1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бурка (женская одежда)

Бурка (женская одежда)

Бурка (араб. برقع ‎), также известный как чадра (пушту چادري ‎) в Афганистане или паранджа (тат. пәрәнҗә ) в Центральной Азии — верхняя одежда, укрывающая тело и лицо, которую женщины носят в некоторых исламских традициях, чтобы прикрывать себя на публике.

Термин паранджа иногда ассоциируется с никабом. В более точном смысле, никаб — это вуаль для лица, которая оставляет глаза открытыми, в то время как паранджа покрывает все тело от макушки головы до земли, позволяя владелице видеть перед собой с помощью сетки на лице. Бурку также не следует путать с хиджабом, который обычно покрывает волосы, шею, но не лицо.

Бурка и другие виды одежд, закрывающие лица были засвидетельствованы с доисламских времён, особенно среди пуштунских [1] и арабских женщин. Покрытие лица не считается обязательным религиозным требованием в исламе [2] [3] . Так же считает большинство современных исламских правоведов [4] . Часть мусульманских правоведов считает, что в случае если открытое лицо женщины может вызвать соблазны и смуту, то для неё желательно закрывать лицо [5] .

В настоящее время (2021 год) в 14 странах запрещено носить бурку в общественных местах, включая Австрию, канадскую провинцию Квебек, Данию, Францию, Бельгию, Таджикистан, Латвию [6] , Болгарию [7] , Камерун, Чад, Республику Конго, Габон, Нидерланды [8] , Марокко [9] [10] и Шри-Ланка [11] .

Когда вуаль обсуждалась в ранней исламской юриспруденции вне контекста молитвы, её обычно считали «вопросом социального статуса и физической безопасности». В эпоху средневековья исламские юристы стали уделять больше внимания понятию аврат (интимным частям) и вопросу о том, должны ли женщины закрывать лицо [12] . Большинство маликитских и ханафитских учёных считало, что женщины должны публично закрывать все, кроме лица. Ханбалитские и шафиитские правоведы считали женское лицо частью аврата, заключив, что всё лицо кроме глаз должно быть завуалировано [12] [13] . Ханбалитский юрист Ибн Таймийя (ум. 1328 г.) был сторонником последней точки зрения, в то время как ханафитский ученый Бурхан ад-Дин аль-Маргинани (ум. 1197) подчеркнул, что это особенно важно для женщины, оставляющей лицо и руки непокрытыми во время повседневных деловых отношений с мужчинами. В юридических школах по этому вопросу были расхождения во мнениях [12] . Таким образом, Юсуф аль-Карадави цитирует классических юристов-шафиитов и ханбалитов, утверждая, что закрывать лицо не обязательно [3] .

В джафаритском мазхабе покрытие лица не является обязательным [14] .

Согласно точке зрения салафитов, женщина обязательно (фард) должна закрывать всё свое тело, когда она на публике или в присутствии мужчин, не являющихся близкими родственниками (махрамами) [15] [16] . Некоторые учёные говорят, что вуаль не является обязательной перед слепыми, бесполыми или геями [17] [18] [19] .

Салафитский богослов Насируддин аль-Албани написал книгу, в которой изложил своё мнение о том, что завеса для лица не является обязательным для мусульманских женщин, в то время как он был преподавателем в Исламском университете Медины. По этой причине его противники в саудовском истеблишменте добились прекращения его контракта с университетом [20] .

Бурка возвращается. Афганские женщины закрывают лица

После установления талибами контроля над Афганистаном в стране растет спрос на одежду, полностью закрывающую лицо и тело. Женщины надевают бурки, потому что не хотят преследований со стороны исламистских боевиков.

Читайте так же:
Отравленная туника гумилев сюжет

Женщины в бурках стоят в кабульском парке в ожидании гуманитарной помощи. Фото снято за несколько дней до захвата столицы талибами. Это люди, которые вынуждены были покинуть свои дома перед наступлением талибов 

Женщина в бурке на дороге у бывшей американской военной базы в Баграме, 1 июля. Бурка — это накидка на все тело с сеткой для лица. Некоторые мусульмане-фундаменталисты интерпретируют спорные фрагменты Корана как требующие от женщин полностью скрывать лицо и тело от посторонних глаз 

2 Женщина в бурке на дороге у бывшей американской военной базы в Баграме, 1 июля.

Бурка — это накидка на все тело с сеткой для лица. Некоторые мусульмане-фундаменталисты интерпретируют спорные фрагменты Корана как требующие от женщин полностью скрывать лицо и тело от посторонних глаз

Вынужденные на фоне боев покинуть свои дома женщины и дети находятся в здании школы в провинции Кунар  

Бурки на продажу в магазине в Кабуле. В галерее собраны фотографии новостных агентств, на которых запечатлено массовое возвращение бурки во время наступления талибов  

4 Бурки на продажу в магазине в Кабуле.

В галерее собраны фотографии новостных агентств, на которых запечатлено массовое возвращение бурки во время наступления талибов

Женщина в бурке вместе с детьми в Кандагаре. Фото снято 4 августа, когда вокруг города шли бои между афганскими правительственными силами и талибами. Многие полагают, что приход «Талибана» к власти будет означать возвращение к  жестокому подавлению прав женщин, которое имело место во время правления боевиков с 1996 по 2001 год. Маджан, 28-летняя жительница города Герат, сказала корреспондентам Афганской редакции Азаттыка, что вместе с двумя сестрами купила синие бурки. «Раньше мы носили просто хиджаб, но поскольку ситуация ухудшается, мы пошли и купили бурки. Женщины не хотят носить бурки, но вынуждены, потому что это становится необходимым»

5 Женщина в бурке вместе с детьми в Кандагаре. Фото снято 4 августа, когда вокруг города шли бои между афганскими правительственными силами и талибами.

Многие полагают, что приход «Талибана» к власти будет означать возвращение к жестокому подавлению прав женщин, которое имело место во время правления боевиков с 1996 по 2001 год.

Маджан, 28-летняя жительница города Герат, сказала корреспондентам Афганской редакции Азаттыка, что вместе с двумя сестрами купила синие бурки. «Раньше мы носили просто хиджаб, но поскольку ситуация ухудшается, мы пошли и купили бурки. Женщины не хотят носить бурки, но вынуждены, потому что это становится необходимым»

Женщина в Кабуле.  Некоторые женщины продолжали носить бурки после падения режима талибов в 2001 году, но, как сообщает Афганская редакция Азаттыка, использование этой одежды, которая обычно стоит от двух до шести тысяч афгани (25–80 долларов), в последние годы неуклонно сокращалось

6 Женщина в Кабуле.

Некоторые женщины продолжали носить бурки после падения режима талибов в 2001 году, но, как сообщает Афганская редакция Азаттыка, использование этой одежды, которая обычно стоит от двух до шести тысяч афгани (25–80 долларов), в последние годы неуклонно сокращалось

Афганские женщины собираются на встречу, посвященную предполагаемым злоупотреблениям со стороны талибов. Кабул, 2 августа 2021 года. До прихода талибов в столицу оставалось чуть менее двух недель. Многие женщины в Кабуле предпочитали носить платки на улице или даже не покрывать голову. С приходом талибов ситуация изменилась 

7 Афганские женщины собираются на встречу, посвященную предполагаемым злоупотреблениям со стороны талибов. Кабул, 2 августа 2021 года. До прихода талибов в столицу оставалось чуть менее двух недель.

Многие женщины в Кабуле предпочитали носить платки на улице или даже не покрывать голову. С приходом талибов ситуация изменилась

Женщины жду такси в Кабуле. Цены на бурку стали расти после того, как талибы усилили наступление на провинции в июле — августе 

8 Женщины жду такси в Кабуле.

Цены на бурку стали расти после того, как талибы усилили наступление на провинции в июле — августе

Женщины в бурках в Кандагаре, 4 августа. Цвет бурки в Афганистане варьируется от региона к региону. Коричневые бурки носят в Кандагаре, синие — в Кабуле, а белые — в северной части страны

9 Женщины в бурках в Кандагаре, 4 августа.

Цвет бурки в Афганистане варьируется от региона к региону. Коричневые бурки носят в Кандагаре, синие — в Кабуле, а белые — в северной части страны

Под покровом Почему хиджаб стал популярным по всему миру и кто на этом зарабатывает

Хиджаб, прежде бывший принадлежностью почти исключительно мусульманских стран, в последнее десятилетие захватывает улицы европейских и американских городов, витрины магазинов и модные подиумы. «Скромную» одежду шьют и массмаркетные бренды вроде Uniqlo, и люксовые Dolce & Gabbana. Недавно российская марка Gloria Jeans сняла в рекламной кампании модель в хиджабе, что вызвало недовольство потребителей. «Лента.ру» проследила новейшую историю хиджаба.

Покров истории

Ответ на вопрос, почему женщины в исламских странах Северного Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии закрывают все тело и лицо одеждой, не так однозначен, как может показаться. Задолго до ислама климатические условия заставляли местных жителей закрывать тело, голову и лицо тканью. В патриархальных обществах, где женщины были большой ценностью, «скромную» одежду их заставляли носить еще до времен пророка Мохаммеда. При этом у туарегов — одного из кочевых племен Северной Африки, по мнению антропологов, сохранились пережитки матриархата, и женщины этого племени ходят с открытыми лицами, а мужчины закрывают лицо.

С распространением ислама мусульманские религиозно-правовые нормы (шариат) стали предписывать исповедующим ислам закрывать аврат — живот и ноги от пупка до колен у мужчин; все тело, кроме овала лица и кистей рук — у женщин. Видеть женщину без многослойных драпировок могут только мужчины, принадлежащие к категории махрам (отец, брат, сын, внук, то есть близкие родственники, с которыми женщина не может вступить в брак).

Читайте так же:
Высшей наградой римскому полководцу был золотой

Что характерно, шариатские нормы не конкретизируют требований к одежде: этим занимаются муфтии и кади, авторитетные толкователи Корана. Как правило, общие нормы подгоняются под обычаи страны и региона и могут делаться то строже, то свободнее. Чаще всего мусульманки носят хиджаб или абайю. Европейцы обычно называют хиджабом только особенным образом повязанные головные платки, полностью скрывающие волосы. Абайя — это полный комплект одежды, обязательно закрывающий руки до кистей и ноги до ступней.

Более строгий вариант — чадра (иначе называется чаршаф). В этом костюме покрывало может закрывать нижнюю часть лица. Следующая ступень скромности — никаб — закрывает низ лица и драпирует все тело от плеч так, что неразличимы линии груди и талии. Самый тотальный вариант — паранджа (бурка) — напоминает чехол с забранным сеткой отверстием для обзора на уровне глаз. Два последних варианта женщинам навязывают в обязательном порядке в государствах, где шариат признан нормой права (Саудовская Аравия и ряд других). В более либеральных странах женщинам можно носить яркие абайи или даже условно мусульманскую одежду: платок, закрывающий волосы, брюки до ступней и поверх них — закрывающие бедра удлиненную тунику или платье (все непременно с длинными рукавами и без декольте).

Никаб и паранджу чаще всего носят женщины в тех странах, где законы шариата признаны в государственными, прежде всего — в Саудовской Аравии. Мусульманки в европейских странах предпочитают почти символический в сравнении с никабом хиджаб светлых и даже ярких оттенков. Некоторые прогрессивные мусульманские девушки носят традиционный платок, а вместо платья в пол или длинной юбки и удлиненной блузы или кафтана надевают брюки или джинсы, а поверх них — сравнительно короткие платья или туники (однако обязательно закрывающие бедра и с длинными рукавами).

Обманчивая идиллия

В современной Европе увеличивающееся число женщин в хиджабах на улице еще несколько лет назад вызывало серьезное беспокойство и неприятие. Особенно это было актуально в странах, где иммигрантские общины велики и непрерывно растут. Так, администрация французских учебных заведений запрещала школьницам-мусульманкам ходить в платке на занятия, а полицейские прогоняли с пляжей женщин в буркини — мусульманских купальных костюмах. Но риторика левых и примкнувших к ним мусульманских активистов постепенно изменили общественное мнение: европейцам приходится смириться со статусом кво.

Бурка: свобода (не)носить

В Германии женщина может сидеть голой в сауне с незнакомыми мужчинами, не опасаясь не только нескромных вглядов, но и действий. О чем спор?

В Германии продолжаются ожесточенные дебаты о ношении в общественных местах никаба, паранджи, бурки и прочей мусульманской женской одежды, закрывающей фигуру и лицо.

В среду канцлер Германии Ангела Меркель высказалась против генерального запрета. Об этом Меркель заявила на международной парламентской конференции по вопросам свободы вероисповедания, сообщает в том числе „Die Zeit“.

К свободе вероисповедания, считает она, относится также возможность выражать свою веру публично — даже если это "может показаться для нас чужеродным".

"Нужно разработать точные правила для тех областей, в которых ношение покрывал не поощряется, например в суде,"- сказала Меркель. В противном случае действует следующий принцип: "Существующее разнообразие является логическим следствием свободы."

Читайте так же:
Боди смокинг для малыша

В своей речи она также сделала упор на необходимость религиозного образования, в том числе и для мусульман: "Чем фундаментальнее религиозное образование, тем глубже взаимное понимание."

ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ РАЗРЕШИТЬ

Уже несколько недель журналисты, политики, эксперты а также обитатели соцсетей спорят о том, запретить или разрешить ношение бурки. Cлишком противоречивы мнения, от "запретить, это угроза безопасности и свободе" до "не надо ущемлять свободу религии и самовыражения".

Так как же относиться к бурке — ее ношение, это защита свободы или ее ущемление?

Самa по себе общественная дискуссия на эту тему не нова и вспыхивает время от времени с новой силой. Как пишeт "The Huffington Post", "первой Федеральной землей, запретившей ношение бурки в 2011 году, стал Гессен. Правда, это был частичный запрет, и он затрагивал ношение бурки не в общественныx местах, а на государственной службе. Этому предшествовал спор, начатый по инициативе мусульманской сотрудницы франкфуртского центра предоставления государственных и муниципальных услуг.

В 2012 году научная службa Бундестага выпустила заключение, в котором говорилось, что "общий запрет на ношение бурки в общественных местах нарушает принцип нейтральности Основного закона и не может быть конституционно оправданным." Получается, что частичный запрет конкретной земли возможен, а общий на федеративном уровне — нет.

Cитуация в области судебной практики также является противоречивой:

"The European" приводит такие примеры: "В Германии до сих пор не существует четкого закона, запрещающего ношение бурки или других одеяний, скрывающих лицо и тело. Предыдущие свои решения Федеральный Kонституционный суд выносил, основываясь на постулатах свободы веры и религии. Так, например, в январе 2015 года в земле Северный Рейн-Вестфалия было принято решение, что общий запрет на ношение хиджаба для учителей в государственных школах не соответствует Конституции. С другой стороны, в апреле 2016 года берлинский суд по трудовым спорам отказал в рассмотрении жалобы мусульманки, которую не приняли на работу в качестве учительницы начальной школы из-за того, что она носит головной платок".

Поэтому в Германии автор видит две проблемы: "…во-первых, есть противоречащие друг другу правовые основы, которые могут быть истолкованы по-разному в каждом конкретном случае. А во-вторых, федерализм позволяет, в зависимости от того, о какой земле идет речь, различные интерпретации государственных законов. Закутанные мусульманские женщины сталкиваются в Германии, в дополнение к их часто критическому положению в обществе, с неопределенностью также и в правовой области. Таким образом, существует потребность в общенациональном законе, который наконец примет единое решение о ношении платков в общественных местах."

Однако не все так просто. К однозначному мнению в дискуссии о бурке сложно прийти еще и потому, что дуальность заключена в характере самой темы: на каждый плюс имеется свой минус, на каждый аргумент — хороший контраргумент.

Меркель признаeт, что "хиджаб мешает интеграции". В нем трудно заниматься спортом, вести машину, бегать. С другой стороны, если запретить его ношение, то его носительницы будут просто-напросто оставаться дома, что отнюдь не содействует вливанию в немецкое общество. Представитель партии зеленых Омид Ноурипор (Omid Nouripour) также выступил против запрета на паранджу: "Многие женщины носят хиджаб не на добровольной основе. Их вынуждают их мужья. Если мы примем запрет, то эти мачо-сволочи просто не выпустят своих женщин из дома", — сказал он интернет-порталу"t-online". Запрет осложнил бы интеграцию и доступ к женщинам. "Мы должны бороться с этим оказываемым принуждением, а не навязывать кодексы платья," — говорит политик.

Читайте так же:
Как по английски будет варежки с транскрипцией

Еще один весомый аргумент сторонников запрета — безопасность. За покрывалом может прятаться кто угодно и с каким угодно "поясом шахида". Говорят, даже Усама Бен Ладен сбежал однажды от своих преследователей, используя женское покрывало в качестве маскировки. Довод серьезный, особенно учитывая неспокойную ситуацию в Европе после терактов в Вюрцбурге, Ансбахе, после недавнего неудавшегося теракта в Париже. Но как раз эксперты безопасности и представители полиции не согласны с этими опасениями: "Это кажущееся решение проблемы. Я не знаю ни одного случая, в котором запрет на паранджу предотвратил бы теракт или усложнил путь к терроризму", — сказал Агентству немецкой прессы исследователь радикализации Петер Нойманн (Peter Neumann).

Министр внутренних дел Германии Томас де Мезьер (Thomas de Maizière ) тоже считает, что вопрос о безопасности не имеет ничего общего с ношением паранджи. Тем не менее, он отклоняет паранджу по соображениям социальной сплоченности. "Это не подходит к нашей космополитичной стране," — утверждает политик.

"Мы хотим показывать лицо, когда общаемся друг с другом," — сказал де Мезьер. Поэтому целью стало законодательно укрепить принцип не закрывать свое лицо там, "где это необходимо для сосуществования нашего общества". В качестве примера де Мезьер сказал, что автомобилист должен управлять машиной с открытым лицом. Также закутывание неприемлемо при посещении государственных и общественных учереждений, на демонстрациях, на государственной службе, в университетах и судах.

Все эти частичные запреты были зафиксированы в так называемом проекте декларации "О мерах по повышению общего уровня безопасности в стране". Этот документ получил название "Берлинскoй декларации" ("Berliner Erklärung").

Кстати, сам Коран не обязывает женщину носить бурку или никаб, закрывая таким образом лицо и фигуру. "Полное завешивание лица и фигуры не является религиозным символом, а скорее признаком злоупотребления религией", — пишет "Der Freitag".

Эта заповедь является плодом интерпретации одной-единственной суры, подтверждает и Рауф Цейлан (Rauf Ceylan), занимающийся научным исследованием ислама в университете города Оснабрюк.

"Существует только одно предложение в Коране, которое можно интерпретировать соответствующим образом. В суре 24, стихe 31 говорится: "Скажи верующим женщинам, что они должны опустить свои глаза и сохранить свое целомудрие, не показывать открыто драгоценности, которые они носят, если их обычно не видно, и покрыть платками груди свои".

Мейнстрим ислама не знает ни паранджи, ни никаба. Вы можете это видеть по тому, что в регионах, которые освобождали от так называемого "Исламского Государства" (террористическая группировка, запрещена в РФ), паранджи и никабы женщины выбрасывали сразу, но оставался платок. Полное закутывание лица и фигуры не является частью первоначального ислама. Это появились позже, в основном в 18-м веке, как часть движения возрождения: захотели вернуться к предполагаемым корням и вытеснить женщину обратно в частную жизнь".

На вопрос о том, насколько, по его мнению, велика общественная значимость проводимой дискуссии о запрете бурки, ученый сказал: "Мы ведем пустые дебаты. Женщины в бурке или никабе количественно не играют в Германии никакой роли. Поэтому запрет имеет лишь символическое значение, но не будет иметь никакой эмпирической актуальности. Число женщин, которые носят паранджу, можно пересчитать по пальцам".

Читайте так же:
Чем можно заменить пуговицу джинсы

И это правда. Согласно исследованию Федерального Ведомства по делам миграции и беженцев "Мусульманская жизнь в Германии", в Германии проживает примерно два миллиона мусульманок, из них примерно 200-300 носят бурку. И тем не менее, по мнению многих, дискуссия оправдала себя, ведь, согласно известному высказыванию, деморкатия — это власть большинства, при которой уважаются (и обсуждаются) права меньшинства.

И все-таки остается, пожалуй, последний вопрос: а что думают о ношении всевозможных покрывал сами женщины?

Многие носительницы увeряют, что решение их добровольно и таким образом они чувствуют себя более свободными в обществе — им больше не надо соответствовать навязанным стереотипам.

Сторонники утверждают, что, по идее, все виды паранджи служат защитой женщине, в частности, от мужских взглядов. Хотя в современной Германии женщина может сидеть голой в сауне с совершенно незнакомыми мужчинами, не опасаясь не только нескромных вглядов, но и действий, и слов. Таким образом, необходимость кутаться в бурку и ее варианты существует только в голове конкретной женщины и /или членов ее семьи.

И все-таки, главный принцип демократического общества остается неизменным и является причиной того, что запреты носят именно частичный характер. "The European" формулирует это так: "По закону каждая женщина должна иметь возможность одеваться, как она хочет — будь она мусульманкой или нет. Если это означает, что она хочет носить паранджу добровольно, то пусть носит. Наше общество должно наконец жить в соответствии своими ценностями, которыми оно так гордится. Принцип свободы действителен не только тогда, когда он соответствует нашей привычной картине мира, но и для всех тех, кто участвует в нашем обществе".

Светлана Ниберляйн — свободный журналист, живет в Германии

Высказанные в рубрике мнения могут не отражать точку зрения редакции

Подписывайтесь на наш канал в Telegram и первыми узнавайте главные новости.​

burqa

“Burqa.” Merriam-Webster.com Dictionary, Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/burqa. Accessed 3 Dec. 2021.

WORD OF THE DAY
galvanize

Get Word of the Day daily email!

Test Your Vocabulary

Farm Idioms Quiz

  • bagmud pit
  • state of difficultystable

Test your knowledge — and maybe learn something along the way.

Subscribe to America’s largest dictionary and get thousands more definitions and advanced search—ad free!

red wine being poured into glass“In Vino Veritas” and Other Latin Phrases to Live By

Top 10 Latin Phrases

the plural of corps is corpsIs ‘corps’ singular or plural?
legitFunner, Stupider, and Other Words That Are in Fact Real

Don’t argue with the dictionary

number-40-balloonIs it ‘Forty’? Or ‘Fourty’?
illustrated notebook that says everyday vs every day‘Everyday’ vs. ‘Every Day’

A simple trick to keep them separate

semantic bleaching text on white backgroundWhat Is ‘Semantic Bleaching’?

How ‘literally’ can mean «figuratively»

video literallyLiterally

How to use a word that (literally) drives some pe.

video his or herIs Singular ‘They’ a Better Choice?

The awkward case of ‘his or her’

cats on impossible timberConfusing Words Strikes Again

How many do you know?

a table filled with colorful herbs and spicesName Those Herbs and Spices

How many do you know?

True or FalseTrue or False?

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector