среди них выделяется стихотворение «Памяти Добролюбова», посвященное известному литературному критику. Предлагаем краткий анализ «Памяти Добролюбова» по плану, с помощью которого можно подготовиться к уроку по литературе в 10 классе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1864 году и посвящен Николаю Добролюбову.

Тема стихотворения – Значение творчества Добролюбова и его личности в русской литературе.

Композиция — В основе композиция лежит антитеза «жизнь — смерть».

Жанр — Эпитафия.

Стихотворный размер – Пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

Метафоры — «светильник разума», «вещее перо».

Эпитеты – «суровый», «светлый», «вещее».

Сравнения – «как женщину, ты родину любил».

История создания

Некрасов, будучи одним из владельцев журнала «Современник», познакомился с литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым, когда тот устроился на работу в популярный журнал.

Молодой литератор, несмотря на юный возраст, имел удивительный дар распознавать настоящие литературные бриллианты среди сонма служителей искусству.

К сожалению, многогранный талант Добролюбова не смог раскрыться в полной мере — литератор умер от чахотки в возрасте 25 лет. С его уходом читатели потеряли человека, умевшего в доступной и очень увлекательной форме объяснять, почему те или иные произведения достойны внимания.

В 1864 году Николай Алексеевич написал стихотворение, ставшее посвящением Николаю Добролюбову.

Центральная тема — восхищение личностью Николая Добролюбова, значение его творчества для формирования светлых идеалов у молодого поколения. В своем произведении автор показывает яркий образ революционера, положившего собственную жизнь на служение отчизне.

Добролюбов предстает в образе самоотверженного человека, который обладал редким литературным даром и способностью сплачивать вокруг себя талантливых людей. Некрасов восхищается духовной чистотой почившего литератора, его исключительно высоким моральными качествами, революционным настроем.

Поэт искренне скорбит по ушедшему в мир иной другу, и сокрушается, что не так часто можно повстречать на своем жизненном пути столь талантливых и самоотверженных людей.

Композиция

Стихотворение состоит из шести строф, разных по длине: четырех четверостиший, одного пятистишия и одного завершающего семистишия, обрывающегося на взлете. Подобное окончание создает эффект недосказанности.

Композиция произведения построена на противопоставлении жизни и смерти, и состоит из двух условных частей. В первой части автор делится всеми добродетелями и положительными качествами Добролюбова.

По жанру стихотворение является эпитафией. Написано пятистопным ямбом с перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

В арсенале Некрасова было немало художественных средств, с помощью которых ему удалось передать своему произведению выразительность и эмоциональную окраску. Среди них метафоры (« светильник разума», «вещее перо »), эпитеты (« суровый», «светлый», «вещее ») и сравнения (« как женщину, ты родину любил »).

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 20.

Умел рассудку страсти подчинять,

Учил ты жить для славы, для свободы,

Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья

Ты отвергал, ты чистоту хранил,

Ты жажде сердца не дал утоленья,

Как женщину ты родину любил,

Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца

Ей покорял. Взывая к жизни новой,

И светлый рай, и перлы для венца

Готовил ты любовнице суровой…

Некрасов находит просты, но сильные, острые слова, сжатые, но точные выражения для характеристики своего умершего друга. С горечью и с чувством глубокого восхищения, преклонения перед его памятью он восклицает:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Последняя строфа оборвана на середине строки:

Природа мать! Когда б таких людей

Ты иногда не присылала миру,

Заглохла б нива жизни…

Однако эта незаконченность только усиливает впечатление, как пауза в горячей речи оратора, оборвавшего её под напором нахлынувших чувств.

Стихотворение не столько дает конкретный образ умершего критика, сколько рисует те его черты, которые характерны для всех выдающихся русских патриотов-борцов, для самого Некрасова в том числе.

Итак, что же несет поэзия Некрасова современному читателю? Каково её содержание? Попробуйте сейчас уточнить ту схему, которую вы составили в начале нашего разговора о мотивах лирики Некрасова?

Содержание некрасовской поэзии весьма многообразно: судьба народа и судьбы людей из народа, долг гражданина, любовь, поэт и поэзия, женщина-мать, петербургские углы, народные заступники и народные враги, душевные драмы. И это содержание воплотилось и в уже известных, но переосмысленных Некрасовым жанрах, и в жанрах, которых ещё не знала до сих пор русская поэзия. В поэзии Некрасова удивительным образом соединяются казавшиеся не соединимыми традиции, стили, жанры. В ней звучат и интонации обличительной оды с её пафосом, ораторскими приемами, оборотами высокого стиля, и интонации живой народной речи, с её стилистическими и лексическими особенностями, напевность русской песни и поучительность сказки, мудрость пословиц и поговорок, и «тоска бесконечных равнин».

Читайте так же:
Как ушить бушлат фсин

Он не гнушается ни поэтическими, ни газетными штампами, ни просторечиями, ни высокой гражданской лексикой. И в то же время каждое его стихотворение – единое поэтическое целое. Эмоциональные опоры его поэзии – «воля», «злоба» и любовь. Этими чувствами проникнуты все его стихи. Он убежден в том, что

То сердце не научится любить,

Которое устало ненавидеть.

О чем бы не писал Некрасов, он клеймит, умиляется, страдает или жалуется.

Суров ты был, ты в молодые годы
Умел рассудку страсти подчинять.
Учил ты жить для славы, для свободы,
Но более учил ты умирать.

Сознательно мирские наслажденья
Ты отвергал, ты чистоту хранил,
Ты жажде сердца не дал утоленья;
Как женщину, ты родину любил,
Свои труды, надежды, помышленья

Ты отдал ей; ты честные сердца
Ей покорял. Взывая к жизни новой,
И светлый рай, и перлы для венца
Готовил ты любовнице суровой,

Но слишком рано твой ударил час
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!

Года минули, страсти улеглись,
И высоко вознесся ты над нами…
Плачь, русская земля! но и гордись —
С тех пор, как ты стоишь под небесами,

Такого сына не рождала ты
И в недра не брала свои обратно:
Сокровища душевной красоты
Совмещены в нем были благодатно…

Природа-мать! когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни…

Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Добролюбова»

С литературным критиком, поэтом-сатириком и публицистом Николаем Добролюбовым судьба свела Некрасова в 1858 году. Молодой человек, отличавшийся незаурядными литературными способностями и передовыми суждениями, пришел работать в журнал «Современник», одним из совладельцев которого и был Николай Некрасов.

По воспоминаниями очевидцев, тесной дружбы между литераторами в силу огромной разницы в возрасте не было, однако Некрасов всегда с удовольствием читал статьи Добролюбова, восхищаясь его смелостью, безапелляционностью и резкостью, с которыми автор нередко обрушивался на нерадивых литераторов. Вместе с тем, у Николая Добролюбова был несомненный дар на по-настоящему талантливых поэтов и писателей. Их произведения он анализировал с особой тщательностью, а в своих рецензиях старался объяснить читателям, почему, к примеру, пьесу Островского «Гроза» следует рассматривать, как образец революционной драматургии, а роман Гончарова «Обломов» является символом эпохи ленивых, безграмотных и ни к чему не стремящихся людей.

Николай Добролюбов скончался в 1861 году от чахотки. Ему было всего 25 лет. Однако после его смерти Николай Некрасов в полной мере осознал, какую потерю понесла русская литература, лишившись человека, который умел простым и доступным языком объяснить читателям, какие произведения действительно заслуживают их внимания, а какие – нет.

В 1864 году Николай Некрасов написал свое знаменитое стихотворение-посвящение «Памяти Добролюбова», в котором дал не только оценку творчеству этого выдающегося литературного критика, но и раскрыл его духовные качества. «Суров ты был, ты в молодые годы умел рассудку страсти подчинять», — именно с этих строк начинается стихотворение и сразу же рисует перед читателями образ зрелого и мудрого человека . Тем, кто ничего не знает о Добролюбове, очень сложно представить, что как литературный критик он прославился в 22 года, став грозой поэтов и писателей, к творчеству которых относился не предвзято и достаточно объективно. Поэтому Некрасов отмечает, что Добролюбов учил людей жить не для славы, а для свободы, но «более учил ты умирать». В это фразе заключен поистине философский смысл, который проливает свет на творчество Добролюбова. Тема смерти в его произведениях была такой же естественной, как и тема нищенского существования крестьян. И молодой литературный критик призывал людей не тратить свою жизнь понапрасну, считая, что лучше умереть, отстаивая свои интересы, чем скончаться от старости и болезней, зная о том, что следующему поколению придется проделать все тот же путь, лишенный радости и надежды.

Обращаясь к Добролюбову, Некрасов отмечает, что «как женщину, ты родину любил», отдав ей свои лучшие годы жизни, покоряя ее своими произведениями и «взывая к жизни новой». Россию по отношению к Добролюбову автор считает «любовницей суровой», которая слишком поздно оценила все те дары, которые преподнес ей молодой публицист . Возможно, если бы не смертельная болезнь, Добролюбову удалось бы изменить своими произведениями общественное мнение и заложить мощный фундамент для нового социального строя. Однако этого не произошло, хотя сам Некрасов не отрицает, что во многом именно творчеству Добролюбова Россия обязана отменой крепостного права.

«Года минули, страсти улеглись, и высоко вознесся ты над нами…», отмечает поэт, подчеркивая, что со времен своего существования русская земля «такого сына не рождала». При этом Некрасов убежден, что «сокровища душевной красоты совмещены в нем были благодатно», акцентируя внимание читателей на том, что Добролюбов жил и творил не ради славы и денег, а во имя России, которую хотел изменить. И если бы на русской земле хоть изредка не рождались такие самоотверженные и патриотичные люди, то, по мнению автора, «заглохла б нива жизни».

Стихотворение и анализ «Памяти Добролюбова»

Лирический герой (поэт) описывает читателям положительные качества молодого критика Добролюбова. Он отличался такими качествами, как: рассудительность, суровость и сдержанность. Талантливый публицист посвятил свою короткую жизнь тому, что учил своих современников быть свободными. Лирический герой пишет о том, что Добролюбов осознанно отказался от плотских утех, храня телесное достоинство и чистоту. Больше всего на свете ему нравилось работать, писать статьи, служить любимому Отечеству. Свою короткую жизнь Добролюбов положил на алтарь Родины.

Читайте так же:
«Связано» или «связанно» — как правильно пишется?

Вместе с тем, талантливый критик не мог не замечать негативных сторон российской жизни: он уверял, что только революционное восстание сможет изменить жизнь простых людей к лучшему. К сожалению, светлым надеждам одарённого публициста не суждено было сбыться: ранняя смерть в 25 лет навсегда лишила Добролюбова способности творить во имя социальной справедливости.

Лирический герой повествует о том, что с момента смерти талантливого критика прошли годы, но они не смогли стереть память о нём. В конце произведения поэт призывает читателей гордиться тем, что когда-то в России появился на свет такой незаурядный человек. Без подобных людей держава уже давно была бы разрушена.

История создания

Являясь одним из владельцев журнала «Современник», Некрасов познакомился с тогда ещё молодым литературным критиком и публицистом Николаем Добролюбовым в тот момент, когда он устраивался на службу в подведомственный поэту журнал. Добролюбов является одним из некрасовских «мучеников». Он жил в период с 1836 по 1861 гг. Добролюбов являлся одним из самых именитых литературных критиков своего времени. Из-под его острого пера выходили яркие статьи, посвящённые творчеству многих писателей и поэтов. Добролюбов анализировал творчество И.А. Гончарова, И.Н. Тургенева, А.Н. Островского и многих других талантливых авторов.

Между Добролюбовым и Некрасовым сложились тёплые, дружественные отношения. Талантливый критик в последние годы своей жизни занимал должность ведущего публициста «Современника». Проживал он по соседству со своим работодателем Некрасовым и каждый день наведывался к нему на обед. Нередко Добролюбов работал над статьями, расположившись в кабинете Некрасова.

Добролюбов, будучи совсем молодым литератором, имел удивительную способность распознавать подлинные литературные шедевры среди множества посредственных сочинений. Но, к великому сожалению, многогранный талант гениального критика не успел раскрыться в полном объёме – Добролюбов ушёл из жизни, заболев чахоткой. Некрасов, тяжело переживший смерть талантливого литератора и близкого друга, в 1864 г. написал данное произведение в память о нём.

Жанр, направление, размер

Стихотворение относится к жанру эпитафии: оно абсолютно лишено даже малейшего намёка на романтизм. Эпитафия позволяет читателям получить максимально правдивый, абсолютно реалистичный портрет Добролюбова, к которому Некрасов обращается на «ты». Возникает стойкое ощущение, что критик ещё жив, он вовсе не умер.

Поэтический размер – пятистопный ямб с пиррихиями. Рифмовка женская и мужская. Особенное внимание Некрасов концентрирует на трёх заключительных строках: они звучат, подобно заклинанию. Такой эффект достигается отсутствием рифмы.

Композиция

Произведение включает в себя шесть четверостиший, различных по длине, одного пятистишия и одного заключительного семистишия, которое обрывается практически на взлёте. Такой внезапный обрыв создаёт у читателей чувство недосказанности.

С композиционной точки зрения стихотворение построено по принципу противопоставления жизни и смерти. Согласно подобному противопоставлению, произведение можно разделить на две семантических части:

  1. Первая часть – лирический герой повествует о добродетелях и положительных качествах своего друга, талантливого критика Добролюбова.
  2. Вторая часть – лирический герой повествует о скорби по поводу ранней смерти талантливого литератора, не успевшего многое написать и сделать.
Образы и символы

Некрасов с целью донесения до читателей основной идеи произведения создал следующие образы:

  • образ Добролюбова – центральный. Талантливый критик преподносится, словно христианский святой, совершивший свой последний подвиг – праведную смерть. Если не знать о раннем возрасте Добролюбова, можно решить, что автор пишет вовсе не о молодом человеке, а о древнем старце, который с ранних лет вёл праведный образ жизни. Лирический герой повествует об основных добродетелях Добролюбова: суровости, рассудочности, ответственности, целомудрии, душевной чистоте. Герой делает следующий логический вывод: если христианские подвижники соблюдали обет целомудрия во имя Бога, тогда и Добролюбова можно считать святым, ведь он осознанно отказался от любви к женщине ради любви к Родине. Для своей Отчизны талантливый публицист готовил светлый рай и «перлы для венца»;
  • образ лирического героя – автор и лирический герой являются одним лицом. Герой предстаёт перед читателями человеком эмоциональным, душевно щедрым, способным хранить память об ушедших безвременно друзьях. Искренне любя Добролюбова, поэт возводит его в ранг святых, подробно аргументируя своё решение. Читатели понимают, что герой не забудет своего талантливого друга до самой смерти;
  • образ Родины – лирический герой сравнивает преданную любовь Добролюбова к Отечеству с любовью к женщине, называя Родину «любовницей суровой». Также Родина представляется неким иконостасом, которому преклонялся Добролюбов на протяжении всей своей короткой жизни;
  • образ пророка – лирический герой делает прямой намёк на пророческий талант Добролюбова, сообщая читателям о том, что у него было «вещее перо». Ранее функциями пророка в русской поэзии наделялся исключительно поэт. Некрасов же этим качеством наделяет публициста и литературного критика.
Темы и настроение

Основная тема произведения – восхищение личностью незаурядного человека, талантливого литератора, каким являлся Николай Добролюбов. В стихотворении Некрасов демонстрирует яркий образ идейного революционера, осознанно положившего свою жизнь на служение Родине.

Основная идея

Главная идея произведения, которую Некрасов стремится донести до читателей, заключается в следующем: короткая жизнь талантливого человека, искренне преданного своей профессии и идее, может стоить нескольких длинных жизней ничем не примечательных людей. Главное для каждого человека, по мнению автора, не сколько прожить, а как прожить свою жизнь. Пусть Добролюбову и не удалось сделать всё, что он задумал, но плоды его короткой и яркой жизни сделали его имя бессмертным для потомков.

Средства выразительности

В арсенале поэта имелось немало различных средств художественной выразительности, посредством которых он сумел передать основную идею произведения. Такими выразительными средствами являются:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector