1uomo.ru

Мода и Стиль
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Портрет Олечки Розовой из рассказа Жизнь и воротник

Портрет Олечки Розовой из рассказа «Жизнь и воротник»

Олечка Розова занимает центральное место посреди персонажей рассказа Воротник. Это стыдливая, юная, правдивая женщина, три года находящаяся в браке с честным человеком. В их малюсенькой семье работает муж, Олечка водит домашнее хозяйство и распоряжается семейным бюджетом. У них ещё нет детей, но есть Олечкина бабушка и огромное количество знакомых, у которых можно занять средств.

Создатель именовала главную героиню Олечка, и это описывает её как мягкое, нежное, воздушное создание, скорее всего великолепной наружности с хорошей фигурой про которую говорят красота какая дурочка. Именно эти ощущения навевает имя Олечка. Если бы создатель именовала её, к примеру, Ольга, то перед очами у нас появилась бы взыскательная, подтянутая, целеустремленная и умная женщина, верно знающая, чего она хочет от жизни. Но, к раскаянию, наша героиня совершенно не такая.

Я представляю Олечку светловолосой, низкого роста, очень симпатичной, улыбчивой девушкой. Она следит за модой, но в начале рассказа одевается скромно, неброско, в соответствии со статусом и заработком собственного супруга, то есть особо не выделяется из толпы. Но после покупки популярного воротника её образ жизни как будто переворачивается с ног на голову. Олечка начинает тратить поначалу свои деньги, позже закладывает драгоценности и серебро, а затем занимает средства у родственников и знакомых. Она приобретает новейшую популярную одежку, обувь, делает стрижку и даже начинает курить. Она кидает вызов устоям того медли и снаружи превращается в такую популярную штуковину по имени Ольга, но в душе продолжает оставаться той же тихой, сероватой мышкой Олечкой. Соответственно её воспринимают и окружающие супруг, который, денек и ночь исчезает на работе, не сходу подмечает все метаморфозы, происходящие с его супругой, и продолжает считать её собственной возлюбленной, тихой, стыдливой супругой. Он даже не поверил ей, когда она поведала ему о воротничке, посчитал это не очень успешной шуточкой. А студент, видя только Олечкину новейшую наружную оболочку, воспринял её как даму современную, доступную, свободных норовов, и вел себя соответствующим образом.

Нрав основной героини изменяется в процессе развития сюжета. Вначале она тихая, застенчивая девушка, которая довольствуется застенчивой жизнью. После покупки воротничка она начинает вести себя совершенно по-другому покупает популярную одежку, делает стильную стрижку, курит, прогуливается в гости, заигрывает с незнакомцами и ведет себя очень запанибратски. При этом она непрерывно испытывает угрызения совести, понимает, что катится в пропасть, но у неё не хватает мужества: во-первых, признать, что её жизнью управляет не она сама, а банальная вещь, а во-вторых, избавиться от этой вещи. По сути, она представляет собой слабохарактерное существо, которое плывет по течению, осознавая весь кошмар собственного положения, но ничего не предпринимая, чтобы всё поправить. Что послужило толчком к возврату Олечки к минувшей жизни? Вероятно, это был уход супруга, вероятно потеря воротничка, но после этого Олечка вновь перевоплотился в скромную, смиренную девушку, которой пришлось самой зарабатывать для себя на жизнь.

Собственно у меня Олечка не вызвала симпатии. Мне жаль её. Её жизнь была достаточно монотонна и неинтересна до приобретения воротничка, затем с одной стороны, жизнь Олечки заиграла новыми красками, но с иной — привела к грустным последствиям для неё самой. Видимо где-то в глубине души ей хотелось праздничка жизнь, и воротничок послужил каким-то толчком, в роли воротничка мог выступить любой иной предмет обихода либо одежды. И для неё, как для человека слабенького, воротничок послужил как-бы извиненьем такой разительной смены в её наружности и поведения.

В начале рассказа создатель объясняет идея, что вещи могут править людьми. Эта мысль не растеряла актуальности и сейчас. Вокруг нас мы лицезреем огромное количество людей, которые, не имея неизменного заработка, берут кредиты на приобретение так называемых атрибутов удачного человека телефонов, планшетов, дорогой одежки, дорогих автомобилей. Считается престижным иметь дорогой телефон, а не превосходное образование, дорогой автомобиль, а не размеренную работу. То есть на данный момент в сообществе главны наружные атрибуты удачливости. А должно на 1-ое место стать внутреннее содержание человека, его нравственность, его направленность на самообразование, что в конечном итоге приведет его к успеху в жизни.

Читайте так же:
Джемпер как у бородиной

Чем занималась олечка розова до истории с воротником

Олечка Розова занимает центральное место среди персонажей рассказа «Воротник». Это скромная, молодая, честная женщина, три года находящаяся в браке с честным человеком. В их маленькой семье работает муж, Олечка ведёт домашнее хозяйство и распоряжается семейным бюджетом. У них ещё нет детей, но есть Олечкина бабушка и множество знакомых, у которых можно занять денег.

Автор назвала главную героиню Олечка, и это характеризует её как мягкое, нежное, воздушное создание, скорее всего прелестной внешности с хорошей фигурой про которую говорят «прелесть какая дурочка». Именно эти ощущения навевает имя Олечка. Если бы автор назвала её, например, Ольга, то перед глазами у нас возникла бы строгая, подтянутая, целеустремленная и умная девушка, четко знающая, чего она хочет от жизни. Но, к сожалению, наша героиня совсем не такая.

Я представляю Олечку светловолосой, невысокого роста, очень симпатичной, улыбчивой девушкой. Она следит за модой, но в начале рассказа одевается скромно, неброско, в соответствии со статусом и доходом своего мужа, то есть особо не выделяется из толпы. Однако после покупки модного воротника её образ жизни как будто переворачивается с ног на голову. Олечка начинает транжирить сначала свои деньги, потом закладывает драгоценности и серебро, а затем занимает деньги у родственников и знакомых. Она покупает новую модную одежду, обувь, делает стрижку и даже начинает курить. Она бросает вызов устоям того времени и внешне превращается в этакую «модную штучку» по имени Ольга, но в душе продолжает оставаться той же тихой, серой мышкой Олечкой. Соответственно её воспринимают и окружающие – муж, который, день и ночь пропадает на работе, не сразу замечает все метаморфозы, происходящие с его женой, и продолжает считать её своей любимой, тихой, скромной женой. Он даже не поверил ей, когда она рассказала ему о воротничке, посчитал это не слишком удачной шуткой. А студент, видя только Олечкину новую внешнюю оболочку, воспринял её как девушку современную, доступную, свободных нравов, и вел себя соответствующим образом.

Характер главной героини меняется в процессе развития сюжета. Вначале она – тихая, застенчивая девушка, которая довольствуется скромной жизнью. После покупки воротничка она начинает вести себя совсем по-другому – покупает модную одежду, делает стильную стрижку, курит, ходит в гости, заигрывает с незнакомцами и ведет себя крайне развязно. При этом она постоянно испытывает угрызения совести, понимает, что катится в пропасть, но у неё не хватает мужества: во-первых, признать, что её жизнью управляет не она сама, а банальная вещь, а во-вторых, избавиться от этой вещи. По сути, она представляет собой слабохарактерное существо, которое плывет по течению, осознавая весь ужас своего положения, но ничего не предпринимая, чтобы всё исправить. Что послужило толчком к возврату Олечки к прежней жизни? Возможно, это был уход мужа, возможно потеря воротничка, но после этого Олечка опять превратилась в скромную, кроткую девушку, которой пришлось самой зарабатывать себе на жизнь.

Лично у меня Олечка не вызвала симпатии. Мне жаль её. Её жизнь была достаточно однообразна и неинтересна до приобретения воротничка, затем с одной стороны, жизнь Олечки заиграла новыми красками, но с другой — привела к печальным последствиям для неё самой. Видимо где-то в глубине души ей хотелось «праздника жизнь», и воротничок послужил каким-то толчком, в роли воротничка мог выступить любой другой предмет обихода или одежды. И для неё, как для человека слабого, воротничок послужил как-бы оправданием такой разительной перемены в её внешности и поведения.

В начале рассказа автор излагает мысль, что вещи могут управлять людьми. Эта идея не потеряла актуальности и сегодня. Вокруг нас мы видим множество людей, которые, не имея постоянного дохода, берут кредиты на приобретение так называемых атрибутов успешного человека – телефонов, планшетов, дорогой одежды, дорогих автомобилей. Считается престижным иметь дорогой телефон, а не хорошее образование, дорогой автомобиль, а не стабильную работу. То есть сейчас в обществе важны внешние атрибуты успешности. А должно на первое место стать внутреннее содержание человека, его нравственность, его направленность на самообразование, что в конечном итоге приведет его к успеху в жизни.

Читайте так же:
Можно ли носить черную джинсовую куртку с синими

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе Тема: Журнал «Сатирикон». Рассказ Тэффи. «Жизнь и воротник».

Методическая цель: познакомить учащихся с творчеством Тэффи , ознакомить с проблематикой рассказа « Жизнь и воротник». », формировать у учащихся навыки характеристики героев, развивать навыки работы с текстом, умение делать выводы; воспитывать способность противостоять власти вещей над разумом человека.

Планируемые предметные результаты : знают содержание текста ; умеют участвовать в диалоге по прочитанному произведению, по вопросам учителя; давать характеристику героям; выражать свое отношение к прочитанному; развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук, аудиозапись

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности :

…Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

Э.Асадов «Души и вещи»

Было время, когда люди пользовались минимумом вещей, а сейчас посмотрите на наш дом: чего только у нас нет. Так какую же роль играют вещи в нашей жизни? Об этом мы узнаем из рассказа Тэффи «Жизнь и воротник».

III. Тема и целеполагание.

IV . Работа по теме урока.

1.Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией).

ТЭФФИ, НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА (наст.фамилия – Лохвицкая, по мужу – Бучинская) (1872–1952), русская писательница. Родилась 9 (21) мая1872 в С.-Петербурге (. Дочь профессора криминалистики, издателя журнала «Судебный вестник» А.В.Лохвицкого, сестра поэтессы Мирры (Марии) Лохвицкой («русская Сафо»). Псевдонимом Тэффи подписаны первые юмористические рассказы и пьеса Женский вопрос (1907). Стихотворения, которыми в 1901 дебютировала Лохвицкая, печатались под ее девичьей фамилией.
Происхождение псевдонима Тэффи остается непроясненным. Как указано ею самой, он восходит к домашнему прозвищу слуги Лохвицких Степана (Стеффи). Н.А. Тэффи не любила рассказывать о себе и на настойчивые рас­спросы всегда отвечала шуткой. А шутить Тэффи умела, хлесткие, «не в бровь, а в глаз», остроты ее гуляли по всему Петербургу. По­пулярность этой женщины была столь велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи».

В ее семье хорошо знали и любили литературу. Отец Тэффи, извест­ный адвокат А.В. Лохвицкий, был прекрасным оратором. Именно от него унаследовала Надежда Александровна любовь к острому словцу, которое подхватывали затем все окружающие.

В литературу Тэффи вступила тоже со стихами, которые часто пела под гитару (позже А. Вертинский некоторые из них включил в свой репертуар), но известность ей принесли фельетоны и юмористические рассказы.

Разносторонне талантливая, Тэффи печатается в ведущих сатири­ческих журналах. Вскоре молодого автора приглашают сотрудничать в популярный еженедельник «Сатирикон». Своеобразным девизом Тэффи в те годы были слова Спинозы «Смех есть радость, а посему сам по себе — благо», которые она взяла эпиграфом к своей первой книге «Юмористические рассказы» (1910). Ее считали «самой занима­тельной и смешной» писательницей. И в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов. Но самые чуткие читатели почувствовали в ее рассказах и грустную ноту. Поэт Саша Черный писал: «…Аполлон сжалился и послал нам Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писа­теля большого, глубокого и своеобразного». Октябрьской революции не приняла и в 1920 эмигрировала, поселившись в Париже. Последние годы провела в нужде и одиночестве. Умерла 6 октября 1952 в Париже.

2.Сообщение учащегося :История создания рассказа.

Рассказ «Жизнь и воротник» был опубликован в сборнике «Тонкая психология» , куда вошли произведения 1904 — 1911 годов. Он характерен для дореволюционного периода творчества писательницы, когда ее неприятие обывательщины, пошлости и мещанства выражалось вполне определенно. Как и многие ее произведения тех лет, он основан на сравнении, что следует уже из заглавия. В данном случае сравниваются несопоставимые начала: обыденная вещь и целая жизнь. Рассказ начинается с рассуждения о том, что «человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами». А далее автор рассказывает историю о том, как купленный героиней «крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой» стал… .
3. Чтение рассказа с остановками. Словарная работа.

Читайте так же:
Шапка под дубленку – как выбрать головной убор

1. Гостиный двор — построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) — ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) — наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка — небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) — многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать — промотать, потратить.

4.Обсуждение рассказа.

— Понравился ли рассказ?

-Нравственность, как вы понимаете это слово? Составьте словосочетание с этим словом или с однородными словами. Давайте обсудим, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

Доброта, тактичность, деликатность,

милосердие, умение сочувствовать,

забота о тех, кто в этом нуждается,

трудолюбие, честность, порядочность,

ответственное отношение к любому делу, способность критически оценивать свои недостатки, проступки, верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией.

Жадность, эгоизм, пошлость, цинизм

паразитический образ жизни, лживость, хамство, грубость, жестокость, безответственность, предательство в любой форме

-Кто герои рассказа? А кто главный герой?

(Героиня рассказа — Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, — воротник).

-Где и когда происходит действие? Какие детали это подчеркивают?

(Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор — это Москва, а было это очень давно — тогда еще ездили на извозчиках).

-Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником? Много ли у нее было дел?

(Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

5.Работа в группах.

— А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

(Примерный ответ: Олечка купив красивый воротник, стала приобретать другие вещи, которые,, «требовалось» к воротнику: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… ради приобретения, она начинает врать, изворачиваться. Она стала вести странную жизнь. Не свою…Постригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность и наконец, изменила мужу).

№2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

№3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

(Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета. Этот прием называется олицетворение. Воротник который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

№4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)

№5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

№6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)

№7. Есть ли в рассказе сатира и юмор? Повторение терминологии.

8Художественно-выразительные средства в рассказе.

6.Заслушивание сообщений по предложенным вопросам .

-Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира?(В рассказе есть и юмор, и сатира. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов).

-Что показалось вам смешным? (В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет — «подлый воротник»).

-В чем актуальность рассказа?( Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными).

-Над чем рассказ заставляет задуматься?( Уделяя внимание комической стороне, писательница хочет не только рассмешить, но и показать всю несуразицу и пустоту того, что персонажи считают жизнью, обнажить несоответствие между высшим предназначением человека и бессмысленностью его существования).

-Можно ли считать, что сатирическая направленность произведений является в творчестве Тэффи ведущей? (Можно считать сатирическую направленность ведущей, так как большинство произведений Тэффи, написаны в этом ключе (фельетоны, рассказы, остроты, работа в сатирическом журнале «Сатирикон»)

Читайте так же:
Что такое осноровка и как ее выполнить

-Как вы думаете, почему сатирическая тематика была близка Тэффи?

V . Итог урока. Рефлексия.

-Ребята, какие уроки для себя извлекли сегодня?

-Чему же учит нас Тэффи?

Чтение стих-я Э. Асадова «Души и вещи».

Рождаясь, мы имеем преимущество
Пред тьмой страстей и всяческого зла.
Ведь мы в наш мир приходим без имущества,
Как говорят, «в чем мама родила»!

Живем, обарахляемся, хватаем
Шут знает что, бог ведает к чему!
Затем уходим в вековую тьму
И ничего с собой не забираем.

Ах вещи, вещи! — истуканы душ!
Ведь чем жадней мы их приобретаем,
Тем чаще что-то светлое теряем,
Да и мельчаем, кажется, к тому ж.

Порой глядишь — и вроде даже жутко:
Иной разбиться, кажется, готов
За модный гарнитур, транзистор, куртку,
За пару броских фирменных штанов!

Нет, никакой я в жизни не аскет!
Пусть будет вещь красивой и добротной,
Пусть будет модной, даже ультрамодной,
И не стареет даже двести лет!

И все же вещь, пусть славная-преславная,
Всего лишь вещь — и больше ничего!
И как же тот несчастен, для кого
Обарахляться в жизни — это главное!

Когда в ущерб душе и вопреки
Всему, что есть прекраснейшего в мире,
Тупеют люди в собственной квартире,
Лоснясь в довольстве, словно хомяки,

Хочу воскликнуть: — Не обидно ль вам
Смотреть на вещь, как бедуин на Мекку?.
Не человек принадлежит вещам,
А только вещи служат человеку!

Вы посмотрите: сколько же людей
Живет духовно ярко и красиво,
Пусть не без тряпок и не без вещей,
Но не от них им дышится счастливо!

Пусть вам искусства сердце беспокоят,
Молитесь хоть наукам, хоть стихам,
Но не молитесь никогда вещам,
Они, ей-богу, этого не стоят!

VII .Домашнее задание: 1)творч.зад.стр.139,

2)прочит. М. М. Зощенко. «История болезни»,инд.зад.свед. о М.Зощенко

Урок Тэффи Жизнь и воротник

1. Коротко познакомить с личностью Тэффи и содержанием рассказа «Жизнь и воротник».

2. Проанализировать жизненную ситуацию героини.

3. Определить нравственные проблемы, поднятые автором рассказа.

4. Показать актуальность рассказа для нашего времени.

1. Организационный момент: проверка готовности учеников к уроку.

2. Объявление темы, постановка целей урока. Демонстрируются слайды №№2 – 3.

3. Слово учителя об авторе рассказа «Жизнь и воротник».

Слышали ли вы когда-нибудь это имя – Тэффи? Она принадлежит к плеяде писателей Русского зарубежья, которые покинули Родину после Октябрьской революции, но всю оставшуюся жизнь оставались истинно русскими. Так как их произведения не издавались в СССР, мы получили возможность приобщиться к их многогранному творчеству совсем недавно.

Итак, Тэффи. Это литературный псевдоним. Настоящая фамилия писательницы – Лохвицкая Надежда Александровна. Дочь успешного адвоката, она рано приобщилась к литературе. Став сотрудницей популярного в начале 20-го века журнала «Сатирикон

(Слайд №5), писала злободневные фельетоны, юмористические рассказы, сама стала необычайно популярной. Ее популярность была так велика, что выпускали духи и конфеты «Тэффи». В 1918 году эмигрировала, обосновалась в Париже. Её творческая жизнь продолжалась 52 года! За это время опубликовала огромное количество рассказов и фельетонов, стихов, песен, либретто, пьес, рецензий. Как в свое время в России, за рубежом она также была востребованной читателями, и не только из эмигрантских кругов.

Так как разговор на уроке пойдет о нравственности, попробуем сначала вместе обсудить, какие качества личности относятся к нравственным, какие считаются безнравственными.

(Ответы учеников заслушиваются, по ходу коллективной работы идет заполнение таблицы).

Примерная таблица (Слайд №6):

Милосердие, способность воспринимать чужую боль, как свою

Забота о тех, кто в этом нуждается

Ответственное отношение к любому делу

Способность критически оценивать свои недостатки, проступки

Верность долгу, патриотизм, способность на самопожертвование, если это оправдано ситуацией

Уважительное отношение к историческому прошлому страны

Паразитический образ жизни

Предательство в любой форме

Презрительное, неуважительное отношение к истории своего народа, своей страны

А теперь давайте перейдем к рассказу Тэффи «Жизнь и воротник». Работать будем по следующему плану (слайд №7):

Читайте так же:
Сколько весят мокрые джинсы

1. Словарная работа.

2. Актуализация текста.

3. Беседа – контроль понимания текста.

4. Работа в группах (парах) по предложенным учителем вопросам-заданиям.

5. Обсуждение работы групп (пар).

7. Выводы по рассказу.

Поскольку рассказ написан в начале 20-го века, некоторые слова могут быть вам непонятны, давайте с ними познакомимся. (Слайд №8):

1. Гостиный двор – построенные в старину торговые ряды, обычно каменные.

2. Мануфактура (устар.) – ткань, текстильные изделия.

3. Извозчик (устар.) – наемный экипаж с кучером.

4. Корюшка – небольшая морская промысловая рыба.

5. Омнибус (устар.) – многоместный конный экипаж для перевозки пассажиров.

6. Профукать – промотать, потратить.

Кто из вас читал этот рассказ? Тогда я предлагаю прослушать рассказ в исполнении народной артистки России Алины Покровской. Это займет у нас 10мин. 30 сек., но, я думаю, поможет работать над содержанием текста более осознанно.

(Слайд №9 с записью рассказа)

— Понравился рассказ? А чтение? Тогда продолжаем нашу работу. Давайте ответим на некоторые сначала простые вопросы по содержанию рассказа:

1) Кто герои рассказа ? А кто главный герой? (Героиня рассказа – Олечка Розова, упоминаются также другие лица: муж, бабушка, студент. Главный герой, безусловно, — воротник).

2) Где и когда происходит действие ? Какие детали это подчеркивают? (Действие происходит в Москве, так как Гостиный двор – это Москва, а было это очень давно – тогда еще ездили на извозчиках).

3) Чем занималась Олечка Розова до истории с воротником ? Много ли у нее было дел? (Она вела маленькое семейное хозяйство, детей не было; судя по тому, как быстро расправилась с хозяйственными деньгами, жили с мужем скромно).

Работа в группах (парах). А теперь прошу поработать в группах или в парах, как вам удобно. Пожалуйста, ответьте на вопросы, которые я сейчас дам. При подготовке ответа можно использовать учебник с текстом. (Раздаются отпечатанные вопросы и задания с местом для записей).

Задание №1. Проследить перемены в Олечке после покупки воротника.

( Примерный ответ: Олечка начала приобретать другие вещи, которые, якобы, требовал воротник: юбку с глубокими складками, новые башмаки, шляпу, пояс и перчатки… Она стала вести странную жизнь. Не свою… Обманывает, выклянчивает деньги, обстригла волосы, стала курить, громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность. Наконец, изменила мужу).

2. Какие качества характера можно определить у героини? Когда они проявляются?

(Бесхарактерность, слабоволие, паразитический образ жизни, способность совершать позорные поступки как результат выше перечисленного).

3. Какой художественный прием лежит в основе рассказа? Обосновать.

( Основной художественный прием – олицетворение . Рассказ построен на одушевлении неодушевленного предмета, который не просто действует самостоятельно, а управляет жизнью своего владельца).

4. Что символизирует воротник в рассказе? (Роскошную жизнь, вседозволенность, пренебрежение нормами поведения)

5. Какие уроки можно вынести из содержания рассказа? Есть ли в наше время такие Олечки?

6. Исправилась ли Олечка после ухода мужа? Чего ей, оказывается, не хватало в жизни? (Дела, занятости)

Заслушивание сообщений по предложенным вопросам.

Оценка работы учеников, благодарность за сотрудничество.

Обобщение (беседа): Что же представляет собой рассказ, юмор это или сатира? Что показалось вам смешным? В чем актуальность рассказа? Над чем рассказ заставляет задуматься?

Выводы (слайд №10):

1. В рассказе есть и юмор, и сатира.

2. Автор сатирически изображает героиню, Олечку Розову, а в ее лице всех безалаберных, бесхарактерных, инфантильных, лживых, пустых, пошлых, паразитирующих на других людях эгоистов.

3. Люди, подобные Олечке, всегда обвиняют в своих неблаговидных поступках кого угодно, но только не самих себя.

4. В рассказе Тэффи ситуация доводится до абсурда: обвиняется неодушевленный предмет – «подлый воротник».

5. Нравственные проблемы рассказа, написанного в начале 20-го века, к сожалению, остаются актуальными.

Рефлексия. Подведение итогов урока . Итак, мы с вами проделали смысловой анализ текста, содержащего нравственные проблемы, подчеркнули актуальность произведения, созданного в начале 20-го века. Действительно, классика не стареет, а самое главное — учит жить.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector