1uomo.ru

Мода и Стиль
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Статья «Аргументов и фактов» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Чародеи»

Статья «Аргументов и фактов» нашего экскурсовода Татьяны Воронцовой о съемках фильма «Чародеи»

1. «Аргументы и Факты»

Картина «Чародеи», вышедшая на экраны тридцать пять лет назад, в декабре 1982 года, стала для зрителей одним из любимых новогодних фильмов.

2. В фильме герой Гафта влюблен в героиню Яковлевой, а в жизни между актерами отношения были ужасные

По местам съемок «Чародеев» «АиФ» провела москвовед Татьяна Воронцова.

Что будет, если использовать волшебство в злых целях? Легкая, водевильная киносказка режиссера Константина Бромберга «Чародеи», где много поют и танцуют, поставлена по сценарию братьев Стругацких. В этом новогоднем фильме Москва предстает в неожиданных ракурсах. К примеру, знаменитое учреждение в вымышленном городе Китежграде, в котором происходят главные события, – НУИНУ (Научный универсальный институт необыкновенных услуг) киношники «собрали» из нескольких частей. В роли самого здания выступила гостиница «Союз» рядом с метро «Речной вокзал», построенная к Олимпиаде 1980 года (ул. Левобережная, 12).

3. В роли самого здания выступила гостиница «Союз»

А «внутренности» НУИНУ снимали в памятнике авангарда – Дворце культуры ЗИЛ (ул. Восточная, 4). Когда в самом начале Юлий Цезаревич Камнеедов (Роман Филиппов) ходит и развешивает буквы на стене, мы видим его фойе.

4. Фойе дворца культуры ЗИЛ

Потом герои неоднократно оказываются в разных частях здания, а в самом конце в актовом зале проходит празднование Нового года с елкой и танцами. ДК ЗИЛ построен в 1930-е годы звездами архитектурного авангарда братьями Весниными в пролетарском районе для сотрудников завода имени Сталина – тогда ЗИЛ назывался так.

Эстетика авангарда – это абсолютный минимализм. Но ДК ЗИЛ как раз накануне съемок «Чародеев» пережил капитальный ремонт. Изнутри его «одели» по моде брежневских времен: огромные люстры, мрамор на лестницах и на полу. Все это мы и видим в фильме. Сегодня зданию возвращают историческое внутреннее убранство. Таких клубов в столице в 1920-1930-е годы построили огромное количество. Но ДК ЗИЛ – один из немногих, который и в XXI веке продолжает работать именно как клуб. Там замечательный лекторий, проводятся экскурсии, работает очень много кружков и секций, шикарная библиотека.

5. Изнутри ЗИЛ «одели» по моде брежневских времен, например, огромные люстры, мрамор на лестницах и на полу. Все это мы и видим в фильме

Все, конечно, помнят коридоры, по которым блуждает гость с юга (Семен Фарада), приехавший за волшебной палочкой. Фарада причитает: «Кто так строит, а? Кто так строит?», «Лю-ю-юди, ау!» Увидев следы, гость с юга радуется: «Здесь прошли люди! Здесь прошли люди… Люди… Я их найду!» Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино». Кто там бывал, знает – новичку действительно трудно разобраться (ул. Академика Королева, 12). В фильме нам показана и инфографика «Останкино» – всевозможные указатели, таблички, дизайн которых тоже разрабатывался к Олимпиаде 1980 года.

Забавно, но фразу «Кто так строит?» Семен Фарада сам предложил режиссеру – после того как однажды заблудился в «Останкино» и не сразу смог найти съемочную группу «Чародеев».

6. Эту вереницу коридоров снимали в телецентре «Останкино»

Красивую сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу под песню «Три белых коня» снимали на аллеях московского Битцевского парка. А в сценах, где Сатанеев на коленях признается Алене Игоревне в любви, мы видим уже во всей красе оранжерею Ботанического сада (ул. Ботаническая, 4).

7. Сцены с лошадьми снимали на аллеях московского Ботанического сада

Это в фильме герой Гафта влюблен в героиню Яковлевой, а в жизни между актерами отношения были ужасные. На роль научного сотрудника института НУИНУ Алены, на которую начальница Кира Анатольевна Шемаханская (Екатерина Васильева) из ревности к замдиректора по науке Ивану Степановичу Киврину (Валерий Золотухин) налагает заклятье «Зимнее сердце», пробовались Елена Цыплакова, Елена Проклова, Ирина Алферова. Но режиссер Константин Бромберг выбрал Александру Яковлеву – в ней была чертовщинка. Александру Абдулову, который играл возлюбленного Алены Ивана Сергеевича Пухова, Яковлева понравилась. Чего не скажешь о Сатанееве – Валентине Гафте. Гримировалась актриса по три часа, осветителям доставалось за «неправильно» выставленный свет. Вся съемочная группа простаивала, ожидая Аленушку. Но главное – Гафт, будучи перфекционистом, не выносит, когда партнеры не помнят текста. А из-за Яковлевой дубли приходилось переснимать вновь и вновь. В итоге, когда Александра Яковлева опять перепутала текст, Гафт, не выходя из образа Сатанеева, схватил артистку за шею и стал душить. Вся съемочная группа оцепенела. Потом Валентин Иосифович заявил: «Я с ней работать не буду». Гафта еле-еле убедили остаться в картине, пообещав, что теперь он будет сниматься отдельно от Яковлевой. Монолог любви Сатанеев в итоге наговаривал, глядя на второго режиссера Юлию Константинову, а потом во время монтажа к этим кадрам «подклеивали» Алену Игоревну.

8. Оранжерея Ботанического сада

Проблемы были и с главным героем. Режиссер видел в роли сотрудника фабрики музыкальных инструментов Ивана Сергеевича Пухова секс-символа тех лет Александра Абдулова. Однако руководство Центрального телевидения Бромбергу отказало – у Абдулова в прошлом был роман с американкой, которую считали шпионкой. На главную роль чиновники навязали ему «усатого няня» Сергея Проханова, которому после брака с внучкой маршала везде был «зеленый свет». Но режиссер схитрил – снимал Проханова со спины, а сам в это время добивался разрешения на Абдулова.

В фильме есть сцены, где Иванушка снят сзади, – это те самые кадры с Прохановым. Когда кандидатуру Александра Абдулова удалось согласовать, выяснилось: актер снимается в четырех фильмах параллельно, и «Чародеи» станет пятым. Абдулов заявил, что сниматься может только ночью. Режиссер согласился.

Все, конечно, помнят забавную песенку «Главное, чтобы костюмчик сидел», которую пели сотрудники НУИНУ Ковров (Эммануил Виторган) и Брыль (Михаил Светин), одевая Иванушку перед встречей с Аленушкой. Так вот, костюмчик этот не простой, а в стиле диско. Белый костюм и черная рубашка Абдулова полностью повторяли наряд звезды танцпола Тони Манеро в исполнении Джона Траволты в музыкальном фильме 1977 года «Лихорадка субботнего вечера». После долгих обсуждений цензура разрешила главному герою «Чародеев» быть одетым, как американская звезда.

Читайте так же:
С чем носить джинсы корсет

9. Александр Абдулов и Джон Траволта в роли Тони Манеро

А вот говорящего кота цензоры не пощадили, не пропустив едкие замечания Василия, – оставили ему только два слова: «Хам!» и «Ура!» Из-за этого был очень расстроен Георгий Вицин, озвучивавший кота. Ну а заканчивается фильм хеппи-эндом – Аленушка расколдована, любовь торжествует, весь НУИНУ дружно празднует Новый год.

Информационные технологии в новогоднем мюзикле «Чародеи»

Одним из символов Нового Года для меня всегда был (и до сих пор остаётся) прекрасный мюзикл «Чародеи». И дело не только в хороших песнях, отличном актёрском составе или атмосфере сказки. Фильм «Чародеи» — это ещё один взгляд на любимый многими мир книги «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Авторами сценария фильма тоже были они (хотя многое в нём пришлось переделать вопреки их оригинальной идее).

«Что все эти размышления делают на Хабре?» — спросите вы. Ну, во-первых, на дворе Новый Год, а во-вторых, «Понедельник начинается в субботу» — это книга для программистов («Сказка для научных сотрудников младшего возраста») и о программистах (профессия главного героя книги). Уже на первой странице книги мы видим, например,

Фильм тоже показывает нам волшебство как результат сложной и наукоёмкой деятельности простых, в общем-то, людей. Никаких тут тебе „ты был рождён в семье волшебников и унаследовал дар. “ и прочих философских камней и корня мандрагоры. Лаборатория Абсолютных Неожиданностей в фильме выглядит как классический вычислительный центр любого НИИ тех лет:

А теперь я хочу рассказать об одном вопросе, связанном с информационными технологиями в данном фильме, который интересовал меня уже много лет и для решения которого я даже писал письмо Борису Стругацкому, когда он был ещё жив (хотя и не получил ответа). При каждом из многочисленных просмотров фильма „Чародеи“ меня удивлял в нём один эпизод (осторожно, под катом будут спойлеры!).

На 44-ой минуте второй серии один из главных героев фильма Иван Пухов ворует волшебную палочку и пытается воспользоваться ею для налаживания отношению с заколдованной возлюбленной — Алёнушкой. К сожалению, в виду недостатка информированности (никто не читает документацию!) Иван не знает о том, что данная функция палочкой не поддерживается и несколько ломает окружающую реальность (дом). Подоспевшие товарищи просят Ивана успокоиться и (внимание!) отменить все сделанные изменения, для чего предлагается волшебной палочкой нарисовать в воздухе латинскую букву Z. Иван следует совету, все изменения откатываются:

Термины „отменить изменения“ и отсылка к латинской букве Z в сегодняшнем мире вызывают стойкую аналогию с функцией Undo и соответствующей ей комбинацией клавиш Ctrl+Z. Но что делает эта комбинация в советском мюзикле о волшебниках, снятом в 1982-ом году? Упоминают ли герои фильма букву Z осознанно, с отсылкой к функции Undo, откуда-то им знакомой, или это просто совпадение? Давайте разбираться.

Прежде всего, давайте выясним на каком железе и софте работает Лаборатория Абсолютных Неожиданностей, сотрудниками которой являются Ковров и Брыль, упоминающие отмену действия и букву Z. Внимательный просмотр фильма приносит нам вот эту находку:

За спиной героев находится компьютер ЕС 1045, одна из моделей, входивших в „Единую систему электронных вычислительных машин“, которая разрабатывалась и выпускалась в СССР с 1971-го года.
Почитать о ней можно в Википедии или публикации 3dnews.

Конкретно модель ЕС 1045 выпускалась с 1979-го года, обладала производительностью до 800 000 операций в секунду и ОЗУ до 4 МБ. Всего таких маших было построено 1865 штук, так что на момент съёмки (1982-ой год) Лабораторию Абсолютных Неожиданностей можно считать достаточно неплохо оснащённой.

image

С железом разобрались. Теперь переходим к софту. Тут нужно вспомнить почему и как разрабатывались компьютеры серии ЕС ЭВМ и их софт. В виду недостаточности ресурсов СССР для разработки с нуля аппаратной и программной платформ, сравнительных по своим возможностям с продукцией западного мира, было принято решения создавать и железо и софт совместимыми с очень популярными и распространёнными на то время мейнфреймами серий IBM System/360 и IBM System/370. Это давало возможность „подсматривать“ правильные технические решения, использовать уже готовую периферию, анализировать исходный код программ, запускать оригинальный софт от IBM (которого по меркам тех годов существовало невероятно много). Кое-какой код был даже в открытом доступе (или доступен в исходных кодах после покупки), что позволяло дорабатывать ПО под свои нужды, а не писать его с нуля.

Самой важной особенностью в этом всём была, конечно же, возможность запустить на созданном железе оригинальные операционные системы от IBM, что, по словам Википедии, зачастую и происходило в реальной работе, поскольку „в них присутствовало гораздо меньшее количество ошибок, они обладали лучшими характеристиками производительности и надежности“. Т.е. существовали системы, как работающие на оригинальной ОС ЕС, так и нелегально бегающие на IBM System/360 или IBM System/370.

Что именно работало на компьютере, показанном в фильме, я не знаю. Вот единственный скриншот с более или менее крупным планом одного из терминалов. Если среди читателей вдруг есть кто-то, способный по нему определить ОС (или у кого-то завалялась Full-HD версия того же кадра) — прошу поделиться с нами в комментариях.

Зачем же я вообще упоминаю здесь System/360 и IBM System/370? А вот зачем. Дело в том, что именно под эти системы была в 1968-ом году разработана программа File Retrieval and Editing System, которая официально считается первой в мире программой с поддержкой функции Undo. Вот как об этой функции в данной программе рассказывает её автор Andries van Dam:

Т.е. мы уже дошли до понимания того, что на показанном в фильме мейнфрейме ЕС 1045 (разработан в 1979-ом) вполне могла работать операционная система IBM System/370 и использоваться текстовый редактор File Retrieval and Editing System (разработан в 1968-ом) с функцией Undo. Т.е. сама концепция операции отмены и даже её реализация в конкретном текстовом редакторе по обстоятельствам фильма вполне могли быть известны главным героям.

Читайте так же:
Как смягчить жесткие валенки

Теперь давайте поговорим именно о вызове действия Undo комбинацией Ctrl+Z (или любой другой с буквой Z). Я перелопатил кучу информации, но так и не нашел описание того, как команда отмены запускалась в редакторе File Retrieval and Editing System (возможно, кто-то из читателей умеет гуглить лучше меня?). Но вот что известно абсолютно точно — так это то, что комбинация Ctrl+Z использовалась для отмены действий в текстовом редакторе Bravo, созданном в 1974-ом году программистами из Xerox PARC. Именно им все официальные источники (например, The New York Times) приписывают авторство идеи привязать комбинацию Ctrl+Z к функции Undo. Учитывая послужной список изобретений подразделения Xerox PARC в это вполне можно поверить.

Итак, теперь мы знаем, что на момент создания ЕС 1045 уже 11 лет как существовала реализация функции Undo (в совместимом с ЕС 1045 софте) и 5 лет как существовала комбинация клавиш Ctrl+Z, как горячая клавиша для вызова Undo. От создания ЕС 1045 до съёмок фильма прошло ещё 3 года, что также способствовало распространению софта и знаний о его функциях.

Отсюда мы можем сделать вывод, что герои фильма (как и его авторы) могли вполне осознанно и аргументированно упоминать функцию отмены и её связь с латинской буквой Z как отсылку к функции Undo и комбинации клавиш Ctrl+Z в ПО компьютеров тех лет.

Чародеи брыль 6 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: михаил 5 букв

Авдей Авдей — Михаил Брылкин в фильме «Полынь — трава горькая»

Актёр Актёр — рассказ Михаила Зощенко

Алкаш Алкаш — Михаил Васильев в фильме «Семь невест ефрейтора Збруева»

Асени Асеню I [1187-96] и его брату, царю-соправителю Петру I [1187-97] наследовали Калоян [1197-1207], Борил [1207-18], Иван Асень II [1218-41], Калиман I [1241-46], Михаил I Асень [1246-56], Калиман II [1256-57], Константин Асень Тих [1257-77], Михаил II Асень [1277-79], Иван Асень III [1279-80]

Бекас Бекас — Михаил Ножкин в фильме «Ошибка резидента»

Белов Белов — Михаил Козаков в фильме «Повесть о чекисте»

Бирон Бирон — Михаил Козаков в фильме «Демидовы»

Бочка Бочка — рассказ Михаила Зощенко

Брунс Брунс — Михаил Светин в фильме «12 стульев»

Брыль Брыль — Михаил Светин в фильме «Чародеи»

Бубик Бубик — Михаил Васильев в фильме «Домик в дюнах»

Букин Букин — Михаил Глузский в фильме «Птицы над городом»

Быков — Михаил Ульянов в фильме «Тишина»

Вадим Таинственная личность Вадима Храброго, о котором ничего более неизвестно, занимала внимание историографов XVIII века (Василий Никитич Татищев, Михаил Васильевич Ломоносов) и по-разному оценивалась в зависимости от позиции в так называемом «варяжском вопросе»

Важин — Михаил Кононов в фильме «Без видимых причин»

Витёк — Михаил Кокшенов в фильме «Брелок с секретом»

Вован — Михаил Ефремов в фильме «В движении»

Враги Хозяева одного из российских заводов Захар Бардин и Михаил Скоробогатов собираются закрыть предприятие, чтобы утихомирить рабочих, требующих уволить мастера-самодура

Гараж Актеры: Валентин Гафт (Сидорин), Ия Саввина (Аникеева), Георгий Бурков (Виталий Фетисов), Лия Ахеджакова (Малаева), Андрей Мягков (Хвостов), Семен Фарада (трoмбонист), Вячеслав Невинный (Карпухин), Игорь Костолевский (сын Милосердова), Зоя Исаева (пайщик гаражного кооператива), Александр Лебедев, Татьяна Рогозина, Анна Фроловцева, Леонид Марков (профессор Смирновский), Дмитрий Орловский (полковник), Наталья Гурзо (Наташа), Светлана Немоляева (жена Гуськова), Борислав Брондуков (жених), Анастасия Вознесенская (Кушакова), Вадим Захарченко, Михаил Кокшенов (каратист), Ольга Остроумова (Марина), Глеб Стриженов (Якубов), Петр Щербаков (Муж Аникеевой), Александр Пятков, Мария Виноградова (сотрудница с курицей), Эльдар Рязанов [спавший]

Герой В марте 1918 года ротмистр Долматов заставляет Веру оставить опасную работу в военном санитарном обозе и, вопреки её желанию, сажает её в частный поезд богатого российского промышленника Михаила Терещенко, отправляющегося в эмиграцию в Париж вместе с её сестрой Ириной и матерью Ольгой Андреевной

Гобле — Михаил Светин в фильме «Игра хамелеона»

Гости — рассказ Михаила Зощенко

Губин Губин — Михаил Глузский в фильме «Солнечный ветер»

Гузей — Михаил Глузский в фильме «Пламя»

Демон «Демон» (1829—1839) — поэма Михаила Лермонтова

Джилс — Михаил Козаков в фильме «Домби и сын»

Дзюба — Михаил Ефремов в фильме «Праздник»

Драка Драка — рассказ Михаила Зощенко

Драма Драма — рассказ Михаила Зощенко

Дрова Дрова — рассказ Михаила Зощенко

Дубок — Михаил Васильев в фильме «Мандат»

Дырка Дырка — рассказ Михаила Зощенко

Жених Жених — рассказ Михаила Зощенко

Жуков Жуков — Михаил Ульянов в фильме «Освобождение»

Земля Земля — рассказ Михаила Осоргина

Зотик — Михаил Кокшенов в фильме «В огне брода нет»

Игрок Игрок — Рассказ Михаила Осоргина

Илюха — рассказ Михаила Шолохова

Испас — Михаил Светин в фильме «Безымянная звезда»

Клаас — Михаил Ульянов в фильме «Легенда о Тиле»

Клара Клара будет счастлива с Борисом, Михаилом, Семеном, Олегом, Виктором, Степаном

Кляйн — Михаил Светин в фильме «Трест, который лопнул»

Коган — Михаил Козаков в фильме «Любовь-морковь»

Коста — Михаил Глузский в фильме «Ученик лекаря»

Косых Косых — Михаил Кокшенов в фильме «Женя, Женечка и «катюша»

Кракс — Михаил Яншин в фильме «Внимание! В городе волшебник!»

Круги — рассказ Михаила Осоргина

Крыло С крыльями изображались архангелы Гавриил, Михаил и Рафаил

Ктифф — Михаил Светин в фильме «Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков»

Читайте так же:
Что с катей венца

Купец Купец — Михаил Васильев в фильме «Демидовы»

Левий — Михаил Глузский в фильме «И на камнях растут деревья»

Ленин — Михаил Ульянов в фильме «На пути к Ленину»

Леший Леший — Михаил Кононов в фильме «Андрей и злой чародей»

Лосев — Михаил Кононов в фильме «Расследование»

Лушка Лушка — Персонаж романа Михаила Шолохова «Поднятая целина»

Лютик Христианская легенда гласит, что среди лютиков пытался спрятаться от Архангела Михаила сатана, потому и стал цветок злым

Машук У подножия Машука — город Пятигорск; обелиск на месте гибели Михаила Лермонтова

Медяк Медяк — рассказ Михаила Зощенко

Мерси Мерси — рассказ Михаила Зощенко

Мечта Мечта — советский художественный фильм режиссёра Михаила Ромма, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1941 году и вышедший на экраны 13 сентября 1943 года

Мотив Расширительно-устойчивая тема, проблема, идея в творчестве писателя или в литературном направлении (мотив «мщения» у Михаила Лермонтова).

Мумка — рассказ Михаила Осоргина

Мцыри — герой поэмы Михаила Лермонтова «Мцыри» (1839; в рукописи озаглавлена «Бэри», что по-грузински — монах).

Нервы Нервы — рассказ Михаила Зощенко

Ногай В 1273 женился на побочной дочери византийского императора Михаила Палеолога — Евфросинии

Нюнин — Михаил Яншин в фильме «Свадьба»

Обида Обида — рассказ Михаила Шолохова

Оноли — Михаил Козаков в фильме «Восемнадцатый год»

Орлов Орлов — Михаил Глузский в фильме «Живые и мёртвые»

Павло — Михаил Кокшенов в фильме «Адъютант его превосходительства»

Пашин — Михаил Кокшенов в фильме «По улицам комод водили»

Пешка Пешка — рассказ Михаила Осоргина

Пимен Пимен — Михаил Козаков в фильме «Борис Годунов»

Пирар — Михаил Глузский в фильме «Красное и чёрное»

Прокл Система Прокла, будучи завершением неоплатонизма, своим мыслительным аппаратом оказала всеобъемлющее воздействие на развитие средневековой философии (от Ареопагитик до Михаила Пселла, Иоанна Петрици и Николая Кузанского).

Пышка Режиссёром и сценаристом картины выступил Михаил Ромм

Рагно — Михаил Светин в фильме «Сирано де Бержерак»

Рачис — рассказ Михаила Зощенко

Ромин — Михаил Козаков в фильме «Покровские ворота»

Рощин — Михаил Ножкин в фильме «Хождение по мукам»

Рубеж Молодой, рациональный, достаточно циничный бизнесмен Михаил Шуров (Павел Прилучный) столкнулся с тем, что поисковики перекрыли доступ к песчаному карьеру на территории Невского пятачка под предлогом того, что нужно произвести археологические работы

Рудин Из того же времени прототип Рудина — Михаил Бакунин, один из виднейших представителей русского общественного движения

Серов Серов — Михаил Ефремов в телесериале «Охота на изюбря»

Слонь — Михаил Кокшенов в фильме «В зоне особого внимания»

Сысой — Михаил Глузский в фильме «Ныне прославися сын человеческий»

Такса На одном форуме, где делятся радостями и бедами, я прочитал: «Такса – это такой маленький хитренький человечек, которому можно всё объяснить, которого можно о чём-то попросить, с которым можно договориться! Они действуют на нас своими методами и так хотят быть нами понятыми!» Михаил Варяница

Теляш — Михаил Светин в фильме «Инспектор Лосев»

Трахт — Михаил Козаков в фильме «Сотворение любви»

Туман Туман — рассказ Михаила Зощенко

Тятин Тятин — Михаил Кононов в фильме «Безумный день инженера Баркасова»

Фадей — Михаил Глузский в фильме «Время выбрало нас»

Фёдор Фёдор — Михаил Пуговкин в фильме «Болотная street, или Средство против секса»

Фокич — Михаил Глузский в фильме «В огне брода нет»

Франц Франц — Михаил Глузский в фильме «Цена»

Цапко — Михаил Глузский в фильме «Чёрный квадрат»

Цыбин — Михаил Глузский в фильме «Дублёр начинает действовать»

Чушко — Михаил Пуговкин в фильме «В один прекрасный день»

Шапка Шапка — рассказ Михаила Зощенко

Шмидт Шмидт — Михаил Светин в фильме «Необыкновенные приключения Карика и Вали»

Шофёр Шофёр — Михаил Васильев в фильме «Где-то есть сын»

Штерн Штерн — Михаил Козаков в фильме «Исполняющий обязанности»

Шульц Шульц — Михаил Яншин в фильме «Секретная миссия»

Шутка Шутка — рассказ Михаила Зощенко

Щучин Среди достопримечательностей: Щучинский дворец (усадьба Сципионов, архитектор Юзеф Пиола, 60—70-е годы 18 века); церковь Архангела Михаила (1865) в псевдорусском стиле; костел Святой Терезы (1826—29) в стиле классицизма

Ярцев Ярцев — Михаил Ножкин в фильме «Освобождение: Битва за Берлин»

Фильм "Чародеи": актеры и судьба

Советская музыкально-комедийная киносказка режиссера Константина Бромберга “Чародеи” впервые вышла на экраны 31 декабря 1982 года. С момента премьеры картину каждый год показывают по телевидению, а знаменитые песни “Три белых коня” (в исполнении Ларисы Долиной) и “Песенка о снежинке” (поет Ольга Рождественская) стали “символом” Нового года.

Большую часть сцен, происходящих на улицах вымышленного города Китежграда, снимали в Суздале. Действия в фильме разворачиваются под Новый год. Иван Пухов влюбляется в ведьму Алену Санину, влюбленные собираются пожениться. Вскоре на девушку накладывают заклятие “зимнего сердца”, и она становится злой и расчетливой, забыв любимого. Ивану предстоит сделать все, чтобы снять его и вернуть Алену.

О судьбе актеров, сыгравших в “Чародеях”, а также их фото тогда и сейчас — в материале 24СМИ.

Александра Яковлева (1957)

Фильм "Чародеи": актриса Александра Яковлева в роли Алены — тогда и сейчас

Фильм «Чародеи»: актриса Александра Яковлева в роли Алены — тогда и сейчас

Александра Яковлева в сказке “Чародеи” исполнила роль молодой и привлекательной ведьмы Алены Саниной. Ее героиня много поет, но так как сама Яковлева петь не умеет, вместо нее песни исполняли Жанна Рождественская и Ирина Отиева.

Александра Яковлева была самой популярной советской актрисой вплоть до 1993 года. После этого женщина решила завершить карьеру, занявшись политической и общественной деятельностью. В 2016-м Яковлева сделала громкое заявление о возвращении в кино и снялась в ленте “Экипаж”, которая повторяет сюжет одноименной картины, вышедшей в 1979 году с ее же участием.

Читайте так же:
Как правильно сказать пара джинс или пара джинсов

Александр Абдулов (1953 — 2008)

Фильм "Чародеи": актер Александр Абдулов в роли Ивана — тогда и в последние годы

Фильм «Чародеи»: актер Александр Абдулов в роли Ивана — тогда и в последние годы

Фильм "Гусарская баллада": актеры и роли

Народный артист РСФСР Александр Абдулов сыграл в “Чародеях” Ивана Пухова, возлюбленного Алены. Актер также играл в картинах “12 стульев”, “Обыкновенное чудо”, “Место встречи изменить нельзя”, “Самая обаятельная и привлекательная” и др.

Александр Абдулов умер 3 января 2008 года, незадолго до смерти врачи диагностировали у него четвертую стадию рака легкого. Израильские и российские медики сделали вывод, что опухоль образовалась из-за многолетнего курения. Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище.

Валентин Гафт (1935-2020)

Фильм "Чародеи": актер Валентин Гафт в роли Сатанеева — тогда и сейчас

Фильм «Чародеи»: актер Валентин Гафт в роли Сатанеева — тогда и сейчас

Актер театра и кино Валентин Гафт в “Чародеях” выступил в роли Аполлона Сатанеева, претендующего на сердце Алены. Он подстроил коварный план, результатом которого стало заклятие “зимнее сердце”.

Валентин Иосифович играет в кино и театре с 1956 года. На его счету картины “Интервенция”, “Здравствуйте, я ваша тетя!”, “Гараж”, “Млечный путь” и др. Последние годы здоровье не позволяло Гафту сниматься в кино и играть в театре. Артист практически не посещал светские мероприятия, за исключением некоторых телевизионных программ, и появлялся на людях в компании помощницы. В 2020 году актера не стало.

Екатерина Васильева (1945)

Фильм "Чародеи": актриса Екатерина Васильева в роли Шемаханской — тогда и сейчас

Фильм «Чародеи»: актриса Екатерина Васильева в роли Шемаханской — тогда и сейчас

Фильм "Карнавальная ночь": актеры и судьба

Интриги Сатанеева приводят к тому, что директор института Кира Шемаханская ревнует своего возлюбленного Киврина к Алене и накладывает на ведьму заклятие. Эту роль получила советская и российская актриса Екатерина Васильева.

Как и большинство актеров, Екатерина Васильева начала сниматься в кино, будучи студенткой. В ее фильмографии — “Журналист”, “Адам и Хева”, “Воздухоплаватель”, “Двадцать дней без войны” и “Королева Марго”. В 1993 году актриса завершила карьеру и ушла послушницей в Толгский монастырь. В 1996-м вернулась в кинематограф и теперь более тщательно отбирает себе роли, всегда советуясь со своим духовным отцом.

Валерий Золотухин (1941 — 2013)

Фильм "Чародеи": актер Валерий Золотухин в роли Киврина — тогда и в последние годы

Фильм «Чародеи»: актер Валерий Золотухин в роли Киврина — тогда и в последние годы

Валерий Золотухин в “Чародеях” сыграл жениха Шемаханской — заместителя директора по науке Ивана Киврина. Он давно зовет замуж возлюбленную, однако Кира из-за своей занятости постоянно откладывает свадьбу.

Народный артист РСФСР Валерий Золотухин играл в таких лентах, как “Бумбараш”, “Тайное голосование”, “Участок”, “Ночной дозор”, “Не родись красивой” и “Черная Молния”.

Смерть пришла к артисту 30 марта 2013 года, причиной послужила опухоль головного мозга. Похоронили Золотухина на Алтае, на территории Храма Покрова Пресвятой Богородицы, построенного на его сбережения.

Эммануил Виторган (1939)

Фильм "Чародеи": актер Эммануил Виторган в роли Коврова — тогда и сейчас

Фильм «Чародеи»: актер Эммануил Виторган в роли Коврова — тогда и сейчас

Эммануил Виторган предстал в роли Виктора Коврова, который пытается разобраться в том, что произошло с Аленой. Помогает ему в этом Фома Брыль, вместе они вызывают Ивана в Китежград, чтобы спасти молодую ведьму.

Советский и российский актер театра и кино Эммануил Виторган за свою творческую карьеру успел сыграть более чем в 100 фильмах. Среди них — “Король Лир”, “И это все о нем”, “Дальнобойщики”, “Бедная Настя”, “Сваты 5” и “На Париж”. Виторган продолжает сниматься в кино.

26 февраля 2018 года в его семье произошло радостное событие. На свет появился третий ребенок актера, дочь Этель, матерью которой стала супруга Виторгана Ирина Млодик.

Михаил Светин (1929 — 2015)

Фильм "Чародеи": актер Михаил Светин в роли Брыля — тогда и в последние годы

Фильм «Чародеи»: актер Михаил Светин в роли Брыля — тогда и в последние годы

Актеры фильма "Жестокий романс": тогда и сейчас

Фома Брыль при помощи Коврова попадает в поезд, в котором едет Иван. Брыль объясняет несостоявшемуся жениху всю серьезность ситуации, и тот вместе с маленькой сестрой Ниной спешит спасти невесту.

Роль Брыля в киносказке исполнил Михаил Светин. Помимо “Чародеев”, актер снимался в картинах “Афоня”, “Человек с бульвара Капуцинов”, “Улицы разбитых фонарей” и др.

В 2015 году знаменитого артиста доставили в больницу с подозрением на инсульт, операция не увенчалась успехом, и 30 августа Михаил Светин скончался. Его похороны прошли на Серафимовском кладбище в Петербурге.

В новогодней киносказке также снимались Роман Филиппов, Семен Фарада, Анна Ашимова, Леонид Харитонов, Павел Винник и др.

Фильм “Чародеи” — трейлер:

Как создавалась новогодняя сказка «Чародеи»

o-o.jpegНа новогодних праздниках мы любим смотреть хорошо знакомые советские новогодние комедии, которые даже через десятки лет не теряют своего «киношарма». Каждому человеку, даже самому взрослому и не верящему в чудеса, в Новый год просто необходимо чудо, пусть и на экране: в «Чародеях» чудеса не просто случаются , их там творят.

Представляем вам любопытные факты из истории создания этого прекрасного фильма, которая не менее интересна, чем сама кинокартина.

1. Мюзикл «Чародеи» вышел на экраны страны в конце декабря 1982 года. И хотя после премьеры критики не прочили фильму ничего хорошего – например, в газете «Труд» 1983 года писали, что «чувства большого удовлетворения, глубокого следа в памяти премьера не оставила» – эта картина прочно вошла в наш новогодний “телевизионный набор”.

Написанный по книге братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» сценарий фильма нам повествует о том, что настоящая любовь может творить чудеса. В институте «НУИНУ» (научный универсальный институт необыкновенных услуг) кипит бурная работа по изготовлению волшебной палочки. Презентация изобретения намечена на 31 декабря, в Новогодний вечер. Но тут в дело вступают противники директора института, преследующие свои цели…

картинка Arlett

2. Кстати, внутренние помещения НУИНУ снимали в здании телецентра Останкино. Режиссер фильма Константин Бромберг однажды заблудился в нем и забрел в часть здания, где обнаружил восьмипролетную мраморную лестницу с мозаикой и смальтой, о которой, как потом выяснил, все забыли. Банкетный зал, где происходила финальная сцена фильма, — суздальский гостинично-туристический комплекс «Турцентр». Дом, где жила Алена, снимали в городе Пущино. В фильме есть эпизод — когда Алёна летает на метле, она облетела здание «НУИНУ», и его показали снаружи. Хотя выглядит это здание как гостиница «Союз» с двухскатной крышей, однако в реальности гостиница «Союз» двухскатной крыши не имеет. Были выполнены комбинированные съёмки: взяли здание гостиницы «Союз» и наверх «затащили» здание ГТК «Турцентр». Надо сказать, гибрид получился весьма удачным.

Читайте так же:
Clockhouse что за бренд джинсы

3. Эффектную сцену проезда тройки лошадей по зимнему лесу решили снять в московском Ботаническом саду, что удачно дополнило легендарный музыкальный эпизод «Три белых коня».

картинка Arlett
4. В первые дни картину снимали без главного героя. Во всех сценах, где мчится лихая тройка, персонаж Эммануила Виторгана играет на трубе, а сестрёнка Вани (Александр Абдулов) задорно поёт «Три белых коня», Абдулова заменяет дублёр. Крупные планы Ивана были сняты значительно позже. Проблема была в том, что Абдулова отказывалось утверждать телевизионное начальство, которое ранее также отвергло Михаила Боярского. В конце концов Абдулова удалось согласовать, но выяснилось, что помимо работы в театре он снимается в четырёх картинах одновременно. «Чародеи» были пятым фильмом, так что Абдулов поставил всех перед фактом: «Могу сниматься только ночью».

картинка Arlett
5. Сотрудницу института НУИНУ, заведующую лабораторией абсолютных неожиданностей, опытную и соблазнительную чародейку Аленушку сыграла Александра Яковлева. В начале фильма она показана как добрая и отзывчивая девушка, которая позже из-за ревности Шемаханской и интриг Сатанеева была превращена в бессердечную и расчётливую карьеристку. Её книжным прототипом, возможно, является ведьмочка Стелла (Понедельник начинается в субботу). Не смотря на слова режиссер Бромберга в самом начале съёмок: «Ведьму-то она сыграет, а вот Алёнушку вряд ли» (у актрисы был весьма своеобразный характер), Аленушка в исполнении Яковлевой неотразима и убедительна. И с Абдуловым актриса прекрасно поладила, так что играть симпатию друг к другу им было несложно.

картинка Arlett
6. Сестру главного героя, Вани, Нину Пухову сыграла Аня Гайдаш. «Мои родители к кино никакого отношения не имели, – рассказывала Анна. – Я, как обычно, пришла с подружками в художественную школу во Дворец пионеров, к нам подошла женщина, спросила, хотим ли мы сниматься в кино. Кинопробы мне не удавались. Не хотела говорить текст про то, что я вредная девчонка и плохо учусь, потому что всегда была прилежной ученицей. Но сниматься в кино очень хотелось, и я взяла себя в руки».

картинка Arlett
7. Идея белого костюма, в котором щеголял Александр Абдулов (шедевральное «Главное, чтобы костюмчик сидел»), заимствована из фильма «Лихорадка субботнего вечера» (1977). В этом фильме такой же костюм достался главному герою в исполнении Джона Траволты.

картинка Arlett
8. На роль директора института НУИНУ Шемаханской пробовались и Наталья Гундарева, и Алиса Фрейндлих, однако сыграла ревнивого мага Первой величины Екатерина Васильева. Персонаж Шемаханской не имеет книжного прототипа, её образ был создан авторами фильма, как синтез образов средневековых чародеек, и вместе с тем он во многом родствен образу Людмилы Прокофьевны Калугиной (Служебный роман). Фамилия, возможно, взята из пушкинской «Сказки о золотом петушке» («шамаханская царица»).

картинка Arlett
9. Заместителя директора института НУИНУ, главного антагониста фильма Аполлона Сатанеева бесподобно сыграл Валентин Гафт. Сатанеев — интриган и конъюктурщик, пытающийся обманом жениться на Алёне и «подсидеть» Шемаханскую перед комиссией в Новогоднюю ночь. Примечательно, что на протяжении всей картины Сатанеев не совершает самостоятельно ни одного магического действия и, возможно, даже ничего не смыслит в магии — он даже не смог пройти сквозь стену вслед за Иванушкой. Зато он стал сатирическим образом ловкого администратора, карьериста и «чиновника от науки», устроившегося не на своём месте и занимающегося своими личными делами в ущерб работе.

картинка Arlett
10. На съёмочной площадке отношения у Александры Яковлевой и Валентина Гафта были крайне напряженными: актера раздражал чрезмерно долгий процесса макияжа Яковлевой, иногда она путалась в тексте. Однажды она снова забыла текст и Гафт, не переставая играть Сатанеева, схватил её за шею. Артист так разозлился, что его еле уговорили продолжать съёмки. Но снимался он только отдельно от Яковлевой – потом их сводили при монтаже.

картинка Arlett
11. Семен Фарада вспоминает, что его роль задумывалась как эпизодная — гость с юга с четырьмя фразами. Но актёр сам придумал себе роль. Например, выдумал появление следов, когда его герой потерялся в лабиринтах коридора. Прямо в кадре выдал фразу: «Боже, как я похудел». Фразу, ставшую крылатой, «Ну кто так строит?!» предложил Семён Фарада после того, как однажды реально заблудился в телецентре и не мог найти съёмочную группу.

картинка Arlett
12. Михаил Светин (товарищ Брыль), Абдулов и Виторган свои песни в фильме поют сами (за исключением «Серенады» «…Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь. »). А вот за Яковлеву и Ашимову пели, соответственно, Ирина Отиева, Жанна Рождественская и Лариса Долина.

картинка Arlett
13. Георгий Вицин озвучил говорящего кота Василия. Однако в итоговом монтаже цензура вырезала почти всю роль кота, остались всего два слова: «Хам!» и «Ура!». Вицин был ужасно расстроен. Между прочим, на роль говорящего котика пробовались 18 животных. Им давали сметану и следили за мимикой. Чем выразительнее кот фыркал и облизывался, тем больше шансов у него было получить роль.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector