1uomo.ru

Мода и Стиль
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Одежда вайнахов — черкеска

Одежда вайнахов — черкеска

Одежда вайнахов - черкеска

Черкеска — подчеркивал известный журналист и исследователь ХХ века Н. Н. Брешко-Брешковский, «. пожалуй, самый красивый, самый воинственный мужской наряд. кто создан для нее, кто строен и ловок и кто умеет ее носить. А для полных и неповоротливых ничего нет убийственнее черкески». Она самая популярная и удобная мужская верхняя распашная одежда всех народов Северного Кавказа, относящаяся к праздничной, которую в полном комплекте костюма носили поверх бешмета, а позже поверх кавказской рубахи. До конца XIX — начала XX в. ее шили в основном из самого лучшего домотканого сукна, а затем для ее пошива стали использовать привозные фабричные ткани. Домотканина для черкески была самых разных цветов – черная, серая, бурая, белая. Применялись для ее шитья сукна крашеные: красно-коричневые, темно-красные, коричневые.

Черкеска в отличие от бешмета была выходной, праздничной одеждой, ставшая общенациональной для всех кавказских народов, и она имелась далеко не у каждого горца. Черкеска считалась нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в гости, на свадьбу (ловзар), вечеринки (синкъерам), в общественные места, мечеть и т.д. Идти на какие-либо мероприятия в одном бешмете было не принято по обычаю и появление там без черкески могло быть расценено как неуважение к общественному этикету.

Черкеску также нельзя было одевать при выполнении вайнахами и черновых работ. Как говорит Б.Б-А. Абдулвахабова [1], «. иметь черкеску считалось очень престижным, она была символом гордости и достатка горца. Шили ее обычно из сукна домашнего производства черной, серой или коричневой окраски. Представители привилегированных сословий носили белую черкеску». Если черкески молодых мужчин из состоятельных и богатых слоев общества отличались тонкостью сукна, изяществом отделки, дорогими газырями и поясом, то черкеска бедняков шилась из сукна грубой выделки, иногда без газырниц.

Коричневого и красного цвета крови черкески одевались чеченцами перед боем. Ведь раны свои у них было принято скрывать, чтобы исключить торжество врага.

Интересен сам вопрос, почему этот вид одежды у многих народов Кавказа называется черкеской. Мы согласны с мнением известного ученого-кавказоведа С.Н. Студенецкой, которая утверждает, «что наименование черкеска получила от русских, которые впервые ее увидели на адыгах-черкесах». От чечено-ингушской она отличалась своеобразными локальными признаками (качество ткани, цвет, длина, наличие газырей, шитье и оформление), а выкройка черкески настолько сложна, что вряд ли она могла быть создана в Адыгее. Но название еще не доказательство происхождения данной одежды. Кстати, у самих адыгов черкеска называется по-другому, к примеру, цый, а у кабардинцев и черкесов – цей; остальные кавказские народы имеют собственные ее названия: ногайцы – шепкен, карачаевцы, балкарцы, кумыки — чепкен и т. д. Все эти названия обозначают также и ткань, из которой шили черкеску, т. е. домашнее сукно. Наименование одежды по названию ткани свидетельствует о ее давности и характерности народа. В формировании ее приняли участие многие народы большого региона, и поэтому она считается общекавказской одеждой.

Безусловно, все местные названия черкески представляют большой интерес.

Черкеску грузины называют чоха, чеченцы — чоа, ингуши — чокхи, кисты – чуакх, осетины – цухъхъа. Ив. Джавахишвили пишет: «Чоха означает по-турецки шерсть. Персы называли ее чоха. Поскольку она в грузинском быту появляется в IX-X в.в., следует полагать, что этот термин усвоен из персидского, а не турецкого, влияние которого на это ощущается позже» [2].

Чоха, согласно словарю Сулхана Саба Орбелиани, означает одежду из шерсти. Раньше (в XVI-XVII-XVIII в.в.) слово чоха в грузинском языке означало монашескую одежду — мужскую и женскую. «Чоха» употреблялось также для обозначения одного вида ткани (у Вахушти) и шерсти (у Саба). Д. Чубинашвили толкует это слово по-русски как сукно, кафтан, т. е. с одной стороны, ткань, с другой — вид верхней одежды. Таким образом, термин чоха использовался в трех значениях: как один из видов верхней одежды, как монашеское одеяние и как одна из разновидностей шерстяной ткани. В XIX веке эта верхняя мужская одежда горцев Кавказа обозначалась названием «черкеска» [3].

Читайте так же:
Как правильно писать вязаный или вязанный

Следовательно, термин чоха широко распространен на Кавказе и у тюркских народов. По отношению к вайнахам он активно проходит и в древний формах их хозяйственной деятельности. Зафиксирован также элемент орнамента – чоха. Затем он теряется и выплывает в обозначении верхней одежды у других народов. В целом этот термин носит обобщающий характер, а в одежде берется во внимание лишь один принцип из заложенных в этом термине.

Чокхи – это конкретное обозначение вида одежды, характерное только вайнахам, имеющее нахскую этимологию: чо+кхи (др. нах. яз. – покрытие и переводится в рамках этих обозначений, как-то из волоса (шерстинок) покрытие (независимо от пола).

Лезг. –чухва и азерб. – чуха не относятся к ряду – чокхи.

Что касается чоа (правильно – чо-ав, где «ав» вносит импульсивность в определение), но «в» выпадает в конце произношения слова. Указывает на качество и относится к ряду выходной мужской одежды – объясняет исследователь Т.М. Шавлаева.

По мнению А.Д. Вагапова «Чоа» ‘черкеска’, ‘бешмет’; ‘шинель’, общенахск.: инг. чокхи, цова-тушинск. чокхаъо ‘чоха’ важное в культурно-историческом смысле слово, распространенное во многих кавказских языках: будух. чухва ‘грубое сукно, черкеска, бешмет’, лак. чухъа и т.д. На материале нах. яз. может быть объяснено как произв. от чо ‘волос, ворс’ > чоха ‘ворсистый’ > чокха// чокъа ‘ворсистая ткань’ > чоа [чоъа], ср. лезг. цак ъ в чеченск. ср. еще?’ворсинка’. К переходу къ даъа ‘кушать’, тоъа ‘хватать’. Типологически ср. чеченск. мас ‘волос’ – маша ‘сукно’; каб.цей, адыг. цый ‘черкеска’ от цы ‘шерсть’. Ингушская и цова-тушинская формы могут быть результатом обратного заимств. из тюрк. яз., ср. турец. чока, чоха ‘длинный кафтан; сукно’, крым.-тат.чука ‘сукно’. Не исключена, однако, и контаминация в чеченском заимствованного чокха с исконным чо волос»[4].

Вообще в ношении любых элементов одежды каких-либо вольностей не допускалось. Этого требовал вайнахский этикет. Всякая одежда должна была быть застегнута на все пуговицы, особенно – на верхнюю.

По покрою черкеска была похожа на бешмет, но шилась намного длиннее его. Черкеска одевалась поверх бешмета и должна была быть обязательно застегнутой. Исключение составляли только старики и дети. Согласно полевому материалу вайнахи предпочитали короткие (до колен) черкески с узкими рукавами и висящей на ремне газырницей. Ингуши носили черкеску со стоячим воротником. Бешметы у них были не очень популярны, и под черкеску они обычно одевали кавказскую рубаху. Цельными выкраивались перед с двумя крайними клиньями и спинка с одним центральным клином. Подрезные боковые клинья пришивались так, что образовывали сзади на талии четыре выступа, от которых низ черкески спускался фалдами. В боковых швах делались небольшие разрезы, чтобы была возможность засунуть руку в карман черкески. В подоле ее по бокам оставлялись шлицы размером 20-25 см, скреплявшиеся между собой плетеным шнуром для красоты.

Черкеска, начиная с XIX века, шилась сильно приталенной. Она, также как и бешмет, плотно охватывала фигуру, расширяясь книзу. Была очень удобна в носке и для пешехода, и для всадника. Рукава черкески были прямые, длинные, широкие, закрывающие кисти рук. В самой нижней части они имели подкладку из тонкого атласа ярких цветов (у молодых парней) и отворачивались для красоты. Иногда, украшая рукав, в нижней его части оставлялся надрез 5-10 см, отделанный по краям узелковыми пуговицами и петлями из одноцветной с тканью черкески тесьмы. Лиф черкески до талии имел подкладку из хлопчатобумажной ткани. На груди вырез ворота был в виде угла, от которого вниз к талии шла застежка встык на узелковые пуговицы и петли.

БЕШМЕТ. Бешмет – часть казачьей справы. Это мужская верхняя плечевая.

Бешмет – часть казачьей справы. Это мужская верхняя плечевая, распашная, повседневная, домашняя и рабочая одежда горцев и казаков. Представляет собой подобие рубахи с закрытой грудью. Он шился не короче колен и от воротника до пояса очень тщательно подгонялся по фигуре казака, плотно облегая торсовую часть, тем самым подчеркивая строгость мундира.

Почти современный пиджак
Шили бешмет с цельной спинкой и цельными передними полами с расширением от талии, правая пола поверх левой внахлест. «Юбка» его кроилась в семь клиньев. Между передним боковым и задним клиньями делали два небольших, примерно в 10 см, разреза. Рукава бешмета прямые (труба), не сковывали руки хозяину, без манжет и пуговиц, иногда у запястья простегивались.
Бешметы шились холодные и теплые. Теплые, крупностеганые или на меху, как и полушубок, обязательно входили в комплект справы казака. Бешмет можно назвать аналогом современного пиджака, ведь этот традиционный казачий «кафтан» со стоячим воротником надевался на рубаху и под верхнюю одежду. Отличие в том, что он так же мог носиться и самостоятельно.
Бешметы использовались как в качестве уличной, так и домашней одежды. Молодые казаки носили тонкие бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стеганные на вате бешметы. Они были более свободного покроя и шились обычно ниже колен. Выходя на улицу, старики надевали поверх бешметов кафтаны, черкески или другую дополнительную одежду.
Стеганый вид бешмета стал прототипом ватника, а легкий укороченный бешмет, распространенный в некоторых казачьих общинах, именуемый тигиляем, — прототипом гимнастерки.
Среди казачьих бешметов XVIII — первой четверти XX века выделяются бешметы казаков-некрасовцев — это как раз и есть стеганная на вате или шерсти одежда из шелковой ткани типа «хан-атлас» оранжево-желтого цвета с черными полосами (длинный цветной стеганый кафтан), украшенный тесьмой и стеклярусом. Одежда распашная, подрезная по талии, с длинными узкими рукавами, от пояса слегка расклешенная, застежка справа налево, косая, на восьми пуговицах и воздушных петлях. В последние годы жизни некрасовцев за рубежом бешмет был свадебной одеждой.

Читайте так же:
Спадают или спадывают джинсы

Форс в крови!
В принципе бешмет имеет тот же крой, что и черкеска, только без грудного выреза и газырей. Две передние полы — цельные. Рукав кроится с маленькой головкой. Цельная спинка, переходящая в клин «юбки» бешмета. Всего семь клиньев. Рукавный шов проходит по локтю. У проймы рукава он не встречается со швом спинки. Рукав у кисти — без пуговиц.
Подкладка у бешмета может быть во всю длину или до талии, а также и в рукавах.
Носился бешмет самостоятельно с поясом, а также под черкеску. Крой как у черкески не случаен, ибо только в этом случае справа будет комфортна в носке, когда бешмет повторяет любое движение черкески и наоборот.
Застежки от воротника до пояса делаются из узелков-гудзыков и петель. Возможно так же использование металлических крючков и петель. Пришиваются часто и жестко, на расстоянии примерно 3 – 3,5 см друг от друга. Это гарантирует плотное застегивание. Существуют различные варианты. Например, на одиннадцать крючков, через один, крабом до пояса. Реже бешмет застегивался на пуговички из металла в петельку из шнура по краю левой полы. За крючками пришивается подборт (7 см) из той же материи, сложенной вдвое.
От горловины до талии делается декоративная отстрочка на 3 см. Этим крепились отрезки тесьмы или шнура, проходившие через отверстия крючков и петель. Крепление крючков и петель усиливалось плотно пришитой подкладой. Так же отстрочкой бешмет украшался и по низу. Офицеры обшивали бешмет галуном, а рядовые казаки басоном. Однако форс у казака в крови! Поэтому часто у многих рядовых казаков воротники не по уставу были обшиты галуном.
Воротник бешмета имеет вид стойки высотой 4,5 см со скругленными углами, полумягкий и простеганый. На левой стороне груди небольшой карман для часов, который никогда не был виден в грудном вырезе черкески. Но. нет часов – нет и карманчика!
Застегивался воротник на три крючка. На правой стороне — крючки, а на левой — петли.
Материя и цвет бешмета зависели от его назначения. Шили из домотканного сукна, фабричной материи типа «чертова кожа», сатина, ситца, плотного шелка, тонкой шерстяной ткани, чесучи и очень часто из кашемира. В вырезе черкески была видна грудь бешмета и его высокий воротник. При общей строгости мужского костюма бешмет ярких цветов служил оживляющим пятном. И это пятно должно быть видно только в вырезе горловины на груди, но не между полами черкески.
Очень стильными считались бешметы белого и черного цветов. Причем к черкеске черной больше подходил бешмет белый, а к светло-серой – черный. Но это, когда в казачьей семье был достаток. А так, шили даже из цветной ткани. Однако это были партикулярные (внестроевые) бешметы. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала: пожилые казаки носили синего, черного, коричневого цветов; молодые — красного, бордового, зеленого, голубого. Любимыми цветами казаков были красный и синий. Они использовались и в домашней, и в походной одежде.

Читайте так же:
Эта термо — маска от целлюлита Флоресан поможет

Дабы не потерять свою волю
Казак более всего ценил одежду не за ее стоимость и даже не за удобство, которым славилась казачья «справа», а за тот внутренний духовный смысл, которым были наполнены каждый стежок, каждая деталь казачьего костюма. По верованиям древних, одежда — вторая кожа, поэтому коренные казаки никогда не носили чужую одежду, не совершив над ней очистительных обрядов, и уж тем более одежду с убитых. Надеть «чуждые покровы» означало войти в «волю» дарителя и потерять свою. Поэтому казак ни за что не надел бы «шубу с царского плеча». Награждая казаков, атаманы дарили им материал «на справу», но никогда не дарили атаманский кафтан. Наиболее ценилась одежда, шитая матерью или женой. Первую крестильную рубашку шила и дарила крестная, она надевалась один раз, всю жизнь сохранялась нестиранной вместе с прядями первых волос, погребалась с умершим или, если казак умирал вдалеке от дома, сжигалась вместе с вещами, которых он касался.

АВТОР: Ирина Щербакова
Опубликовано впервые в газете "Казачий Терек"

Чеченский национальный костюм: темперамент, воплощенный в одежде эксклюзив

Чеченский национальный костюм: темперамент, воплощенный в одежде

Чеченская национальная культура своеобразна и самобытна, и при этом универсальна, так как легко взаимодействует с другими культурами, особенно соседних республик, и развивается в симбиозе с ними. Принципы жизни, характер и обычаи – все проявилось в национальном костюме чеченцев. Их традиционный костюм такой же яркий, торжественный, как и сам свободолюбивый народ. Изготавливали наряды исключительно из местного сырья: шубы – из овчины, одежду – из сукна и войлока.

Мужской Костюм

Основной национальный костюм чеченцев состоял из двух частей: бешмета – полукафтана и сужающихся книзу штанов. И то, и другое шили из легких материалов, не стесняющих движения. Бешмет туго сходился на торсе и застегивался на специальные пуговицы, сделанные из шнурка, которые, по сути, являлись плетеными узелками. По длине бешмет на 8-10 сантиметров был выше колен. Рукава кафтана были заужены к концу, на манжетах были такие же пуговицы-узелки. После талии кафтан расширялся, делая фигуру носящего не только крепкой, но и стройной. Мужчины в возрасте носили более длинные и утепленные бешметы. Праздничный вариант шился из цветной блестящей ткани. Эти традиционные полукафтаны служили одновременно и домашней одеждой, и выходной. Бешметы также использовались как форменная одежда казачьих войск.

Праздничный мужской костюм включал черкеску. Она надевалась поверх бешмета. Ее покрой совпадал с покроем кафтана. Черкеска обычно шилась из лучших сортов сукна. Она застёгивалась только на талии и не имела воротника. Рукава спускались ниже кисти, потому их обычно отгибали. Самой интересной частью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы – маленькие кармашки, в которых хранились деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия — газыри. Однако к концу XIX в. с появлением многозарядных винтовок газырницы утратили свое первоначальное назначение и остались лишь как часть традиционного костюма. Черкеску носили всегда застегнутой и подпоясанной узким поясом с бляхами, на котором висело оружие чеченца, будь то шашка, кинжал или пистолет.

Характерной частью чеченского национального костюма была бурка – накидка с зауженными плечами, расширяющаяся книзу. Такая накидка была очень удобна всадникам, она защищала от дождя, ветра и жары. По ночам бурка могла служить одеялом.

Традиционный головной убор мужчины-чеченца – конусообразная папаха, сделанная из овчины. Дотронуться до нее означало нанести смертельное оскорбление владельцу. Богатые носили папаху из шкуры бухарского барашка. Летним головным убором была шляпа из войлока.

Читайте так же:
Snag гольф что это

На ногах чеченцы носили кожаные легкие сапоги до колена, штаны заправляли внутрь. Богатые предпочитали обувать чувяки – мягкие туфли без каблуков, а сверху поверх брюк натягивали ноговицы – вид обуви, закрывающей голени, но без ступней.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

В мужской одежде чеченцев обычно преобладала темная цветовая гамма. Белый цвет в костюме был признаком богатства человека. Бешметы выделялись ярким пятном, их цвет контрастировал с остальной одеждой.

Женский костюм

Одежда чеченских женщин была более разнообразной по цветовой гамме, моделям и материалу. Наряды отражали возраст и социальный статус женщины. Традиционный наряд состоял из четырех элементов: платья-туники, верхнего платья, пояса и платка.

Туника была длиной до щиколоток, шилась из легких однотонных материалов, имела разрез на груди и маленький стоячий воротничок, застегивавшийся я на пуговицу. Под тунику надевались широкие штаны, внизу собранные в оборку. У праздничного костюма низ штанин был обшит шелком. Чеченка в подобной платье-тунике и штанах, дополнив наряд головным убором, могла свободно выйти на улицу. Рукава туники были длинные и прямые, закрывали кисти рук. В праздничных нарядах длина рукавов могла доходить до пола. Украшением нижнего платья был нагрудник. Его делали из серебра, золота, покрывали камнями. Со временем нагрудники стали делать в виде застежек.

Распашное платье напоминало халат или накидку. Оно застегивалось только на талии на маленькие крючки, чтобы были видны нагрудники. Шили его из бархата, парчи, сукна, атласа ярких цветов, украшали тесьмой, вышивкой, складками, оборками. Такие платья считались слишком яркими для взрослых женщин, поэтому их носили только молодые.

Национальная мужская одежда осетин состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. — презентация

Презентация на тему: » Национальная мужская одежда осетин состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка.» — Транскрипт:

3 Национальная мужская одежда осетин состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также из шубы, бурки и башлыка. На тело надевалась туникообразная рубашка (хадсон) с широкими рукавами, прямым разрезом на груди и без воротника.

4 Поверх рубашки надевали бешмет (карат) длиной ниже колен, плотно облегавший тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. По бокам и на левой стороне груди в бешмете делались карманы. К бешмету пришивался стоячий воротник. На концах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пуговиц¬сами из тесьмы и петлями из нее же. Бешмет шили преимущественно из черной или белой ткани

5 Степень достатка горца нередко определялась по его черкеске из дорогого фабричного сукна (склад цухъхъа> и имевшимся на ней бога¬тым украшением. Черкеска бедного шилась обычно из грубой серой домашней ткани (цъах цухъхъа).

7 Для верховой езды черкеска делалась более короткой. На каждой стороне груди черкеска имела от шести до десяти газырей (барцыта)

8 Они делались в основном из дерева и кости. Богатые осетины отделывали газыри серебром и золотом.

9 Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, украшенные часто серебром.

11 Верхней одеждой осетин была также бурка (уаладаран нымат) накидка с широкими плечами, часто длинная, до пят; на шее она завязывалась или застегивалась на пуговиццы. С буркой осетин не расставался круглый год. Она защищала его от дождя, холода и жары, а для пастуха служила также постелью.

12 Большим разнообразием отличались головные уборы. Летом осе¬тины носили войлочные шляпы (нымат худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различ¬иную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха (тинтычъи худ), считавшиеся праздничными.

13 Зимним головным убором служили большие овчинные и барашковые шапки (уалдзарм худ)

Читайте так же:
Бомбер как по английски

14 К традиционным головным уборам осетин относился, кроме того, башлык.

15 Парадная обувь мужчин делалась из мягкого черного сафьяна; она состояла из чувяк (хадбын дзабырта), скроенных из цельного куска, и ноговиц (зангайтта) или же из мягких сапог того же покроя, что и чувяки (хадбынта). Обувь эта украшалась национальным орнаментом, вышитым золотой или серебряной ниткой, а иногда аппликацией из кожи. Ноговицы подвязывали специальными ремешками (зангбаттанта), имевшими у богатых золотые или серебряные украшения. Такую обувь шили обычно на глаз с расчетом, что сафьян растягивается, и надевали ее на голую ногу, причем перед этим обувь внутри смачивали водой и смазывали мылом. Сафьяновая обувь была красива, изящна и удобна для верховой езды, но для ходьбы непригодна, так как быстро изнашивалась. Обычно к ней пришивали подошвы из коровьей или телячьей кожи.

17 Осетин никогда не обнажался на людях или в общественных местах, даже во время сильной жары или тяжёлой работы. Это считалось бы постыдным и недостойным мужчины поведением. Мужчины и в собственный двор выходили полностью одетыми. Характерным примером носителя этих норм являлся знаменитый силач- великан и цирковой борец Темирболат Кануков Он настоял перед руководством цирка на том, чтобы ему разрешили бороться на ковре в рубашке. Поэтому на всех сохранившихся фотографиях, среди тогдашних лучших борцов России, играющих на людях своими мускулистыми полуобнажёнными телами, Бола единственный – всегда в одежде.

19 Осетинский традиционный женский костюм ничем существенно не отличается по своему покрою от мужского. Отличие проявлялось в большем количестве украшений на женских головных уборах.

22 Верхней одеждой женщин был длинный бешмет без воротника, со вшитыми суживающимися рукавами. Он был покрыт сверху желтой шелковой материей, простеган вручиную сверху донизу полосами. Бешмет имел подкладку из фабричной ткани того же цвета. Он застегивался на груди до пояса семью пуговицсами (агънаджыта) из черной шелковой тесьмы. Концы рукавов имели прямые разрезы, которые застегивались такими же пуговицсами. Бешмет сшит, подобно черкеске, по фигуре со сборами и талии.

23 Под бешметом надето платье, не отличающееся от него по покрою, сшито оно из менее качественной фабричной материи на подкладке, по длине бешмета, также без воротника. Платье это, представляющее собой один из типов распашной одежды, застегивается четырьмя пуговицсами из шелковой тесьмы. Под ним надета нательная рубашка из красной фабричной материи с круглым вырезом на шее, прямым небольшим разрезом на груди и длинными рукавами. Ворот, разрез и края рукавов ее обшиты полосой из шелковой материи другого цвета.

24 Необходимой принадлежностью праздничного костюма девушки и молодой женщины (до рождения первого ребенка) была невысокая круглая бархатная или шелковая шапочка на картонном каркасе, расшитая золотым или серебряным галуном. Шапочка эта известна также адыгам и очень напоминает древний аланский женский головной убор.

25 Головной убор осетинки менялся с ее возрастом. Девушка дома и на дворе могла ходить без головного убора; собираясь на танцы или в путь, она накидывала легкую шаль, под которую обычно надевала шапочку или белую вязаиную шелковую косынку. После выхода замуж она уже нигде не имела права появляться без головного убора.

26 Украшения осетинок не отличались особым богатством. Женщины из более состоятельных семей носили золотые и серебряные кольца, серьги, ожерелья и дорогие бусы. Надевали украшения, придерживаясь определенной традиции. Бусы, например, надевали на девочку через год после рождения, а кольца когда она выходила первый раз на танцы. Со стремлением придать фигуре девушки более стройный и изящный вид было связано и ношение ею, начиная с лет и до дня свадьбы, особого нагрудника- корсета (калынкарц) из сафьяна или фабричного полотна.

28 Одежда мальчиков и девочек ничем не отличалась ни по материалу, ни по покрою от костюмов взрослых. Верхней одеждой для девочки служило то же длинное платье с разрезом спереди или кофта и юбка, а для мальчиков бешмет, шаровары.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector